Адаптированная рабочая программа по курсу «Сенсорное развитие» 1 класс
рабочая программа (1 класс)
Программа « Сенсорное развитие» имеет своей целью: на основе создания оптимальных условий познания каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать ребенку правильное, многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации его психического развития и более эффективной социализации в обществе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Адаптированная рабочая программа по курсу «Сенсорное развитие» 1 класс | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
государственное общеобразовательное учреждение Ярославской области
«Пошехонская школа – интернат»
Рассмотрена Согласована Утверждена
на МО учителей зам. директора по УР приказом по школе
№ 1 от ___________ ______________ №____от_____________
руководитель МО Чистова Э.В. директор школы
________________ ______________
Яблокова С.Н. Лужина С.А.
Адаптированная рабочая программа
по курсу
«Сенсорное развитие»
1 класс
на 2018-2019 уч. год
составлена учителем Куделиной Ольгой Ивановной
Пошехонье 2018 год
Пояснительная записка
Программа « Сенсорное развитие» имеет своей целью: на основе создания оптимальных условий познания каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать ребенку правильное, многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации его психического развития и более эффективной социализации в обществе.
Задачи курса:
- формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;
- коррекция недостатков познавательной деятельности путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конституции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;
- развитие слухоголосовых координаций;
- формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, ритмов);
- совершенствование сенсорно — перспективной деятельности;
- обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии;
- исправление недостатков моторики, совершенствование зрительно — двигательной координации;
- Формирование точности и целенаправленности движений и действий.
Общая характеристика.
Рабочая программа в первом классе начинается с раздела «Зрительное восприятие», на него отводится 15 часов. Дети знакомятся с геометрическими фигурами ( квадрат, прямоугольник, треугольник) в процессе выполнения упражнений. Далее дети учатся классифицировать предметы и их изображение по форме ( квадратные, прямоугольные, треугольные). Так же они учатся сопоставлять предметы контрастные по высоте, ширине, толщине, обозначать различия словами. Проводятся дидактические игры «Найди форму в предмете», «Найди фигуры-близнецы». В этом же разделе дети выделяют основные цвета (красный, желтый, синий), закрепляют знание основных цветов в процессе игр «Лото. Цвет», «Цвета и оттенки».
Дети учатся обследовать предметы, состоящие из двух — трех деталей, по инструкции педагога, зрительно определять отличительные и общие признаки двух предметов, картинок, находить изменения в предъявленном ряду. Проводятся игры и упражнения: «Двойняшки», «Спрятанные изображения», «Парные изображения», «Наложенные изображения, «Незаконченные изображения», «Точечные изображения», «Перекрытые изображения». Развитию зрительной памяти способствуют игры «Что изменилось», «Буковки», «Слушай и вычеркивай».
Следующий раздел «Слуховое восприятие» С детьми проводятся игры: «Кто что слышит?», «Что я делаю?», «Кто тебя позвал?»
В разделе «Кинестетическое и кинетическое развитие » дети определяют на ощупь плоскостные предметы, их величину, фактуру материала (мягкий — твердый, гладкий — шершавый). Работа с пластилином (раскатывание). Игры с крупной мозаикой.
Также проводятся подвижные игры: «Толкай головой», «Тачки», «Бабочка, журавль, лягушка», «Море волнуется раз» в процессе которых у детей формируются ощущения от различных поз и движений тела, верхних и нижних конечностей, головы. На данный раздел отводится 8 часов, в том числе 3 практические.
На раздел «Восприятие запахов » отводится 3 часа. Дети учатся воспринимать мир во всем многообразии запахов, что способствует развитию их чувственного восприятия, улучшает настроение, корригирует их поведение.
В разделе «Восприятие вкуса» дети осваивают вкусовые качества различных продуктов, учатся обозначать словами собственные ощущения.
Формы и методы реализации программных задач.
- Комплексные занятия (познавательные , практические);
- занятия с элементами тренинга;
- психологические игры и упражнения;
- релаксационные техники;
- психогимнастика;
- организация практических действий;
- разрешение проблемных ситуаций;
- разыгрывание ситуаций;
- использование дидактических игр;
- графические задания.
Роль и место дисциплины в образовательном процессе.
Данная рабочая программа способствует организации и оказанию комплексной дифференцированной помощи детям, направленной на преодоление трудностей овладения программными знаниями, умениями и навыками, что в конечном итоге будет способствовать более успешной адаптации в обществе и интеграции их в него.
Рабочая программа составлена, основываясь на авторскую программу курса коррекционных занятий по «Развитию психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, автор: Л.А. Матиеви, Э.Я. Удалова.
Всего в 1 классе предусмотрено 33 часа ( 1 час в неделю)
Раскладка часов.
Наименование раздела | Количество часов | Практические работы | Экскурсии |
Раздел: «Зрительное восприятие» | 15 | ||
Раздел: «Слуховое восприятия» | 5 | ||
Раздел: «Кинестетическое и кинетическое восприятие» | 8 | 3 | |
Раздел: «Восприятие запахов» | 3 | 1 | |
Раздел: «Восприятие вкуса» | 2 | 1 | |
Итого: | 33 | 4 | 1 |
Ожидаемые результаты
В результате целенаправленной деятельности на занятиях по «Сенсорному развитию» дети учатся:
- ориентироваться на сенсорные эталоны;
- узнавать предметы по заданным признакам;
- сравнивать предметы по внешним признакам;
- классифицировать предметы по форме, величине, цвету, функциональному назначению;
- составлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным признакам;
- практически выделять признаки и свойства объектов и явлений;
- давать полное описание объектов и явлений;
- различать противоположно направленные действия и явления;
- определять последовательность событий;
- целенаправленно выполнять действия и инструкции;
- самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;
- опосредовать свою деятельность речью.
Предметными результатами изучения курса «Сенсорное развитие» является формирование следующих умений:
Обучающие должны знать — понимать:
- Цвет (основные цвета — красный, желтый, синий), величину, форму предметов;
- Контрастные, температурные ощущения (холодный — горячий);
- Параметры величины (размер, высота, длина, толщина);
- Температурные ощущения (теплый, горячий, холодный);
- Вкусовые ощущения (кислый - сладкий, , горький — соленый);
- Запахи (приятные — неприятные);
- Барические ощущения веса (тяжелый - легкий);
- Фактуру материала (мягкий — твердый, гладкий — шершавый);
- Сенсорные эталоны плоскостных геометрических фигур (квадрат, прямоугольник, треугольник);
- Обучающиеся должны уметь использовать при выполнении заданий:
- Целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога;
- Правильно пользоваться письменными принадлежностями, копировать несложные изображения;
- Анализировать и сравнивать предметы по одному из указанных признаков: цвет, величина, форма;
- Различать и сравнивать разные предметы по признаку:
- Веса (тяжелый — легкий);
- Фактуре (гладкий — шершавый, твердый — мягкий);
Различать:
- Вкусовые качества (кислый — сладкий, горький — соленый);
- Запахи (приятный — неприятный);
- Контрастную температуру окружающих предметов и явлений (горячий, холодный);
- Основные геометрические фигуры;
- Речевые и неречевые звуки;
- Составлять предмет из 2-3 частей;
- Классифицировать предметы и их изображения по признаку соответствия знакомым сенсорным эталонам, делать простейшие обобщения;
- Определять на ощупь величину плоскостных фигур и предметов;
- Зрительно определять отличительные и общие признаки двух предметов;
Ориентироваться:
- В помещении по инструкции педагога;
- На плоскости листа бумаги (центр, верх, (низ), правая, (левая) сторона);
- Выполнять несложные графические работы под диктовку.
Календарно-тематический план 1 класс
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Из них | ||
Практические и экскурсии | Информационное обеспечение, оборудование | Дата | |||
I | Зрительное восприятие | 15 | |||
1. | Формирование сенсорных эталонов, плоскостных геометрических фигур (квадрат, треугольник, прямоугольник). | 1 | Дидактическая игра «Геометрическое лото» | Лото | |
2. | Классификация предметов и их изображению, по форме (квадратные, треугольные, прямоугольные). | 1 | Дидактическая игра «Найди форму в предмете» | Предметные картинки | |
3. | Конструирование из геометрических фигур | 1 | Дидактическая игра «Геометрическая мозаика» | Игра «Геометрическая мозаика» | |
4. | Знакомство с основными цветами спектра: красным, желтым, синим. Их различение, правильное название | 1 | Дидактическая игра «Лото» | С. Гаврина «Цвета и оттенки» «РОСМЭН-ПРЕСС, 2002 Цветные карандаши, игра «Лото» | |
5. | Закрепление знаний трех основных цветов (красного, синего, желтого). | 1 | Раскрашивание контурных рисунков хорошо знакомых предметов красного, жёлтого, синего цвета. | С. Гаврина «Цвета и оттенки» «РОСМЭН-ПРЕСС, 2002 Цветные карандаши, игра «Лото» | |
6. | Объемные геометрические тела: шар, куб | 1 | Конструирование из объемных тел | Объемные тела: шар, куб | |
7. | Объемные геометрические тела: брус | 1 | Конструирование из объемных тел | Объемные тела: брус | |
8. | Формирование целостного восприятия предметов | 1 | Игра «Разрезные картинки» | Предметные картинки | |
9. | Развитие зрительной памяти | 1 | Игра «Смотри и вычеркивай» | Раздаточный материал | |
10. | Дифференцированное восприятие двух предметов, двух картинок, нахождение общих и отличительных признаков | 1 | Игра «Парные изображения», Игра «Двойняшки» | Предметные картинки с парными изображениями | |
11. | Развитие зрительного восприятия | 1 | Игра «Незаконченные изображения», «Спрятанные изображения», «Наложенные изображения» | Предметные картинки | |
12. | «Что перепутал художник» | 1 | Предметные картинки | Предметные картинки | |
13. | Узнавание предметов по картинке | 1 | Игра «Лото» | Игра «Лото» | |
14. | Определение изменений в предъявленном ряду «Угадай чего не стало», нахождение лишней игрушки, картинки | 1 | Набор игрушек, натуральных предметов | Набор игрушек, натуральных предметов | |
15. | Упражнение для профилактики и коррекции зрения | 1 | Упражнение для тренировки глаз | Гимнастика для глаз | |
II | Слуховое восприятие | 5 | |||
1. | Различение звуков окружающей среды. Игра «Кто что слышит», «Что упало?» | 1 | Игра «Кто что слышит?», «Что упало?» | Игра: «Узнай на слух» Журнал «Воспитание и обучение детей с нарушением развития» №5, 2009 год. | |
2. | Различение речевых звуков. Игра «Кто тебя позвал» | 1 | Игра «Кто тебя позвал» | Журнал «Воспитание и обучение детей с нарушением развития» №5, 2009 год. | |
3. | Подражание речевым и неречевым звукам. Игра «Кто так говорит». | 1 | Игра «Кто так говорит». | Тренинг слухового восприятия. Журнал «Воспитание и обучение детей с нарушением развития» №5, 2009 год. | |
4. | Различение звуков природы. | 1 | Аудио и медиа файлы | ||
5. | Различение музыкальных звуков. | 1 | Детские музыкальные инструменты, предметные картинки | ||
III | Кинестетическое и кинетическое развитие | 8 | |||
1. | Определение на ощупь плоскостных фигур и предметов | 1 | Игра «Чудесный мешочек» | Набор разнообразных предметов | |
2. | Определение на ощупь объемных геометрических тел | 1 | Игра «Определи на ощупь» | Объемные геометрические тела | |
3. | Игра с мозаикой | 1 | Игра «Мозаика» | Набор мозаики | |
4. | Определение предметов на ощупь | 1 | Игра «Узнай предмет по контуру», игра «Отгадай цифру», игра «Что в мешочке» | Набор разнообразных предметов | |
5. | Контрастность температурных ощущений (холодный – горячий – чуть тёплый) | 1 | Игры с водой | Сюжетные картинки | |
6. | Аппликация «Зелёный горошек» | 1 | Практическая работа | Цветной картон, цветная бумага | |
7. | Лепка из пластилина «Ведерко» из жгутиков | 1 | Практическая работа | Пластилин | |
8. | Аппликация «Домик» | 1 | Практическая работа | Цветной картон, цветная бумага | |
IV | Восприятие запахов | 3 | |||
1. | Узнай по запаху (яблоко, апельсин, лимон) | 1 | Игра «Узнай по запаху» | Натуральные предметы | |
2. | «Что готовим» | 1 | Экскурсия в столовую | Натуральные продукты | |
3. | Узнай по запаху (туалетное мыло, духи, хвоя и т.д.) | 1 | Игра «Узнай по запаху» | Натуральные предметы | |
V | Восприятие вкуса | 2 | |||
1. | Различение на вкус (кислый-сладкий, соленый-горький). Обозначение словами собственных ощущений | 1 | Игра «Узнай по вкусу» | Натуральные предметы, предметные картинки | |
2. | Лепка из пластилина «Улитка» | 1 | Практическая работа | Пластилин |
Ресурсное обеспечение рабочей программы
- Метиева Л.А «Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии»; сборник игр и игровых упражнений./ Л.А Метиева; Э. Я. Удалова. – М: Книголюб; 2007-119 с. - (Специальная психология)
- Шалаева Г. П. «Большая книга логических игр». – М: АСТ: СЛОВО, 2011 год-224 с.
- Журналы «Воспитание и обучение детей с нарушением развития» с 2003 по 2011 годы.
- Гаврина С. Е. «Цвета и оттенки» - ООО Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС»
- Выткалова Л. А., Краюшкина П. В. «Развитие пространственных представлений у младших школьников» - Издательство «Учитель», 2009 год.
- Тарловская Н. Ф., Топоркова Л. А. «Обучение детей дошкольного возраста конструированию и ручному труду» - Издательство «Просвещение» Владос, 1994 год.
- Останкова Ю. В. «Система коррекционно – развивающих занятий по подготовке детей к школе» - Издательство «Учитель», 2008 год-130 с.
- Катаева А. А., Стребелева Е. А. «Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников». Москва «БУК-МАСТЕР», 1993 год.
- Томилина Т. Зарядка для пальчиков» М: «Просвещение», 2007 год.
Аннотация к рабочей программе по курсу
«Сенсорное развитие »
в 1 классе
специальной (коррекционной) общеобразовательной школы
1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы.
Настоящая дисциплина предусмотрена Базисным учебным планом для учащихся 1-4 классов (коррекционных) общеобразовательных (коррекционных) учреждений VIII вида.
2. Цель изучения дисциплины
Развитие и коррекция сенсорной и умственной деятельности, формирование зрительного и слухового, тактильного восприятия, вкусовых и барических ощущений.
3. Структура дисциплины
. Восприятие формы, величины, цвета, конструирование. Развитие зрительного восприятия. Развитие слухового восприятия. Кинестетическое и кинетическое восприятие. Восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств.
4. Основные образовательные технологии
- практические работы (изготовление аппликаций из различных материалов, лепка, конструирование, графические задания, организация практических действий: штриховка, обводка, рисование по трафарету);
- Игровые технологии (дидактические игры, разыгрывание ситуаций, разрешение проблемных ситуаций, игры на развитие аналитико — синтетической деятельности, обогащения словарного запаса);
- Словесные методы (знакомство с литературными произведениями о временах года, пословицами, поговорками, использование загадок, бесед);
- Здоровье — сберегающие технологии. (психогимнастика, пальчиковая гимнастика, релаксационные техники, занятия с элементами тренинга, психологические игры и упражнения, физкульт - минутки, гимнастика для глаз, игры на развитие межполушарных взаимодействий)
5. Предметными результатами изучения курса «Сенсорное развитие» являются формирование следующих умений:
Обучающиеся должны знать:
- цвет (основные цвета — красный, желтый, синий) величину, форму предметов;
- контрастные температурные ощущения (холодный — горячий);
- вкусовые ощущения (кислый, сладкий, горький, соленый);
- запахи (приятный, неприятные;
- барические ощущения веса (тяжелый, легкий);
- фактуру материала (мягкий, твердый, гладкий — шершавый);
- сенсорные эталоны геометрических фигур ( квадрат, прямоугольник, треугольник);
- расположение предметов в пространстве (вверху — внизу, над — под, справа — слева);
-
Обучающиеся должны уметь:
- целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога;
- правильно пользоваться письменными принадлежностями, копировать несложные изображения;
- анализировать и сравнивать предметы по одному из указанных признаков: цвет, величина, форма;
- различать и сравнивать разные предметы по признаку: весе (тяжелый, легкий), фактуре (гладкий, шершавый, мягкий, твердый);
- различать:
- вкусовые качества предметов (кислый, сладкий, горький, соленый);
- запахи (приятный, неприятный);
- контрастную температуру окружающих предметов и явлений (холодный, горячий);
- основные геометрические фигуры;
- речевые и неречевые звуки;
составлять предмет из 2-3 частей;
- классифицировать предметы и их изображения по признаку соответствии знакомым сенсорным эталонам, делать простейшие обобщения;
- определять на ощупь величину плоскостных фигур и предметов;
- зрительно определять отличительные и общие признаки двух предметов;
- ориентироваться:
- в помещении по инструкции педагога;
- на плоскости бумаги (центр, верх, низ), правая (левая) сторона;
-
- определять положение предметов в пространстве (вверху — внизу; над — под; справа — слева);
-
- выполнять несложные графические работы под диктовку.
6. Общая трудоемкость дисциплины:
Программа рассчитана на 33часа в год, 1час в неделю.
7. Форма контроля: тесты, опросники, практические, индивидуальные работы.
8. Составитель: Куделина О.И.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу "Сенсорное развитие", 1 класс, II вариант
Рабочая программа по курсу "Сенсорное развитие", 1 класс, II вариант...
Рабочая программа по курсу "Сенсорное развитие", 2 класс, II вариант
Рабочая программа по курсу "Сенсорное развитие", 2 класс, II вариант...
Адаптированная рабочая программа по курсу «Сенсорное развитие» 2 класс
Программа « Сенсорное развитие» имеет своей целью: на основе создания оптимальных условий познания каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать ребе...
Адаптированная рабочая программа по курсу «Сенсорное развитие» 3 класс
Программа « Сенсорное развитие» имеет своей целью: на основе создания оптимальных условий познания каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать ребенку п...
Рабочая программа коррекционного курса "Сенсорное развитие" 7 класс
Рабочая программа коррекционного курса "Сенсорное развитие"...
Рабочая программа коррекционного курса "Сенсорное развитие" 8 класс
Рабочая программа коррекционного курса "Сенсорное развитие"...
Рабочая программа коррекционного курса "Сенсорное развитие" для обучающихся 4 класса с ГУО, вариант 2.
Актуальность коррекционного курса "Сенсорное развитие" заключается в обогащении чувственного опыта в процессе целенаправленного систематического воздействия на сохранные...