Конспект индивидуального коррекционного занятия по развитию познавательных процессов по теме "Зима" у детей 7-8 лет с интеллектуальными нарушениями (УО) умеренной степени выраженности
план-конспект
Данное занятие призвано:
- закрепить представления и сенсорных эталонах (цвет, форма, величина);
- отработать умение действовать по образцу на примере аппликации из готовых фигур;
- отработать умение соотносить реальные предметы с объёмными игрушками и плоскостным изображением и др.
С целью сохранения и укрепления здоровья, также в качестве смены вида деятельности, в занятии использованы здоровьесберегающие технологии: физминутка, пальчиковая и дыхательная гимнастики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kulagina_forma_konspekta_korrekts._zanyatiya_uo.doc | 63.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ
индивидуального коррекционного занятия
по развитию познавательных процессов
по теме «Зима»
Разработала:
Кулагина Лидия Борисовна
Возрастная группа: подготовительная группа компенсирующей направленности (дети 7-8 лет с интеллектуальными нарушениями (УО) умеренной степени выраженности)
Виды деятельности детей (по ФГОС ДО):
– игровая;
– познавательно-исследовательская;
– коммуникативная;
– двигательная;
– изобразительная (аппликация из готовых геометрических фигур).
Коррекционно-образовательные задачи
1 группа – когнитивный опыт личности:
– активизировать зрительные, слуховые, тактильные ощущения;
– развивать любознательность, воображение;
– закрепить представление о сенсорных эталонах (цвет, форма, величина);
– отрабатывать умение действовать по образцу.
2 группа – опыт эмоционально-ценностного отношения к миру:
– воспитывать интерес к занятиям;
– воспитывать положительное эмоциональное отношение к изобразительной деятельности и её результатам.
3 группа – опыт практической деятельности:
- развивать умение соотносить реальные предметы с объёмными игрушками и плоскостными изображениями;
- развивать мелкую моторику;
- развивать конструктивные возможности, формировать представление о цвете и форме.
Материалы и оборудование:
Стимульный материал:
– снежинка (из ПВХ);
– звуки сильного ветра, вьюги.
Материалы для деятельности детей:
1) материалы для представления результатов деятельности
– карта-задание для практической деятельности (карточка с изображением больших и маленьких снежинок).
2) материальные средства для деятельности детей
– аудиозаписи (звукозапись сильного ветра, вьюги);
– художественно-изобразительные средства (бумага, клей карандаш, материал для аппликации - готовые геометрические формы);
– письменные принадлежности (карандаш);
– атрибуты для обыгрывания (снежинка на нитке).
Оборудование (техническое обеспечение) деятельности детей:
– магнитофон.
Дидактический материал:
– рисунок снеговика;
– снеговик (мягкая игрушка);
– опорная схема выполнения аппликации «Снеговик».
Логика совместной деятельности олигофренопедагога и ребёнка
Этап | Деятельность олигофренопедагога | Деятельность ребёнка |
Мотивационно-целевой | 1. Организационный момент: педагог приветствует ребёнка по имени и дожидается встречного приветствия. Педагог создаёт сказочную обстановку, включая звуки сильного ветра; вместе с ребёнком вспоминает признаки зимы и предлагает прикоснуться ладонями к холодному стеклу («почувствовать зиму»). Затем педагог показывает, как надо согревать замёрзшие руки (потереть ладонь о ладонь так, чтобы руки согрелись), после чего соединяет свои ладони с ладонями ребёнка. | Ребёнок слушает, отвечает на вопросы о приметах зимы, участвует в формулировании выводов. |
Содержательно-деятельностный | 1. Дыхательная гимнастика «Лови снежинку»: педагог загадывает загадку о снежинке. На деревья, на кусты тихо падают цветы Белые пушистые, только не душистые (снежинка). Педагог помогает ребёнку сформулировать правильный ответ. Затем демонстрирует ребёнку висящую на ниточке снежинку и дует на неё, объясняя и показывая, как летают снежинки, когда дует сильный ветер. После чего предлагает ребёнку самостоятельно подуть на снежинку (щеки не раздувать, губы вытянуть трубочкой); снежинка должна быть расположена на уровне рта на расстоянии 10 см. 2. Большой/маленький: педагог даёт ребёнку карточку с изображением снежинок и проверяет навык умения сравнивать предметы по размеру (большой-маленький). Если ребёнок не справляется с заданием, педагог напоминает свойства предметов (величина) и проверяет задание ещё раз. Затем педагог даёт ребёнку задание обвести только маленькие снежинки. 3. Физминутка: педагог рассказывает стихотворение и показывает соответствующие движения. Мы погреемся немножко (натираем плечи), Мы похлопаем в ладошки (хлопаем в ладоши), Ножками потопаем (топаем на месте), И себя похлопаем (хлопаем по коленям). 4. Аппликация «Снеговик»: педагог демонстрирует ребёнку изображение снеговика на картинке, обращает внимание ребёнка на формы снеговика (круг, треугольник), величину составляющих. Затем педагог даёт ребёнку мягкую игрушку «Снеговик» и рассказывает, что снеговику скучно одному, поэтому надо слепить ему друга (педагог даёт ребёнку материалы для аппликации). Прежде чем «лепить», педагог проводит с ребёнком пальчиковую гимнастику: Раз-рука, два-рука, Лепим мы снеговика. Три-четыре, три-четыре, Нарисуем рот пошире. Пять – найдем морковь для носа, угольки найдём для глаз. Шесть – наденем шапку косо, пусть смеётся он у нас. Семь и восемь, семь и восемь – мы плясать его попросим! Педагог даёт ребёнку опорную схему выполнения аппликации и объясняет, как надо составить части снеговика, попутно проговаривая названия геометрических фигур, цвет. Педагог благодарит ребёнка от имени снеговика за нового друга, снеговик прощается с ребёнком. | Ребёнок слушает, повторяет за педагогом дыхательные движения. Ребёнок слушает, вспоминает свойство предметов (величина), проговаривает за педагогом суть задания и выполняет его (обводит маленькие снежинки). Ребёнок слушает, повторяет за педагогом слова и движения. Ребёнок слушает, рассматривает рисунок снеговика, мягкую игрушку; выполняет пальчиковую гимнастику, «лепит» снеговика, ориентируясь на опорную схему. |
Оценочно-рефлексивный | Педагог подводит итоги занятия, вербально анализирует и материально стимулирует (красивая снежинка из ПВХ) индивидуальную работу ребёнка; прощается с ребёнком. | Ребёнок слушает, рефлексирует (самоанализ деятельности), участвует в формулировании выводов. |
Методы и приемы
1. Методы стимулирования и мотивации деятельности детей:
- методы стимулирования и мотивации интереса к деятельности (эмоциональная и интеллектуальная стимуляция):
– вводная беседа, актуализирующая имеющийся опыт ребёнка.
- методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в деятельности:
– предъявление требований к выполнению задания (в вербальной форме).
2. Методы организации и осуществления деятельности:
– словесные (беседа);
– наглядные (демонстрация художественного объекта (рисунок снеговика), показ способа действия);
– практические (выполнение задания «Большой\маленький», аппликация, физминутка).
3. Методы контроля и самоконтроля:
– вербальная оценка результатов выполнения заданий;
– рефлексия деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль коррекционно - развивающих занятий в развитии познавательных процессов у младших школьников с нарушениями слуха
Рассматриваются актульные проблемы развития познавательных процессов у детей с нарушениями слуха. Даны особенности постороения коррекционно - развивающих занятий для младших школьников со слуховой деп...
Коррекционное занятие по развитию познавательных процессов
Коррекционное занятие для обучающихся 1 класса с ЗПР...
коррекционно-развивающее занятие по развитию познавательных процессов
коррекционно-развивающее занятие по развитию познавательных процессов...
Коррекционное занятие по развитию познавательных процессов " Осень в лесу "
Коррекционное занятие по развитию познавательных процессов " Осень в лесу " (для учащихся 4-х классов с легкой степенью умственной отсталости)...
Конспект индивидуального коррекционного занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи по теме: «М.В.Ломоносов»
Тема: Звук М. Работа над мелодико-интонационной стороной речи. Тема: Учебные вещи. Поручения....
Конспект индивидуального коррекционного занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи по теме: гласные звуки на материале темы «День рождения».
Составление рассказа «День рождение» по плану....
Конспект индивидуально коррекционного занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи по теме: «Семейный ужин» (составление рассказа по серии
Составление рассказа «Семейный ужин» по серии сюжетных картин (с элементами творчества)....