Программа логопедического сопровождения обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ в условиях реализации ФГОС НОО
рабочая программа по логопедии на тему

Сотникова Ирина Минсагировна

Программа коррекционной работы, составленная в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, направлена на реализацию системы логопедической помощи детям с речевыми нарушениями в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в речевом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_soprovozhdeniya.doc56.54 КБ

Предварительный просмотр:

                                                       

                                                                                    Программа  логопедического сопровождения

 обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ  в условиях реализации ФГОС НОО

Структура программы коррекционной работы:

Пояснительная записка

Направления коррекционной работы учителя–логопеда

Характеристики обучающихся с отклонениями в речевом развитии, включающие основные направления коррекционно-развивающего обучения данных категорий детей

Перспективный план работы с детьми с фонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи, включающий планируемые результаты коррекционно-развивающего обучения.

Пояснительная записка

     Языковое образование и речевое развитие учащихся - это широкая социальная задача. Под развитием речи в узком смысле понимается овладение учащимися совокупностью речевых умений, обеспечивающих готовность к полноценному речевому общению в устной и письменной форме. При этом знания и умения по языку и речеведению составляют для учащихся фундамент, на котором происходит овладение речевыми умениями. Важно подчеркнуть еще и то обстоятельство, что для школьника родной язык - это не только предмет изучения, но и средство обучения другим дисциплинам. На уроках русского языка учащиеся овладевают общеучебными умениями, связанными с полноценной речевой деятельностью. Фактически все специальные речевые умения младшего школьника - умение анализировать прочитанное, устанавливая причинно-следственные связи и обобщая существенное, умение составлять план, создавать текст - повествование, описание или рассуждение с учетом его структуры, подробно, сжато или выборочно передавать его содержание - являются для него и общеучебными умениями. Поэтому речевая направленность обучения родному языку понимается и как установка на овладение средствами познания.

       Таким образом, основная задача обучения родному языку - развитие школьника как личности, полноценно владеющей устной и письменной речью.

    Данная программа  направлена на предупреждение неуспеваемости учащихся начальных классов, обусловленной различными отклонениями в речевом развитии (первичного характера). 

       Цель программы

      Программа коррекционной работы, составленная в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, направлена на реализацию системы логопедической помощи детям с речевыми нарушениями в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в речевом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.

Программа обеспечивает сопровождение детей с речевым недоразвитием, обучающихся в общеобразовательной школе, на логопедическом пункте (логопедический пункт – подразделение общеобразовательного учреждения, оказывающее помощь обучающимся, имеющим отклонения в развитии устной и письменной речи первичного характера, в освоении общеобразовательных программ, особенно по родному языку). Зачисление и выпуск детей на логопункте производятся на любом этапе начального образования. Продолжительность коррекционно-развивающего обучения составляет от одного года до четырех лет.

    Задачи программы

       Обеспечение своевременного выявления детей с трудностями адаптации, обусловленными речевым недоразвитием;

Определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения и степенью его выраженности;

Создание условий, способствующих освоению детьми с отклонениями в речевом развитии основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении;

Разработка и реализация коррекционно-развивающих рабочих программ, организация индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с нарушениями в речевом развитии;

Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с речевым недоразвитием по вопросам речевого развития детей.

   Условия реализации программы коррекционной работы

    Нормативно-правовое обеспечение:

Работа логопедического пункта организуется на основании:

Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" (с изменениями от 25 декабря 2008 г.)

Письма Минобразования РФ от 22 января 1998 г. N 20-58-07ин/20-4 "Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования"

Письма Минобразования РФ от 27 июня 2003 г. N 28-51-513/16 «Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования

Письма Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. N АФ-150/06 "О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами"

Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196 "Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении" (с изменениями от 23 декабря 2002 г., 1 февраля, 30 декабря 2005 г., 20 июля 2007 г., 18 августа 2008 г., 10 марта 2009 г.)

Инструктивного письма Министерства образования РФ от 14.12.2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»

Должностной инструкции учителя – логопеда средней общеобразовательной школы № 5… .

Психолого-педагогическое обеспечение:

– обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок, вариативные формы получения специализированной помощи) в соответствии с результатами диагностики;

– обеспечение психолого-педагогических условий (коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации коррекционно-развивающего процесса, повышения его эффективности, доступности);

– обеспечение специализированных условий (решение комплекса специальных задач на всех этапах коррекционного обучения, ориентированных на особые образовательные потребности обучающихся с речевым недоразвитием; использование специальных методов, приёмов, средств обучения, специализированных коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей; дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики нарушения развития ребёнка; комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях);

– обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм)

Механизм реализации программы

Основными механизмами реализации программы является:

- социальное партнёрство семьи, образовательного учреждения, предполагающее разделённую ответственность между участниками образовательных отношений;

- профессиональное взаимодействие специалистов образовательного учреждения( учитель – логопед, психолог, социальный педагог, родители, администрация, мед.работник, учитель начальных классов).

Программно-методическое обеспечение

     В процессе реализации программы коррекционной работы используются коррекционно-развивающие программы, диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий, рекомендуемые МОиН РФ для осуществления профессиональной деятельности учителя-логопеда общеобразовательной школы.

     Для обследования уровня развития речи используется модифицированный вариант тестовой логопедической диагностики – стандартизированной методики обследования речи с балльно-уровневой системой оценки (Фотекова Т.А., Ахутина Т.В.). Данная методика позволяет уточнить структуру речевого дефекта и получить речевой профиль; выстроить систему индивидуальной коррекционной работы; комплектовать подгруппы на основе общности структуры нарушений речи; отслеживать динамику речевого развития ребёнка и оценить эффективность коррекционного воздействия.

     Коррекционно-развивающая работа построена в соответствии с методическими рекомендациями А. В. Ястребовой, Т.П. Бессоновой (1984, 1999). Этот подход имеет не только коррекционную, но и профилактическую направленность: позволяет охватить значительное количество учащихся, вести коррекционно-развивающую работу в следующих направлениях:

– преодоление отклонений речевого развития детей (упорядочение и формирование языковых средств, необходимых для осуществления полноценной речевой деятельности);

– создание предпосылок для устранения пробелов в знании программного материала, обусловленных отставанием в развитии устной речи детей;

– коррекционно-воспитательная работа (развитие и совершенствование психологических и коммуникативных предпосылок к обучению, формирование полноценных учебных и коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности).

     При планировании занятий с детьми с фонетико–фонематическим (фонематическим) недоразвитием и занятий I и II-го этапа для детей с общим недоразвитием речи используются методические материалы, предложенные в пособиях Ефименковой Л.Н., Козыревой Л.М., Мазановой Е.В., Садовниковой И.Н..

 При планировании занятий III - го этапа коррекционно–развивающего обучения используются материалы Андреевой Н.Г.

      Программно-методическим обеспечением структурного компонента логопедических занятий по развитию психических процессов и формированию универсальных учебных действий является психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся 1 – 4 классов (Локалова Н.П.) и программа «Учись учиться», разработанная коллективом авторов ППМС-центра гимназии № 56 Санкт-Петербурга.

Материально-техническое и информационное обеспечение

      В МБОУ « Кулундинская    средняя общеобразовательная школа № 5 » создана надлежащая материально-техническая база, позволяющая обеспечить коррекционно-развивающую среду, в виде логопедического кабинета, соответствующего требованиям СанПиН, Инструктивного письма Министерства образования РФ от 14.12.2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» и оборудованного в соответствии с требованиями к содержанию и оформлению логопедического кабинета.

  Как необходимое условие реализации программы в логопедическом кабинете создан и пополняется информационно-методический фонд, состоящий из методических пособий и рекомендаций по всем направлениям и видам деятельности учителя-логопеда, наглядных пособий, мультимедийных, аудио– и видеоматериалов.

Подробно материально–техническое и информационное обеспечение кабинета описано в «Паспорте логопедического кабинета»

Этапы реализации программы коррекционной работы (Таблица 1)

1. В программе коррекционной работы представлены характеристики обучающихся с отклонениями в речевом развитии, основные направления коррекционно-развивающего обучения данных категорий детей и перспективный план работы с детьми с фонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи, включающее планируемые результаты коррекционно-развивающего обучения. Перспективный план детализируется в тематическом планировании, которое может уточняться (перераспределение часов на изучение отдельных тем) в зависимости от контингента обучающихся с нарушениями речи.

2. Направления коррекционной работы

    Программа коррекционной работы учителя – логопеда на ступени начального общего образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание (Таблица 2)

3. Характеристика отклонений в речевом развитии обучающихся общеобразовательной школы (Таблица3)

       Отклонения в речевом развитии детей, обучающихся в общеобразовательных учебных заведениях, имеют различную структуру и степень выраженности. Одни из них касаются только произношения звуков (преимущественно искаженное произношение фонем); другие затрагивают процесс фонемообразования и, как правило, сопровождаются нарушениями чтения и письма; третьи – выражаются в недоразвитии как звуковой, так и смысловой сторон речи и всех ее компонентов.

Наличие у школьников даже слабо выраженных отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии является серьезным препятствием в усвоении программы общеобразовательной школы.

       Учащихся, имеющих отклонения в формировании фонетико-фонематических и лексико-грамматических средств языка, можно разделить условно на три группы: учащиеся с фонетическим недоразвитием речи (фонетически изолированный дефект); учащиеся с фонетико-фонематическим и фонематическим (без нарушения звукопроизношения) недоразвитием речи; учащиеся с  несформированностью  языковых и речевых средств языка  (общее недоразвитие речи III–IV уровня).

      Приведенная группировка школьников по ведущему проявлению речевого дефекта помогает учителю-логопеду решать принципиальные вопросы организации коррекционной работы с детьми и определять содержание, методы и приемы логопедического воздействия в каждой группе. Основной контингент, который должен быть выявлен учителем-логопедом общеобразовательных школ прежде других, составляют дети, недостатки речи которых препятствуют их успешному обучению, т.е. учащиеся второй и третьей групп. Именно этим детям в целях предупреждения у них неуспеваемости логопедическая помощь должна быть оказана в первую очередь.

4. Перспективный план работы с группами учащихся с речевым недоразвитием

    Работа с детьми, имеющими общее недоразвитие речи III–IV уровня, организуется в три этапа (Таблица 4).

Оптимальная организация коррекционного обучения предусматривает одновременную работу над всеми компонентами речевой системы – звуковой стороной речи и лексико-грамматическим строем. Она осуществляется при максимальной концентрации внимания учителя-логопеда (и обучающихся) на основной задаче каждого из этапов, например, формировании полноценных представлений (обобщений) о звуковом составе слова на первом этапе, о морфологическом составе слова – на втором, синтаксических обобщениях – на третьем. Восполнение пробелов в развитии других компонентов речевой системы ведется методом устного опережения, т.е. создается база для дальнейшей целенаправленной работы при обязательной максимальной концентрации внимания и усилий учителя – логопеда и детей на решении основной задачи каждого этапа.

   На всех этапах ведется работа по формированию и коррекции навыка чтения (тематическое планирование).

Содержание I этапа коррекционно-развивающего обучения детей с ОНР совпадает с направлениями работы с детьми с ФФН и ФН.

В результате реализации программы коррекционной работы учителя–логопеда на ступени начального общего образования у обучающихся с речевым недоразвитием

1) будут восполнены пробелы:

- в развитии звуковой стороны речи;

-  в развитии лексического запаса и грамматического строя речи;

- в формировании связной речи.

2) будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.

Литература:

Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация коррекционной работы в школе. М.: ТЦ Сфера, 2005 г.

Инструктивное письмо Министерства образования РФ от 14.12.2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»

Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников (в 2-х частях) М: Ось – 89, 2006 .

Метусс Е.В., Литвина А.В. и др. Логопедические занятия со школьниками (1 – 5 класс). СПб : Каро, 2006 .

Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. М.: Просвещение, 2011 .

Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов. М: Аркти, 1999.

Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – Москва, Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997.

Тикунова Л.И., Игнатьева Т.В. Русский язык. Материалы для проведения контрольных и проверочных работ. 1-4 классы. - Москва, АСТ - АСТРЕЛЬ, 2001.

 Козырева Л.М. Как образуются слова. – Ярославль, Академия развития, 2001.

Козырева Л.М. Слова-друзья и слова-неприятели. – Ярославль, Академия развития, 2001.

Козырева Л.М. И свистящие, и шипящие, и самые звонкие. – Ярославль, Академия развития, 2003.

Козырева Л.М. Загадки звуков, букв, слогов. – Ярославль, Академия развития, 2003.

Козырева Л.М. Секреты прилагательных и тайны глаголов. – Ярославль, Академия развития, 2001.

Козырева Л.М. Тайны твердых и мягких согласных. – Ярославль, Академия развития, 2003.

Козырева Л.М. Путешествие в страну падежей. – Ярославль, Академия развития, 2001.

                                                           

     Этапы реализации программы коррекционной работы

Таблица 1

Этапы

Результаты

Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность).

Оценка контингента обучающихся для учёта особенностей речевого развития детей, определения специфики и их особых образовательных потребностей; оценка образовательной среды с целью соответствия требованиям программно-методического обеспечения, материально-технической базы.

Этап планирования, организации, координации (организационно-исполнительская деятельность).

Процесс специального сопровождения, имеющий коррекционно-развивающую направленность, детей с речевым недоразвитием при специально созданных (вариативных) условиях обучения, воспитания, развития, социализации рассматриваемой категории детей.

Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность).

Констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих программ особым образовательным потребностям ребёнка.

Этап регуляции и корректировки (регулятивно-корректировочная деятельность).

Внесение необходимых изменений в процесс сопровождения детей с речевым недоразвитием, корректировка условий и форм обучения, методов и приёмов работы.

           

                                                         Направления коррекционной работы

Таблица 2

Направления работы

Характеристика содержания

Мероприятия

Сроки

Диагностическая работа 

— своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной логопедической помощи;

— ранняя (с первых дней пребывания ребёнка в школе) диагностика отклонений в развитии речи и анализ причин трудностей адаптации;

— комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля;

— определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося с речевым недоразвитием, выявление его резервных возможностей;

— системный разносторонний контроль специалиста за уровнем и динамикой развития речи обучающихся;

— анализ успешности коррекционно-развивающей работы.

Обследование учащихся 1 - 4 классов с целью выявления детей с нарушениями устной и письменной речи.

Участие в заседаниях школьных ПМПк.

Анализ письменных работ учащихся

Обследование детей, обучавшихся на логопункте, с целью оценки эффективности коррекционно-развивающей  работы.

1 – 15 сентября

По плану работы начальной школы

В течение года

15 – 30 мая

Коррекционно-развивающая работа 

— выбор оптимальных для развития ребёнка с речевым недоразвитием коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;

— организация и проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений речевого развития и трудностей обучения;

— системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребёнка в динамике образовательного процесса, направленное на формирование универсальных учебных действий и коррекцию отклонений в развитии;

— коррекция и развитие высших психических функций;

Комплектование групп обучающихся в соответствии с уровнем речевого недоразвития.

Составление расписания, корректировка рабочих программ.

Проведение систематических логопедических занятий с учащимися с речевым недоразвитием в соответствии с рабочими программами и расписанием

Сентябрь

Сентябрь, начало каждой четверти

С 15 сентября по 15 мая

Консультативная работа 

— выработка совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимися с речевым недоразвитием, единых для всех участников образовательного процесса;

— консультирование учителей начальных классов и педагогов-предметников по вопросам выбора индивидуально-ориентированных подходов, методов и приёмов работы с обучающимися с проблемами речевого развития;

— консультативная помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов закрепления результатов коррекционного обучения ребёнка с речевым недоразвитием.

Консультации:

- по результатам диагностики

- по индивидуальным запросам педагогов и родителей

Сентябрь – октябрь

В течение года

Информационно-просветительская работа 

— различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса – обучающимся (как имеющим, так и не имеющим недостатки в развитии речи), их родителям (законным представителям), педагогическим работникам, — вопросов, связанных с организацией сопровождения детей с речевым недоразвитием в образовательном процессе;

—тематические выступления перед педагогами и родителями по проблемам учета индивидуально-типологических особенностей детей с речевым недоразвитием в процессе обучения и воспитания.

Выступления на заседаниях школьного методического объединениях, совещаниях, педагогических советах

Лекции и групповые консультации на родительских собраниях

Подготовка наглядных и раздаточных материалов для родителей и педагогов

По плану школьного методического объединения учителей начальных классов

Сентябрь – октябрь

Апрель – май

В течение года

                                Характеристика отклонений в речевом развитии обучающихся общеобразовательной школы

                                                                                                                                                                                                                     Таблица3

Вид речевого недоразвития

Характеристика группы

Основные направления работы

Речевые особенности

Психологические особенности

Учащиеся с фонетическим недоразвитием речи (фонетически изолированный дефект, ФизД)

Дефекты произношения отдельных звуков или их групп без других сопутствующих проявлений. Под влиянием различных причин ( анатомического отклонения в строении , подвижности артикуляционного аппарата, неполноценности речевой моторики или подражания неправильной речи) складывается и закрепляется искаженное артикулирование, отсутствие отдельных звуков, которое влияет лишь на внятность речи и не мешает нормальному развитию других ее компонентов.

    Типичные примеры нарушений: велярное, увелярное, одноударное произношение звука «р», мягкое произношение шипящих при нижнем положении языка, межзубное произношение свистящих и т.д.

    Обычно фонетические нарушения не оказывают влияния на усвоение детьми школьных знаний.

1. Развитие общей и мелкой моторики:

-статическая функция;

-динамическая функция.

2. Формирование произвольных движений органов артикуляции (по подражанию, по словесной инструкции, соотнесение правильности выполнения с кинестетическими ощущениями).

3 .Постановка (коррекция) звуков

(формирование первоначальных умений правильного произнесения звука на специально подобранном речевом материале, различными способами).

4. Совершенствование аналитико - синтетической деятельности речедвигательного анализатора

( обучение последовательности, переключению артикуляционных движений, увеличению амплитуды и объема движений).

5. Автоматизация звуков

- в слогах ( прямых, обратных, со стечением согласных):

- в словах ( в ударном, безударном слоге):

- в предложениях:

- в ситуативной, контекстной формах речи.

6. Дифференциация артикуляционно близких звуков

6. Сочетание логопедического воздействия с дифференцированным артикуляционным массажем и гимнастикой, логопедической ритмикой, лечебной физкультурой, физиотерапией, медикаментозным лечением.

7. Работа над просодической стороной речи ( мелодикой, интонацией, тембром, темпом).

8. Восполнение недостаточности слуховых дифференцировок в устной речи за счет закрепления в речевом опыте моторных стереотипов.

9. Обогащение лексико - семантических средств (обучение пользованию словами - понятиями, прилагательными, наречиями, сложными предлогами, актуализация словаря).

10. Формирование мотивационной основы речи.

Учащиеся с фонетико-фонематическим и фонематическим (без нарушения звукопроизношения) недоразвитием речи (ФФН, ФН)

Не только дефектно произношение тех или иных звуков, но и недостаточно их различение, непонимание акустической и артикуляционной разницы между оппозиционными звуками.

Нарушения произносительной стороны речи: замены и смешения звуков, близких по акустическим или артикуляторным признакам (свистящих -с, з, ц; шипящих - ш, ж, ч, щ; парных звонких и глухих -б - п, д -т, в -ф, з-с, ж ~ш,  сонорных - р - л; мягких и твердых и т.д.) Иногда замены и смешения звуков сочетаются с искаженным произношением отдельных звуков, что связано с аномалиями в строении артикуляционного аппарата или несовершенством речевой моторики.

Затруднения в звуковом анализе слов: не могут выделить звуки из анализируемого слова, недостаточно четко дифференцируют на слух выделенный звук; смешивают его с акустически парным, испытывают затруднения в сравнении звукового состава слов, отличающихся одним звуком, допускают ошибки в определении количества и последовательности звуков в слове, пропускают, переставляют, вставляют лишние звуки и слоги.

В письменной речи имеются специфические (дисграфические) ошибки: замены и смешение букв, обозначающих звуки, сходные по акустическим и (или) артикуляторным признакам, пропуски, вставки, перестановки букв и слогов, замены букв по графическому сходству.

Чтение у детей с фонетико - фонематическим недоразвитием, наряду со специфическими ошибками (заменами, смешениями, пропусками, вставками, перестановками звуков, слогов, слов в предложении), характеризуется замедленным темпом, недостаточным осмыслением прочитанного.

1. Неустойчивое внимание.

2. Недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям.

3. Недостаточное развитие способности к переключению.

4. Недостаточное развитие словесно-логического мышления.

5. Недостаточная способность к запоминанию преимущественно словесного материала.

6. Недостаточное развитие самоконтроля, преимущественно в области языковых явлений.

7. Недостаточная сформированность произвольности в общении и деятельности.

СЛЕДСТВИЯ:

1) Недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полоноценными навыками учебной деятельности.

2) Трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности; умение работать в определенном темпе).

1. Развитие общей и мелкой моторики:

2. Формирование произвольных движений органов артикуляции (по подражанию, по словесной инструкции, соотнесение правильности выполнения с кинестетическими ощущениями).

3. Постановка (коррекция) звуков

4. Совершенствование аналитико - синтетичесой деятельности речедвигательного анализатора (обучение последовательности, переключению, объему артикуляционных движений).

5. Формирование умения сравнивать, сопоставлять и различать звуки речи (сначала правильно произносимые, позже - уточненные и исправленные).

6. Отработка и уточнение артикуляции тех звуков, которые правильно произносятся изолированно, но в речи сливаются или звучат недостаточно отчетливо, смазанно

7. Автоматизация звуков (в слогах, словах, предложениях, ситуативной, контекстной формах речи).

8. Дифференциация акустически и артикуляторно близких звуков.

9. Развитие фонематического восприятия по дифференциации фонем (твердых - мягких, звонких - глухих и т.д.) с опорой на различные анализаторы (речеслуховой, речедвигательный, зрительный и др.):

-в чужой речи;

-в собственной;

-в умственном плане.

10. Развитие фонематического анализа и синтеза:

- предварительный (с опорой на звуковую схему слова);

- слуховой (без опоры с утрированным произнесением);

- произносительный.

11.Развитие предметного, зрительного гнозиса.

12. Коррекция письменной речи (в соответствии с выявленными трудностями)

13. . Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению

14. Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению

15. Формирование универсальных учебных действий

Учащиеся с несформированностью языковых и речевых средств языка (общее недоразвитие речи III - IV уровня, ОНР)

Дефекты речи затрагивают не только фонетико- фонематические процессы, но и лексико - грамматический строй речи.

Неполноценность речевой моторики, дефекты строения артикуляционного аппарата приводят к искаженному артикулированию отдельных звуков или их групп. Наряду с искажениями, наблюдаются замены и смешения звуков, близких по артикуляторным или акустическим признакам.

Недостаточная сформированность фонематических процессов ведет к затруднению овладения звуковым анализом слова: не могут выделить звуки из анализируемого слова, недостаточно четко дифференцируют на слух выделенный звук, с трудом сравнивают звуковой состав слов, отличающихся одним звуком, определяют количество и последовательность звуков и слогов в слове.

Словарный запас беден, ограничен обиходно - бытовой тематикой. Преобладают слова, обозначающие конкретные предметы и действия, количество обобщающих слов и слов, обозначающих абстрактные понятия недостаточно. Имеющиеся у детей в словаре понятия неполноценны - сужены, неточны, часто ошибочны. Наблюдаются замены слов по звуковому, смысловому и морфологическому признакам. Словоизменение и словообразование затруднено: допускают большое количество ошибок в употреблении суффиксов, приставок, окончаний.

Грамматическое оформление речи представлено преимущественно простым предложением с небольшим распространением. При построении развернутых предложений, включающих более 5 слов, а также предложений сложных синтаксических конструкций, учащиеся допускают ошибки в согласовании, падежном и предложном управлении, в употреблении сложных предлогов.

Связная речь характеризуется односложностью, неумением связно, последовательно строить рассказ, бедностью в выборе языковых средств. Логическое построение связного высказывания нарушено: наблюдается застревание на второстепенных деталях и пропуск важного логического звена, неумение передать последовательность событий.

Недостаточная сформированность устной речи ведет к нарушениям письменной речи. Наблюдаются ошибки на уровне буквы и слога (смешение букв по акустико - артикуляционному сходству звуков: парные звонкие и глухие согласные, твердые и мягкие, свистящие и шипящие, соноры, аффрикаты; замены и смешения букв по кинетическому сходству: о - а, б - д, и - у, п - т, х - ж и др. ); ошибки звукового анализа (пропуски, вставки, перестанови букв и слогов, упрощение структуры слова, персеверации, антиципации, контаминации; ошибки на уровне предложения ( неумение выделить слово, предложение из текста, неправильное употребление падежных окончаний существительных и прилагательных, пропуски слов, предлогов, нарушения согласования слов в роде, числе и падеже.

Чтение у детей данного уровня речевого недоразвития в основном неверное, побуквенное, угадывающее, с частой заменой одного слова другим. Имеет место недостаточное понимание и осмысление прочитанного.

1. Развитие общей и мелкой моторики:

2. Формирование произвольных движений органов артикуляции

3. Постановка (коррекция) звуков

4. Совершенствование аналитико - синтетической деятельности речедвигательного анализатора (обучение последовательности, переключению, объему артикуляционных движений).

5. Автоматизация звуков

6. Дифференциация акустически и артикуляционно близких звуков

7. Работа над просодической стороной речи (мелодикой, интонацией, тембром, темпом).

8. Развитие фонематического восприятия по дифференциации фонем (твердых - мягких, звонких - глухих и др.) с опорой на различные анализаторы

- вспомогательные средства и действия;

- в речевом плане;

- в умственном плане.

9. Развитие фонематического восприятия:

- формирование навыков анализа и синтеза звуко - слогового состава слова;

- формирование умения сравнивать, сопоставлять и различать звуки речи (сначала правильно произносимые, позже - уточненные и исправленные).

10. Уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса:

- путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи,

- за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования

11. Уточнение, развитие и совершенствование грамматическою оформления речи путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций.

12. Совершенствование умения строить и перестраивать предложения адекватно замыслу.

13. Развитие навыков построения связного высказывания:

- установлений логической последовательности, связности;

- отбор языковых средств для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, оценка и т.п.)

14. . Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению

15. Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению

16. Формирование универсальных учебных действий

       

                             

        Перспективный план работы с группами учащихся с речевым недоразвитием

                                                                                                                                                                                                                 Таблица 4

Этапы коррекционного обучения

Задачи работы по преодолению отклонений речевого развития детей

Задачи

коррекционно-воспитательной работы

Планируемые результаты коррекционно-развивающего обучения

I этап

Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи. 

- Формирование полноценных фонематических процессов.

- Формирование представлений о звукобуквенном составе слова.

- Формирование навыков анализа и синтеза звуко-слогового состава слова.

-Коррекция дефектов произношения (если таковые имеются).

I. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:

1) устойчивости внимания;

2) наблюдательности (особенно к языковым явлениям);

3) способности к запоминанию;

4) способности к переключению;

5) навыков и приемов самоконтроля;

6) познавательной активности;

7) произвольности общения и поведения;

II. Формирование полноценных учебных умений:

1) планирование предстоящей деятельности:

а) принятие учебной задачи;

б) активное осмысление материала;

в) выделение главного, существенного в учебном материале; определение путей и средств достижения учебной цели;

2) контроль за ходом своей деятельности (от умения работать с образцами до умения пользоваться специальными приемами самоконтроля);

3) работа в определенном темпе (умение быстро и качественно писать, считать, производить анализ, сравнение, сопоставление и т.д.;

4) применение знаний в новых ситуациях;

5) анализ, оценка продуктивности собственной деятельности.

I. Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению:

1) умение внимательно слушать и слышать учителя - логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкциям и замечаниям (т.е. занять позицию ученика);

2) умения понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;

3) умения свободно владеть вербальными средствами общения в целях четкого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией;

4) умения целенаправленно и последовательно (в соответствии с заданием, инструкцией) выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки со стороны учителя - логопеда

.

II. Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности:

1) ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием;

2) ответы на вопросы по ходу учебной работы с адекватным использованием усвоенной терминологии;

3) ответы 2-3-мя фразами по ходу и итогам учебной работы (начало формирования связного высказывания)

4) применение инструкции (схемы) при подготовке развернутого высказывания по ходу и итогам учебной работы;

5) употребление усвоенной учебной терминологии в связных высказываниях;

6) обращение к учителю - логопеду или товарищу по группе за разъяснением;

7) пояснение инструкций, учебной задачи с использованием нужной терминологии;

8) развернутый отчет о последовательности выполнения учебной работы, подведение итогов занятия;

9) формулирование задания при выполнении коллективных видов учебной работы;

10) проведение дифференцированного опроса и оценка ответов своих товарищей (в роли руководителя различных видов учебной работы);

11) соблюдение речевого этикета при общении (обращение, просьба, диалог);

12) составление устных связных высказываний с элементами творчества.

При завершении I этапа коррекционно-развивающего обучения у учащихся должны быть:

- сформирована направленность внимания на звуковую сторону речи; восполнены основные пробелы в формировании фонематических процессов;

- уточнены первоначальные представления о звуко-буквенном, слоговом составе слова с учетом программных требований; отдифференцированы все звуки;

- уточнены и активизированы имеющийся у детей словарный запас и конструкции простого предложения (с небольшим распространением);

- введены в активный словарь необходимые на данном этапе обучения слова-термины: звук, слог, слияние, слово, гласные, согласные, твердые- мягкие согласные, звонкие—глухие согласные, предложение и т.д.

  Таким образом, в течение I этапа должны быть устранены дефекты произношения и различения оппозиционных звуков, упорядочены представления о звуковой стороне речи, сформированы навыки анализа и синтеза звуко-буквенного состава слова, что создает необходимые предпосылки для формирования и закрепления навыка правильного письма и чтения, развития языкового чутья, предупреждения общей и функциональной неграмотности.

II этап

Восполнение пробелов в развитии лексического запаса и грамматичес-кого строя речи.

- Уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшему обогащению словарного запаса как путем накопления новых слов, являющихся различными частями речи, так и за счет умения активно пользоваться различными способами словообразования.

- Уточнение значений используемых синтаксических конструкций.

- Дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления связной речи путем овладения учащимися словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций.

 По истечении II этапа коррекционно—развивающего обучения учащиеся должны уметь:

- ориентироваться в морфемном составе слова, т. е. определять, посредством каких частей слова, стоящих перед или после общей части родственных слов, образуются новые слова и как изменяются при этом их значения;

- активно пользоваться различными способами словообразования;

- правильно использовать новые слова в предложениях различных синтаксических конструкций (т.е. устанавливать связь между формой и значением);

- передавать суть выполняемых упражнений, последовательность производимых умственных действий в развернутом высказывании.

Иными словами, к концу II этапа коррекционного обучения у детей должны быть заложены основы лексической системности — усвоения смысловых связей слов, сначала значительно отличающихся друг от друга по семантике; позже — между словами семантически близкими, отличающимися одним дифференциально-семантическим признаком.

III этап

Восполнение пробелов в формировании связной речи.

- Развитие навыков построения связного высказывания: программирование смысла и смысловой

культуры высказывания.

- Установление логики (связности и последовательности), точное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания.

- Отбор языковых средств, адекватных смысловой концепции, для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение, передача содержания текста, сюжетной картины).

По истечении III этапа коррекционно—развивающего обучения учащиеся должны уметь:

- отличать связное высказывание (текст) от набора слов, набора предложений, различных искаженных вариантов;

- определять тему рассказа; основную мысль текста; последовательность и связность предложений в тексте;

- определять замысел высказывания; последовательность развертывания высказывания (план); связность предложений и смысловую зависимость между ними;

- отбирать языковые средства, адекватные замыслу высказывания;

- составлять план связного высказывания;

- самостоятельно формулировать и задавать вопросы, чтобы продолжать общение-диалог;

- сравнивать, обобщать и делать вывод;

- доказывать и рассуждать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования.

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе примерной программы НОО, программы УМК «Школа России»,методических рекоме...

Актуальные аспекты обучения детей с особыми возможностями здоровья и трудностями в освоении основной образовательной программы

В этой работе я описываю возможную помощь семьям, в которых воспитываются дети с особыми возможностями здоровья. Реализация таких детей в современном обществе....

Программа педагогического сопровождения учащихся, испытывающих трудности в обучении.

Программа  педагогического сопровождения учащихся начальной школы направлена на преодоление трудностей в формировании предметных результатов освоения программы ООП НОО по русскому языку и лтерату...

Программа логопедического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как часть адаптированной программы начального общего образования для обучающихся с ЗПР

Программа логопедического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как часть адаптированной программы начального общего образования для обучающихся с ЗПР....

"Интеграция здоровьесберегающих логопедических приёмов в общеобразовательный процесс в условиях реализации ФГОС"

Авторы: Галитовская Е.Ю., Плетенева Т.А., Буравская Т.А.Использование здоровьесберегающих технологий, представленные в данной статье,  оказывает положительное воздействие на учеников: повышается ...

Рабочая программа по учебному предмету "Речь и альтернативная коммуникация"для обучающихся 2 Д класса (адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2

Рабочая программа учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация» для обучающихся 2 классов является приложением к адаптированной основной общеобразовательной программе образования ...

Программа работы с обучающимися, испытывающими трудности в обучении

Краткосрочная программа работы с учащимися, испытывающими трудности в обучении (4 класс)....