Конспект занятия для 1 доп. класса по предмету "Окружающий социальный мир", раздел "Предметы быта", по теме: сюжетно-ролевая игра "Чаепитие" для детей с интеллектуальными нарушениями (УО) умеренной, тяжелой степени выраженности и ТМНР
методическая разработка (1 класс)
Конспект занятия составлен в рамках декады МО начальных классов. Представляет интерес для учителей начальных классов, работающих с детьми с интеллектуальными нарушениями развития (вариант 2).
Цель занятия: формирование представлений о чайной посуде (узнавание/различение и знание назначения предметов посуды); формирование умения ориентации в социальной среде и общепринятых правилах поведения (действовать согласно принятой на себя роли в рамках предъявленного сюжета).
Основные смыслы: чайная посуда – это посуда для питья, заваривания и хранения чая, т.е. чайники для кипятка и для заварки, чайные чашки, ложечки, блюдца, сахарница, маслёнка, вазы для конфет и печенья. Чаепитие — мероприятие по употреблению чая. В сюжетно-ролевой игре ребенок ориентируется в самых общих, фундаментальных смыслах человеческой деятельности, в отношениях людей. Принимая на себя роли в сюжетно-ролевой игре, воссоздавая поступки взрослых, ребенок начинает ориентироваться в отношениях между людьми, что обеспечивает в полной мере его социально-личностное развитие.
Продолжительность занятия: 40 минут.
Скачать:
Предварительный просмотр:
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области «Школа-интернат № 3 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья городского округа Тольятти»
ул. Кирова, д. 64, г.о. Тольятти, Самарская обл., 445004. Тел./факс (8482) 22-29-34. E-mail: so_school3i@samara.edu.ru ул. Матросова, д. 31, г.о. Тольятти, Самарская обл., 445008.
тел./факс (8482) 24-51-31.
Конспект занятия
для 1 доп. «К» класса ГБОУ школы-интерната №3
г.о. Тольятти
по предмету «Окружающий социальный мир»,
раздел «Предметы быта»,
по теме: сюжетно-ролевая игра «Чаепитие»
Конспект составлен на основе: адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) ГБОУ школы-интерната №3 г.о. Тольятти
Конспект составила: учитель Кулагина Л.Б.
Цель: формирование представлений о чайной посуде (узнавание/различение и знание назначения предметов посуды); формирование умения ориентации в социальной среде и общепринятых правилах поведения (действовать согласно принятой на себя роли в рамках предъявленного сюжета).
Задачи:
Образовательные:
- формировать представление о предметном мире, созданном человеком (многообразие, функциональное назначение предметов, действия с ними);
- учить узнавать/различать предметы посуды (чашка, ложка, тарелка);
- учить назначению предметов посуды (чашка, ложка, тарелка);
- знакомить с явлениями социальной жизни и общепринятыми нормами поведения (чаепитие);
- формировать навыки поведения за столом, общения с гостем;
- закрепить умение соблюдать последовательность действий при работе с красками; закрашивание внутри контура;
- развивать физические способности, расширять объем мышечно-двигательных представлений и двигательной памяти.
Коррекционно-развивающие:
- развивать умственные действия (классификация, сериация, умение выделить из предложенного необходимое, найти логическую взаимосвязь);
– развивать умение анализировать и синтезировать полученную информацию;
– развивать наглядно-образное мышление;
- пополнять активный словарь по теме занятия;
- развивать общую и мелкую моторику, координацию движений, зрительно-моторную координацию.
Воспитательные:
- воспитывать положительное отношение к занятиям;
– воспитывать интерес к желанию говорить;
– воспитывать положительное эмоциональное отношение к взрослым и детям;
– воспитывать интерес к художественному творчеству;
– развивать навыки сотрудничества, взаимопонимания.
Основные смыслы: Чайная посуда – это посуда для питья, заваривания и хранения чая: чайники для кипятка и для заварки, чайные чашки, ложечки, блюдца, сахарница, маслёнка, вазы для конфет и печенья. Чаепитие — мероприятие по употреблению чая. В сюжетно-ролевой игре ребенок ориентируется в самых общих, фундаментальных смыслах человеческой деятельности, в отношениях людей. Принимая на себя роли в сюжетно-ролевой игре, воссоздавая поступки взрослых, ребенок начинает ориентироваться в отношениях между людьми, что обеспечивает в полной мере его социально-личностное развитие.
Продолжительность занятия: 40 минут.
Планируемые результаты.
Личностные:
- проявление интереса к занятию;
- проявление усидчивости, терпения, адекватного поведения;
- положительные эмоциональные реакции (удовольствие, радость) в процессе собственной деятельности;
- развитие самостоятельности и творческих устремлений;
- развитие умения обращаться за помощью и принимать помощь;
- уважительное отношение к своим работам и работам своих товарищей;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками.
Предметные:
- проявление интереса к занятию;
- проявление усидчивости, терпения, адекватного поведения;
- положительные эмоциональные реакции (удовольствие, радость) в процессе собственной деятельности;
- развитие самостоятельности и творческих устремлений;
- развитие умения обращаться за помощью и принимать помощь;
- уважительное отношение к своим работам и работам своих товарищей;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками.
Форма занятия: Интегрированное фронтальное занятие («Окружающий социальный мир» - «Изобразительная деятельность» - «Адаптивная физическая культура»).
Оборудование: Демонстрационная кукла, сюжетная картина к сказке К.И. Чуковского «Федорино горе», колючий шарик «су-джок» (по количеству участников); игровой материал игры «Чайная пара» - набор разрезных тематических картинок (чайная чашка и блюдце), экран и видеопроектор для демонстрации мультфильма «Самовар», видеозапись м/ф «Самовар Иван Иваныч», 1987г. (м/ф по мотивам стихотворений Д.Хармса); игровой материал для сюжетно-ролевой игры: скатерть, чайная пара и чайные ложки (по количеству участников), чайник/ самовар, сахарница, сухарница, сушки, бумажные салфетки в салфетнице; наклейки «Посуда» (по количеству участников). Раздаточный материал для изобразительной деятельности (по количеству участников): акварельные краски, кисти, стаканчики для воды, раскраски «Чайная пара».
Структура занятия
Часть 1. Мотивационная
Первая часть занятия создаёт благоприятную эмоциональную обстановку для принятия обучающимися последующей информации и побуждает к учебным действиям. Используется сюрпризный момент (появление куклы Кати), создаётся проблемная ситуация (загадывание загадки) и с помощью игрового метода учащиеся находят решение проблемы. Проводиться пальчиковая гимнастика с колючими шариками «су-джок» на развитие мелкой моторики.
Часть 2. Основная
Беседа «Чаепитие», просмотр мультфильма «Самовар Иван Иваныч», физминутка «Посуда». Сюжетно-ролевая игра «Чаепитие», подвижная дидактическая игра «Чайная пара». Изобразительная деятельность: закрашивание внутри контура «Чайная пара».
Часть 3. Заключительная
Рефлексия, подведение итогов занятия.
Интеграция с учебными предметами
Изобразительная деятельность: умение соблюдать последовательность действий при работе с красками; закрашивание внутри контура.
Адаптивная физическая культура: проведение пальчиковой гимнастики, физминутка «Посуда», подвижная дидактическая игра «Чайная пара»
Список использованной литературы:
1. 1. Венгер Л. А. Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребенка // Игра и её роль в развитии ребенка дошкольного возраста: Сб. научных трудов. — М., 1978–127с.
8. Михайленко Н. Я. Теория сюжетно — ролевых игр. — М.: ЮНИТИ. 2010. -365с
Интернет ресурсы:
1. Классификация сюжетно-ролевых игр
https://studme.org/228639/pedagogika/klassifikatsiya_syuzhetno_rolevyh
2. Трафареты чайная пара
https://trafaret.papik.pro/o-skripte/6120-chajnaja-para.html
Характеристика этапов занятия
Задачи этапа | Содержание учебного материала | Методы и приёмы работы | Форма организации | Деятельность учителя | Деятельность учеников | |
Часть 1. Мотивационная– (5 минут) | ||||||
1.1 Обеспечить начальную организацию и психологическую готовность учащихся к занятию | Прозвенел для всех звонок - начинается урок! Головами покиваем, Носиками помотаем, И зубами постучим, И немножко помолчим! | Стимулирование положительной мотивации. Словесно-практический | Фронт. | Приветствует детей, устанавливает зрительный контакт. Обращает внимание детей на школьный звонок, который является сигналом к началу урока (учитель может использовать ручной колокольчик, для лучшей наглядности) Проверка психологической готовности класса к занятию. | Сидят за партами, выполняют движения согласно тексту, по показу педагога | |
1.2 Создать целевую установку на предстоящую деятельность | Ребята, посмотрите, кто к нам пришёл в гости. Это кукла Катя. Катя сейчас загадает нам загадку: - Чашки, ложки, чайник, блюдо: Имя общее - (посуда) Ребята, вы догадались, о чём мы сегодня будем говорить? – о посуде. Помните, в сказке К.И. Чуковского «Федорино горе», грязная посуда ушла от бабушки Федоры. Давайте поможем Федоре вернуть посуду и вымоем её. | Сюрпризный момент | Фронт. | Педагог привлекает внимание детей, загадывая ребятам загадку. Педагог демонстрирует детям сюжетную картину к сказке К.И. Чуковского «Федорино горе». | Слушают учителя, смотрят на действия педагога. Эмоционально реагируют. | |
1.3 Физминутка на развитие мелкой моторики | Пальчиковая гимнастика «Посуда» (Приложение 1) | Перцептивный (наглядный) метод; практический метод | Фронт. Индив. | Педагог рассказывает стихотворение и показывает определённые движения – катает колючий шарик «су-джок» в ладонях. | Слушают педагога, выполняют движения по словесной инструкции педагога - катают колючий шарик «су-джок» в ладонях | |
Часть 2. Основная (30 мин) | ||||||
Художественное изучение реальной действительности, выявление необходимости проведения сюжетно-ролевой игры | Ребята, кукла Катя приглашает нас с вами в гости, на чаепитие. А что это такое, чаепитие? Сейчас я вам расскажу. Беседа «Традиции чаепития», (Приложение 2). | Беседа | Фронт. | Рассказывает рассказ, вызывает эмоциональный отклик у учащихся, побуждает к невербальному общению, доступными детям средствами. | Слушают педагога. эмоционально реагируют на его слова. | |
Закрепление беседы, мотивация к деятельности | Просмотр части мультфильма «Самовар Иван Иваныч» | Просмотр | Фронт. | Демонстрирует видеозапись | Смотрят, эмоционально реагируют | |
Физминутка на развитие общей моторики | Физминутка «Посуда» (Приложение 3) | Перцептивный (наглядный метод; практический метод) | Фронт., индивид. | Педагог рассказывает стихотворение и показывает определённые движения. | Дети слушают и повторяют движения за педагогом | |
Возникновение замысла, разработка сюжета игры, распределение ролей, процесс игры | Ребята, я хочу предложить вам поиграть в игру «Ждем гостей на чаепитие». Давайте распределять роли. Сюжетно-ролевая игра «Чаепитие» (Приложение 4) | Гностический (проблемно-поисковый), игровой, практический методы | Фронт., индивид. | Распределяет роли, определяет сюжетную линию, руководит учениками в процессе игры | Слушают педагога, выполняют действия по словесной инструкции. Смотрят, эмоционально реагируют | |
Создание игровой ситуации, эмоциональная разгрузка, закрепление материала | А сейчас я предлагаю вам превратиться в «посуду» и поиграть в интересную игру! Подвижная дидактическая игра «Чайная пара». (Приложение 5) | Перцептивный (наглядный) метод; практический, игровой | Фронт. Индив. | Педагог надевает символическое изображение «Самовар»; объясняет правила игры и делит группу детей делят на две подгруппы; помогает детям в процессе игры | Дети слушают, участвуют в игре: ищут свою пару по предложенному образцу | |
Мотивация к деятельности, возникновение замысла и разработка воображаемых моделей декоративного оформления. | Кукле Кате очень понравилось у нас в гостях, но, к сожалению, ей пора домой. Сделаем для неё подарки, раскрасим «Чайную пару». Кукла Катя будет рассматривать наши рисунки и вспоминать о нашем чаепитии. Изобразительная деятельность: закрашивание внутри контура «Чайная пара». (Приложение 6) | Практический метод | Фронт. Индив. | Показывает контурное изображение раскраски «Чайная пара» и объясняет алгоритм действий; при необходимости оказывает все виды помощи | Слушают педагога, выполняют действия по словесной инструкции | |
Подведение итогов продуктивной деятельности | Посмотрите на свои работы, какие вы все молодцы! Вы старались, и у вас всё получилось! Кукла Катя радуется, какие хорошие подарки получились. | Самоанализ и самооценка | Фронт. | Анализирует детские работы | Слушают, педагога, смотрят, эмоционально реагируют | |
Часть 3. Заключительная (5 минут) | ||||||
3.1 Сформулировать основной итог занятия | Наше занятие подошло к концу, мы многое успели сделать. Вспомнили, что чашка, ложка и тарелка - это посуда. А на чаепитии мы приглашаем гостей, накрываем на стол, с удовольствием чьём чай и угощаем друг друга. | Самоанализ и самооценка | Фронт. | Вербально анализирует, и оценивает индивидуальную и групповую работу детей; подводит итог занятия. | Слушают, педагога, смотрят, эмоционально реагируют | |
3.2 Оценить достигнутые результаты | Ребята, кукла Катя говорит вам спасибо и дарит каждому наклейку «Посуда». | Рефлексия с использованием стимульного материала | Фронт. Инд. | Привлекает внимание детей, «эмоционально закрепляет» тему занятия, благодарит за работу | Слушают, педагога, смотрят, эмоционально реагируют |
Приложение 1
Пальчиковая игра «Посуда»
Цель: развивать мелкую моторику и координацию движений, используя колючий шарик «су-джок».
Текст стихотворения
Вымоем без уговоров
Мы посуду для Федоры:
Моем вилку, чашку, ложку,
Сковородку, поварёшку,
Моем блюдце и стакан,
И закроем крепко кран.
Приложение 2
Беседа «Традиции чаепития»
Цель: формировать положительный настрой к предстоящей деятельности; художественное изучение реальной действительности, выявление необходимости проведения сюжетно-ролевой игры.
В старину был обычай собираться всей семьёй за чаепитием. Стол для чаепития всегда красиво накрывали скатертью, доставали красивую посуду. Чайная посуда – это посуда для питья, заваривания и хранения чая: чайники для кипятка и для заварки, чайные чашки, ложечки, блюдца, сахарницы, маслёнки, вазы для конфет и печенья. Центром чайного стола является самовар. По этому поводу пекли пироги, плюшки, покупали баранки, сушки, пряники и другие хлебные изделия; ставили на стол варенье, сахар.
Чай разливала по чашкам хозяйка дома – бабушка или мама. Пили чай из блюдца медленно, не спеша. Во время чаепития вели спокойную, неторопливую беседу: обсуждали семейные дела, планировали покупки, рассказывали о своей работе.
Приложение 3
Физминутка «Посуда»
Цель: развивать общую моторику и координацию движений, зрительно-моторную координацию.
Текст игры | Действия детей |
Вот фарфоровые чашки - очень хрупкие, бедняжки | Дети приседают, одна рука на поясе. |
Вот фарфоровые блюдца, только стукни – разобьются | Дети кружатся, рисуя руками круг |
Вот серебряные ложки, голова на тонкой ножке | Потянуться руками вверх, сомкнуть руки над головой |
Вот пластмассовый поднос, он посуду нам принёс | Вытянуть руки вперёд |
Приложение 4
Сюжетно-ролевая игра «Чаепитие»
Цель: формирование умения ориентации в социальной среде и общепринятых правилах поведения (действовать согласно принятой на себя роли в рамках предъявленного сюжета).
Задачи:
- способствовать возникновению игр на бытовые сюжеты;
- формировать представление о предметном мире, созданном человеком (многообразие, функциональное назначение предметов, действия с ними);
- учить узнавать/различать предметы посуды (чашка, ложка, тарелка);
- учить назначению предметов посуды (чашка, ложка, тарелка);
- знакомить с явлениями социальной жизни и общепринятыми нормами поведения (чаепитие);
- формировать навыки сервировки стола для чаепития;
- формировать навыки поведения за столом, общения с гостем;
- обогащать игровой опыт путем объединения отдельных игровых действий в единую сюжетную линию;
- развивать ролевое взаимодействие в совместной игре, диалогическую речь.
Ход игры:
Педагог: Я хочу предложить вам поиграть в игру «Ждем гостей на чаепитие». Давайте распределять роли. Кира будет хозяйкой дома, мамой. Маме нужны помощники, с которыми она будет готовиться к приему гостей (выбирают помощников).
- Артём, а какую посуду надо приготовить для чая? Правильно, чашку, блюдце, ложечку. Платон, помоги мне, пожалуйста, постелить скатерть. Сейчас в центр стола я поставлю самовар. Данила, расставь, пожалуйста, посуду на столе к каждому стульчику (дети накрывают на стол). Ярослав, принеси, пожалуйста, салфетки, чтобы мы, когда попили чай, вытерли ручки и промокнули рот.
Мама приглашает гостей:
- Кира, приглашай ребят, у нас для встречи все уже готово: согрет чайник и накрыт стол. Присаживайтесь, гости дорогие! (дети садятся за стол).
- Ребята, давайте угостим куклу Катю чаем! Артём, налей, пожалуйста, кукле Кате чай из чайника.
- А ещё кукла Катя угощает нас сушками.
- Ребятки, а Катя попробовала чай и он у неё несладкий. Что мы забыли поставить на стол? Правильно, сахарницу (посуду для сахара). Сахарница тоже входит в чайный сервиз. Данила, положи, пожалуйста, кусочек сахара в чашку Кати. Все пьют чай, общаются друг с другом, обсуждают, у кого с каким кремом пирожное, какую конфету съели, какое печенье понравилось и т.д. Педагог поддерживает, направляет разговор. Если дети невербальные, сам проговаривает всю информацию за всех. Гости постепенно заканчивают чаепитие, прощаются с хозяевами.
- А теперь мы с вами поблагодарим хозяйку дома: -Спасибо, всё было очень вкусно! И поможем хозяйке убрать посуду со стола.
Педагог: Ребята, вам понравилась игра? Я очень рада, что сегодня в игре были вежливые, общительные гости и добрые, радушные хозяева.
Приложение 5
Подвижная дидактическая игра «Чайная пара»
Цель: составить чайную пару (чашку и блюдце).
Задачи:
- формировать представление о предметном мире, созданном человеком (многообразие, функциональное назначение предметов, действия с ними);
- учить узнавать/различать предметы посуды (чашка, блюдце);
- развивать умение анализировать и синтезировать полученную информацию (объединение предметов в смысловую пару);
- формировать самоконтроль (соблюдение правил игры);
- развивать ролевое взаимодействие в совместной игре, диалогическую речь.
Ход игры:
Педагог надевает на себя символическое изображение «Самовар». Объясняет правила игры и делит группу детей на две подгруппы.
В первой подгруппе каждому ребёнку прикрепляют (вешают) картинку с изображением чашки, во второй подгруппе – прикрепляют (вешают) картинку с изображением блюдца. Педагог объясняет детям, что чайная пара – это чашка и блюдце. Просит детей внимательно посмотреть друг на друга и объединиться в пары: каждой чашке надо найти своё блюдце. Объединившаяся пара подходит к самовару за чаем (педагог «наливает из носика» чай).
Игра заканчивается, когда все организуют свою пару и «напьются чаю».
Приложение 6
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему: «Сюжетно-ролевая игра как средство социальной адаптации младших школьников» (из опыта работы)
Доклад на МО воспитателей.Слава армии родной!»...
Рабочая программа "Сенсорное развитие" для детей с интеллектуальными нарушениями (умеренная умственная отсталость)
Программа коррекционного курса «Сенсорное развитие» входит в часть формируемую участниками образовательных отношений - коррекционно – развивающую область учебного плана образовательного учреждения и ...
Использование пиктограмм, как одна из формы работы по развитию речи детей с ТМНР, в том числе у детей с интеллектуальным нарушением различной степенью тяжести.
Использование пиктограмм, как одна из формы работы по развитию речи детей с ТМНР, в том числе у детей с интеллектуальным нарушением различной степенью тяжести....
Конспекты занятий для детей с интеллектуальными нарушениями по лексической теме "Кухня"
Данный сборник конспектов поможет вам организовать логопедические занятия по теме "Кухня" и "Посуда"...
Конспект индивидуального коррекционного занятия по развитию познавательных процессов по теме "Зима" у детей 7-8 лет с интеллектуальными нарушениями (УО) умеренной степени выраженности
Данное занятие призвано:- закрепить представления и сенсорных эталонах (цвет, форма, величина); - отработать умение действовать по образцу на примере аппликации ...
Сценарий мероприятия "Здравствуй, школа" для детей с интеллектуальными нарушениями (УО) умеренной и тяжёлой степени выраженности
Данное мероприятие призвано в игровой форме ввести первоклассников в мир знаний, создать атмосферу первого школьного праздника, познакомить детей друг с другом, учителем, школой....
Сценарий мероприятия "От Волги до Енисея" (к Дню народного единства) для детей с интеллектуальными нарушениями (УО) умеренной и тяжёлой степени выраженности, ТМНР
Данное мероприятие призвано в игровой форме познакомить обучающихся с традициями единства народов России, расширить представления о дружбе, гражданственности, исторической памяти и...