«Исследовательская работа младших школьников как условие развития интеллектуальной личности»
статья (1 класс) на тему
Работа над исследовательским проектом – это творчество, как для взрослого, так и для ребёнка, помогающее ребёнку реализоваться, выразить себя в этом процессе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_issledovat.deyatelnost.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Исследовательская работа младших школьников
как условие развития интеллектуальной личности»
«Скажи мне - и я забуду,
Покажи мне - и я запомню,
Вовлеки меня - и я научусь».
Восточная мудрость
Изменения в Российском образовании и преобразования в обществе требуют от школьного педагога нового подхода к процессу обучения. В современных условиях жизни не достаточно просто владеть набором знаний, умений и навыков, надо уметь их приобретать, уметь применять их в реальной жизни, реальной ситуации. В современном обществе нужны, действительно, не столько знания, сколько умения добывать их и умение самостоятельно добытые знания применять во всевозможных ситуациях. На смену человеку-исполнителю должен прийти человек-творец, человек-исследователь. Возрастает ответственность школы за их интеллектуальное, творческое развитие. Возрастает и востребованность таких педагогических технологий, которые были бы адекватны целям модернизации образования. Одна из них, на мой взгляд, - технология организации исследовательской деятельности школьников. В ходе выполнения исследований работы происходит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, актуализация внутрипредметных и межпредметных связей. Именно исследовательский подход в обучении позволяет ребятам стать участниками творческого процесса, а не пассивными потребителями готовой информации.
Условно исследовательскую деятельность можно разделить на две составные части:
- научно-исследовательская – вид деятельности, направленный на получение новых объективных научных знаний,
- учебно-исследовательская - деятельность, главная цель которой – образовательный результат. Она направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления.
Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный, творческий продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования и представленный в стандартном виде. Как стимулировать природную потребность ребенка к новизне? Как развить способность искать новое? Как научить видеть проблемы, конструировать гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы, классифицировать, давать определения понятиям? Как правильно излагать и защищать свои идеи? Эти вопросы очень актуальны для современной школы. В решении этих вопросов мне помогли курсы СИПКРО, работа МО начальных классов и работа научно-методического совета в школе. Каждому педагогу известно, что дети уже по природе своей – исследователи. Это особенно характерно для одарённых детей. С педагогической точки зрения неважно, содержит ли детское исследование принципиально новую информацию или начинающий исследователь открывает уже известное. И здесь самое ценное - исследовательский опыт. Именно этот опыт исследовательского, творческого мышления и является основным педагогическим результатом и самым важным приобретением ребёнка. Учебно-исследовательская деятельность учащихся – одна из прогрессивных форм обучения в современной школе. Она позволяет наиболее полно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и творческие способности детей.
Учебно-исследовательская деятельность учащихся, как показывает опыт, не возникает сама по себе. Необходимыми условиями её осуществления являются, на мой взгляд:
- готовность учащихся к этому виду работы;
- желание и готовность учителей руководить этим видом деятельности.
Учителя, таким образом, берут на себя ещё одну новую функцию - руководителя учебно-исследовательской деятельности школьника.
Исследовательские проекты в младших классах – это трудно? Да! Но всё-таки это возможно. Именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников. Работая с младшими школьниками необходимо руководствоваться тремя принципами организации учебно-исследовательской деятельности:
- принцип доступности;
- принцип поуровневости;
- принцип временного развития;
Принцип доступности предполагает организацию научно-исследовательской деятельности, которая учитывает определение тематики и возраста ученика (во втором классе коллективное панно на уроках технологии, а в четвёртом – индивидуальные исследовательские работы).
Принцип поуровневости включает в себя управление научно-исследовательской деятельностью на всех уровнях организации работы школы: администрации, педагогического коллектива, родителей, конечно, самих учащихся. При этом "уровень учащегося" учитывает степень подготовленности каждого к исследовательской деятельности, интересы, научные склонности, способности и возможности (кто интересуется одним домашним животным, а кому интересно журналистская деятельность).
Принцип временного развития связан с определением временного промежутка для каждого научного исследования, а также с этапами подготовки, организации и проведения, с мерами, предупреждающими неудачи и трудности. Принцип временного развития наиболее труден для учащихся, так как требует выработку таких качеств личности, как настойчивость в преодолении трудностей и достижение целей, выработку трудолюбия и т.д.
Исследовательская деятельность учащихся многофункциональна: организация рабочего места; планирование работы; выбор темы исследования; умение выстроить структуру исследования; умение работать с информацией; умение представить результат своей работы. Она направлена на развитие логического мышления, происходит развитие способности учеников к конструктивной созидательной деятельности, решается задача модернизации образовательного процесса средствами ИКТ.
В нашей школе мы начинаем заниматься учебно-исследовательской деятельностью с учениками 3-х классов. С третьеклассниками чаще используем групповые формы работы. Они способствуют вовлечению в исследовательскую деятельность большего числа детей, которые приобретают навыки исследования. А четвероклассники предпочитают индивидуальную работу групповой, так как этими учениками уже получен некоторый опыт поисково-исследовательской деятельности. При организации исследования учащимся предлагается следующий план работы:
- Тема исследовательской работы. Как будет называться мое исследование?
- Введение. Актуальность проблемы. В чем необходимость моей работы?
- Цель. Что я хочу исследовать?
- Гипотеза исследования. Для чего я хочу провести исследование?
- Задачи исследования.
- Дата и место проведения моего исследования.
- Методика работы. Каким образом я проводил исследование?
- Описание работы. Мои результаты исследования.
- Выводы. Выполнил ли я то, что задумал? Что оказалось трудным в моем исследовании, чего не удалось выполнить.
- Использованная литература.
- Приложения.
Темы детских проектных работ выбираются из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Проекты должны быть интересны и полезны детям. Например: «Живая вода», «Без прошлого - нет будущего», «Что в имени моем», «Как сделать классную газету?», «Удивительный мир аквариума», «Папье-Маше», «Дорожные знаки», «Секреты красивых волос», «Полезная вещь для дома», «Миниатюра в подарок», «Пряники для праздника», «Наше зрение», «Плетение из бересты», «Кошка – наш ласковый зверь» и другие. Учебный исследовательский проект с точки зрения ребенка – это возможность сделать что-то интересное самостоятельно или в группе, максимально используя свои возможности. Позволяет проявить себя, попробовать свои силы, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Ребенок учится думать, анализировать, выдвигать идеи, творчески подходить к решению любых задач, ценить прекрасное. Ожидаемым результатом является интеллектуальное развитие и личностный рост ребёнка.
Учебные исследования могут быть индивидуальными, групповыми, кратковременными и протяжёнными во времени. Преимущество исследовательского проекта, состоит в том, что ограниченный временными рамками урок «выплёскивается» во внеурочную деятельность и объединяет практически все уроки: окружающий мир, русский язык, изобразительное искусство, информатику, уроки технологии и другие. Кратковременные учебные мини-исследования провожу на уроках природоведения, литературы, математики и др. А протяжённые во времени – на факультативных занятиях «Введение в исследовательскую деятельность» и уроках ПД. При создании проектов необходимо тесное сотрудничество с учителями – предметниками, работниками школьной и сельской библиотек, жителями села, родителями, работниками предприятия. В работе над проектами очень хорошо использовать методики игры, театра, поисковой и исследовательской работы.
Хочется остановиться на проекте, который по типологии можно отнести к исследовательским. Идея проекта “Живая вода” возникла не случайно. Человек покорил океан, воздух, землю. Но наряду с достижениями у человека появились большие проблемы. К числу самых волнующих, несомненно, относится проблема чистой воды. В нашем посёлке эта проблема стоит особенно остро. Была поставлена цель: объединить все силы для того, чтобы сделать воду в посёлке Комсомольский чистой и живой. Работая над проектом ребята узнали почему человеку нужна чистая вода? Отчего вода погибает? Какая вода в нашем поселке? Способы очистки воды. В ходе работы обращались к руководителю службы водоснабжения г.Отрадный; к руководителю службы водоснабжения нашего поселка; встречались с главой администрации п.Комсомольский; составили обращение к руководителям всех общественных организаций района. Наше обращение было услышано представителями партии «Единая Россия» и наш поселок включен в президентскую программу «Чистая вода». Проект был представлен в форме презентации, в ходе которой были показаны опыты по очистке воды. Данная работа участвовала в районном конкурсе, получила поощрительную денежную премию и фильтр для воды, которым мы теперь пользуемся в классе.
Работа над исследовательским проектом – это творчество, как для взрослого, так и для ребёнка, помогающее ребёнку реализоваться, выразить себя в этом процессе. Здесь ученики и учитель творцы, где учитель всегда находится в поиске, вместе с ребёнком проживает новое знание и его создаёт. Работа ведётся в режиме сочетания урочных, внеурочных и внешкольных занятий, с привлечением родителей. Презентации проектов проходят в рамках школьной научно-практической конференции. Многие работы, выполненные учащимися «победили» в какой-либо номинации. В 2009 году ученица 4-го класса заняла третье место на областной НПК, в этом году учащиеся нашей школы впервые участвовали в районной НПК в г.Кинель, из шести работ – три призовых места,
Таким образом, метод исследовательских проектов эффективен, перспективен, и неисчерпаем! Реализация метода проектов позволяет нам, учителям, изменить свою позицию. Из «носителя готовых знаний» мы превращаемся в организатора увлекательной познавательной, исследовательской деятельности наших учеников, основанной на интересе.
Список литературы:
- Кравец Т.Н., Телеганова М.В., Спутай С. Младшие школьники проводят исследования.// Начальное образование.- 2005.- №6.
- Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников. М.:Вентана-Граф 2004.
- Павлова М.Б., Питт Дж., Гуревич М. И., Сасова И.А. Метод проектов в технологическом образовании школьников: Пособие для учителя/ Под ред. А. И. Сасовой. – М. Вентана - Граф, 2003.
- Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. М.: АРКТИ, 2005.
- Рогова И.Н. Исследовательская работа обучающихся: аспекты планирования// Школьное планирование.2007. №2.
- Савенков А. И. Исследовательская практика: организация и методика. М.:2005.
- Савенков А.И. Исследовательская практика: организация и методика./ А.И.Савенков // Одарённый ребёнок. – 2005. – № 1.
- Савенков А.И. Творческий проект, или Как провести самостоятельное исследование / А.И.Савенков // Школьные технологии. – 1998. – № 4.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская деятельность - условие развития компетентной личности
Одним из эффективных средств развития исследовательских способностей у детей является изучение природы. Природа является для ребенка одним из важнейших обектов исследования. Ее многообразные проявлени...
Исследовательская деятельность - условие развития компетентной личности
Одним из эффективных средств развития исследовательских способностей у детей является изучение природы. Природа является для ребенка одним из важнейших обектов исследования. Ее многообразные проявлени...
Формирование дивергентного мышления как условие развития потенциала личности младшего школьника
из опыта работы...
Дивергентное мышление как условие развития потенциала личности младшего школьника
презентация к статье...
Исследовательская работа: «Танец как средство развития творческой индивидуальности у младших школьников»
В рамках настоящей работы были изучены теоретико-методологические основы исследования развития творческих способностея и творческой индивидуальности детей средствами хореографии, рассмотрены основные ...
Исследовательская работа по теме: «Речевое развитие младших школьников при овладении средствами и способами выражения связности текста на уроках русского языка»
В данной работе показаны основные средства и методы работы со связностью речи младших школьников, указаны основные недочеты и этапы работы по их устранению, а также показаны результаты исследова...
Проблемно – исследовательский метод преподавания как условие развития исследовательских умений младших школьников.
Сейчас в образовании широко обсуждается вопрос о создании условий для повышения качества учебно – воспитательного процесса, так как современное общ...