Роль семьи в образовательном пространстве
материал
Новая образовательная парадигма провозгласила родителей субъектами образовательного и воспитательного процесса, а значит, возложила на них ответственность за качество образования, за все процессы, происходящие в школе.
Родители и педагоги – воспитатели одних и тех же детей, результат воспитания может быть успешным тогда, когда учителя и родительская общественность станут союзниками. Такое сотрудничество позволяет лучше узнать ребёнка, посмотреть на него с разных сторон и позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь взрослым в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребёнка, преодолении его негативных поступков и проявлений в поведении, формировании ценных жизненных ориентаций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_semi_v_obrazovatelnom_prostranstve.docx | 41.97 КБ |
rol_semi_v_obrazovatelnom_prostranstve.pptx | 2.03 МБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Ханты - Мансийского района
«Средняя общеобразовательная школа имени В. Г. Подпругина с. Троица»
Роль семьи в образовательном пространстве
Учитель начальных классов:
Южакова Наталья Григорьевна
с. Троица-2021г.
“Только вместе с родителям,
общими усилиями, учителя могут дать детям
большое человеческое счастье. (В.А.Сухомлинский)
Новая образовательная парадигма провозгласила родителей субъектами образовательного и воспитательного процесса, а значит, возложила на них ответственность за качество образования, за все процессы, происходящие в школе.
Родители и педагоги – воспитатели одних и тех же детей, результат воспитания может быть успешным тогда, когда учителя и родительская общественность станут союзниками. Такое сотрудничество позволяет лучше узнать ребёнка, посмотреть на него с разных сторон и позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь взрослым в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребёнка, преодолении его негативных поступков и проявлений в поведении, формировании ценных жизненных ориентаций.
При подготовке к ТМО, я провела мониторинг посещения родителями родительских собраний, оказалось, что самыми активными родителями являются -66%, а 34%- пассивные родители. Одной из причин непосещения :Нет времени! Не интересно!Несмотря на то,что ежегодно на организационном родительском собрании мы обсуждаем темы для проведения родительских собраний в течение года. Тем самым как бы отгораживаясь от ответственности за качество учебно-воспитательного процесса, показывая свое нежелание быть непосредственными участниками этой кропотливой работы часть родителей стараются переложить ответственность за формирование личности ребенка только на школу и учителей ,занимая позицию стороннего наблюдателя. .
На первом собрании я провожу анкетирование родителей. Благодаря ответам на вопросы анкеты я узнаю больше о своих учениках, об их склонностях и интересах, о взаимоотношениях в семье. Итоги анкетирования, я активно использую при составлении плана воспитательной работы, а позже – при проведении мероприятий, вечеров, бесед. Поначалу я опираюсь на родителей-энтузиастов, которые с удовольствием принимают участие в организации мероприятия. Остальных родителей я приглашаю поучаствовать в нем вместе со своими детьми. Очень важно, чтобы не только дети, но и их родители принимали участие во всех школьных делах.
В целях изучения психологического климата в семье я использую различные методы психолого-педагогической диагностики, которые позволяют корректировать поведение ребенка, влиять на взаимоотношения детей и родителей. Это: наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование, деловые игры, материалы детского творчества.
Большое внимание уделяю психолого-педагогическому просвещению родителей учащихся. Умело организованное, и продуманное педагогическое просвещение родителей способствует развитию педагогического мышления и воспитательных умений родителей, изменению восприятия собственного ребенка в их глазах. Наиболее распространенной формой работы с родителями являются родительские собрания. Накануне родительского собрания я обычно провожу анкетирование детей, подвожу итоги для себя, а затем эти же вопросы задаю родителям и раздаю им ответы их детей для сравнения. После этого обсуждаем возникшие вопросы, разногласия, и я даю рекомендации или советы родителям, список литературы по проблеме. На мой взгляд, такие родительские собрания проходят очень интересно и полезно. Для подготовки к собраниям использую книгу Н.И.Дереклеевой «Новые родительские собрания».
Для достижения органичного воспитательного пространства, считаю обязательным условием ведение планомерной и систематической работы с родителями. Работа с родителями, как коллективная, так и индивидуальная, осуществляется мною в следующих направлениях:
1.Психолого-педагогическое просвещение родителей
Считаю важным и обязательным условием – просвещение родителей в вопросах педагогики и психологии, поэтому знакомлю их с актуальными вопросами обучения и воспитания. Родительские собрания провожу разные по содержанию. (на слайде их виды)
-Организационные «Права и обязанности родителей»
-Тематические «Трудности адаптации первоклассников» «Первые уроки школьной отметки»
-Обмен мнениями «Первые дни ребенка в школе»
-Беседа с элементами игры «О детской агрессии»
- Собрание-практикум «Как готовить домашнее задание»
-Деловая игра «Поговорим о дружбе»
-Круглый стол «Методы воспитания» «Поощрения и наказания в семье»
консультации;
В течение всего учебного года родители имеют возможность обратиться за индивидуальной консультацией. В процессе таких встреч разъясняю им проблемы ребёнка, совместно ищем наиболее продуктивные пути решения возникших проблем. По необходимости подбираю упражнения и задания для работы ребёнка с родителем дома. Подбираю памятки и составляю рекомендации для работы с ребёнком по мере необходимости.
2.Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.
Работу по вовлечению родителей в учебно-воспитательный процесс провожу через:
-совместные праздники(«День Матери»,8 марта, «Прощай, начальная школа!»;
-творческие мастерские (изготовление праздничных сувениров);
-проектную деятельность «Семейный бюджет», «Кто нас защищает», «Школа кулинаров»;
-открытые уроки «День открытых дверей»;
-игры-соревнования «Мама, папа, я – спортивная семья»;
-акции «Урок Цифры», «Зеленая Россия»;
-исследовательская работа «Моя семья;
-помощь в организации классных дел.
Современная программа предусматривает не только самостоятельную деятельность учащихся ,но и активную помощь взрослых. При подготовке домашнего задания по литературе задаю учащимся при выполнении ,которого требуются знания по географии,так как дети не изучали географию и не работали с картой ,детям просто необходима помощь родителей для выполнения задания и создания ситуации успеха, что повышает мотивацию ребенка и способствует сотрудничеству «учитель»-«ученик»-«родитель»,а также способствует самообразованию родителей. Например : при изучении темы : «Главные реки» В.Ю.Драгунского задаю задание, совместно с родителями найти ответ на вопрос, о какой реке идет речь в произведении. По окружающему миру: найти информацию о летоисчислении в Древнем Египте и Древнего Рима. По математике: решить задачи-шутки, ребусы, головоломки. При написании изложения по русскому языку В.Б.Бианки «Оляпка»,спросить у родителей знают ли они кто это, а если нет ,то обязательно рассказать об этой удивительной птице.
Урок окончен, но образовательный процесс продолжается ,поэтому направляю его в нужное русло. На каникулах ребята выполняют летние задания «Мамина школа». Для того, чтобы сохранить уровень учебных умений и навыков. Сейчас я хочу продемонстрировать один из результатов такой работы.(демонстрация)
Таким образом практика показывает, что активное использование форм работы с родителями помогает родителям улучшить воспитание детей, укрепляет связь родителей и детей, позволяет расширить у детей и родителей образовательное пространство, способности к сотрудничеству, уверенность в себе. Такие формы работы поспособствовали к тому, что класс дружный, работоспособный, активный и любознательный.
3.Участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом
Особо важной формой является взаимодействие педагогов с родительским комитетом. Родительский актив — это опора педагога, и при умелом взаимодействии он становится проводником их идей. На заседаниях родительского комитета, которые проводятся по мере необходимости, учитель и родители вырабатывают способы реализации тех идей и решений, которые приняты собранием. Родительский комитет стремится привлечь родителей и детей к организации классных дел, решению проблем жизни коллектива.
Хорошо организованный родительский комитет может выполнять в классе различные функции. Одной из главных является помощь родительского комитета в организации учебно-воспитательного процесса.
Родительский комитет нашего класса выбирается общим собранием родителей. В ходе выборов учитывается предложения классного руководителя, инициатива самих родителей. Срок полномочий родительского комитета – четыре года, но, если назрела острая необходимость, родительский комитет может быть переизбран в срочном порядке или может продолжить свои полномочия.
Участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом организовываю с помощью следующих форм деятельности:
-участие родителей в работе Совета школы;
-участие родителей в работе родительского комитета.
Хочу отметить, что в моем классе ведется «Родительский дневник» .Ведение родительских дневников – очень полезный, на мой взгляд, вид работы. Он помогает более продуктивно сотрудничать как учителю с родителями, так и учителю с родителями. Кроме того, помогает провести хорошую рефлексию. Этот вид работы снимает напряжённость между родителем и учителем, т.к. не всегда родитель может задать вопрос напрямую, глядя в глаза. И, кроме того, даёт учителю возможность не быть застигнутым врасплох, а подготовиться к ответу на интересующий родителя вопрос. Помогает, так же, вносить необходимые коррективы в свою учебно-воспитательную деятельность и в план работы с родителями. Родительский дневник делает собрания более полезными и содержательными для родителей. Кроме того, учителю не приходится озвучивать вслух перед всеми родителями замечания для каждого конкретного ребёнка, то есть, помогает избежать родителям неблагополучных детей неловкой ситуации перед родителями ребят благополучных. Наличие дневников помогает учителю хранить диагностику родителей, даёт возможность обратиться к данной информации при необходимости.
На ряду с традиционными формами общения с родителями, я ежедневно применяю информационную форму общения whatsapp или сайт Гис «Электронный журнал».Практика показывает что при виртуальном общении многие родители более открыты для общения, нежели при непосредственном контакте с учителем. Таким образом они могут предупредить меня о пропуске ребёнком школы по той или иной причине (например, внезапно заболел, или пришлось срочно уехать). Таким же образом родители могут задать возникшие у них вопросы. Например, получше узнать о предстоящей поездке, празднике. Кроме того, если ребёнок болеет, родители могут через интернет получить от меня рекомендации по объяснению пропущенной новой темы, о заданиях, которые необходимо проработать с ребёнком. Для изучения интересов ребенка ,не только в стенах школы, но и за ее пределами привлекаю родителей к созданию электронного портфолио на сайте Гис.
Что же можно сказать в заключение? Суть взаимодействия школы и семьи заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств.
Совместная деятельность педагогов, родителей и детей может быть успешной, если все положительно настроены на совместную работу, действуют сообща, осуществляют совместное планирование, подводят итоги деятельности.
Такое взаимодействие предполагает единство требований к ребенку и организацию совместной деятельности, изучение ребенка в семье и в школе с помощью специальных методик и составления программ его развития.
Характер взаимодействия педагогов с семьей должен быть дифференцированным. Не следует навязывать всем одинаковое, надо ориентироваться на потребности, запросы родителей, особенности семейного воспитания.
Литература:
//pedsovet.org/Взаимодействие семьи и школы как средство достижения единого воспитательного пространства
//infourok.ru›/Доклад : Обобщение опыта работы по теме «Система работы с родителями в начальной школе»
Приложение
Памятка
Как помочь ребенку в приготовлении уроков
Родители, которые практически сразу предоставляют детям полную самостоятельность в приготовлении уроков, так же неправы, как и те, которые сразу начинают чрезмерно опекать.
Какие здесь могут быть основные рекомендации:
1. Проверьте, правильно ли организовано рабочее место ребенка (освещение, отсутствие лишних предметов на столе).
2. Для семилетнего ребенка время непрерывной работы не должно превышать 15–20 минут, а к четвертому классу – не более 30–40 минут. В процессе работы необходимо устраивать перерывы (около 5 минут).
3. Не стоит давать ребенку дополнительные задания, кроме тех, которые дали в школе.
4. Приучайте детей садиться за уроки всегда в одно и то же время.
5. Нельзя выполнять домашнее задание за ребенка.
6. Со временем снижайте степень контроля.
Помните, что самоисправление – есть первая форма самоконтроля и она должна всячески поощряться.
7. Поддерживайте старания ребенка, высказывайте уверенность, что все у него получится.
Анкета
1. Ознакомьтесь, пожалуйста, с возможными темами родительских собраний и отметьте те из них, которые вызывают интерес. Если в данном списке нет темы, которая вам интересна, укажите ее, пожалуйста.
– Как помочь ребенку адаптироваться к школе.
– Режим дня школьника: важность, возможности и проблемы.
– Как помогать ребенку при подготовке домашних заданий.
– Как учитывать при воспитании темперамент ребенка.
– В мире «нехочух»: что делать при проявлении детского упрямства.
– Другое
2. Какую помощь психолога вы хотели бы получить во время тематических родительских собраний?
3. Предполагаете ли вы принимать участие в тематических родительских собраниях по выбранным вами темам? (Отметьте один из вариантов ответов.)
Да.
Скорее да.
Если будет возможность.
Скорее нет.
Нет.
4. Напишите, какие дни недели, какое время наиболее удобно вам для участия в тематических родительских собраниях.
5. Сообщите, пожалуйста, ваше имя и контактный телефон:___________
6. Поставьте цифру 1 около самой интересной для вас темы, 2 – рядом с чуть менее интересной и т. д.
Благодарим вас за помощь и готовность к сотрудничеству!
Анкета для родителей
Ответьте, пожалуйста, да или нет на следующие вопросы.
№ п/п | Вопрос | Вариант (да, нет) |
1 | Считаете ли вы, что ваш ребенок общителен? | |
2 | Способен ли ребенок выполнить устное поручение? | |
3 | Может ли он заниматься каким-либо делом самостоятельно? | |
4 | Убирает ли ребенок свои игрушки и личные вещи после игры или в конце дня самостоятельно, без вашего напоминания? | |
5 | Если, выполняя задание взрослого, ребенок не может сам справиться с чем-либо, обратится ли он за помощью? | |
6 | Сформированы ли у вашего ребенка основные навыки самообслуживания (соблюдение личной гигиены, самостоятельное одевание, прием пищи и пр.) | |
7 | Умеет ли ребенок слушать других, не перебивая? | |
8 | Способен ли он соблюдать очередь в игре, в процессе другой деятельности? | |
9 | Способен ли ребенок сам познакомиться с детьми, оказавшись в новом месте (на детской площадке, в детском саду и т. д.) | |
10 | Может ли он справиться с гневом и раздражением, когда его чем-то обидели? | |
11 | Может ли ребенок выступить в роли организатора игры или какого-либо дела в процессе общения со сверстниками? | |
12 | Пытается ли ребенок справиться с трудностями самостоятельно, прежде чем обратиться за помощью? | |
13 | Есть ли у вашего ребенка друзья? | |
14 | Готов ли ребенок делиться своими игрушками в процессе игры | |
15 | Может ли ребенок сам помириться после ссоры с другими детьми? | |
16 | Адекватно ли ребенок воспринимает замечание в свой адрес? |
За каждый положительный ответ начисляется 1 балл.
Интерпретация ответов.
10–15 баллов – достаточно (хороший–высокий) уровень личностной готовности к школе.
6–9 баллов – средний уровень личностной готовности к обучению.
0–5 баллов – низкий уровень личностной готовности к поступлению в школу.
ИЗУЧЕНИЕ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ
ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНЬЮ
(по методике А. А. Андреева)
Учащимся предлагается оценить степень их согласия с предложенными утверждениями по следующей шкале:
4 – совершенно согласен;
3 – согласен;
2 – трудно сказать;
1 – не согласен;
0 – совершенно не согласен.
1. Я иду утром в школу с радостью.
2. В школе у меня обычно хорошее настроение.
3. В нашем классе хороший классный руководитель.
4. К нашим школьным учителям можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации.
5. У меня есть любимый учитель.
6. В классе я могу всегда свободно высказать свое мнение.
7. Я считаю, что в нашей школе созданы все условия для развития моих способностей.
8. У меня есть любимые школьные предметы.
Анкета для родителей
С каким настроением пришли ваши дети в школу в этом учебном году?
С каким настроением начинается этот год для вас, родителей? Ответьте, пожалуйста, на вопросы анкеты. Это поможет нам определить ориентиры для работы в новом учебном году.
- Чего вы ждете от нового учебного года?
- Какие вопросы хотели бы обсудить на родительских собраниях?
- Какие проблемы волнуют вас и требуют консультации психолога?
- Как, на ваш взгляд, нужно организовывать жизнь вашего ребёнка вне уроков? Чем наполнить его школьный досуг?
- С каким настроением вы встречаете новый сентябрь? (Радуетесь и ждете новых совместных (с вашим ребенком) открытий, знаний, побед? Нервничаете в ожидании новых домашних заданий и предвидите стрессы, связанные с их выполнением?).
- Какой конкретно помощи вы ждёте от школы в вопросах преодоления трудностей воспитания?
7. Ваше главное желание, связанное с началом третьего учебного года в жизни вашего ребенка.
Читаем вместе
М. Скребцова
СКАЗКА О ЩЕДРОМ СЕРДЦЕ
В одном городе жил щедрый старик, и не было почти никого, кому, хотя бы раз, не помогла его щедрость. Всю свою жизнь старик проработал печником. Печки, которые он клал, славились на всю округу. Люди говорили, что в каждой печке – кусочек его горячего сердца оставлен!
Когда печник состарился и не мог больше работать, он часто вспоминал свои печки и даже мысленно разговаривал с ними.
Однажды во сне старик увидел печь. Она улыбнулась ему и проговорила:
– Не узнаешь меня? Я та самая печка, которую много лет назад ты сделал для одного человека. Сейчас мой хозяин тяжело болен, и вся его семья в безутешном горе. Если он умрет, некому будет его четверых детишек кормить! Старик, когда ты меня сделал, ты отдал мне что-то очень горячее. Только много лет спустя я поняла, что это частица твоего любящего сердца. Все эти годы я берегла и хранила ее, как зеницу ока. Но сегодня я услышала слова доктора. Он сказал, что спасти больного может только чудо. Вот я и решила подарить моему хозяину свое сокровище. Может быть, оно заставит его умирающее сердце биться сильнее?
Старик очень удивился и сказал:
– А ты не боишься после этого остыть?
– Я, старик, уже отжила свое. Если остыну, меня сломают, а на моем месте другую печку поставят. Только и всего!
Целый день сон не выходил из головы старика. Наступил вечер. Неожиданно в дверь постучали, и в дом вбежала встревоженная женщина.
– Милый человек, помогите! Мой муж умирает. Сейчас он мечется в жару и бредит, – взволнованно проговорила она, умоляюще глядя на старика.
– Но чем же я могу помочь? Разве что за доктором сбегать, – предложил старик.
– Нет, нет, вы можете. Мой муж зовет вас и все время повторяет ваше имя.
Тут старика даже в жар бросило. Он вспомнил свой странный сон, быстро поднялся и побежал за женщиной.
Как только старик вместе с женщиной вошел в дом, первое, что он увидел, – была печь. Та самая, которая ему приснилась. Не мешкая, старик бросился к печке, открыл дверцу и вынул из золы что-то очень горячее. Затем он подбежал к постели больного и быстро сунул ему под рубашку найденный в печке предмет.
Некоторое время больной лежал неподвижно. Постепенно его щеки стали розоветь, он улыбнулся и произнес слабым голосом: «Спасибо, старик».
Через несколько дней старик умер. Говорят, что после его смерти, печки, которые он сделал, стали еще горячее, а в домах, где они стояли, – навсегда поселилось счастье.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье» (В.А.Сухомлинский)
Цель взаимодействия: создание атмосферы сотрудничества Задачи: Установление доверительных, партнерских отношений с родителями; Вовлечение семьи в единое образовательное пространство; Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.
Психолого-педагогическое просвещение родителей Организационные «Права и обязанности родителей» Тематические «Трудности адаптации первоклассников» «Первые уроки школьной отметки» Обмен мнениями «Первые дни ребенка в школе» Беседа с элементами игры «О детской агрессии» Собрание-практикум «Как готовить домашнее задание» Деловая игра «Поговорим о дружбе» Круглый стол «Методы воспитания» «Поощрения и наказания в семье»
Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс Совместные праздники(«День Матери»,8 марта, «Прощай, начальная школа!» Творческие мастерские (изготовление праздничных сувениров) Проектную деятельность «Семейный бюджет», «Кто нас защищает», «Школа кулинаров» Открытые уроки «День открытых дверей» Игры-соревнования «Мама, папа, я – спортивная семья» Акции «Урок Цифры», «Зеленая Россия» Исследовательская работа «Моя семья» Помощь в организации классных дел и др.
Участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом
Примерное содержание родительского дневника Тесты Памятки (рекомендации) для родителей Тематика родительских собраний Советы (рекомендации) родителям первоклассников Анкета для родителей и учащихся Детское творчество Фотоотчёт Диагностики Рубрика «Читаем вместе» и др.
Электронное Портфолио
Мы будем вместе!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль семьи в воспитательно-образовательном процессе
Есть вечные темы нетеряющие своей актуальности, не только в педагогике, но и в обществе в целом. Одна из таких тем «Взаимодействие семьи и школы». Права и обязанности родителей определены:– в ста...
« Взаимодействие семьи и школы в целях социализации личности в образовательном пространстве" .
формирование субъектной позиции родите¬лей в работе школы и класса, при проведе¬нии различных форм работы с семьей и детьми...
Роль и место дидактических игр в образовательном пространстве младшего школьника
В статье рассмотрены некоторые аспекты научно-методического подхода к использованию игры в педагогической работе с младшими школьниками. А также ценность, роль и место игры в формировании учебно...
"Семья и школа:пути взаимодействия в совершенствовании образовательного пространства"
Педагогика должна стать наукой для всех: и для учителей, и для родителей...
Мастер-класс«Учимся играя» (Роль игры в образовательном пространстве)
Мастер-класс на тему: «Учимся играя» (Роль игры в образовательном пространстве) был проведён в рамках муниципального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России -2017»...
«Единство семьи педагогического социума в образовательном пространстве ».
Материал из опыта работы...
"Роль коррекционной школы в ресурсной поддержке инклюзивного образовательного пространства"
В статье речь идет об инновационном проекте в Тамбовской области "Школа рядом со мной", который был реализован на базе Регионального ресурсного центра сопровождения инклюзивного образования ...