Мастер-класс "Учись учиться"
методическая разработка
«Формирование универсальных учебных действий
на уроках в начальной школе»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass-uchis-uchitsyaformirovanie-uud-na-urokah-v-nachalnoj-shkole.docx | 42.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер – класс
Учись учиться!
«Формирование универсальных учебных действий
на уроках в начальной школе»
Подготовила : Русских Марина Николаевна
Учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 63
с углубленным изучением
английского языка
Новосибирск 2016 г.
Учись учиться!
«Формирование универсальных учебных действий
на уроках в начальной школе»
Цель мастер-класса: познакомить присутствующих с приёмами методами работы на уроке, способствующими формированию универсальных учебных действий.
Практическая значимость: ознакомление с приёмами работы по формированию УУД на уроках в начальной школе; предлагаемые на занятиях приёмы работ можно применять на уроках всем педагогам, работающим по ФГОС.
Задачи:
- познакомить участников с планом проведения мастер-класса, его целевыми установками;
- раскрыть содержание мастер-класса посредством ознакомления с приёмами работы по формированию УУД;
- показать практическую значимость использования данных приёмов работ по формированию УУД, убедить педагогов в целесообразности его использования в практической деятельности на уроках.
Материально-техническое и методическое обеспечение: помещение для проведения мастер класса с необходимым количеством посадочных мест, компьютер, проектор, экран.
Продолжительность проведения: 25 минут
Предполагаемый результат: участники мастер-класса получат знания о формировании УУД на уроках в начальной школе, педагоги смогут использовать приобретенные знания и приемы в своей практике или сопоставят свой уровень и формы работы с представленными на мастер-классе.
Ход проведения мастер-класса
I . Организационный момент.
(Звучит музыка «Улыбка»
Добрый день!
Я рада приветствовать вас доброй улыбкой и хорошим настроением.
Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. Я рада видеть ваши улыбки.
Нам много говорили о ФГОСах
Но что такое? С чем его едят?
Не знал никто.
Известно было только, что ФГОСы
Нужны для наших маленьких ребят
Пришел сентябрь, программы нам спустили
Пришлось теперь вдвойне пугаться нам.
Стандарты есть, программы утвердили
Но как преподавать, не говорят.
Помучившись, немного поразмыслив
Мы дружно все на курсы подались
Надеясь хоть немного научиться
Вести уроки, современным быть.
Но что такое значит современным?
А это означает, что теперь
Работать мы должны не так, как прежде
Традиционный вид теперь тупик для всех.
Теперь нам надо мыслить креативно
Поставить знак «Равно» учитель – ученик
Учить нам надо так, чтоб было видно:
Добытчик знаний он! А ты – лишь проводник!
Не должен ученик теперь стесняться
Любую мысль свою преподносить,
И нам порой не надо удивляться
Когда мы в спор вступаем с ним.
Уметь он должен доказать иное-
Коль не согласен он с тобой.
Уметь учитывать и мнение другое
Ведь с обществом считаться должен он.
В конечном счете, получить должны мы
Людей, способных сразу ко всему:
Петь, танцевать, решать глобальные проблемы
Не обращаясь ни к кому.
2.Самоопределение к деятельности.
-Посмотрите на эти буквы (УУД)
Покажите с помощью сигналов, что вы знаете о них ?
(красный- много знаю,
жёлтый- мало знаю,
синий- ничего не знаю).
- Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке? Предположите цель нашей с вами встречи.
Да! Мы будем говорить о том какова как формировать универсальные учебные действия на уроках в начальной школе -на доске.
3.Актуализация знаний.
Выясним ,что же означают эти буквы? (Ответы ,….. ) Да.
- Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД) ,которые обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и её результаты. Они создают условия развития личности и её самореализации.
-А что же лежит в основе формирования универсальных учебных действий?
Да! В основе формирования УУД лежит «умение учиться», которое предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности.
Универсальные учебные действия - это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках. Их можно сгруппировать в четыре основных блока. Какие?
Работа в парах.
-Обсудите в парах , что вы знаете о каждой группе этих действий.(Раздать листочки, если готовы- поднять руки)
-Вы сейчас получили листочки , что вы заметили (листочки разного цвета), а почему?
(Будем говорить о разных универсальных действиях).
-Да! Все 4 группы универсальных учебных действий я распределила по цветам: познавательные – синий цвет, коммуникативные – зелёный, регулятивные – красный цвет и личностные – желтый.(Отразить на доске кружочки.).
(Участники работают в парах)-2мин.
Итак, что же представляют личностные универсальные действия? (Ответы)
Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. К ним относятся:
— личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
— смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать;
— нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.
Помните, что главным является не предмет, которому мы учим, а личность, которую мы формируем. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.
Что представляют регулятивные универсальные действия? (Ответы)
Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся:
— целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
— планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
— прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
— контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
— коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
— оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
— саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.
Мы должны научить ученика контролировать, выполнять свои действия по заданному образцу и правилу, адекватно оценивать выполненную им работу, исправлять ошибки.
Что представляют познавательные универсальные действия? (Ответы)
Познавательные универсальные действия включают:
общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.
Общеучебные универсальные действия:
— самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
— поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
— структурирование знаний;
— осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
— выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
— рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
— смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
— постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия: — моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта пространственно- графическая или знаково-символическая);
— преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.Логические универсальные действия:
— анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, и несущественных);
— синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
— выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
— подведение под понятие, выведение следствий;
— установление причинно-следственных связей;
— построение логической цепи рассуждений;
— доказательство;
— выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
— формулирование проблемы;
— самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует знания на практике. Найти нужно способ научить ребенка применять свои знания.
Что представляют коммуникативные универсальные действия? (Ответы)
Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
К коммуникативным действиям относятся:
— планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
— постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
— разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
— управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;
— умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Не бойтесь «не стандартных уроков», попробуйте различные виды игр, дискуссий и групповой работы для освоения материала .
А теперь психологическая разрядка: (Выполнение действий)
Физминутка
Давайте разобьёмся на 3 группы: «яблоко», «груша», «вишня». Запомните свой фрукт. Когда я буду называть, какой то из н фруктов, вам надо будет выполнять следующие действия. Если я скажу «яблоко», то надо будет ХЛОПАТЬ, если я скажу «груша» -ТОПАТЬ, а если я скажу «вишня»- то надо пощелкать пальцами. Ну а если я скажу слово «салат», то выполняем действия все вместе. Давайте попробуем это выполнить. (Работа с залом)
«В саду поспели фрукты: яблоки, груши, вишни. Мы решили сделать вкусный фруктовый салат. Сначала мы порезали красные яблоки, затем желтые груши, добавили спелые вишни и сливки. Фруктовый салат получился очень вкусный, ведь в нем были вишни, яблоки и груши».
–А теперь вопрос, какие знания мы получили и какие действия выполняли перед началом и во время игры. Ответы (умение слушать, принимать, сохранять цель, и следовать ей в учебной деятельности, планировать свою РАБОТУ
А КАКИМ СПОСОБОМ Я СМОГЛА НАУЧИТЬ ВАС ЭТОМУ?
Возникает закономерный вопрос, что является основным средством формирования УУД?
(Задания, методы, приёмы, технологии, которые учитель предъявляет учащимся на уроке.)
Следующая часть мастер-класса посвящена ка как раз тем методам и приемам, которые я использую на уроках для формирования умения учится
Организационный момент.
На примере урока русского языка. Тема: Заглавная буква в именах собственных.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня я шла в школу с отличным настроением. Как вы думаете, почему?
Дети. На улице наступила весна.
- Ярко светит солнышко.
Учитель: Да, всё, что вы сказали, верно: и на улице стало совсем тепло, и солнышко светит, и нашей с вами встрече я рада. А ещё у меня такое приподнятое настроение от ожидания интересных открытий на нашем уроке русского языка.
Учащиеся формулируют собственное мнение и позицию, проявляют интерес к новому (коммуникативные и личностные УУД).
Метод проектов
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Сами того не подозревая, мы, каждый день становимся участниками и руководителями разных проектов. Не верите?
Вы каждый день думаете над тем, что бы приготовить на завтрак, ужин, а потом воплощаете идеи в жизнь – это проект!
Вы решаете, какую программу провести на свой День рождения, а потом воплощаете задуманное – это тоже проект! Вы решили сменить имидж и полностью поменять образ – это тоже проект!
Чтобы освоить метод проектов я предлагаю вам решить такой пример:
• Загадайте число.
• Прибавьте столько же.
• Прибавьте 10.
• Разделите на два.
• Отнимите задуманное.
(В результате у всех должно получиться число 5.)
Нетрудно догадаться, что в основе задачи лежит некий алгоритм. Результат был известен только мне, но посредством направления ваших действий, мы все пришли к одному ответу.
Так происходит и в проектной деятельности учащихся. Используя алгоритм работы, и зная конечный результат, учитель «ведёт» детей по неизведанному ими пути к верному ответу. Весь путь от «старта» до «финиша» и есть проектная деятельность учащихся.
Лови ошибку
Учитель: Одна девочка-первоклассница написала о себе в газету. Вот что у неё получилось:
«Здравствуйте! Меня зовут аня. Я живу в городе казани. Я люблю читать сказки. Мои любимые сказочные герои – буратино, золушка. А ещё я люблю играть с шариком».
- Исправьте ошибки. Запишите последнее предложение в тетрадь.
- Как вы написали слово шарик в предложении? (Разные ответы: шарик, Шарик.)
- Посмотрим на экран. В чём затруднение? (Мы видим, что у некоторых ребят это слово записано с большой буквы, а у других с маленькой.)
- Какой вопрос возникает? (Кто прав?)
- Что нужно сделать? (Остановиться и подумать)
Учащиеся осуществляют поиск нужной информации, высказываются в устной форме, самостоятельное выделение познавательной цели, самоопределение к деятельности: создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность (“хочу”); выделяется содержательная область (“могу”)(познавательные УУД).
Учащиеся ориентированы на понимание причин успеха в учёбе, на интерес к новому учебному материалу, формулируют собственное мнение и позицию, используют устную и письменную речь для регуляции своего действия (коммуникативные, познавательные и личностные УУД).
Урок окружающего мира.
Изучая, природную зону арктических пустынь, можно начать с ситуации:
Глубокая ночь. В городе работают магазины, открыты школы. Почему? Не все ребята знают о полярной ночи.
Тема: « Тундра»
Рассказ путешественника: «…И вдруг видим: над березами торчат шляпки грибов». Как это может быть? Такая ситуация вызовет интерес к изучаемой теме.
2. На столах лежат листы. Восстановите предложения.
- … УУД связаны с решением проблемы
- … УУД обеспечивают социальную компетентность.
- … УУД обеспечивают организацию собственной деятельности.
- … УУД определяют мотивационную ориентацию.
Обобщение знаний- самостоятельная работа.
Ситуация 2.
Перед вами простой чистый лист бумаги. Как вы думаете, какие знания можно получить и какие действия можно выполнять, используя вот такой вот лист.
(учиться писать, рисовать, нарисовать поздравительную открытку, вырезать, клеить, сделать поздравительную открытку, читать, обмениваться мыслями –писать записки, письма)
– А я хочу дополнить ваши ответы . С помощью обыкновенного листа бумаги мы можем выразить знак восхищения и поддержки человека – просто написав Я ГОРЖУСЬ ТОБОЙ.
– а также мы можем и обидеть этим листом бумаги.
– Какие универсальные учебные действия будут формироваться при тех действиях с листком бумаги, о которых вы мне говорили?
Итак, вы видите, что даже обычный листок белой бумаги поможет нам в формировании многих УУД (регулятивных, личностных, коммуникативных, познавательных)
Рефлексия
Давайте поделимся впечатлениями о мастер-классе. Что показалось вам особенно интересным, важным, запоминающимся?
Что Вы ожидали от участия в мастер-классе и что получилось? Проанализируйте свои предварительные цели и реально достигнутые результаты. ___________________________________________________________
Что оказалось для Вас самым неожиданным в мастер-классе? Какие события (действия, мнения и т.п.) вызвали наиболее яркие ощущения?
________________________________________________________________
Что Вам более всего удалось в работе мастер-класса, какие задания или их элементы были выполнены наиболее успешно?
Что Вы можете сказать о целях, содержании и организации данного мастер-класса. Сформулируйте свои предложения по развитию данной работы.
-А теперь с помощью Светофора оцените свою работу на уроке.
(Слайд 27
Всем большое спасибо
В конвертах вы найдете буклеты-памятки по формированию УУД на уроках в начальной школе
«Если мы будем учить сегодня так,
как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».
Джон Дьюи
… УУД связаны с решением проблемы
… УУД обеспечивают социальную компетентность
… УУД обеспечивают организацию собственной деятельности
… УУД определяют мотивационную ориентацию
1.Глубокая ночь. В городе работают магазины, открыты школы. Почему?
2.Рассказ путешественника: «…И вдруг видим: над березами торчат шляпки грибов». Как это может быть?
Элементы урока | Формируемые УУД | Формы работы с учащимися | Действия учителя и учащихся | Методы, приемы, средства обучения |
Формулировка темы урока | Познавательные коммуникативные | Коллективная | Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы) | Проблемный диалог |
Формулировка целей и задач | Регулятивные коммуникативные | Коллективная | Формулируют сами учащиеся, (учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач) | Проблемный диалог Светофор Я беру это с собой |
Планирование | Регулятивные | Коллективная | Планирование учащимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует) | Я учитель Проблемный диалог Да-нет-ка |
Практическая деятельность учащихся | Познавательные, регулятивные, коммуникативные | Групповая, парная, индивидуальная | Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану; (учитель консультирует) | Работа с учебником; применение справочников, ИКТ Оценка Взаимооценка Я – учитель Лови ошибку |
Осуществление контроля | Регулятивные коммуникативные | Групповая, парная, индивидуальная | Учащиеся осуществляют контроль: применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля (учитель консультирует) | Само- и взаимоконтроль ответов по образцу Я – учитель |
Осуществление коррекции | Регулятивные коммуникативные | Индивидуальная | Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно (учитель консультирует) | Лови ошибку! Я – учитель Телеграмма Хорошо-плохо! |
Оценивание учащихся | Регулятивные коммуникативные | Групповая, парная, индивидуальная | Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам: самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей | Само - и взаимооценивание ответов по определенным критериям. Я – учитель Шкалирование Светофор |
Итог урока | Регулятивные коммуникативные | Коллективная | Проводится рефлексия | Рефлексия: символы – кружки, смайлики. Телеграмма Я беру это с собой Лови ошибку! |
Домашнее задание | Познавательные, регулятивные, коммуникативные | Коллективная, индивидуальная | Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учетом индивидуальных возможностей | Задание массивом |
Приложение 2
Описание педагогических приёмов
Задание массивом
Любой из уровней домашнего задания учитель может задавать массивом. Например, учитель дает десять задач (или, скажем, стихов), из которых ученик должен сам выбрать и решить (выучить) не менее заранее оговоренного минимального объема задания.
Важный психологический аспект: самостоятельный выбор задания дает дополнительную возможность самореализации, ведь известно, как этого не хватает ученикам в условиях нашей школы, особенно в подростковом возрасте. А учебный предмет, в свою очередь, становится им интереснее.
Отсроченная реакция
Учитель после заданного вопроса не торопится опрашивать учеников. Выдерживается определённая пауза. Это позволяет «подтянуться» тем сообразительным ребятам, которые в силу своих личных качеств медленнее реагируют на изменившуюся учебную ситуацию. В младшей школе ученик часто торопится выразить собственное Я: тянет руку вверх, иногда даже не имея готового ответа на поставленный учителем вопрос. В то же время ученик-флегматик (внешне – тугодум), поразмышляв, может выдать нам блестящий ответ.
Лови ошибку!
- Объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки.
Сначала ученики заранее предупреждаются об этом. Иногда, особенно в младших классах, им можно даже подсказывать «опасные места» интонацией или жестом. Важно научить детей быстро реагировать на ошибки.
- Ученик получает текст со специально допущенными ошибками – пусть «поработает учителем». Тексты могут быть заранее приготовлены другими учениками, в том числе старшими.
Светофор
Во многом проблемы повышения эффективности устного опроса решает прием, который назовем: «Светофор». «Светофор» – это всего лишь длинная полоска картона, с одной стороны красная, с другой – зеленая.
ФОРМУЛА: при опросе ученики поднимают «светофор» красной или зеленой стороной к учителю, сигнализируя о своей готовности к ответу.
Способ применения светофора зависит от типа опроса.
Красный сигнал означает «Я не знаю!» Это – сигнал тревоги. Это ученик как бы сам себе ставит двойку – пусть она и не идет в журнал. Зеленый сигнал
– «Знаю!»
Идеальное задание
Учитель предлагает выполнить дома работу по выбору учащихся.
Театрализация
Разыгрывание сценок на учебную тему.
Выход за пределы
- ходе конструирования урока учитель выходит за пределы учебника, предмета, гармонично вплетая в ткань урока последние события, примеры из окружающей действительности, сюжеты из популярных мультфильмов (например, при изучении темы «Здоровый образ жизни» обсуждается одна из серий мультфильма «Смешарики») или детских сериалов.
«Лист защиты»
Перед каждым уроком, всегда в одном и том же месте, лежит «Лист защиты», куда каждый ученик без объяснения причин может вписать свою фамилию и быть уверенным, что его сегодня не спросят. Зато учитель, подшивая эти листы, держит ситуацию под контролем.
Обсуждаем домашнее задание
Учитель вместе с учащимися обсуждает вопрос: каким должно быть домашнее задание, чтобы новый материал был качественно закреплён? При этом, естественно, изученный материал ещё раз просматривается. Приём при регулярном использовании значительно повышает сознательность выполнения домашнего задания. Приём особенно хорошо работает, когда способы и виды домашнего задания, которые обычно даёт преподаватель, достаточно разнообразны.
Резюме
Ученики письменно отвечают на вопросы, отражающие их отношение к уроку, учебному предмету, учителю.
Вход в урок
Учитель начинает урок с «настройки». Например, знакомим с планом урока. Это лучше делать в полушуточной манере. Например: сначала мы вместе восхитимся глубокими знаниями – а для этого проведем маленький устный опрос. Потом попробуем ответить на вопрос: (тема урока в вопросной форме). Затем потренируем мозги – решение задач. И наконец, вытащим из тайников памяти самое ценное (тема повторения). Если есть техническая возможность, урок можно начинать с короткой музыкальной фразы. Она может быть мажорно-возбуждающей, как «Танец с саблями» Хачатуряна или «Болеро» Равеля. Или минорно-успокаивающей, как романс Свиридова... С традиционного разбора домашнего задания. С интеллектуальной разминки – два-три не слишком сложных вопроса на размышление. С традиционного устного или короткого письменного опроса. Простого опроса – ибо основная его цель настроить ребенка на работу, а не устроить ему стресс с головомойкой... Могут быть и другие варианты «входа» в урок.
Идеальный опрос
Ученики сами оценивают степень своей подготовки и сообщают об этом учителю.
Вопрос к тексту
При изучении научного текста перед учениками ставится задача – составить к нему список репродуктивных и расширяющих, развивающих вопросов. Затем они распределяются на группы: – вопросы, на которые можно ответить на уроке; – вопросы, ответ на которые, возможно, пока не знает никто.
Дай себе помочь
Учитель максимально использует ситуации, в которых ученики могут ему помочь. Он предлагает ученикам (в добровольном порядке!) разработать материал, который применим для дальнейшего использования на уроках (это могут быть задания для контрольной работы, кроссворд на повторение).
Организация работы в группах, причем группы могут получать как одно
- то же, так и разные, но работающие на общий результат задания.
«Да» и «Нет»
Игра ставит учащихся в активную позицию. Эта игра «учит»:
- связывать разрозненные факты в единую картину;
- систематизировать уже имеющуюся информацию;
- слушать и слышать учеников.
Суть игры: учитель загадывает число, предмет, литературного или исторического героя и др. Ученики должны узнать, что загадал учитель. Для этого они задают вопросы, на которые учитель отвечает только словами «да», «нет», «и да, и нет».
Советуйтесь: учитель советуется с учащимися, обсуждая, например, проблемы отношений. Он убеждает учеников, что их мнение значимо для него, но предупреждает: последнее слово остается за педагогом. Важно поблагодарить учеников за совместное обсуждение.
Мордашки
Ученики сигнализируют о своем эмоциональном состоянии с помощью карточек с рисунками, символизирующими хорошее, спокойное или плохое настроение.
Блицконтрольная: учитель в течение 7-10 мин проводит письменный опрос в быстром темпе для выявления степени усвоения учебных навыков, необходимых для дальнейшей успешной учебы. Работы сдаются учителю, либо проводится самопроверка (учитель диктует или показывает верные ответы). В этом случае важно задать нормы оценивания (например, если из семи заданий шесть-семь выполнены правильно, то ставится отметка 5, 5 заданий – 4 и т.д.).
Знакомьте с критериями: учитель знакомит школьников с критериями, по которым выставляются отметки за разные виды работ.
Рейтинг (от англ. right — правильно): завершив работу, ученик сам ставит себе отметку. Затем ее оценивает учитель. Записывается дробь. Например: 4/5, где 4 – отметка ученика, 5 – отметка преподавателя. Прием используют с целью согласования критериев отметки. Через некоторое время числитель и знаменатель все чаще совпадают. Еще одна цель использования данного приема заключается в формировании умения регулярно оценивать свой труд.
Педагогические приёмы для формирования УУД | |||
Универсальные | Педагогические приёмы | Применяю / | |
учебные действия | хочу узнать | ||
Личностные | Задание массивом. | ||
Дай себе помочь. | |||
Выход за пределы. | |||
Отсроченная реакция. | |||
Лови ошибку. | |||
Театрализация. | |||
Идеальное задание. | |||
Регулятивные | «Лист защиты». | ||
Обсуждаем домашнее задание. | |||
Резюме. | |||
Вход в урок. | |||
Идеальный опрос. | |||
Рейтинг. | |||
Вопрос к тексту. | |||
Отсроченная реакция. | |||
Лови ошибку. | |||
Организация работы в группах. | |||
Светофор | |||
Познавательные | Свои примеры. | ||
Удивляй. | |||
Пересечение тем. | |||
Дай себе помочь | |||
Повторяем с контролем. | |||
«Да» и «Нет» говорите. | |||
Опрос «по цепочке». | |||
Опрос-итог. | |||
Тренировочная контрольная работа. | |||
Блицконтрольная | |||
Коммуникативные | Взаимоопрос. | ||
Организация работы в группах. | |||
«Да» и «Нет» говорите. | |||
Советуйтесь. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по математике во 2-м классе (по учебному пособию «Учись учиться» Л.Г.Петерсон)
УРОК ОБЩЕМЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ.ТЕМА: ЧТО ТАКОЕ « УМЕТЬ УЧИТЬСЯ?»Уметь учиться – это значит уметь выполнять и рефлектировать деятельность учения, или учебную деятельность. П...
Программа опытно-экспериментальной работы по теме « Формирование универсальных логических действий учащихся начальных классов как одного из элементов экологического стиля мышления средствами УМК «Экология учебной деятельности» («Учусь учиться»)».
В последние десятилетия современное общество предъявляет новые требования к результатам образования. Обучение понимается как процесс подготовки обучаю...
Формирование универсальных учебных действий.Памятки "Учись учиться"
Работая над методической темой"Формирование общеучебных умений и навыков младших школьников как средство развития компетенции в образовании",я составила для учеников памятки "Учись учиться",которые по...
Программа внеурочной деятельности "Учись учиться"
Программа внеурочной деятельности "Учись учиться" составлениа для учащихся 1-2 классов. Нацелина на развитие произвольных форм внимания, памяти, мышления, способствует развитию навыков учебной деятель...
Классный час "Учись учиться".
Классный час с целью привития уважения к любому виду труда и воспитанию стремления детей к самосовершенствованию и саморазвитию....
Учусь учиться
Модифицированная программа Дзятковской "Учусь учиться" 0-1 + 11 занятий по курсу...
«Я учусь учиться!» Формирование учебной деятельности у школьников с дизорфографией. Занятие№1 "Я хочу учиться!"
[[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"19593882","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"180","width":"180"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"1959388...