Мастер-класс учимся играя "Играем пальчикам - развиваем речь"
методическая разработка по логопедии (2 класс) на тему

Разработка мастер-класса по пальчиковой гимнастике

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл khod_zanyatiya.docx22.34 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд 1

Мастер-класс учимся играя "Играем пальчикам - развиваем речь"

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития речи. Педиатры и психологи считают, что психомоторные процессы развития речи напрямую зависят от развития мелкой моторики (то есть умения манипулировать пальчиками). Разучивание текстов с использованием “пальчиковой” гимнастики стимулирует развитие мышления, внимания, воображения, воспитывает эмоциональную выразительность, быстроту реакции. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь делается более выразительной.

Пальчиковые игры дают пальцам полноценный отдых. Кроме того, они развивают их ловкость, подвижность, а весёлые стишки помогают детям снять моральное напряжение. Но это ещё не вся польза, какую приносит пальчиковая гимнастика. Дело в том, что на пальцах и на ладонях есть “активные точки”, массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. В двигательной области коры головного мозга проекция кисти руки огромна по отношению к проекции других частей тела, она занимает одну треть всей площади. К тому же она чрезвычайно близка к речевой моторной зоне (зоне Брока). Регулярные занятия в системе будут способствовать поддержанию хорошего тонуса.

Слайд 2 Цель:

Слайд 3 Задачи:

Слайд 4. Использование пальчиковых игр и упражнений помогают детям:

  • сделать рывок в развитии речи – улучшить произношение и обогатить лексику;
  • подготовить руку к письму, что особенно важно для ребят, которые скоро пойдут в школу;
  • предотвратить появление так называемого писчего спазма – частой беды начинающих школьников;
  • развивать внимание, терпение, внутренний тормоз – умение сдерживаться именно тогда, когда это необходимо;
  • стимулировать фантазию, проявлять творческие способности;
  • играя, освоить начала геометрии, как на плоскости, так и в пространстве;
  • научиться управлять своим телом, чувствовать себя уверенно в системе “телесных координат”, что предотвратит возникновение неврозов;
  • ощутить радость взаимопонимания без слов, понять возможности несловесного общения;
  • а если ребёнок – маленький левша, то помочь ему успешно адаптироваться в мире правшей.

Ход занятия:

Учитель-логопед

-Что умеют делать ваши пальцы на руках и на ногах? (ответы) Правильно! Рисовать, лепить, держать ложку, шалить. Давайте сейчас сыграем в пальчиковую игру «Как живешь?».

Пальчиковая игра «Как живешь?»

- Как живешь?

- Вот так! (большие пальцы вперед)

- Как плывешь?

- Вот так! (имитация плавания)

- Как бежишь?

- Вот так! (указательные и средние пальцы «бегут»)

- Вдаль глядишь?

- Вот так! («бинокль»)

- Ждешь обед?

- Вот так! (Подпереть щеку кулачком)

- Машешь вслед?

- Вот так! (помахать кистью руки)

- Утром спишь?

- Вот так! (обе руки под щеку)

- А шалишь?

- Вот так! (хлопнуть по надутым щекам)

Учитель-логопед

Молодцы! А хотите узнать, что еще умеют ваши пальчики? (Да)

Ну тогда, сначала давайте подготовим наши пальчики:

(Взрослые и дети выполняют самомассаж).

- Вы готовы, глазки?

- Да! (поглаживание век)

- Вы готовы, ушки?

- Да! (поглаживание ушей)

- Вы готовы, ручки?

- Да! (поглаживание кистей рук)

- Вы готовы, ножки?

- Да! (поглаживание ног)

- Вы готовы? (развести руки в стороны)

- Да! (обнять себя руками)

Слайд 5

Слайд 6

Для подготовки мелкой моторики к пальчиковому театру проводятся сюжетные пальчиковые упражнения на удержание позы кисти руки под стихотворные рифмовки.

Слайд 7 А теперь, давайте мы с вами выполним сюжетные пальчиковые упражнения!

Слайд 8  

Домик
Дом стоит с трубой и
крышей,
На балкон гулять я
вышел.

Очки
Бабушка очки надела
И внучонка разглядела

Флажок
Я в руке - флажок держу
И ребятам им машу.

Слайд 9       Пароход
Пароход плывет по речке,
И пыхтит он, словно печка

Лодка

Лодочка плывет по речке,
Оставляя на воде колечки.

Стул
Ножки, спинка и сиденье —
Вот вам стул на удивленье.

Кошка
А у кошки ушки на макушке, 
Чтобы лучше слышать
мышь в ее норушке

Зайка и ушки
Ушки длинные у зайки,
Из кустов они торчат.
Он и прыгает и скачет,
Веселит своих зайчат.

Мышка
Серенький комок сидит
И бумажкой все шуршит.

Слайд 10              

Петушок
Петушок стоит весь яркий,
Гребешок он чистит лапкой.

Курочка
Курочка прыг на крыльцо:
Я снесла тебе яйцо.

Стол
У стола четыре ножки,
Сверху крышка, как ладошка.

Слайд 11. Вот наши пальчики размялись, а теперь, пора и поиграть!

Наши пальчики играли

Наши пальчики играли,
Дружно все изображали:

Домикмостик и цветок,
И 
ворота, и замок.

Кошкукурочку и мышку,
И веселого 
зайчишку,

Петухапчелулягушку
И 
улитку - их подружку.

Даже трех богатырей,
Посмотрите поскорей!

Стол и стулочкиколечко,
Лыжника и человечка,

Речку с рыбкой, пароход,
Птичку, что водичку пьет.

Заготовили капусту -
Получилось очень вкусно!

А потом месили тесто
Десять пальчиков – все вместе.

Делали фонарики
И 
флажки, и шарики.

Дружно пальчики трудились
И немного притомились.

Пальчики ложатся спать,
Чтобы завтра вновь играть.

Слайд 12.  Учитель-логопед

Вы имели возможность убедиться: пальцы рук могут играть, изображать животных, показывать театр; они любят соревнования и массаж. Играть с пальцами рук вы можете с друзьями и родителями, в гостях и дома. А сейчас давайте пожелаем друг другу что-то хорошее, скажем ласковые слова.

Слайд 13

Советы логопеда

  • Если ребенок не испытывает интереса к занятию, лучше его отложить или заменить другим.
  • Не прерывайте занятия на длительный срок.
  • Не перегружайте ребенка, не стремитесь дать ему все сразу! Много – не значит хорошо!
  • Не делайте ничего через силу! Занятия должны приносить радость.
  • Не старайтесь сразу получить результаты. Даже если что-то не получилось, важен не результат, а участие и приобретенный опыт (даже опыт неудач).

Слайд 14. Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер-класс "Нетрадиционная техника рисования пальчиками на занятиях школьного компонента «Развитие речи и познавательных процессов»

На коррекционных занятиях с детьми с ограниченными возможностями здоровья особое внимание уделяется развитию ручной  мелкой моторики, т.к. развитие руки, кисти, ручных умений воспита...

«Играем пальчиками – развиваем речь».

В настоящее время пальчиковые игры непременно сопровождают процесс обучения и развития детей дошкольного возраста, помогают развить мелкую моторику, мышление, речь детей. В ходе игры ребенок осв...

Консультация для родителей "Помогаем пальчиками развивать речь"

Консультация для родителей «Помогаем пальчиками развивать речь».Зачем нужна пальчиковая гимнастика?Пальчиковая гимнастика имеет большое значение в речевом развитии ребенка. Она позволяет в...

Мастер-класс для родителей "Играем пальчиками - развиваем речь"

Мастер-класс нацеленный на ознакомление рожителей с упаржнениями и играми, направленными на укрепление звуков, развитие мелкой маторики для коррекции речи....

«Играем пальчиками- развиваем речь»

laquo;Играем пальчиками- развиваем речь»...