Программа индивидуального сопровождения обучающегося 1 класса с расстройством аутистического спектра
рабочая программа (1 класс)
Модифицированная, индивидуальная программа коррекционно - развивающего обучения и коррекции познавательных процессов и развитию речи составлена с учётом ФГОС НОО для детей с ОВЗ, АООП НОО для детей с РАС (вариант 8.2)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualnaya_programma.docx | 42.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 37» г. Белгорода
ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
Н..................... ТИМУРА
учащегося 1 «Б» класса
2017/2018 учебный год
Составитель: учитель - дефектолог
Романова Светлана Юрьевна
С программой
ознакомлен (а): _____________________/Ф.И.О родителя/
дата: ___________
Белгород
2018
Пояснительная записка
Модифицированная, индивидуальная программа коррекционно - развивающего обучения по коррекции познавательных процессов и развитию речи составлена с учётом ФГОС НОО для детей с ОВЗ, АООП НОО для детей с РАС (вариант 8.2). С учётом рекомендаций ПМПК, заключения №180/3 от 15.05.2017 и справки МСЭ №1323365.
Психолого-педагогическая коррекция осуществляется с учётом психологических особенностей ребенка с РАС. При работе с ребенком учитывается высокая утомляемость и низкая работоспособность, недостаточная сформированность логического запоминания, пространственного восприятия, логического мышления и активной функции внимания; незрелость эмоционально-волевой сферы.
Занятия имеют интегративный характер, рассматриваются как коррекционные.
Цель - восполнение пробелов исправление дефектов общего и речевого развития ребёнка, его познавательной деятельности, ликвидация пробелов знаний (ЛПЗ) учащегося.
Дефектологическое обследование показало, что у учащегося 1 класса Тимура Н. умения и навыки в соответствии с программными требованиями сформированы не в полном объеме. Концентрация внимания недостаточно развита. Круг знаний и представлений об окружающем сформирован не в полном объеме, признаки предметов и явлений окружающей действительности сформированы не до конца. Связная речь развита недостаточно. Низкий уровень активности и самостоятельности. Ребенку требуется направляющая и обучающая помощь учителя. Навыки самоконтроля не сформированы не до конца. Темп деятельности средний.
Дефектологическая программа сопровождения представляет собой комплекс специальных коррекционных занятий и упражнений, направленных на повышение познавательного интереса. Формирование произвольных форм поведения, развитие психологических основ учебной деятельности, таких как механическая память, зрительно-моторная координация, устойчивость и объем внимания, развитие творческих способностей, а также коррекцию лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития речи, развитие связной речи.
Систематическое применение технологии имитационного моделирования позволяют решать поставленные задачи, так как игровая форма наиболее доступна для детей, она способствует сглаживанию и сокращению адаптационного периода, а также формирует учебную мотивацию через ситуацию успеха в игровой деятельности. Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе оказывает благотворное влияние на развитие не только познавательной деятельности, но также носит личностно-ориентированную направленность, которая помогает в дальнейшем адаптироваться детям в социуме.
Использование на занятиях словесных методов (рассказ, объяснение, беседа) помогают в общении с учащимся. Уделяется особое внимание речи педагога, которая является образцом для учащихся: необходимость четкого произношения, правильность ударения, яркость, выразительность, замедленность темпа, так как это углубляет понимание, расширяет словарный запас, способствует развитию связной речи у учащегося.
Устное изложение материала сочетается с наглядными и практическими упражнениями. Для более полного усвоения учебного материала, применяются проблемно-поисковые и наглядные методы, так как зрительные образы изучаемого материала быстрее формируются в памяти, чем создаваемые только на основе речевого сообщения.
Одним из главных условий достижения положительного результата является опора на чувственное познание детей, на их личный опыт. Предметы, используемые на занятиях, позволяют сблизить теоретические знания и реальную жизнь.
Еще одной важной причиной, побуждающей активнее внедрять специальные развивающие упражнения, является возможность проведения с их помощью эффективной диагностики интеллектуального и личностного развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Это позволяет реализовать на практике заложенный в концепции коррекционно-развивающего обучения принцип единства диагностики и коррекции, и он же является основой для целенаправленного планирования индивидуальной работы.
Программа реализуется со второй половины 3 четверти и рассчитана на 50 занятий (5 раз в неделю, по 25-35 мин.), которые проводятся в форме индивидуальных занятий.
В начале каждого занятия в организационный момент включаются специальные корригирующие упражнения, предполагающие развитие высших психических функций ребенка: восприятия; различных видов памяти и ее процессов (запоминания, узнавания, воспроизведения); внимания; мышления. Эти упражнения помогают сразу включиться в активную познавательную деятельность и создают положительную мотивационную установку. Перед выполнением каждого задания дается подробная инструкция (повторяется один или несколько раз), возможен показ действия педагогом. Ученик учится сам оценивать качество выполнения задания и уметь контролировать свои действия. Выбирается оптимальный темп деятельности, установка делается не на скорость, а на качество. Оценивая работу, внимание акцентируется на положительном моменте и не заостряется на неудаче. Ученик должен быть уверен, что все трудности и проблемы преодолимы и успех возможен. Каждое занятие включает упражнения по формированию пространственно-временных отношений, развитию речи, совершенствованию языкового анализа и синтеза, развитию мелкой моторики, формированию математического анализа и синтеза.
Содержание коррекционной работы
Задачи коррекционной работы | Тема | Показатели достижений |
1. Сенсорное и сенсомоторное развитие | ||
Развивать зрительный анализ и пространственное восприятие элементов букв, цифр. Развивать тонкость и дифференцированность анализа зрительно воспринимаемых объектов. Развивать тактильные ощущения. Развивать умения организации и контроля простейших двигательных программ. Развивать тонкость и целенаправленность движений. | Цветоразличение, узнавание окружающих предметов и их изображения. Распознавания предметов различных форм и поверхностей. Различение основных запахов и их локализация, соотнесение запахов и их источников. Пространственное восприятие букв. Пространственное восприятие цифр. Сенсорные эталоны (цвет, форма, величина); навыки рисования (самостоятельно, по трафарету); владение навыками аппликации (приклеивание готовых форм самостоятельно, с помощью взрослого); навыки лепки; навыки конструирования. | Умение анализировать зрительно воспринимаемые объекты. Умение анализировать последовательность действий и совершать последовательно действия по инструкции педагога |
2. Формирование пространственно-временных отношений | ||
Формировать умения ориентироваться в схеме собственного тела. Формировать умения ориентироваться в ближайшем окружении относительно себя, относительно других предметов. Формировать умения ориентироваться на плоскости. Развивать пространственный праксис. Развивать навык дифференциации схоже расположенных в пространстве объектов. | Знание частей собственного тела; пространственные направления, связанные с собственным телом; различение пространственных представлений от себя; определение взаимоотношений двух предметов (употребление предлогов с пространственным значением) Пространственная ориентировка (схема собственного тела). Пространственная ориентировка (ориентирование в окружающем мире). Формирование представлений о себе. Пространственная ориентировка (ориентирование на плоскости). Пространственная ориентировка (употребление предложенных конструкций). | Умение ориентироваться в схеме собственного тела. Умение ориентироваться в ближайшем окружении относительно себя, относительно других предметов. Умения ориентироваться на плоскости. Умение употреблять предлоги по назначению. |
Формировать умение ориентироваться во времени. | Временные представления (части суток, дни недели, времена года). | Умение работать с именованными числами времени. Умение определять время по часам с точностью до часа. Умение анализировать времена года. |
3. Формирование доступных представлений об окружающем мире и ориентации в среде, развитие связной речи | ||
Формировать умение произвольного запоминания зрительно воспринимаемых объектов. Формировать умение произвольного запоминания слухового ряда: слов, цифр, звуков, предложений, многоступенчатых инструкций. Развивать тактильную и кинестетическую память. | Изучение предметного представления: узнавание, называние, различение деталей, выделение признаков, знание назначения, обобщение в понятие, группировка (одежда и обувь, мебель, посуда, овощи, фрукты, растения, цветы, деревья, домашние и дикие животные, птицы, транспорт). Подбор предметных картинок, соответствующих развитию сюжета; узнавание, называние, группировка, знание обобщающих понятий (насекомые, цветы, деревья, транспорт, умывальные принадлежности и т.д.); поиск «четвертого лишнего» (по цвету, форме и т.д.). | Умение на слух, тактильно и зрительно запоминать предлагаемые объекты. |
4. Формирование необходимых для усвоения программного материала умений и навыков | ||
Развивать слухомоторную координацию. Развивать зрительно-моторную координацию. Развивать слухозрительную и зрительно-двигательную координацию | Срисовывание и дорисовывание предметов, цифр, букв. Воспроизведение ритмических структур (слог, количество слов в предложении) Цифры. Буквы. Зрительные и слуховые диктанты | Умение срисовывать и дорисовывать наблюдаемые предметы. Умение выстукивать ритмические структуры по зрительному (графически представленному) образцу. Умение выстукивать ритмические структуры на слух по образцу. Умение графически отображать (запись) воспринятой на слух ритмической структуры. |
5. Формирование функции программирования и контроля собственной деятельности | ||
Формировать умения ориентировки в задании. Формировать умения планирования этапов выполнения задания. Формировать основные способы самоконтроля каждого этапа выполнения задания. Формировать умения осуществлять словесный отчет о совершаемом действии и результате. формирование коммуникативных умений. | Дидактические игры и упражнения (анализ инструкций к заданиям, определение последовательности выполнения задания, работа над ошибками, словесный отчет о выполненной работе) | Умение проводить анализ инструкции к заданиям. Умение определять последовательность при выполнении задания. Умение проводить работу над ошибками. Умение проводить словесный отчет о выполненной работе. Овладеть доступным образовательным уровнем. |
6. Совершенствование языкового анализа и синтеза | ||
Совершенствовать зрительное восприятие, ориентировку на листе бумаги, координацию мелких движений руки и пальцев в процессе письменных упражнений. Развивать навык правильного соединения букв в слогах и словах. Формировать привычку к самоконтролю, осознанному отношению к умственной деятельности. | Звук и буква. Пространственная ориентировка (ориентирование на листе бумаги). | Умение проводит анализ начертания буквы. Умение ориентироваться на листе бумаги. Умение сливать буквы в слоги, слова. |
Развивать умение дифференцировать понятия «звук», «буква». Развивать умение проводить звукобуквенный анализ и синтез слов, слогов. Совершенствовать навык чтения с помощью слоговых таблиц. | Звук и буква. Чтение слоговых таблиц. | Умение проводить звукобуквенный анализ слогов, слов. |
Закрепить знания о гласных звуках и буквах. Закрепить знания о слогообразующей роли гласных букв. Совершенствовать умения выделять гласные звуки в начале, середине и конце слова. Совершенствовать умение анализировать слова с гласными, имеющими двойное значение с помощью сигнальной опоры. | Гласные буквы и звуки. Двойное значение гласных. | Умение выделять гласные звуки в начале, середине и конце слова. Умение анализировать слова с гласными, имеющими двойное значение с помощью сигнальной опоры. |
Развивать фонематическое восприятие. Формировать умения определять на слух разницу в звучании твердых и мягких согласных. Развивать умения обозначать на письме мягкость согласных соответствующими буквами и выделять слоги с твердыми и мягкими согласными на слух и на письме. | Дифференциация твердых и мягких согласных. | Умение определять на слух разницу в звучании твердых и мягких согласных. Умения обозначать на письме мягкость согласных соответствующими буквами и выделять слоги с твердыми и мягкими согласными на слух и на письме. |
Совершенствовать умение делить слова на слоги, на основе отхлопывания слоговой структуры слова, подсчета количества слогов в слове. Формировать умение дифференцировать понятие «ударение», «слог», «слово». Формировать навык постановки ударения и определения ударного слога в словах, деления слов для переноса. | Дифференциация понятия «слово», «слог». Деление слов на слоги и для переноса. Ударение в словах. | Умение делить слова на слоги. Умение дифференцировать понятие «ударение», «слог», «слово». Умение выделять ударный слог и ударную гласную. Умение делить слова для переноса. |
Совершенствовать слоговой анализ и синтез в процессе практических упражнений. | Слог. Деление слов на слоги. Слоговой анализ и синтез | Умение анализировать слог. Умение делить слова на слоги. |
Развивать навык чтения «по следам» звукового анализа по образцу и речевой инструкции. | Слово. Условно – графическое обозначение слова. | Умение звукового анализа и чтения «по следам» анализа. |
Совершенствовать умение моделировать предложение по предложенным словосочетаниям с помощью графической схемы предложения. Совершенствовать умение подбирать вопрос к словам в словосочетании. Совершенствовать умение классифицировать предметы по обобщающим признакам на примере лексической темы. Совершенствование разговорной и письменной речи путем включения в диалог по вопросам и записи предложений с помощью словосочетаний. | Предложение. Составление предложений из словосочетаний. Понимание прочитанного, ответы на вопросы. | Умение моделировать предложение по предложенным словосочетаниям с помощью графической схемы предложения. Умение подбирать вопрос к словам в словосочетании. Умение классифицировать предметы по обобщающим признакам на примере лексической темы. Умение вести диалог по вопросам. |
Развивать умение предварительного планирования хода выполнения задания по построению предложений из слов с помощью схемы-памятки. Формировать умение ориентироваться в задании, представленном в устнословесной форме. Формировать синтаксическую структуру предложений. | Предложение. Составление предложений из слов. | Умение предварительного планирования хода выполнения задания по построению предложений из слов с помощью схемы-памятки. Умение ориентироваться в задании, представленном в устно - словесной форме. |
Формировать навык написания заглавной буквы в предложении с опорой на специальный сигнал педагога. Совершенствовать умение определять количество предложений в тексте. Развивать умение устанавливать смысловую зависимость между предложениями. Формировать умение составлять графическую схему предложения. | Предложение. Заглавная буква. | Умение употреблять при письме заглавную букву. Умение определять количество предложений в тексте. Умение устанавливать смысловую зависимость между предложениями. Умение составлять графическую схему предложения. |
Развивать внимание, фонематический слух и восприятие, творческое воображение, моторику рук в процессе практической деятельности. Формировать умение в области словоизменения образовывать предложно-падежные конструкции единственного числа (предлоги в, на, под, из, за, перед, по). | Предлоги. | Умение употреблять предлоги по назначению. |
Формировать умение составлять рассказ по сюжетной картинке устно. Совершенствовать навык чтения с помощью приема синхронного чтения с учителем. | Чтение и анализ текстов. Составление текста по сюжетной картинке. | Умение составлять рассказ по сюжетной картинке устно. Умение анализировать текст. Умение вести диалог в ходе вопросно-ответной деятельности. |
7. Формирование математического анализа и синтез | ||
Формировать кинестетическое восприятие в процессе практической деятельности с геометрическим материалом. Совершенствовать двигательную сферу тонких движений в ходе выполнения геометрических построений. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги в ходе выполнения геометрических построений. | Дифференциация единиц измерения. | Умение анализировать и дифференцировать единицы измерения. Умение выполнять геометрические построения. |
Формировать умение проводить простые арифметические операции (прямой и обратный счет, сравнение и анализ чисел). | Работа с натуральным рядом чисел в пределах 10, 20, 100. | Умение считать в прямом и обратном порядке. Умение проводить сравнительный анализ чисел. |
Формировать умения проводить анализ и синтез числа. Формировать умение устанавливать отношения «часть - целое». Формировать навык обобщения. | Состав чисел в пределах 20, 100. | Умения проводить анализ и синтез числа. Умение устанавливать отношения «часть – целое». Умение обобщать |
Формировать умение планировать ход деятельности и работать по алгоритму. Совершенствовать зрительное и слуховое восприятия. Совершенствовать процессы контроля за деятельностью. | Вычислительные операции (сложение и вычитание в пределах 20, 100). | Умение планировать ход деятельности и работать по алгоритму. |
Совершенствовать умение анализировать задачу. Совершенствовать умение моделировать содержание задачи с помощью схемы, рисунка, практических упражнений. Формировать основные способы самоконтроля каждого этапа выполнения задания. Формировать умения осуществлять словесный отчет о совершаемом действии и результате. | Решение простых и составных задач | Умение анализировать задачу. Умение моделировать содержание с помощью схемы, рисунка, практических упражнений. Умение проводить самоконтроль. Умение осуществлять словесный отчет о совершаемом действии и результате. |
Характеристика деятельности учащегося
(универсальные учебные умения и действия)
Число и счёт Моделировать ситуации, требующие перехода от одних единиц измерения к другим.
Составлять модель числа.
Группировать числа по заданному или самостоятельно установленному правилу.
Наблюдать: устанавливать закономерности в числовой последовательности, составлять числовую последовательность по заданному ил самостоятельно выбранному правилу.
Исследовать ситуации, требующие сравнения чисел и величин, их упорядочения.
Характеризовать явления и события с использованием чисел и величин.
Арифметические действия
Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный.
Моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие и ход его выполнения.
Использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия (сложения, вычитания, умножения, деления).
Моделировать изученные арифметические зависимости.
Прогнозировать результат вычисления.
Контролировать и осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия.
Работа с текстовыми задачами
Планировать решение задачи. Выбирать наиболее целесообразный способ решения текстовой задачи.
Объяснять выбор арифметических действий для решений.
Действовать по заданному и самостоятельному плану решения задачи.
Презентовать различные способы рассуждения (по вопросам, с комментированием, составлением выражения).
Самостоятельно выбирать способ решения задачи.
Использовать геометрические образы для решения задачи.
Контролировать: обнаруживать и устранять ошибки логического (в ходе решения) и арифметического (в вычислении) характера.
Наблюдать за изменением решения задачи при изменении её условия.
Самостоятельно выбирать способ решения задачи.
Пространственные отношения
Моделировать разнообразные ситуации расположения объектов в пространстве и на плоскости.
Изготавливать (конструировать) модели геометрических фигур, преобразовывать модели.
Исследовать предметы окружающего мира: сопоставлять с геометрическими формами.
Характеризовать свойства геометрических фигур.
Сравнивать геометрические фигуры по форме.
Текст
Отличать текст от других записей по его признакам.
Определять тему и главную мысль текста, соотносить текст и заголовок, подбирать заголовок к тексту. Составлять рассказ по рисунку, данному началу и опорным словам.
Предложение
Отличать предложение от группы слов, определять его границы. Составлять предложения из слов. Устанавливать связь слов в предложении. Составлять предложения из деформированных слов.
Слово
Уметь классифицировать слова по тематическим группам, объяснять лексическое значение слова. Делить слова на слоги, определять количество слогов. Определять ударение, различать ударные и безударные слоги. Переносить слова по слогам.
Звуки и буквы.
Различать звуки и буквы. Называть буквы правильно и располагать их в алфавитном порядке. Находить в слове, различать и правильно произносить гласные звуки. Соотносить звуковой и буквенный состав слов.
План работы
по освоению программного материала
Дата | Содержание работы | Содержание коррекционно-воспитательного процесса | Корректировка |
| Коррекция зрительного восприятия, сенсорное развитие | ||
| Развитие речи, развитие наглядно-образного мышления | ||
| Развитие речи, развитие мышления. | ||
| Развитие речи, развитие мышления, формирование элементарных математических представлений. | ||
| Развитие навыков пространственной ориентировки. Развитие зрительного внимания, зрительного восприятия | ||
| Развитие зрительного восприятия, внимания, формирование элементарных математических представлений. | ||
| Развитие речи, расширение математических представлений. | ||
| Развитие зрительного внимания, развитие зрительного восприятия, формирование элементарных математических представлений. | ||
| Развитие зрительного внимания, развитие зрительного восприятия, формирование элементарных математических представлений | ||
| Развитие целостного и дифференцированного восприятия, развитие зрительного внимания, развитие наглядно-образного мышления | ||
| Развитие наглядно-образного мышления, внимания, формирование пространственной ориентировки | ||
| Формирование математических представлений, развитие мыслительных операций. | ||
| Развитие наглядно-образного мышления, внимания. | ||
| Формирование математических представлений, развитие мыслительных операций | ||
| Развитие зрительного внимания и зрительного восприятия, развитие зрительно-моторной координации | ||
| Формирование математических представлений, развитие мыслительных операций | ||
| Эмоциональное воспитание. | ||
| Формирование математических представлений, развитие мыслительных операций. | ||
| Развитие речи, развитие наглядно-образного мышления, формирование пространственной ориентировки |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КИМ для проведения промежуточной аттестации по математике обучающихся с РАС (расстройствами аутистического спектра) 3 класс
Методический материал содержит КИМ, систему оценки и ключи для оценки знаний по математике обучающихся с РАС в конце третьего года обучения, занимавшихся по адаптированной образовательной программе....
Междисциплинарное взаимодействие учителя-логопеда и других специалистов сопровождения по организации адаптированного пространства для обучающихся с ТМНР, в том числе с расстройством аутистического спектра
Успешна работа в преодалении нарушений формировния и становления коммуникативных навыков и умений, процессов социализации обучающихся с ТМНР (в т.ч. с РАС) возможна при создании личностно-ориентирован...
Рабочая программа для индивидуального обучения для 3 класса по общеобразовательной адаптированной программе для обучающихся с ОВЗ (с расстройством аутистического спектра с умственной отсталостью умеренной) по предмету «Письмо»
Рабочая программа для индивидуального обучения для обучающихся с ОВЗ по предмету Письмо 3 класс...
Проект адаптированной образовательной программы по окружающему миру для обучающегося 3 класса с расстройством аутистического спектра (вариант 8.2)
Одним из направлений стратегических ориентир развития образования в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре является обучение и воспитание детей с ОВЗ в условиях инклюзивного (интегрированного...
Конспект урока с обучающимся 3 класса с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.4.)
Предмет: Математические представления.Тема урока: «Треугольник».Тип урока: урок усвоения новых знаний.Цель урока: создать условия для формирования представлений у обучающегося о геометриче...
Коррекционно-развивающее занятие МБС(К)ОУ «С(К)НШ-ДС№10» города Троицка Челябинской области для обучающихся 4 класса с расстройством аутистического спектра (РАС) по теме: «Предложение и словосочетание»
Создание условий для закрепления у младших школьников понятие предложение и словосочетание; выполнять упражнения для отработки умений и навыков находить и составлять предложения и словосочетание...
Адаптированная индивидуальная рабочая программа образования обучающихся с расстройством аутистического спектра (вариант 8.4.) «Развитие простых стереотипов продуктивной учебной деятельности и формирования навыка работы по алгоритму» на обучающегося 2 «Б»
Программа индивидуальных коррекционных занятий по развитию простых стереотипов продуктивной деятельности и умению работать по алгоритму разработана для обучающихся с расстройствами аутистического спек...