Рабочая программа по курсу "Умники и умницы" для 3 класса
рабочая программа (3 класс) по теме

Широких Ирина Геннадиевна

Рабочая программа по внеучебной деятельности для 3 класса "Умники и умницы" составлена на основе авторской программы О.А.Холодовой "Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей" с учётом требований ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_umniki_i_umnitsy_3.doc156 КБ

Предварительный просмотр:

«Рассмотрено»

Руководитель МО

учителей начальных классов

__________/ Широких И. Г./

Протокол № ______

«__»__________2013 г.

«Согласовано» 

Заместитель директора по УВР

________/Асташкина С.Г./

«____»____________2013 г.

«Утверждаю»

Директор МАОУ

«Медико-биологический  лицей» г.Саратова

_____________/Сыромолотова Т.Я./

Приказ № ___________

 «__»___________2013 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Широких Ирины Геннадиевны

высшей квалификационной категории

 по курсу  «Умники и умницы»

3 класс

2013 – 2014 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

         Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена на основе программы курса "Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей". (Автор О.А.Холодова, лауреат конкурса "Грант Москвы", учитель высшей категории прогимназии № 1758 СВАО г. Москвы) с использованием   методического пособия О.А. Холодовой «Юным умникам и умницам». – Москва: РОСТ книга, 2010 г.

Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения. В третьем классе 34 часа (1час в неделю).

         Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся, на основе системы развивающих занятий.

          Основные задачи курса:

  1. развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
  2. развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
  3. развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
  4. формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
  5. развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
  6. формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
  7. формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.

В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.

Систематический курс, построенный на таком разнообразном неучебном материале, создает благоприятные возможности для развития важных сторон личности ребенка.

Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.

На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.

На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью,

В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно).

Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.

В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых задач.

Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида мыслительной деятельности на другой.

          Познавательный аспект

               Формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.

                Формирование и развитие общеучебных умений и навыков.

   Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.

Развивающий аспект

                 Развитие речи.

                 Развитие мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.

Развитие сенсорной сферы.

Развитие двигательной сферы.

         Воспитывающий аспект

  Воспитание системы нравственных межличностных отношений (формировать «Я-концепцию»).

 Основные принципы распределения материала:

 1) системность: задания располагаются в определенном порядке;

 2) принцип «спирали»: через каждые 7 занятий задания повторяются;

 3)принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются;

 4) увеличение объема материала;

 5) наращивание темпа выполнения заданий;

 6) смена разных видов деятельности.

        Таким образом, достигается основная цель обучения - расширение зоны ближайшего развития ребенка и последовательный перевод ее в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.

Формы контроля:

  • тестирование;
  • практические работы;
  • творческие работы учащихся.

                     СОДЕРЖАНИЕ занятия 3 класс (33 занятия)

         Материал каждого занятия рассчитан на 45 минут. Модель занятия в 3 классе такова:

«Мозговая гимнастика» (2-3 минуты).

Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности является важной частью занятия по РПС. Исследования ученых убедительно доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы.

Разминка (3-5 минут).

Основной задачей данного этапа является создание у ребят определенного

положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому вопросы, включенные в разминку, достаточно легкие. Они способны вызвать интерес у детей, и рассчитаны на сообразительность, быстроту реакции, окрашены немалой долей юмора. Но они же и подготавливают ребенка к активной учебно-познавательной деятельности.

Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей-

 памяти, внимания, воображения, мышления (15минут).

      Используемые на этом этапе занятия задания не только способствуют развитию этих так необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку, углублять знания ребят,  разнообразить методы и приемы познавательной деятельности, выполнять логически-поисковые и творческие задания. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия  к занятию.

Весёлая переменка (3-5 минут).

  Динамическая пауза, проводимая на данных занятиях, будет  не только развивать двигательную сферу ребенка, но и способствовать развитию умения выполнять несколько различных заданий одновременно.

Решение творческо-поисковых и творческих задач (15 минут).

Возможность решать нетиповые, поисково-творческие задачи, не связанные с учебным материалом.

Корректирующая гимнастика для глаз (1-2 минуты).

Выполнение коррегирующей гимнастики для глаз поможет как повышению остроты зрения, так и снятию зрительного утомления и достижения состояния зрительного комфорта.

Логические задачи на развитие аналитических способностей и способности рассуждать (5 минут).

В целях развития логического мышления предлагаются задачи, при решении которых ребёнок учится производить анализ, сравнение, строить дедуктивные умозаключения.

Учебно – тематический план

Тема

Количество часов

Выявление уровня развития познавательных процессов у второклассников в начале учебного года (вводный урок).

1

Развитие концентрации внимания.

Тренировка внимания. Развитие мышления.

5

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.

5

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.

5

Развитие быстроты реакции.

4

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

4

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей.

Развитие аналитических способностей.

5

Тренировка внимания. Развитие мышления.

4

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления  на конец учебного года.

1

34

   

  УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Учебно – методическая литература для учителя

Автор, год издания

Название пособия

Вид пособия

1.

Холодова О., Москва: РОСТ книга, 2010 г

«Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (8-9 лет)»

Методическое пособие для 3 класса

2.

Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой

«Умники и умницы»

Учебная литература для учащихся

Автор, год издания

Название пособия

Вид пособия

1.

Холодова О., Москва: РОСТ книга,  2010 г

«Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (8-9 лет)»

Рабочие тетради в 2-х частях.

Учебно-тематический план 

п/п

Тема

Кол-во часов

Планируемые результаты обучения

Измерите-ли,

виды и формы контроля

Сроки проведения

Освоение предметных знаний

Универсальные учебные действия

1 четверть

9

- четко ориентироваться в пространстве;

- владеть навыками слуховых, зрительных, осязательных ощущений, различать звуки речи;

- правильно определять временные промежутки, различать предметы по цвету, форме, размеру;

- внимательно слушать учителя;

запоминать и воспроизводить изучаемый материал;

-  правильно строить предложения;

использовать в речи изученные слова и выражения;

находить и выделять признаки предметов;

-узнавать предметы, явления по их признакам;

- давать описание предметов, явлений по их признакам;

-выделять черты сходства и отличия;

-выявлять закономерности;

-решать несложные логические задачи;

-владеть элементарными навыками анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения.

Личностные УУД

У обучающегося будут сформированы:

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к урокам математики, к школе;

– понимание значения математики в собственной жизни;

– интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях;

– ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей, на самоанализ и самоконтроль результата;

– понимание оценок учителя и одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

– восприятие нравственного содержания поступков окружающих людей;

– этические чувства на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков;

– общее представление о понятиях «истина», «поиск истины».

Обучающийся получит возможность для формирования:

– широкого интереса к познанию математических фактов, количественных отношений, математических зависимостей в окружающем мире, способам решения познавательных задач

в области математики;

– восприятия эстетики логического умозаключения, точности математического языка;

– ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;

– адекватной самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

– чувства сопричастности к математическому наследию России, гордости за свой народ;

– ориентации в поведении на принятые моральные нормы;

– понимание важности осуществления собственного выбора.

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

- принимать и сохранять учебную задачу, понимать смысл инструкции учителя и вносить в нее коррективы;

– планировать свои действия в соответствии с учебными задачами, различая способ и результат собственных действий;

– самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне;

– выполнять действия (в устной форме), опираясь на заданный учителем или сверстниками ориентир;

– осуществлять пошаговый контроль под руководством учителя и самостоятельно;

– адекватно воспринимать оценку своей работы учителями;

– осуществлять самооценку своего участия в разных видах учебной деятельности;

– принимать участие в групповой работе;

– выполнять учебные действия в устной, письменной речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

- понимать смысл предложенных в учебнике заданий, в т.ч. заданий, развивающих смекалку;

– самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи;

– выполнять действия (в устной, письменной форме и во внутреннем плане) в опоре на заданный в учебнике ориентир;

– на основе результатов решения практических задач в сотрудничестве с учителем и одноклассниками делать несложные теоретические выводы о свойствах изучаемых математических объектов;

– контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным, словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

– самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в действия.

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

– самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации при работе с учебником, в справочной литературе и дополнительных источниках, в т.ч. под руководством учителя, в контролируемом пространстве Интернета;

– кодировать информацию в знаково-символической или графической форме;

– на основе кодирования информации самостоятельно строить модели математических понятий, отношений, задачных ситуаций;

– строить небольшие математические сообщения в устной и письменной форме;

– проводить сравнение (последовательно по нескольким основаниям; наглядное и по представлению; сопоставление и противопоставление), самостоятельно строить выводы на основе сравнения;

– осуществлять анализ объекта (по нескольким существенным признакам);

– проводить классификацию изучаемых объектов (самостоятельно выделять основание классификации, находить разные основания для классификации, проводить разбиение объектов

на группы по выделенному основанию);

– выполнять эмпирические обобщения на основе сравнения единичных объектов и выделения у них сходных признаков;

– проводить аналогию и на ее основе строить и проверять выводы по аналогии;

– строить индуктивные и дедуктивные рассуждения (формулирование общего вывода на основе сравнения нескольких объектов о наличии у них общих свойств; на основе анализа учебной ситуации и знания общего правила формулировать вывод о свойствах единичных изучаемых объектов);

– понимать действие подведения под понятие (для изученных математических понятий);

– с помощью педагога устанавливать отношения между понятиями (родовидовые, отношения пересечения, причинно-следственные).

Обучающийся получит возможность научиться:

– самостоятельно осуществлять поиск необходимой и дополнительной информации в открытом информационном пространстве;

– моделировать задачи на основе анализа жизненных сюжетов;

– самостоятельно формулировать выводы на основе аналогии, сравнения, обобщения;

– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям;

– расширять свои представления о математических явлениях;

– проводить цепочку индуктивных и дедуктивных рассуждений при обосновании изучаемых математических фактов;

– осуществлять действие подведения под понятие (для изученных математических понятий; в новых для учащихся ситуациях);

– пользоваться эвристическими приемами для нахождения решения математических задач.

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

– принимать участие в работе парами и группами, используя речевые и другие коммуникативные средства, строить монологические высказывания, владеть диалогической формой коммуникации;

– допускать существование различных точек зрения, учитывать позицию партнера в общении;

– координировать различные мнения о математических явлениях в сотрудничестве; приходить к общему решению в спорных вопросах;

– использовать правила вежливости в различных ситуациях;

– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач при изучении математики;

– контролировать свои действия в коллективной работе и понимать важность их правильного выполнения (от каждого в группе зависит общий результат);

– задавать вопросы, использовать речь для передачи информации, для регуляции своего действия и действий партнера;

– понимать необходимость координации совместных действий при выполнении учебных и творческих задач;

- стремиться к пониманию позиции другого человека.

Обучающийся получит возможность научиться:

– корректно формулировать и обосновывать свою точку зрения; строить понятные для партнера высказывания;

– адекватно использовать средства общения для решения коммуникативных задач;

– аргументировать свою позицию и соотносить ее с позициями партнеров;

– понимать относительность мнений и подходов к решению задач;

– стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

– контролировать свои действия и соотносить их с действиями других участников коллективной работы;

– осуществлять взаимный контроль и анализировать совершенные действия;

– активно участвовать в учебно-познавательной деятельности; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;

– продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми на уроке и во внеурочной деятельности.

план

факт

1

Выявление уровня развития познавательных процессов у третьеклассников в начале учебного года  (вводный урок).

1

Текущий контроль (устный опрос)

сентябрь

2

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

1

Текущий контроль (устный опрос)

сентябрь

3

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

1

Текущий контроль (устный опрос)

сентябрь

4

Тренировка слуховой памяти.

Совершенствование мыслительных операций.

Развитие умения решать нестандартные задачи.

1

Текущий контроль (устный опрос)

сентябрь

5

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

1

Текущий контроль (устный опрос)

сентябрь

6

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей.

Развитие умения решать нестандартные задачи.

1

Текущий контроль (устный опрос)

октябрь

7

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.

1

Текущий контроль (устный опрос)

октябрь

8

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций.  Развитие умения решать нестандартные задачи.

 

1

Текущий контроль (устный опрос)

октябрь

9

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций.  Развитие умения решать нестандартные задачи.

1

Тестовая работа

октябрь

2 четверть

7

- четко ориентироваться в пространстве;

- владеть навыками слуховых,  осязательных ощущений, различать звуки речи;

- правильно определять временные промежутки, различать предметы по цвету, форме, размеру;

- внимательно слушать учителя;

запоминать и воспроизводить изучаемый материал;

-  правильно строить предложения;

использовать в речи изученные слова и выражения;

находить и выделять признаки предметов;

-узнавать предметы, явления по их признакам;

- давать описание предметов, явлений по их признакам;

-выделять черты сходства и отличия;

-выявлять закономерности;

-решать несложные логические задачи;

-владеть элементарными навыками анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения.

1

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

1

Текущий контроль (устный опрос)

ноябрь

2

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

1

Текущий контроль (устный опрос)

ноябрь

3

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

1

Текущий контроль (устный опрос)

ноябрь

4

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей.  Развитие умения решать нестандартные задачи.

1

Текущий контроль (устный опрос)

декабрь

5

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.

1

Текущий контроль (устный опрос)

декабрь

 6

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций.  Развитие умения решать нестандартные задачи.

1

Текущий контроль (устный опрос)

декабрь

7

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

1

Тестовая работа

декабрь

3 четверть

9

- четко ориентироваться в пространстве;

- владеть навыками слуховых,  осязательных ощущений, различать звуки речи;

- правильно определять временные промежутки, различать предметы по цвету, форме, размеру;

- внимательно слушать учителя;

запоминать и воспроизводить изучаемый материал;

-  правильно строить предложения;

использовать в речи изученные слова и выражения;

находить и выделять признаки предметов;

-узнавать предметы, явления по их признакам;

- давать описание предметов, явлений по их признакам;

-выделять черты сходства и отличия;

-выявлять закономерности;

-решать несложные логические задачи;

-владеть элементарными навыками анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения.

1

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

1

Текущий контроль (устный опрос)

январь

2

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

1

Текущий контроль (устный опрос)

январь

3

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

1

Текущий контроль (устный опрос)

январь

4

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей.  Развитие умения решать нестандартные задачи.

1

Текущий контроль (устный опрос)

февраль

5

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.

1

Текущий контроль (устный опрос)

февраль

6

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

 

1

Текущий контроль (устный опрос)

февраль

7

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

 

1

Текущий контроль (устный опрос)

март

8

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

1

Текущий контроль (устный опрос)

март

9

Тренировка слуховой памяти.

Совершенствование мыслительных операций.

Развитие умения решать нестандартные задачи.

1

Тестовая работа

март

4 четверть

9

- четко ориентироваться в пространстве;

- владеть навыками слуховых,  осязательных ощущений, различать звуки речи;

- правильно определять временные промежутки, различать предметы по цвету, форме, размеру;

- внимательно слушать учителя;

запоминать и воспроизводить изучаемый материал;

-  правильно строить предложения;

использовать в речи изученные слова и выражения;

находить и выделять признаки предметов;

-узнавать предметы, явления по их признакам;

- давать описание предметов, явлений по их признакам;

-выделять черты сходства и отличия;

-выявлять закономерности;

-решать несложные логические задачи;

-владеть элементарными навыками анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения.

1

Тренировка зрительной памяти.

Совершенствование мыслительных операций.

Развитие умения решать нестандартные задачи.

1

Текущий контроль (устный опрос)

апрель

2

Развитие логического мышления.

Обучение поиску закономерностей.

Развитие умения решать нестандартные задачи.

1

Текущий контроль (устный опрос)

апрель

3

Совершенствование воображения.

Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы.

Задания по перекладыванию спичек.

1

Текущий контроль (устный опрос)

апрель

4

Развитие быстроты реакции.

Совершенствование мыслительных  операций.

Развитие умения решать нестандартные задачи.

1

Текущий контроль (устный опрос)

апрель

5

Развитие концентрации внимания.

Совершенствование мыслительных операций.

Развитие умения решать нестандартные задачи.

1

Текущий контроль (устный опрос)

май

6

Тренировка слуховой памяти.

Совершенствование мыслительных операций.

Развитие умения решать нестандартные задачи.

1

Текущий контроль (устный опрос)

май

7

Тренировка зрительной памяти.

Совершенствование мыслительных операций.

Развитие умения решать нестандартные задачи.

1

Текущий контроль (устный опрос)

май

8  

Развитие логического мышления.

Обучение поиску закономерностей.

Развитие умения решать нестандартные задачи.

1

Текущий контроль (устный опрос)

май

9

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления  на конец учебного года.

1

Конкурс эрудитов

май

Список литературы

  1. Литература, использованная при подготовке программы –

Холодова О.А. Программа курса "Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей".- Москва: РОСТ книга,  2010 г.

Холодова О.А.Методическое пособие. 3 класс. - Москва: РОСТ книга,  2010 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Живопись - Образовательная (рабочая) программа для учащихся 3-7 классов отделения изобразительного искусства Образовательная (рабочая) программа для учащихся 3-7 классов отделения изобразительного искусства

Образовательная программа по предмету «Живопись» является частью комплексной образовательной программы отделения изобразительного искусства ДШИ с семилетним сроком обучения, имеет художественно–...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...

Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).

 Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....

Рабочая программа по развитию речи (4 класс) на тему: "Рабочая программа по развитию речи 4 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по трудовому обучению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по трудовому обучению 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по чтению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 4 коррекционный класс (8 вида).

Библиографический список     Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII...