Программа ИПП сопровождения обучающегося 4 класса для детей с ОВЗ 24-25 учебный год
материал (4 класс)

Программа ИПП сопровождения обучающегося  4 класса для детей с ОВЗ 24-25 учебный год

Скачать:


Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Тюменская область

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Нижневартовский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Излучинская общеобразовательная средняя школа №1

суглублённым изучением отдельных предметов»

Программа

индивидуального психологического-педагогического

сопровождения обучающегося 4 класса для детей с ОВЗ

 (интеллектуальными нарушениями)

Иванова

Ивана


Срок реализации: 2024-2025 учебный год

Назначение программы

Данная программа психолого-педагогического сопровождения обучающегося с ОВЗ (интеллектуальным нарушением) создана для решения проблемы  образования данного ребенка. Программа позволяет организовать обучение ребенка с учётом его особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения его развития и оценить полученные результаты. Под сопровождением понимается комплексная деятельность специалистов, направленная на решение задач коррекции, развития, обучения, воспитания, социализации детей с ОВЗ. Технология педагогического сопровождения опирается на скоординированное взаимодействие всех субъектов образовательного процесса. Обучение, воспитание и образование являются основными путями её развития, реабилитации, социализации и интеграции в общество и обуславливают специфику формирования и реализации индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения образования ребенка с ОВЗ. Индивидуальная программа сопровождения направлена на развитие индивидуальных возможностей ребенка для получения полноценного образования, достижения максимальной адаптации, социальной реабилитации. Обучение в связи с ограниченными возможностями здоровья ребенка происходит в классе для детей с лёгкой умственной отсталостью.

Цель программы: создание системы комплексной помощи обучающемуся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальным нарушением) в развитии, обучении, воспитании, социальной адаптации.

Задачи:

1) способствовать сенсомоторному развитию и развитию познавательных процессов;

2) развивать эмоционально-волевую сферу ребёнка;

3) развивать устную и письменную речь обучающегося;

4)способствовать повышению  педагогической грамотности  родителей;

5) социализировать обучающегося в обществе.

Содержание программы психолого-педагогического сопровождения определяют следующие принципы:

  • Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
  • Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений ребенка с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
  • Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
  • Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования ребенком, имеющим недостатки в физическом и психическом развитии.
  • Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) ребенка с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения ребенком образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями).

Направления работы в рамках реализации программы.

Данная Программа включает в себя взаимосвязанные направления, которые отражают её основное содержание:

  • диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;
  • коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);
  • консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;
  • информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

Адресат данной программы: Иван И.

Дата рождения - 06.05.2013г

Ребенок

Выписка из заключения ПМПКРекомендовано обучение по адаптированной общеобразовательной программе начального общего образования для обучающихся с легкой умственной отсталостью в 4 классе с соблюдением требований к комплексному психолого-медико-педагогическому сопровождению с учетом его индивидуальных психофизиологических возможностей и особых образовательных потребностей с использованием специального учебного и дидактического материала, отвечающего особым образовательным потребностям обучающегося.

Рекомендованы занятия: с учителем – дефектологом, педагогом - психологом.

В 2024 – 2025 учебном году Иван обучается в 4 классе для детей с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями) по ФАООП для обучающихся с умеренной умственной отсталостью. Форма получения образования – индивидуальная на дому.

Основные этапы процесса психолого-педагогического сопровождения

Этап

Содержание

Сроки

Ответственные

1этап

Диагностичес-кий

-установление контакта со всеми участниками сопровождения ребенка;

- диагностика особенностей развития ребенка;

- составление социального паспорта класса

сентябрь 2024г. – октябрь 2024г.

Учитель,

социальный педагог, учитель-логопед,

учитель-дефектолог,

педагог-организатор  по работе с детьми с ОВЗ

2 этап

Реализации программы

-оказание необходимой помощи родителям ребенка с ОВЗ (консультирование, беседы, обсуждение);

-просвещение и консультирование педагогов, работающих с ребенком;

- коррекционно-развивающие занятия;

 -проведение совместных мероприятий с родителями и детьми;

-разработка рекомендаций педагогам и родителям.

ноябрь 2024г.-апрель 2025 г.

Учитель,

социальный педагог, учитель-логопед,

учитель-дефектолог,


3 этап

Анализа и коррекции

-проведение контрольной диагностики с целью оценки эффективности программы;

-анализ эффективности процесса и результатов сопровождения;

- мониторинг удовлетворенности результатами работы за учебный год (ребенок, родители, педагоги).

май 2025 г.

Учитель,

социальный педагог, учитель-логопед,

учитель-дефектолог,

Данная программа реализуется посредством следующих методов и методик:

- Дискуссия, обсуждение, беседа;

- Наблюдение;

- Анкетирование, опрос;

- Консультирование;

- Методы групповой и индивидуальной работы;

- Проективные методы;

- Коррекционно-развивающие занятия с использованием здоровьесберегающих технологий;

- Развивающие игры, упражнения с игровыми формами работы.

Организационно-педагогические условия реализации Программы индивидуального психолого-педагогического сопровождения:

- Использование здоровьесберегающих технологий: динамических пауз, пальчиковой гимнастики, кинезиологических упражнений;

- Использование инновационных технологий, методов и средств: игровой терапии.

- Использование информационно-коммуникативных технологий, мультимедийных средств;

- Наличие контроля и учета достижений ребенка: входная диагностика (сентябрь 2024 г.), итоговая диагностика (май 2025г.), заседание ПМПк (итоговое).

Материально-технические и программно-методические условия реализации Программы: мебель для занятий (стол, стул), канцелярские принадлежности, психологические методики, дидактические материалы, материально-техническое обеспечение по программе «Доступная среда».

Кадровое обеспечение:

Учитель начальных классов, учитель-дефектолог, учитель-логопед,  социальный педагог, педагог организатор по работе с детьми с ОВЗ.

Механизмы реализации Программы психолого-педагогического сопровождения. Основной механизм реализации Программы - оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения и взаимодействие с родителями (законным представителем) ребенка, обеспечивающее системное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья специалистами различного профиля в образовательном процессе.

Режим занятий: психолого-педагогическое сопровождение осуществляется во внеурочное время, с 15 сентября 2024г. по 15 мая 2025г.

Периодичность занятий: учитель-дефектолог – 2 раза в неделю, учитель-логопед – 2 раза в неделю. Длительность занятий -  30 – 40 минут. Занятия не проводятся в каникулярное время.

Критерии оценки эффективности программы:

- усвоение  учебной программы для обучающихся с умственной отсталостью;

- положительная динамика в развитии устной и письменной речи;

- овладение пространственно-ориентировочными навыками;

- удовлетворённость родителей психолого-педагогическим сопровождением ребёнка;

- социализация ребенка с ОВЗ, повышение жизненной компетенции.

Ожидаемый  результат:

1) положительная динамика сенсомоторного развития и познавательных процессов;

2) положительная динамика в развитии устной и письменной речи;

3) сформированность педагогической грамотности  родителей;

4) повышение уровня социализации обучающегося в обществе.

Содержательное планирование курса коррекционно-развивающих занятий

учителя-дефектолога

Сроки

Коли-чество

занятий

Содержание

деятельности

Направления работы.

Примеры используемых методик и упражнений.

1.

Сентябрь

3

Входная диагностика

- уровня сформированности психических процессов (памяти, внимания, мышления)

Особенности познавательной деятельности

Прогрессивные матрицы Дж.Равена

Методика Выготского-Сахарова

Предметная классификация

Исключение предметов (4ый  лишний)

Исследование словесно-логического мышления (Э.Ф. Замбацявичене)

Исследование прогностической деятельности (Л.И. Переслени)

Методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей (МЭДИС).

Изучение свойств внимания (уровень распределения, устойчивости, переключения  внимания)

Методика “Проставь значки”

Корректурная проба (тест Бурдона)

Методика В.М.Когана

Таблицы Шульте

Изучение свойств памяти (уровень долговременной памяти, произвольной (осмысленной) памяти, логической памяти (воспроизведение логических связей).

Методика “Долговременная память”

Методика “Опосредованное запоминание” (Использована методика, разр. Лурия А.Р. Выготским Л.С., Леонтьевым А.Н.)

Методика “Изучение логической памяти у младших школьников”

Пиктограммы

2.

Сентябрь

2

- Развитие памяти

Выполнение заданий способствующих расширению объема, устойчивости памяти, формированию приемов запоминания, развитию смысловой памяти.

- Развитие внимания

Выполнение заданий способствующих развитию и коррекции устойчивости, концентрации, повышения объема, переключения внимания, самоконтроля.

3.

Октябрь

8

- Развитие мышления

Выполнение заданий способствующих развитию наглядно-действенного (познание с помощью манипулирования предметами), наглядно-образного (познание с помощью представлений предметов, явлений), словесно-логического (познание с помощью понятий, слов, рассуждений)мышления.

- Тактильно-двигательное восприятие.

Восприятие чувства тяжести от разных предметов. Определение на ощупь формы плоскостных предметов по контуру. Температурные ощущения от тёплых, горячих, холодных предметов.

4.

Ноябрь

8

- Развитие моторики, графомоторных навыков.

Выполнение заданий предложенных в рабочей тетради К. В. Шевелева «Графические диктанты».

Определение на ощупь объёмных предметов с разными свойствами (мягкие, жёсткие, гладкие, шершавые).

Развитие памяти

Выполнение заданий способствующих расширению объема, устойчивости памяти, формированию приемов запоминания, развитию смысловой памяти.

5.

Декабрь

8

Развитие мышление

Выполнение заданий способствующих развитию наглядно-действенного (познание с помощью манипулирования предметами), наглядно-образного (познание с помощью представлений предметов, явлений), словесно-логического (познание с помощью понятий, слов, рассуждений)мышления.

Развитие восприятия, воображения

Сравнение предметов по длине (длинный – короткий, толстый – тонкий, узкий-широкий). Группировка предметов по форме и величине, по цвету и форме. Составление сериационных рядов из 3 – 4 предметов по заданному признаку. Подбор оттенков цвета к основным цветам

Развитие внимания

Выполнение заданий способствующих развитию и коррекции устойчивости, концентрации, повышения объема, переключения внимания, самоконтроля.

Динамика развития обучающегося за 1 полугодие:

6.

Январь

6

Развитие восприятия, воображения

Конструирование предметов из геометрических фигур. Различение основных частей предметов. Составление целого из частей на разрезном наглядном материале.

Развитие мышления

Выполнение заданий способствующих развитию наглядно-действенного (познание с помощью манипулирования предметами), наглядно-образного (познание с помощью представлений предметов, явлений), словесно-логического (познание с помощью понятий, слов, рассуждений)мышления.

7.

Февраль

8

Развитие внимания

Выполнение заданий способствующих развитию и коррекции устойчивости, концентрации, повышения объема, переключения внимания, самоконтроля.

Развитие памяти

Выполнение заданий способствующих расширению объема, устойчивости памяти, формированию приемов запоминания, развитию смысловой памяти.

8.

Март

6

Развитие внимания

Выполнение заданий способствующих развитию и коррекции устойчивости, концентрации, повышения объема, переключения внимания, самоконтроля.

Развитие восприятия, воображения

Выполнение заданий способствующих развитию осязательных, слуховых ощущений.

9.

Апрель

8

Развитие памяти

Выполнение заданий способствующих расширению объема, устойчивости памяти, формированию приемов запоминания, развитию смысловой памяти.

Развитие мышление

Выполнение заданий способствующих развитию наглядно-действенного (познание с помощью манипулирования предметами), наглядно-образного (познание с помощью представлений предметов, явлений), словесно-логического (познание с помощью понятий, слов, рассуждений)мышления.

10.

Май

4

- Восприятие времени

Измерение времени (сутки, неделя, месяц).Часы; их составляющие (циферблат, стрелки).Определение времени по часам (с точностью до часа).

11.

Май

4

Итоговая диагностика уровня сформированности психических процессов (памяти, внимания, мышления).

«10 слов», «10 картинок»

«4-й лишний»,

«Последовательные

картинки», обобщающие понятия, стимульный материал по общей осведомлённости, матрицы Равена.

Динамика развития обучающегося за 2 полугодие:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа По Математике 1 классе УМК «Школа России» на ____2013-2014__ учебный год по ФГОС с УУД

Тип программы:  программа начального общего образования.Статус программы: рабочая программа учебного предмета.Назначение программы:- для обучающихся образовательная программа обеспечивает реализа...

Рабочая программа По ИЗО 1 классе УМК «Школа России» на ____2013-2014__ учебный год по ФГОС с УУД

Тип программы:  программа начального общего образования.Статус программы: рабочая программа учебного предмета.Назначение программы:- для обучающихся образовательная программа обеспечивает реализа...

Рабочая программа По Музыке 1 классе УМК «Школа России» на ____2013-2014__ учебный год по ФГОС с УУД

Тип программы:  программа начального общего образования.Статус программы: рабочая программа учебного предмета.Назначение программы:- для обучающихся образовательная программа обеспечивает реализа...

Рабочая программа По Технологии 1 классе УМК «Школа России» на ____2013-2014__ учебный год по ФГОС с УУД

Тип программы:  программа начального общего образования.Статус программы: рабочая программа учебного предмета.Назначение программы:- для обучающихся образовательная программа обеспечивает реализа...

Программа ИПП сопровождения обучающегося 3 класса для детей с ОВЗ 23-24 учебный год

Программа ИПП сопровождения обучающегося 3 класса для детей с ОВЗ 23-24 учебный год...