Рабочая программа по учебному предмету "Чтение и развитие речи" 4 класс
рабочая программа по чтению (4 класс)
Рабочая программа по учебному предмету "Чтение и развитие речи" составлена для обучающихся 4 класса с умственной отсталостью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
r.p.chtenie_4.docx | 30.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Основная школа «Коррекция и развитие»
(МКОУ ОШ «Коррекция и развитие»)
ПРИНЯТО Протокол заседания Педагогического совета №_______от________2017г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МКОУ ОШ « Коррекция и развитие» ______________________Л.В. Калинина Приказ №__________от _________2017г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По учебному предмету «Чтение и развитие речи»
4 класс
Автор-составитель Медведева Светлана Васильевна,
учитель начальных классов
Программа разработана на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида
(под ред. В. В. Воронковой) сроком на один учебный год 2017-2018г.г.
ОДОБРЕНО
Протокол заседания
методического объединения
№_______от________2017г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Чтение и развитие речи» для 4 класса составлена на основе Программы по изобразительному искусству для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1 – 4 классы, под редакцией д.п.н. В.В. Воронковой – М.:«Просвещение», 2014г., в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой МКОУ ОШ «Коррекция и развитие» и следующими нормативными правовыми документами:
- Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г № 273-ФЗ;
- Программой специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 1- 4 кл.: под редакцией В.В. Воронковой Москва: «Просвещение», 2014 г. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации;
- Учебным планом МКОУ ОШ «Коррекция и развитие» на 2017-2018 учебный год;
- Положением о рабочей программе МКОУ ОШ «Коррекция и развитие».
Общая характеристика учебного предмета
Чтение и развитие речи служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин, а в дальнейшем знания и умения, приобретенные при ее изучении, и первоначальное овладение чтением и развитием речи станут необходимыми для подготовки учащихся с ОВЗ к жизни, овладению доступными профессионально-трудовыми навыками и фундаментом обучения в основной школе специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений.
Процесс обучения чтению и развитию речи неразрывно связан с решением специфической задачи специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида – коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, воли, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.
Для чтения подбираются произведения народного творчества, классиков русской и зарубежной литературы, доступные пониманию статьи из газет и журналов. В процессе обучения у учащихся последовательно формируется умение с помощью учителя разбираться в содержании прочитанного.
Тематика произведений для чтения подобрана с учетом максимального развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств.
Цели обучения:
- формирование навыка чтения,
- развитие речевых умений,
- обогащение и активизация словаря,
- развитие фонематического слуха.
Задачи:
- формировать навык сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения;
- формировать умение с помощью учителя разбираться в содержании прочитанного;
- воспитывать нравственные качества, развивать познавательные интересы, расширять кругозор.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию и развитие:
- основных мыслительных операций;
- наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления;
- зрительного восприятия и узнавания;
- пространственных представлений и ориентации;
- речи и обогащение словаря;
- коррекцию нарушений эмоционально-волевой и личностной сферы;
- коррекцию индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Место предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом МКОУ ОШ «Коррекция и развитие» общий объём учебного времени в 4 классе составляет 105 часов в год, 3 часа в неделю.
Предметные результаты освоения программы
Минимальный уровень:
- осознанное и правильное чтение текст вслух по слогам и целыми словами;
- пересказ содержания прочитанного текста по вопросам;
- участие в коллективной работе по оценке поступков героев и событий;
- выразительное чтение наизусть 5-7 коротких стихотворений.
Достаточный уровень:
- чтение текста после предварительного анализа вслух целыми словами (сложные по семантике и структуре слова ― по слогам) с соблюдением пауз, с соответствующим тоном голоса и темпом речи;
- ответы на вопросы учителя по прочитанному тексту;
- определение основной мысли текста после предварительного его анализа;
- чтение текста молча с выполнением заданий учителя;
- определение главных действующих лиц произведения; элементарная оценка их поступков;
- чтение диалогов по ролям с использованием некоторых средств устной выразительности (после предварительного разбора);
- пересказ текста по частям с опорой на вопросы учителя, картинный план или иллюстрацию;
- выразительное чтение наизусть 7-8 стихотворений.
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
1 | Листья пожелтели по ветру летят | 14 |
2 | Раз, два-начинается игра! | 7 |
3 | Будем делать хорошо и не будем - плохо | 14 |
4 | Зимние узоры | 15 |
5 | Никогда не будет скучно, если трудимся мы дружно! | 19 |
6 | В окно повеяло весною... | 13 |
7 | На пользу и славу Отечества | 9 |
8 | Видно люди не напрасно называют лето красным | 14 |
Итого | 105 |
Содержание учебного предмета
Техника чтения.
Правильное чтение вслух целыми словами. Чтение про себя. Работа над выразительным чтением: соблюдение пауз между предложениями, логического ударения, необходимой интонации.
Понимание читаемого.
Выделение главной мысли произведения, осознание последовательности, причинности и смысла читаемого. Деление текста на законченные по смыслу части по данным заглавиям. Придумывание заглавий к основным частям текста, коллективное составление плана. Объяснение выделенных учителем слов и оборотов речи.
Подведение учащихся к выводу из произведения, сравнение прочитанного с опытом детей и ранее прочитанным. Выделение главных действующих лиц, оценка их поступков; выбор в тексте слов, выражений, характеризующих героев, события, картины природы.
Развитие устной речи.
Самостоятельный полный и выборочный пересказ, рассказ по аналогии с прочитанным.
Заучивание наизусть стихотворений, басен.
Внеклассное чтение.
Чтение доступных детских книг из школьной библиотеки и детских журналов; называние заглавия прочитанной книги, ее автора; ответы на вопросы по содержанию; рассказывание отдельных эпизодов из прочитанного.
Тексты для заучивания:
Толстой А.К. Осень! Обсыпается весь наш бедный сад…
Твардовский А. Лес осенью.
Высотская О. Осеннее утро.
Пушкин А. Уж небо осенью дышало…
Крылов И. Стрекоза и Муравей.
Никитин И. Встреча зимы.
Суриков И. Детство.
Некрасов Н. Мужичок с ноготок.
Некрасов Н. Не ветер бушует над бором…
Тютчев Ф. Весенние воды.
Никитин И. Полюбуйся: весна наступает…
Тютчев Ф. Весенняя гроза.
Произведения для внеклассного чтения.
Пермяк Е. Рассказы.
Голявкин В. Рассказы.
Гайдар А. Тимур и его команда.
Времена года. (Сборник стихотворений)
Сказки русских писателей.
Русские народные сказки.
Сказки народов мира.
Крылов И. Басни.
Тувим Ю. (Сборник стихотворений)
Свифт Дж. Путешествие Гулливера.
Ершов П. Конек – Горбунок
Соколов – Микитов Русский лес.
Толстой Л. Рассказы.
Дмитриев Ю. Лесные загадки.
Гайдар А. Чук и Гек.
Пришвин М. Рассказы.
Скребицкий Г. Лесной голосок.
Толстой А. Золотой ключик.
Наши любимые праздники (Сборник)
Сладков Н. Лесные сказки.
Паустовский К. Рассказы.
Носов Н. Рассказы.
Литература для учителя
- Чтение. Учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида./Авт.-сост. С. Ю. Ильина, Л. В. Матвеева-Лунёва. Спб.: «Просвещение», 2011 г
- Чтение. 1-4 классы: тексты для проверки техники и выразительности чтения/авт.-сост. Н.В. Лободина, - Волгоград: Учитель, 2011.-89 с.
- Формирование универсальных учебных действий у младших школьников с особыми образовательными потребностями: коррекционно-развивающие задания, упражнения/ авт.- сост. Т.В. Калабух, Е.В. Клейменова. – Волгоград: Учитель, 2015.- 100с.
Литература для учащихся
Чтение. Учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида./Авт.-сост. С. Ю. Ильина, Л. В. Матвеева-Лунёва. Спб.: «Просвещение», 2011 г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...
Рабочая программа по учебному предмету "Математика" для 1 класса. (составлена на основе авторской программы Л.Г. Петерсон "Математика. 1 класс.")
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС. Содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование.Структура пояснительной записки:1. Сведения о программе.2. Цели и...
Рабочая программа по учебному предмету «ТЕХНОЛОГИЯ» для 2 класса начального общего образования на 2018- 2019 учебный год.
Место учебного предмета «Технология» в учебном плане:В соответствии с УМК «Технология» Лутцевой Е.А. во 2 классе на учебный предмет «Технология» о...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА(ID4201948) учебного предмета «Математика» для 2 класса начального общего образования на 2022-2023 учебный год
Рабочая программа по предмету «Математика» для обучающихся 2 класса составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования,...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Математика» для 2 класса на 2023-2024 учебный год
Аннотация к рабочей программе«Математика» для 2 классана 2023-2024 учебный год Рабочая программа по учебному предмету «Математика» разработана в соответствии с требованиям...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Технология» для 2 класса на 2023-2024 учебный год
Аннотация к рабочей программе«Технология» для 2 классана 2023-2024 учебный год Рабочая программа по учебному предмету «Технология» разработана в соответствии с требованиям...
Рабочая программа по учебному предмету «Двигательное развитие»
Рабочая программа...