Формирование дивергентного мышления как условие развития потенциала личности младшего школьника
статья на тему

Макарова Евгения Павловна

из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_divergentnogo_myshleniya.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование дивергентного мышления как условие развития потенциала личности младшего школьника

Современное общество предъявляет повышенные требования к развитию творческой личности, которая должна обладать гибким продуктивным мышлением, развитым активным воображением, для решения сложнейших задач, которые выдвигает жизнь.  Подтверждение данным словам мы находим в концепции развития отечественного образования «Наша новая школа». Как отметил Д.А. Медведев, «..ее суть и смысл в создании школы, способной раскрывать личностный потенциал детей, воспитать в них интерес к учебе и знаниям, стремление к духовному росту и здоровому образу жизни, подготовить ребят к профессиональной деятельности с учетом задач модернизации и инновационного развития страны. Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни».

Возраст начальной школы называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств - легкомыслие, наивный взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает терять детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. Учение для него - важная задача. В школе он получает не только знания и навыки, но и определенный социальный статус. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни.

Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится мышление. Благодаря этому интенсивно развиваются, перестраиваются сами мыслительные процессы и, с другой стороны, от интеллекта зависит развитие остальных психических функций, в том числе и творческого потенциала.

В детском творчестве проявляется не объективная, а субъективная новизна конечного результата. В процессе детского творчества происходит не столько создание нового предмета, сколько изменение в самом ребёнке, возникновение у него новых способов деятельности, знаний и умений.

Творческая деятельность развивает чувства детей. Осуществляя процесс творчества, ребёнок испытывает целую гамму положительных эмоций, как от процесса деятельности, так и от полученного результата.

 В процессе творчества преодолевается боязнь детей ошибиться, сделать не так, как надо, что существенно способствует развитию смелости и свободы детского восприятия и мышления. Всё это развивает фундаментальную потребность быть активным субъектом жизни, познавать и преобразовывать мир. Понятие творчество неразрывно связано с понятием дивергентное мышление.

        В инновационной отечественной практике общего образования уже утвердилось мнение о том, что одним из возможных резервов повышения эффективности обучения является введение в организацию учебного процесса использования специальных развивающих заданий. Между тем анализ ряда современных учебников для начальной школы показал, что задачи дивергентного типа - большая редкость в их содержании. Практически все задачи, содержащиеся в учебниках, за редким исключением, относятся к числу «конвергентных».

Доказательством того, что необходимо развивать дивергентное мышление, стало проведенное в 2014 году исследование младших школьников. Объектом исследования явились учащиеся 7-10-летного возраста, предметом – творческое мышление младшего школьника. Выборку составили 100 учащихся 1-4 классов  МОУ «Средняя школа № 27». Исследование проводилось при помощи кратного теста творческого мышления Поля Торренса (фигурная форма). Проведенное исследование показало, что у 70 % испытуемых показатели беглости, гибкости, оригинальности и разработанности находятся в пределах или ниже возрастной нормы. Многие дети демонстрируют стандартные шаблонные способы решения задач, что вы можете видеть на слайде. Несмотря на то, что здесь представлены работы детей разного возраста(1, 2, 3, 4–классники), разработанность минимальна, отсутствует оригинальность в решении, гибкость и беглость имеют самые низкие показатели. Это является свидетельством ригидности мышления, определенной ограниченности интеллекта и низкой мотивации испытуемых.  

На следующих слайдах вы можете видеть вариант противоположный первому. Эти работы свидетельство развитого творческого мышления ребенка. У этих испытуемых показатели беглости, гибкости, оригинальности, разработанности значительно превышают возрастные показатели. Обратите внимание на последнюю работу, эта работа ребенка с очевидным творческим талантом, в ей рисунки объединены в одну сюжетную историю. По мнению П.Торренса это свидетельство чрезвычайно высоких творческих возможностей ребенка.

Проведенное исследование еще раз подчеркнуло необходимость целенаправленной работы по формированию дивергентных способов мышления у младших школьников и актуальность заявленной проблемы.

 На протяжении школьного обучения ребёнок постоянно тренирует конвергентное мышление, предполагающее жестко определенный ход мысли, однозначную связь между явлениями.  У него нет ни опыта, ни инструмента к дивергентному мышлению. Он выходит в жизнь сформированным мышлением, которое пригодно только для освоения простых операций, не требующих творчества и импровизации.

Специально разработанных систем заданий, ориентированных на развитие у школьников дивергентного мышления, в начальной школе недостаточно. Следует обратить внимание и на то, что трудность представляет и само определение понятия «дивергентная задача». Какой-либо классификации таких задач на сегодняшний день не создано, что, в свою очередь, затрудняет организацию исследования процесса развития дивергентного мышления школьников.

Впервые в науку понятие «дивергентное мышление» ввел Дж. Гилфорд, указав принципиальное различие между такими мыслительными операциями, как конвергенция и дивергенция. Дивергентное мышление определяется им как тип мышления, идущий в различных направлениях. Основанием дивергентного мышления, по мнению Дж. Гилфорда, является порождение множества решений на основе однозначных данных.

Согласно Дж. Гилфорду, дивергентное мышление характеризуют следующие качества:

1) беглость мысли – количество идей, возникающих в единицу времени;

2) гибкость мысли – способность переключаться с одной идеи на другую;

3) оригинальность – способность производить идеи, отличающиеся от общепринятых взглядов;

4) любознательность – чувствительность к проблемам в окружающем мире;

5) способность к разработке гипотезы;

6) ирреальность – логическая независимость реакции от стимула;

7) фантастичность – полная оторванность ответа от реальности при наличии логической связи между стимулом и реакцией;

8) способность решать проблемы, то есть способность к анализу и синтезу;

9) способность усовершенствовать объект, добавляя детали;

Вопрос о дивергентном мышлении на протяжении многих лет неоднократно поднимался в психолого-педагогической литературе. Исследованием особенностей дивергентного и конвергентного мышления и факторами их развития занимались многие российские и зарубежные педагоги и психологи, такие как И.В. Блауберг, Дж. Гилфорд, С. Медник, Д. Пиагет, А.М. Матюшкин, С. Татищев и другие.

Под задачами дивергентного типа мы понимаем задания любой предметной направленности, которые допускают существование нескольких правильных ответов. Для формирования дивергентного мышления в учебном процессе существуют два пути:

  1. упражнение в решении творческих (креативных) задач на уроках специальными приемами
  2. планомерное формирование с определяющими его показателями.

Идея творческого обучения, т.е. обучения ориентированного на поддержание и развитие творческого потенциала ребенка, является фундаментом, определяющим основные подходы развивающего образования. Творческое обучение в противовес «репродуктивному» основано на мышлении «без образца» и предполагает собственную активность ребенка по порождению и выявлению проблемы, поиску и осуществлению ее решения. Потребность в новизне, любознательность, стремление к исследованию и знанию – ключевая возрастная и врожденная особенность здоровых детей, которая нередко быстро утрачивается с началом систематического обучения. Поэтому ключевой задачей обучения в начальной школе является поддержание, сохранение и развитие дивергентных, творческих, исследовательских способностей ребенка. По мнению Н.Б. Шумаковой творческое обучение не может рассматриваться как привилегия обучения только одаренных и талантливых детей. Это должно быть идеалом, к которому должна стремиться система образования.

Различные модели творческого обучения ставят перед собой основную цель – осуществление возможности реализации творческого потенциала личности. Главным в этом является вовлечение учащегося в постановку и решение реальных, ребенком «созданных» проблем, т.е. развитие и осуществление способности к самостоятельной творческой работе в той или иной форме.

Интерес представляет модель обучения Д.Треффингер. которая явилась опорной в построении моей педагогической системы формирования дивергентного мышления младших школьников. Представленная ею трехуровневая модель направлена на развитие тех когнитивных и аффективных характеристик, которые в совокупности образуют «дивергентные функции» личности. Перед мной, как перед учителем начальной школы, стоит задача создания условий, позволяющих в наибольшей мере развитию данных функций. Беглость, гибкость, оригинальность и способность к разработке идей – это те характеристики мышления, которые необходимо совершенствовать в первую очередь. Аффективный компонент предполагает развитие любопытства, желания найти ответ, открытости новому опыту, готовности к риску, чувствительности к проблемам и т.д. Эти качество являются ключевыми в обучении, направленном на развитие дивергентного мышления.

Формирование дивергентного мышления младших школьников – интересный, увлекательный, но вместе с тем очень сложный процесс. Учитель в своей деятельности должен ориентироваться на следующие способы стимуляции дивергентной активности учащихся:

  1. Обеспечение благоприятной атмосферы. Доброжелательность со стороны учителя, его отказ от высказывания оценок и критики в адрес ребенка способствует свободному проявлению дивергентного мышления.
  2. Обогащение окружающей среды самыми разнообразными новыми для него предметами и стимулами с целью развития его любознательности.
  3. Поощрение высказывания оригинальных идей.
  4. Обеспечение возможностей для упражнения и практики. Широкое использование вопросов дивергентного типа применительно к самым разнообразным областям.
  5. Использование личного примера творческого подхода к решению проблем.
  6. Предоставление детям возможности активно задавать вопросы.  

Достижению конечной цели - формированию дивергентных форм мышления – способствуют использование определенных педагогических технологий и методик, применяемых на начальном этапе обучения:

  1. Технология проблемного обучения.
  2. Методика обучения в малых группах.
  3. Технология проективного обучения.

Данные технологии и методики широко используются в современной школе и подробно описаны в литературе. Хотелось бы подробно остановиться на приемах, стимулирования дивергентного творческого мышления. И здесь необходимо вспомнить о том, что процесс развития психических функций – это процесс качественных и количественных изменений, который характеризуется определенной последовательностью. Поэтому невозможно «перескакивание» на высший этап развития без определенной логики. Исходя и этого, моя деятельность по формированию дивергентного мышления у младших школьников носит поэтапный характер и связана с формированием определенных видов мышления, без развития которых невозможно функционирование дивергентных функций личности:

- развитие наглядно-действенного мышления (упражнения направлены на развитие умений анализировать зрительный образ, работать со свойствами предметов, узнавать предметы на основе описания отдельных признаков, сочетать признаки разных предметов, находить общие и различающиеся признаки объектов, искать альтернативные способы действия, составлять сюжетный рассказ, решать задачи на сравнение, располагать предметы в порядке возрастания или убывания, делать логические выводы, находить действия, противоположные по значению);

- развитие аналитического мышления (упражнения направлены на развитие умений планировать преобразование предметов и слов, устанавливать ситуативные связи между предметами, причинные связи между событиями, находить причину событий, представлять последствия событий, обозначать словами существенные признаки предмета, объяснять образное сравнение, формулировать законы, составлять слова с заданной буквой, подбирать слова, противоположные по значению, классифицировать и соединять слова в предложение, согласовывать слова в предложении, понимать социальные взаимосвязи, придумывать сказки, придумывать сказки по опорам, описывать характер героев, составлять текст по вопросам, оценивать событие с разных сторон);

- развитие эвристического мышления (упражнения направлены на развитие умений анализировать проблемную ситуацию, разрешать противоречия, принимать альтернативные способы действия).

В своей практической деятельности я апробировала большое количество приёмов, направленных на формирование дивергентного мышления и попыталась их классифицировать:

- вербальные дивергентные методы и задачи;

- невербальные методы и задачи;

- дивергентные задачи на объёмно- пространственное  мышление;

Опишу некоторые приемы, используемые в собственной педагогической практике.

На уроках русского языка при изучении темы «Правописание сочетаний жи, ши » ребятам предлагается такое задание:

 Сравните слова ужи, мыши, моржи и найдите общие признаки, а также –лишнее слово. Ребята предлагают огромное количество ответов, таких как:

  • это – животные;
  • ударение падает на второй слог;
  • в этих словах по два слога;
  • это слова, обозначают предметы, отвечают на вопрос «кто?», одушевлённые;
  • мы изучаем их на предмете «Познание мира»;
  • мы можем придумать с ними предложение;
  • слова заканчиваются на гласную и т. д. 

Затем ребятам дается задание: найти закономерность и продолжить ряд слов. Ребята заметили, что изменяется количество букв в словах, поэтому название следующего животного должно быть из шести букв. Варианты – «корова, собака, сорока» и т. д. И последнее задание: составить со всеми этими словами одно предложение, пусть даже фантастическое. Например: «Моржи  и мыши  собрались в гости к ужам».

Тема «Многозначность слова» .

Детям предлагаю диалог:

- Подай мне звезду, говорит Настя.

- Как же я её подам, если она на небе?

Ответом на этот вопрос может стать сочинение.

Конструирование предложений с определённым грамматическим заданием: с данными словами или словосочетаниями; предложений заданных типов; по заданной схеме; по предложенному началу; на определённую тему в сочетании с каким-либо грамматическим заданием и т.п. Например, задание: составить предложение так, чтобы оно являлось продолжением данного предложения: «Какой забавный у меня щенок!  »; «Летом я отдыхал в деревне… ».

При изучении темы "Имя прилагательное" предлагаю задания:

- вспомните имена прилагательные, которые начинаются на букву П, например: полезный, пушистый, прелестный, пёстрый, прекрасный, папин, проблемный :;

- составьте рассказ, используя прилагательные: пушистый, колючая, быстрое;

Время выполнения ограниченно. Задания способствуют развитию беглости и оригинальности;

 На уроках окружающего мира наиболее часто использую задания типа:

  • Что делать, если нужно узнать погоду на улице, не выходя из дома?
  • Все часы в доме остановились. Как не опоздать в школу?
  • Как нарисовать поляну, на которой много грибов, но не рисовать при этом сами грибы?
  • Игра-путешествие

Цель:  развитие воображения и представлений детей.

« В саванне» , «В тропическом лесу», «на Северном полюсе»

Дидактическая задача: рассказать, что окружает детей и кого они могут увидеть.

Математика имеет большие возможности в развитии не только абстрактного, понятийного, алгоритмического и т.д. мышления, но и творческого. Огромное количество математических задач, накопленных и проверенных в ходе многовековой педагогической практики, исправно служили и служат средством развития всех видов мышления, включая творческое. Математическая задача - это первая искорка, начало познавательного, поискового, эвристического, творческого процесса. Она пробуждает мысль, будоражит мышление и развивает креативность мышления. Это:

  • задачи с несформулированным вопросом;
  • задачи с недостающими данными;
  • задачи с излишними данными;
  • задачи с несколькими решениями;
  • задачи с меняющимся содержанием;
  • задачи на соображение, логическое мышление.

Чаще всего задания предлагаю детям в игровой форме, потому что с её помощью постепенно развивается познавательная активность даже самых пассивных детей.

Использую задания для развития творческого мышления  на разных этапах урока. Они могут выполняться индивидуально, но наиболее эффективна в начальный период обучения групповая работа.

Условиями формирования творческого мышления учащихся считаю:

  • доминирование  заданий дивергентного типа и  развивающих возможностей учебного материала над его информационной насыщенностью;
  • развитие личностных функций субъектов через индивидуализацию образовательного процесса;
  • ориентация на постановку перед детьми проблемных ситуаций т.е., проблематизация.
  • использование системы методических приёмов, направленных на формирование дивергентного мышления

Таким образом, соблюдение этих условий даст возможность формирования творческого мышления школьников.

Использование описанных ранее приемов и техник развития дивергентного мышления позволило повысить результативность моей  педагогической деятельности. С 2012 года увеличилось количество призеров и победителей  олимпиад и конкурсов разного уровня. Дети изменились и личностно: стали более уверенными в себе и зрелыми, повысился познавательная активность, тяга к знаниям.

В профессиональной педагогической деятельности придерживаюсь убеждения в том, что подрастающее поколение должно уметь “добывать” знания и приобретать навыки, необходимые для развития общества. Это требует перехода от процесса передачи учащимся готового уровня знаний к приоритетности развития личности, ее способностей к самосовершенствованию, что обеспечивает ей успешность принятия решений, самостоятельного функционирования в постоянно меняющихся социальных условиях. Целенаправленная педагогическая работа в области развития нестандартных типов мышления позволяет достигать более высоких результатов деятельности учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проигрывание фольклорных произведений как средство развития нравственного потенциала личности младшего школьника

Проигрывание произведений фольклора оказывает большое воспитательное воздействие на личность ребенка, являясь одним из средств развития нравственного потенциала младшего школьника,т. к. понимание ситу...

Фольклор как средство развития творческого потенциала личности младшего школьника

В данной статье рассмотрены условия развития творческого потенциала личности младшего школьника. Применяемые в педагогике средства и методы, основывающиеся на фольклоре, в полной мере учитывают присущ...

«Развитие творческого потенциала личности младшего школьника в условиях реализации ФГОС» (из опыта работы учителей начальных классов МБОУ ВСОШ №9 им. В.И. Сагайды))

В настоящее время появилась прекрасная возможность для развития творческих способностей учащихся. Это введение Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Образова...

Формирование креативного мышления в рамках развития функциональной грамотности младших школьников

Мастер-класс посвящен актуальной теме. Креативное мышление — компонент функциональный грамотности, под которым понимают умение человека использовать свое воображение для выработки и соверше...