Конспект индивидуального коррекционного занятия по развитию познавательных процессов по теме "Зима" у детей 7-8 лет с интеллектуальными нарушениями (УО) умеренной степени выраженности
план-конспект

Кулагина Лидия Борисовна

         Данное занятие призвано:

- закрепить представления и сенсорных эталонах (цвет, форма, величина); 

- отработать умение действовать по образцу на примере аппликации из готовых фигур;

- отработать умение соотносить реальные предметы с объёмными игрушками и плоскостным изображением и др.

      С целью сохранения и укрепления здоровья, также в качестве смены вида деятельности, в занятии использованы здоровьесберегающие технологии: физминутка, пальчиковая и дыхательная гимнастики.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kulagina_forma_konspekta_korrekts._zanyatiya_uo.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

индивидуального коррекционного занятия

по развитию познавательных процессов

по теме «Зима»

Разработала:

Кулагина Лидия Борисовна

Возрастная группа: подготовительная группа компенсирующей направленности (дети 7-8 лет с интеллектуальными нарушениями (УО) умеренной степени выраженности)

Виды деятельности детей (по ФГОС ДО):

– игровая;

– познавательно-исследовательская;

– коммуникативная;

– двигательная;

– изобразительная (аппликация из готовых геометрических фигур).

Коррекционно-образовательные задачи

1 группа – когнитивный опыт личности:

 активизировать зрительные, слуховые, тактильные ощущения;

 развивать любознательность, воображение;

 закрепить представление о сенсорных эталонах (цвет, форма, величина);

 отрабатывать умение действовать по образцу.

2 группа – опыт эмоционально-ценностного отношения к миру:

 воспитывать интерес к занятиям;

 воспитывать положительное эмоциональное отношение к изобразительной деятельности и её результатам.

3 группа – опыт практической деятельности:

- развивать умение соотносить реальные предметы с объёмными игрушками и плоскостными изображениями;

- развивать мелкую моторику;

- развивать конструктивные возможности, формировать представление о цвете и форме.

Материалы и оборудование:

Стимульный материал:

 снежинка (из ПВХ);

 звуки сильного ветра, вьюги.

Материалы для деятельности детей:

1) материалы для представления результатов деятельности

карта-задание для практической деятельности (карточка с изображением больших и маленьких снежинок).

2) материальные средства для деятельности детей

– аудиозаписи (звукозапись сильного ветра, вьюги);

– художественно-изобразительные средства (бумага, клей карандаш, материал для аппликации - готовые геометрические формы);

– письменные принадлежности (карандаш);

– атрибуты для обыгрывания (снежинка на нитке).

Оборудование (техническое обеспечение) деятельности детей:

магнитофон.

Дидактический материал:

– рисунок снеговика;

снеговик (мягкая игрушка);

 опорная схема выполнения аппликации «Снеговик».

Логика совместной деятельности олигофренопедагога и ребёнка

Этап

Деятельность олигофренопедагога

Деятельность ребёнка

Мотивационно-целевой

1. Организационный момент: педагог приветствует ребёнка по имени и дожидается встречного приветствия. Педагог создаёт сказочную обстановку, включая звуки сильного ветра; вместе с ребёнком вспоминает признаки зимы и предлагает прикоснуться ладонями к холодному стеклу («почувствовать зиму»). Затем педагог показывает, как надо согревать замёрзшие руки (потереть ладонь о ладонь так, чтобы руки согрелись), после чего соединяет свои ладони с ладонями ребёнка.

Ребёнок слушает, отвечает на вопросы о приметах зимы, участвует в формулировании выводов.

Содержательно-деятельностный

1. Дыхательная гимнастика «Лови снежинку»: педагог загадывает загадку о снежинке.

На деревья, на кусты тихо падают цветы

Белые пушистые, только не душистые (снежинка).

 Педагог помогает ребёнку сформулировать правильный ответ. Затем демонстрирует ребёнку висящую на ниточке снежинку и дует на неё, объясняя и показывая, как летают снежинки, когда дует сильный ветер. После чего предлагает ребёнку самостоятельно подуть на снежинку (щеки не раздувать, губы вытянуть трубочкой); снежинка должна быть расположена на уровне рта на расстоянии 10 см.

2. Большой/маленький: педагог даёт ребёнку карточку с изображением снежинок и проверяет навык  умения сравнивать предметы по размеру (большой-маленький). Если ребёнок не справляется с заданием, педагог напоминает свойства предметов (величина) и проверяет задание ещё раз. Затем педагог даёт ребёнку задание обвести только маленькие снежинки.

3. Физминутка: педагог рассказывает стихотворение и показывает соответствующие движения. Мы погреемся немножко (натираем плечи),

Мы похлопаем в ладошки (хлопаем в ладоши), Ножками потопаем (топаем на месте),

И себя похлопаем (хлопаем по коленям).

4. Аппликация «Снеговик»: педагог демонстрирует ребёнку изображение снеговика на картинке, обращает внимание ребёнка на формы снеговика (круг, треугольник), величину составляющих. Затем педагог даёт ребёнку мягкую игрушку «Снеговик»  и рассказывает, что снеговику скучно одному, поэтому надо слепить ему друга (педагог даёт ребёнку материалы для аппликации).

Прежде чем «лепить», педагог проводит с ребёнком пальчиковую гимнастику:

Раз-рука, два-рука,

Лепим мы снеговика.

Три-четыре, три-четыре,

Нарисуем рот пошире.

Пять – найдем морковь для носа, угольки найдём для глаз. Шесть – наденем шапку косо, пусть смеётся он у нас.

Семь и восемь, семь и восемь – мы плясать его попросим!

Педагог даёт ребёнку опорную схему выполнения аппликации и объясняет, как надо составить части снеговика, попутно проговаривая названия геометрических фигур, цвет.

Педагог благодарит ребёнка от имени снеговика за нового друга, снеговик прощается с ребёнком.

Ребёнок слушает, повторяет за педагогом дыхательные движения.

Ребёнок слушает, вспоминает свойство предметов (величина),  проговаривает за педагогом суть задания и выполняет его (обводит маленькие снежинки).

Ребёнок слушает, повторяет за педагогом слова и движения.

Ребёнок слушает, рассматривает рисунок снеговика, мягкую игрушку; выполняет пальчиковую гимнастику, «лепит» снеговика, ориентируясь на опорную схему.

Оценочно-рефлексивный

Педагог подводит итоги занятия, вербально анализирует и материально стимулирует (красивая снежинка из ПВХ) индивидуальную работу ребёнка; прощается с ребёнком.

Ребёнок слушает, рефлексирует (самоанализ деятельности), участвует в формулировании выводов.

Методы и приемы 

1. Методы стимулирования и мотивации деятельности детей:

  • методы стимулирования и мотивации интереса к деятельности (эмоциональная и интеллектуальная стимуляция):

– вводная беседа, актуализирующая имеющийся опыт ребёнка.

  • методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в деятельности:

– предъявление требований к выполнению задания (в вербальной форме).

2. Методы организации и осуществления деятельности:

– словесные (беседа);

– наглядные (демонстрация художественного объекта (рисунок снеговика), показ способа действия);

– практические (выполнение задания «Большой\маленький», аппликация, физминутка).

3. Методы контроля и самоконтроля:

– вербальная оценка результатов выполнения заданий;

– рефлексия деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль коррекционно - развивающих занятий в развитии познавательных процессов у младших школьников с нарушениями слуха

Рассматриваются актульные проблемы развития познавательных процессов у детей с нарушениями слуха. Даны особенности постороения коррекционно - развивающих занятий для младших школьников со слуховой деп...

Коррекционное занятие по развитию познавательных процессов

Коррекционное занятие для обучающихся 1 класса с ЗПР...

коррекционно-развивающее занятие по развитию познавательных процессов

коррекционно-развивающее занятие по развитию познавательных процессов...

Коррекционное занятие по развитию познавательных процессов " Осень в лесу "

Коррекционное занятие по развитию познавательных  процессов " Осень в лесу " (для учащихся 4-х классов с легкой степенью умственной отсталости)...