Мастер - класс "Учить учиться"
учебно-методический материал

Редозубова Татьяна Геннадьевна

 Мастер - класс знакомит с приемами и  методами работы на уроке, способствующими формированию универсальных учебных действий. Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к уче­нику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектиро­вать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. Расскрывается суть приёма "Доводящих карточек" и приём "Ромашки" из технологии критического мышления. В мастер - классе принимают активное участие все присутствующие. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект мастер - класса32.66 КБ
Файл Приложение 214.07 КБ
Файл Приложение 3115.14 КБ
Файл Приложение 414.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер- класс «Учить учиться»

Цель мастер-класса:

познакомить присутствующих с приемами методами работы на уроке, способствующими формированию универсальных учебных действий.

Практическая значимость: ознакомление с приёмами и методами работы по формированию УУД на уроках в начальной школе; предлагаемые на занятиях приёмы работ можно применять на уроках всем педагогам начальных классов.

Задачи:

- раскрыть содержание мастер-класса посредством ознакомления с приемами методами работы по формированию УУД;

- показать практическую значимость использования данных приёмов работ по формированию УУД, убедить педагогов в целесообразности его использования в практической деятельности на уроках.

Ход проведения мастер-класса.

I. Постановка проблемы. (1 слайд)

Добрый день, уважаемые коллеги.

Ответьте мне на вопрос. В чем  заключается роль общеобразовательной школы в современное время(с момента введения ФГОС 2 поколения)

Ответ: Учить ребёнка учиться

Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться.

А при помощи чего достигаются данные цели?

Ответ: при помощи формирования системы Универсальных учебных действий.(УУД)

Действительно, овладение УУД порождает мотивацию в обучении, которая и способствует овладению умениями учиться.

II. Раскрытие темы

  1. Свой мастер-класс я назвала «Учить учиться»  (2 слайд)  (3 слайд)

Как говорил Бернард Шоу: «Единственный путь, ведущий к знаниям – это деятельность». И сегодня я предлагаю вам быть не в качестве зрителей, а активных участников деятельности. Надеюсь, что мастер-класс вам будет интересен и полезен, а главное принесёт много положительных эмоций и вы останетесь довольны, проведённой работой.

Вспомните, какие группы УУД вы знаете?  (4 слайд)

Ответ. Познавательные, коммуникативные, регулятивные, личностные  

  1. Предлагаю нашу работу начать с просмотра мультфильма «Кораблик» по сказке Владимира Григорьевича Сутеева. Смотрите внимательно, определите, какие универсальные действия сформированы у героев мультфильма?                     (5 слайд)   (6 слайд - мультфильм)

Ответ. Умеют взаимодействовать, решать проблемные ситуации в команде, сотрудничать в совместном решении проблемы, планировать деятельность, быть лидером,  применяли знания в новой ситуации, использовали в работе  нужные предметы, распределили  роли,  договорились друг с другом)

Возникает вопрос, что является средством формирования УУД?  (7 слайд)

 Ответ. методы, задания, приёмы, технологии, которые учитель использует на уроках.

  1. Некоторые приёмы я хочу представить на примере рассказа Е. Пермяка «Самое страшное». Для демонстрации приёма мне нужны два помощника в роли учащихся. ( на сцене 2 человека работают по карточкам и текстом)    ( 8 слайд и 9 слайд)

 Прочитайте рассказ. (Знакомство с рассказом, весь зал читает на экране).

Какую первую задачу ставит перед собой учитель, после того как ученики прочитали текст?  (10 слайд картинка мальчика)

 Ответ. Узнать, как они поняли его содержание.

Одним из приёмов осмысления информации является постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них. Чтобы этот процесс сделать более плодотворным для ребёнка, деятельным,  учитель может использовать методику «Доводящих карточек». Эта методика взята из технологии взаимообучения, одной из задач,  которой является формирование у учащихся желания прийти на помощь товарищу, поделиться своими знаниями  с другими. И это очень важно, потому что по данным исследований  психологов эффективность усвоения знаний достигает высокого уровня только тогда, когда человек обучает других,  тому чему научился сам.

(Приложение 1.)

Карточка №1

Методика «Доводящие карточки»

Карточка №1.

Вопрос

Ответ

1.Каким мальчиком рос Вова?

(Крепким и сильным)

2. Почему все боялись его?

(Он всех бил)

3. Как он относился к взрослым?

(Не уважал. Взрослым рожи строил)

4. Почему бабушка обиделась на Вову?

(Он грубил своей бабушке)

5.Почему Вова остался один?

(потому что он всех обижал)

Методика «Доводящие карточки»

Карточка №2.

Вопрос

Ответ

1. Как относился Вова к своим друзьям?

(Товарищей он бил. В девочек из рогатки стрелял)

2. Чем гордился Вова?

(никого не боялся Вова, ничего ему страшно не было)

3. Почему собака Пушок, кот Мурзей и ёжик убежали от него?

(Собаке Пушку на хвост наступал. Коту Мурзею на хвост наступал. Колючего ежика под шкаф загонял )

4. Кто остался с Вовой?

(никто)

5.Что было самым страшным для Вовы?

(Остаться одному)

Комментарий к карточкам:

Методика «Доводящих карточек» предназначена для организации пониманий учащимися учебного текста. Её цель - концентрировать внимание ученика на определённом учебном материале.

Работа проводится в парах. Учитель составляет два варианта карточек, на которых написаны вопросы и для проверки в скобках даны ответы к ним. Вопросы должны быть такими, чтобы ответы на них приводили к пониманию текста.

После того, как дети прочитают текст, по команде учителя они начинают задавать по очереди вопросы друг другу. Первым задаёт вопрос тот ученик, у которого карточка под номером 1.

Давайте посмотрим, как это будет выглядеть на уроке. (слайд 11, 12)

 Какие УУД мы формируем используя методику доводящих карточек?

 (13 слайд) Ответ. Коммуникативные УУД:

1) учатся слушать и понимать других;

2) учатся строить речевое высказывание; формулировать вопросы

3) учатся оформлять свои мысли в устной форме;

4) учатся работать в паре.)

3. Приём «Ромашка».  

Как вы думаете, легко ли детям задавать вопросы? (14 слайд)

 Из опыта работы можно определённо сказать, что многие дети не умеют этого делать. Так как для этого  ребёнок должен уметь анализировать информацию, уметь выражать своё отношение к этой информации. Поэтому в первом приёме я показала, как учитель сам составляет вопросы и учит детей работать по образцу.

Таким образом, простые вопросы дети учатся задавать. Но нужно обучать  более сложные вопросы формулировать. И вот здесь приходит на помощь приём «Ромашки» из технологии критического мышления (15 слайд)

 Комментарий: (приложение 2)

Ромашка состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определённый тип вопросов.

1. Простые вопросы – начинаются со слов «Кто?», «Что?», «Где?», «Когда?», «Как?».

2.  Интерпретационные (объясняющие) вопросы начинаются со слов «Почему?». Есть ещё 4 типа вопросов со своими особенностями построения

Задание. Определите из карточек предыдущего приёма, какие вопросы можно отнести к простым и интерпретационным? (работают на сцене 2 человека)

А присутствующих в зале я попрошу поработать в группах, нужны 4 группы (левая и правая половины зала разделитесь ещё на две подгруппы. Каждой группе достаётся свой тип вопросов из оставшихся. Это: (16 слайд)

3. Оценочные вопросы. Задавая их, используем слова: «Почему…хорошо, а …. плохо?», «Чем ….отличается от …?», «Кто из героев поступил хорошо, а кто плохо?», т.е. оцениваем те или иные поступки, ситуации

4. Творческие вопросы. Данный тип вопросов чаще всего содержит частицу «бы», элементы предположения, прогноза: «Что изменилось бы…», «Что будет, если….».

5. Уточняющие вопросы обычно начинаются со слов «Ты так считаешь?», «Если я правильно понял, то… «. Их задают с целью что-то уточнить.

6. Практические вопросы. Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой. Начинают их со слов: «Как можно применить?», «Что можно сделать из…?», « Как бы ты поступил на месте….?».

Уважаемые коллеги, каждая группа попробует за минуту сформулировать один из 4 типов  вопросов к рассказу  «Самое страшное». Проверьте на себе так ли легко формулировать вопросы?

Комментарий: «Ромашку» можно использовать на стадии «Вызова», тогда ученики сначала задают вопросы, а потом ищут на них ответы, или на стадии «Рефлексии» для обобщения полученных знаний.

Уважаемые коллеги, какие же УУД формирует этот вид приёма?(17 слайд)

(Познавательные: -умение устанавливать логическую причинно – следственную связь событий;

Коммуникативные УУД:

- умение слушать и понимать других;

- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- умение оформлять свои мысли в устной форме;

- умение работать в  паре, группе.

III. Рефлексия мастер-класса

Спасибо всем за активную помощь в мастер-классе. (18 слайд)

Для того, чтобы подвести итог нашей работе,  хочу представить, на мой взгляд, интересный приём, под названием «Шесть шляп»(Эдварда  Де Боно) Этот приём помогает структурировать как коллективную, так и личную умственную деятельность. Особенно хорошо он подходит для оценки необычных и инновационных идей, когда важно учесть любое мнение и рассмотреть ситуацию под разными плоскостями. Участникам учебного процесса даётся задание дать оценку процессу или знаниям(лично, в парах или в группах) в виде символической шляпы определённого цвета.  

 Цвет каждой шляпы имеет своё значение.  (19 слайд)(приложение 3)

Уважаемые коллеги  в соответствии со значение цвета оцените мастер-класс. На спинках стульев есть шляпы - Наденьте шляпы. Прочитайте комментарии на экране или на карточках, которые вам раздали.

  • Красная шляпа (чувства) – что вы чувствуете( какие чувства вызвали у вас данные задания).
  • Жёлтая шляпа (оптимизм) – что хорошего можно взять из  мастер- класса для себя.
  • Чёрная шляпа (критик) – что не понравилось, или что не приемлемо на уроках.
  • Белая шляпа (учёный) - чему следует поучиться.
  • Зелёная шляпа (творчество) - продолжите рассказ( что можно изменить, добавить.
  • Синяя шляпа (управление, размышление) - дайте совет герою или читателю. Это шляпа моя, она предназначается  для управления процессом.

Спасибо, за оценку моего мастер-класса, постараюсь учесть ваши пожелания и рекомендации. Подводя итог хочется сказать:

III. Заключительная часть.

Формирование универсальных учебных действий – дело непростое, но сегодня – это требование времени.

Я считаю, представленные приёмы и методы можно использовать  на разных уроках, изменяя задания. В каждой развивающей технологии таких приёмов очень много. Главное – эти приёмы и методы очень эффективны, потому что не дают ученикам быть пассивными на уроках, потому что не только ученики могут достигать высоких результатов в своём развитии, но и мы, педагоги, стараясь сделать наш урок максимально развивающим, совершенствуемся и растём профессионально.

Желаю нам всем творческих успехов!        (20 слайд)

Если будет заминка вовремя рефлексии,  можно предложить «Рецепт счастья»

Пока коллеги делают оценку, приготовьте ручки и блокноты, чтобы записать рецепт

«Рецепт счастья» от И. Беляевой

Возьмите чашу терпения, влейте в нее полное сердце любви, добавьте две горсти щедрости, посыпьте добротой, плесните немного юмора и добавьте как можно больше веры. Все это хорошо перемешайте. Намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предложите каждому, кто встретится на своем пути. (можно продемонстрировать как игровой момент, угостить дольками мармелада или мандаринки участников на сцене)



Предварительный просмотр:

Оценочные вопросы.

 Задавая их, используем слова: «Почему…хорошо, а …. плохо?», «Чем ….отличается от …?», «Кто из героев поступил хорошо, а кто плохо?», т.е. оцениваем те или иные события поступки, сравниваем.

- Задайте оценочный вопрос.

_______________________________________________________

________________________________________________________

__________________________________________________________

___________________________________________________________

Творческие вопросы.

 Данный тип вопросов чаще всего содержит частицу «бы», элементы предположения, прогноза: «Что изменилось бы…», «Что будет, если….».

- Задайте творческий вопрос.

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

Уточняющие вопросы.

Обычно начинаются со слов «Ты так считаешь?», «Если я правильно понял, то… «. Их задают с целью что-то уточнить.

- Задайте уточняющий вопрос.

__________________________________________

____________________________________________________________________________________

Практические вопросы.

Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой. Начинают их со слов: «Как можно применить?», «Что можно сделать из…?», « Как бы ты поступил на месте….?».

- Задайте практический вопрос.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Рефлексия мастер- класса

Метод шести шляп мышления Эдварда Де Боно

В соответствии со значение цвета оцените мастер-класс.

Красная шляпа (чувства) – что вы чувствуете (какие чувства вызвали у вас данные задания).

Не вдаваясь в подробности и рассуждения, на этом этапе высказываются все интуитивные догадки. Люди делятся эмоциями (страх, негодование, восхищение, радость и т.д.), возникающими при мысли о том или ином решении или предложении. Здесь также важно быть честным, как с самим собой, так и с окружающими (если идет открытое обсуждение).

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рефлексия мастер- класса

Метод шести шляп мышления Эдварда Де Боно

В соответствии со значение цвета оцените мастер-класс.

Жёлтая шляпа (оптимизм) – что хорошего можно взять из  мастер- класса для себя.

Надевая ее, мы думаем над предполагаемыми преимуществами, которое дает решение или несет предложение, размышляем над выгодой и перспективой определенной идеи. И даже если эта идея или решение на первый взгляд не сулят ни чего хорошего, важно проработать именно эту, оптимистическую сторону и попытаться выявить скрытые положительные ресурсы.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рефлексия мастер- класса

Метод шести шляп мышления Эдварда Де Боно

В соответствии со значение цвета оцените мастер-класс.

Зелёная шляпа шляпа творчества и креативности, поиска альтернатив и внесения изменений. Рассматривайте всевозможные вариации, генерируйте новые идеи, модифицируйте уже существующие и присматривайтесь к чужим наработкам, не брезгуйте нестандартными и провокационными подходами, ищите любую альтернативу.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рефлексия мастер- класса

Метод шести шляп мышления Эдварда Де Боно

В соответствии со значение цвета оцените мастер-класс.

Голубая шляпа (учёный) - чему следует поучиться. Это режим фокусировки внимания на всей информации, которой мы обладаем: факты и цифры.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рефлексия мастер- класса

Метод шести шляп мышления Эдварда Де Боно

В соответствии со значение цвета оцените мастер-класс.

Чёрная шляпа (критик) – что не понравилось, или что не приемлемо на уроках. Черная шляпа полная противоположность желтой. В этой шляпе на ум должны идти исключительно критические оценки ситуации (идеи, решения и т.д.): проявите осторожность, обратите взгляд на возможные риски и тайные угрозы, на существенные и мнимые недостатки, включите режим поиска подводных камней и побудьте немного пессимистом.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

E:\Documents\1 класс(2016-2017)\план  воспитательной работы 1б\itcnm.jpg



Предварительный просмотр:

Самое страшное

Вова рос крепким и сильным мальчиком. Все боялись его. Да и как не бояться такого! Товарищей он бил. В девочек из рогатки стрелял. Взрослым рожи строил. Собаке Пушку на хвост наступал. Коту Мурзею усы выдёргивал. Колючего ёжика под шкаф загонял. Даже своей бабушке грубил.

Никого не боялся Вова. Ничего ему страшно не было. И этим он очень гордился. Гордился, да недолго.

Настал такой день, когда мальчики не захотели с ним играть. Оставили его — и всё. Он к девочкам побежал. Но и девочки, даже самые добрые, тоже от него отвернулись.

Кинулся тогда Вова к Пушку, а тот на улицу убежал. Хотел Вова с котом Мурзеем поиграть, а кот на шкаф забрался и недобрыми зелёными глазами на мальчика смотрит. Сердится.

Решил Вова из-под шкафа ёжика выманить. Куда там! Ёжик давно в другой дом жить перебрался.

Подошёл было Вова к бабушке. Обиженная бабушка даже глаз не подняла на внука. Сидит старенькая в уголке, чулок вяжет да слезинки утирает.

Наступило самое страшное из самого страшного, какое только бывает на свете: Вова остался один.    

  Один-одинёшенек!

Е. Пермяк


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс" Учимся понимать текст"

Данный мастер-класс обеспечивает применение различных приёмов работы с разными учебными текстами. В сонове мастер-класса лежит технология продуктивного чтения.Основная идея мастер-класса, оказание пом...

Мастер-класс.Учимся писать синквейн.

Мастер-класс на конкурсе "Учитель года 2015"...

Мастер-класс учимся играя "Играем пальчикам - развиваем речь"

Разработка мастер-класса по пальчиковой гимнастике...

мастер-класс "Учим себя самостоятельно"

мастер-класс с презентацией...

Мастер-класс "Учимся работать с мобильным классом"

В данном материале представлен опыт работы с" мобильным классом", обучающихся начальной школы....

Технологическая карта урока ИЗО в 1 классе. Тема «МАСТЕР ИЗОБРАЖЕНИЯ УЧИТ ВИДЕТЬ»

Тема «МАСТЕР ИЗОБРАЖЕНИЯ УЧИТ ВИДЕТЬ»Тип урока: Урок открытия новых знаний.Цели: развивать наблюдательность и аналитические возможности глаза; помочь овладеть умениями, навыками, способами художе...

Мастер-класс "Учись учиться"

laquo;Формирование универсальных учебных действийна уроках в начальной школе»...