Адаптированная рабочая программа по коррекционному курсу "Предметно - практические действия"
рабочая программа (4 класс)

Адаптированная рабочая программа 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Адаптированная рабочая программа по коррекционному курсу "Предметно-практические действия".

Пояснительная записка.

Вследствие органического поражения ЦНС у обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, памяти, мышления, речи, двигательных и других функций нарушены или искажены, поэтому формирование предметных действий происходит со значительной задержкой. У многих обучающихся с ТМНР, достигших школьного возраста, действия с предметами остаются на уровне неспецифических манипуляций. В этой связи ребенку необходима специальная обучающая помощь, направленная на формирование разнообразных видов предметно-практической деятельности. Обучение начинается с формирования элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами.

Целью обучения является формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами.

Программно-методический материал включает 2 раздела: "Действия с материалами", "Действия с предметами".

В процессе обучения обучающиеся знакомятся с различными предметами и материалами и осваивают действия с ними. Сначала формируются приемы элементарной предметной деятельности, такие как: захват, удержание, перекладывание, которые в дальнейшем используются в разных видах продуктивной деятельности: изобразительной, доступной бытовой и трудовой деятельности, самообслуживании.

Содержание коррекционного курса "Предметно-практические действия".

1. Действия с материалами.

Сминание материала (салфетки, туалетная бумага, бумажные полотенца, газета, цветная, папиросная бумага, калька) двумя руками (одной рукой, пальцами). Разрывание материала (бумагу, вату, природный материал) двумя руками, направляя руки в разные стороны (двумя руками, направляя одну руку к себе, другую руку от себя; пальцами обеих рук, направляя одну руку к себе, другую руку от себя). Размазывание материала руками (сверху вниз, слева направо, по кругу). Разминание материала (тесто, пластилин, глина, пластичная масса) двумя руками (одной рукой). Пересыпание материала (крупа, песок, земля, мелкие предметы) двумя руками, с использованием инструмента (лопатка, стаканчик). Переливание материала (вода) двумя руками (с использованием инструмента (стаканчик, ложка). Наматывание материала (бельевая веревка, шпагат, шерстяные нитки, шнур).

2. Действия с предметами.

Захватывание, удержание, отпускание предмета (шарики, кубики, мелкие игрушки, шишки). Встряхивание предмета, издающего звук (бутылочки с бусинками или крупой). Толкание предмета от себя (игрушка на колесиках, ящик, входная дверь). Притягивание предмета к себе (игрушка на колесиках, ящик). Вращение предмета (завинчивающиеся крышки на банках, бутылках, детали конструктора с болтами и гайками). Нажимание на предмет (юла, рычаг, кнопка, коммуникатор) всей кистью (пальцем). Сжимание предмета (звучащие игрушки из разных материалов, прищепки, губки) двумя руками (одной рукой, пальцами). Вынимание предметов из емкости. Складывание предметов в емкость. Перекладывание предметов из одной емкости в другую. Вставление предметов в отверстия (одинаковые стаканчики, мозаика). Нанизывание предметов (шары, кольца, крупные и мелкие бусины) на стержень (нить).

Во 3 классе программа по коррекционному курсу «Предметно-практические действия» рассчитана на  34 часа по 1 часу в неделю.

Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета.

Предметные:

- знать основные и дополнительные цвета бумаги;

   - знать правила безопасности с режущими инструментами и клеем;

   - знать свойства природных материалов, используемые при работе: цвет, форма, величина, твердость или мягкость, особенности поверхности;

- уметь контролировать свои действия при работе;

- уметь допускать существование различных точек зрения;

- уметь договариваться с партнёрами и приходить к общему решению.

- уметь принимать смысл инструкции учителя и принимать учебную задачу;

- уметь понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

- уметь проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;

- уметь оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

- уметь первоначальному умению проговаривать свои действия в ретроспективном плане;

  - уметь под руководством учителя осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;

- уметь понимать знаки, символы, модели, схемы, приведённые в учебнике и учебных пособиях;

- уметь понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

- уметь анализировать объекты труда с выделением их существенных признаков;

- уметь проводить в сотрудничестве с учителем сравнение и классификацию объектов труда по заданным основаниям;

- уметь обобщать: выделять класс объектов по заданному признаку.

        Необходимо обратить особое внимание на соблюдение правил безопасности работы и гигиены труда при проведении практических работ. При оценке знаний и умений уч-ся по предметно-практическим  действиям следует учитывать правильность приемов работы, степень самостоятельности выполнения задания (ориентировку в задании, планирование, практическое изготовление объекта, качество готового изделия, организацию рабочего места).  Формирование умений уч-ся должно включать дозированную (с постепенным уменьшением) помощь в ориентировке и планировании работы. Для формирования оперативного образа объекта труда используются натуральные образцы, которые в зависимости от сложности изделия дополняются макетами и рисунками.
 Помощь в планировании работы осуществляется в индивидуальной  беседе с использованием демонстрационных (предметных и комбинированных) технологических карт. На одном из последних занятий проводится самостоятельная работа уч-ся. Учитель подбирает изделие (вид работы) среднего уровня сложности. Анализ натурального образца и рисунка с размерами, а также планирование действий осуществляется уч-ся по возможности самостоятельно. Индивидуальные возможности учащихся в такой работе рассматриваются как один из важных показателей индивидуальных трудовых способностей.

Календарно-тематическое планирование

по коррекционному курсу «Предметно-практические действия»

обучающегося 4ОВЗ класс Иванова Ивана

Наименование разделов и тем

Количество часов

Предметно-манипулятивные  действия 5 часов

Развитие координации движений кисти и пальцев

1

Выполнение подражательных действий со сменой вида движения «Стучим - прячем»

1

 Шнуровка. Наматывание шнура на палочку.

1

Нанизывание бусинок на нитку.

1

Выполнение по подражанию упражнений для пальцев рук.

1

Восприятие цвета, формы величины. 6 часов

Группировка по цвету, по форме, величине.

1

«Разложи ряд» чередование предметов через один по форме, по величине, по цвету.

1

Дидактическая игра «Геометрическое лото»

1

Дидактическая игра «Геометрический ящик»

1

Выбор по образцу и раскладывание 10-15 предметов различных цветов.

1

Сопоставление предметов по цвету.

1

Зрительное восприятие. 4 часов

Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2-3 деталей)

1

«Что лишнее» Исключение предмета из нескольких однородных по цвету, форме, величине.

1

«Что изменилось»

1

Игра  «Кто  лишний  в  ряду».

1

Пространственное восприятие. 4 часа

Игра  «Ниточка  и  иголочка».

1

Складывание разрезных картинок, разрезанных по вертикали, горизонтали, скошенной линии.

1

Пространственная ориентировка на листе бумаги

1

Работа с рисунками «Нарисуй  в центре -  круг, слева - квадрат, выше круга - треугольник  и тд.»

1

Тактильно-двигательное восприятие. 2 часа

«Чудесный мешочек» узнавание на ощупь хорошо известного детям предмета

1

Узнавание предметов на ощупь «Чудесный мешочек»

1

Работа с мозаикой. 4 часа

«Выкладывание из мозаики чередующегося ряда»  через один элемент.

1

Выкладывание мозаики по образцу «Дом с крышей и трубой».

1

Выкладывание из мозаики геометрических фигур

1

Выкладывание «Цветов»

1

Деятельность с разборными игрушками. 4 часа

Складывание 3-х, 5-ти местных матрешек.

1

Складывание пирамиды из 8-10 колец.

1

Складывание и  раскладывание  пирамидок разной  величины.

1

Складывание и  раскладывание  пирамидок разной  величины.

1

Слуховое восприятие. 5 часа

Дифференциация звуков шумовых и музыкальных инструментов (погремушка, барабан, бубен, ложки)

1

Музыкальные инструменты и их называние.

1

Музыкальные инструменты и их называние.

1

Характеристика звуков по громкости

1

Складывание фигур из счетных палочек по показу, образцу и словесной инструкции (домик, снежинка, лестница ,корабль, паровоз)

1

Итого:

34 часа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ "ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ" ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ 2 ВАРИАНТ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ "ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ" , КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ (2 ВАРИАНТ)...

Рабочая программа по курсу "Предметно - практические действия", 1 класс, II вариант

Рабочая программа по курсу "Предметно - практические действия", 1 класс, II вариант...

Рабочая программа по курсу "Предметно - практические действия", 2 класс, II вариант

Рабочая программа по курсу "Предметно - практические действия", 2 класс, II вариант...

Рабочая программа по предмету "Предметно - практические действия"

Рабочая программа по учебному предмету «Предметно-практические действия»  в четвертом классе (вариант 2)...

Рабочая программа по курсу Предметно-практические действия 1 класс (для детей с умственной отсталостью, интеллектульными нарушениями, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образован

Целью обучения является формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами.Задачи:- знакомство с различными материалами и предметами;- формирование приемов элеме...