РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ Чтение для 3 – 4 классов
рабочая программа (3 класс)
Адаптированная образовательная программа начального общего образования по предмету «Чтение», адаптированная для учащихся 3 – 4 класса, детей с ограниченными возможностями здоровья разработана с учетом федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»; на основании основной образовательной программы школы и в соответствии с особыми образовательными потребностями детей с ОВЗ (по представленным родителями документам). Адаптация общеобразовательной программы осуществляется с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 32.62 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
Чтение
для 3 – 4 классов
(в соответствии с ФГОС, вариант 1)
на 2020/2021 учебный год
Составитель: Ярош Л. Т. ___________________
(подпись)
Дата составления программы _______________________________
Пояснительная записка
Адаптированная образовательная программа начального общего образования по предмету «Чтение», адаптированная для учащихся 3 – 4 класса, детей с ограниченными возможностями здоровья разработана с учетом федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»; на основании основной образовательной программы школы и в соответствии с особыми образовательными потребностями детей с ОВЗ (по представленным родителями документам). Адаптация общеобразовательной программы осуществляется с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.
Рабочая программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта по данной образовательной области с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса по чтению, возрастных и психофизических особенностей, учащихся с ОВЗ VIII вида.
Ведущей формой работы с обучающимися на занятии является индивидуальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода. Успех обучения чтению во многом зависит от тщательного изучения учителем индивидуальных особенностей, обучающихся (познавательных и личностных).
Для чтения подбираются доступные для детей произведения устного народного творчества, рассказы и сказки русских и зарубежных писателей, доступные пониманию детей деловые и научно-популярные статьи. В основе расположения произведений в книгах для чтения лежит тематический принцип. В каждом последующем продолжается и расширяется заявленная в предыдущем классе тематика, тем самым обеспечивается концентричность расположения учебного материала, создающая условия для пошагового расширения знаний и представлений, для регулярного повторения ранее усвоенных тем. Обучение чтению начинается с послебукварного периода. Задачи этого этапа: закреплять навыки плавного послогового чтения ранее усвоенных слоговых структур, учить читать новые слоговые структуры в словах, совершенствовать звукобуквенный анализ отдельных слов.
Продолжается работа над дикцией и выразительностью речи. Совершенствование техники чтения осуществляется последовательно на каждом году обучения.
Постоянное внимание уделяется формированию навыка правильного чтения, которым дети с нарушением интеллекта овладевают с большим трудом в силу особенностей психического развития, что затрудняет понимание содержания, прочитанного и тормозит развитие темпа чтения. Переход на более совершенные способы чтения вслух осуществляется постепенно и проходит ряд этапов от аналитического (слогового) чтения к синтетическому (целым словом).
Каждый из этапов развития навыков чтения имеет свои трудности и требует подбора специальных методов и приёмов обучения. Усвоение содержания, читаемого осуществляется в процессе анализа произведения, направленного на выяснение информации, заложенной в тексте, смысловых связей между описанными событиями и действиями героев. В процессе анализа произведения важно не нарушать непосредственного переживания детей за судьбы героев, добиваясь точности эмоционального восприятия за счёт выразительного чтения текста учителем и вопросов, помогающих адекватно оценивать психологическое состояние действующих лиц, напряжённость ситуации. От класса к классу возрастает уровень требований к самостоятельности учащихся в проведении разбора читаемого, в оценке поступков героев в мотивации этих поступков, в выделении непонятных: слов. Школьники овладевают умением правильно и последовательно пересказывать содержание несложного по фабуле произведения, учатся обмениваться мнениями по теме текста с привлечением собственного опыта. Такая работа обеспечивается подбором текстов, соответствующих интересам учащихся, и целенаправленными вопросами учителя. Для каждого года обучения определяется уровень требований к технике чтения, анализу текстов, навыкам устной речи. Как уже говорилось ранее, эти требования формируются по двум уровням, исходя из возможностей детей и динамики их продвижения.
Цель: формирование навыков плавного послогового чтения; направленность уроков чтения на социализацию личности умственно отсталого ребёнка, на коррекцию и развитие речемыслительных способностей детей, на формирование эмоционального отношения к действительности и нравственных позиций поведения.
Задачи:
- научить правильно и осмысленно читать доступный пониманию текст;
- воспитание у детей интереса к уроку чтения и к чтению как процессу;
- формирование у них техники чтения: правильного (без искажения звукового состава слов и с правильным ударением) и выразительного чтения, обеспечение постепенного перехода от послогового чтения к чтению целым словом, формирование у детей навыков сознательного чтения: читать доступный пониманию текст вслух, шёпотом, а затем и про себя, осмысленно воспринимать содержание прочитанного, сопереживать героям произведения, давать оценку их поступкам во время коллективного анализа;
- развитие у них умения общаться на уроке чтения: отвечать на вопросы учителя, делиться впечатлениями о прочитанном, дополнять пересказы текста, рисовать к тексту словесные картинки.
Коррекционно-развивающая задача:
- повысить уровень общего и речевого развития учащихся.
Воспитательная задача:
- привить интерес к чтению, формировать нравственные качества.
Нормативные документы, на основании которых разработана данная рабочая программа:
-Закон Российской Федерации № 273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»;
-Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. №1599
- Устав ГАОУ школы-интерната №5 п.г.т.Новобурейский;
-Адаптированная основная образовательная программа образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 варианта, утвержденная приказом директора школы-интерната № п.г.т.Новобурейский от 14.09.2020 г. № 216.
- «Положение о промежуточной аттестации обучающихся» ГАОУ школы-интерната
№5 п.г.т.Новобурейский.
- «Положение о текущей аттестации обучающихся» ГАОУ школы-интерната №5
п.г.т.Новобурейский.
За основу использована адаптированная основная образовательная программа образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденная приказом директора школы-интерната №5 п.г.т.Новобурейский. Также использована программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 классы, под редакцией В.В. Воронковой. – М., Просвещение, 2006.
Выбор данных программ обусловлен тем, что они отвечают особенностям данной категории детей, их разноуровневой подготовки к обучению. Учебно-методический комплекс, имеющийся в школьной библиотеке, соответствует данной программе. Программа использована с изменениями, т.к. на момент обучения четыре обучающихся не знают букв. Программа будет корректироваться в течение учебного года с учетом проведенной диагностики и мониторинга учащихся.
Данная рабочая программа составлена с учетом современных требований к образовательному процессу, с учетом диагнозов детей, рекомендаций ЦПМПк, уровня обучаемости учащихся и их психофизических возможностей.
Педагогическая характеристика класса:
В 3 – 4 классах шесть обучающихся: 3 девочки и 4 мальчика. Все дети начали обучение в коррекционной школе в этом учебном году. Все обучающиеся разного уровня подготовки к обучению по предмету «Чтение»: Лена Д., Рита М. и Захар С. знают все буквы и умеют читать по слогам, Артем П., Влад С. и Вероника С. знают несколько букв и могут читать только слоги А – У, У – А, АМ, а Ваня не знает букв и не умеет читать. Хорошая мотивация к обучению только у двух обучающихся: у Артема П. и у Лены Д. Речь, как средство общения у всех обучающихся есть, однако, у Вероники С. и Влада С. она с дефектами, плохо доступна пониманию. Большинство детей класса нуждаются в организующей и разъясняющей помощи педагога на каждом этапе работы на уроке.
Несмотря на то, что обучение ведётся 3 – 4 год, обучающимися не усвоена программа обучения предмета «Чтение» за 2 класс, поэтому предлагаемая программа ориентирована на:
- учебник "Чтение" 2 класс в двух частях для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, авторы С.Ю.Ильина, А.К.Аксенова, Т.М.Головкина, М. "Просвещение", 2017г.
Программно-методический материал представлен следующими разделами: «День знаний.», «Осень пришла – в школу пора.», «Почитаем – поиграем.», «В гостях у сказки.», «Животные рядом с нами.», «Ой ты, зимушка-зима!», «Что такое хорошо и что такое плохо.», «Весна идет!», «Чудесное рядом.», «Лето красное.»
Реализация рабочей программы учебного предмета «Чтение» в 2020/2021 учебном году рассчитана на 136 часов (34 учебные недели, по 4 часа в неделю).
Планируемые результаты освоения обучающимся программы учебного предмета «чтение»
Личностные результаты:
- осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
- воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
- сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
- сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
- проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты
Программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень овладения предметными результатами не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.
Минимальный уровень:
-осознанное и правильное чтение текста вслух по слогам и целыми словами;
-пересказ содержания прочитанного текста по вопросам;
-участие в коллективной работе по оценке поступков героев и событий;
-выразительное чтение наизусть 5-7 коротких стихотворений.
Достаточный уровень:
-чтение текста после предварительного анализа вслух целыми словами (сложные по семантике и структуре слова ― по слогам) с соблюдением пауз, с соответствующим тоном голоса и темпом речи;
-ответы на вопросы учителя по прочитанному тексту;
-определение основной мысли текста после предварительного его анализа;
-чтение текста молча с выполнением заданий учителя;
-определение главных действующих лиц произведения; элементарная оценка их поступков;
-чтение диалогов по ролям с использованием некоторых средств устной выразительности (после предварительного разбора);
-пересказ текста по частям с опорой на вопросы учителя, картинный план или иллюстрацию;
-выразительное чтение наизусть 7-8 стихотворений.
Система оценки достижения обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) планируемых результатов освоения адаптированной основной образовательной программы
В целом оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметных результатов базируется на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объему и элементарные по содержанию знания и умения выполняют коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определенную роль в становлении личности ученика и овладении им социальным опытом.
Основными критериями оценки планируемых результатов являются следующие: соответствие/несоответствие науке и практике; прочность усвоения (полнота и надежность).
При проверке знаний, умений и навыков учитываются:
- понимание содержания текста при пересказе и воспроизведении на слух;
- логичность построения ответа;
- знание терминологии (по изучаемой теме);
- практическое применение полученных знаний и умений.
«5» - учащийся правильно употребляет в речи лексику по изучаемой теме;
- строит рассказ в соответствии с программными требованиями и материалом предмета;
- правильно ставит вопрос, владеет навыками сжатого и полного пересказа;
- самостоятельно строит высказывания, излагает материал логично и последовательно.
«4» - учащийся допускает 3-4 ошибки при употреблении лексики по изученной теме;
- нуждается в помощи при построении сложных предложений;
- требует помощи в логическом построении предложения, диалога;
«3» - учащийся недостаточно владеет лексикой по изученной теме;
- употребляет при пересказе простые предложения;
- нуждается в систематической помощи учителя при построении самостоятельных
высказываний;
- дает краткие односложные ответы на поставленные вопросы;
- не может объединить отдельные высказывания в логической последовательности.
Оценка техники чтения
Оценка «5» ставится ученику, если он:
- читает по слогам (с переходом к концу года к чтению целыми словами) правильно с 1-2 самостоятельно исправленными ошибками короткие тексты;
-соблюдает синтаксические паузы;
- отвечает на вопросы по содержанию прочитанного; - пересказывает прочитанное полно, правильно, последовательно;
- твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно.
Оценка «4» ставится ученику, если он:
- читает по слогам, затрудняется читать целиком даже легкие слова;
- допускает 1 – 2 ошибки при чтении и соблюдении синтаксических пауз;
- допускает неточности в ответах на вопросы и пересказе содержания, но самостоятельно исправляет их или с незначительной помощью учителя;
- допускает при чтении наизусть 1 – 2 самостоятельно исправление ошибки, читает наизусть не достаточно выразительно.
Оценка «3» ставится ученику, если он:
- затрудняется в чтении по слогам трудных слов;
- допускает 3 – 4 ошибки при чтении и соблюдении синтаксических пауз;
- отвечает на вопросы и пересказывает содержание прочитанного с помощью учителя;
- обнаруживает при чтении наизусть нетвердое условие текста.
Содержание учебного предмета
Чтение
Первое полугодие
Содержание чтения: короткие рассказы, стихотворения и загадки о жизни детей в семье, в школе, о школьных обязанностях, о дружбе и взаимопомощи, о временах года, о жизни животных и др.
Примерные лексические темы (на весь 2 класс): «Осень пришла – снова в школу пора», «В гостях у сказки», «Почитаем — поиграем», «Животные рядом с нами», «Ой ты, зимушка-зима», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Весна идёт», «Чудесное рядом», «Лето красное».
Техника чтения.
Плавное чтение по слогам, без искажения звукового состава небольших, простых по содержанию и структуре слов и предложений, рассказов и стихотворений, тексты которых даны в послоговой разбивке. Чтение слогов и слов, включённых в таблицы, для закрепления и дифференциации слоговых структур, пройденных в 1 классе:
• слогов и слов со стечением согласных;
• слогов и слов с оппозиционными звуками;
• слогов и слов с разделительными ь и ъ;
• слогов и слов со сходными буквенными знаками.
Совершенствование звуковой культуры речи: закрепление правильного звукопроизношения, развитие чёткой дикции на основе чтения слоговых структур и выполнения специальных упражнений; выразительное произнесение чистоговорок и коротких стихотворений вместе с учителем! Сознательное чтение. Ответы на вопросы по содержанию текста. Выборочное чтение слов и предложений по заданию учителя. Соотнесение слов и предложений с иллюстративным материалом. Разучивание небольших загадок, потешек и стихотворений с голоса учителя; воспроизведение их в игровой ситуации.
Достаточный уровень: самостоятельно читать по слогам короткие тексты, слушать небольшую сказку или рассказ, стихотворение или загадку; по вопросам учителя и по иллюстрации рассказывать, о чем читали или слушал; знать наизусть 2 – 3 коротких стихотворения.
Минимальный уровень: с помощью учителя читать слоги, включенные в таблицы; уметь слушать небольшую сказку или рассказ; знать наизусть 1 короткое стихотворение.
Второе полугодие
Содержание чтения: небольшие по объёму произведения устного народного творчества: сказки и отрывки из них: игровые песни; рассказы и стихотворения русских и зарубежных авторов на темы, связанные с жизнью и бытом детей, с окружающей их природой, с решением морально-этических проблем.
Техника чтения.
Чтение без искажения звукового состава слов с правильным ударением в них. Плавное чтение по слогам с постепенным переходом на чтение целыми словами двусложных слов с простыми слоговыми структурами. Предварительное чтение трудных слов текста (речевая зарядка). Соблюдение интонации конца предложения и пауз между предложениями. Выразительное чтение наизусть коротких стихотворений по образцу учителя. Сознательное чтение. Прослушивание текста с установкой на адекватное эмоциональное восприятие (кто из героев понравился; какой рассказ по настроению — весёлый или грустный; что было страшного в рассказе и т. д.). Знакомство с новыми словами с опорой на наглядные средства. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста. Нахождение в тексте предложений, подтверждающих правильность ответа. Установление с помощью учителя простых смысловых связей между событиями и поступками героев Соотнесение предложений и абзацев текста с иллюстративным материалом. Элементарная оценка прочитанного: хороший или плохой поступок, хорошее или плохое событие (почему?). Опора в оценке на собственный опыт. Соотнесение содержания и его заглавия. Использование наводящих вопросов для выяснения главной мысли произведения («Хорошо или плохо поступили мальчики, не отогнав большую собаку от маленького котёнка?).
Достаточный уровень: самостоятельно читать без искажения слова, ставя правильно ударение в них; читать по слогам с постепенным переходом на чтение целыми словами; выразительно читать наизусть короткие стихотворения по образцу учителя, отвечать на вопросы. по содержанию прочитанного текста; выразительно читать наизусть 3 – 5 коротких стихотворения.
Минимальный уровень: с помощью учителя читать слоги и слова; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста, рассказывать наизусть 2 – 3 коротких стихотворения.
Развитие речи.
Выработка умения правильно строить предложения при ответе на вопросы. Правильное интонирование предложений по образцу учителя. Передача содержания произведения по вопросам учителя или по заданиям в книге для чтения. Пересказ с опорой на картинно-символический план к каждому предложению, на серию сюжетных картинок или меловой рисунок на доске. Разучивание небольших стихотворений с голоса учителя, выразительное их чтение по подражанию.
Достаточный уровень: самостоятельно уметь правильно строить предложения при ответе на вопросы, пересказывать с опорой на серию сюжетных картинок, разучивать небольшие стихотворения с голоса учителя.
Минимальный уровень: с помощью учителя строить предложения при ответе на вопросы.
Внеклассное чтение
Чтение детских книг учителем с обязательным рассматриванием иллюстраций. Запоминание названия книги, её автора и основного содержания (о чём или о ком книга). Самостоятельное чтение книг из классной библиотечки. Мотивация самостоятельного чтения: предоставление выбора книги по желанию ученика, организация игры с наглядным отражением её результатов, драматизация прочитанного, участие в праздниках детской книги.
Достаточный уровень: слушать и самостоятельно читать детские книги, запоминать основное содержание книги.
Минимальный уровень: слушать чтение учителем детских книг.
Учебно-тематический план
№ | Название темы (раздела) | Кол-во часов на изучение |
День знаний. | 1 | |
Осень пришла – в школу пора. | 16 | |
Почитаем – поиграем. | 9 | |
В гостях у сказки. | 13 | |
Животные рядом с нами. | 13 | |
Ой ты, зимушка-зима! | 17 | |
Что такое хорошо и что такое плохо. | 22 | |
Весна идет! | 25 | |
Чудесное рядом. | 14 | |
Лето красное. | 6 | |
Итого | 136 |
Основные умения и навыки
Ученики должны знать:
- наизусть 3-5 коротких стихотворений, отчетливо читать их перед классом.
Ученики должны уметь:
- читать по слогам короткие тексты;
- слушать небольшую сказку, рассказ, стихотворение, загадку;
- по вопросам учителя и по иллюстрациям рассказывать, о чем читали или слушали.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по учебному предмету "Чтение и развитие речи". 2 класс.
Рабочая учебная программа по чтению и развитию речи. 2 класс. Разработана на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В.В. Учебник Иль...
Рабочая программа по учебному предмету "Чтение и развитие речи" 4 класс
Рабочая программа по учебному предмету "Чтение и развитие речи" составлена для обучающихся 4 класса с умственной отсталостью....
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/05/picture-473626-1644067854.jpg)
Рабочая программа по учебному предмету Чтение. Работа с текстом для 4б класса
Пояснительная записка Рабочая программа по предмету «Чтение. Работа с текстом» 4б класса составлена на основе следующих документов и материалов: • примерной программы по учебному предмету «Чтение ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/27/picture-229980-1364388497.jpg)
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Чтение" для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 класс
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Чтение» разработана в соответствии с:· Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Ф...
Рабочая программа по учебному предмету «Чтение» 1 класс
Рабочая программа по учебному предмету «Чтение» 1 класс составлена в соответствии с ФГОС НОО для глухих детей на основе АООП НОО глухих детей (вариант 1.2)....
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/25/picture-1282367-1619371039.png)
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "ЧТЕНИЕ" для обучающейся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), получающей образование по индивидуальному плану на дому, 9 класс
Рабочая программа по предмету предназначена для обучающейся 9 класса, получающей образование по индивидуальному плану на дому и составлена с учётом индивидуальных и возрастных психофизиологическ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Чтение» для обучающихся 1 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вариант 1 на 2023/2024 учебный год
Аннотация к рабочей программе учебного предмета, курса «Литературное чтение» 1-4 классы Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» составлена на основе требовани...