Сценарий мероприятия "От Волги до Енисея" (к Дню народного единства) для детей с интеллектуальными нарушениями (УО) умеренной и тяжёлой степени выраженности, ТМНР
материал

Кулагина Лидия Борисовна

     Данное мероприятие призвано в игровой форме познакомить обучающихся с традициями единства народов России, расширить представления о дружбе, гражданственности, исторической памяти и преемственности поколений.

     В нашем корпусе обучаются дети с интеллектуальными нарушениями, РАС и ТМНР, поэтому сценарий праздника должен быть доступен их восприятию и создавать ситуацию успеха. Также мы ставим перед собой коррекционно-развивающие задачи: активизация зрительных и слуховых ощущений, развитие любознательности и воображения, воспитание интереса и положительного эмоционального отношения к совместной деятельности. С целью сохранения и укрепления здоровья, также в качестве смены вида деятельности, в сценарии праздника использованы здоровьесберегающие технологии: физминутка, пальчиковая гимнастика, подвижные игры.

      Длительность мероприятия - 30 минут. В зависимости от индивидуальных особенностей детей длительность и наполненность сценария может быть скорректирована в меньшую сторону.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kulaginalb_stsenariy_ot_volgi_do_eniseya.docx23.37 КБ

Предварительный просмотр:

«Сценарий мероприятия «От Волги до Енисея» (к Дню народного единства) для детей с интеллектуальными нарушениями (УО) умеренной и тяжёлой степени выраженности, ТМНР»

Кулагина Лидия Борисовна, учитель 1 доп. «К» класса (вариант 2)

школы-интернат № 3 г. о. Тольятти

Возрастная группа: дети 7-10 лет с интеллектуальными нарушениями (УО) умеренной и тяжёлой степени выраженности, ТМНР

Цель: знакомство обучающихся с традициями единства народов России, расширение представлений о дружбе, гражданственности, исторической памяти и преемственности поколений

Задачи:

- вызвать у детей интерес к изучению истории России;

 - создать образовательную среду, направленную на формирование у школьников чувства гордости за победы российского народ;

- познакомить обучающихся с традициями гостеприимства народов России;

-  расширить представления о народных традициях разных регионов нашей страны;

- развивать внимание, мышление, познавательный интерес и творческие способности учащихся;

- воспитывать уважительное отношение к культуре народов России.

Оборудование и оформление: музыкальный центр, аудиозапись песен Н.А. Римский-Корсаков опера «Садко» (тема гусли), А.Н. Пахмутова, Н.Н. Добронравов «Богатырская наша сила», Д. Тухманов, Ю. Энтин «Пых-пых, тумба-тумба самовар», Б. Савельев, А. Жигалина, А. Хайт «Так давайте устроим большой хоровод», И. Матвиенко, А. Шаганов «От Волги до Енисея». Текст стихотворения «Три богатыря» Т. Курбатова. Текст притчи «Веник» по материалам басни Л.Н. Толстова «Отец и сыновья». Веник в собранном виде и прутики от веника. Пословицы и поговорки, традиции гостеприимства - https://razgovor.edsoo.ru/topic/111/. Самовар с чайным набором. Соответствующие теме плакаты и картинки для оформления зоны мероприятия. Каравай с солонкой. Обручи по количеству пар участников. Костюмы для ведущих: костюм певца-сказителя Бояна, костюмы Ильи Муромца, Александра Невского, Русского солдата (собирательный образ).

Длительность мероприятия: 30 минут.

Ход проведения.

1. Организационный этап
Дети собираются в зале полукругом вместе с родителями и учителями, фоном звучит песня И. Матвиенко, А. Шаганов «От Волги до Енисея».

Под аудиозапись Н.А. Римского-Корсакова из оперы «Садко» (тема гусли), выходит певец-сказитель Боян.

Боян: Здравствуйте, красны девицы, да добры молодцы! Поведу я сегодня с вами беседу славную о земле нашей матушке, о воинах её славных, да о подвигах народных.

     В давние-стародавние времена, ещё в Древней Руси, стояли на страже нашей Родины сильные люди – богатыри. Без устали разъезжали они на могучих конях, зорко всматриваясь вдаль: не видать ли вражеских костров, не слыхать ли топота чужих коней.

     Так повелось на Руси: как только на нашу землю приходил враг, все люди, и стар, и млад, поднимаются на борьбу за своё Отечество.

2. Основная часть

     Под аудиозапись А.Н. Пахмутовой, Н.Н. Добронравова «Богатырская наша сила», выходят Илья Муромец, Александр Невский и Русский солдат.

Илья Муромец: Здравствуйте, люди добрые! Низкий вам поклон от нас, русских богатырей!

Александр Невский: Много ходим мы по родным степям, охраняем землю русскую от врагов лютых, гостей непрошенных. Век стоит Русь, не шатается! И века простоит, не шелохнется!

Русский солдат: Всем, кто меня видит, всем, кто меня слышит, здравия желаю!

      Где здесь будущие защитники отечества? Ребята, вступайте в наши ряды!

Физкультминутка «Дружно встали…»

Дружно встали – раз, два, три,             (Выполнять движения по тексту.)

Мы теперь – богатыри.                                      

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво.

И налево надо тоже

Поглядеть из – под ладошек.

И направо, и еще, через левое плечо.

Буквой Л расставим ноги,

Точно в танце – руки в боки.

Наклонились влево, вправо –

Получается на славу!    

Боян (кланяясь, поднося воинам каравай): Милости просим, гости дорогие! Отведайте хлеб-соль, да расскажите про подвиги ратные.

Илья Муромец: Я всем богатырям богатырь! Я победил Соловья-разбойника и прогнал Идолище поганое! Я сильнее всех!

Александр Невский: А я проявил смекалку, сначала победил шведов, а потом заманил недругов на Чудское озеро и победил их! Значит я умнее всех!

Русский солдат: Что вы…вот Я! Я выиграл две Отечественные войны: прогнал армию Наполеона и фашистов Гитлера! Значит всех важнее Я!

Боян: Негоже богатырям ссориться! Послушайте, что я вам скажу.

Притча «Веник»

       Жил-был старик, и было у него три сына, которые постоянно ссорились и ругались, одним словом, не могли ужиться вместе. Старик очень хотел, чтобы после его смерти сыновья жили в мире. И решил он научить их этому. Как-то раз позвал он к себе сыновей и сказал: - Разломите пополам вот этот веник. Сначала взялся за веник старший сын, но, сколько бы он ни старался - ничего у него не получалось. Такие же неудачи постигли среднего и младшего. Тогда отец развязал веник, и попросил каждого сына разломать по несколько соломинок. Это, конечно же, им с лёгкостью удалось (Боян даёт воинам в руки прутики веника, воины ломают прутики). Отец сказал: - Вот также бывает и в жизни. Если вы будете вместе, то вас никто не сломит, а по отдельности вас также легко победить, как и сломать пару соломинок.

Боян даёт воинам в руки веник: - Богатство нашей страны – это люди, знающие, помнящие и понимающие историю своего Отечества. Много побед было и много их ещё будет!.. Несмотря на то, что между нами километры веков и времён, мы едины! (воины-защитники берутся за руки).

Пальчиковая гимнастика «Русь идем мы защищать»

1, 2, 3, 4, 5 -                              

(Пальцы правой руки «здороваются» с пальцами левой руки)

Русь идем мы защищать.      

 (Указательный и средний пальцы «шагают» по столу)

Нам помогут щит и меч        

 (Ладонь – «щит», скрещенные указательные пальцы – меч)

Родину навек сберечь!  (Пальцы обеих рук сцепить в «замок».)

Боян: сядем рядком, да поговорим ладком. А какая беседа без самовара?

Звучит песня Д. Тухманова, Ю. Энтина «Пых-пых, тумба-тумба самовар», воины-богатыри торжественно выносят самовар и чайный стол.

     В старину был обычай собираться всей семьёй за чаепитием. Стол для чаепития всегда красиво накрывали скатертью, доставали красивую посуду; центром чайного стола является самовар.  По этому поводу пекли пироги, плюшки, покупали баранки, сушки, пряники и другие хлебные изделия; ставили на стол варенье, сахар. Чай разливала по чашкам хозяйка дома – бабушка или мама. Пили чай из блюдца медленно, не спеша. Во время чаепития вели спокойную, неторопливую беседу: обсуждали семейные дела, планировали покупки, рассказывали о своей работе.

     Чаепитие – старинная традиция многих народов России. На Алтае любят чай с талканом – мукой крупного помола из жареного ячменя или пшеницы, а в Бурятии и Калмыкии — чай с молоком и маслом. Чак-чак, мёд, сухофрукты – признаки татарского чаепития.

     Гостеприимство – качество, объединяющее народы России, оно – признак доброжелательности и открытости ко всем, кто приезжает в нашу страну. И об этом пословицы разных народов.

Гость доволен – хозяин рад (русская).

Кто не любит гостя, того не почитают в гостях (чеченская).

Улыбка да чай – благо для гостя (башкирская).

Если гость грустен – это вина хозяина (адыгейская).

      В каждом регионе нашей страны бережно сохраняются уникальные традиции и обычаи, которые отражают богатую историю и культурное наследие народов России. И всех нас объединяет одно – стремление делиться своими традициями и радовать друзей и гостей нашей страны. Это делает Россию особенным местом, где каждый может найти себе друзей и почувствовать себя как дома!

Подвижная игра «Самовар»

Звучит песня Д. Тухманова, Ю. Энтина «Пых-пых, тумба-тумба самовар»

Ход игры. Под весёлую музыку дети бегают врассыпную по залу. По команде «Самовар» дети встают внутрь обруча, лежащего на полу (блюдце) и берутся за руки. «Самовар» подходит к «чайной паре» и наливает чай в «чашку» (произносит буль-буль-буль). Повторить игру с самого начала несколько раз.

3. Заключение

Боян читает стихотворение «Три богатыря», Т. Курбатов

«Три богатыря», Т. Курбатов.

Три защитника, три брата, три богатыря!

«Русь на воинов богата!» - говорят не зря!

 С поля боя нет возврата, за спиною Русь,

Мать-земля, родные хаты…

- Эй! Смелее в бой, ребята!

Меч и лук, копьё, булава, щит и верный конь…

Враг! Не тронь родной державы,

Охраняет Русь по праву

Богатырской русской славы        

Боевой огонь!

Звучит песня Б. Савельев, А. Жигалина, А. Хайт «Так давайте устроим большой хоровод».

Боян: Ребята, давайте поможем нашим богатырям умножить их силу. А для этого объединимся и все вместе встанем в большой хоровод!

     Все вместе проходят в хороводе несколько кругов. Звучит песня И. Матвиенко, А. Шаганов «От Волги до Енисея» и богатыри выходят из круга, прощаются со всем взмахом руки и уходят.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция нарушений мелкой моторики средствами пальчиковой гимнастики у детей с интеллектуальными нарушениями

Коррекция нарушений мелкой моторики, средствами пальчиковой гимнастики, проходит в следующих направлениях:               Пальчиковая гимнастика (игры с пальцами...

Модель непрерывного образования с включением «Методик с доказанной эффективностью» для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (легкие, умеренные).

Модель непрерывного образования с включением «Методик с доказанной эффективностью»  для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (легкие, умеренные).8 стратегий поддержки:Поощрение...

Рабочая программа "Сенсорное развитие" для детей с интеллектуальными нарушениями (умеренная умственная отсталость)

Программа коррекционного курса «Сенсорное развитие» входит в часть формируемую участниками образовательных отношений - коррекционно – развивающую область учебного плана образовательного учреждения и ...

Использование пиктограмм, как одна из формы работы по развитию речи детей с ТМНР, в том числе у детей с интеллектуальным нарушением различной степенью тяжести.

Использование пиктограмм,  как одна из формы работы по развитию речи детей с ТМНР, в том числе у детей с интеллектуальным нарушением различной степенью тяжести....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно – развивающих занятий для обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития, умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программа коррекционно – развивающих занятий для обучающихся 1 класса разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом обучающихся с умственной отстало...

Конспект индивидуального коррекционного занятия по развитию познавательных процессов по теме "Зима" у детей 7-8 лет с интеллектуальными нарушениями (УО) умеренной степени выраженности

       Данное занятие призвано:- закрепить представления и сенсорных эталонах (цвет, форма, величина); - отработать умение действовать по образцу на примере аппликации ...

Сценарий мероприятия "Здравствуй, школа" для детей с интеллектуальными нарушениями (УО) умеренной и тяжёлой степени выраженности

    Данное мероприятие призвано в игровой форме ввести первоклассников в мир знаний, создать атмосферу первого школьного праздника, познакомить детей друг с другом, учителем, школой....