Рабочая программа по чтению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 4 коррекционный класс (8 вида).
рабочая программа по чтению (4 класс) на тему

Журина Людмила Васильевна

Библиографический список

     Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение, 2006.», «Чтение», З.Н. Смирнова, Г. М. Гусева.  Учебник для 4  класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Москва «Просвещение», 2001г.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Главное управление образования и молодёжной политики Алтайского края

Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение

«Барнаульская общеобразовательная школа-интернат №6»

  «Согласовано»                                                                   «Согласовано»                                                         «Утверждаю»

   на заседании МО                                                               Заместитель директора                                             Директор школы-интерната

   Протокол №___ от «______ » 20__                                  по УВР                                                                        ________ Е.В. Шарапова                                                                                                     

   Руководитель МО          ___________________                                                Приказ №_____от        

    ____________________          

         «____»_________20                                                «___»________20

                

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебный предмет: литературное чтение

образовательная область: филология

начальное общее образование

4 коррекционный класс (8 вида)

Срок реализации программы 2015/2016учебный год

                                                                                                                                                                             Разработчик программы:  Л.В. Журина,                                               учитель начальных классов

                                                                                                                                                     

                                                                                                                                                                       

                                                                                                                                                               

Барнаул 2015

Пояснительная записка

Библиографический список

     Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение, 2006.», «Чтение», З.Н. Смирнова, Г. М. Гусева.  Учебник для 4  класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Москва «Просвещение», 2001г.

Обоснование  выбора  УМК

     Рабочие программы  учебных предметов, разработаны в соответствии с базисным учебным планом коррекционных образовательных учреждений [Приказом Министерства образования РФ от 10.04.2002 г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»]. Рабочая программа составлена на основе авторской  программы [Воронкова В.В. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение, 2006.], допущенной Министерством образования и науки РФ, адаптированной к условиям специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья VI вида, реализованной в учебниках по чтению, созданных коллективом авторов под руководством З.Н. Смирнова, Г. М. Гусева, основной образовательной программы КГБСКОУ «Барнаульская специальная (коррекционная) школа-интернат VI вида», утвержденной приказом № 89/1 от 28.08. 2010г., учебного плана КГБСКОУ «Барнаульская специальная (коррекционная) школа-интернат VI вида», утвержденного приказом  №141 от 26.08.2015г.

     Настоящая  программа будет реализована в условиях классно-урочной системы обучения. Программа составлена с учетом уровня обученности воспитанников, максимального развития познавательных интересов, индивидуально-дифференцированного к ним подхода. Поэтому в целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня обучающихся.                                                                                                  В четвёртом классе у 100% обучающихся прослеживается недостаточная сформированность мелкой и общей моторики. Работая над методической темой «Система работы по развитию мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья» и учитывая важность проблемы, на каждом уроке провожу целенаправленную специальную работу по коррекции и развитию тонких координированных движений рук.

Цели и задачи обучения предмету

Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:

- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением; совершенствование всех видов речевой деятельности, развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора;

            - коррекция и  развитие  познавательной и  речевой деятельности;

           - обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.

Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.

Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.

        Основными задачами обучения чтению в 2—4 классах являются: научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать прочитанное.

        У учащихся формируется навык сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения.

Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.

        Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.

Основные направления коррекционной работы

1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития:
- развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
- развитие артикуляционной моторики
. 
2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие пространственных представлений ориентации;
- развитие представлений о времени;
- развитие слухового внимания и памяти.
3. Развитие основных мыслительных операций:
- навыков соотносительного анализа;
- умения работать по словесной инструкции, алгоритму.

4. Развитие различных видов мышления:
- развитие наглядно-образного мышления;
- развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям и т.д.).
6.  Развитие речи, овладение техникой речи.
7. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
8.  Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.

Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.

Общая характеристика организации учебного процесса

      Для чтения подбираются произведения народного творчества, классиков русской и зарубежной литературы, доступные пониманию статьи из газет и журналов. В процессе обучения чтению у учащихся последовательно формируется умение с помощью учителя разбираться в содержании прочитанного.

      В программе на каждый год обучения дается примерная тематика произведений, определяется уровень требований к технике чтения, анализу текстов, совершенствованию навыков устной речи и объему внеклассного чтения.

      Тематика произведений для чтения подобрана с учетом максимального развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств.

      На всех годах обучения читаются произведения о нашей Родине, ее прошлом и настоящем, о мудрости и героизме русского народа.

      Совершенствование техники чтения осуществляется последовательно на каждом году обучения. Постоянное внимание следует уделять формированию навыка правильного чтения, которым умственно отсталые учащиеся в силу особенностей психического развития овладевают с большим трудом, что затрудняет понимание содержания прочитанного.

      Беглое чтение, т. е. плавное, в темпе разговорной речи чтение вслух, формируется постепенно. Во 2 классе учащиеся читают по слогам, постепенно переходя к чтению целыми словами. В дальнейшем навык беглого чтения совершенствуется.

      Одновременно с овладением чтением вслух школьники учатся читать про себя. Систематическая работа по обучению чтению про себя начинается с 3 класса.

      С выразительностью речи умственно отсталые учащиеся знакомятся в 1 и 2 классах. Однако систематическое формирование выразительного чтения начинается примерно в 3 классе с перехода на чтение целыми словами.

      Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведений. При этом очень важна система работы по установлению причинно-следственных связей и закономерностей, так как этот вид деятельности имеет огромное коррекционное значение.

      Учитель в процессе обучения чтению должен уделить особое внимание работе с иллюстративным материалом как одним из эффективных средств формирования познавательной деятельности учащихся и коррекции недостатков их развития.

      Развитие устной речи. Большое внимание на уроках чтения уделяется развитию связной устной речи. Учащиеся овладевают правильным, полным и последовательным пересказом в процессе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному построению предложений, и в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного. С этой целью в младших классах в зависимости от сложности текста используются вопросы, готовый или коллективно составленный план, картинный план.

      Внеклассное чтение ставит задачу начала формирования читательской самостоятельности у учащихся: развития у них интереса к чтению, знакомства с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы, формирования навыков самостоятельного чтения книг, читательской культуры; посещения библиотеки; умения выбирать книгу по интересу.

Количество часов, на которое рассчитана Рабочая программа

             В 4 классе на изучение литературного чтения отводится 105  ч (3 ч в неделю, 35учебных недель). 

Планируемые результаты

Реализация программы обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты:

1) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

2) активное использование речевых средств, для решения  познавательных задач;

3) овладение навыками смыслового чтения текстов, осознанного построения речевого высказывания, составления текстов в устной форме;

4) овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, установления причинно-следственных связей;

5) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Предметные результаты:

          1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;

3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

5) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

Тематическое планирование

№ п/п

      Раздел учебного предмета

Количество часов

1

Что такое хорошо и что такое плохо.

14ч

2

Уж небо осенью дышало…

12ч

3

Народные сказки.

4

О труде и трудолюбии.

5

Произведения русских и зарубежных писателей

11ч

6

Идет волшебница зима.

11ч

7

Люби все живое.

8

В стране чудес.

9

Весна идет.

15ч

10

Лето наступило.

12ч

                                                                    Итого

105 часов

Календарно - тематическое планирование

№ п\п

Наименование разделов и тем

кол-во часов

дата

Коррекционные      цели

Виды учебной деятельности

Что такое хорошо и что такое плохо.

14ч

---

1

Е.Благинина «Прощание с летом»

1

Коррекция связной монологической речи; обогащение активного словаря

Развитие умений делать простейшие выводы и обобщения

Коррекция связной устной речи

Формирование умений устанавливать причинно-следственные связи;

Коррекция связной монологической речи; эмоциональной стороны речи, мимики

Коррекция связной монологической речи; обогащение активного словаря

Развитие умений делать простейшие выводы и обобщения

Читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта

Характеризовать героев рассказа на основе анализа их поступков; собственных впечатлений о герое. 

Рисовать словесные картины  с опорой на текст стихотворения.

Определять особенности юмористического произведения. 

Понимать авторское отношение к героям и их поступкам; выразительно читать по ролям. 

Рассматривать иллюстрации, соотносить их содержание с содержанием текста в учебнике.

Читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта

Характеризовать героев рассказа на основе анализа их поступков; собственных впечатлений о герое. 

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе вопросов и заданий, представленных в учебнике. 

2

Э. Шим «Брат и младшая сестра».

1

3

А. Седугин «Молоток».

1

4

Е. Пермяк «Пичугин мост».

1

5

В. Голявкин «Был не крайний случай».

1

6

По И. Дику «Счастливая ручка».

1

7

По Л. Давыдычеву «Лёлишна из третьего подъезда».

1

8

По Л. Давыдычеву «Виктор Мокроусов»

1

9

А. Гайдар «Тимур и его команда». (Отрывки из повести)

1

10

А. Гайдар «Тимур и его команда». (Отрывки из повести).

1

11

С. Маршак «Лодыри и кот»

1

12

И. Крылов «Лебедь, щука и рак».

1

13

В. Осеева «Печенье».

1

14

Обобщающий урок по пройденной теме.

1

           Уж небо осенью дышало…

12ч

--

15

А. К. Толстой «Осень! Обсыпается весь наш бедный сад…» По К. Ушинскому «Осень»

1

Коррекция оперативной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении

Коррекция связной устной речи

Формирование умений устанавливать причинно-следственные связи;

Коррекция связной монологической речи; обогащение активного словаря

Развитие умений делать простейшие выводы и обобщения

Коррекция умений устанавливать причинно-следственные связи

Развитие устной связной речи, творческих способностей.

Читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта.

Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте

Сравнивать звуки, описанные в художественном тексте.

 Контролировать себя в процессе чтения, самостоятельно.

Находить средства художественной выразительности; подбирать свои собственные придуманные слова; создавать с помощью слова собственные картины.

Рассказывать сказку (по иллюстрациям, по плану, от лица другого героя сказки).

Соотносить рисунок и содержание сказки; делать подписи под рисунками

Представлять картины осенней природы.

 

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе вопросов и заданий, представленных в учебнике.

16

По В. Пескову «Осенний лес», А. Твардовский «Лес осенью».

1

17

По М.Ильину и Е.Сегал «В чудесной кладовой»

1

18

По М.Ильину и Е.Сегал «В чудесной кладовой».

1

19

О. Высотская «Осеннее утро».

1

20

А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»

1

21

В. Гаршин «Лягушка – путешественница».

1

22

В. Гаршин «Лягушка – путешественница»

1

23

И. Крылов «Стрекоза и муравей»

1

24

По Д. Мамину-Сибиряку «Приемыш».

1

25

По Д. Мамину-Сибиряку «Тарас и Соболько».

1

26

Обобщающий урок по пройденной теме

1

             Народные сказки.

--

27

«Гуси – лебеди» (русская сказка)

1

Коррекция связной монологической речи; обогащение активного словаря

Развитие умений делать простейшие выводы и обобщения

Коррекция умений устанавливать причинно-следственные связи

Коррекция и развитие концентрации и объёма внимания

Развитие устной связной речи, творческих способностей.  

Характеризовать героев сказки, соотносить качества с героями сказок.

Называть другие народные сказки; 

перечислять героев сказок.

Рассказывать сказку (по иллюстрациям, по плану, от лица другого героя сказки).

Соотносить рисунок и содержание сказки; делать подписи под рисунками.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе вопросов и заданий, представленных в учебнике.

28

«Гуси – лебеди» (русская сказка).

1

29

«Чудесный клад» (молдавская сказка)

1

30

«Росомаха и лисица» (эвенская сказка).

1

31

Отчего у зайца длинные уши» (мансийская)

1

32

«Лиса и волк» (русская сказка)

1

33

«Лиса и волк» (русская сказка).

1

34

Обобщающий урок по пройденной теме..

1

            О труде и трудолюбии.

--

35

К. Ушинский «Два плуга».

1

Коррекция связной монологической речи; эмоциональной стороны речи, мимики

Коррекция мышления на основе упражнений в анализе и синтезе

Читать выразительно, отражая настроение стихотворения. 

Воспринимать на слух художественный текст.

Делить  рассказа на части по плану

Пересказывать содержание рассказа по плану

Сравнивать художественный и научно-познавательный текст. Наблюдать за рифмой и ритмом стихотворного текста.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе вопросов и заданий, представленных в учебнике.

36

М.Шпагин « Как баклуши били»

1

37

И. Крылов «Трудолюбивый медведь».

1

38

«Айога» (нанайская сказка)

1

39

«Айога» (нанайская сказка)

1

40

Ю.Тувим « Всё для всех»

1

41

Е. Пермяк «Для чего руки нужны?»

1

42

Обобщающий урок по пройденной теме.

1

Произведения русских и зарубежных писателей.

11ч

--

43

Г.Х.Андерсен «Гордая игла»

1

Коррекция связной устной речи

Коррекция связной монологической речи; эмоциональной стороны речи, мимики

Коррекция мышления на основе упражнений в анализе и синтезе

Коррекция связной монологической речи; обогащение активного словаря

Развитие умений делать простейшие выводы и обобщения

Коррекция умений устанавливать причинно-следственные связи

Коррекция и развитие концентрации и объёма внимания

Определять последовательность событий в произведении.

Пересказывать содержание рассказа по плану

Рассматривать иллюстрации, соотносить их содержание с содержанием текста в учебнике.

Объяснять и понимать поступки героев.

Понимать авторское отношение к героям и их поступкам; выразительно читать по ролям.

Характеризовать героев сказки, соотносить качества с героями сказок.

Рассказывать сказку (по иллюстрациям, по плану, от лица другого героя сказки).

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе вопросов и заданий, представленных в учебнике.

44

По Л.Толстому «Праведный судья»

1

45

Дж. Свифт «Гулливер в стране лилипутов».

1

46

А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».

1

47

А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».

1

48

А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».

1

49

П. Ершов «Конёк-горбунок»

1

50

П. Ершов «Конёк-горбунок»

1

51

П. Ершов «Конёк-горбунок»

1

52

Братья Гримм «Соломинка, уголек и боб».

1

53

Обобщающий урок по пройденной теме.

1

Идет волшебница зима.

11ч

--

54

И. Никитин «Встреча зимы».

1

Коррекция связной монологической речи; обогащение активного словаря

Развитие умений делать простейшие выводы и обобщения

Коррекция умений устанавливать причинно-следственные связи

Коррекция и развитие концентрации и объёма внимания

Развитие устной связной речи, творческих способностей.

Читать выразительно, отражая настроение стихотворения.

Воспринимать на слух художественный текст.

Рисовать словесные картины зимней природы с опорой на текст стихотворения.

Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте.

Чувствовать ритм и мелодику стихотворения, читать стихи наизусть.

Понимать особенности были и сказочного текста.

Пересказывать содержание рассказа по плану

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе вопросов и заданий, представленных в учебнике.

55

По И. Соколову-Микитову «Зима в лесу».

1

56

И. Антонов «Сад друзей».

1

57

И. Суриков «Детство».

1

58

Л. Толстой «Филипок»

1

59

Н. Некрасов «Мужичок с ноготок».

1

60

Ю. Дмитриев «Для чего нужен снег».

1

61

Н. Некрасов «Не ветер бушует над бором…»

1

62

А.Гайдар «Ёлка в тайге» (Отрывок из рассказа «Чук и Гек»)

1

63

По М. Пляцковскому «Какая бывает зима».

1

64

Обобщающий урок по пройденной теме.

1

            Люби все живое.

--

65

По В. Костылёву «Береза».

1

Коррекция связной устной речи

Формирование умений устанавливать причинно-следственные связи;

Коррекция связной монологической речи; эмоциональной стороны речи, мимики

Коррекция связной устной речи

Выражать своё собственное отношение к героям, давать нравственную оценку поступкам.

Определять последовательность событий

Сравнивать сказки и рассказы о животных

Видеть красоту природы, изображённую в художественных произведениях.

Определять героев произведения; характеризовать их.

 

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе вопросов и заданий, представленных в учебнике.

66

Л. Толстой «Как я ездил верхом»

1

67

По Н. Вагнеру «Мальчик и дворовая собака».

1

  68

В. Тарасов «Четвероногий друг».

1

69

М. Пришвин «Гаечки».

1

70

М. Горький «Воробьишко».

1

71

А. Барков «Пожарник Карл»

1

72

По Г. Скребицкому «Медвежонок». Обобщающий урок по пройденной теме.

1

          В стране чудес.

--

73

И. Токмакова « В чудной стране».

1

Коррекция связной устной речи

Формирование умений устанавливать причинно-следственные связи;

Коррекция связной монологической речи; эмоциональной стороны речи, мимики

Характеризовать героев сказки.

Понимать авторское отношение к героям и их поступкам; выразительно читать по ролям.

Рассказывать о героях, отражая собственное отношение к ним; выразительно читать юмористические эпизоды из произведения.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе вопросов и заданий, представленных в учебнике.

74

По А. Милну «Вини - пух и все-все-все».

1

75

По А. Милну «Вини - пух и все-все-все».

1

76

А.Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино».

1

77

А.Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино».

1

78

Обобщающий урок по пройденной теме.

1

Весна идет.

15ч

--

79

Ф. Тютчев «Весенние воды».

1

Коррекция связной монологической речи;

обогащение активного словаря

Развитие умений делать простейшие выводы и обобщения

Коррекция умений устанавливать причинно-следственные связи

Коррекция и развитие концентрации и объёма внимания

Развитие устной связной речи, творческих способностей.

Коррекция мышления на основе упражнений в анализе и синтезе

Коррекция связной устной речи

Коррекция связной монологической речи; эмоциональной стороны речи, мимики

Чувствовать ритм и мелодику стихотворения, читать стихи наизусть. 

Представлять картины весенней природы.

Читать стихотворения с выражением, передавать настроение с помощью интонации, темпа чтения, силы голоса.

Понимать авторское отношение к героям и их поступкам; выразительно читать по ролям.

Пересказывать подробно на основе вопросов учебника; выразительно читать отрывки из них.

Читать выразительно, отражая настроение стихотворения

Видеть красоту природу, изображённую в художественных произведениях

Читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе вопросов и заданий, представленных в учебнике.

80

В. Ситников «Утро».

1

81

По Л. Толстому «Весна».

1

82

И. Никитин «Полюбуйся: весна наступает».

1

83

По А. Платонову «Еще мама».

1

84

По А. Платонову «Еще мама».

85

Н. Саконская «Разговор о маме».

1

86

Л. Квитко «Бабушкины руки».

1

87

По Е. Кононенко «Резеда».

1

88

Н Некрасов «Дед Мазай и зайцы».

1

89

А. Барков «Яшка»

1

90

Ф Тютчев «Весенняя гроза».

1

91

В Орлов «Лесной цветок»

1

92

Н. Сладков «Медведь и солнце».

1

93

Обобщающий урок по пройденной теме.

             Лето наступило.

12ч

--

94

И. Никитин «Вечер ясен и тих…»

1

Коррекция оперативной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении

Коррекция связной устной речи

Формирование умений устанавливать причинно-следственные связи;

Коррекция связной монологической речи; эмоциональной стороны речи, мимики

Коррекция мышления на основе упражнений в анализе и синтезе

Читать выразительно, отражая настроение стихотворения.

Чувствовать ритм и мелодику стихотворения, читать стихи наизусть.

Пересказывать подробно на основе вопросов учебника; выразительно читать отрывки из них

Рассматривать иллюстрации, соотносить их содержание с содержанием текста в учебнике.

Составлять план произведения, пересказывать текст подробно на основе плана.

 Понимать авторское отношение к героям и их поступкам; выразительно читать по ролям.

Видеть красоту природы, изображённую в художественных произведениях

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе вопросов и заданий, представленных в учебнике.

95

По К. Паустовскому «Заботливый цветок».

1

96

Н. Некрасов «Крестьянские дети».

1

97

По Н. Носову «Огородники»

1

98

По Н. Носову «Огородники»

1

99

И. Антонов «У речки».

1

100

В.Орлов «Письмо ровеснику»

1

101

М. Пришвин «Золотой луг».

1

102

В. Драгунский «Третье место в стиле баттерфляй».

1

103

М. Бородицкая «Последний день учения».

1

104

Обобщающий урок по пройденной теме.

1

105

Обобщающий урок

Описание учебно-методического обеспечения

Библиографический список учебных пособий, используемых в образовательном процессе

  1. З.Н. Смирнова, Г.М, Гусева, Чтение: Учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида     М. «Просвещение»,2001г.

Литература, рекомендованная для учащихся

  1. З.Н. Смирнова, Г.М, Гусева, Чтение: Учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида     М. «Просвещение»,2001г.

Литература, использованная при подготовке программы  

  1. Программы специальных  (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный,1 - -4 классы. Под редакцией В.В. Воронковой. 4-е издание М. «Просвещение»
  2. З.Н. Смирнова, Г.М, Гусева, Чтение: Учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида     М. «Просвещение»,2001г.
  3. Сборника рабочих программ 1-4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных  учреждений. Авторы: С.В. Анащенкова, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, М.В. Бойкина, С.И.Волкова, В.Г.Горецкий, М.Н.Дементьева, Л.М.Зеленина, В.П.Канакина, Л.Ф.Климанова, М.И.Моро, А.А.Плешаков, Н.И.Роговцева, С.В. Степанова, Н.А. Стефаненко, Т.Е. Хохлова.- М. « Просвещение», 2011год.

Критерии и нормы оценок

Оценка «5» ставится, если ученик:

- читает целыми словами правильно, с одной-двумя самостоятельно исправленными ошибками;

- читает выразительно, с соблюдением синтаксических и смысловых пауз,  логических ударений;

- отвечает на вопросы и передает содержание прочитанного правильно, последовательно;

- твердо знает наизусть текст стихотворения и читаем его выразительно.

Оценка «4» ставится, если ученик:

     - читает целыми словами, некоторые трудные слова — по слогам;

- допускает одну-две ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз, логических ударений;

- допускает неточности в ответах на вопросы и при пересказе содержания, но исправляет их самостоятельно или с         незначительной помощью учителя;

- допускает при чтении наизусть одну-две самостоятельно исправляемые ошибки и читает наизусть недостаточно выразительно.

Оценка «3» ставится, если ученик:

     - читает, в основном, целыми словами, трудные слова — по слогам;

     - допускает три-четыре ошибки при чтении, соблюдении синтаксических и смысловых пауз, логических ударений;

     - отвечает на вопросы и пересказывает содержание  прочитанного с помощью учителя;

     - обнаруживает при чтении наизусть нетвёрдое усвоение текста.

Оценка «2» ставится, если ученик:

     - читает в основном  по слогам, даже легкие слова;

    - допускает более пяти ошибок при чтении и соблюдении синтаксических пауз;

    - в ответах на вопросы и при пересказе содержания прочитанного искажает основной смысл, не использует помощь учителя;

    - не знает большей части текста, который должен читать наизусть.

Оценка «1» ставится, если ученик:

    - затрудняется в чтении текста по слогам;

   - допускаем при чтении большое количество ошибок, искажающих смысл прочитанного;

   - не отвечает на вопросы и не может передать содержании прочитанного;

   - не знает наизусть стихотворения.

Проверку навыков чтения проводят на основе повседневных наблюдений за чтением и пониманием прочитанного по учебнику путём специального опроса по чтению, пересказу или комбинированного опроса.

В начале и конце года проводится проверки техники чтения. Рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты примерно следующего объёма:1 класс – 10 слов, 2 класс – 15 – 20 слов, 3 класс – 25 – 30 слов, 4 класс – 35 – 40 слов.

В первом классе учащиеся данной категории не оцениваются.

Проверка техники чтения проводится с учётом времени. При оценке принимается во внимание успешность овладения учащимися техникой чтения и содержанием читаемого в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по чтению и развитию речи для 3 класса учащихся специального коррекционного образовательного класса (VIII вида)

Рабочая программа по чтению и развитию речи для 3 класса учащихся специального коррекционного образовательного класса (VIII вида) по учебнику С.Ю. Ильиной, Л.В. Матвеевой-Луневой. Содержит поясни...

Рабочая программа для 3 класса УМК "Школа России" по предмету математика (специальный (коррекционный) класс VII вида)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА          Рабочая программа по математике для 3 класса разработана на основе примерной программы начального общего образования, авторс...

Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).

 Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....

Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по чтению (3 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий учебного предмета «Русский язык» для 3 специального (коррекционного) класса VII вида.

• Авторская программа для общеобразовательных учреждений «Русский язык» 1-4 классы (УМК «Школа России», под ред. Рамзаевой Т.Г. Издательство «Просвещение», Москва; 2013 год....