Роль исследовательской деятельности в развитии познавательной компетентности учащихся начальной школы
статья на тему
В статье раскрывается значение иследовательской деятельности для поввышения мотивации к учебе, приведены конкретные примеры формирования познавательных компетенций учащихся в процессе работы над исследованием.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Березина М.С.
Учитель начальных классов
ГБОУ гимназии №271 Красносельского района
Санкт–Петербурга им. П.И. Федулова
Роль исследовательской деятельности в развитии познавательной компетентности учащихся начальной школы.
Современная школа с ее проблемами заставляет думать о том, как сделать процесс обучения результативным. Как учить так, чтобы ребенок проявлял интерес к знаниям. Учеба – труд, и труд нелегкий. Ребенок с малых лет должен понимать, что все достигается трудом, что трудиться непросто. Поэтому нелегкий учебный труд должен приносить удовлетворение, радость школьникам, желание вновь и вновь познавать новое. От этого зависит, потухнет или нет в глазах ребенка пытливый огонек. В своем выступлении, мне бы хотелось, сегодня остановиться на вопросе реализации компетентностного подхода в начальной школе. Как, часто, мы с вами сталкиваемся, с той ситуацией, когда ребенок, пришедший в школу проявляет большой интерес к новому, увлекательному, захватывающему, но постепенно этот пыл, со временем, теряется.
Образовательная среда школы нацелена на обеспечение развития и саморазвития учащихся в урочное и внеурочное время.
А ведь каждый ребенок, пусть самый маленький по- своему талантлив. Компетентностный подход в образовании помогает найти себя, раскрыть свои способности и, я, с самых первых дней , ставлю перед собой цель - разглядеть, в ребёнке всё лучшее, что в нём есть и дать импульс к самосовершенствованию.
Чтобы не пропустить яркую индивидуальность и способствовать развитию познавательной компетентности учащихся, я использую в своей работе личностно – ориентированный подход, суть которого предполагает использование внутренних механизмов развития личности, когда акцент, переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия. Одним из способов для достижения данных целей может стать исследовательская деятельность учащихся, ведь исследовательская работа для ученика – средство самореализации. Если научное исследование направлено на выявление истины, на получение новых знаний, то учебное исследование, имеет целью приобретения учащимися навыка исследовательской деятельности, освоение исследовательского типа мышления, формирования активной позиции в процессе обучения. Проведение учебных исследований я рассматриваю, как особое направление в своей работе, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской и познавательной активности детей. Организацию работы по исследовательской деятельности провожу во внеурочное время и строю по трем направлениям в соответствии с программой внеурочной деятельности
«Учусь быть ученым»
Первый этап ( первый класс)
С первых дней занятий мы рассматриваем методы исследования, т. е. откуда можно получить информацию. Например: задать вопросы самому себе, спросить у взрослого человека, посмотреть в книгах, понаблюдать, провести эксперимент, получить информацию, пользуясь Интернетом и т. д. В первом классе занятия носят пассивный характер. Сама рассказываю детям о том, почему, например, «Вредны газированные напитки?» или «Ест ли польза химических средств в уборке помещении?», а во втором классе в получение знаний идет методом поиска.
Для решения задач использую коллективный учебный диалог, создание проблемных ситуаций.
(Например: «Газированные напитки. Вред или польза.», « Влияет ли школьная на развитие личности ученика», Вредны ли вредные советы Григория Остера?).
На этом этапе выявляется группа детей, желающих заниматься исследовательской деятельностью, либо дети, в которых я, как учитель, увидел искру исследовательского таланта. При этом немаловажную роль играет то, желают ли родители поддержать своего ребенка в исследовательском поиске. Так как опыт детей младшего школьного возраста мал, без помощи родителей ребенку бывает трудно справиться.
В первом классе занятия носят пассивный характер. Сама рассказываю детям о том, почему, например, «Вредны газированные напитки?» или «Ест ли польза химических средств в уборке помещении?», а во втором классе в получение знаний идет методом поиска.
Для решения задач использую коллективный учебный диалог, создание проблемных ситуаций.
(Например: «Газированные напитки. Вред или польза.», « Влияет ли школьная на развитие личности ученика», Вредны ли вредные советы Григория Остера?).
Второй этап ( второй класс)
На втором этапе вместе с ребенком мы формулируем проблемы, которые необходимо решить в рамках предстоящего исследования. а во втором классе в получение знаний идет методом поиска.
Для того, чтобы у ребенка формировать умение видеть проблемы, провожу с детьми тренировочные занятия и упражнения в ходе индивидуальной и групповой работы. Эти задания и упражнения, как и многое другое по организации исследовательской деятельности младших школьников я позаимствовала из книги
Александр Ильич Савенков “Содержание и организация исследовательского обучения школьников”.
Третий этап ( третий, четвертый класс)
Вслед за выявлением проблемы идёт поиск её решения. Поэтому далее учимся выдвигать гипотезу, т. е. строить предположения.
Делая предположения, мы обычно используем следующие слова: предположим, допустим, возможно, может быть и т. д.
Ещё важным умением для исследования является умение задавать вопросы. Ведь любое познание начинается с вопроса. Также необходимо научить давать определения понятиям. Для того чтобы научиться определить понятие я применяю приёмы: описание, сравнение, различение, обобщение.
Также с детьми мы учимся классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент. Самые интересные эксперименты – это, конечно, реальные опыты с реальными предметами и их свойствами или субъектами. («Влияние газированных напитков на здоровье младшего школьника», «Человек, который нас защищает»)
Учимся анализировать, выделять главное и второстепенное, делать выводы и умозаключения.
На всех этапах работы мы, учителя, должны ясно осознавать, что основной ожидаемый нами результат - развитие творческих способностей, приобретение ребёнком новых знаний, умений и навыков.
О выполненной работе надо не просто рассказать, её, как и всякое настоящее исследование, надо защитить публично. В ходе защиты дети учатся излагать добытую информацию, сталкиваются с другими взглядами на проблему, учатся доказывать свою точку зрения.
Презентация работ становится праздником для школьников, на котором дети получают оценку своего труда. Ребята говорят о том, что чувствуют себя настоящими учёными, общаясь между собой, находя единомышленников. Ученики, чьи работы оказываются наиболее успешными, получают право на участие «Гимназических чтениях, районных в городских научно-практических конференциях для младших школьников».
Анализируя результативность работы в технологии учебного исследования, можно сделать выводы:
- усвоение алгоритма научного исследования способствует формированию научного
мировоззрения учащихся;
- значительно расширяется кругозор школьников в предметных областях;
- вооружает учащихся универсальными способами учебной деятельности, даёт импульс
к саморазвитию, способности к самоанализу, самоцелеполаганию, самоорганизации,
самоконтролю и самооценке;
- формирует социальный опыт в труде и общении;
- способствует профессиональному росту учителей, расширяя знания как в области
своего предмета, так и в педагогической науке, даёт возможность лучше узнать
учеников, раскрыть их потенциал, а также расширяет контакты на профессиональный
основе с коллегами, родителями учащихся
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что исследовательская деятельность ребёнка - это не просто один из методов обучения. Это путь формирования особого стиля детской жизни и учебной деятельности. Она позволяет трансформировать обучение в самообучение, реально запускает механизм саморазвития. Дети и родители находятся в постоянном поиске, наблюдении, проводят опыты и эксперименты, создают презентации. Родители стали частыми гостями в классе «Маленьким исследователям» нравится перед ними выступать, защищать свои исследовательские работы. А всё это потому, что дети видят, какой результат приносит их совместный труд, как гордятся ими родители.
Приложение №1
Тематическое планирование курса «Учись быть ученым»
I класс (33 часа)
№ | Тема занятия | Количество часов | |||
1. | Какой разнообразный окружающий мир. Экскурсия. | 1 | |||
2. | Как можно изучать окружающий нас мир. Игра. | 2 | |||
3. | Мы – исследователи. Игра. | 2 | |||
4. | Учимся наблюдать. Экскурсия. | 3 | |||
5. | Учимся проводить опыты. Игра. | 3 | |||
6. | Какие бывают книги. Экскурсия в библиотеку. | 2 | |||
7. | Путешествие на книжную полку. Обзор периодических журналов. | 2 | |||
8. | Книги – помощники исследователей. | 2 | |||
9. | Когда компьютер становится нам другом. | 2 | |||
10. | Компьютер и книга – источники информации. Отбор нужной информации. | 3 | |||
11. | Компьютер – наш помощник. Презентация. | 3 | |||
12. | Учимся задавать вопросы. Игра. | 2 | |||
13. | Пробуем найти ответы (с помощью книг, журналов, Интернета, взрослых) | 2 | |||
14. | Работа в группе. Мини-исследование. | 2 | |||
15. | Какие мы исследователи. Итоговое занятие. | 2 |
Тематическое планирование курса «Мы – исследователи»
2 класс (34 часа)
№ | Тема занятия | Количество часов |
1. | Что такое исследование? | 2 |
2. | Как выбрать тему исследования | 2 |
3. | Цель и задачи исследования | 2 |
4. | Гипотеза исследования | 2 |
5. | Организация исследования | 2 |
6. | Поиск информации (книги, журналы, Интернет, кино- и телефильмы по теме исследования, взрослые, друзья) | 4 |
7. | Наблюдение – доступный способ добычи информации | 2 |
8. | Эксперимент | 2 |
9. | Индивидуальное исследование | 2 |
10. | Работа в паре | 2 |
11. | Работа в группе | 3 |
12. | Презентация | 3 |
13. | Подготовка к защите исследовательской работы | 4 |
14. | Защита работ | 2 |
Приложение №2
Тематическое планирование курса «Учусь быть ученым»
3 класс (34 часа)
№ | Тема занятия | Количество часов |
1. | Что такое исследование? Кто такие исследователи? (Повторение) | 2 |
2. | Обсуждение готовых проектов. Повторение этапов исследовательской работы. | 2 |
3. | Выбор темы, постановка цели и задач. | 2 |
4. | Выбор путей решения. Составление плана работы. | 2 |
5. | Знакомство со школьной библиотекой. Работа с каталогами. | 2 |
6. | Работа в школьной библиотеке с различными источниками информации. | 2 |
7. | Составления анкет, опросников, интервью. | 1 |
8. | Правила проведения опроса, интервьюирования. Поиск объектов для опроса. Интервьюирование. | 2 |
9. | Обобщение анкет и результатов опроса. Составление таблицы. | 1 |
10. | Эксперимент и диагностика. Проведение эксперимента, диагностики по выбранной теме. | 2 |
11. | Отчёт по собранному материалу. | 2 |
12. | Предварительное прослушивание выводов и итогов по исследованию. | 2 |
13. | Обобщение материала. Правила оформления материала. | 2 |
14. | Оформление работы на компьютере. | 2 |
15. | Требования к оформлению работы. | 2 |
16. | Подготовка текста защиты проекта. | 2 |
17. | Подготовка презентации. | 2 |
18. | Защита проекта. Выступление. | 2 |
Тематическое планирование курса «Учусь быть ученым»
4 класс (34 часа)
№ | Тема занятия | Количество часов |
1. | Что такое исследование? Кто такие исследователи? (Повторение) | 1 |
2. | Обсуждение готовых проектов. Повторение этапов исследовательской работы. | 2 |
3. | Выбор темы, постановка цели и задач. | 2 |
4. | Выбор путей решения. Составление плана работы. | 2 |
5. | Выдвижение гипотез. | 2 |
6. | Сбор материала. | 2 |
7. | Работа с источниками информации. Индивидуальная, групповая, коллективная работа. | 3 |
8. | Обработка информации. | 2 |
9. | Эксперимент и диагностика. Проведение эксперимента, диагностики по выбранной теме. | 3 |
10. | Обобщение материала. Правила оформления материала. | 2 |
11. | Отчёт по собранному материалу | 2 |
12. | Предварительное прослушивание выводов и итогов по исследованию. | 2 |
13. | Требования к оформлению работы. Повторение. | 1 |
14. | Оформление работы на компьютере. | 2 |
15. | Подготовка текста защиты проекта. | 2 |
16. | Подготовка презентации. | 2 |
17. | Защита проекта. Выступление. | 2 |
ЛИТЕРАТУРА
- Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. – Москва «Просвещение» 2011
- Проектные задачи в начальной школе. – Москва «Просвещение» 2011
- Гульчевская В.Г. Педагогические основы проектной деятельности // Практические советы учителю. Методический журнал Ростовского ОИПК и ПРО. – 2003 №4
- Пузанкова Е.Н., Бочкова Н.В. Современная педагогическая интеграция ее характеристики ///Образование и общество. -2009
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОМПОНЕНТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Формирование представлений учащихся о компонентах деятельности через образное восприятие....
Статья "Диалог как средство развития коммуникативной компетентности учащихся начальной школы".
Статья "Диалог как средство развития коммуникативной компетентности учащихся начальной школы"....
Обобщение опыта работы по теме: «Самостоятельная работа на уроках литературного чтения как средство развития познавательной активности учащихся начальной школы в условиях ФГОС второго поколения».
Данная работа представляет собой обобщение моего педагогического опыта в рамках заявлееной темы. Точно и подробно описана система творческих заданий на уроках литературного чтения как средство формиро...
Развитие познавательной активности учащихся начальной школы
В качестве приоритетов образовательной политики Концепция модернизации российского образования называет достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образован...
статья "Диалог как средство развития коммуникативной компетентности учащихся начальной школы".
статья по методической теме...
Доклад на тему: «Развитие познавательной активности учащихся начальной школы в различных видах его деятельности»
Доклад на тему: «Развитие познавательной активности учащихся начальной школы в различных видах его деятельности»...
Несоответствие уровня развития коммуникативной компетентности учащихся начальной школы на уроках иностранного языка (английский язык) требованиям ФГОС ООП.
Игровые технологии на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС. Цели, задачи, пути решения....