Конспект индивидуального коррекционного занятия по развитию познавательных процессов по теме "Осень" у детей 7-8 лет с интеллектуальными нарушениями (УО) умеренной степени выраженности
план-конспект
Данное занятие призвано:
- закрепить представления о сеннсорных эталонах;
- отработать умение действовать по образцу на примере аппликации из готовых фигур;
- отработать умение соотносить реальные предметы с плоскостным изображением и т.д.
С целью сохранения и укрепления здоровья, также в качестве смены вида деятельности в занятии использованы здоровьесберегающие технологии: физминутка, пальчиковая и дыхательная гимнастики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 67 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ
индивидуального коррекционного занятия
по развитию познавательных процессов
по теме «Осень»
Разработала:
Кулагина Лидия Борисовна
Возрастная группа: подготовительная группа компенсирующей направленности (дети 7-8 лет с интеллектуальными нарушениями (УО) умеренной степени выраженности)
Виды деятельности детей (по ФГОС ДО):
– игровая;
– познавательно-исследовательская;
– коммуникативная;
– двигательная;
– изобразительная (аппликация из готовых геометрических фигур).
Коррекционно-образовательные задачи
1 группа – когнитивный опыт личности:
– активизировать зрительные, слуховые, тактильные ощущения;
– развивать любознательность, воображение;
– закрепить представление о сенсорных эталонах (цвет, форма, величина);
– отрабатывать умение действовать по образцу.
2 группа – опыт эмоционально-ценностного отношения к миру:
– воспитывать интерес к занятиям;
– воспитывать положительное эмоциональное отношение к изобразительной деятельности и её результатам.
3 группа – опыт практической деятельности:
- развивать умение соотносить реальные предметы с объёмными игрушками и плоскостными изображениями;
- развивать мелкую моторику;
- развивать конструктивные возможности, формировать представление о цвете и форме.
Материалы и оборудование:
Стимульный материал:
– осенний лист (из ПВХ);
– звуки ветра.
Материалы для деятельности детей:
1) материалы для представления результатов деятельности
– карта-задание для практической деятельности (карточка с изображением больших и маленьких осенних листьев).
2) материальные средства для деятельности детей
– аудиозаписи (звукозапись ветра);
– художественно-изобразительные средства (бумага, клей карандаш, материал для аппликации – готовые осенние листья из цветной бумаги, лист с нарисованным «пустым» букетом);
– письменные принадлежности (карандаш);
– атрибуты для обыгрывания (осенний лист на нитке).
Оборудование (техническое обеспечение) деятельности детей:
– магнитофон.
Дидактический материал:
– аппликация из сухих осенних листьев «Букет для мамы»;
– букет из осенних листьев в вазе;
– опорная схема выполнения аппликации «Букет из осенних листьев для мамы».
Логика совместной деятельности олигофренопедагога и ребёнка
Этап | Деятельность олигофренопедагога | Деятельность ребёнка |
Мотивационно-целевой | 1. Организационный момент: педагог приветствует ребёнка по имени и дожидается встречного приветствия. Педагог создаёт сказочную обстановку, включая звуки сильного ветра; вместе с ребёнком вспоминает признаки осени и предлагает прикоснуться ладонями к холодному стеклу («почувствовать осень» -похолодало). Затем педагог показывает, как надо согревать замёрзшие руки (потереть ладонь о ладонь так, чтобы руки согрелись), после чего соединяет свои ладони с ладонями ребёнка. | Ребёнок слушает, отвечает на вопросы о приметах осени, участвует в формулировании выводов. |
Содержательно-деятельностный | 1. Дыхательная гимнастика «Лови листочек»: педагог рассказывает стихотворение о листопаде. Листопад, листопад Листья жёлтые летят. Жёлтых листьев хоровод… Танец этот – каждый год. Значит осень к нам пришла, Краски листьям раздала. И теперь они сияют, Осень с радостью встречают! -О чём это стихотворение? Педагог помогает ребёнку сформулировать правильный ответ. Затем демонстрирует ребёнку, висящий на ниточке осенний лист, дует на него, объясняя и показывая, как разлетаются листья, когда дует сильный ветер. После чего предлагает ребёнку самостоятельно подуть на лист (щеки не раздувать, губы вытянуть трубочкой); лист должен быть расположен на уровне рта на расстоянии 10 см. 2. Большой/маленький: педагог даёт ребёнку карточку с изображением осенних листьев и проверяет навык умения сравнивать предметы по размеру (большой-маленький). Если ребёнок не справляется с заданием, педагог напоминает свойства предметов (величина) и проверяет задание ещё раз. Затем педагог даёт ребёнку задание обвести только маленькие листочки. 3. Физминутка: педагог рассказывает стихотворение и показывает соответствующие движения. Мы листики осенние, (плавное покачивание руками вверху над головой.) 4. Аппликация «Букет из осенних листьев для мамы»: педагог демонстрирует ребёнку букет из осенних листьев в вазе и готовый образец аппликации «Букет из осенних листьев для мамы». Обращает внимание ребёнка на цвет и форму листьев (резные, жёлтые, красные, коричневые, оранжевые, зелёные), на их величину. Затем педагог показывает лист с нарисованным «пустым» букетом и объясняет, что подул сильный ветер и все листья разлетелись. Что нужно сделать? Надо «собрать» листья, наклеить их и порадовать маму (педагог даёт ребёнку материалы для аппликации). Прежде чем выполнять аппликацию, педагог проводит с ребёнком пальчиковую гимнастику: Раз, два, три, четыре, пять (загибаем пальчики, начиная с большого) Будем листья собирать (сжимаем-разжимаем кулачки): Листья берёзы (загибаем пальчики, начиная с большого), Листья рябины, Листики тополя, Листья осины, Листики дуба мы соберём, Маме осенний букет отнесём (пальчики шагают по столу). Педагог даёт ребёнку опорную схему выполнения аппликации и объясняет, как надо «составить» букет, попутно проговаривая названия осенних листьев, их цвет. Педагог благодарит ребёнка от имени мамы за красивый букет. | Ребёнок слушает, повторяет за педагогом дыхательные движения. Ребёнок слушает, вспоминает свойство предметов (величина), проговаривает за педагогом суть задания и выполняет его (обводит маленькие листочки). Ребёнок слушает, повторяет за педагогом слова и движения. Ребёнок слушает, рассматривает листья в вазе, готовую аппликацию; выполняет пальчиковую гимнастику, «собирает» букет, ориентируясь на опорную схему. |
Оценочно-рефлексивный | Педагог подводит итоги занятия, вербально анализирует и материально стимулирует (красивый осенний лист из ПВХ) индивидуальную работу ребёнка; прощается с ребёнком. | Ребёнок слушает, рефлексирует (самоанализ деятельности), участвует в формулировании выводов. |
Методы и приемы
1. Методы стимулирования и мотивации деятельности детей:
- методы стимулирования и мотивации интереса к деятельности (эмоциональная и интеллектуальная стимуляция):
– вводная беседа, актуализирующая имеющийся опыт ребёнка.
- методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в деятельности:
– предъявление требований к выполнению задания (в вербальной форме).
2. Методы организации и осуществления деятельности:
– словесные (беседа);
– наглядные (демонстрация художественного объекта (аппликация из сухих листьев), показ способа действия);
– практические (выполнение задания «Большой\маленький», аппликация, физминутка).
3. Методы контроля и самоконтроля:
– вербальная оценка результатов выполнения заданий;
– рефлексия деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль коррекционно - развивающих занятий в развитии познавательных процессов у младших школьников с нарушениями слуха
Рассматриваются актульные проблемы развития познавательных процессов у детей с нарушениями слуха. Даны особенности постороения коррекционно - развивающих занятий для младших школьников со слуховой деп...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/18/picture-805360-1508344820.jpg)
Коррекционное занятие по развитию познавательных процессов
Коррекционное занятие для обучающихся 1 класса с ЗПР...
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/18/picture-1427742-1666075745.jpg)
Коррекционное занятие по развитию познавательных процессов " Осень в лесу "
Коррекционное занятие по развитию познавательных процессов " Осень в лесу " (для учащихся 4-х классов с легкой степенью умственной отсталости)...
![](/sites/default/files/pictures/2011/11/14/picture-33382.jpg)
Конспект индивидуального коррекционного занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи по теме: «М.В.Ломоносов»
Тема: Звук М. Работа над мелодико-интонационной стороной речи. Тема: Учебные вещи. Поручения....
![](/sites/default/files/pictures/2011/11/14/picture-33382.jpg)
Конспект индивидуального коррекционного занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи по теме: гласные звуки на материале темы «День рождения».
Составление рассказа «День рождение» по плану....
![](/sites/default/files/pictures/2011/11/14/picture-33382.jpg)
Конспект индивидуально коррекционного занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи по теме: «Семейный ужин» (составление рассказа по серии
Составление рассказа «Семейный ужин» по серии сюжетных картин (с элементами творчества)....
![](/sites/default/files/pictures/2024/03/09/picture-1510643-1710007735.jpg)
Конспект индивидуального коррекционного занятия по развитию познавательных процессов по теме "Зима" у детей 7-8 лет с интеллектуальными нарушениями (УО) умеренной степени выраженности
Данное занятие призвано:- закрепить представления и сенсорных эталонах (цвет, форма, величина); - отработать умение действовать по образцу на примере аппликации ...