Живопись - Образовательная (рабочая) программа для учащихся 3-7 классов отделения изобразительного искусства Образовательная (рабочая) программа для учащихся 3-7 классов отделения изобразительного искусства
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 3 класс) на тему
Образовательная программа по предмету «Живопись» является частью комплексной образовательной программы отделения изобразительного искусства ДШИ с семилетним сроком обучения, имеет художественно–эстетическую направленность, реализует часть триединой задачи - «Композиция, Рисунок, Живопись как единое целое в изобразительном искусстве»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhivopis1-7.doc | 227.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ
Обсуждена на заседании отдела | Утверждаю | |
изобразительного искусства | ________________________ | |
«___» _______2010г. | Директор «ДШИ» | |
Протокол № _____от________ | Приказ№______от_________ |
ЖИВОПИСЬ
Образовательная (рабочая) программа
для учащихся 3-7 классов отделения изобразительного искусства
Возраст обучающихся: с 10 – до 15 лет.
Срок реализации 5 лет.
Составитель: Фасхиева Л.М.,
преподаватель отделения
изобразительного искусства
Муравленко
2010
ЖИВОПИСЬ
Пояснительная записка
Образовательная программа по предмету «Живопись» является частью комплексной образовательной программы отделения изобразительного искусства ДШИ с семилетним сроком обучения, имеет художественно–эстетическую направленность, реализует часть триединой задачи - «Композиция, Рисунок, Живопись как единое целое в изобразительном искусстве»
Данная программа составлена на основе типовых программ, рекомендованных МК РФ «Рисунок. Живопись. Скульптура. Композиция», для ДХШ и ДШИ, сост. Е.А.Афанасьев, Е.Д.Анискин и др. – М., 1990, «Композиция. Рисунок. Живопись. Пленер» - комплексная программа для ДХШ и изобразительных отделений ДШИ, сост. В.Е.Елизаров, является модифицированной и адаптированной к семилетнему сроку обучения в условиях детской школы искусств.
Отличие данной программы заключается во включении в образовательный процесс тем, касающихся культуры коренных народов Севера, что позволяет обучающимся познакомиться с культурными традициями своей малой Родины; а так же предусмотрено участие детей в конкурсной и выставочной деятельности, что способствует формированию активной жизненной позиции ребенка, отзывчивости, формирует понимание значимости собственной творческой деятельности.
В программе предусмотрено знакомство с разнообразными материалами и выполнение творческих работ в разных художественных техниках, что способствует развитию живописных навыков у детей и формированию интереса к изобразительному искусству.
Сроки реализации.
Данная программа рассчитана на пятилетнее обучение учащихся с 10 до 15 лет и предполагает занятия: 2 академических часа в неделю в 3 классе (всего 72 часа в год) и 3 академических часа в неделю с 4 по 7 класс (всего 108 часов в год).
Цели и задачи образовательного процесса по предмету «Живопись»: развитие и формирование у учащихся способности видеть, наблюдать и изображать форму по всем многообразии её цветосветовых отношений, а так же формирование навыков творческой деятельности и самореализации личности ребенка через знакомство с законами цветоведения.
3 класс - знакомство с цветоведением и понятием «живопись как вид изобразительного искусства».
Задачей 3-го класса является формирование знаний о цвете в живописи: основных и составных цветах, тёплых и холодных, сближённых и дополнительных способах нанесения живописных материалов на плоскость. Формирование понятий о контрасте, нюансе и влиянии цветового решения работы на её эмоциональный строй, понятие о взаимосвязи цвета и формы.
4 класс – формирование понятий живописного и декоративного цветовых решений; знаний о явлениях цветового контраста, нюанса в живописи; изучение влияния цветового решения работы на её композиционный строй.
Задачей 4-го класса является развитие знаний о цвете в живописи: основных и составных цветах, тёплых и холодных, дополнительных, сближённых, а так же о способах использования качества цветов в изображении светотени, глубины пространства.
5 класс - изучение способов выявления пространственных отношений в живописных произведениях, формирование представления о колорите.
Задачей 5-го класса является формирование представлений о цветовой гамме живописной работы, знаний о воздушной перспективе в живописи, знаний о колорите и средствах его создания в живописном произведении.
6 класс - изучение роли тональных и тёпло-холодных отношений в живописном произведении.
Задачей 6-го класса является формирование представлений о тональности в живописи, формирование навыков создания тёплой и холодной цветовой гамм в живописной работе, использования тёпло-холодных цветовых отношений для создания живописного произведения.
7 класс - изучение понятий «художественного образа» и «творческий замысел», средств создания художественного образа и воплощения творческого замысла в живописном произведении с помощью композиционного построения, техники, материала, художественных приёмов.
Задачей 7-го класса является обучение изображению с натуры и по памяти человека, жанровых композиций, использование языка живописи в собственной художественно-творческой деятельности, навыкам плоского и объемного изображения формы предмета, моделировка светотенью и цветом.
Формы и методы обучения.
Традиционно главной формой обучения является выполнение длительных этюдов с неподвижной натуры. Наряду с длительными постановками предусмотрены кратковременные этюды.
Теоретический материал изучается в форме бесед и анализа произведений живописи (репродукций с работ мастеров живописи, учебных этюдов). Знакомство с подлинниками живописных произведений происходит во время посещений музеев и выставочных залов.
Предлагаемая программа построена так, чтобы дать учащимся более полные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение как русского, советского, так и зарубежного мирового искусства, а также жизненного опыта детей.
Работа на основе наблюдения и изучения окружающей реальности, развития образного мышления и фантазии на основе работ по памяти, по представлению является важным условием успешного освоения учащимися программного материала. Стремление отразить в своих работах действительность, своего отношения и мироощущения должно служить источником самостоятельных творческих поисков.
Художественная деятельность учащихся на уроках находит разнообразные формы выражения:
- изображение на плоскости и в объеме (рисование с натуры, по памяти, по представлению);
- декоративная и конструктивная работа, восприятие явлений действительности и произведений мирового искусства (слайдов, репродукций, диафильмов и видеофильмов);
- обсуждение работ учащихся, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
На уроках применяются игровые методы обучения, драматизация по изучаемой теме, связь изобразительного искусства с музыкой, литературой, природоведением, историей и трудовой деятельностью.
С целью формирования опыта творческого общения и чувства коллективизма в программу вводятся коллективные задания. Коллективное художественное творчество учащихся может найти применение в оформлении школьных интерьеров (роспись на стене).
Развитие художественного восприятия и практическая деятельность представлены в программе в их содержательном единстве.
3 КЛАСС
В конце 3-го класса учащиеся должны знать:
- Понятие живописи, её главные выразительные средства;
- Материалы и инструменты для живописи;
- Локальный цвет, тёплые и холодные, дополнительные и сближённые цвета.
Уметь:
- Грамотно организовать рабочее место;
- Правильно компоновать работу;
- Создавать живописное, декоративное, графическое решение работы.
Учебно-тематический план
№ | ТЕМА | часы | Теоретич. | Практич. |
1 полугодие | ||||
1 | Пленэр. Беседа о живописи. | 6 | 1 | 5 |
2 | Упражнения по цветоведению. | 2 | 1 | 1 |
3 | Контраст цвета и формы. | 2 | 1 | 2 |
4 | Светлота и насыщенность. | 2 | 1 | 1 |
5 | Упражнение «Этот разный серый цвет». | 4 | 1 | 3 |
6 | Упражнение «Цвет и оттенок». | 2 | 1 | 1 |
7 | Упражнение «Акварельные причуды». | 4 | 1 | 3 |
8 | Натюрморт из 2-3 предметов (однотонное стекло). | 4 | 1 | 3 |
9 | Свет и тень. | 4 | 1 | 3 |
10 | Натюрморт из 2-3 предметов различной формы. Контрольная работа | 8 | 1 | 7 |
11 | Этюды предметов различной формы | 2 | 1 | 1 |
2 полугодие | ||||
12 | Этюды предметов различной формы | 2 | 1 | 1 |
13 | Автопортрет и портрет друга | 8 | 1 | 6 |
14 | Натюрморт из 2-3 предметов различной фактуре. | 6 | 1 | 5 |
15 | Натюрморт в холодной гамме из двух предметов. | 6 | 1 | 5 |
16 | Постановка из 2 предметов на нейтральном фоне. Итоговая работа | 8 | 1 | 7 |
18 | Натюрморт в теплой гамме из 2-х предметов. | 6 | 1 | 5 |
Всего | 72 | 18 | 54 |
Содержание предмета
№ | Тема занятий | Кол-во часов | материал | формат |
1 | Пленэр. Выявление уровня подготовленности учащихся. Развитие наблюдательности, внимания. | 4 | Акварель, кисти, баночка для воды | А 4 |
2 | Беседа о живописи. Пленэр. О художественных материалах: красках, кистях, бумаге. Оборудование кабинета живописи, техника безопасности. Эксперименты с красками и бумагой. Задача: учащиеся должны понять, апробировать качество бумаги, кистей. | 2 | Тонкая и плотная бумага, кисти, акварель, гуашь. | А 4 А 3 |
3 | Упражнение по цветоведению. Основные цвета, вторичные цвета (дополнительные цвета). | 2 | Гуашь, кисти | А 3 или А 4 |
4 | Контраст цвета и формы. Этюд натюрморта из 2-3 предметов контрастных по форме и цвету. Задача: выполнить подготовительный рисунок, стараясь передать форму предмета в цвете, работу выполнить без учёта освещённости – локально. | 2 | Гуашь, кисти | А 3 |
5 | Светлота и насыщенность. Выполнение пейзажей «Туманное утро», «Ясный день», «Хмурый вечер» на одном листе. Задача: одну и ту же композицию выполнить с добавлением белой, чёрной краски и яркими цветами. | 2 | Гуашь, кисти | А 3 |
6 | Упражнение «Этот разный серый цвет». Задача: изучение ахроматических цветов, оттенков серого цвета. Детям предлагается выполнить повторяющееся изображение (котят или собак) разными оттенками серого. | 4 | Гуашь, кисти | А 3 |
7 | Упражнение «Цвет и оттенок». Изображение предметов быта (декоративных цветов) одним цветом и его оттенками (цвет по выбору учащихся). Задача: найти максимум оттенков одного цвета. | 2 | Гуашь, кисти | А 3 |
10 | Упражнение «Акварельные причуды». Изучение акварельной техники. Заливка-нанесение ровного тона; переливы-вливание цвета в цвет. Прозрачная лессировка-нанесение 2-3-х красочных слоёв. А-ля-прима – пишем, набирая тон на палитре. | 4 | Акварель, кисти. | А 3 |
11 | Натюрморт из 2-3 предметов (однотонного цветного стекла). Задача: закомпоновать предметы так, чтобы они перекрывали друг друга, передать прозрачность лессировкой. Драпировка нейтрального цвета, без складок. | 4 | Акварель, кисти. | А 3 |
12 | Свет и тень. Упражнения «Цвет по свету. Цвет в тени. Переход света к тени. Блик». Задача: раскладка светотени в прямоугольниках. | 4 | Акварель | А 4 |
13 | Натюрморт из 2-3 предметов различной формы. Контрольная работа. | 8 | Гуашь | А 3 |
13 | Этюды предметов различной формы | 4 | Акварель, гуашь | А 4 |
14 | «Автопортрет» или «Портрет друга». Понятие пропорций частей лица, характера черт. Передача настроения через цвет. Изучение мимики лица. | 8 | Пастель, цветной картон. | А 3 |
15 | Натюрморт из 2-х предметов различных по фактуре | 6 | Гуашь | А 3 |
16 | Натюрморт в холодной гамме из 2 предметов. Задача: достичь цельности компоновки листа, подобрать сближённые цвета холодной гаммы. | 6 | Гуашь, тонированная бумага. | А 3 |
16 | Постановка из двух предметов на нейтральном фоне. Итоговая работа. Найти формат листа. Решение локального цвета на свету и в тени. Найти индивидуальную цветовую характеристику предметов с элементами моделировки формы цветом. | 8 | Акварель. | А 3 |
17 | Натюрморт в тёплой гамме из двух предметов. Итоговая работа. Задачи: закрепить знания, полученные ранее (проверка знаний); правильный выбор формата, последовательность этапов выполнения натюрморта. | 6 | Гуашь, тонированная бумага. | А 3 |
Всего | 72 |
4 КЛАСС
В конце 4-го года обучения учащиеся должны знать:
- Дополнительные цвета (контраст);
- Сближённые цвета (нюанс);
- Понятие светотени (в живописи);
- О влиянии цветового решения на композиционный строй работы;
- Имена известных мастеров живописи и некоторые их работы: И.Левитан, Рембрандт, К.Коровин, В.Тропинин, Пикассо, А.Матисс, Джотто, Тициан, М.Васильев, Ж.Шарден.
Уметь:
- Передавать оттенки локального цвета предмета с помощью основных и составных цветов;
- Грамотно компоновать работу (применять знания, полученные на уроках «Композиции»);
- Передавать объём формы с помощью светотени;
- Видеть и передавать тёпло-холодные цветовые отношения;
- Использовать явления контраста и нюанса при изображении контрастных и сближённых по цвету предметов;
- Последовательно вести работу;
- Анализировать работы: оценивать степень выполнения поставленной задачи.
Учебно-тематический план
№ | ТЕМА | Кол-во часов | Теор. | Практ. |
1 полугодие | ||||
1 | Пленэр. Вводная беседа о живописи. | 9 | 1 | 8 |
2 | Постановка из 2 предметов (гризайль). | 9 | 1 | 5 |
3 | Постановка из 2-3 предметов простейшей формы на нейтральном фоне. | 9 | 1 | 2 |
4 | Постановка из 2-3 предметов на цветном фоне. Контрольная работа. | 12 | 1 | 11 |
6 | Два этюда натюрморта из 2-х предметов (на колорит и контраст) в технике по сырому. | 9 | 1 | 11 |
2 полугодие | ||||
7 | Постановка из 3-4 предметов с ярко выраженным цветом и цветовым фоном. | 9 | 1 | 8 |
8 | Наброски с фигуры человека. | 3 | 1 | 2 |
9 | Постановка из 3-4 предметов, контрастных по цвету, в технике мозаичного письма. | 12 | 1 | 11 |
10 | Постановка из 3-4 предметов сближенного цвета в технике лессировка. Итоговая работа. | 9 | 1 | 14 |
11 | Постановка из 3-4 предметов цвета. Тематический натюрморт. | 12 | 1 | 11 |
Всего | 108 | 11 | 91 |
Содержание предмета
№ | ТЕМА | Кол-во часов | Материал | Формат |
1 полугодие | ||||
1 | Вводная беседа о живописи. Пленэр. | 9 | ||
2 | Постановка из 2-х предметов (гризайль). Передача светотени одним цветом (как средство выражения формы). | 9 | Акварель | А 3 |
3 | Постановка из 2-3 предметов простейшей формы на нейтральном фоне. Даются понятия: цвет, блик, тень, полутень, собственная и падающая тень. | 9 | Акварель | А 3 |
4 | Постановка из 2-3-х предметов на цветном фоне. Контрольная работа. Понятие о цветном рефлексе. Изменение цвета в зависимости от влияния окружающей среды. Закрепление понятия о холодных и теплых тонах. | 12 | Гуашь | А 3 |
5 | Два этюда натюрморта из 2-х предметов (на колорит, на контраст) в технике по сырому. | 9 | Акварель | А 4 |
2 полугодие | ||||
7 | Постановка из 3-4 предметов с ясно выраженным цветом и цветовым фоном (задание на решение декоративно-плоскостного натюрморта). | 9 | гуашь | А 3 |
8 | Наброски с фигуры человека. Выполняются акварельными красками. Передача характера линией и пятном. | 3 | Акварель | А 3 |
9 | Постановка из 3-4 предметов, контрастных по цвету, в технике мозаичного письма. Начало первых цветовых прокладок. Общие цветовые отношения. | 12 | Гуашь или акварель | А 3 |
10 | Постановка из 3-4 предметов. Итоговая работа. Единая цветовая гамма. Светотеневая моделировка формы. | 15 | Акварель | А 3 |
11 | Постановка из 3-4 предметов сближенного цвета в технике лессировка. Поиск цветовых отношений. Работа над деталями. | 12 | Акварель | А 3 |
Всего | 108 |
5 КЛАСС
В конце 5-го года обучения учащиеся должны знать:
- Понятия: «цветовая гамма», «колорит»;
- Средства воздушной перспективы, необходимые для выявления пространственных отношений в живописном произведении;
- Средства выявления фактуры с помощью цвета;
- Имена известных мастеров живописи и некоторые их работы: М.Врубель, Ван Гог, К.Маковский, С.Щедрин, Г. Леман, И.Горюшкин-Сорокопудов, И.Хруцкий, Ван Бейерен, Веласкес, И.Репин, В.Васнецов, В.Перов, О.Ренуар, В.Серов.
Уметь:
- Создавать гармоничное, целостное сочетание цветовых оттенков в живописной работе (цветовая гамма, колорит);
- Выявлять пространственное расположение предметов в живописной работе с помощью цветовых отношений;
- Выявлять фактуру изображаемых предметов с помощью цветовых отношений;
- Выполнять предварительные колористические поиски к живописным этюдам;
- Цельно передавать светотеневые отношения на сложной форме;
- Выявлять сложную форму с помощью оттенков цвета.
Учебно-тематический план
№ | Тема | Кол-во часов | Теор. | Практ. |
1 полугодие | ||||
1 | Пленэр. Краткосрочные этюды. | 9 | 1 | 8 |
2 | Постановка этюдного характера из 2-3 предметов с ясно выраженным цветом на нейтральном фоне. | 9 | 1 | 8 |
3 | Постановка из 3-4 предметов, различных по материалу в технике гризайль. | 10 | 1 | 8 |
4 | Тематический натюрморт «Новогодний». Контрольная работа. | 18 | 1 | 17 |
5 | Этюды предметов на передачу материальности (стекло, металл, дерево, ткань). | 6 | 1 | 5 |
2 полугодие | ||||
6 | Постановка из нескольких предметов близких по окраске на цветном фоне. | 15 | 1 | 14 |
7 | Выполнение портретного этюда. | 12 | 1 | 11 |
8 | Тематический натюрморт из 2-3 предметов на нейтральном фоне. Итоговая работа. | 21 | 1 | 20 |
9 | Наброски фигуры человека этюдного характера. | 5 | 1 | 3 |
Всего | 108 | 8 | 94 |
Содержание предмета
№ | ТЕМА | Кол-во часов | материал | формат |
1 полугодие | ||||
1 | Вводная беседа. Краткосрочный этюд. Пленэр. | 9 | ||
2 | Постановка этюдного характера из 2-3 предметов с ясно выраженным цветом (овощи, фрукты, цветы) на нейтральном фоне. Цветная характеристика предмета и их связь с окружающей средой (соприкасание предмета с фоном). | 9 | акварель | А 3 |
3 | Постановка из 3-4 предметов, различных по материалу, в технике гризайль. Передача пространства при соблюдении светотеневой проработки (блик, свет, полутень, тень, рефлекс). | 10 | акварель | А 3 |
4 | Тематический натюрморт «Новогодний». Передача эмоционального состояния. Поэтапная работа над композицией. Обобщение. Контрольная работа над композицией. | 18 | акварель | А 2 |
5 | Этюды предметов на передачу материальности (стекло, металл, дерево, ткань). | 6 | Акварель | А 3 |
2 полугодие | ||||
6 | Постановка из нескольких предметов, близких по окраске на цветном фоне. Передача цветом планов и уходящих плоскостей. | 15 | акварель | А 3 |
7 | Выполнение портретного этюда (6 ч. – в холодной гамме, 6 ч. – в тёплой гамме). | 12 | гуашь | А 3 |
8 | Тематический натюрморт из 2-3 предметов на нейтральном фоне (освещение боковое). Итоговая работа. | 21 | акварель | А 2 |
9 | Наброски фигуры человека этюдного характера. | 5 | акварель | А 4 |
Всего | 108 |
6 КЛАСС
В конце 6-го года обучения учащийся должен знать:
- Понятия: «тональность», «холодная цветовая гамма», «тёплая цветовая гамма»;
- Что сочетание тёплых и холодных цветовых оттенков – это неотъемлемое качество живописного произведения;
- Имена известных мастеров живописи и некоторые их работы: Ж. Шарден, И. Левитан, А. Матисс, Н. Гончарова, П. Кузнецов, Н. Петров – Водкин, М. Сарьян.
Уметь:
- Создавать цельную цветовую гамму в живописной работе
- Выявлять глубину пространства в живописном произведении с помощью средств световоздушной перспективы;
- Выявлять фактуру с помощью цветовых отношений;
- Создавать цельный колорит в живописной работе.
Учебно-тематический план
№ | Тема | Кол-во часов | Теор. | Практ. |
1 полугодие | ||||
1 | Пленэр. Вводный урок. Краткосрочные этюды. | 3 | 1 | 2 |
2 | Пленэр. Постановка из живых цветов, овощей или фруктов. | 6 | 1 | 5 |
3 | Постановка натюрморта с гипсовым телом. | 15 | 1 | 14 |
4 | Постановка из нескольких предметов, различных по материалу на цветном фоне. Контрольная работа. | 18 | 1 | 17 |
5 | Этюд фруктов или овощей. Знакомство с масляной живописью. Грунтовка, подмалевок. | 9 | 1 | 8 |
2 полугодие | ||||
6 | Постановка в интерьере. | 18 | 1 | 17 |
7 | Экзаменационное задание: постановка с чучелом птицы, узорной драпировкой и бытовыми предметами. | 20 | 1 | 19 |
7 | Этюд фигуры человека (с фоном). | 13 | 1 | 12 |
Всего | 108 | 7 | 95 |
Содержание предмета
№ | Тема | Кол-во часов | материал | формат |
1 полугодие | ||||
1 | Вводный урок. Пленэр. Краткосрочные этюды. | 3 | Акварель | А 4 |
2 | Постановка из живых цветов, овощей или фруктов. | 6 | Гуашь | А 4 |
3 | Постановка натюрморта с гипсовым телом. Драпировка с небольшим количеством складок. Передача тонально-цветовых отношений. | 15 | Гуашь | А 2 |
4 | Постановка из нескольких предметов, различных по материалу (стекло, ткань, дерево и т.д.) на цветном фоне. Передача фактуры материала цветом. Контрольная работа. | 18 | Гуашь | А 2 |
5 | Этюд фруктов или овощей. Знакомство с масляной живописью. Грунтовка. Подмалевок. Проработка деталей. | 9 | Масло | А 3 |
2 полугодие | ||||
6 | Постановка в интерьере. Тонально-цветовое решение в пространстве (холодная и тёплая гаммы). | 18 | Гуашь | А 2 |
7 | Экзаменационное задание: постановка с чучелом птицы, узорной драпировкой и бытовыми предметами. Поэтапная работа. Передача цветового строя натюрморта. | 20 | гуашь | А 2 |
8 | Этюд фигуры человека (с фоном). Построение фигуры человека в пространстве. Передача световоздушной среды. | 13 | Масло | А 3 |
Всего | 108 |
7 КЛАСС
В конце 7-го года обучения учащиеся должны знать:
- Понятия «художественный образ в живописи», творческий замысел»;
- Средства формирования художественного образа в живописном произведении;
- Средства воплощения творческого замысла в живописном произведении;
- Имена известных мастеров живописи и названия некоторых произведений: И. Хруцкий, И. Шишкин, А. Савросов, Б. Григорьев, П. Сезанн, Дега, О. Кипренский, А. Кравченко, И. Машков, И. Бродский.
Уметь:
- Создавать выразительный художественный образ постановки с помощью композиционных и живописных средств;
- Ставить перед собой творческую задачу и решать её с помощью композиционных и живописных средств;
- Выбирать и использовать материал, технику и изобразительные приёмы в соответствии со своим эмоционально-образным восприятием постановки.
Учебно-тематический план
№ | Тема | КОЛ-ВО ЧАСОВ | ТЕОР. | ПРАКТ. |
1 полугодие | ||||
1 | Пленэр. Краткосрочные этюды | 9 | 1 | 8 |
2 | Постановка из 3-4-х предметов, разнообразных по фактуре с гипсовой вазой. Контрольная работа. | 26 | 1 | 23 |
3 | Постановка из свежих фруктов, овощей, цветов, листьев. | 20 | 1 | 17 |
Всего | 56 | |||
2 полугодие | ||||
4 | Этюд головы человека, в холодном колорите (мужской) | 12 | 2 | 10 |
5 | Фрагмент интерьера. Угол мастерской. | 16 | 1 | 15 |
6 | Итоговая работа. Натюрморт с гипсовой головой на материальность. | 18 | 1 | 17 |
7 | Этюд головы человека в теплом колорите (женский). | 10 | 1 | 9 |
Всего | 108 | 7 | 95 |
Содержание предмета
№ | ТЕМА | Кол-во часов | материал | формат |
1 полугодие | ||||
1 | Пленэр. Краткосрочные этюды. | 9 | Акварель, гуашь | А 3 |
2 | Постановка из 3-4-х предметов, разнообразных по фактуре с гипсовой вазой. Контрольная работа. Передача фактуры предметов. Выявление полученных знаний за весь период обучения. | 26 | Материал по выбору учащихся | А 2 |
3 | Постановка из свежих фруктов, овощей, цветов, листьев. Совершенствование приёмов масляной живописи. Передача световоздушной среды. | 20 | Масляные краски | А 3 |
2 полугодие | ||||
4 | Этюд головы человека в холодном колорите (мужской). | 12 | Гуашь | А 3 |
5 | Фрагмент интерьера. Угол мастерской. | 16 | Материал по выбору учащихся | А 2 |
6 | Итоговая работа. Натюрморт с гипсовой головой, на материальность. | 18 | Гуашь | А 2 |
7 | Этюд головы человека в теплом колорите (женский). | 10 | Гуашь | А 3 |
Всего | 108 |
Список литературы:
- Алексеев Ю., М. Левидова. Цвет и линия: Практическое руководство по рисунку и живописи. - М., 1976.
- Алексеев С.О. О колорите. – М., 1974
- Барокко: Архитектура. Живопись. Литература. Музыка. Скульптура. Серия: наглядные и раздаточные пособия. – Айрис-Пресс, 2006.
- Беда Г.В. Тоновые и цветовые отношения в живописи. - М.: Советский художник, 1964.
- Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. Рисунок. Живопись. Композиция. – М.: Просвещение, 1969.
- Бесчастнов Н.П. Портретная графика: учебное пособие для студентов. – М.: Владос, 2007.
- Бесчастнов Н.П. Живопись: учебное пособие для студентов. - М.: Владос, 2007.
- Бесчастнов Н.П. Графика натюрморта: учебное пособие для студентов. – М.: Владос, 2008.
- Бесчастнов Н.П. Графика пейзажа: учебное пособие для студентов. – М.: Владос, 2008.
- Виктор Михайлович Васнецов. Письма. Дневники. Воспоминания. – М.: Изобразительное искусство, 1987.
- Волошин М.А. В.И.Суриков. Л, 1985.
- Волков Н.Н. Композиция в живописи. М.,1977.
- Герман М.Ю. Михаил Врубель. СПб.: Аврора, 2001
- Грабарь И.Э. История русского искусства. В 13 томах. М.:1953.
- Гренберг Ю.И. Технология живописи. – М., 1982
- Готика: Архитектура. Живопись. Скульптура. Литература. Серия: наглядные и раздаточные пособия. – Айрис-Пресс, 2007.
- Дейнека А.А. Учитесь рисовать. М., 1961 – 2005.
- Демонстрационный материал: Репродукции картин русских художников: Венецианов А.Г., Перов В.Г., Брюллов К.П., Федотов П.А., сост. Барановская З.И. – Айри-Пресс, 2005.
- Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись. – М., 1998
- Классицизм: Архитектура. Живопись. Литература. Музыка. Скульптура. Серия: наглядные и раздаточные пособия. – Айрис-Пресс, 2006.
- Крымов Н.П. Художник и педагог. М.: Изобразительное искусство, 1989.
- Лушников Б.В. Рисунок. Портрет: учебное пособие для студентов. – М.: Владос, 2008.
- Новоуспенский Н. Федор Александрович Васильев. – М.: Изобразительное искусство, 1991.
- Обухов В.М. Натюрморт. – АСТ-Пресс, 2002.
- Островский Г. Рассказ о русской живописи. – М.: Изобразительное искусство, 1989.
- Петровец Т.Г., Ю.В.Садомова.Энциклопедия мировой живописи. - М.: Олма-пресс, 2002.
- Прилуцкая Т.И. Живопись Франции XVII-XVIII в. Из собраний Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина. – М.: Изобразительное искусство, 1999.
- Прокофьев Н.И. Живопись. Техника живописи и технология живописных материалов. – М.: Владос, 2010.
- Садохин А. П. Мировая художественная культура. - М., 2000.
- Стасевич В.Н. Пейзаж. Картина и действительность. – М., 1981.
- Степанова С.С. Василий Тропинин. – М.: Изобразительное искусство, 2005.
- Столяров И.М. Акварель. – М., 1980.
- Энциклопедия мировой живописи. - М., 2002.
- Энциклопедический словарь юного художника. – М., 1983
- Юденкова Т.В. Илья Репин. – М.: Изобразительное искусство, 2005.
- Яшухин А.П. Живопись. – М., 1985
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ФГОС нового поколения) УМК «Перспектива» по «Изобразительному искусству» для 3 класса
Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В., Макарова Н. Р. и др. «Изобразительное искусство» 3 класс...
Рабочая программа учебного предмета изобразительное искусство Образовательная область: изобразительное искусство для _I ступени 2 класс
Содержание: 1.Пояснительная записка;2.Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета в данном классе;3.Содержание учебного предмета, курса, модуля и.т.д.;4.Тематичес...
Рабочая программа, для начальной школы, учебного курса по изобразительному искусству в 4 классе Неменский Б.М.
Рабочая программа по изобразительному искусству для 4 класса (базовый уровень) общеобразовательного учреждения разработана на основании фундаментального ядра Федерального государственного образ...
Рабочая программа по изобразительному искусству (Б.М. Неменского «Изобразительное искусство». УМК «Школа России»)
Программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с «Примерными программами», Концепцией духовно-нравств...
рабочая программа УМК "Школа России" 3 класс по изобразительному искусству
Программа составлена в соответствии с ФГОС второго поколения и соответствует всем требования предъявляемым к методическим разработкам....
Рабочая программа по изобразительному искусству 1 класс. Учебник "Изобразительное искусство". Авторы: Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова. Образовательная программа "Перспектива".
Количество учебных часов за год 31 час, в неделю: 1 час ....
Рабочая программа индивидуального обучения учащегося 1 класса по изобразительному искусству.
Рабочая программа индивидуального обучения учащегося 1 класса по изобразительному искусству по УМК "Планета знаний" в помощь учителям начальных классов....