Конспект индивидуального коррекционного занятия по развитию познавательных процессов по теме "Осень" у детей 7-8 лет с интеллектуальными нарушениями (УО) умеренной степени выраженности
план-конспект

Кулагина Лидия Борисовна

      Данное занятие призвано:

- закрепить представления о сеннсорных эталонах;

- отработать умение действовать по образцу на примере аппликации из готовых фигур;

- отработать умение соотносить реальные предметы с плоскостным изображением и т.д.

     С целью сохранения и укрепления здоровья, также в качестве смены вида деятельности в занятии использованы здоровьесберегающие технологии: физминутка, пальчиковая и дыхательная гимнастики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kulagina_forma_konspekta_korrekts._zanyatiya_uo.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

индивидуального коррекционного занятия

по развитию познавательных процессов

по теме «Осень»

Разработала:

Кулагина Лидия Борисовна

Возрастная группа: подготовительная группа компенсирующей направленности (дети 7-8 лет с интеллектуальными нарушениями (УО) умеренной степени выраженности)

Виды деятельности детей (по ФГОС ДО):

– игровая;

– познавательно-исследовательская;

– коммуникативная;

– двигательная;

– изобразительная (аппликация из готовых геометрических фигур).

Коррекционно-образовательные задачи

1 группа – когнитивный опыт личности:

 активизировать зрительные, слуховые, тактильные ощущения;

 развивать любознательность, воображение;

 закрепить представление о сенсорных эталонах (цвет, форма, величина);

 отрабатывать умение действовать по образцу.

2 группа – опыт эмоционально-ценностного отношения к миру:

 воспитывать интерес к занятиям;

 воспитывать положительное эмоциональное отношение к изобразительной деятельности и её результатам.

3 группа – опыт практической деятельности:

- развивать умение соотносить реальные предметы с объёмными игрушками и плоскостными изображениями;

- развивать мелкую моторику;

- развивать конструктивные возможности, формировать представление о цвете и форме.

Материалы и оборудование:

Стимульный материал:

 осенний лист (из ПВХ);

 звуки ветра.

Материалы для деятельности детей:

1) материалы для представления результатов деятельности

карта-задание для практической деятельности (карточка с изображением больших и маленьких осенних листьев).

2) материальные средства для деятельности детей

– аудиозаписи (звукозапись ветра);

– художественно-изобразительные средства (бумага, клей карандаш, материал для аппликации – готовые осенние листья из цветной бумаги, лист с нарисованным «пустым» букетом);

– письменные принадлежности (карандаш);

– атрибуты для обыгрывания (осенний лист на нитке).

Оборудование (техническое обеспечение) деятельности детей:

магнитофон.

Дидактический материал:

– аппликация из сухих осенних листьев «Букет для мамы»;

букет из осенних листьев в вазе;

 опорная схема выполнения аппликации «Букет из осенних листьев для мамы».

Логика совместной деятельности олигофренопедагога и ребёнка

Этап

Деятельность олигофренопедагога

Деятельность ребёнка

Мотивационно-целевой

1. Организационный момент: педагог приветствует ребёнка по имени и дожидается встречного приветствия. Педагог создаёт сказочную обстановку, включая звуки сильного ветра; вместе с ребёнком вспоминает признаки осени и предлагает прикоснуться ладонями к холодному стеклу («почувствовать осень» -похолодало). Затем педагог показывает, как надо согревать замёрзшие руки (потереть ладонь о ладонь так, чтобы руки согрелись), после чего соединяет свои ладони с ладонями ребёнка.

Ребёнок слушает, отвечает на вопросы о приметах осени, участвует в формулировании выводов.

Содержательно-деятельностный

1. Дыхательная гимнастика «Лови листочек»: педагог рассказывает стихотворение о листопаде.

Листопад, листопад

Листья жёлтые летят.

Жёлтых листьев хоровод…

Танец этот – каждый год.

Значит осень к нам пришла,

Краски листьям раздала.

И теперь они сияют,

Осень с радостью встречают!

-О чём это стихотворение? Педагог помогает ребёнку сформулировать правильный ответ. Затем демонстрирует ребёнку, висящий на ниточке осенний лист, дует на него, объясняя и показывая, как разлетаются листья, когда дует сильный ветер. После чего предлагает ребёнку самостоятельно подуть на лист (щеки не раздувать, губы вытянуть трубочкой); лист должен быть расположен на уровне рта на расстоянии 10 см.

2. Большой/маленький: педагог даёт ребёнку карточку с изображением осенних листьев и проверяет навык умения сравнивать предметы по размеру (большой-маленький). Если ребёнок не справляется с заданием, педагог напоминает свойства предметов (величина) и проверяет задание ещё раз. Затем педагог даёт ребёнку задание обвести только маленькие листочки.

3. Физминутка: педагог рассказывает стихотворение и показывает соответствующие движения. Мы листики осенние, (плавное покачивание руками вверху над головой.)
На ветках мы сидим.
Дунул ветер — полетели. (руки в стороны)
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели. (присели)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял. (плавное покачивание руками вверху над головой.)
Закружились, полетели
И на землю снова сели. (Присели.)

4. Аппликация «Букет из осенних листьев для мамы»: педагог демонстрирует ребёнку букет из осенних листьев в вазе и готовый образец аппликации «Букет из осенних листьев для мамы». Обращает внимание ребёнка на цвет и форму листьев (резные, жёлтые, красные, коричневые, оранжевые, зелёные), на их величину. Затем педагог показывает лист с нарисованным «пустым» букетом и объясняет, что подул сильный ветер и все листья разлетелись. Что нужно сделать? Надо «собрать» листья, наклеить их и порадовать маму (педагог даёт ребёнку материалы для аппликации).

Прежде чем выполнять аппликацию, педагог проводит с ребёнком пальчиковую гимнастику:

Раз, два, три, четыре, пять (загибаем пальчики, начиная с большого)

Будем листья собирать (сжимаем-разжимаем кулачки):

Листья берёзы (загибаем пальчики, начиная с большого),

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберём,

Маме осенний букет отнесём (пальчики шагают по столу).

Педагог даёт ребёнку опорную схему выполнения аппликации и объясняет, как надо «составить» букет, попутно проговаривая названия осенних листьев, их цвет.

Педагог благодарит ребёнка от имени мамы за красивый букет.

Ребёнок слушает, повторяет за педагогом дыхательные движения.

Ребёнок слушает, вспоминает свойство предметов (величина), проговаривает за педагогом суть задания и выполняет его (обводит маленькие листочки).

Ребёнок слушает, повторяет за педагогом слова и движения.

Ребёнок слушает, рассматривает листья в вазе, готовую аппликацию; выполняет пальчиковую гимнастику, «собирает» букет, ориентируясь на опорную схему.

Оценочно-рефлексивный

Педагог подводит итоги занятия, вербально анализирует и материально стимулирует (красивый осенний лист из ПВХ) индивидуальную работу ребёнка; прощается с ребёнком.

Ребёнок слушает, рефлексирует (самоанализ деятельности), участвует в формулировании выводов.

Методы и приемы 

1. Методы стимулирования и мотивации деятельности детей:

  • методы стимулирования и мотивации интереса к деятельности (эмоциональная и интеллектуальная стимуляция):

– вводная беседа, актуализирующая имеющийся опыт ребёнка.

  • методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в деятельности:

– предъявление требований к выполнению задания (в вербальной форме).

2. Методы организации и осуществления деятельности:

– словесные (беседа);

– наглядные (демонстрация художественного объекта (аппликация из сухих листьев), показ способа действия);

– практические (выполнение задания «Большой\маленький», аппликация, физминутка).

3. Методы контроля и самоконтроля:

– вербальная оценка результатов выполнения заданий;

– рефлексия деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль коррекционно - развивающих занятий в развитии познавательных процессов у младших школьников с нарушениями слуха

Рассматриваются актульные проблемы развития познавательных процессов у детей с нарушениями слуха. Даны особенности постороения коррекционно - развивающих занятий для младших школьников со слуховой деп...

Коррекционное занятие по развитию познавательных процессов

Коррекционное занятие для обучающихся 1 класса с ЗПР...

Коррекционное занятие по развитию познавательных процессов " Осень в лесу "

Коррекционное занятие по развитию познавательных  процессов " Осень в лесу " (для учащихся 4-х классов с легкой степенью умственной отсталости)...

Конспект индивидуального коррекционного занятия по развитию познавательных процессов по теме "Зима" у детей 7-8 лет с интеллектуальными нарушениями (УО) умеренной степени выраженности

       Данное занятие призвано:- закрепить представления и сенсорных эталонах (цвет, форма, величина); - отработать умение действовать по образцу на примере аппликации ...