Исследовательская деятельность - условие развития компетентной личности
статья по теме
Одним из эффективных средств развития исследовательских способностей у детей является изучение природы. Природа является для ребенка одним из важнейших обектов исследования. Ее многообразные проявления вовлекают ребенка в мир наблюдений, дают первый опыт экспериментирования, учат устанавливать причинно-следственные связи и закономерности, являют собой широчайшую основу для художественного творчества, связанного с восприятием эстетической ценности природы. Таким образом обеспечивается единство интеллектуального и эмоционального восприятия окружающего мира. Примеры проектно-исследовательских работ в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_deyatelnost_-_uslovie_razvitiya_kompetentnoy_lichnosti.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
«Исследовательская деятельность учащихся – условие
развития компетентной личности».
Тарасенко Евгения Александровна,
учитель начальных классов МБОУ СОШ №31.
высшей категории
Основными задачами школы, является создание благоприятных условий для разностороннего развития личности обучающегося, подготовка их к творческому, интеллектуальному труду. Для этого необходимо, сохраняя и охраняя индивидуальность ребёнка, помочь ему разобраться, в чём именно состоит его индивидуальность, к чему он имеет склонность, определиться в выборе рода деятельности. На первой ступени обучения особенно важно выявить способности учащихся, определить их творческие возможности, поддержать интерес. Основное образование, построенное в рамках традиционной урочной деятельности, как правило, не позволяет достаточно эффективно решать задачи развития творческой, социальной, интеллектуальной индивидуальности детей.
Значительно успешней с этой функцией справляется дополнительное образование, которое позволяет педагогически целесообразно организовать внеурочную деятельность учащихся, расширить и обогатить образовательные и развивающие возможности учебного пространства, создать условия для удовлетворения индивидуальных запросов детей, проявления их активности, самореализации и самоутверждения.
Практика проведения учебных исследований с детьми младшего школьного возраста может рассматриваться как особое направление внеклассной работы, тесно связанной с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской, творческой активности детей, а так же на углубление и закрепление знаний, умений и навыков. Эта работа может иметь и локальный, и фронтальный характер; ее можно проводить индивидуально и с небольшой группой детей.
Одним из эффективных средств развития исследовательских способностей у детей является изучение природы. Природа является для ребёнка одним из важнейших объектов исследования. Её многообразные проявления вовлекают ребёнка в мир наблюдений, дают первый опыт экспериментирования, учат устанавливать причинно-следственные связи и закономерности, являют собой широчайшую основу для художественного творчества, связанного с восприятием эстетической ценности природы. Таким образом, обеспечивается единство интеллектуального и эмоционального восприятия окружающего мира.
Вопреки распространённому мнению о том, что младшие школьники способны усвоить лишь ограниченный набор конкретных знаний о природе, опыт показывает, что учащиеся начальных классов успешно используют следующие исследовательские действия: распознают объекты по признакам, сравнивают, используя формы сопоставления и противопоставления, выделяют главное, устанавливают взаимосвязи, используют аналогии как средство переноса способа действия, моделируют, строят доказательства. Учащиеся способны осмыслить современные экологические проблемы, видеть их проявление в реальных условиях природного окружения, выносить оценочные суждения о деятельности взрослых, позитивной или негативной в экологическом плане, формулировать элементарные экологические прогнозы, и определять варианты своего личного участия в сохранении окружающей среды.
Примером специально организованной деятельности учащихся является широко используемая система проектов. Работа над проектом включает в себя: подбор темы исследования, которая должна быть интересна, выполнима, решение должно быть полезно; ситуацию поиска информации, что создаёт прекрасную почву для привлечения ребёнка на основе его собственных исследовательских, познавательных потребностей к работе с самыми различными источниками и средствами; и этап защиты проекта – это венец исследовательской работы и один из главных этапов обучения начинающего исследователя. В ходе проекта ребёнок учится излагать добытую информацию, доказывать свою точку зрения.
Приведу пример структуры проектно-исследовательской работы по теме «Сытая птица весной пригодится» 2 кл.
1.Проблема: От чего зависит число птиц, прилетающих зимой к кормушке.
2. Выдвижение предположений.
3. Проведение наблюдения (подсчет количества птиц за единицу времени, замер температуры воздуха).
4. Формулировка выводов.
5. Как можно использовать эти выводы в жизни.
В ходе работы над проектами учащиеся выполняют различные социальные роли.
Например, работа по теме «Народные сказки», включает в себя следующие виды проектной деятельности:
- Малая конференция (подготовка устного выступления по вопросам, подбор иллюстраций).
- Выставка (определить разделы выставки, подбор книг, подбор репродукций, распределение подготовленных материалов по разделам).
Роли: собиратели экспонатов, ответственные за отбор материала, оформители.
Совместная творческая деятельность учащихся при работе над проектами в группе и необходимый завершающий этап работы над любым проектом – презентация (защита) проекта – способствуют формированию коммуникативных умений (организовывать взаимодействие в группе, прогнозировать последствия коллективных решений, оформлять свои мысли в устной и письменной речи, в том числе с применением средств ИКТ, отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее).
Р. Гузеев в своей статье «Метод проектов как частичный случай интегрированной технологии обучения» подчеркивает: «Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, потому что оно:
- личностно – ориентированное;
- использует множество дидактических подходов – обучение в деле, независимые занятия, совместное учение, мозговой штурм, ролевая игра, эвристическое и проблемное обучение;
- самомотивируемо, что означает возрастание интереса и вовлеченности в работу по мере её выполнения;
- приносит удовлетворение ученикам видящим продукт своего собственного труда».
Школьные проекты – это ступеньки личностного роста, помогающие самореализации и самоутверждению. Всё это вызывает у детей чувство гордости, значимости своего труда. Именно в атмосфере творчества и успеха может сформироваться всесторонне развитая личность. Исследовательские и проектные работы презентуются как в школе, привлекая других детей, так и в конкурсах различного уровня.
Приведу пример еще несколько пример проектно-исследовательской деятельности, которые были реализованы моими обучающимися.
Проект «Город опасный и безопасный».
Цель проекта: изучить влияние человека на окружающую среду в рамках отдельно взятого микрорайона, установить зоны экологической опасности в районе маршрута «дом – школа», составить план – схему, определить возможные меры по улучшению и оздоровлению экологической обстановки.
Ход проекта: участники проекта определяют зоны для исследования; собранный материал отображают на планах – схемах (места парковки машин, выгула собак, скопления мусора); коллективная работа – составление общей схемы; составление рекомендаций по проблеме.
Проект «Вода – наше богатство». В проекте участвуют ученики и родители.
Цель проекта: сократить потребление воды в домашних условиях; сохранить природные ресурсы; получить экономию финансовых затрат; разработать рекомендации.
План мероприятий по проекту: измерение потребления воды (по счётчикам) семьёй в течение недели; выработать действия по сокращению потребления воды; проведение недели экономного использования воды; подведение итогов; составление сравнительных таблиц; разработка рекомендаций.
Проект « Сытая птица весной пригодится».
Цель проекта: определить уровень знаний и активности собеседников (опрос проводился в парке) в оказании помощи зимующим птицам; изготовить и развесить кормушки.
Ход проекта: изготовить кормушки из коробок Tetra Pak и развесить их; провести опрос: Чем надо подкармливать птиц? Из чего можно изготовить кормушки? Помогает ли собеседник птицам? Разработать способы информирования жителей о проводимой акции и привлечения их к участию в ней.
Такая направленность исследовательской работы способствует развитию гибкости мышления учащихся, помогает им учиться, думать, накапливать опыт творческой и социальной деятельности.
Экологическое направление является приоритетным, т.к. через его реализацию формируются нравственные нормы поведения, направленные на то, чтобы приблизить детей к пониманию красоты окружающего мира, пробудить стремление к прекрасному, научить искусству мышления, духовности, любви к ближнему, быть добрыми и полезными.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Исследовательская деятельность – условие, средство и результат развития одарённости"
Однажды известного физика Альберта Эйнштейна спросили: «Как делаются открытия?» Эйнштейн ответил: «А так: все знают, что вот этого нельзя. И вдруг появляется такой человек, который не знает, что...
Исследовательская деятельность - условие развития компетентной личности
Одним из эффективных средств развития исследовательских способностей у детей является изучение природы. Природа является для ребенка одним из важнейших обектов исследования. Ее многообразные проявлени...
Мастер-класс "Исследовательская деятельность как средство реализации личности в общеобразовательном пространстве в условиях внедрения ФГОС НОО"
В настоящее время, как отмечают учёные и методисты, заметно снизился интерес у учащихся к школьному образованию, к получению знаний. На современном этапе особый интерес вызвает исследовательная ...
«Исследовательская работа младших школьников как условие развития интеллектуальной личности»
Работа над исследовательским проектом – это творчество, как для взрослого, так и для ребёнка, помогающее ребёнку реализоваться, выразить себя в этом процессе....
Формирование дивергентного мышления как условие развития потенциала личности младшего школьника
из опыта работы...
Дивергентное мышление как условие развития потенциала личности младшего школьника
презентация к статье...
Роль исследовательской деятельности в развитии познавательной компетентности учащихся начальной школы
В статье раскрывается значение иследовательской деятельности для поввышения мотивации к учебе, приведены конкретные примеры формирования познавательных компетенций учащихся в процессе работы над...