Конспект занятия для 1 доп. класса по предмету "Окружающий социальный мир", раздел "Предметы быта", по теме: сюжетно-ролевая игра "Чаепитие" для детей с интеллектуальными нарушениями (УО) умеренной, тяжелой степени выраженности и ТМНР
методическая разработка (1 класс)

Кулагина Лидия Борисовна

     Конспект занятия составлен в рамках декады МО начальных классов. Представляет интерес для учителей начальных классов, работающих с детьми с интеллектуальными нарушениями развития (вариант 2).

      Цель занятия: формирование представлений о чайной посуде (узнавание/различение и знание назначения предметов посуды); формирование умения ориентации в социальной среде и общепринятых правилах поведения (действовать согласно принятой на себя роли в рамках предъявленного сюжета).

     Основные смыслы: чайная посуда – это посуда для питья, заваривания и хранения чая, т.е. чайники для кипятка и для заварки, чайные чашки, ложечки, блюдца, сахарница, маслёнка, вазы для конфет и печенья. Чаепитие — мероприятие по употреблению чая. В сюжетно-ролевой игре ребенок ориентируется в самых общих, фундаментальных смыслах человеческой деятельности, в отношениях людей. Принимая на себя роли в сюжетно-ролевой игре, воссоздавая поступки взрослых, ребенок начинает ориентироваться в отношениях между людьми, что обеспечивает в полной мере его социально-личностное развитие.

     Продолжительность занятия: 40 минут.

Скачать:


Предварительный просмотр:

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области «Школа-интернат № 3 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья городского округа Тольятти»

ул. Кирова, д. 64, г.о. Тольятти, Самарская обл., 445004. Тел./факс (8482) 22-29-34. E-mail: so_school3i@samara.edu.ru  ул. Матросова, д. 31, г.о. Тольятти, Самарская обл., 445008.

тел./факс (8482) 24-51-31.

Конспект занятия

для 1 доп. «К» класса ГБОУ школы-интерната №3

г.о. Тольятти

по предмету «Окружающий социальный мир»,

раздел «Предметы быта»,

по теме: сюжетно-ролевая игра «Чаепитие»

Конспект составлен на основе: адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) ГБОУ школы-интерната №3 г.о. Тольятти  

Конспект составила: учитель Кулагина Л.Б.

Цель: формирование представлений о чайной посуде (узнавание/различение и знание назначения предметов посуды); формирование умения ориентации в социальной среде и общепринятых правилах поведения (действовать согласно принятой на себя роли в рамках предъявленного сюжета).

Задачи:

Образовательные:

- формировать представление о предметном мире, созданном человеком (многообразие, функциональное назначение предметов, действия с ними);

- учить узнавать/различать предметы посуды (чашка, ложка, тарелка);

- учить назначению предметов посуды (чашка, ложка, тарелка);

- знакомить с явлениями социальной жизни и общепринятыми нормами поведения (чаепитие);

- формировать навыки поведения за столом, общения с гостем;

- закрепить умение соблюдать последовательность действий при работе с красками; закрашивание внутри контура;

- развивать физические способности, расширять объем мышечно-двигательных представлений и двигательной памяти.

Коррекционно-развивающие:

- развивать умственные действия (классификация, сериация, умение выделить из предложенного необходимое, найти логическую взаимосвязь);

– развивать умение анализировать и синтезировать полученную информацию;

– развивать наглядно-образное мышление;

- пополнять активный словарь по теме занятия;

- развивать общую и мелкую моторику, координацию движений, зрительно-моторную координацию.

Воспитательные:

- воспитывать положительное отношение к занятиям;

– воспитывать интерес к желанию говорить;

– воспитывать положительное эмоциональное отношение к взрослым и детям;

– воспитывать интерес к художественному творчеству;

– развивать навыки сотрудничества, взаимопонимания.

Основные смыслы: Чайная посуда – это посуда для питья, заваривания и хранения чая: чайники для кипятка и для заварки, чайные чашки, ложечки, блюдца, сахарница, маслёнка, вазы для конфет и печенья. Чаепитие — мероприятие по употреблению чая. В сюжетно-ролевой игре ребенок ориентируется в самых общих, фундаментальных смыслах человеческой деятельности, в отношениях людей. Принимая на себя роли в сюжетно-ролевой игре, воссоздавая поступки взрослых, ребенок начинает ориентироваться в отношениях между людьми, что обеспечивает в полной мере его социально-личностное развитие.

Продолжительность занятия: 40 минут.

Планируемые результаты.

Личностные:

- проявление интереса к занятию;

- проявление усидчивости, терпения, адекватного поведения;

- положительные эмоциональные реакции (удовольствие, радость) в процессе собственной деятельности;

- развитие самостоятельности и творческих устремлений;

- развитие умения обращаться за помощью и принимать помощь;

- уважительное отношение к своим работам и работам своих товарищей;

- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками.

Предметные:

- проявление интереса к занятию;

- проявление усидчивости, терпения, адекватного поведения;

- положительные эмоциональные реакции (удовольствие, радость) в процессе собственной деятельности;

- развитие самостоятельности и творческих устремлений;

- развитие умения обращаться за помощью и принимать помощь;

- уважительное отношение к своим работам и работам своих товарищей;

- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками.

Форма занятия: Интегрированное фронтальное занятие («Окружающий социальный мир» - «Изобразительная деятельность» - «Адаптивная физическая культура»).

Оборудование: Демонстрационная кукла, сюжетная картина к сказке К.И. Чуковского «Федорино горе», колючий шарик «су-джок» (по количеству участников); игровой материал игры «Чайная пара» - набор разрезных тематических картинок (чайная чашка и блюдце), экран и видеопроектор для демонстрации мультфильма «Самовар», видеозапись м/ф «Самовар Иван Иваныч», 1987г. (м/ф по мотивам стихотворений Д.Хармса); игровой материал для сюжетно-ролевой игры: скатерть, чайная пара и чайные ложки (по количеству участников), чайник/ самовар, сахарница, сухарница, сушки, бумажные салфетки в салфетнице;  наклейки «Посуда» (по количеству участников). Раздаточный материал для изобразительной деятельности (по количеству участников): акварельные краски, кисти, стаканчики для воды, раскраски «Чайная пара».

Структура занятия 

Часть 1. Мотивационная

Первая часть занятия создаёт благоприятную эмоциональную обстановку для принятия обучающимися последующей информации и побуждает к учебным действиям. Используется сюрпризный момент (появление куклы Кати), создаётся проблемная ситуация (загадывание загадки) и с помощью игрового метода учащиеся находят решение проблемы. Проводиться пальчиковая гимнастика с колючими шариками «су-джок» на развитие мелкой моторики.

Часть 2. Основная

Беседа «Чаепитие», просмотр мультфильма «Самовар Иван Иваныч», физминутка «Посуда». Сюжетно-ролевая игра «Чаепитие», подвижная дидактическая игра «Чайная пара». Изобразительная деятельность: закрашивание внутри контура «Чайная пара».

Часть 3. Заключительная

 Рефлексия, подведение итогов занятия.

 Интеграция с учебными предметами

Изобразительная деятельность: умение соблюдать последовательность действий при работе с красками; закрашивание внутри контура.

 Адаптивная физическая культура: проведение пальчиковой гимнастики, физминутка «Посуда», подвижная дидактическая игра «Чайная пара»

Список использованной литературы:

1. 1. Венгер Л. А. Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребенка // Игра и её роль в развитии ребенка дошкольного возраста: Сб. научных трудов. — М., 1978–127с.

8. Михайленко Н. Я. Теория сюжетно — ролевых игр. — М.: ЮНИТИ. 2010. -365с

Интернет ресурсы:

1. Классификация сюжетно-ролевых игр

https://studme.org/228639/pedagogika/klassifikatsiya_syuzhetno_rolevyh

2. Трафареты чайная пара

https://trafaret.papik.pro/o-skripte/6120-chajnaja-para.html

Характеристика этапов занятия

Задачи этапа

Содержание учебного материала

Методы и приёмы работы

Форма организации

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Часть 1. Мотивационная– (5 минут)

1.1

Обеспечить начальную организацию и психологическую готовность учащихся к занятию

Прозвенел для всех звонок - начинается урок!

Головами покиваем,

Носиками помотаем,

И зубами постучим,

И немножко помолчим!

Стимулирование положительной мотивации.

Словесно-практический

Фронт.

Приветствует детей, устанавливает зрительный контакт. Обращает внимание детей на школьный звонок, который является сигналом к началу урока (учитель может использовать ручной колокольчик, для лучшей наглядности)

 Проверка психологической готовности класса к занятию.

Сидят за партами,  выполняют движения согласно тексту, по показу педагога

1.2

Создать целевую установку на предстоящую деятельность

Ребята, посмотрите,  кто к нам пришёл в гости. Это кукла Катя. Катя сейчас загадает нам загадку:

- Чашки, ложки, чайник, блюдо:

Имя общее - (посуда)

Ребята, вы догадались, о чём мы сегодня будем говорить? – о посуде. Помните, в сказке К.И. Чуковского «Федорино горе», грязная посуда ушла от бабушки Федоры. Давайте поможем Федоре вернуть посуду и вымоем её.

Сюрпризный момент  

Фронт.

Педагог привлекает внимание детей, загадывая ребятам загадку. Педагог демонстрирует детям сюжетную картину к сказке К.И. Чуковского «Федорино горе».

Слушают учителя, смотрят на действия педагога. Эмоционально реагируют.

1.3

Физминутка на развитие мелкой моторики

Пальчиковая гимнастика «Посуда»

(Приложение 1)

Перцептивный (наглядный) метод; практический метод

Фронт.

Индив.

Педагог рассказывает стихотворение и показывает определённые движения – катает колючий шарик «су-джок» в ладонях.

Слушают педагога, выполняют движения по словесной инструкции педагога - катают колючий шарик «су-джок» в ладонях

Часть 2. Основная (30 мин)

Художественное изучение реальной действительности, выявление необходимости проведения сюжетно-ролевой игры

Ребята, кукла Катя приглашает нас с вами в гости, на чаепитие. А что это такое, чаепитие? Сейчас я вам расскажу.

Беседа «Традиции чаепития», (Приложение 2).  

Беседа

Фронт.

Рассказывает рассказ, вызывает эмоциональный отклик у учащихся, побуждает к невербальному общению, доступными детям средствами.

Слушают педагога. эмоционально реагируют на его слова.

Закрепление беседы, мотивация к деятельности

Просмотр части мультфильма «Самовар Иван Иваныч»

Просмотр

Фронт.

Демонстрирует видеозапись

Смотрят, эмоционально реагируют

Физминутка на развитие общей моторики

Физминутка «Посуда»

(Приложение 3)

Перцептивный (наглядный метод; практический метод)

Фронт., индивид.

Педагог рассказывает стихотворение и показывает определённые движения.

Дети слушают и повторяют движения за педагогом

Возникновение замысла, разработка сюжета игры, распределение ролей, процесс игры

Ребята, я хочу предложить вам поиграть в игру «Ждем гостей на чаепитие». Давайте распределять роли.

Сюжетно-ролевая игра «Чаепитие»

(Приложение 4)

Гностический (проблемно-поисковый),

игровой, практический методы

Фронт., индивид.

Распределяет роли, определяет сюжетную линию, руководит учениками в процессе игры

Слушают педагога, выполняют действия по словесной инструкции. Смотрят, эмоционально реагируют

Создание игровой ситуации, эмоциональная разгрузка, закрепление материала

А сейчас я предлагаю вам превратиться в «посуду» и поиграть в интересную игру!

Подвижная дидактическая игра «Чайная пара».

(Приложение 5)

Перцептивный (наглядный) метод; практический, игровой

Фронт.

Индив.

Педагог надевает символическое изображение «Самовар»; объясняет правила игры и делит группу детей делят на две подгруппы; помогает детям в процессе игры

Дети слушают, участвуют в игре: ищут свою пару по предложенному образцу

Мотивация к деятельности, возникновение замысла и разработка воображаемых моделей декоративного оформления.

Кукле Кате очень понравилось у нас в гостях, но, к сожалению, ей пора домой. Сделаем для неё подарки, раскрасим «Чайную пару». Кукла Катя будет рассматривать наши рисунки и вспоминать о нашем чаепитии.

Изобразительная деятельность: закрашивание внутри контура «Чайная пара».

(Приложение 6)

Практический метод

Фронт.

Индив.

Показывает контурное изображение раскраски «Чайная пара» и объясняет алгоритм действий; при необходимости оказывает все виды помощи

Слушают педагога, выполняют действия по словесной инструкции

Подведение итогов продуктивной деятельности

Посмотрите на свои работы, какие вы все молодцы! Вы старались, и у вас всё получилось! Кукла Катя радуется, какие хорошие подарки получились.

Самоанализ и самооценка

Фронт.

Анализирует детские работы

Слушают, педагога, смотрят, эмоционально реагируют

Часть 3. Заключительная (5 минут)

3.1

Сформулировать основной итог занятия

Наше занятие подошло к концу, мы многое успели сделать. Вспомнили, что чашка, ложка и тарелка - это посуда. А на чаепитии мы приглашаем гостей, накрываем на стол, с удовольствием чьём чай и угощаем друг друга.  

Самоанализ и самооценка

Фронт.

Вербально анализирует, и оценивает индивидуальную и групповую работу детей; подводит итог занятия.

 Слушают, педагога, смотрят, эмоционально реагируют

3.2

Оценить достигнутые результаты

Ребята, кукла Катя  говорит вам спасибо и дарит каждому наклейку «Посуда».

Рефлексия с использованием стимульного материала

Фронт.

Инд.

Привлекает внимание детей, «эмоционально закрепляет» тему занятия, благодарит за работу

Слушают, педагога, смотрят, эмоционально реагируют

 

Приложение 1

Пальчиковая игра «Посуда»

Цель: развивать мелкую моторику и координацию движений, используя колючий шарик «су-джок».

Текст стихотворения

Вымоем без уговоров

Мы посуду для Федоры:

Моем вилку, чашку, ложку,

Сковородку, поварёшку,

Моем блюдце и стакан,

И закроем крепко кран.

                                                                                                             Приложение 2

Беседа «Традиции чаепития»

Цель: формировать положительный настрой к предстоящей деятельности; художественное изучение реальной действительности, выявление необходимости проведения сюжетно-ролевой игры.

     В старину был обычай собираться всей семьёй за чаепитием. Стол для чаепития всегда красиво накрывали скатертью, доставали красивую посуду.     Чайная посуда – это посуда для питья, заваривания и хранения чая: чайники для кипятка и для заварки, чайные чашки, ложечки, блюдца, сахарницы, маслёнки, вазы для конфет и печенья. Центром чайного стола является самовар.  По этому поводу пекли пироги, плюшки, покупали баранки, сушки, пряники и другие хлебные изделия; ставили на стол варенье, сахар.

      Чай разливала по чашкам хозяйка дома – бабушка или мама. Пили чай из блюдца медленно, не спеша. Во время чаепития вели спокойную, неторопливую беседу: обсуждали семейные дела, планировали покупки, рассказывали о своей работе.

                                                                                                             Приложение 3

Физминутка «Посуда»

Цель: развивать общую моторику и координацию движений, зрительно-моторную координацию.

Текст игры

Действия детей

Вот фарфоровые чашки -

очень хрупкие, бедняжки

Дети приседают, одна рука на поясе.        

 Вот фарфоровые блюдца,

только стукни – разобьются

Дети кружатся, рисуя руками круг

Вот серебряные ложки,

голова на тонкой ножке

Потянуться руками вверх, сомкнуть руки над головой

Вот пластмассовый поднос,

он посуду нам принёс

Вытянуть руки вперёд

                                                                                                             Приложение 4

Сюжетно-ролевая игра «Чаепитие»

Цель: формирование умения ориентации в социальной среде и общепринятых правилах поведения (действовать согласно принятой на себя роли в рамках предъявленного сюжета).

Задачи:

- способствовать возникновению игр на бытовые сюжеты;

- формировать представление о предметном мире, созданном человеком (многообразие, функциональное назначение предметов, действия с ними);

- учить узнавать/различать предметы посуды (чашка, ложка, тарелка);

- учить назначению предметов посуды (чашка, ложка, тарелка);

- знакомить с явлениями социальной жизни и общепринятыми нормами поведения (чаепитие);

- формировать навыки сервировки стола для чаепития;

- формировать навыки поведения за столом, общения с гостем;

- обогащать игровой опыт путем объединения отдельных игровых действий в единую сюжетную линию;

- развивать ролевое взаимодействие в совместной игре, диалогическую речь.

Ход игры:

Педагог: Я хочу предложить вам поиграть в игру «Ждем гостей на чаепитие». Давайте распределять роли. Кира будет хозяйкой дома, мамой. Маме нужны помощники, с которыми она будет готовиться к приему гостей (выбирают помощников).

- Артём, а какую посуду надо приготовить для чая? Правильно, чашку, блюдце, ложечку. Платон, помоги мне, пожалуйста, постелить скатерть. Сейчас в центр стола я поставлю самовар. Данила, расставь, пожалуйста, посуду на столе к каждому стульчику (дети накрывают на стол). Ярослав, принеси, пожалуйста, салфетки, чтобы мы, когда попили чай, вытерли ручки и промокнули рот.

Мама приглашает гостей:

 - Кира, приглашай ребят, у нас для встречи все уже готово: согрет чайник и накрыт стол. Присаживайтесь, гости дорогие! (дети садятся за стол).

- Ребята, давайте угостим куклу Катю чаем! Артём, налей, пожалуйста, кукле Кате чай из чайника.

- А ещё кукла Катя угощает нас сушками.

- Ребятки, а Катя попробовала чай и он у неё несладкий. Что мы забыли поставить на стол? Правильно, сахарницу (посуду для сахара). Сахарница тоже входит в чайный сервиз. Данила, положи, пожалуйста, кусочек сахара в чашку Кати. Все пьют чай, общаются друг с другом, обсуждают, у кого с каким кремом пирожное, какую конфету съели, какое печенье понравилось и т.д. Педагог поддерживает, направляет разговор. Если дети невербальные, сам проговаривает всю информацию за всех. Гости постепенно заканчивают чаепитие, прощаются с хозяевами.

- А теперь мы с вами поблагодарим хозяйку дома: -Спасибо, всё было очень вкусно! И поможем хозяйке убрать посуду со стола.  

Педагог: Ребята, вам понравилась игра? Я очень рада, что сегодня в игре были вежливые, общительные гости и добрые, радушные хозяева.

                                                                                                             Приложение 5

Подвижная дидактическая игра «Чайная пара»

Цель: составить чайную пару (чашку и блюдце).

Задачи:

- формировать представление о предметном мире, созданном человеком (многообразие, функциональное назначение предметов, действия с ними);

- учить узнавать/различать предметы посуды (чашка, блюдце);

- развивать умение анализировать и синтезировать полученную информацию (объединение предметов в смысловую пару);

- формировать самоконтроль (соблюдение правил игры);

- развивать ролевое взаимодействие в совместной игре, диалогическую речь.

Ход игры:

Педагог надевает на себя символическое изображение «Самовар». Объясняет правила игры и делит группу детей на две подгруппы.

     В первой подгруппе каждому ребёнку прикрепляют (вешают) картинку с изображением чашки, во второй подгруппе – прикрепляют (вешают) картинку с изображением блюдца. Педагог объясняет детям, что чайная пара – это чашка и блюдце. Просит детей внимательно посмотреть друг на друга и объединиться в пары: каждой чашке надо найти своё блюдце. Объединившаяся пара подходит к самовару за чаем (педагог «наливает из носика» чай).

      Игра заканчивается, когда все организуют свою пару и «напьются чаю».

                                                                                                           Приложение 6

C:\Users\111\Downloads\11081.jfif


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Сенсорное развитие" для детей с интеллектуальными нарушениями (умеренная умственная отсталость)

Программа коррекционного курса «Сенсорное развитие» входит в часть формируемую участниками образовательных отношений - коррекционно – развивающую область учебного плана образовательного учреждения и ...

Использование пиктограмм, как одна из формы работы по развитию речи детей с ТМНР, в том числе у детей с интеллектуальным нарушением различной степенью тяжести.

Использование пиктограмм,  как одна из формы работы по развитию речи детей с ТМНР, в том числе у детей с интеллектуальным нарушением различной степенью тяжести....

Конспекты занятий для детей с интеллектуальными нарушениями по лексической теме "Кухня"

Данный сборник конспектов поможет вам организовать логопедические занятия по теме "Кухня" и "Посуда"...

Конспект индивидуального коррекционного занятия по развитию познавательных процессов по теме "Зима" у детей 7-8 лет с интеллектуальными нарушениями (УО) умеренной степени выраженности

       Данное занятие призвано:- закрепить представления и сенсорных эталонах (цвет, форма, величина); - отработать умение действовать по образцу на примере аппликации ...

Сценарий мероприятия "Здравствуй, школа" для детей с интеллектуальными нарушениями (УО) умеренной и тяжёлой степени выраженности

    Данное мероприятие призвано в игровой форме ввести первоклассников в мир знаний, создать атмосферу первого школьного праздника, познакомить детей друг с другом, учителем, школой....

Сценарий мероприятия "От Волги до Енисея" (к Дню народного единства) для детей с интеллектуальными нарушениями (УО) умеренной и тяжёлой степени выраженности, ТМНР

   Данное мероприятие призвано в игровой форме познакомить обучающихся с традициями единства народов России, расширить представления о дружбе, гражданственности, исторической памяти и...