Адаптированная рабочая программа по коррекционному курсу "Альтернативная коммуникация"
рабочая программа (4 класс)

Адаптированная рабочая программа 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Адаптированная рабочая программа по коррекционному курсу

"Альтернативная коммуникация"

  1. Пояснительная записка.

У обучающегося с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР, не владеющего вербальной речью, затруднено общение с окружающими, что в целом нарушает и искажает его психическое и интеллектуальное развитие. В этой связи обучение обучающегося речи с использованием альтернативных (дополнительных) средств коммуникации является необходимой частью всей системы коррекционно-педагогической работы. Альтернативные средства общения могут использоваться для дополнения речи (если речь невнятная, смазанная) или ее замены, в случае ее отсутствия. Основными задачами коррекционной работы являются выбор доступного ребенку средства невербальной коммуникации, овладение выбранным средством коммуникации и использование его для решения соответствующих возрасту житейских задач.

Техническое оснащение включает: предметы, графические изображения, знаковые системы, таблицы букв, карточки с напечатанными словами, наборы букв, коммуникативные таблицы и коммуникативные тетради, записывающие и воспроизводящие устройства.

2. Содержание коррекционного курса "Альтернативная и дополнительная коммуникация".

1. Коммуникация с использованием невербальных средств.

Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос. Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание) с использованием мимики. Выражение жестом согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний; приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы с использованием жеста. Привлечение внимания звучащим предметом; выражение удовольствия (неудовольствия), благодарности звучащим предметом; обращение за помощью, ответы на вопросы, предполагающие согласие (несогласие) с использованием звучащего предмета. Выражение своих желаний, благодарности, обращение за помощью, приветствие (прощание), ответы на вопросы с предъявлением предметного символа. Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием графического изображения (фотография, цветная картинка, чернобелая картинка, пиктограмма). Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием карточек с напечатанными словами. Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием таблицы букв.

Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием технических устройств. Привлечение внимания, выражение согласия (несогласия), благодарности, своих желаний, обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, приветствие (прощание) с использованием коммуникативной кнопки. Выражение согласия (несогласия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, рассказ о себе, прошедших событиях с использованием пошагового коммуникатора. Выражение своих желаний, согласия (несогласия), благодарности, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, рассказывание с использованием коммуникатора. Выражение своих желаний, согласия (несогласия), благодарности, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, рассказывание с использованием компьютера (планшетного компьютера).

2. Развитие речи средствами невербальной коммуникации.

Импрессивная речь. Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя). Реагирование на собственное имя. Узнавание (различение) имен членов семьи, обучающихся класса, педагогических работников. Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы). Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы). Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять). Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма). Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно). Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой). Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй). Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за). Понимание простых предложений. Понимание сложных предложений. Понимание содержания текста.

Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации.

Сообщение собственного имени посредством напечатанного слова (электронного устройства). Сообщение имен членов семьи (обучающихся класса, педагогических работников класса) посредством напечатанного слова (электронного устройства). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения предметов и объектов (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения признака предмета (цвет, величина, форма). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы).

Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения признака действия, состояния (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно). Использование напечатанного слова (электронного устройства) для обозначения слова, указывающего на предмет, его признак (я, он, мой, твой). Использование электронного устройства для обозначения числа и количества предметов (пять, второй). Составление простых предложений с использованием графического изображения (электронного устройства). Ответы на вопросы по содержанию текста с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа по одной сюжетной картинке с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа по серии сюжетных картинок с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа о прошедших, планируемых событиях с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа о себе с использованием графического изображения (электронного устройства).

3. Чтение и письмо.

Глобальное чтение. Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий. Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.

3.Планируемые результаты

Личностные результаты освоения включают:

1) основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как "Я";

2) социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

3) формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;

4) формирование уважительного отношения к окружающим;

5) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

6) освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

7) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;

8) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

9) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

10) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

11) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Календарно-тематическое планирование

по коррекционному курсу «Альтернативная коммуникация»

обучающегося 4ОВЗ класс Иванова Ивана

№ п/п

Тема

Часы

Знакомство детей с учителем. Знакомство детей друг с другом. Приветствие.

1

Знакомство детей с учителем. Знакомство детей друг с другом. Приветствие.

1

Знакомство детей с учителем. Знакомство детей друг с другом. Приветствие.

1

Знакомство детей с учителем. Знакомство детей друг с другом. Приветствие.

1

Рассматривание фотографий.

1

Рассматривание фотографий.

1

Я и мое имя, моя фотография.

1

Я и мое имя, моя фотография.

1

Связь указательного жеста со словом: форма согласия «ДА!»

1

Связь указательного жеста со словом: форма согласия «ДА!»

1

Связь указательного жеста, карточек со словом: форма отрицания «НЕТ!»

1

Связь указательного жеста, карточек со словом: форма отрицания «НЕТ!»

1

Моя любимая игрушка и игра.

1

Моя любимая игрушка и игра.

1

Выполнение простых инструкций: «Покажи игрушку»

1

Выполнение простых инструкций: «Покажи игрушку»

1

Выполнение простых инструкций: «Подойди ко мне»; «Посмотри на меня» и т.д.

1

Выполнение простых инструкций: «Подойди ко мне»; «Посмотри на меня» и т.д.

1

Моя любимая сказка.

1

Моя любимая сказка.

1

Взаимодействие детей: «Игры рядом»

1

Взаимодействие детей: «Игры рядом»

1

Имитация элементарных артикуляционных движений.

1

Имитация элементарных артикуляционных движений.

1

Приветствие сверстника (узнавание).

1

Приветствие сверстника (узнавание).

1

Семья - «Показ близких, детей, кукол». - «Работа над словами: дай, на, где, еще».

1

Семья - «Показ близких, детей, кукол». - «Работа над словами: дай, на, где, еще».

1

Имена сверстников.

1

Имена сверстников.

1

Части тела и лица. - «Лицо мое и соседа». - «Тело мое и соседа»

1

Части тела и лица. - «Лицо мое и соседа». - «Тело мое и соседа»

1

Вместе слушаем сказки.

1

Вместе слушаем сказки.

1

Вместе слушаем сказки.

1

Отождествление человека с именем. Отзывание на свое имя.

1

Отождествление человека с именем. Отзывание на свое имя.

1

Я и учитель играем (игры с правилами).

1

Я и учитель играем (игры с правилами).

1

Строим вместе.

1

Строим вместе.

1

Строим вместе.

1

Рисуем вместе.

1

Рисуем вместе.

1

Играем вместе (настольно-печатные, подвижные и др.)

1

Играем вместе (настольно-печатные, подвижные и др.)

1

Эмоции и мимика: - «Смех - радость».

1

Эмоции и мимика: - «Слезы - грусть».

1

Эмоции и мимика: - «Удивление»

1

Эмоции и мимика: - «Страх»

1

Эмоции и мимика: - «Смех - радость»; - «Слезы - грусть»; - «Удивление»; - «Злость»; - «Страх»

1

Эмоции и мимика: - «Смех - радость»; - «Слезы - грусть»; - «Удивление»; - «Злость»; - «Страх»

1

Развитие подражательноречевой деятельности в форме любых звуков, проявлений (кап-кап, туктук, у-у-у и т.д.).

1

Развитие подражательноречевой деятельности в форме любых звуков, проявлений (кап-кап, туктук, у-у-у и т.д.).

1

Развитие экспрессивной речи. – Подражание крикам животных.

1

Развитие экспрессивной речи.– Подражание музыкальным инструментам.

1

Развитие экспрессивной речи. - Подражание транспортным шумам.

1

Развитие экспрессивной речи. – Подражание крикам животных. – Подражание музыкальным инструментам. -Подражание транспортным шумам.

1

Развитие экспрессивной речи. – Подражание крикам животных. – Подражание музыкальным инструментам. -Подражание транспортным шумам.

1

Формирование зрительной линейной памяти. – предметы игрушки.

1

Формирование зрительной линейной памяти. - предметные картинки.

1

Формирование зрительной линейной памяти. – цветовой материал;

1

Формирование зрительной линейной памяти. – контурные изображения;

1

Формирование зрительной линейной памяти. – предметы игрушки; - предметные картинки; -цветовой материал; - контурные изображения;

1

Формирование зрительной линейной памяти. – предметы игрушки; - предметные картинки; -цветовой материал; - контурные изображения;

1

Создание ситуаций реагирования на запрет, понимание похвалы.

1

Создание ситуаций реагирования на запрет, понимание похвалы.

1

Итоговое занятие. «Чему я научился в этом году»

1

Итого:

68 часов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Речь и альтернативная коммуникация" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Адаптированная рабочая программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для учащегося 1 класса надомного обучения Ф.И. ребенка  представляет собой систему комплексного психолого-педагог...

Адаптированная рабочая программа по курсу: «Альтернативная коммуникация» для индивидуального обучения ученика 1в класса

Адаптированная рабочая программа учителя - логопеда по курсу "Альтернативная коммуникация" для ребенка с ОВЗ....

Адаптированная рабочая программа предмета "Речь и альтернативная коммуникация" для ребенка с РАС ( 2 вариант) 2 класс

Программа разработана для ребенка с тотальным недоразвитием тяжелой степени, отягощенной РАС. 2 класс. Рассчитана на 102 ч....

Адаптированная рабочая программа предмета "Речь и альтернативная коммуникация" ( 2 вариант) 2 класс

Данная программа разработана с опорой на реестр образовательных программ для детей с умственной отсталостью (2 вариант). Планирование сформировано с учетом видов деятельности детей на уроке....

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация» для освоения начального общего образования (дополнительный первый класс ― 1I) 1-4 классы

Адаптированная  рабочая программа  учебного предмета «Речь и альтернативная  коммуникация»для  освоения начального общего образования(дополнительный первый класс ― 1I) ...