Живопись - Образовательная (рабочая) программа для учащихся 3-7 классов отделения изобразительного искусства Образовательная (рабочая) программа для учащихся 3-7 классов отделения изобразительного искусства
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 3 класс) на тему
Образовательная программа по предмету «Живопись» является частью комплексной образовательной программы отделения изобразительного искусства ДШИ с семилетним сроком обучения, имеет художественно–эстетическую направленность, реализует часть триединой задачи - «Композиция, Рисунок, Живопись как единое целое в изобразительном искусстве»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 227.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ
Обсуждена на заседании отдела | Утверждаю | |
изобразительного искусства | ________________________ | |
«___» _______2010г. | Директор «ДШИ» | |
Протокол № _____от________ | Приказ№______от_________ |
ЖИВОПИСЬ
Образовательная (рабочая) программа
для учащихся 3-7 классов отделения изобразительного искусства
Возраст обучающихся: с 10 – до 15 лет.
Срок реализации 5 лет.
Составитель: Фасхиева Л.М.,
преподаватель отделения
изобразительного искусства
Муравленко
2010
ЖИВОПИСЬ
Пояснительная записка
Образовательная программа по предмету «Живопись» является частью комплексной образовательной программы отделения изобразительного искусства ДШИ с семилетним сроком обучения, имеет художественно–эстетическую направленность, реализует часть триединой задачи - «Композиция, Рисунок, Живопись как единое целое в изобразительном искусстве»
Данная программа составлена на основе типовых программ, рекомендованных МК РФ «Рисунок. Живопись. Скульптура. Композиция», для ДХШ и ДШИ, сост. Е.А.Афанасьев, Е.Д.Анискин и др. – М., 1990, «Композиция. Рисунок. Живопись. Пленер» - комплексная программа для ДХШ и изобразительных отделений ДШИ, сост. В.Е.Елизаров, является модифицированной и адаптированной к семилетнему сроку обучения в условиях детской школы искусств.
Отличие данной программы заключается во включении в образовательный процесс тем, касающихся культуры коренных народов Севера, что позволяет обучающимся познакомиться с культурными традициями своей малой Родины; а так же предусмотрено участие детей в конкурсной и выставочной деятельности, что способствует формированию активной жизненной позиции ребенка, отзывчивости, формирует понимание значимости собственной творческой деятельности.
В программе предусмотрено знакомство с разнообразными материалами и выполнение творческих работ в разных художественных техниках, что способствует развитию живописных навыков у детей и формированию интереса к изобразительному искусству.
Сроки реализации.
Данная программа рассчитана на пятилетнее обучение учащихся с 10 до 15 лет и предполагает занятия: 2 академических часа в неделю в 3 классе (всего 72 часа в год) и 3 академических часа в неделю с 4 по 7 класс (всего 108 часов в год).
Цели и задачи образовательного процесса по предмету «Живопись»: развитие и формирование у учащихся способности видеть, наблюдать и изображать форму по всем многообразии её цветосветовых отношений, а так же формирование навыков творческой деятельности и самореализации личности ребенка через знакомство с законами цветоведения.
3 класс - знакомство с цветоведением и понятием «живопись как вид изобразительного искусства».
Задачей 3-го класса является формирование знаний о цвете в живописи: основных и составных цветах, тёплых и холодных, сближённых и дополнительных способах нанесения живописных материалов на плоскость. Формирование понятий о контрасте, нюансе и влиянии цветового решения работы на её эмоциональный строй, понятие о взаимосвязи цвета и формы.
4 класс – формирование понятий живописного и декоративного цветовых решений; знаний о явлениях цветового контраста, нюанса в живописи; изучение влияния цветового решения работы на её композиционный строй.
Задачей 4-го класса является развитие знаний о цвете в живописи: основных и составных цветах, тёплых и холодных, дополнительных, сближённых, а так же о способах использования качества цветов в изображении светотени, глубины пространства.
5 класс - изучение способов выявления пространственных отношений в живописных произведениях, формирование представления о колорите.
Задачей 5-го класса является формирование представлений о цветовой гамме живописной работы, знаний о воздушной перспективе в живописи, знаний о колорите и средствах его создания в живописном произведении.
6 класс - изучение роли тональных и тёпло-холодных отношений в живописном произведении.
Задачей 6-го класса является формирование представлений о тональности в живописи, формирование навыков создания тёплой и холодной цветовой гамм в живописной работе, использования тёпло-холодных цветовых отношений для создания живописного произведения.
7 класс - изучение понятий «художественного образа» и «творческий замысел», средств создания художественного образа и воплощения творческого замысла в живописном произведении с помощью композиционного построения, техники, материала, художественных приёмов.
Задачей 7-го класса является обучение изображению с натуры и по памяти человека, жанровых композиций, использование языка живописи в собственной художественно-творческой деятельности, навыкам плоского и объемного изображения формы предмета, моделировка светотенью и цветом.
Формы и методы обучения.
Традиционно главной формой обучения является выполнение длительных этюдов с неподвижной натуры. Наряду с длительными постановками предусмотрены кратковременные этюды.
Теоретический материал изучается в форме бесед и анализа произведений живописи (репродукций с работ мастеров живописи, учебных этюдов). Знакомство с подлинниками живописных произведений происходит во время посещений музеев и выставочных залов.
Предлагаемая программа построена так, чтобы дать учащимся более полные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение как русского, советского, так и зарубежного мирового искусства, а также жизненного опыта детей.
Работа на основе наблюдения и изучения окружающей реальности, развития образного мышления и фантазии на основе работ по памяти, по представлению является важным условием успешного освоения учащимися программного материала. Стремление отразить в своих работах действительность, своего отношения и мироощущения должно служить источником самостоятельных творческих поисков.
Художественная деятельность учащихся на уроках находит разнообразные формы выражения:
- изображение на плоскости и в объеме (рисование с натуры, по памяти, по представлению);
- декоративная и конструктивная работа, восприятие явлений действительности и произведений мирового искусства (слайдов, репродукций, диафильмов и видеофильмов);
- обсуждение работ учащихся, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
На уроках применяются игровые методы обучения, драматизация по изучаемой теме, связь изобразительного искусства с музыкой, литературой, природоведением, историей и трудовой деятельностью.
С целью формирования опыта творческого общения и чувства коллективизма в программу вводятся коллективные задания. Коллективное художественное творчество учащихся может найти применение в оформлении школьных интерьеров (роспись на стене).
Развитие художественного восприятия и практическая деятельность представлены в программе в их содержательном единстве.
3 КЛАСС
В конце 3-го класса учащиеся должны знать:
- Понятие живописи, её главные выразительные средства;
- Материалы и инструменты для живописи;
- Локальный цвет, тёплые и холодные, дополнительные и сближённые цвета.
Уметь:
- Грамотно организовать рабочее место;
- Правильно компоновать работу;
- Создавать живописное, декоративное, графическое решение работы.
Учебно-тематический план
№ | ТЕМА | часы | Теоретич. | Практич. |
1 полугодие | ||||
1 | Пленэр. Беседа о живописи. | 6 | 1 | 5 |
2 | Упражнения по цветоведению. | 2 | 1 | 1 |
3 | Контраст цвета и формы. | 2 | 1 | 2 |
4 | Светлота и насыщенность. | 2 | 1 | 1 |
5 | Упражнение «Этот разный серый цвет». | 4 | 1 | 3 |
6 | Упражнение «Цвет и оттенок». | 2 | 1 | 1 |
7 | Упражнение «Акварельные причуды». | 4 | 1 | 3 |
8 | Натюрморт из 2-3 предметов (однотонное стекло). | 4 | 1 | 3 |
9 | Свет и тень. | 4 | 1 | 3 |
10 | Натюрморт из 2-3 предметов различной формы. Контрольная работа | 8 | 1 | 7 |
11 | Этюды предметов различной формы | 2 | 1 | 1 |
2 полугодие | ||||
12 | Этюды предметов различной формы | 2 | 1 | 1 |
13 | Автопортрет и портрет друга | 8 | 1 | 6 |
14 | Натюрморт из 2-3 предметов различной фактуре. | 6 | 1 | 5 |
15 | Натюрморт в холодной гамме из двух предметов. | 6 | 1 | 5 |
16 | Постановка из 2 предметов на нейтральном фоне. Итоговая работа | 8 | 1 | 7 |
18 | Натюрморт в теплой гамме из 2-х предметов. | 6 | 1 | 5 |
Всего | 72 | 18 | 54 |
Содержание предмета
№ | Тема занятий | Кол-во часов | материал | формат |
1 | Пленэр. Выявление уровня подготовленности учащихся. Развитие наблюдательности, внимания. | 4 | Акварель, кисти, баночка для воды | А 4 |
2 | Беседа о живописи. Пленэр. О художественных материалах: красках, кистях, бумаге. Оборудование кабинета живописи, техника безопасности. Эксперименты с красками и бумагой. Задача: учащиеся должны понять, апробировать качество бумаги, кистей. | 2 | Тонкая и плотная бумага, кисти, акварель, гуашь. | А 4 А 3 |
3 | Упражнение по цветоведению. Основные цвета, вторичные цвета (дополнительные цвета). | 2 | Гуашь, кисти | А 3 или А 4 |
4 | Контраст цвета и формы. Этюд натюрморта из 2-3 предметов контрастных по форме и цвету. Задача: выполнить подготовительный рисунок, стараясь передать форму предмета в цвете, работу выполнить без учёта освещённости – локально. | 2 | Гуашь, кисти | А 3 |
5 | Светлота и насыщенность. Выполнение пейзажей «Туманное утро», «Ясный день», «Хмурый вечер» на одном листе. Задача: одну и ту же композицию выполнить с добавлением белой, чёрной краски и яркими цветами. | 2 | Гуашь, кисти | А 3 |
6 | Упражнение «Этот разный серый цвет». Задача: изучение ахроматических цветов, оттенков серого цвета. Детям предлагается выполнить повторяющееся изображение (котят или собак) разными оттенками серого. | 4 | Гуашь, кисти | А 3 |
7 | Упражнение «Цвет и оттенок». Изображение предметов быта (декоративных цветов) одним цветом и его оттенками (цвет по выбору учащихся). Задача: найти максимум оттенков одного цвета. | 2 | Гуашь, кисти | А 3 |
10 | Упражнение «Акварельные причуды». Изучение акварельной техники. Заливка-нанесение ровного тона; переливы-вливание цвета в цвет. Прозрачная лессировка-нанесение 2-3-х красочных слоёв. А-ля-прима – пишем, набирая тон на палитре. | 4 | Акварель, кисти. | А 3 |
11 | Натюрморт из 2-3 предметов (однотонного цветного стекла). Задача: закомпоновать предметы так, чтобы они перекрывали друг друга, передать прозрачность лессировкой. Драпировка нейтрального цвета, без складок. | 4 | Акварель, кисти. | А 3 |
12 | Свет и тень. Упражнения «Цвет по свету. Цвет в тени. Переход света к тени. Блик». Задача: раскладка светотени в прямоугольниках. | 4 | Акварель | А 4 |
13 | Натюрморт из 2-3 предметов различной формы. Контрольная работа. | 8 | Гуашь | А 3 |
13 | Этюды предметов различной формы | 4 | Акварель, гуашь | А 4 |
14 | «Автопортрет» или «Портрет друга». Понятие пропорций частей лица, характера черт. Передача настроения через цвет. Изучение мимики лица. | 8 | Пастель, цветной картон. | А 3 |
15 | Натюрморт из 2-х предметов различных по фактуре | 6 | Гуашь | А 3 |
16 | Натюрморт в холодной гамме из 2 предметов. Задача: достичь цельности компоновки листа, подобрать сближённые цвета холодной гаммы. | 6 | Гуашь, тонированная бумага. | А 3 |
16 | Постановка из двух предметов на нейтральном фоне. Итоговая работа. Найти формат листа. Решение локального цвета на свету и в тени. Найти индивидуальную цветовую характеристику предметов с элементами моделировки формы цветом. | 8 | Акварель. | А 3 |
17 | Натюрморт в тёплой гамме из двух предметов. Итоговая работа. Задачи: закрепить знания, полученные ранее (проверка знаний); правильный выбор формата, последовательность этапов выполнения натюрморта. | 6 | Гуашь, тонированная бумага. | А 3 |
Всего | 72 |
4 КЛАСС
В конце 4-го года обучения учащиеся должны знать:
- Дополнительные цвета (контраст);
- Сближённые цвета (нюанс);
- Понятие светотени (в живописи);
- О влиянии цветового решения на композиционный строй работы;
- Имена известных мастеров живописи и некоторые их работы: И.Левитан, Рембрандт, К.Коровин, В.Тропинин, Пикассо, А.Матисс, Джотто, Тициан, М.Васильев, Ж.Шарден.
Уметь:
- Передавать оттенки локального цвета предмета с помощью основных и составных цветов;
- Грамотно компоновать работу (применять знания, полученные на уроках «Композиции»);
- Передавать объём формы с помощью светотени;
- Видеть и передавать тёпло-холодные цветовые отношения;
- Использовать явления контраста и нюанса при изображении контрастных и сближённых по цвету предметов;
- Последовательно вести работу;
- Анализировать работы: оценивать степень выполнения поставленной задачи.
Учебно-тематический план
№ | ТЕМА | Кол-во часов | Теор. | Практ. |
1 полугодие | ||||
1 | Пленэр. Вводная беседа о живописи. | 9 | 1 | 8 |
2 | Постановка из 2 предметов (гризайль). | 9 | 1 | 5 |
3 | Постановка из 2-3 предметов простейшей формы на нейтральном фоне. | 9 | 1 | 2 |
4 | Постановка из 2-3 предметов на цветном фоне. Контрольная работа. | 12 | 1 | 11 |
6 | Два этюда натюрморта из 2-х предметов (на колорит и контраст) в технике по сырому. | 9 | 1 | 11 |
2 полугодие | ||||
7 | Постановка из 3-4 предметов с ярко выраженным цветом и цветовым фоном. | 9 | 1 | 8 |
8 | Наброски с фигуры человека. | 3 | 1 | 2 |
9 | Постановка из 3-4 предметов, контрастных по цвету, в технике мозаичного письма. | 12 | 1 | 11 |
10 | Постановка из 3-4 предметов сближенного цвета в технике лессировка. Итоговая работа. | 9 | 1 | 14 |
11 | Постановка из 3-4 предметов цвета. Тематический натюрморт. | 12 | 1 | 11 |
Всего | 108 | 11 | 91 |
Содержание предмета
№ | ТЕМА | Кол-во часов | Материал | Формат |
1 полугодие | ||||
1 | Вводная беседа о живописи. Пленэр. | 9 | ||
2 | Постановка из 2-х предметов (гризайль). Передача светотени одним цветом (как средство выражения формы). | 9 | Акварель | А 3 |
3 | Постановка из 2-3 предметов простейшей формы на нейтральном фоне. Даются понятия: цвет, блик, тень, полутень, собственная и падающая тень. | 9 | Акварель | А 3 |
4 | Постановка из 2-3-х предметов на цветном фоне. Контрольная работа. Понятие о цветном рефлексе. Изменение цвета в зависимости от влияния окружающей среды. Закрепление понятия о холодных и теплых тонах. | 12 | Гуашь | А 3 |
5 | Два этюда натюрморта из 2-х предметов (на колорит, на контраст) в технике по сырому. | 9 | Акварель | А 4 |
2 полугодие | ||||
7 | Постановка из 3-4 предметов с ясно выраженным цветом и цветовым фоном (задание на решение декоративно-плоскостного натюрморта). | 9 | гуашь | А 3 |
8 | Наброски с фигуры человека. Выполняются акварельными красками. Передача характера линией и пятном. | 3 | Акварель | А 3 |
9 | Постановка из 3-4 предметов, контрастных по цвету, в технике мозаичного письма. Начало первых цветовых прокладок. Общие цветовые отношения. | 12 | Гуашь или акварель | А 3 |
10 | Постановка из 3-4 предметов. Итоговая работа. Единая цветовая гамма. Светотеневая моделировка формы. | 15 | Акварель | А 3 |
11 | Постановка из 3-4 предметов сближенного цвета в технике лессировка. Поиск цветовых отношений. Работа над деталями. | 12 | Акварель | А 3 |
Всего | 108 |
5 КЛАСС
В конце 5-го года обучения учащиеся должны знать:
- Понятия: «цветовая гамма», «колорит»;
- Средства воздушной перспективы, необходимые для выявления пространственных отношений в живописном произведении;
- Средства выявления фактуры с помощью цвета;
- Имена известных мастеров живописи и некоторые их работы: М.Врубель, Ван Гог, К.Маковский, С.Щедрин, Г. Леман, И.Горюшкин-Сорокопудов, И.Хруцкий, Ван Бейерен, Веласкес, И.Репин, В.Васнецов, В.Перов, О.Ренуар, В.Серов.
Уметь:
- Создавать гармоничное, целостное сочетание цветовых оттенков в живописной работе (цветовая гамма, колорит);
- Выявлять пространственное расположение предметов в живописной работе с помощью цветовых отношений;
- Выявлять фактуру изображаемых предметов с помощью цветовых отношений;
- Выполнять предварительные колористические поиски к живописным этюдам;
- Цельно передавать светотеневые отношения на сложной форме;
- Выявлять сложную форму с помощью оттенков цвета.
Учебно-тематический план
№ | Тема | Кол-во часов | Теор. | Практ. |
1 полугодие | ||||
1 | Пленэр. Краткосрочные этюды. | 9 | 1 | 8 |
2 | Постановка этюдного характера из 2-3 предметов с ясно выраженным цветом на нейтральном фоне. | 9 | 1 | 8 |
3 | Постановка из 3-4 предметов, различных по материалу в технике гризайль. | 10 | 1 | 8 |
4 | Тематический натюрморт «Новогодний». Контрольная работа. | 18 | 1 | 17 |
5 | Этюды предметов на передачу материальности (стекло, металл, дерево, ткань). | 6 | 1 | 5 |
2 полугодие | ||||
6 | Постановка из нескольких предметов близких по окраске на цветном фоне. | 15 | 1 | 14 |
7 | Выполнение портретного этюда. | 12 | 1 | 11 |
8 | Тематический натюрморт из 2-3 предметов на нейтральном фоне. Итоговая работа. | 21 | 1 | 20 |
9 | Наброски фигуры человека этюдного характера. | 5 | 1 | 3 |
Всего | 108 | 8 | 94 |
Содержание предмета
№ | ТЕМА | Кол-во часов | материал | формат |
1 полугодие | ||||
1 | Вводная беседа. Краткосрочный этюд. Пленэр. | 9 | ||
2 | Постановка этюдного характера из 2-3 предметов с ясно выраженным цветом (овощи, фрукты, цветы) на нейтральном фоне. Цветная характеристика предмета и их связь с окружающей средой (соприкасание предмета с фоном). | 9 | акварель | А 3 |
3 | Постановка из 3-4 предметов, различных по материалу, в технике гризайль. Передача пространства при соблюдении светотеневой проработки (блик, свет, полутень, тень, рефлекс). | 10 | акварель | А 3 |
4 | Тематический натюрморт «Новогодний». Передача эмоционального состояния. Поэтапная работа над композицией. Обобщение. Контрольная работа над композицией. | 18 | акварель | А 2 |
5 | Этюды предметов на передачу материальности (стекло, металл, дерево, ткань). | 6 | Акварель | А 3 |
2 полугодие | ||||
6 | Постановка из нескольких предметов, близких по окраске на цветном фоне. Передача цветом планов и уходящих плоскостей. | 15 | акварель | А 3 |
7 | Выполнение портретного этюда (6 ч. – в холодной гамме, 6 ч. – в тёплой гамме). | 12 | гуашь | А 3 |
8 | Тематический натюрморт из 2-3 предметов на нейтральном фоне (освещение боковое). Итоговая работа. | 21 | акварель | А 2 |
9 | Наброски фигуры человека этюдного характера. | 5 | акварель | А 4 |
Всего | 108 |
6 КЛАСС
В конце 6-го года обучения учащийся должен знать:
- Понятия: «тональность», «холодная цветовая гамма», «тёплая цветовая гамма»;
- Что сочетание тёплых и холодных цветовых оттенков – это неотъемлемое качество живописного произведения;
- Имена известных мастеров живописи и некоторые их работы: Ж. Шарден, И. Левитан, А. Матисс, Н. Гончарова, П. Кузнецов, Н. Петров – Водкин, М. Сарьян.
Уметь:
- Создавать цельную цветовую гамму в живописной работе
- Выявлять глубину пространства в живописном произведении с помощью средств световоздушной перспективы;
- Выявлять фактуру с помощью цветовых отношений;
- Создавать цельный колорит в живописной работе.
Учебно-тематический план
№ | Тема | Кол-во часов | Теор. | Практ. |
1 полугодие | ||||
1 | Пленэр. Вводный урок. Краткосрочные этюды. | 3 | 1 | 2 |
2 | Пленэр. Постановка из живых цветов, овощей или фруктов. | 6 | 1 | 5 |
3 | Постановка натюрморта с гипсовым телом. | 15 | 1 | 14 |
4 | Постановка из нескольких предметов, различных по материалу на цветном фоне. Контрольная работа. | 18 | 1 | 17 |
5 | Этюд фруктов или овощей. Знакомство с масляной живописью. Грунтовка, подмалевок. | 9 | 1 | 8 |
2 полугодие | ||||
6 | Постановка в интерьере. | 18 | 1 | 17 |
7 | Экзаменационное задание: постановка с чучелом птицы, узорной драпировкой и бытовыми предметами. | 20 | 1 | 19 |
7 | Этюд фигуры человека (с фоном). | 13 | 1 | 12 |
Всего | 108 | 7 | 95 |
Содержание предмета
№ | Тема | Кол-во часов | материал | формат |
1 полугодие | ||||
1 | Вводный урок. Пленэр. Краткосрочные этюды. | 3 | Акварель | А 4 |
2 | Постановка из живых цветов, овощей или фруктов. | 6 | Гуашь | А 4 |
3 | Постановка натюрморта с гипсовым телом. Драпировка с небольшим количеством складок. Передача тонально-цветовых отношений. | 15 | Гуашь | А 2 |
4 | Постановка из нескольких предметов, различных по материалу (стекло, ткань, дерево и т.д.) на цветном фоне. Передача фактуры материала цветом. Контрольная работа. | 18 | Гуашь | А 2 |
5 | Этюд фруктов или овощей. Знакомство с масляной живописью. Грунтовка. Подмалевок. Проработка деталей. | 9 | Масло | А 3 |
2 полугодие | ||||
6 | Постановка в интерьере. Тонально-цветовое решение в пространстве (холодная и тёплая гаммы). | 18 | Гуашь | А 2 |
7 | Экзаменационное задание: постановка с чучелом птицы, узорной драпировкой и бытовыми предметами. Поэтапная работа. Передача цветового строя натюрморта. | 20 | гуашь | А 2 |
8 | Этюд фигуры человека (с фоном). Построение фигуры человека в пространстве. Передача световоздушной среды. | 13 | Масло | А 3 |
Всего | 108 |
7 КЛАСС
В конце 7-го года обучения учащиеся должны знать:
- Понятия «художественный образ в живописи», творческий замысел»;
- Средства формирования художественного образа в живописном произведении;
- Средства воплощения творческого замысла в живописном произведении;
- Имена известных мастеров живописи и названия некоторых произведений: И. Хруцкий, И. Шишкин, А. Савросов, Б. Григорьев, П. Сезанн, Дега, О. Кипренский, А. Кравченко, И. Машков, И. Бродский.
Уметь:
- Создавать выразительный художественный образ постановки с помощью композиционных и живописных средств;
- Ставить перед собой творческую задачу и решать её с помощью композиционных и живописных средств;
- Выбирать и использовать материал, технику и изобразительные приёмы в соответствии со своим эмоционально-образным восприятием постановки.
Учебно-тематический план
№ | Тема | КОЛ-ВО ЧАСОВ | ТЕОР. | ПРАКТ. |
1 полугодие | ||||
1 | Пленэр. Краткосрочные этюды | 9 | 1 | 8 |
2 | Постановка из 3-4-х предметов, разнообразных по фактуре с гипсовой вазой. Контрольная работа. | 26 | 1 | 23 |
3 | Постановка из свежих фруктов, овощей, цветов, листьев. | 20 | 1 | 17 |
Всего | 56 | |||
2 полугодие | ||||
4 | Этюд головы человека, в холодном колорите (мужской) | 12 | 2 | 10 |
5 | Фрагмент интерьера. Угол мастерской. | 16 | 1 | 15 |
6 | Итоговая работа. Натюрморт с гипсовой головой на материальность. | 18 | 1 | 17 |
7 | Этюд головы человека в теплом колорите (женский). | 10 | 1 | 9 |
Всего | 108 | 7 | 95 |
Содержание предмета
№ | ТЕМА | Кол-во часов | материал | формат |
1 полугодие | ||||
1 | Пленэр. Краткосрочные этюды. | 9 | Акварель, гуашь | А 3 |
2 | Постановка из 3-4-х предметов, разнообразных по фактуре с гипсовой вазой. Контрольная работа. Передача фактуры предметов. Выявление полученных знаний за весь период обучения. | 26 | Материал по выбору учащихся | А 2 |
3 | Постановка из свежих фруктов, овощей, цветов, листьев. Совершенствование приёмов масляной живописи. Передача световоздушной среды. | 20 | Масляные краски | А 3 |
2 полугодие | ||||
4 | Этюд головы человека в холодном колорите (мужской). | 12 | Гуашь | А 3 |
5 | Фрагмент интерьера. Угол мастерской. | 16 | Материал по выбору учащихся | А 2 |
6 | Итоговая работа. Натюрморт с гипсовой головой, на материальность. | 18 | Гуашь | А 2 |
7 | Этюд головы человека в теплом колорите (женский). | 10 | Гуашь | А 3 |
Всего | 108 |
Список литературы:
- Алексеев Ю., М. Левидова. Цвет и линия: Практическое руководство по рисунку и живописи. - М., 1976.
- Алексеев С.О. О колорите. – М., 1974
- Барокко: Архитектура. Живопись. Литература. Музыка. Скульптура. Серия: наглядные и раздаточные пособия. – Айрис-Пресс, 2006.
- Беда Г.В. Тоновые и цветовые отношения в живописи. - М.: Советский художник, 1964.
- Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. Рисунок. Живопись. Композиция. – М.: Просвещение, 1969.
- Бесчастнов Н.П. Портретная графика: учебное пособие для студентов. – М.: Владос, 2007.
- Бесчастнов Н.П. Живопись: учебное пособие для студентов. - М.: Владос, 2007.
- Бесчастнов Н.П. Графика натюрморта: учебное пособие для студентов. – М.: Владос, 2008.
- Бесчастнов Н.П. Графика пейзажа: учебное пособие для студентов. – М.: Владос, 2008.
- Виктор Михайлович Васнецов. Письма. Дневники. Воспоминания. – М.: Изобразительное искусство, 1987.
- Волошин М.А. В.И.Суриков. Л, 1985.
- Волков Н.Н. Композиция в живописи. М.,1977.
- Герман М.Ю. Михаил Врубель. СПб.: Аврора, 2001
- Грабарь И.Э. История русского искусства. В 13 томах. М.:1953.
- Гренберг Ю.И. Технология живописи. – М., 1982
- Готика: Архитектура. Живопись. Скульптура. Литература. Серия: наглядные и раздаточные пособия. – Айрис-Пресс, 2007.
- Дейнека А.А. Учитесь рисовать. М., 1961 – 2005.
- Демонстрационный материал: Репродукции картин русских художников: Венецианов А.Г., Перов В.Г., Брюллов К.П., Федотов П.А., сост. Барановская З.И. – Айри-Пресс, 2005.
- Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись. – М., 1998
- Классицизм: Архитектура. Живопись. Литература. Музыка. Скульптура. Серия: наглядные и раздаточные пособия. – Айрис-Пресс, 2006.
- Крымов Н.П. Художник и педагог. М.: Изобразительное искусство, 1989.
- Лушников Б.В. Рисунок. Портрет: учебное пособие для студентов. – М.: Владос, 2008.
- Новоуспенский Н. Федор Александрович Васильев. – М.: Изобразительное искусство, 1991.
- Обухов В.М. Натюрморт. – АСТ-Пресс, 2002.
- Островский Г. Рассказ о русской живописи. – М.: Изобразительное искусство, 1989.
- Петровец Т.Г., Ю.В.Садомова.Энциклопедия мировой живописи. - М.: Олма-пресс, 2002.
- Прилуцкая Т.И. Живопись Франции XVII-XVIII в. Из собраний Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина. – М.: Изобразительное искусство, 1999.
- Прокофьев Н.И. Живопись. Техника живописи и технология живописных материалов. – М.: Владос, 2010.
- Садохин А. П. Мировая художественная культура. - М., 2000.
- Стасевич В.Н. Пейзаж. Картина и действительность. – М., 1981.
- Степанова С.С. Василий Тропинин. – М.: Изобразительное искусство, 2005.
- Столяров И.М. Акварель. – М., 1980.
- Энциклопедия мировой живописи. - М., 2002.
- Энциклопедический словарь юного художника. – М., 1983
- Юденкова Т.В. Илья Репин. – М.: Изобразительное искусство, 2005.
- Яшухин А.П. Живопись. – М., 1985
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/28/picture-14153-1377691123.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ФГОС нового поколения) УМК «Перспектива» по «Изобразительному искусству» для 3 класса
Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В., Макарова Н. Р. и др. «Изобразительное искусство» 3 класс...
Рабочая программа учебного предмета изобразительное искусство Образовательная область: изобразительное искусство для _I ступени 2 класс
Содержание: 1.Пояснительная записка;2.Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета в данном классе;3.Содержание учебного предмета, курса, модуля и.т.д.;4.Тематичес...
![](/sites/default/files/pictures/2020/06/01/picture-335060-1591034823.jpg)
Рабочая программа, для начальной школы, учебного курса по изобразительному искусству в 4 классе Неменский Б.М.
Рабочая программа по изобразительному искусству для 4 класса (базовый уровень) общеобразовательного учреждения разработана на основании фундаментального ядра Федерального государственного образ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/01/picture-442453-1398952201.jpg)
Рабочая программа по изобразительному искусству (Б.М. Неменского «Изобразительное искусство». УМК «Школа России»)
Программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с «Примерными программами», Концепцией духовно-нравств...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/01/picture-539487-1417451872.jpg)
рабочая программа УМК "Школа России" 3 класс по изобразительному искусству
Программа составлена в соответствии с ФГОС второго поколения и соответствует всем требования предъявляемым к методическим разработкам....
![](/sites/default/files/pictures/2024/02/10/picture-265593-1707590757.jpg)
Рабочая программа по изобразительному искусству 1 класс. Учебник "Изобразительное искусство". Авторы: Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова. Образовательная программа "Перспектива".
Количество учебных часов за год 31 час, в неделю: 1 час ....
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/01/picture-62129-1430497166.jpg)
Рабочая программа индивидуального обучения учащегося 1 класса по изобразительному искусству.
Рабочая программа индивидуального обучения учащегося 1 класса по изобразительному искусству по УМК "Планета знаний" в помощь учителям начальных классов....