Живопись - Образовательная (рабочая) программа для учащихся 3-7 классов отделения изобразительного искусства Образовательная (рабочая) программа для учащихся 3-7 классов отделения изобразительного искусства
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 3 класс) на тему

Фасхиева Люция Муратовна

 

Образовательная программа по предмету «Живопись» является частью комплексной образовательной программы отделения изобразительного искусства ДШИ с семилетним сроком обучения, имеет художественно–эстетическую направленность,  реализует часть триединой задачи - «Композиция, Рисунок, Живопись как единое целое в изобразительном искусстве»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhivopis1-7.doc227.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ

Обсуждена на заседании отдела

Утверждаю

изобразительного искусства

________________________

«___»  _______2010г.

Директор «ДШИ»

Протокол № _____от________

Приказ№______от_________

ЖИВОПИСЬ

Образовательная (рабочая) программа

для учащихся 3-7 классов отделения изобразительного искусства

Возраст обучающихся: с 10 – до 15 лет.

Срок реализации 5 лет.

Составитель: Фасхиева Л.М.,

преподаватель отделения

 изобразительного искусства

                                                                     

Муравленко

2010

ЖИВОПИСЬ

Пояснительная записка

Образовательная программа по предмету «Живопись» является частью комплексной образовательной программы отделения изобразительного искусства ДШИ с семилетним сроком обучения, имеет художественно–эстетическую направленность,  реализует часть триединой задачи - «Композиция, Рисунок, Живопись как единое целое в изобразительном искусстве»

         Данная программа составлена на основе типовых программ, рекомендованных МК РФ «Рисунок. Живопись. Скульптура. Композиция», для ДХШ и ДШИ, сост. Е.А.Афанасьев, Е.Д.Анискин и др. – М., 1990, «Композиция. Рисунок. Живопись. Пленер» - комплексная программа для ДХШ и изобразительных отделений ДШИ, сост. В.Е.Елизаров, является модифицированной и адаптированной к семилетнему сроку обучения в условиях детской школы искусств.

Отличие данной программы заключается во включении в образовательный процесс  тем, касающихся культуры коренных народов Севера, что позволяет обучающимся познакомиться с культурными традициями своей малой Родины; а так же предусмотрено участие детей в конкурсной и выставочной деятельности, что способствует формированию активной жизненной позиции ребенка, отзывчивости, формирует понимание значимости собственной творческой деятельности. 

В программе предусмотрено знакомство с разнообразными материалами и выполнение творческих работ в разных художественных техниках, что способствует развитию живописных навыков у детей и формированию интереса к изобразительному искусству.

        Сроки реализации.

Данная программа рассчитана на пятилетнее обучение учащихся с 10  до 15 лет и предполагает занятия: 2 академических часа в неделю в 3 классе (всего 72 часа в год) и 3  академических часа  в неделю с 4 по 7 класс (всего 108 часов в год).

             Цели и задачи образовательного процесса по предмету «Живопись»: развитие и формирование у учащихся способности видеть, наблюдать и изображать форму по всем многообразии её цветосветовых отношений, а так же  формирование навыков творческой деятельности и самореализации личности ребенка через знакомство с законами цветоведения.

        3 класс - знакомство с цветоведением и понятием «живопись как вид изобразительного искусства».

Задачей 3-го класса является формирование знаний о цвете в живописи: основных и составных цветах, тёплых и холодных, сближённых и дополнительных способах нанесения живописных материалов на плоскость. Формирование понятий о контрасте, нюансе и влиянии цветового решения работы на её эмоциональный строй, понятие о взаимосвязи цвета и формы.

        4 класс – формирование понятий живописного и декоративного цветовых решений; знаний о явлениях цветового контраста, нюанса в живописи; изучение влияния цветового решения работы на её композиционный строй.

Задачей 4-го класса является развитие знаний о цвете в живописи: основных и составных цветах, тёплых и холодных, дополнительных, сближённых, а так же о способах использования качества цветов в изображении светотени, глубины пространства.        

5 класс - изучение способов выявления пространственных отношений в живописных произведениях, формирование представления о колорите.

Задачей 5-го класса является формирование представлений о цветовой гамме живописной работы, знаний о воздушной перспективе в живописи, знаний о колорите и средствах его создания в живописном произведении.

        6 класс - изучение роли тональных и тёпло-холодных отношений в живописном произведении.

Задачей 6-го класса является формирование представлений о тональности в живописи, формирование навыков создания тёплой и холодной цветовой гамм в живописной работе, использования тёпло-холодных цветовых отношений для создания живописного произведения.

        7 класс - изучение понятий «художественного образа» и «творческий замысел», средств создания художественного образа и воплощения творческого замысла в живописном произведении с помощью композиционного построения, техники, материала, художественных приёмов.

Задачей 7-го класса является обучение изображению с натуры и по памяти человека,  жанровых композиций, использование языка живописи в собственной художественно-творческой деятельности, навыкам плоского и объемного изображения формы предмета, моделировка светотенью и цветом.

Формы и методы обучения.        

        Традиционно главной формой обучения является выполнение длительных этюдов с неподвижной натуры. Наряду с длительными постановками предусмотрены кратковременные этюды.

        Теоретический материал изучается в форме бесед и анализа произведений живописи (репродукций с работ мастеров живописи, учебных этюдов). Знакомство с подлинниками живописных произведений происходит во время посещений музеев и выставочных залов.        

        Предлагаемая программа построена так, чтобы дать учащимся более полные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение как русского, советского, так и зарубежного мирового искусства, а также жизненного опыта детей.

        Работа на основе наблюдения и изучения окружающей реальности, развития образного мышления и фантазии на основе работ по памяти, по представлению является важным условием успешного освоения учащимися программного материала. Стремление отразить в своих работах действительность, своего отношения и мироощущения должно служить источником самостоятельных творческих поисков.

        Художественная деятельность учащихся на уроках находит разнообразные формы выражения:

- изображение на плоскости и в объеме (рисование с натуры, по памяти, по представлению);

- декоративная и конструктивная работа, восприятие явлений действительности и произведений мирового искусства (слайдов, репродукций, диафильмов и видеофильмов);

- обсуждение работ учащихся, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

На уроках применяются игровые методы обучения, драматизация по изучаемой теме, связь изобразительного искусства с музыкой, литературой, природоведением, историей и трудовой деятельностью.

С целью формирования опыта творческого общения и чувства коллективизма в программу вводятся коллективные задания. Коллективное художественное творчество учащихся может найти применение в оформлении школьных интерьеров (роспись на стене).

Развитие художественного восприятия и практическая деятельность представлены в программе в их содержательном единстве.

3 КЛАСС

        В конце 3-го класса учащиеся должны знать:

  • Понятие живописи, её главные выразительные средства;
  • Материалы и инструменты для живописи;
  • Локальный цвет, тёплые и холодные, дополнительные и сближённые цвета.

        Уметь:

  • Грамотно организовать рабочее место;
  • Правильно компоновать работу;
  • Создавать живописное, декоративное, графическое решение работы.

Учебно-тематический план

ТЕМА

часы

Теоретич.

Практич.

1 полугодие

1

Пленэр. Беседа о живописи.

6

1

5

2

Упражнения по цветоведению.

2

1

1

3

Контраст цвета и формы.

2

1

2

4

Светлота и насыщенность.

2

1

1

5

Упражнение «Этот разный серый цвет».

4

1

3

6

Упражнение «Цвет и оттенок».

2

1

1

7

Упражнение «Акварельные причуды».

4

1

3

8

Натюрморт из 2-3 предметов (однотонное стекло).

4

1

3

9

Свет и тень.

4

1

3

10

Натюрморт из 2-3 предметов различной формы. Контрольная работа

8

1

7

11

Этюды предметов различной формы

2

1

1

2 полугодие

12

Этюды предметов различной формы

2

1

1

13

Автопортрет и портрет друга

8

1

6

14

Натюрморт из 2-3 предметов различной фактуре.

6

1

5

15

Натюрморт в холодной гамме из двух предметов.

6

1

5

16

Постановка из 2 предметов на нейтральном фоне. Итоговая работа

8

1

7

18

Натюрморт в теплой гамме из 2-х предметов.

6

1

5

Всего

72

18

54

                                                     

Содержание предмета

Тема занятий

Кол-во

часов

материал

формат

1

Пленэр.

Выявление уровня подготовленности учащихся. Развитие наблюдательности, внимания.

4

Акварель, кисти, баночка для воды

А 4

2

Беседа о живописи. Пленэр.

О художественных материалах: красках, кистях, бумаге. Оборудование кабинета живописи, техника безопасности.

Эксперименты с красками и бумагой.

Задача: учащиеся должны понять, апробировать качество бумаги, кистей.

2

Тонкая и плотная бумага, кисти, акварель, гуашь.

А 4

А 3

3

Упражнение по цветоведению.

Основные цвета, вторичные цвета (дополнительные цвета).

2

Гуашь, кисти

А 3 или А 4

4

Контраст цвета и формы.

Этюд натюрморта из 2-3 предметов контрастных по форме и цвету.

Задача: выполнить подготовительный рисунок, стараясь передать форму предмета в цвете, работу выполнить без учёта освещённости – локально.

2

Гуашь, кисти

А 3

5

Светлота и насыщенность.

Выполнение пейзажей «Туманное утро», «Ясный день», «Хмурый вечер» на одном листе.

Задача: одну и ту же композицию выполнить с добавлением белой, чёрной краски и яркими цветами.

2

Гуашь, кисти

А 3

6

Упражнение «Этот разный серый цвет».

Задача: изучение ахроматических цветов, оттенков серого цвета. Детям предлагается выполнить повторяющееся изображение (котят или собак) разными оттенками серого.

4

Гуашь, кисти

А 3

7

Упражнение «Цвет и оттенок».

Изображение предметов быта (декоративных цветов) одним цветом и его оттенками (цвет по выбору учащихся).

Задача: найти максимум оттенков одного цвета.

2

Гуашь, кисти

А 3

10

Упражнение «Акварельные причуды».

Изучение акварельной техники. Заливка-нанесение ровного тона; переливы-вливание цвета в цвет. Прозрачная лессировка-нанесение 2-3-х красочных слоёв. А-ля-прима – пишем, набирая тон на палитре.

4

Акварель, кисти.

А 3

11

Натюрморт из 2-3 предметов (однотонного цветного стекла).

Задача: закомпоновать предметы так, чтобы они перекрывали друг друга, передать прозрачность лессировкой. Драпировка нейтрального цвета, без складок.

4

Акварель, кисти.

А 3

12

Свет и тень.

Упражнения «Цвет по свету. Цвет в тени. Переход света к тени. Блик».

Задача: раскладка светотени в прямоугольниках.

4

Акварель

А 4

13

Натюрморт из 2-3 предметов различной формы.

Контрольная работа.

8

Гуашь

А 3

13

Этюды предметов различной формы

4

Акварель, гуашь

А 4

14

«Автопортрет» или «Портрет друга».

Понятие пропорций частей лица, характера черт. Передача настроения через цвет. Изучение мимики лица.

8

Пастель, цветной картон.

А 3

15

Натюрморт из 2-х предметов различных по фактуре

6

Гуашь

А 3

16

Натюрморт в холодной гамме из 2 предметов.

Задача: достичь цельности компоновки листа, подобрать сближённые цвета холодной гаммы.

6

Гуашь, тонированная бумага.

А 3

16

Постановка из двух предметов на нейтральном фоне.

Итоговая работа.

Найти формат листа. Решение локального цвета на свету и в тени. Найти индивидуальную цветовую характеристику предметов с элементами моделировки формы цветом.

8

Акварель.

А 3

17

Натюрморт в тёплой гамме из двух предметов.

Итоговая работа.

Задачи: закрепить знания, полученные ранее (проверка знаний); правильный выбор формата, последовательность этапов выполнения натюрморта.

6

Гуашь, тонированная бумага.

А 3

Всего

72

4 КЛАСС

        В конце 4-го года обучения учащиеся должны знать:

  •         Дополнительные цвета (контраст);
  • Сближённые цвета (нюанс);
  • Понятие светотени (в живописи);
  • О влиянии цветового решения на композиционный строй работы;
  •  Имена известных мастеров живописи и некоторые их работы: И.Левитан, Рембрандт, К.Коровин, В.Тропинин, Пикассо, А.Матисс, Джотто, Тициан, М.Васильев, Ж.Шарден.

        Уметь:

  • Передавать оттенки локального цвета предмета с помощью основных и составных цветов;
  • Грамотно компоновать работу (применять знания, полученные на уроках «Композиции»);
  • Передавать объём формы с помощью светотени;
  • Видеть и передавать тёпло-холодные цветовые отношения;
  • Использовать явления контраста и нюанса при изображении контрастных и сближённых по цвету предметов;
  • Последовательно вести работу;
  •   Анализировать работы: оценивать степень выполнения поставленной задачи.

Учебно-тематический план

ТЕМА

Кол-во

часов

Теор.

Практ.

1 полугодие

1

Пленэр.

Вводная беседа о живописи.

9

1

8

2

Постановка из 2 предметов (гризайль).

9

1

5

3

Постановка из 2-3 предметов простейшей формы на нейтральном фоне.

9

1

2

4

Постановка из 2-3 предметов на цветном фоне.

Контрольная работа.

12

1

11

6

Два этюда натюрморта из 2-х предметов (на колорит и контраст) в технике по сырому.

9

1

11

2 полугодие

7

Постановка из 3-4 предметов с ярко выраженным цветом и цветовым фоном.

9

1

8

8

Наброски с фигуры человека.

3

1

2

9

Постановка из 3-4 предметов, контрастных по цвету, в технике мозаичного письма.

12

1

11

10

Постановка из 3-4 предметов сближенного цвета в технике лессировка.

Итоговая работа.

9

1

14

11

Постановка из 3-4 предметов цвета. Тематический натюрморт.

12

1

11

Всего

108

11

91

Содержание предмета

ТЕМА

Кол-во

часов

Материал

Формат

1 полугодие

1

Вводная беседа о живописи. Пленэр.

9

2

Постановка из 2-х предметов (гризайль).

Передача светотени одним цветом (как средство выражения формы).

9

Акварель

А 3

3

Постановка из 2-3 предметов простейшей формы на нейтральном фоне. Даются понятия: цвет, блик, тень, полутень, собственная и падающая тень.

9

Акварель

А 3

4

Постановка из 2-3-х предметов на цветном фоне.

Контрольная работа. Понятие о цветном рефлексе. Изменение цвета в зависимости от влияния окружающей среды. Закрепление понятия о холодных и теплых тонах.

12

Гуашь

А 3

5

Два этюда натюрморта из 2-х предметов (на колорит, на контраст) в технике по сырому.

9

Акварель

А 4

2 полугодие

7

Постановка из 3-4 предметов с ясно выраженным цветом и цветовым фоном (задание на решение декоративно-плоскостного натюрморта).

9

гуашь

А 3

8

Наброски с фигуры человека. Выполняются акварельными красками. Передача характера линией и пятном.

3

Акварель

А 3

9

Постановка из 3-4 предметов, контрастных по цвету, в технике мозаичного письма. Начало первых цветовых прокладок. Общие цветовые отношения.

12

Гуашь или акварель

А 3

10

Постановка из 3-4 предметов.

Итоговая работа. Единая цветовая гамма. Светотеневая моделировка формы.

15

Акварель

А 3

11

Постановка из 3-4 предметов сближенного цвета в технике лессировка. Поиск цветовых отношений. Работа над деталями.

12

Акварель

А 3

Всего

108

5 КЛАСС

        В конце 5-го года обучения учащиеся должны знать:

  • Понятия: «цветовая гамма», «колорит»;
  • Средства воздушной перспективы, необходимые для выявления пространственных отношений в живописном произведении;
  • Средства выявления фактуры с помощью цвета;
  • Имена известных мастеров живописи и некоторые их работы: М.Врубель, Ван Гог, К.Маковский, С.Щедрин, Г. Леман, И.Горюшкин-Сорокопудов, И.Хруцкий, Ван Бейерен, Веласкес, И.Репин, В.Васнецов, В.Перов, О.Ренуар, В.Серов.

                Уметь:

  • Создавать гармоничное, целостное сочетание цветовых оттенков в живописной работе (цветовая гамма, колорит);
  • Выявлять пространственное расположение предметов в живописной работе с помощью цветовых отношений;
  • Выявлять фактуру изображаемых предметов с помощью цветовых отношений;
  • Выполнять предварительные колористические поиски к живописным этюдам;
  • Цельно передавать светотеневые отношения на сложной форме;
  • Выявлять сложную форму с помощью оттенков цвета.

Учебно-тематический план

Тема

Кол-во часов

Теор.

Практ.

1 полугодие

1

Пленэр. Краткосрочные этюды.

9

1

8

2

Постановка этюдного характера из 2-3 предметов с ясно выраженным цветом на нейтральном фоне.

9

1

8

3

Постановка из 3-4 предметов, различных по материалу в технике гризайль.

10

1

8

4

Тематический натюрморт «Новогодний».

Контрольная работа.

       18

1

17

5

Этюды предметов на передачу материальности (стекло, металл, дерево, ткань).

6

1

5

2 полугодие

6

Постановка из нескольких предметов близких по окраске на цветном фоне.

15

1

14

7

Выполнение портретного этюда.

12

1

11

8

Тематический натюрморт из 2-3 предметов на нейтральном фоне.

Итоговая работа.

21

1

20

9

Наброски фигуры человека этюдного характера.

5

1

3

Всего

108

8

94

Содержание предмета

ТЕМА

Кол-во часов

материал

формат

1 полугодие

1

Вводная беседа. Краткосрочный этюд. Пленэр.

9

2

Постановка этюдного характера из 2-3 предметов с ясно выраженным цветом (овощи, фрукты, цветы) на нейтральном фоне.

Цветная характеристика предмета и их связь с окружающей средой (соприкасание предмета с фоном).

9

акварель

А 3

3

Постановка из 3-4 предметов, различных по материалу, в технике гризайль.

Передача пространства при соблюдении светотеневой проработки (блик, свет, полутень, тень, рефлекс).

10

акварель

А 3

4

Тематический натюрморт «Новогодний».

Передача эмоционального состояния.

Поэтапная работа над композицией.

Обобщение.

Контрольная работа над композицией.

18

акварель

А 2

5

Этюды предметов на передачу материальности (стекло, металл, дерево, ткань).

6

Акварель

А 3

2 полугодие

6

Постановка из нескольких предметов, близких по окраске на цветном фоне. Передача цветом планов и уходящих плоскостей.

15

акварель

А 3

7

Выполнение портретного этюда (6 ч. – в холодной гамме, 6 ч. – в тёплой гамме).

12

гуашь

А 3

8

Тематический натюрморт из 2-3 предметов на нейтральном фоне (освещение боковое).

Итоговая работа.

21

акварель

А 2

9

Наброски фигуры человека этюдного характера.

5

акварель

А 4

Всего

108

6 КЛАСС

        В конце 6-го года обучения учащийся должен знать:

  • Понятия: «тональность», «холодная цветовая гамма», «тёплая цветовая гамма»;
  • Что сочетание тёплых и холодных цветовых оттенков – это неотъемлемое качество живописного произведения;
  • Имена известных мастеров живописи и некоторые их работы: Ж. Шарден, И. Левитан, А. Матисс, Н. Гончарова, П. Кузнецов, Н. Петров – Водкин, М. Сарьян.

                Уметь:

  • Создавать цельную цветовую гамму в живописной работе
  • Выявлять глубину пространства в живописном произведении с помощью средств световоздушной перспективы;
  • Выявлять фактуру с помощью цветовых отношений;
  • Создавать цельный колорит в живописной работе.

Учебно-тематический план

Тема

Кол-во

часов

Теор.

Практ.

1 полугодие

1

Пленэр. Вводный урок. Краткосрочные этюды.

3

1

2

2

Пленэр. Постановка из живых цветов, овощей или фруктов.

6

1

5

3

Постановка натюрморта с гипсовым телом.

15

1

14

4

Постановка из нескольких предметов, различных по материалу на цветном фоне.

Контрольная работа.

18

1

17

5

Этюд фруктов или овощей. Знакомство с масляной живописью. Грунтовка, подмалевок.

9

1

8

2 полугодие

6

Постановка в интерьере.

18

1

17

7

Экзаменационное задание: постановка с чучелом птицы, узорной драпировкой и бытовыми предметами.

20

1

19

7

Этюд фигуры человека (с фоном).

13

1

12

Всего

108

7

95

Содержание предмета

Тема

Кол-во часов

материал

формат

1 полугодие

1

Вводный урок. Пленэр. Краткосрочные этюды.

3

Акварель

А 4

2

Постановка из живых цветов, овощей или фруктов.

6

Гуашь

А 4

3

Постановка натюрморта с гипсовым телом. Драпировка с небольшим количеством складок. Передача тонально-цветовых отношений.

15

Гуашь

А 2

4

Постановка из нескольких предметов, различных по материалу (стекло, ткань, дерево и т.д.) на цветном фоне. Передача фактуры материала цветом. Контрольная работа.

18

Гуашь

А 2

5

Этюд фруктов или овощей. Знакомство с масляной живописью. Грунтовка. Подмалевок. Проработка деталей.

9

Масло

А 3

2 полугодие

6

Постановка в интерьере. Тонально-цветовое решение в пространстве (холодная и тёплая гаммы).

18

Гуашь

А 2

7

Экзаменационное задание: постановка с чучелом птицы, узорной драпировкой и бытовыми предметами. Поэтапная работа. Передача цветового строя натюрморта.

20

гуашь

А 2

8

Этюд  фигуры человека (с фоном).

Построение фигуры человека в пространстве. Передача световоздушной среды.

13

Масло

А 3

Всего

108

7 КЛАСС

        В конце 7-го года обучения учащиеся должны знать:

  • Понятия «художественный образ в живописи», творческий замысел»;
  • Средства формирования художественного образа в живописном произведении;
  • Средства воплощения творческого замысла в живописном произведении;
  • Имена известных мастеров живописи и названия некоторых произведений: И. Хруцкий, И. Шишкин, А. Савросов, Б. Григорьев, П. Сезанн, Дега, О. Кипренский, А. Кравченко, И. Машков, И. Бродский.

          Уметь:

  • Создавать выразительный художественный образ постановки с помощью композиционных и живописных средств;
  • Ставить перед собой творческую задачу и решать её с помощью композиционных и живописных средств;
  • Выбирать и использовать материал, технику и изобразительные приёмы в соответствии со своим эмоционально-образным восприятием постановки.

Учебно-тематический план

Тема

КОЛ-ВО ЧАСОВ

ТЕОР.

ПРАКТ.

1 полугодие

1

Пленэр. Краткосрочные этюды

9

1

8

2

Постановка из 3-4-х предметов, разнообразных по фактуре с гипсовой вазой. Контрольная работа.

26

1

23

3

Постановка из свежих фруктов, овощей, цветов, листьев.

20

1

17

Всего

56

2 полугодие

4

Этюд головы человека, в холодном колорите (мужской)

12

2

10

5

Фрагмент интерьера. Угол мастерской.

16

1

15

6

Итоговая работа.

Натюрморт с гипсовой головой  на материальность.

18

1

17

7

Этюд головы человека в теплом колорите (женский).

10

1

9

Всего

108

7

95

Содержание предмета   

ТЕМА

Кол-во часов

материал

формат

1 полугодие

1

Пленэр. Краткосрочные этюды.

9

Акварель, гуашь

А 3

2

Постановка из 3-4-х предметов, разнообразных по фактуре с гипсовой вазой.

Контрольная работа. Передача фактуры предметов. Выявление полученных знаний за весь период обучения.

26

Материал по выбору учащихся

А 2

3

Постановка из свежих фруктов, овощей, цветов, листьев. Совершенствование приёмов масляной живописи. Передача световоздушной среды.

20

Масляные краски

А 3

2 полугодие

4

Этюд головы человека в холодном колорите (мужской).

12

Гуашь

А 3

5

Фрагмент интерьера. Угол мастерской.

16

Материал по выбору учащихся

А 2

6

Итоговая работа.

Натюрморт с гипсовой головой, на материальность.

18

Гуашь

А 2

7

Этюд головы человека в теплом колорите (женский).

10

Гуашь

А 3

Всего

108

Список литературы:

  1. Алексеев Ю., М. Левидова. Цвет и линия: Практическое руководство по рисунку и живописи. - М., 1976.
  2. Алексеев С.О. О колорите. – М., 1974
  3. Барокко: Архитектура. Живопись. Литература. Музыка. Скульптура. Серия: наглядные и раздаточные пособия. – Айрис-Пресс, 2006.
  4. Беда  Г.В.  Тоновые  и цветовые отношения в живописи. - М.: Советский художник, 1964.
  5. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. Рисунок. Живопись. Композиция. – М.: Просвещение, 1969.
  6. Бесчастнов Н.П. Портретная графика: учебное пособие для студентов. – М.: Владос, 2007.
  7. Бесчастнов Н.П. Живопись: учебное пособие для студентов. - М.: Владос, 2007.
  8. Бесчастнов Н.П. Графика натюрморта: учебное пособие для студентов. – М.: Владос, 2008.
  9. Бесчастнов Н.П. Графика пейзажа: учебное пособие для студентов. – М.: Владос, 2008.
  10. Виктор Михайлович Васнецов. Письма. Дневники. Воспоминания. – М.: Изобразительное искусство, 1987.
  11. Волошин М.А. В.И.Суриков. Л, 1985.
  12. Волков Н.Н. Композиция в живописи. М.,1977.
  13. Герман М.Ю. Михаил Врубель. СПб.: Аврора, 2001
  14. Грабарь И.Э. История русского искусства. В 13 томах. М.:1953.
  15. Гренберг Ю.И. Технология живописи. – М., 1982
  16. Готика: Архитектура. Живопись. Скульптура. Литература. Серия: наглядные и раздаточные пособия. – Айрис-Пресс, 2007.
  17. Дейнека А.А. Учитесь рисовать. М., 1961 – 2005.
  18. Демонстрационный материал: Репродукции картин русских художников: Венецианов А.Г., Перов В.Г., Брюллов К.П., Федотов П.А., сост. Барановская З.И. – Айри-Пресс, 2005.
  19. Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись. – М., 1998
  20. Классицизм: Архитектура. Живопись. Литература. Музыка. Скульптура. Серия: наглядные и раздаточные пособия. – Айрис-Пресс, 2006.
  21. Крымов Н.П. Художник и педагог. М.: Изобразительное искусство, 1989.
  22.  Лушников Б.В. Рисунок. Портрет: учебное пособие для студентов. – М.: Владос, 2008.
  23.  Новоуспенский Н. Федор Александрович Васильев. – М.: Изобразительное искусство, 1991.
  24. Обухов В.М. Натюрморт. – АСТ-Пресс, 2002.
  25.  Островский Г. Рассказ о русской живописи. – М.: Изобразительное искусство, 1989.
  26. Петровец Т.Г., Ю.В.Садомова.Энциклопедия мировой живописи. -   М.: Олма-пресс, 2002.
  27.  Прилуцкая Т.И. Живопись Франции XVII-XVIII в. Из собраний Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина. – М.: Изобразительное искусство, 1999.
  28.  Прокофьев Н.И. Живопись. Техника живописи и технология живописных материалов. – М.: Владос, 2010.
  29. Садохин А. П. Мировая художественная культура. - М., 2000.
  30.  Стасевич В.Н. Пейзаж. Картина и действительность. – М., 1981.
  31.  Степанова С.С. Василий Тропинин. – М.: Изобразительное искусство, 2005.
  32. Столяров И.М. Акварель. – М., 1980.
  33. Энциклопедия мировой живописи. - М., 2002.
  34.  Энциклопедический словарь юного художника. – М., 1983
  35.  Юденкова Т.В. Илья Репин. – М.: Изобразительное искусство, 2005.
  36. Яшухин А.П. Живопись. – М., 1985

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ФГОС нового поколения) УМК «Перспектива» по «Изобразительному искусству» для 3 класса

Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В., Макарова Н. Р. и др.  «Изобразительное искусство»  3 класс...

Рабочая программа учебного предмета изобразительное искусство Образовательная область: изобразительное искусство для _I ступени 2 класс

Содержание: 1.Пояснительная записка;2.Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета в данном классе;3.Содержание учебного предмета, курса, модуля и.т.д.;4.Тематичес...

Рабочая программа, для начальной школы, учебного курса по изобразительному искусству в 4 классе Неменский Б.М.

Рабочая программа по изобразительному искусству для 4 класса (базовый уровень) общеобразовательного учреждения  разработана на основании фундаментального ядра Феде­рального государственного образ...

Рабочая программа по изобразительному искусству (Б.М. Неменского «Изобразительное искусство». УМК «Школа России»)

Программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с «Примерными программами», Концепцией духовно-нравств...

рабочая программа УМК "Школа России" 3 класс по изобразительному искусству

Программа составлена в соответствии с ФГОС второго поколения и соответствует всем требования предъявляемым к методическим разработкам....

Рабочая программа индивидуального обучения учащегося 1 класса по изобразительному искусству.

Рабочая программа индивидуального обучения учащегося 1 класса по изобразительному искусству по УМК "Планета знаний" в помощь учителям начальных классов....