Адаптированная рабочая программа по коррекционному курсу "Сенсорное развитие"
рабочая программа (4 класс)

Адаптированная рабочая программа 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Адаптированная рабочая программа по коррекционному курсу

"Сенсорное развитие"

Пояснительная записка.

Сенсорное развитие направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности. Первой ступенью познания мира является чувственный опыт человека. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от качества сенсорного опыта обучающихся, то есть от того, насколько полно ребенок воспринимает окружающий мир. У обучающихся с ТМНР сенсорный опыт спонтанно не формируется. Чем тяжелее нарушения у обучающегося, тем значительнее роль развития чувственного опыта: ощущений и восприятий. Обучающиеся с ТМНР наиболее чувствительны к воздействиям на сохранные анализаторы, поэтому педагогически продуманный выбор средств и способов сенсорного воздействия будет благоприятствовать их дальнейшему психическому и физическому развитию.

Целью обучения является обогащение чувственного опыта в процессе целенаправленного систематического воздействия на сохранные анализаторы.

Программно-методический материал включает 5 разделов: "Зрительное восприятие", "Слуховое восприятие", "Кинестетическое восприятие", "Восприятие запаха", "Восприятие вкуса".

Содержание каждого раздела представлено по принципу от простого к сложному. Сначала проводится работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений обучающегося, стимуляцию активности. Под активностью подразумеваются психические, физические, речевые реакции обучающегося, например, эмоционально-двигательная отзывчивость, концентрация внимания, вокализация. В дальнейшем в ходе обучения формируются сенсорноперцептивные действия. Ребенок учится не только распознавать свои ощущения, но и перерабатывать получаемую информацию, что в будущем поможет ему лучше ориентироваться в окружающем мире.

Для реализации курса необходимо специальное материально-техническое оснащение, включающее: оборудованную сенсорную комнату, сухой (шариковый) и водный бассейны, игрушки и предметы со световыми, звуковыми эффектами, образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности, сенсорные панели, наборы аромобаночек, вибромассажеры.

Содержание коррекционного курса "Сенсорное развитие".

1. Зрительное восприятие.

Фиксация взгляда на лице человека. Фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете (фонарик, пламя свечи, светящиеся игрушки). Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном (на уровне глаз, выше и ниже уровня глаз) напротив обучающегося (справа, слева от обучающегося). Прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом (по горизонтали, по вертикали, по кругу, вперед или назад). Прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом. Узнавание (различение) цвета объектов (красный, синий, желтый, зеленый, черный).

2. Слуховое восприятие.

Локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха (плеча, талии). Прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука. Локализация неподвижного удаленного источника звука. Соотнесение звука с его источником. Нахождение одинаковых по звучанию объектов.

3. Кинестетическое восприятие.

Эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека. Реакция на соприкосновение с материалами (дерево, металл, клейстер, пластмасса, бумага, вода), различными по температуре (холодный, теплый), фактуре (гладкий, шероховатый), вязкости (жидкий, густой, сыпучий). Реакция на вибрацию, исходящую от объектов. Реакция на давление на поверхность тела. Реакция на горизонтальное (вертикальное) положение тела. Реакция на положение частей тела. Реакция на соприкосновение тела с разными видами поверхностей. Различение материалов (дерево, металл, клейстер, крупа, вода) по температуре (холодный, горячий), фактуре (гладкий, шероховатый), влажности (мокрый, сухой), вязкости (жидкий, густой).

4. Восприятие запаха.

Реакция на запахи. Узнавание (различение) объектов по запаху (лимон, банан, хвоя, кофе).

5. Восприятие вкуса.

Реакция на продукты, различные по вкусовым качествам (горький, сладкий, кислый, соленый) и консистенции (жидкий, твердый, вязкий, сыпучий). Узнавание (различение) продуктов по вкусу (шоколад, груша). Узнавание (различение) основных вкусовых качеств продуктов (горький, сладкий, кислый, соленый).

Основной формой организации учебного процесса является коррекционное занятие, которое проводится с использованием разнообразных дидактических игр, занимательных упражнений и мультимедийных материалов (см. Приложение 1). Структура занятий предусматривает обязательное сочетание различных видов деятельности учащихся и комплексное воздействие на разные органы чувств. Любая деятельность на занятиях по сенсорному развитию обязательно сопровождается речью учителя и детей. Коррекционная работа  проводится  в групповой форме.     Количество часов, предусмотренных учебным планом –  33 часа в учебном году (1 час  в неделю).

  Планируемые результаты освоения программы по сенсорному развитию:

  • Способность целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога.

    −Умение классифицировать предметы и их изображения по признаку соответствия знакомым сенсорным эталонам.

  • Знание основных цветов радуги.

 Знание геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник).

     -  Умение определять на ощупь величину хорошо знакомых предметов.

  • Умение составлять предмет из 4—6 частей.

  • Способность различать речевые и неречевые звуки.
  • Умение соотносить звук с его источником.
  • Умение ориентироваться на собственном теле и на плоскости листа бумаги.
  • Знание частей суток и названий дней недели.

  • Способность различать основные вкусовые качества продуктов (горький, сладкий, кислый, соленый).

  • Способность узнавать продукт по вкусу.
  • Способность различать объект по запаху.

  • Способность определять на ощупь разные свойства предметов (по поверхности, весу, температуре).

  • Способность согласовывать свои действия и движения.
  • Способность опосредовать свою деятельность речью.

Предметными результатами изучения курса «Сенсорное развитие»  являются:

Учащиеся должны знать:

- основные цвета и оттенки цветов;

- набор эталонов геометрических фигур и их вариантов (круг, квадрат, прямоугольник, куб, шар);

- параметры величины (размер, высота, длина, ширина);

- температурные ощущения (теплый, горячий, холодный);

- вкусовые качества (сладкое, горькое, сырое, вареное);

- барические ощущений (ощущение тяжести от разных предметов);

- понятия: близко, ближе, далеко, дальше:

- порядок месяцев в году;

 Обучающиеся должны уметь:

- точно выполнять целенаправленные действия по инструкции педагога, состоящей из 2-3 звеньев;

- согласовывать (координировать) действия руки и глаза, пальцев и кистей рук, разных частей тела;

- рисовать и обводить по трафарету, штриховать в разных направлениях;

- определять на ощупь и называть:

- объемные предметы с разными свойствами (мягкие, жесткие, гладкие, шершавые);

- формы плоскостных предметов по контуру;

- сравнивать и обозначать словами:

- два три предмета по основным параметрам величины (размер, высота, длина, толщина);

- три предмета по весу (тяжелый, средний, легкий);

- составлять:

- целое из частей на разрезном наглядном материале (три четыре детали с разрезами по диагонали);

- различать:

- цвета и оттенки, подбирать оттенки к основным цветам;

- наложение изображения ( 3-4 изображения);

- температуру окружающих предметов и явлений (теплый, горячий, холодный) и обозначать словами температурные ощущения;

- вкусовые качества (сладкое, горькое, сырое, вареное);

- речевые и неречевые звуки;

- мелодии по характеру (веселая, грустная);

- конструировать предметы из геометрических фигур (3-4 детали);

- находить различия двух сходных сюжетных картинок;

- определять:

- отличительные и общие признаки двух предметов;

 6. Общая трудоемкость дисциплины:

     Программа рассчитана  на 68 часов в год, 2 часа в  неделю.

Календарно-тематическое планирование

по коррекционному курсу «Сенсорное развитие»

обучающегося 4ОВЗ класс Иванова Ивана

№ п/п

Тема

Количество часов

I.

Обследование детей

II.

Развитие моторики, графомоторных навыков

1

Развитие точности движений.

1

2

Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога.

1

3

Формирование чувства равновесия.

1

4

Развитие согласованности движений и движений разных частей тела (повороты с движениями рук, ходьба с изменением направления, и т.д.).

1

5

Координация движений (игры с мячом, обручем).

1

6

Обучение целенаправленным действиям по двухзвенной инструкции педагога (2 шага вперед — поворот направо и т. д.)

1

7

Развитие мелкой моторики пальцев и руки.

1

8

Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением.

1

9

Упражнения на синхронность работы обеих рук (работа со шнуром, нанизывание бус).

1

10

Штриховка в разных направлениях и рисование по трафарету.

1

11

Обводка по трафарету орнамента из геометрических фигур.

1

12

Развитие координации движений рук и глаз (по инструкции педагога).

1

13

Графический диктант (по показу).

1

14

Вырезание ножницами из бумаги по шаблону прямоугольных, квадратных, треугольных форм.

1

15

Работа в технике объемной аппликации.

1

III.

Тактильно-двигательное восприятие

16

Определение на ощупь величины предмета (большой – маленький – самый маленький).

1

17

Определение на ощупь предметов с разными свойствами (мягкие, жесткие, холодные, теплые).

1

18

Определение на ощупь формы предметов. Дидактическая игра «Волшебный мешочек».

1

19

Работа с пластилином и глиной (твердое и мягкое состояние).

1

20

Игры с мозаикой.

1

IV.

Кинестетическое и кинетическое развитие

21

Формирование ощущений от различных поз тела; вербализация собственных ощущений. Дидактическая игра «Море волнуется».

1

22

Движения и позы верхних и нижних конечностей (упражнения по инструкции педагога).

1

23

Движения и положения головы (по инструкции педагога), вербализация собственных ощущений.

1

24

Движения и позы всего тела. Дидактическая игра «Зеркало».

1

25

Имитация движений и поз (повадки зверей, природных явлений).

1

V.

Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов

26

Формирование эталонов объемных геометрических фигур (шар, куб).

1

27

Группировка предметов по форме (объемные и плоскостные).

1

28

Сравнение 2—3 предметов по высоте и толщине.

1

29

Сравнение 2—3 предметов по длине и ширине.

1

30

Группировка предметов по форме и величине по инструкции педагога.

1

31

Группировка предметов по форме и цвету по инструкции педагога.

1

32

Составление сериационных рядов по величине из 3—4 предметов по заданному признаку.

1

33

Различение цветов и оттенков. Дидактическая игра «Что бывает такого цвета».

1

34

Подбор оттенков к основным цветам. Дидактическая игра «Подбери предмет такого же цвета».

1

35

Конструирование предметов из геометрических фигур (2—4 детали).

1

36

Выделение и различение частей знакомых предметов.

1

37

Составление целого из частей (3—4 детали) на разрезном наглядном материале.

1

38

Выделение геометрических фигур в конструкции предметов.

1

39

Составление орнаментов из геометрических фигур по образцу.

1

VI.

Развитие зрительного восприятия, зрительной памяти

40

Развитие зрительной концентрации.

1

41

Формирование навыков зрительного анализа и синтеза предметов, состоящих из 3—4 деталей (по инструкции педагога).

1

42

Развитие зрительной памяти и концентрации.

1

43

Нахождение отличий на наглядном материале (сравнение двух картинок)

1

44

Развитие зрительного внимания

1

45

Развитие зрительной памяти. Дидактическая игра «Что изменилось?» (4—5 предметов)

1

46

Различение наложенных изображений предметов (2—3 изображения)

1

47

Упражнения по профилактики и коррекции зрения

1

VII.

Восприятие особых свойств предметов

48

Развитие осязания (температурные ощущения). Приборы измерения температуры (градусник).

1

49

Различие вкусовых качеств (сладкое — горькое, сырое — вареное). Дидактическая игра «Узнай на вкус».

1

50

Развитие обоняния (контрастные ароматы: резкий — мягкий; пищевые запахи), обозначение словом ощущений.

1

51

Восприятие чувства тяжести от разных предметов (вата, гвозди, брусок и т. д.), словесное обозначение барических ощущений.

1

VIII.

Развитие слухового восприятия

52

Дифференцировка звуков шумовых и музыкальных инструментов (погремушка, барабан, колокольчик, ложки, гармошка, бубен).

1

53

Характеристика звуков по громкости и длительности (шумы, музыкальные и речевые звуки).

1

54

Различение мелодии по характеру (веселая, грустная). Прослушивание музыкальных произведений.

1

55

Звуковая имитация (подражание звукам окружающей среды).

1

IX.

Восприятие пространства

56

Ориентировка в помещении, движение в заданном направлении, обозначение словом направления движения.

1

57

Ориентировка в школьном помещении, понятия «дальше — ближе».

1

58

Ориентировка на листе бумаги (выделение всех углов). Дидактическая игра «Расположи верно».

1

59

Развитие навыков ориентировки по плану соотнесение схематического изображения предметов с реальными предметами.

1

60

Расположение плоскостных и объемных предметов в вертикальном поле листа.

1

61

Расположение плоскостных и объемных предметов в горизонтальном поле листа, словесное обозначение пространственных отношений между предметами.

1

62

Пространственная ориентировка на поверхности парты.

1

63

Дидактическая игра «Определи положение предмета», вербализация пространственных отношений с использованием предлогов.

1

X.

Восприятие времени

64

Дидактическая игра «Весёлая неделя».

1

65

Времена года. Работа с графической моделью «Времена года».

1

66

Знакомство с часами (циферблат, стрелки).

1

67

Меры времени (секунда, минута, час, сутки).

1

68

Закрепление пройденного.

1

Итого:

68 часов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа по письму и развитию речи ( 3 класс)

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Письмо и развитие речи» для 3 класса составлена  для учащихся с умственной отсталостью на основе Федерального государственного образовательн...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по письму и развитию речи для 2 класса

Рабочая программа по письму и развитию речи для 2 классов разработана на основании авторской программы по письму (грамматике, правописанию) (автор В. В. Воронкова) для специальных (коррекционных) обра...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по письму и развитию речи для 2 класса

Рабочая программа по письму и развитию речи для 2 классов разработана на основании авторской программы по письму (грамматике, правописанию) (автор В. В. Воронкова) для специальных (коррекционных) обра...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по чтению и развитию речи для 2 классов

Рабочая программа по чтению и развитию речи для 2 классов разработана на основании авторской программы по чтению (автор В. В. Воронкова) для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII...

Адаптированная рабочая программа по курсу «Сенсорное развитие» 1 класс

Программа  « Сенсорное развитие» имеет своей целью: на основе создания оптимальных условий познания каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать ребенку п...