Коррекционно-развивающая программа психологического сопровождения обучающихся с ОВЗ ( 1-4 классов)
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Настоящая программа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее — ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ), предъявляемыми к структуре, условиям реализации и планируемым результатам освоения АООП НОО обучающихся с ЗПР.Одной из основных функций образовательного Стандарта общего образования является реализация права каждого ребёнка на полноценное образование, отвечающее его потребностям и в полной мере использующее возможности его развития, в особенности тех детей, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения - детей с ограниченными возможностями здоровья.
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.
«Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами (далее – дети с ограниченными возможностями здоровья) образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dlya_detey_s_ovz.docx | 58.25 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 28
Рекомендована МО учителей НО школы Рук. МО_______Г.А. Кемаева Протокол №__________ от 29. 08. 2018 г. | Согласовано зам. дир. по УВР __________Т.А. Федина 29.08. 2018г. | Утверждаю директор школы __________С.М. Хвощевская приказ №______________ от «___»_________20___г. |
Коррекционно-развивающая программа
психологического сопровождения
обучающихся с ОВЗ
( 1-4 классов)
срок реализации программы 2018-2019 уч. год
Разработчик: педагог - психолог
Шилкина Раиса Михайловна
Киселевский городской округ,
2018г.
Пояснительная записка
Настоящая программа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее — ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ), предъявляемыми к структуре, условиям реализации и планируемым результатам освоения АООП НОО обучающихся с ЗПР.
Одной из основных функций образовательного Стандарта общего образования является реализация права каждого ребёнка на полноценное образование, отвечающее его потребностям и в полной мере использующее возможности его развития, в особенности тех детей, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения - детей с ограниченными возможностями здоровья.
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.
«Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами (далее – дети с ограниченными возможностями здоровья) образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации».
Нормативно-правовое обеспечение.
- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации (2008–2020 годы), утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373
- Проект концепции федерального образовательного стандарта обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
- - Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020гг. (Распоряжение правительства РФ от 22.11.2012г. № 21/48)
- - Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 24.07.1998 № 125-ФЗ, от 04.01.1999 № 5-ФЗ, от 17.07.1999 № 172-ФЗ, от 27.05.2000 № 78-ФЗ).
- - Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29.12.2012;
- - Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011–2020 годы, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 17 марта 2011 г. №175.
- Декларация о правах умственно отсталых лиц;
- Декларация о правах инвалидов;
- - Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения МБОУ «СОШ 28».
- - Положение об организации психолого-педагогическом сопровождении образования детей-инвалидов, детей-инвалидов с ОВЗ в общеобразовательном учреждении, реализующем общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.
- -Приказы директора школы:
- об утверждении учебных планов;
- об индивидуальных маршрутах обучения детей общеобразовательных классах, по рекомендации ПМПК;
- о назначении педагогов для работы с детьми с ОВЗ.
Дети с ОВЗ – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.
В 2018-2019 г в МБОУ «СОШ № 28» по адаптированной программе обучается 6 детей:
1 ступень – 6 уч-ся
Учащиеся обучаются интегрировано:
1 класс – 1 ученик,
2 класс – 2 ученика,
3 класс – 3 ученика.
Ограниченные возможности здоровья являются следствием
- проявления легких остаточных нарушений функций головного мозга,
- функциональная незрелость центральной нервной системы,
- незрелость эмоционально-волевой сферы по типу психофизического инфальтилизма,
- соматическая ослабленность,
- церебрастенические состояния, а также
- педагогическая запущенность вследствие неблагоприятных социальных условий предшествующего развития ребенка.
Трудности, которые испытывают эти дети, обусловлены как
- недостатками внимания, эмоционально-волевой регуляции, самоконтроля, низким уровнем учебной мотивации и общей познавательной пассивности (т.е. слабостью регуляционных компонентов учебно-познавательной деятельности), так и
- недоразвитием отдельных психических процессов - восприятия, памяти, мышления, негрубыми недостатками речи, нарушениями моторики в виде недостаточной координации движений, двигательной расторможенностью, низкой работоспособностью, ограниченным запасом знаний и представлений об окружающем мире, несформированностью операционных компонентов учебно-познавательной деятельности.
Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ, интегрировано обучающегося в школе является
формирование оптимальных психолого-педагогических коррекционно-развивающих условий воспитания и образования для детей с проблемами в развитии в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием соматического и нервно-психического здоровья, обеспечивающих развитие механизмов компенсации и социальной интеграции каждого воспитанника.
Задачи, решаемые на коррекционно-развивающих занятиях: создание условий для развития сохранных функций; формирование положительной мотивации к обучению; повышение уровня общего развития, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения; коррекция отклонений в развитии познавательной и эмоционально-личностной сферы; формирование механизмов волевой регуляции в процессе осуществления заданной деятельности; воспитание умения общаться, развитие коммуникативных навыков.
Принципы программы
— Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
— Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
— Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
— Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.
— Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей .
Направления работы
диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования;
коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в психическом развитии детей с ОВЗ способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);
консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;
информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность
Планируемые образовательные результаты
Программа предусматривает достижение первого уровня результатов во 2 классе: предполагает приобретение обучающимися новых знаний, опыта решения проблемных ситуаций.
Основной показатель качества освоения программы - личностный рост обучающегося, его самореализация и определение своего места в детском коллективе.
Личностными результатами изучения данной программы являются:
- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
- воспитание чувства справедливости, ответственности; развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты:
- Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
- Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
- Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
- Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
- Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Предметные результаты:
- Осознавать и оценивать особенности своего характера как причин успешности/неуспешности общения в школе;
- Уметь работать в паре, группе;
- Иметь мотивацию на самопознание и самоизменение;
- Сформированность мотивации достижения результата;
- Уметь решать на уровне представления проблемы творческого характера;
- Уметь применять полученные знания, умения и навыки на практике.
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ БЛОК
Цель данного блока – диагностика развития познавательных процессов у ребёнка (логической памяти, механической памяти, оперативной памяти, устойчивости, объёма ,концентрации внимания, мышления).
Форма проведения диагностических исследований: индивидуальная.
Диагностика развития внимания
Проба на внимание (П.Я. Гальперин и С.Л. Кабыльницкая)
Цель: выявление уровня сформированности внимания и самоконтроля.
Оцениваемые универсальные учебные действия: регулятивное действие контроля.
Возраст: 8—9 лет.
Метод оценивания: фронтальный письменный опрос.
Описание задания: школьнику предлагается прочитать текст, проверить его и исправить в нем ошибки (в том числе и смысловые) карандашом или ручкой.
Фиксируется время работы учащегося с текстом, особенности его поведения (уверенно ли работает, сколько раз проверяет текст, читает про себя или вслух и т. п.).
Для того чтобы найти и исправить ошибки в этом тексте, не требуется знания правил, но необходимы внимание и самоконтроль. Текст содержит 10 ошибок.
Текст 1
Стары лебеди склонили перед ним гордые шеи. Взрослые и дти толпились на берегу. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня. В отфет я кивал ему рукой. Солнце дохотило до верхушек деревьев и тряталось за ними. Сорняки живучи и плодовиты. Я уже заснул, когда кто-то окликнул меня. На столе лежала карта на шего города. Самолет сюда, чтобы помочь людям. Скоро удалось мне на машине.
Текст 2
На Крайним Юге не росли овощи, а теперь растут. В огороде выросли много моркови. Под Москвой не разводили, а теперь разводят. Бешал Ваня по полю, да вдруг остановился. Грчи вют гнёзда на деревьях. На повогодней ёлке висело много икрушек. Грачи для птенцов червей на поляне. Охотник вечером с охоты. В тегради Раи хорошие отметки. Нашколь-ной площадке играли дети. Мальчик мчался на лошади В траве стречет кузнечик. Зимой цвела в саду яблоня.
Критерии оценивания: подсчитывается количество пропущенных ошибок. Исследователь должен обратить внимание
на качество пропущенных ошибок: пропуск слов в предложении, букв в слове, подмена букв, слитное написание слова с предлогом, смысловые ошибки и т. п.
Уровни сформированности внимания:
1. 0—2 пропущенные ошибки — высший уровень внимания.
2. 3—4 — средний уровень внимания.
3. Более 5 пропущенных ошибок — низкий уровень внимания
Диагностика развития памяти
Методика «Запомни пару» Исследование логической и механической памяти методом запоминания двух рядов слов. Необходимый материал: два ряда слов. В первом ряду между словами существуют смысловые связи, во втором ряду они отсутствуют. Ход выполнения задания: экспериментатор читает испытуемым 10 пар слов (интервал между парой – 5 секунд). После 10-секундного перерыва читаются левые слова ряда (с интервалом 10 секунд), а испытуемый записывает запомнившиеся слова правой половины ряда.
Обработка данных задания: результаты опыта записываются в таблицу:
Объём логической памяти | Объём механической памяти | ||||
Количество слов перво- го ряда (А1) | Количество запомнив- шихся слов (В1) | Коэффиц. смысловой памяти (С1=В1:А1) | Количест- во слов второго ряда (А2) | Количест- во запом- нившихся слов (В2) | Коэффиц. механич. памяти (С2=В2:А2) |
Следует подсчитать, какое число пар слов воспроизведено правильно. Если правильно воспроизведено 6 пар из 10, можно делать вывод, что смысловая память развита удовлетворительно.
Первый ряд | Второй ряд |
кукла – играть | жук – кресло |
курица – яйцо | компас – клей |
ножницы – резать | колокольчик – стрела |
лошадь – сани | синица – сестра |
книга – учитель | лейка – трамвай |
бабочка – муха | ботинки – самовар |
щётка – зубы | спичка – графин |
барабан – мальчик | шляпа – пчела |
снег – зима | рыба – пожар |
корова – молоко | пила – яичница |
Диагностика развития мышления
Для определения уровня умственного развития младших школьников используется тест, предложенный Э.Ф.Замбицявичене. Тест состоит из четырёх субтестов, включающих в себя вербальные задания, подобранные с учётом программного материала начальных классов.
Субтест 1 – исследование дифференциации существенных признаков предметов и явлений от несущественных, а также запаса знаний испытуемого.
Субтест 2 – исследование операций обобщения и отвлечения, способности выделить существенные признаки предметов и явлений. Субтест 3 – исследование способности устанавливать логические связи и отношения между
Субтест 4 – выявление умения обобщать.
КОРРЕКЦИОННЫЙ БЛОК
Цель данного блока – гармонизация и оптимизация развития ребёнка, переход от отрицательной фазы развития к положительной, овладение способами взаимодействия с миром и с самим собой, овладение определёнными способами деятельности, такими, как воспроизводящие способы мышления, которые являются основой для усвоения знаний, овладение рациональными способами деятельности.
Планируемые результаты коррекционной работы:
Универсальные компетенции ребенка с ограниченными возможностями здоровья, формирующиеся в процессе реализации программы коррекционной работы:
-умение организовывать собственную жизнедеятельность по достижению состояния индивидуального благополучия (соматического, психологического и социального) с учетом возможностей своего здоровья;
-умение активно включаться в совместную деятельность, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми для сохранения и укрепления личного и общественного здоровья как социокультурного феномена.
Личностные результаты ребенка с ограниченными возможностями здоровья в результате реализации программы коррекционной работы:
-активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах сохранения и укрепления личного и общественного здоровья;
-проявление позитивных качеств личности и управление своими эмоциями в различных ситуациях риска нарушения здоровья в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми;
-проявление дисциплинированности и упорства в образовательной деятельности для достижения значимых личных результатов при условии сохранения и укреплении личного здоровья.
Метапредметные результаты ребенка с ограниченными возможностями здоровья в результате реализации программы коррекционной работы:
-обеспечение защиты и сохранения личного здоровья во всех его проявлениях позитивными средствами, соответствующими индивидуальным и типологически возрастным особенностям;
-планирование и организация самостоятельной деятельности (учебной и досуговой) с учетом индивидуальных возможностей и требования сохранения и совершенствования индивидуального здоровья во всех его проявлениях;
-анализ и объективная оценка результатов собственной деятельности на основе интеграции единых требований к сверстникам и индивидуальных возможностей особого ребенка по их достижению;
-управление своим эмоциональным состоянием при общении со сверстниками и взрослыми с целью сохранения эмоционального благополучия.
Программа коррекционной работы на ступени начального общего образования сформирована для контингента детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в МБОУ «СОШ №28. В школе учится значительное число детей, которые уже в начальных классах не справляются с программой обучения и имеют трудности в общении. Особенно остро названная проблема стоит перед детьми с задержкой психического развития. Проблема трудностей обучения этих детей выступает как одна из наиболее актуальных психолого-педагогических проблем.
Поступающим в школу детям с задержкой психического развития присущ ряд специфических особенностей. В целом у них не сформированы нужные для усвоения программного материала умения, навыки и знания, которыми нормально развивающиеся дети обычно овладевают в дошкольный период. В связи с этим дети оказываются не в состоянии (без специальной помощи) овладеть счетом, чтением и письмом. Им трудно соблюдать принятые в школе нормы поведения. Они испытывают трудности в произвольной организации деятельности: они не умеют последовательно выполнять инструкции учителя, переключаться по его указанию с одного задания на другое. Испытываемые ими трудности усугубляются ослабленностью их нервной системы: учащиеся быстро утомляются, работоспособность их падает, а иногда просто перестают выполнять начатую деятельность.
Отклонения в психическом развитии детей младшего школьного возраста обычно соотносят с понятием «школьная неуспеваемость». Для определения отклонений психического развития неуспевающих школьников, которые не имеют умственной отсталости, глубоких нарушений сенсорных систем, поражений нервной системы, но при этом отстают в обучении от своих сверстников, чаще всего используем термин «задержка психического развития»
Заде́ржка психи́ческого разви́тия (сокр. ЗПР) — нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста. ЗПР, как психолого-педагогический диагноз ставится только в дошкольном и младшем школьном возрасте, если к окончанию этого периода остаются признаки недоразвития психических функций, то речь идёт уже о конституциональном инфантилизме или об умственной отсталости.
У этих детей имелась потенциальная способность к обучению и развитию, но по разным причинам она не была реализована, и это привело к появлению новых проблем в учёбе, поведении, здоровье. Диапазон определений ЗПР достаточно широк: от «специфической неспособности к обучению», «медленной обучаемости» до «пограничной интеллектуальной недостаточности». При ЗПР психическое развитие ребенка отличается неравномерностью нарушений различных психических функций. При этом логическое мышление может быть более сохранным по сравнению с памятью, вниманием, умственной работоспособностью. Дети с ЗПР способны не только принимать и использовать помощь, но и переносить усвоенные навыки умственной деятельности в другие ситуации. С помощью взрослого они могут выполнять предлагаемые им интеллектуальные задания на близком к норме уровне.
Данная программа состоит из серии специально организованных коррекционно-развивающих занятий, составленных с учётом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей. В специально организованной предметно-развивающей среде стимулируются познавательные интересы детей, закрепляются навыки, полученные на коррекционно-развивающих занятиях.
Объём программы рассчитан на 8 занятий. Продолжительность одного занятия – 30-40 минут. Количество детей в группе варьируется в зависимости от тяжести дефекта- 2 - 6 человек.
Структура каждого коррекционно-развивающего занятия в рамках данной программы включает в себя следующие этапы:
1. психологический настрой, который проводится с использованием аутогенной техники, позволяет предупредить и частично устранить состояние эмоционального дискомфорта и напряжения у детей, создаёт у них чувство уверенности в собственных силах. Этот этап проводится в начале каждого занятия.
2. правила поведения на занятии – разрабатываются вместе с детьми в ходе беседы на первых занятиях, а на последующих кратко повторяются. Это позволяет создавать условия для формирования норм гуманного отношения, миролюбия, взаимопомощи; обеспечивать каждому ребёнку компенсаторную психологическую поддержку.
3. сообщение цели занятия – этот этап создаёт положительную мотивацию, «готовит» ребёнка к предстоящей работе.
4. упражнения, направленные на развитие познавательных процессов, – этот этап является «ядром» коррекционного занятия. Сложность заданий постепенно возрастает в ходе коррекционной работы, однако, переход к более трудным заданиям возможен лишь при достаточном усвоении текущего уровня упражнений.
5. Психогимнастика используется на коррекционных занятиях вместо традиционных физкультминуток, так как именно психогимнастика показана детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, задержками в развитии.
6. рефлексия занятия – этот этап позволяет завершить работу на занятии, проанализировать и обсудить вместе с детьми, что было самым интересным и увлекательным, что вызвало особые затруднения.
7. релакс-пауза – этот этап включает в себя слушание релакс-музыки, инсценированных сказок.
СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО БЛОКА
№ за- нятия | структура занятия | стимульный материал | оборудование | |
№ упр. | этап | |||
1 | 1 | Психологический настрой | формулировки для психологического настроя | |
2 | Установление правил поведения на занятии | |||
3 | Сообщение цели заня- тия | |||
4 | Развитие оперативной зрительной памяти | тексты Федоренко:набор №1 | тетрадь у каждого ребёнка | |
5 | Развитие логического мышления | упр. «Найди лишнее слово»; упр. «Составь поезд» | карточки-«вагоны» у каждого ребёнка | |
6 | Психогимнастика | этюд «Я так устал»(выражение интереса); этюд «Любопытный» (выражение интереса) | ||
7 | Развитие логического мышления | упр. «Составление связного текста из деформированных предложений» набор №1 | бланки с заданием у каждого ребёнка | |
8 | Рефлексия занятия | |||
9 | Релакс-пауза | музыкальное сопровождение «Антистресс» | аудиозапись «Антистресс» | |
2 | 1 | Психологический настрой | формулировки для психологи- ческого настроя | |
2 | Установление правил поведения на занятии | |||
3 | Сообщение цели заня- тия | |||
4 | Развитие оперативной зрительной памяти | тексты Федоренко:набор №1 | тетрадь у каждого ребёнка | |
5 | Тренировка зрительно- пространственного восприятия | упр. «Сломалась печатная машинка» | бланки с заданием у каждого ребёнка | |
6 | Развитие мышления, внимания | упр. «Деление сплошного текста» та на предложения» набор №1 | бланки с заданием у каждого ребёнка | |
7 | Психогимнастика | этюд «Застенчивый ослик» (застенчивость), этюд «Любящий сын» (эмпатия) | ||
8 | Развитие воображения, связной речи | упр. «Составление связного текста по опорным словам» набор №1 | бланки с заданием у каждого ребёнка | |
9 | Развитие слуховой памяти | текст для запоминания | ||
10 | Рефлексия занятия | |||
11 | Релакс-пауза | музыкальное сопровождение «Антистресс» | аудиозапись «Антистресс» | |
3 | 1 | Психологический настрой | формулировки для психологического настроя | |
2 | Установление правил поведения на занятии | |||
3 | Сообщение цели занятия | |||
4 | Развитие оперативной зрительной памяти | тексты Федоренко:набор №1 | тетрадь у каждого ребёнка | |
5 | Тренировка зрительно- пространственного восприятия | упр. «Сломалась печатная машинка»; упр. «Непонятные строчки»; упр. «Письмо из Зазеркалья» | бланки с заданием у каждого ребёнка | |
6 | Развитие мышления, внимания | упр. «Составление связного текста из неполных предложений» набор №1 | бланки с заданием у каждого ребёнка | |
7 | Психогимнастика | Этюд «Уходи, злость, уходи!» | ||
8 | Развитие воображения, связной речи | упр. «Составление связного текста по опорным словам» набор №2 | бланки с заданием у каждого ребёнка | |
9 | Рефлексия занятия | |||
10 | Релакс-пауза | музыкальное сопровождение «Антистресс» | аудиозапись «Антистресс» | |
4 | 1 | Психологический настрой | формулировки для психологического настроя | |
2 | Установление правил поведения на занятии | |||
3 | Сообщение цели занятия | |||
4 | Развитие оперативной зрительной памяти | тексты Федоренко:набор №2 | тетрадь у каждого ребёнка | |
5 | Развитие мышления, связной речи | упр. «Составления связного текста по вопросам» набор №1 | бланки с заданием у каждого ребёнка | |
6 | Психогимнастика | этюд «Игра с камешками» | ||
7 | Тренировка зрительно-пространственного восприятия | текст без пробелов – необходимо отделить слова друг от друга; упр. «Допиши элемент – узнаешь букву» | бланки с заданием у каждого ребёнка | |
8 | Развитие мышления, внимания | упр. «Составление связного текста из деформированных предложений» набор №1 | бланки с заданием у каждого | |
9 | Рефлексия занятия | |||
10 | Релакс-пауза | слушание сказки «Трое из Простоквашино» (Э.Успенский) | аудиозапись сказки | |
5 | 1 | Психологический настрой | формулировки для психологи- ческого настроя | |
2 | Установление правил поведения на занятии | |||
3 | Сообщение цели занятия | |||
4 | Развитие оперативной зрительной памяти | тексты Федоренко:набор №2 | тетрадь у каждого ребёнка | |
5 | Развитие мышления, внимания | упр. «Письменные ответы на вопросы» набор №1 | бланки с заданием у каждого ребёнка | |
6 | Развитие слуховой памяти | текст для прослушивания | ||
7 | Психогимнастика | этюд «Что там происходит?» | ||
8 | Развитие мышления, внимания | упр. «Деление сплошного текста на предложения» набор №2 | бланки с заданием у каждого ребёнка | |
9 | Тренировка зрительно- пространственного восприятия | упр. «Письмо из Зазеркалья» | бланки с заданием у каждого ребёнка | |
10 | Развитие мышления, внимания | кроссворд «Двенадцать месяцев» | бланки с заданием у каждого ребёнка | |
11 | Рефлексия занятия | |||
12 | Релакс-пауза | слушание сказки «Трое из Простоквашино» (Э.Успенский) | магнитофон, аудиозапись сказки | |
6 | 1 | Психологический настрой | формулировки для психологи- ческого настроя | |
2 | Установление правил поведения на занятии | |||
3 | Сообщение цели занятия | |||
4 | Развитие оперативной зрительной памяти | тексты Федоренко:набор №2 | тетрадь у каждого ребёнка | |
5 | Развитие мышления, внимания | упр. «Деление сплошного текста на предложения» набор №3 | бланки с заданием у каждого ребёнка | |
6 | Развитие слуховой памяти | текст для прослушивания | ||
7 | Психогимнастика | этюд «Котята» | ||
8 | Развитие мышления, внимания | упр. «Составление связного текста из неполных предложений» набор №2 | бланки с заданием у каждого ребёнка | |
9 | Развитие мышления, внимания | кроссворд «Знаешь ли ты сказки?» | бланки с заданием у каждого ребёнка | |
10 | Рефлексия занятия | |||
11 | Релакс-пауза | слушание сказки «Трое из Простоквашино» (Э.Успенский) | аудиозапись сказки | |
7 | 1 | Психологический настрой | формулировки для психологи- ческого настроя | |
2 | Установление правил поведения на занятии | |||
3 | Сообщение цели занятия | |||
4 | Развитие оперативной зрительной памяти | тексты Федоренко:набор №3 | тетрадь у каждого ребёнка | |
5 | Развитие мышления, внимания | упр. «Письменные ответы на вопросы» набор №2 | бланки с заданием у каждого ребёнка | |
6 | Тренировка зрительно- пространственного восприятия | упр. «Письмо наоборот» | бланки с заданием у каждого ребёнка | |
7 | Развитие слуховой памяти | пары слов для запоминания | ||
8 | Психогимнастика | этюд «Что слышно?» (игра на внимание) | ||
9 | Развитие мышления | упр. «Составление связного текста из данных предложений» набор №1 | бланки с заданием у каждого ребёнка | |
10 | Рефлексия занятия | |||
11 | Релакс-пауза | слушание сказки «Трое из Простоквашино» (Э.Успенский) | аудиозапись сказки | |
8 | 1 | Психологический настрой | формулировки для психологического настроя | |
2 | Установление правил поведения на занятии | |||
3 | Сообщение цели занятия | |||
4 | Развитие оперативной зрительной памяти | тексты Федоренко:набор №3 | тетрадь у каждого ребёнка | |
5 | Тренировка зрительно- пространственного восприятия | упр. «Сломалась печатная машинка» | бланки с заданием у каждого ребёнка | |
6 | Развитие мышления, речи | упр. «Составление связного текста по вопросам» набор №1 | бланки с заданием у каждого ребёнка | |
7 | Психогимнастика | этюд «Факиры» (психомышечная тренировка) | ||
8 | Развитие мышления, внимания | упр. «Составление связного текста из неполных предложений» набор №3 | бланки с заданием у каждого | |
9 | Развитие мышления, внимания | кроссворд «Что на свете зелёного цвета?» | бланки с заданием у каждого ребёнка | |
10 | Рефлексия занятия | |||
11 | Релакс-пауза | слушание сказки «Трое из Простоквашино» (Э.Успенский) | аудиозапись сказки |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа коррекционно-развивающих занятий "Наглядная геометрия и конструирование" для обучающихся начальных классов
Программа занятий рассчитана на обучающихся начальных классов специальной (коррекционной) школы VIII вида и способствует развитию пространственных и геометрических представлений, благоприятствует...
Программа коррекционно-развивающих занятий для обучающихся с задержкой психического развития (2 класс, вариант 7.1) на 2018-2019 учебный год
Рабочая программа по курсу коррекционно-развивающих занятий с психологом для обучающихся с ЗПР (вар...
Программа коррекционно-развивающих занятий для обучающихся с задержкой психического развития (3 класс, вариант 7.1) на 2018-2019 учебный год
У детей с ЗПР отмечается значительное замедление темпа психического развития и его качественное своеобразие по сравнению с нормой (Т. В. Егорова, Л. В. Кузнецова, В. И. Лубовский и др.).Исследования в...
Программа коррекционно-развивающих занятий для обучающихся с задержкой психического развития (1 класс, вариант 7.1) на 2018-2019 учебный год
Реализация коррекционно-развивающей области является обязательной составной частью комплексного сопровождения обучающихся с ЗПР. Курс «Психокоррекционные занятия» направлен на исправление ...
Рабочая программа коррекционно - развивающих занятий для обучающихся с ОВЗ (ЗПР) 1-4 классы
Программа коррекционно - развивающей работы учителя - дефектолога для обучающихся 1-4 классов с ЗПР...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно – развивающих занятий для обучающихся с задержкой психического развития 2 класс на 2023-2024 учебный год
Рабочая программа является нормативно-правовым документом, определяющим организацию логопедического коррекционно-образовательного ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА индивидуальных внеурочных (коррекционно-развивающих) занятий «Развитие познавательных процессов» для обучающейся 3 «В» класса по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования обу
Рабочая программа по курсу «Развитие познавательных процессов» составлена на основе:- Требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования...