Музейные уроки в Краеведческом музее как один из видов «музейной педагогики»
статья
«Музейная педагогика – область науки, изучающая историю, особенности культурной образовательной деятельности музеев, взаимодействие музеев с образовательными учреждениями».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzeynaya_pedagogika_kak_innovatsionnaya_pedagogicheskaya_tehnologiya.docx | 20.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Музейные уроки в Краеведческом музее как один из видов «музейной педагогики»
«Музейная педагогика – область науки, изучающая историю, особенности культурной образовательной деятельности музеев, взаимодействие музеев с образовательными учреждениями».
Ещё на рубеже XIX—XX вв. в русском обществе все больший приоритет получило представление о музее как не только научном, но и образовательном институте, призванном внести свою лепту в решение задачи просвещения.
Не зря русский просветитель XX века М.В.Новорусский назвал музей «важным образовательным учреждением».
Музейная педагогика является альтернативой классно - урочной системы, так как в музеи культура и история представлены в зримой «вещной форме», а не в форме текста, что особенно важно для младших школьников.
Я рассмотрю один из методов обучения с использованием средств «музейной педагогики» - это экскурсионное направление.
Благодатным местом для организации работы по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию учащихся на примере изучения родного края в нашей школе и для меня являются экскурсии в Краеведческий музей.
Он - хранитель подлинного свидетельства прошлого, самый лучший проводник в мир истории и культуры.
Музейный урок организуется с целью приобретения учащимися знаний по определѐнной теме или для закрепления и углубления знаний, полученных на уроке в классе.
Урок в музее активизирует в равной степени и сильных, и слабых учеников, так как создаѐт возможность индивидуального подхода к различному уровню восприятия музейной информации.
Музейные уроки в Мурманском областном краеведческом музее -это форма ознакомления с краеведческим материалом для школьников, которая сочетает в себе экскурсию и мастер-класс. Дети учатся рисовать перографами, гуашью, занимаются искусством оригами.
- Например после экскурсии по теме «Природа Кольского Севера в постледниковый период» дети сами смогли нарисовать петроглифы и наскальные рисунки.
Познакомившись на экскурсии с обитателями лесов Кольского полуострова ученики моего класса выполнили графическую работу с помощью перографов.
В 2021 году нашей школе в лице моего класса был вручён переходящий аметистовый кристалл, так как мы активные посетители музея. Переходящий аметистовый кристалл ежегодно вручается самому активному посетителю Областного краеведческого музея.
В завершении награждения работники музея провели с учениками игру – викторину. Ребята путешествовали по станциям (залам музея).
Сотрудники музея рассказывали детям интересные факты, а потом давали задания для отгадывания.
В завершении викторины детям вручили сладкий приз и дипломы участников.
Посетив экспозицию, посвящённую заповеднику «Пасвик» ученица Панкратова Маргарита вместе со своей семьёй участвовала в конкурсе рукописной книги «Заповедник Пасвик- 30 лет». За свою работу была отмечена Благодарственным письмом и Грамотой.
Мои ученики были частыми посетителями музея.
Им предоставилась возможность принять участие в проекте эскизов «Музей будущего».
Побывав на выставке «Волки» ученики познакомились с жизнью хищников. После экскурсии сделали на память календарики.
Музейный урок предполагает не только изучение и закрепление материала, но и конечно же проверку, которую провожу в классе после посещения музейных уроков.
Остановлюсь на формах работы по закреплению темы «Животные Кольского полуострова»
- Игра «Узнай по описанию» используется для выявления характерных особенностей того или иного музейного экспоната.
Это дикое животное, которое может обитать как в степях, так и в полупустынях или лесах. По своему внешнему виду он похож на большую собаку с острыми ушами, вытянутой мордочкой и длинным, толстым, пушистым хвостом. В отличие от домашних собак, хвост волка всегда смотрит вниз. Его считают дальним родственником современных домашних собак.
Выполни графический диктант. Расскажи о животном.
Загадки о животных.
Ученики сами подбирают загадки об увиденных экспонатах.
Ученики пишут рассказы про увиденных животных.
Ученики пишут отзывы о посещении музея.
По итогам экскурсий и работы с экспозициями мы подготовили презентацию «Красная книга нашего региона». В ней представлены слайды о животных, занесённых в Красную книгу Мурманской области
На уроках ИЗО и технологии рисуем и выполняем аппликации животных.
С помощью музея работа в направлении воспитания и обучения становится более эффективной. Она позволяет пробудить и взрастить в ребенке чувство уважения к истории родного края, страны, развить интеллектуальные и творческие способности, дает возможность познать мир, ориентирует школьника на гражданские патриотические ценности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музейный урок "«Жизнь и деятельность Н.Ф. Ватутина"
Музейный урок для учащихся начальных классов....
Музейный урок "ПАМЯТЬ СЕРДЦА"
Цели:1) способствовать формированию у учащихся чувства безграничной любви к Родине, чувства долга и готовности к ее защите;2) установить и поддерживать контакты ста...
Музейный урок по теме:«Ручная набойка – промысел наших предков»
На данном уроке учащиеся знакомятся с традиционным народным промыслом своих предков - жителей Демидовского поселения, ранее Демидовской волости. На территории Демидовского поселения характерно т...
Разработка музейного урока на тему: «Не забуду этой даты, что покончила с войной». ( для учащихся 1-2 классов)
Урок можно провести в школьном музее, где имеются стенды, посвящённые Великой Отечественной войне. Можно использовать мультимедиа, мастер - класс, музыкальное сопровождение ( в записи + живая музыка)....
2 класс Музейный урок
Материал используется для проведения классного часа. Возможно использовать на уроках краевединия, окружающего мира, чтения.Заочное путешествие в музейЦели:формировать понимание взаимосвязи исторически...
Метод тестирования на уроках в начальной школе как один из видов контроля за уровнем и качеством знаний обучающихся
метод тестирования в начальной школе...