Программа ИПП сопровождения обучающегося 3 класса для детей с ОВЗ 23-24 учебный год
материал (4 класс)
Программа ИПП сопровождения обучающегося 3 класса для детей с ОВЗ 23-24 учебный год
Скачать:
Предварительный просмотр:
Российская Федерация
Тюменская область
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
Нижневартовский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Излучинская общеобразовательная средняя школа №1
суглублённым изучением отдельных предметов»
Программа
индивидуального психологического-педагогического
сопровождения обучающегося 3 класса для детей с ОВЗ
(интеллектуальными нарушениями)
Иванова
Ивана
Срок реализации: 2023-2024 учебный год
Назначение программы
Данная программа психолого-педагогического сопровождения обучающегося с ОВЗ (интеллектуальным нарушением) создана для решения проблемы образования данного ребенка. Программа позволяет организовать обучение ребенка с учётом его особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения его развития и оценить полученные результаты. Под сопровождением понимается комплексная деятельность специалистов, направленная на решение задач коррекции, развития, обучения, воспитания, социализации детей с ОВЗ. Технология педагогического сопровождения опирается на скоординированное взаимодействие всех субъектов образовательного процесса. Обучение, воспитание и образование являются основными путями её развития, реабилитации, социализации и интеграции в общество и обуславливают специфику формирования и реализации индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения образования ребенка с ОВЗ. Индивидуальная программа сопровождения направлена на развитие индивидуальных возможностей ребенка для получения полноценного образования, достижения максимальной адаптации, социальной реабилитации. Обучение в связи с ограниченными возможностями здоровья ребенка происходит в классе для детей с лёгкой умственной отсталостью.
Цель программы: создание системы комплексной помощи обучающемуся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальным нарушением) в развитии, обучении, воспитании, социальной адаптации.
Задачи:
1) способствовать сенсомоторному развитию и развитию познавательных процессов;
2) развивать эмоционально-волевую сферу ребёнка;
3) развивать устную и письменную речь обучающегося;
4)способствовать повышению педагогической грамотности родителей;
5) социализировать обучающегося в обществе.
Содержание программы психолого-педагогического сопровождения определяют следующие принципы:
- Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
- Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений ребенка с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
- Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
- Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования ребенком, имеющим недостатки в физическом и психическом развитии.
- Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) ребенка с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения ребенком образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями).
Направления работы в рамках реализации программы.
Данная Программа включает в себя взаимосвязанные направления, которые отражают её основное содержание:
- диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;
- коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);
- консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;
- информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
Адресат данной программы: Иван И.
Дата рождения - 06.05.2013г
Ребенок
Выписка из заключения ПМПК: Рекомендовано обучение по адаптированной общеобразовательной программе начального общего образования для обучающихся с легкой умственной отсталостью в 3 классе с соблюдением требований к комплексному психолого-медико-педагогическому сопровождению с учетом его индивидуальных психофизиологических возможностей и особых образовательных потребностей с использованием специального учебного и дидактического материала, отвечающего особым образовательным потребностям обучающегося.
Рекомендованы занятия: с учителем – дефектологом, педагогом - психологом.
В 2023 – 2024 учебном году Иван обучается в 3 классе для детей с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями) по ФАООП для обучающихся с умеренной умственной отсталостью. Форма получения образования – индивидуальная на дому.
Основные этапы процесса психолого-педагогического сопровождения
Этап | Содержание | Сроки | Ответственные |
1этап Диагностичес-кий | -установление контакта со всеми участниками сопровождения ребенка; - диагностика особенностей развития ребенка; - составление социального паспорта класса | сентябрь 2023г. – октябрь 2023г. | Учитель, социальный педагог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-организатор по работе с детьми с ОВЗ |
2 этап Реализации программы | -оказание необходимой помощи родителям ребенка с ОВЗ (консультирование, беседы, обсуждение); -просвещение и консультирование педагогов, работающих с ребенком; - коррекционно-развивающие занятия; -проведение совместных мероприятий с родителями и детьми; -разработка рекомендаций педагогам и родителям. | ноябрь 2023г.-апрель 2024 г. | Учитель, социальный педагог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, |
3 этап Анализа и коррекции | -проведение контрольной диагностики с целью оценки эффективности программы; -анализ эффективности процесса и результатов сопровождения; - мониторинг удовлетворенности результатами работы за учебный год (ребенок, родители, педагоги). | май 2024 г. | Учитель, социальный педагог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, |
Данная программа реализуется посредством следующих методов и методик:
- Дискуссия, обсуждение, беседа;
- Наблюдение;
- Анкетирование, опрос;
- Консультирование;
- Методы групповой и индивидуальной работы;
- Проективные методы;
- Коррекционно-развивающие занятия с использованием здоровьесберегающих технологий;
- Развивающие игры, упражнения с игровыми формами работы.
Организационно-педагогические условия реализации Программы индивидуального психолого-педагогического сопровождения:
- Использование здоровьесберегающих технологий: динамических пауз, пальчиковой гимнастики, кинезиологических упражнений;
- Использование инновационных технологий, методов и средств: игровой терапии.
- Использование информационно-коммуникативных технологий, мультимедийных средств;
- Наличие контроля и учета достижений ребенка: входная диагностика (сентябрь 2023 г.), итоговая диагностика (май 2024г.), заседание ПМПк (итоговое).
Материально-технические и программно-методические условия реализации Программы: мебель для занятий (стол, стул), канцелярские принадлежности, психологические методики, дидактические материалы, материально-техническое обеспечение по программе «Доступная среда».
Кадровое обеспечение:
Учитель начальных классов, учитель-дефектолог, учитель-логопед, социальный педагог, педагог организатор по работе с детьми с ОВЗ.
Механизмы реализации Программы психолого-педагогического сопровождения. Основной механизм реализации Программы - оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения и взаимодействие с родителями (законным представителем) ребенка, обеспечивающее системное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья специалистами различного профиля в образовательном процессе.
Режим занятий: психолого-педагогическое сопровождение осуществляется во внеурочное время, с 15 сентября 2023г. по 15 мая 2024 г.
Периодичность занятий: учитель-дефектолог – 2 раза в неделю, учитель-логопед – 2 раза в неделю. Длительность занятий - 30 – 40 минут. Занятия не проводятся в каникулярное время.
Критерии оценки эффективности программы:
- усвоение учебной программы для обучающихся с умственной отсталостью;
- положительная динамика в развитии устной и письменной речи;
- овладение пространственно-ориентировочными навыками;
- удовлетворённость родителей психолого-педагогическим сопровождением ребёнка;
- социализация ребенка с ОВЗ, повышение жизненной компетенции.
Ожидаемый результат:
1) положительная динамика сенсомоторного развития и познавательных процессов;
2) положительная динамика в развитии устной и письменной речи;
3) сформированность педагогической грамотности родителей;
4) повышение уровня социализации обучающегося в обществе.
Содержательное планирование курса коррекционно-развивающих занятий
учителя-дефектолога
№ | Сроки | Коли-чество занятий | Содержание деятельности | Направления работы. Примеры используемых методик и упражнений. |
1. | Сентябрь | 3 | Входная диагностика - уровня сформированности психических процессов (памяти, внимания, мышления) Особенности познавательной деятельности | Прогрессивные матрицы Дж.Равена Методика Выготского-Сахарова Предметная классификация Исключение предметов (4ый лишний) Исследование словесно-логического мышления (Э.Ф. Замбацявичене) Исследование прогностической деятельности (Л.И. Переслени) Методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей (МЭДИС). |
Изучение свойств внимания (уровень распределения, устойчивости, переключения внимания) | Методика “Проставь значки” Корректурная проба (тест Бурдона) Методика В.М.Когана Таблицы Шульте | |||
Изучение свойств памяти (уровень долговременной памяти, произвольной (осмысленной) памяти, логической памяти (воспроизведение логических связей). | Методика “Долговременная память” Методика “Опосредованное запоминание” (Использована методика, разр. Лурия А.Р. Выготским Л.С., Леонтьевым А.Н.) Методика “Изучение логической памяти у младших школьников” Пиктограммы | |||
2. | Сентябрь | 2 | - Развитие памяти | Выполнение заданий способствующих расширению объема, устойчивости памяти, формированию приемов запоминания, развитию смысловой памяти. |
- Развитие внимания | Выполнение заданий способствующих развитию и коррекции устойчивости, концентрации, повышения объема, переключения внимания, самоконтроля. | |||
3. | Октябрь | 8 | - Развитие мышления | Выполнение заданий способствующих развитию наглядно-действенного (познание с помощью манипулирования предметами), наглядно-образного (познание с помощью представлений предметов, явлений), словесно-логического (познание с помощью понятий, слов, рассуждений)мышления. |
- Тактильно-двигательное восприятие. | Восприятие чувства тяжести от разных предметов. Определение на ощупь формы плоскостных предметов по контуру. Температурные ощущения от тёплых, горячих, холодных предметов. | |||
4. | Ноябрь | 8 | - Развитие моторики, графомоторных навыков. | Выполнение заданий предложенных в рабочей тетради К. В. Шевелева «Графические диктанты». Определение на ощупь объёмных предметов с разными свойствами (мягкие, жёсткие, гладкие, шершавые). |
Развитие памяти | Выполнение заданий способствующих расширению объема, устойчивости памяти, формированию приемов запоминания, развитию смысловой памяти. | |||
5. | Декабрь | 8 | Развитие мышление | Выполнение заданий способствующих развитию наглядно-действенного (познание с помощью манипулирования предметами), наглядно-образного (познание с помощью представлений предметов, явлений), словесно-логического (познание с помощью понятий, слов, рассуждений)мышления. |
Развитие восприятия, воображения | Сравнение предметов по длине (длинный – короткий, толстый – тонкий, узкий-широкий). Группировка предметов по форме и величине, по цвету и форме. Составление сериационных рядов из 3 – 4 предметов по заданному признаку. Подбор оттенков цвета к основным цветам | |||
Развитие внимания | Выполнение заданий способствующих развитию и коррекции устойчивости, концентрации, повышения объема, переключения внимания, самоконтроля. | |||
Динамика развития обучающегося за 1 полугодие: | ||||
6. | Январь | 6 | Развитие восприятия, воображения | Конструирование предметов из геометрических фигур. Различение основных частей предметов. Составление целого из частей на разрезном наглядном материале. |
Развитие мышления | Выполнение заданий способствующих развитию наглядно-действенного (познание с помощью манипулирования предметами), наглядно-образного (познание с помощью представлений предметов, явлений), словесно-логического (познание с помощью понятий, слов, рассуждений)мышления. | |||
7. | Февраль | 8 | Развитие внимания | Выполнение заданий способствующих развитию и коррекции устойчивости, концентрации, повышения объема, переключения внимания, самоконтроля. |
Развитие памяти | Выполнение заданий способствующих расширению объема, устойчивости памяти, формированию приемов запоминания, развитию смысловой памяти. | |||
8. | Март | 6 | Развитие внимания | Выполнение заданий способствующих развитию и коррекции устойчивости, концентрации, повышения объема, переключения внимания, самоконтроля. |
Развитие восприятия, воображения | Выполнение заданий способствующих развитию осязательных, слуховых ощущений. | |||
9. | Апрель | 8 | Развитие памяти | Выполнение заданий способствующих расширению объема, устойчивости памяти, формированию приемов запоминания, развитию смысловой памяти. |
Развитие мышление | Выполнение заданий способствующих развитию наглядно-действенного (познание с помощью манипулирования предметами), наглядно-образного (познание с помощью представлений предметов, явлений), словесно-логического (познание с помощью понятий, слов, рассуждений)мышления. | |||
10. | Май | 4 | - Восприятие времени | Измерение времени (сутки, неделя, месяц).Часы; их составляющие (циферблат, стрелки).Определение времени по часам (с точностью до часа). |
11. | Май | 4 | Итоговая диагностика уровня сформированности психических процессов (памяти, внимания, мышления). | «10 слов», «10 картинок» «4-й лишний», «Последовательные картинки», обобщающие понятия, стимульный материал по общей осведомлённости, матрицы Равена. |
Динамика развития обучающегося за 2 полугодие: |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа логопедического сопровождения обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ в условиях реализации ФГОС НОО
Программа коррекционной работы, составленная в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, направлена на реализацию системы логопедической помощи детям с речевыми нарушениям...
Рабочая программа логопедического сопровождения обучающихся начальных классов, имеющих нарушения письменной речи
Календарно-тематическое планирование логопедического сопровождения для 1-2 классов...
Рабочая программа логопедического сопровождения обучающихся 3-4- классов, имеющих нарушения письменной речи
Календарно-тематическое планирование логопедического оспровождения учащихся 3-4- классов...
Программа логопедического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как часть адаптированной программы начального общего образования для обучающихся с ЗПР
Программа логопедического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как часть адаптированной программы начального общего образования для обучающихся с ЗПР....
Коррекционно-развивающая программа психологического сопровождения обучающихся с ОВЗ ( 1-4 классов)
Настоящая программа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья ...
Программа индивидуального сопровождения обучающегося 1 класса с расстройством аутистического спектра
Модифицированная, индивидуальная программа коррекционно - развивающего обучения и коррекции познавательных процессов и развитию речи составлена с учётом ФГОС НОО для детей с ОВЗ, АООП НОО для де...
Программа ИПП сопровождения обучающегося 4 класса для детей с ОВЗ 24-25 учебный год
Программа ИПП сопровождения обучающегося 4 класса для детей с ОВЗ 24-25 учебный год...