Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Чтение" для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 класс
рабочая программа по чтению (1 класс)

Рыбченко Надежда Дмитриевна

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Чтение» разработана в соответствии с:

· Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

· приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;

· приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования;

· приказом Министерства образования и науки РФ от 17 июля 2015 г. № 734 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015»;

· приказ Министерства образования от 28 декабря 2018 г. № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»,

· приказом Министерства просвещения РФ от 22 ноября 2019 г. № 632 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования сформированный приказом Министерства просвещения РФ от 28 декабря 2018г. №345»,

· постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 № 26 «Об утверждении СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

· примерной адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15);

· письмом Министерства образования и науки РФ от 11 августа 2016 г. № ВК-11788/07 «Об организации образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

· письмом Министерства образования и науки РФ от 19.08.2016 № 07-3517 «Об учебниках для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

· приказом Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Юры от 03 июля 2016 г. № 1214 «Об утверждении примерных учебных планов образовательных организаций, реализующих адаптированные общеобразовательные программы начального общего образования на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, получающих образование на дому или в медицинских организациях»;

· приказом от 20.08.2019 г. № 264 «Об утверждении адаптированных общеобразовательных программ»;

· приказом от 28.08.2020 г. № 191 «О внесении изменений в адаптированные общеобразовательные программы на 2020-2021 учебный год»;

· приказом от 28.08.2020 г. № 192 «Об организованном начале 2020-2021учебного года»;

· приказом от 28.08.2020 г. № 196 «О мероприятиях по выполнению адаптированных рабочих программ по предметам учебного плана».

· приказа от 31.08.2020 № 217 «Об организации индивидуального обучения на дому обучающегося 1 а класса – ФИО».

Скачать:


Предварительный просмотр:

КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

«РАДУЖНИНСКАЯ ШКОЛА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

УТВЕРЖДЕНА

приказом директора

КОУ «Радужнинская школа для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья»

от «___» __________ 2020 г. №______

________________________________________

Адаптированная рабочая программа

по учебному предмету

ЧТЕНИЕ

для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

1а класс

на 2020/2021 учебный год

Составитель: Рыбченко Н.Д.,

учитель начальных классов,

высшая квалификационная категория


РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

МО учителей надомного обучения

Протокол от «___» _____________2020 г. №____

Руководитель МО надомного обучения

_______________________Таранова А.В.

Методическим советом

Протокол от «___» ___________2020 г. №____

Председатель методического совета

_____________________________ Е.Ю. Рожина


Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Чтение» разработана в соответствии с:

  • Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
  • приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования;
  • приказом Министерства образования и науки РФ от 17 июля 2015 г. № 734 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015»;
  • приказ Министерства образования от 28 декабря 2018 г. № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»,
  • приказом Министерства просвещения РФ от 22 ноября 2019 г. № 632 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования сформированный приказом Министерства просвещения РФ от 28 декабря 2018г. №345»,
  • постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 № 26 «Об утверждении СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
  • примерной адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15);
  • письмом Министерства образования и науки РФ от 11 августа 2016 г. № ВК-11788/07 «Об организации образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
  • письмом Министерства образования и науки РФ от 19.08.2016 № 07-3517 «Об учебниках для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
  • приказом Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Юры от 03 июля 2016 г. № 1214 «Об утверждении примерных учебных планов образовательных организаций, реализующих адаптированные общеобразовательные программы начального общего образования на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, получающих образование на дому или в медицинских организациях»;
  • приказом от 20.08.2019 г. № 264 «Об утверждении адаптированных общеобразовательных программ»;
  • приказом от 28.08.2020 г. № 191 «О внесении изменений в адаптированные общеобразовательные программы на 2020-2021 учебный год»;
  • приказом от 28.08.2020 г. № 192 «Об организованном начале 2020-2021учебного года»;
  • приказом от 28.08.2020 г. № 196 «О мероприятиях по выполнению адаптированных рабочих программ по предметам учебного плана».
  • приказа от 31.08.2020 № 217 «Об организации индивидуального обучения на дому обучающегося 1 а класса – ФИО».

Цели и задачи образования

Обучение грамоте в школе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в 1 классе в течение всего года. Обучение ведется звуковым аналитико-синтетическим методом. Эффективность дальнейшего обучения обучающихся всем другим предметам школьного курса напрямую зависит от того, как сформированы у них навыки чтения. Поэтому чтение и развитие речи – один из основных предметов в системе подготовки младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.

Целью уроков чтения в младших классах является: обучение обучающихся чтению доступного пониманию текста вслух и про себя, осмысленному восприятию прочитанного.

Основные задачи  

  • Осознавать значения чтения для решения социально значимых задач, развития познавательных интересов, воспитания чувства прекрасного, элементарных этических представлений, понятий, чувства долга и правильных жизненных позиций.
  • Формировать и развивать технику чтения, осознанного чтения доступных по содержанию и возрасту литературных текстов.
  • Формировать коммуникативные навыки в процессе чтения литературных произведений.

Основные направления коррекционной работы:

  • развивать зрительное восприятие и узнавание;
  • обогащение словаря;
  • развивать мелкую моторику рук;
  • развивать пространственные представления и ориентации;
  • развивать основные мыслительные операции: умение анализировать, обобщать, группировать, систематизировать даже

элементарный языковой материал, давать простейшие объяснения;

  • развивать наглядно-образное и словесно-логическое мышление;
  • развивать познавательную деятельность;
  • коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
  • коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

Общая характеристика учебного предмета.

Программа состоит из двух разделов, соответствующих добукварному и букварному периодам.

При составлении программы использованы учебники, входящие в Федеральный перечень учебников, допущенных и рекомендованных Министерством образования и науки РФ:

Добукварный период.

Основные задачи добукварного периода:

  • подготовить обучающихся к овладению первоначальными навыками чтения и письма;
  • привить интерес к обучению;
  • выявить особенности общего и речевого развития каждого ребенка.

В этот период начинается работа по формированию у детей общеречевых навыков, по развитию слухового и зрительного восприятия, совершенствованию произношения и пространственной ориентировки, а также развитию мелких мышц рук. Обучение проходит в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности, организации дидактических игр и игровых упражнений.

На уроках обучения грамоте значительное место отводится развитию речи.  Ведется работа по формированию правильной артикуляции и дикции, соответствующего темпа и ритма речи; совершенствование произносительной стороны речи осуществляется через артикуляционные упражнения для губ, языка, нёба, щек и т. д.

Букварный период. В этот период у обучающихся формируется звуко - буквенный анализ и синтез как основа овладения чтением и письмом. Материалом обучения грамоте являются звуки и буквы, слоговые структуры, предложения, короткие тексты.

Усвоение звука предполагает выделение его из речи, правильное и отчетливое произношение, различение в сочетаниях с другими звуками, дифференциацию смешиваемых звуков. Буква изучается в следующей последовательности: восприятие общей ее формы, изучение состава буквы (элементов и их расположения), сравнение с другими, ранее изученными буквами. Важным моментом является соотнесение звука и буквы.

Слияние звуков в слоги и чтение слоговых структур осуществляется постепенно. Сначала читаются слоги-слова (ау, уа), затем обратные слоги (ам, ум), после этого прямые слоги (ма, му), требующие особого внимания при обучении слитному их чтению, и после них слоги со стечением согласных. Лучшему усвоению образа буквы, соотнесения звука и буквы, составлению слогов и слов поможет использование кукольной азбуки и других игровых технологий.

 Чтение слов осуществляется по мере изучения слоговых структур. Большое внимание уделяется чтению по букварю, использованию иллюстративного материала для улучшения понимания читаемого. Основным методом обучения чтению является чтение по следам анализа.

Место учебного предмета, курса в учебном плане

Образовательная область: язык и речевая практика

Предмет «Чтение» Согласно учебного плана КОУ «Радужнинская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», реализующего адаптированные общеобразовательные программы для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, получающих образование по индивидуальному плану на дому, курс по учебному предмету рассчитан на 3 часа в неделю, 99 часов в год.

Планируемые результаты

Ведущее место предмета «Обучение грамоте» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком РФ, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у обучающихся представлений о языке, как основном средстве человеческого общения, явлений национальной культуры и основе национального самосознания.

Личностные

  • положительное отношение к школе, к урокам русского языка;
  • проявление интерес к языковой и речевой деятельности;
  • расширение представлений о многообразии окружающего мира;
  • доброжелательное отношение к одноклассникам, сочувствие, сопереживание, отзывчивость и др.;
  • первоначальные навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке;
  • умение проговаривать вслух последовательность производимых действий, опираясь на вопросы учителя;
  • совместно с учителем оценивать результаты своих действий и действий одноклассников;
  • слушать указания и инструкции учителя, решая познавательную задачу;
  • ориентироваться в Букваре (на форзацах, на страницах учебной книги, в условных обозначениях);
  • с помощью учителя понимать знаки, символы, схемы, приведённые в Букваре, учебных пособиях, учебных материалах (в том числе в электронном приложении к Букварю);
  • под руководством учителя работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема);
  • осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в Букваре и учебных пособиях;
  • понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
  • слушать собеседника и понимать речь других;
  • оформлять свои мысли в устной форме на уровне предложения (нескольких предложений);
  • принимать участие в диалоге;
  • принимать участие в работе парами и группами;
  • оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости.

Предметные:

  • иметь представления о значимости языка и речи в жизни людей;
  • различать и узнавать звуки окружающей действительности;
  • дифференцировать неречевые и речевые звуки;
  • иметь практические умения работать с языковыми единицами (буква, слово, предложение);
  • уметь работать с условно-графическим изображением слова, предложения;
  • преобразовывать информацию, полученную из рисунка (таблицы), в словесную форму под руководством учителя;
  • классифицировать и объединять заданные слова по значению, исключать лишний предмет;
  • понимать и показывать пространственное расположение фигур;
  • подводить языковой факт под понятие разного уровня обобщения (предмет и слово, обозначающее предмет; слова, обозначающие овощи, фрукты, школьные принадлежности и др.);
  • слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос;
  • пересказывать сюжет известной сказки по данному рисунку;
  • понимать различие между звуками и буквами;
  • устанавливать местоположение звука в слове (начало и конец слова);
  • различать гласные и согласные звуки, правильно их произносить;
  • различать слово и слог; определять количество слогов в слове, делить слова на слоги;
  • различать слово и предложение, слово и слог;
  • определять количество слов в предложении, вычленять слова из предложения;
  • осознавать слово как единство звучания и значения;
  • соблюдать в устной речи интонацию конца предложений;
  • определять границы предложения, выбирать знак для конца предложения;
  • соотносить схемы предложений и предложения, соответствующие этим схемам;
  • составлять предложения из данных слов;
  • составлять предложения по схеме;
  • читать по слогам слова, предложения и короткие тексты;
  • ориентироваться на альбомном и тетрадном листе.

АООП ОО определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с ОВЗ.

Уровни овладения предметными результатами

Достаточный уровень

Минимальный уровень

  • читать текст после предварительного анализа;
  • отвечать на вопросы учителя по прочитанному тексту;
  • читать текст вслух;
  • выделять главных действующих героев с помощью учителя;
  • читать небольшие диалоги по ролям (после предварительного разбора) с помощью учителя;
  • выразительно читать наизусть 2-3 стихотворения.
  • осознанно читать текст вслух по слогам;
  • пересказывать содержание прочитанного текста с помощью учителя;
  • участвовать в коллективной работе с помощью учителя;
  • выразительно читать наизусть 2-3 коротких стихотворения.

Характеристика обучающихся с учётом уровня овладения предметными результатами

Достаточный уровень.

Обучающиеся в ходе обучения испытывают небольшие трудности. Они в основном понимают фронтальное объяснение учителя, неплохо запоминают изучаемый материл, но сделать элементарные выводы и обобщения затрудняются. Перенос знаний в новые условия их в основном не затрудняет. Обучающиеся   допускают ошибки, которые могут быть исправлены с незначительной помощью.  Скорость чтения в норме, или чуть выше нормы.    Прочитанное понимают, но при пересказе могут допустить пропуски смысловых звеньев.

Минимальный уровень.

Обучающиеся с трудом овладевают навыками чтения, скорость чтения ниже нормы. Читают по слогам, при чтении допускают большое количество ошибок, не соблюдают смысловые паузы. Отвечают на вопросы и пересказывают содержание прочитанного с помощью учителя; при чтении наизусть не знают большей части текста, читают невыразительно.

Является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к получению ими образования по этому варианту программы. В том случае, если обучающийся не достигает минимального уровня овладения предметными результатами по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии и с согласия родителей (законных представителей) школа может перевести обучающегося на обучение по индивидуальному плану или на АООП (вариант 2).

Содержание учебного предмета

Добукварный период

Развитие слухового внимания, фонематического слуха, звукового анализа

Различение звуков окружающей действительности, узнавание их: определение источника звука («Кто позвал?», «По звуку отгадай предмет»), направления звука («Укажи, где пищит мышка»), силы звука («Найди спрятанный предмет, ориентируясь на силу хлопков») и т.д.

Имитация голосов животных (кто как голос подает), узнавание животного по его голосу.

Дифференциация неречевых звуков: сходные звуки игрушек, сходные звуки музыкальных детских инструментов и др. Соотнесение звуков окружающего мира с речевыми звуками: у-у-у — воет волк, ш-ш-ш — шипит гусь, р-р-р — рычит собака, с-с-с — свистит свисток и др.

Слово. Практическое знакомство со словом («Назови предметы», «Повтори все слова, которые сказали»). Фиксация слова условно-графическим изображением. «Чтение» зафиксированных слов, соотнесение их с конкретными предметами («Покажи, где слово и где предмет»). Называние окружающих предметов, предметов, изображенных на картинке, «запись» слов условно-графической схемой.

Дифференциация сходных по звучанию слов: Раз-два-три — без ошибок повтори: дом — дым, удочка — уточка, бабушка — бабочка и др. Выделение слова из ряда предложенных на слух (2—3), фиксация каждого слова картинкой и схемой. «Чтение» слов.

Предложение. Практическое знакомство с предложением на основе демонстрации действия: Варя рисует. Юра прыгает. Фиксация предложения условно-графическим изображением. «Чтение» предложения.

Составление предложений (из 2 слов, затем — из 3) по картинке, запись их условно-графической схемой. «Чтение» каждого предложения.

Деление предложений на слова, фиксация их в условно-графической схеме с последующим выделением каждого слова.

Дифференциация сходных по звучанию предложений (На полке мишка. На полу мышка; У Веры шары. У Иры шар; Это гриб. Это грибок) с обязательным выбором соответствующей картинки.

Слог (часть слова). Деление двусложных слов на части (слоги) (И-ра, А-ля, Ва-ся). Фиксация части слова условно-графическим изображением. «Чтение» слов по слогам, соотнесение каждого прочитанного слова с картинкой.

Дифференциация оппозиционных слогов в игре: ма — на, са — за, да — та и т.д.

Звук. Артикуляционная гимнастика с игровыми заданиями. Дыхательные упражнения в игре: «Покатай ватный шарик по парте», «Посчитай, сколько Егорок стало на горке» (сначала на выдохе — два Егорки, потом — три). Отработка четкого звукопроизношения на материале коротких стихотворений, чистоговорок и т.д.

Дифференциация оппозиционных звуков: [м] — [н], [б] — [п], [д] — [т], [с] — [з], [с] — [ш] и т.д. (с учетом произносительных навыков обучающихся).

Развитие умения слышать часто повторяющийся звук в двустишиях, чистоговорках. Выделение звуков [а], [у], [м], [о], [н], [с] в начале слова при акцентированном произнесении этих звуков учителем. Обозначение звука условным значком. Подбор слов, начинающихся с заданного звука, с опорой на натуральные предметы или картинки.

Развитие зрительных и пространственных восприятий. Различение и называние шести основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый, белый, черный). Классификация предметов по цвету. Выкладывание ряда цветных полосок (2—3) по образцу, по памяти, по словесной инструкции. Различение коротких и длинных полосок. Составление из цветных полосок изображений знакомых предметов (лесенка, стол, стул, флажок и др.) вместе с учителем или по заданному образцу. Выкладывание из цветных полосок буквенных знаков: А, У, М, Х, С, Н, И, П, Т, Ш (без называния букв).

Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, треугольник, круг; их последовательное введение. Составление по образцу комбинаций из разных фигур (2—3) разного цвета. Составление из геометрических фигур изображений знакомых предметов (елочка, тележка, грузовик, дом и т. д.). Практическое усвоение пространственного расположения фигур: вверху — внизу, справа — слева. Разложение предмета, составленного из геометрических фигур, на части: елочка — три треугольника, дом — треугольник и квадрат.

Выработка умения показывать и называть предметы, их изображения последовательно слева направо.

Узнавание предмета по его части, составление предмета из частей в сопровождении речи. Складывание и раскладывание матрешки, выкладывание из кубиков (4—6) картинки по образцу, составление картинки из пазлов (2—4). Исключение лишнего предмета из ряда предложенных (2—3) по заданной характеристике — цвету, форме или величине.

Развитие моторных умений

Упражнения для развития и координации движений кисти руки: сжимание и разжимание пищащих резиновых игрушек, сжимание пальцев в кулачок, разжимание их, приветствие пальчиков друг с другом, изображение из пальчиков животных и других предметов. Разучивание коротких стихотворных текстов, сопровождение их движениями пальцев. Игра с мозаикой.

Формирование графических умений: развитие умения держать ручку, карандаш. Работа мелом на доске, карандашом и ручкой на листе бумаги, в альбоме. Вычерчивание горизонтальных, вертикальных, наклонных прямых линий; расположение их на листе бумаги. Работа с трафаретом, шаблоном, проведение линий по контору. Умение менять направление карандаша в зависимости от трафарета, шаблона или контура. Соблюдение пределов контура при штриховке фигуры.

Выполнение рисунков, сходных по конфигурации с элементами печатных и письменных букв в пределах строки тетради: вертикальная прямая палочка — заборчик, прямая палочка с закруглением внизу — крючок для вешалки, палочка с закруглением вверху и внизу — уточка, овал — слива, полуовал — месяц и др.

Печатание букв А, У, М, О, Н, С (без обязательного их называния) по трафарету, по образцу.

Букварный период (чтение и письмо)

1-й этап

Изучение звуков и букв: Аа, Уу, Мм, Оо, Хх, Сс, Нн, ы, Лл, Вв, Ии. Умение правильно и отчетливо произносить изучаемые звуки, слышать их в словах, выделять первый звук в начале слова (в сильной позиции), подбирать слова, начинающиеся с изучаемого звука, с опорой на картинки или задание учителя («Назовите имена детей, которые начинаются со звука [а]» и др.). Соотнесение звука и буквы.

Практическое различение гласных и согласных звуков по мере изучения звуков и букв. Наблюдение в зеркале за наличием или отсутствием преграды. Обозначение гласных и согласных букв соответствующим цветом.

Образование и чтение слогов, состоящих из одной гласной, в словах (а-у, у-а), закрытых (ам, ум, ах, ох) и открытых двубуквенных (ма, му, ха, хи) слогов. Сравнение закрытых и открытых слогов. Чтение слоговых таблиц. Запоминание слогов.

Дифференциация сходных звуков изолированно и в слогах: [м] — [н], ма — на.

Чтение по слогам слов из двух усвоенных слогов (ма-ма, му-ха, у-ха и др.) с последующим их повторением целым словом. Соотнесение прочитанного слова с предметом или с картинкой.

Составление и чтение слов, состоящих из трехбуквенного закрытого слога: мох, сом, сын и т.д.

Чтение предложений из 1—2 слов и предметной картинки. Чтение предложений из 3 слов, с последующим их устным воспроизведением.

Разучивание чистоговорок, загадок, коротких стихотворений с голоса учителя.

2-й этап

Повторение пройденных звуков и букв. Изучение новых звуков и букв: Шш, Пп, Тт, Кк, Зз, Рр, й, Жж, Бб, Дд, Гг, ь. Правильное и четкое произнесение звуков.

Умение слышать изучаемый звук в слове, характеризовать его: гласный или согласный (с опорой на зеркало), звонкий или глухой (с опорой на дрожание гортани). Выделение начального звука в слове. Соотнесение звука с буквой, определение цвета буквы.

Дифференциация сходных звуков изолированно, в слогах, словах ([с] — [з], [х] — [к], [р] — [л], [п] — [б]; са — за, ша — жа, коза — коса и др.); слогов с мягкими и твердыми согласными (мы — ми, лы — ли, ны — ни, мыл — мил и т.д.); а также с и — й, (мои — мой).

Образование и чтение открытых и закрытых двубуквенных слогов с твердыми и мягкими согласными, трех-четырехбуквенных слогов типа кот, кит, соль и т.д. Чтение слоговых структур по подобию, целостное запоминание слогов.

Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур. Четкое проговаривание каждого слога в слове. Чтение слов, обозначающих один и много предметов, большой и маленький предмет. Соотнесение слова с иллюстративным материалом. Работа со звуко-буквенной схемой. Обозначение букв красными и синими кружками (квадратиками).

Чтение предложений из 2—4 слов с последующим воспроизведением прочитанного («Какое предложение ты прочитал? Повтори»). Имитация интонации учителя при устном повторении предложения обучающимся.

Чтение небольших текстов из 2—4 предложений. Ответы на вопросы. Выборочное чтение по заданию учителя («Найди ответ на вопрос или подпись к картинке»). Соотнесение содержания текста с содержанием сюжетной картинки.

Чтение загадок и стихотворений (из 2 строчек). Разучивание их с голоса учителя.

3-й этап

Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: Ее, Яя, Юю, Ёё, Чч, Фф, Цц, Ээ, Щщ, ъ. Четкое и правильное артикулирование звуков.

Практическое различение гласных и согласных звуков, правильное обозначение их в схеме.

Дифференциация оппозиционных звуков: звонких и глухих, твердых и мягких согласных, свистящих и шипящих в слогах и словах: [ф] — [в], [с] — [ц], [ч] — [щ]; ма — мя, му — мю, су — цу, ша — ща; цвет — свет, плач — плащ и др.

Образование и чтение без искажения звукового состава усвоенных ранее слоговых структур. Образование и чтение слогов со стечением 2 согласных в начале и в конце слова. Образование и чтение по слогам слов, состоящих из 1—3 слогов.

Чтение предложений из 2—5 слов, их последующее воспроизведение с имитацией интонации учителя или самостоятельно при выполнении задания: «Как сердятся гуси?» И т.д.

Чтение небольших текстов. Ответы на вопросы. Соотнесение слов, предложений, текста с иллюстративным материалом; выбор нужной иллюстрации к тексту из ряда похожих по ситуации. Выборочное чтение слов, предложений по вопросам, картинке, заданию.

Чтение небольших загадок, стихотворений. Разучивание их с голоса учителя.

Тематическое планирование

Раздел и темы

учебного предмета, курса

Количество часов

Виды учебной деятельности (практические и лабораторные работы, творческие и практические задания, экскурсии и др. формы занятий, используемые при обучении)

Текущий и промежуточный контроль. Формы контроля

Раздел 1. Добукварный период

  • Развитие слухового внимания, фонематического слуха, звукового анализа (слово, предложение, слог (часть слова), звук).
  • Развитие зрительного и пространственного восприятия.
  • Развитие моторных умений.

25 ч

Формы занятий:

--индивидуальная.

Виды учебной деятельности:

-работа с учебником;

-работа с раздаточным материалом;

-выполнение заданий по классификации.

Поурочный устный контроль - устный опрос, ответы на вопросы, чтение наизусть.

-Периодический (тематический) контроль – чтение, пересказ.

Промежуточный контроль –административный контроль:

проверка техники чтения.  

Раздел 2. Букварный период

1 этап.

Изучение звуков и букв: Аа, Уу, Мм, Оо, Хх, Сс, Нн, ы, Лл, Вв, Ии.

2 этап.

Изучение звуков и букв: Шш, Пп, Тт, Кк Зз, Рр, й, Жж, Бб, Дд, Гг, ь.

3 этап.

Изучение звуков и букв: Ее, Яя, Юю, Ёё, Чч, Фф, Цц, Ээ, Щщ, ъ.

74 ч

Формы занятий:

-индивидуальная.

Виды учебной деятельности:

-работа с учебником;

-дополнительной литературой;

-работа с раздаточным материалом;

-выполнение заданий по классификации.

Итого

99 ч

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательной деятельности

Требования к материально-техническим условиям

Материально-техническая база реализации АООП ОО для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) соответствует действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников образовательных организаций.

Технические средства обучения

  • Компьютер
  • ЭОР (разработки мультимедийных презентаций, виртуальных экскурсий, учебных фильмов)

Специальный учебный и дидактический материал, отвечающий особым образовательным потребностям обучающихся.

Учебные пособия:

  • Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы / А.К. Аксёнова, Т.Н. Бугаева, И.А. Буравлёва и др.; под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Просвещение, 2013. – 239 с.
  • Учебник: Букварь 1 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В 2 ч. / А.К. Аксенова, С.В. Комарова, С.В. Шишкова.  – М.: «Просвещение», 2020г. – 112 с. и 111 с.

Учебно-практическое оборудование:

  • касса букв и слогов;
  • раздаточный дидактический материал (муляжи предметов, игрушки, природный материал, геометрические фигуры и тела);
  • наборы предметных и сюжетных картинок;
  • карточки для индивидуальной работы (схемы слов, предложений и т.п.);
  • слоговые таблицы;
  • дидактические игры;
  • образцы написания букв;
  • мозаика, шнуровки, шаблоны, трафареты;
  • конструктор.

Временной режим образования обучающихся

Временной режим соответствует постановлению СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» № 26 от 10.07.2015 года.

Оценочные материалы

Система оценки планируемых результатов освоения АООП включает описание организации и содержания промежуточной и итоговой аттестации обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности.

В соответствии с требованиями Стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оценке подлежат личностные и предметные результаты.

Оценка личностных результатов предполагает оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями. На основе требований, сформулированных в федеральном государственном образовательном стандарте, образовательной организацией разработаны индикаторы и параметры оценки личностных результатов с учетом психофизических особенностей обучающихся. Полный перечень личностных результатов, прописанных в тексте ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), которые выступают в качестве критериев оценки социальной (жизненной) компетенции обучающихся и перечень параметров и индикаторов оценки каждого результата представлены в таблице «Параметры оценки личностных результатов». Результаты оценки личностных достижений заносятся в индивидуальную карту оценки сформированности социальной (жизненной) компетенции учащегося, что позволяет не только представить полную картину динамики целостного развития ребенка, но и отследить наличие или отсутствие изменений по отдельным жизненным компетенциям.

Оценка предметных результатов

Система оценивания предметных результатов обучающихся с легкой степенью умственной отсталости регламентирована и организована в соответствии с локальными актами образовательной организации. В качестве содержательной и критериальной базы оценки выступают предметные результаты.

В 1-ом классе безотметочное обучение призвано способствовать гуманизации обучения, индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности обучающихся.

При этом безотметочная система оценивания в 1-ом классе способствует более успешной и быстрой адаптации ребёнка к школе, не вызывая психотравмирующего воздействия. Никакому оцениванию не подлежат темп работы ученика, личностные качества школьников, особенности психических процессов.

Контроль достижения обучающимися уровня государственного образовательного стандарта осуществляется в виде итогового контроля в следующих формах: устный опрос (индивидуальный, фронтальный).


Контроль и учет предметных достижений обучающихся

№ п/п

№ урока

Дата проведения

Промежуточная аттестация.

 Периодический (тематический) контроль.

план

факт

4 четверть

1.

89.

30.04

Административный контроль. Проверка техники чтения. Чтение текста «Чучело».

Итого: 1 ч

Календарно - тематическое планирование

«Чтение» (3 часа в неделю, всего 99 часов)

урока

Дата проведения

Тема урока

Цели урока

Тип урока

Методы

и приемы

Формируемые БУД (личностные, коммуникативные, регулятивные, познавательные)

Словарь

план

факт

1 четверть – 27 ч

Добукварный период (25 ч.)

1

03.09

Выявление представлений о празднике школы 1 сентября. Звуки вокруг нас.

Познакомить обучающихся с классом и школой, с режимом дня.

Вводный урок

Беседа с опорой на иллюстрацию, составление рассказа, дорисовывание картинки по образцу и пунктирным линиям.

- осознание себя как обучающегося, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;

- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

- положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;

- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;

- самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;

- понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах
поведения в современном обществе;

- готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе;

- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – обучающийся, обучающийся - обучающийся, обучающийся – класс, учитель – класс);

- адекватно использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

- договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации;

- входить и выходить из учебного помещения со звонком;

- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);

- пользоваться учебной мебелью;

- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

- работать с учебными принадлежностями; (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место;

- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;

- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов;

- выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;

- устанавливать видо-родовые отношения предметов;

- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

- пользоваться знаками, символами, предметами заместителями;

- читать;

- наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях).

школа, учитель, обучающийся

2

04.09

Различение неречевых звуков окружающей действительности. Воспроизведение сказки «Курочка ряба» с использованием элементов драматизации.

Формирование умения определять источник звука на слух и умение слушать. Систематизировать знания о сказке с использованием элементов драматизации.

Урок изучения новых знаний

Беседа по сказке,  пересказ сказки с опорой на иллюстрации, дорисовывание рисунка по трафарету.

сказка,

«Курочка Ряба», яичко

3.

07.09

Звуки вокруг нас. Сказка «Колобок».

Формирование речевых навыков. Развитие слухового восприятия и речевого слуха

Комбинированный

Имитация звуков, беседа-рассказ сказки, рисование по трафарету.

сказка,

Колобок

4

10.09

Выявление представлений о цвете предметов. Знакомство с понятием «слово» и его условно-графическим изображением.

Познакомить обучающихся с понятием слово (способствовать усвоению термина слово) и его условно-графическим изображением.

Комбинированный

Работа с учебником, обводка геометрических фигур по шаблону и трафарету.

предмет, цвет предмета, шаблон, трафарет

5

11.09

Условно-графическая фиксация слова с последующим его «чтением».

Формирование понятия «слово» с его условно-графическим изображением с последующим «чтением» в разбивку и по порядку.

Урок изучения новых знаний

Работа с учебником, обводка по шаблону или трафарету.

шаблон, трафарет, композиция

6

14.09

Подбор слов к картинке на сюжет сказки «Три медведя».

Формирование понятия слова с его условно-графическим изображением с последующим «чтением» в разбивку и по порядку.

Комбинированный

Работа с учебником, обводка по шаблону или трафарету.

сказка «Три медведя», сюжет

7

17.09

Подбор слов к картинке на сюжет сказки «Репка» и их условно-графическая фиксация с последующим «чтением».

Формирование понятия слова с его условно-графическим изображением с последующим «чтением» в разбивку и по порядку.

Комбинированный

Работа с учебником, обводка по шаблону или трафарету.

сказка «Репка», сюжет

8

18.09

«Чтение» условно-графической записи слов по порядку и в разбивку к картинке на сюжет «Теремок».

Формирование понятия слова с его условно-графическим изображением с последующим «чтением» в разбивку и по порядку.

Комбинированный

Работа с учебником, обводка по шаблону или трафарету.

«чтение», шаблон, трафарет, «Теремок»

9

21.09

Знакомство с понятием «вертикальные и горизонтальные линии».

Ознакомление с предметами окружающей действительности.  Формирование речевых навыков. Развитие слухового восприятия и речевого слуха

Комбинированный

Работа с учебником, обводка по шаблону или трафарету.

«вертикальные и горизонтальные линии»

10

24.09

Знакомство с понятием «предложение» и его условно-графическим изображением. Составление предложений с последующим чтением их в условно-графической записи.

Формирование понятия «предложение» с его условно-графическим изображением с последующим «чтением» в разбивку и по порядку.

Урок изучения новых знаний

Работа с учебником, обводка по шаблону или трафарету. Работа с условно-графическими схемами.

«предложение»

11

25.09

Составление, кодирование и «чтение» предложений с опорой на иллюстрацию.

Ознакомление с предметами окружающей действительности.  Формирование речевых навыков. Развитие слухового восприятия и речевого слуха.

Комбинированный

Работа с учебником, обводка по шаблону или трафарету. Работа с условно-графическими схемами.

схема, иллюстрация

12

28.09

Знакомство с делением предложений, состоящего из 2-3 слов, на слова, его условно-графическое изображение и «чтение».

Формирование представлений о предложении, способствовать развитию речи обучающихся, развитие умения подбирать изображения для обозначения речи, обучение правильному согласованию слов в предложении.

Комбинированный

Работа с учебником, обводка по шаблону или трафарету. Работа с условно-графическими схемами.

предложение

13

01.10

Составление предложений из 2-3 слов, их  условно-графическое изображение и «чтение».

Формирование представлений о предложении, способствовать развитию речи обучающихся, развитие умения подбирать изображения для обозначения речи, обучение правильному согласованию слов в предложении.

Комбинированный

Работа с учебником, обводка по шаблону или трафарету. Работа с условно-графическими схемами.

условно-графическое изображение

14

02.10

«Дежурство в классе». «Чтение» зафиксированных слов, соотнесение их с конкретными предметами.

Ознакомление с предметами окружающей действительности.  Формирование речевых навыков. Развитие слухового восприятия и речевого слуха.

Комбинированный урок

Работа с книгой. Работа с условно-графическими схемами.

дежурный

15

05.10

Деление слов на слоги, «чтение» слов слитно и по слогам.

Познакомить обучающихся с   представлением о слоге, слове, предложении.

Урок изучения новых знаний

Работа с учебником, обводка по шаблону или трафарету. Работа с условно-графическими схемами.

лисичка, мышка, курочка, три медведя

16

08.10

Выделение звука (А) в начале слова, фиксация его условно-графическим изображением в схеме слова.

Познакомить обучающихся со звуком, с условным обозначением звука. Формировать умения выделять звук в слове и его условно-графическим изображением.

Урок изучения новых знаний

Работа с учебником. Выделение звука в слове.

Обозначение звука графически.

аист, автобус, арбуз

17.

09.10

Выделение звука (У) в начале слова, фиксация его условно-графическим изображением в схеме слова.

Познакомить обучающихся со звуком, с условным обозначением звука. Формировать умения выделять звук в слове и его условно-графическим изображением.

Комбинированный урок

Работа с учебником. Выделение звука в слове.

Обозначение звука графически

утка удочка, уши

18

12.10

Выделение звука (О) в начале слова, фиксация его условно-графическим изображением в схеме слова.

Познакомить обучающихся со звуком, с условным обозначением звука. Формировать умения выделять звук в слове и его условно-графическим изображением.

Комбинированный урок

Работа с учебником. Выделение звука в слове.

Обозначение звука графически

озеро, облако, овцы

19

15.10

Выделение звука (М) в начале слова, фиксация его условно-графическим изображением в схеме слова.

Познакомить обучающихся со звуком, с условным обозначением звука. Формировать умения выделять звук в слове и его условно-графическим изображением.

Комбинированный урок

Работа с учебником. Выделение звука в слове.

Обозначение звука графически

машина, мышка, малина

20

16.10

Выделение звука (С) в начале слова, фиксация его условно-графическим изображением в схеме слова.

Познакомить обучающихся со звуком, с условным обозначением звука. Формировать умения выделять звук в слове и его условно-графическим изображением.

Комбинированный урок

Работа с учебником. Выделение звука в слове.

Обозначение звука графически

стакан, самолёт, санки, собака

21

19.10

Выделение звука (Н) в начале слова, фиксация его условно-графическим изображением в схеме слова.

Познакомить обучающихся со звуком, с условным обозначением звука. Формировать умения выделять звук в слове и его условно-графическим изображением.

Комбинированный урок

Работа с учебником. Выделение звука в слове.

Обозначение звука графически

ножницы, нос, Нина, носки

22

22.10

Дифференциация и условно-графическая запись слов, сходных по звучанию.

Формировать умения различать сходных по звучанию слов и уметь их условно-графически записать.

Урок изучения новых знаний

Работа с учебником. Выделение звука в слове.

Обозначение звука графически

осы-косы, усы-бусы, рот-крот, лапа-лампа

23

23.10

Составление предложений из 2-3 слов по Сказке «Заячья избушка», их условно-графическая запись.

Формирование представлений о предложении, способствовать развитию речи обучающихся, развитие умения подбирать изображения для обозначения речи, обучение правильному согласованию слов в предложении.

Комбинированный

Работа с учебником. Выделение звука в слове.

Обозначение звука графически

«Заячья избушка»

24

26.10

Знакомство с некоторыми элементами рукописных букв.

Учить выполнять рисунки, сходных по конфигурации с элементами печатных и письменных букв, в пределах строки тетради.

Комбинированный

Работа с учебником. Выделение звука в слове.

Обозначение звука графически

рукописная буква

25

29.10

Знакомство с некоторыми элементами рукописных букв.

Учить выполнять рисунки, сходных по конфигурации с элементами печатных и письменных букв, в пределах строки тетради.

Комбинированный

Работа с учебником. Выделение звука в слове.

Обозначение звука графически

рукописная буква

Букварный период (74 ч.)

26

30.10

Изучение звука и буквы Аа.

Учить выделять и четко произносить звук в слове Развитие слухового восприятия и речевого слуха. Развитие зрительного восприятия.

Комбинированный урок

Работа с книгой

звук

буква большая буква

27

02.11

Изучение звука и буквы Уу.

Учить выделять и четко произносить звук в слове Развитие слухового восприятия и речевого слуха. Развитие зрительного восприятия.

Урок изучения новых знаний

Выделение звука в слове.

Обозначение звука графически

слог

2 четверть – 21 ч

28

11.11

Чтение звукоподражательных слогов Ау, Уа

Формирование речевых навыков. Формирование фонематического восприятия и речевого слуха. Развитие зрительного восприятия.

Комбинированный урок

Работа с книгой

слово азбука

29

13.11

Звук и буква Мм.  

Учить выделять и четко произносить звук в слове Развитие слухового восприятия и речевого слуха. Развитие зрительного восприятия.

Комбинированный урок

Работа с книгой

медведь

30

16.11

Составление и чтение обратных (закрытых) слогов с буквой М (ам, ум).

Учить читать слова с протяжным произношением. Развитие слухового восприятия и речевого слуха. Развитие зрительного восприятия. Анализировать слова по звуковому составу.

Урок изучения новых знаний

Выделение звука в слове.

Обозначение звука графически

предложение

31

19.11

Составление и чтение обратных (закрытых ам, ум) и прямых (открытых ма, му) слогов. Закрепление пройденного материала.

Учить читать слова с протяжным произношением. Развитие слухового восприятия и речевого слуха. Развитие зрительного восприятия. Анализировать слова по звуковому составу.

Комбинированный урок

Работа с книгой

телёнок

32

20.11

Звук и буква Оо.

Учить выделять и четко произносить звук в слове Развитие слухового восприятия и речевого слуха. Развитие зрительного восприятия.

Урок изучения новых знаний

Работа с книгой

овца обруч

33

23.11

Составление и чтение обратных и прямых слогов с буквами Аа, Уу, Мм, ОО.

Учить читать слоги с протяжным произношением. Развитие слухового восприятия и речевого слуха. Развитие зрительного восприятия.

Комбинированный урок

Работа с книгой

схема предложения

34

26.11

Звук и буква Хх.

Учить выделять и четко произносить звук в слове Развитие слухового восприятия и речевого слуха. Развитие зрительного восприятия.

Урок изучения новых знаний

Работа с книгой

уха

35

27.11

Составление и чтение обратных и прямых слогов с буквами Аа, Уу, Мм, Оо, Хх. Закрепление пройденного материала.

Формирование речевых навыков. Формирование фонематического восприятия и речевого слуха. Развитие зрительного восприятия.

Комбинированный урок

Выделение звука в слове.

Обозначение звука графически

мох

36

30.11

Звук и буква Сс.

Учить выделять и четко произносить звук в слове Развитие слухового восприятия и речевого слуха. Развитие зрительного восприятия.

Урок изучения новых знаний

Сравнение сходных звуков

сом

37

03.12

Чтение и сравнительный звукобуквенный анализ прямых и обратных слогов. Закрепление пройденного материала.

Учить читать слова с протяжным произношением. Развитие слухового восприятия и речевого слуха. Развитие зрительного восприятия. Анализировать слова по звуковому составу.

Комбинированный урок

Работа с книгой

гласный согласный

38

04.12

Звук и буква  Нн.

Учить выделять и четко произносить звук в слове Развитие слухового восприятия и речевого слуха. Развитие зрительного восприятия.

Урок изучения новых знаний

Работа с книгой

ножницы

39

07.12

Дифференциация звуков (М) и (Н). Чтение слогов, слов и предложений с изученными буквами.

Учить выделять и четко произносить звук в слове Развитие слухового восприятия и речевого слуха. Развитие зрительного восприятия.

Урок изучения новых знаний

Работа с книгой

один много

40

10.12

Звук и буква Ыы.

Учить выделять и четко произносить звук в слове Развитие слухового восприятия и речевого слуха. Развитие зрительного восприятия.

Урок изучения новых знаний

Словесные.

Наглядные.

Работа с книгой

сомы

41

11.12

Чтение слогов, слов и предложений с изученными буквами. Закрепление пройденного материала.

Учить выделять и четко произносить звук в слове Развитие слухового восприятия и речевого слуха. Развитие зрительного восприятия.

Комбинированный урок

Дифференциация.

Чтение по

подобию

солнце

42

14.12

Звук и буква Лл.

Учить выделять и четко произносить звук в слове Развитие слухового восприятия и речевого слуха. Развитие зрительного восприятия.

Урок изучения новых знаний

Словесные.

Наглядные.

Работа с книгой

лось

луна

43

17.12

Чтение слогов, слов и предложений с изученными буквами. Закрепление пройденного материала.

Учить выделять и четко произносить звук в слове Развитие слухового восприятия и речевого слуха. Развитие зрительного восприятия.

Комбинированный урок

Дифференциация звуков и букв Упражнения

лама лом

44

18.12

Звук и буква Вв.

Учить выделять и четко произносить звук в слове Развитие слухового восприятия и речевого слуха. Развитие зрительного восприятия.

Комбинированный урок

Работа с иллюстрациями. Работа с кассой букв

имя

45

21.12

Чтение слогов, слов и предложений с изученными буквами. Закрепление пройденного материала.

Учить плавно читать по слогам слова, предложения, текст. Учить отвечать на вопросы по содержанию прочитанного с опорой на иллюстрации текста.

Комбинированный

Работа с кассой слов и слогов,

С иллюстрациями по предложенной теме.

Работа с книгой

вол

46

24.12

Звук и буква Ии.

Учить выделять и четко произносить звук в слове Развитие слухового восприятия и речевого слуха. Развитие зрительного восприятия.

Урок изучения новых знаний

Работа с книгой. Работа с кассой букв

ива

47

25.12

Дифференциация звуков (Ы (и (И). Чтение слогов, слов и предложений с изученными буквами.

Учить выделять и четко произносить звук в слове Развитие слухового восприятия и речевого слуха. Развитие зрительного восприятия.

Урок изучения новых знаний

Работа с книгой, с кассой букв и слоговыми таблицами

носы-носи

48

28.12

Звук и буква Шш.

Учить выделять и четко произносить звук в слове Развитие слухового восприятия и речевого слуха. Развитие зрительного восприятия.

Урок изучения новых знаний

Работа с книгой, с кассой букв и слоговыми таблицами

шум

шалун

3 четверть – 29 ч.

49

11.01

Составление, чтение слогов, слов, предложений с буквой Шш.

Учить плавно читать по слогам слова, предложения, текст. Учить отвечать на вопросы по содержанию прочитанного с опорой на иллюстрации текста.

Урок изучения новых знаний

Работа с книгой и иллюстрациями. Чтение по слоговой таблице

шалаш

50

14.01

Дифференциация звуков (С) и (Ш).

Учить выделять и четко произносить звук в слове Развитие слухового восприятия и речевого слуха. Развитие зрительного восприятия.

Закрепления

Работа с кассой букв

шина

51

15.01

Практические упражнения в чтении слов со слогом ШИ.

Обобщить и закрепить умения читать слова со слогом ШИ.

Комбинированный

52

18.01

Чтение слогов, слов и предложений с изученными буквами. Закрепление пройденного материала.

Формирование умения чётко читать слоги, слова, предложения из усвоенных слоговых структур.

Комбинированный

53

21.01

Звук и буква Пп.

Учить выделять и четко произносить звук в слове Развитие слухового восприятия и речевого слуха. Развитие зрительного восприятия.

Урок изучения новых знаний

Работа с кассой букв и иллюстрациями

липа

54

22.01

Чтение слогов, слов и предложений с изученными буквами. Закрепление пройденного материала.

Учить плавно читать по слогам слова, предложения, текст. Учить отвечать на вопросы по содержанию прочитанного с опорой на иллюстрации текста.

Комбинированный

Дифференциация звуков и букв

пони

пума

55

25.01

Звук и буква Тт.

Учить выделять и четко произносить звук в слове Развитие слухового восприятия и речевого слуха. Развитие зрительного восприятия.

Урок изучения новых знаний

Дифференциация звуков и букв

халат

56

28.01

Чтение слогов, слов и предложений с изученными буквами. Закрепление пройденного материала.

Учить плавно читать по слогам слова, предложения, текст. Учить отвечать на вопросы по содержанию прочитанного с опорой на иллюстрации текста.

Комбинированный урок

Работа с кассой букв и иллюстрациями

аист

57

29.01

Звук и буква Кк.

Учить выделять и четко произносить звук в слове Развитие слухового восприятия и речевого слуха. Развитие зрительного восприятия.

Комбинированный урок

Беседа.

Работа с книгой.

Дид. игра

- осознание себя как обучающегося, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;

- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

- положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;

- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;

- самостоятельность в выполнении учебных заданий,
поручений, договоренностей;

- понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе;

- готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе;

- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – обучающийся, обучающийся - обучающийся, обучающийся – класс, учитель – класс);

- адекватно использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

- договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации;

- входить и выходить из учебного помещения со звонком;

- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);

- пользоваться учебной мебелью;

- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

- работать с учебными принадлежностями; (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место;

- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;

- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов;

- выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;

- устанавливать видо-родовые отношения предметов;

- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

- пользоваться знаками, символами, предметами заместителями;

- читать;

- наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях).

каток

58

01.02

Чтение слогов, слов и предложений с изученными буквами. Закрепление пройденного материала.

Учить плавно читать по слогам слова, предложения, текст.

Комбинированный урок

Работа с книгой

кактус камыши

59

04.02

Звук и буква Зз.

Учить выделять и четко произносить звук в слове Развитие слухового восприятия и речевого слуха. Развитие зрительного восприятия.

Урок изучения новых знаний

Выделение звука в слове.

Обозначение звука графически

замок

60

05.02

Дифференциация звуков (З) и (С). Чтение слогов, слов и предложений с изученными буквами.

Учить читать слова с протяжным произношением. Развитие слухового восприятия и речевого слуха. Развитие зрительного восприятия. Анализировать слова по звуковому составу.

Комбинированный урок

Работа с книгой

Лиза-лиса

61

08.02

Звук и буква Рр.

Учить плавно читать по слогам слова, предложения, текст. Учить отвечать на вопросы по содержанию прочитанного с опорой на иллюстрации текста.

Урок изучения новых знаний

Выделение звука в слове.

Обозначение звука графически

рак корзина

62

11.02

Дифференциация звуков (Р) и (Л). Чтение слогов, слов и предложений с изученными буквами.

Учить читать слова с протяжным произношением. Развитие слухового восприятия и речевого слуха. Развитие зрительного восприятия. Анализировать слова по звуковому составу.

Комбинированный урок

Работа с книгой

шила

63

12.02

Звук и буква Й.

Учить выделять и четко произносить звук в слове Развитие слухового восприятия и речевого слуха. Развитие зрительного восприятия.

Урок изучения новых знаний

Выделение звука в слове.

Обозначение звука графически

сойка

64

22.02

Дифференциация звуков (И) и (Й). Чтение слогов, слов и предложений с изученными буквами.

Учить читать слова с протяжным произношением. Развитие слухового восприятия и речевого слуха. Развитие зрительного восприятия. Анализировать слова по звуковому составу.

Комбинированный урок

Работа с книгой

охотник

65

25.02

Звук и буква Жж.

Учить выделять и четко произносить звук в слове Развитие слухового восприятия и речевого слуха. Развитие зрительного восприятия.

Урок изучения новых знаний

Выделение звука в слове.

Обозначение звука графически

жужжит

66

26.02

Дифференциация звуков (Ж) и (Ш). Чтение слогов, слов и предложений с изученными буквами.

Учить читать слова с протяжным произношением. Развитие слухового восприятия и речевого слуха. Развитие зрительного восприятия. Анализировать слова по звуковому составу.

Комбинированный урок

Работа с книгой

Журка миска

67

01.03

Звук и буква Бб.  

Учить выделять и четко произносить звук в слове Развитие слухового восприятия и речевого слуха. Развитие зрительного восприятия.

Урок изучения новых знаний

Дифференциация звуков и букв

бык

бутон батон баран

68

04.03

Дифференциация звуков (Б) и (П). Чтение слогов, слов и предложений с изученными буквами.

Учить читать слова с протяжным произношением. Развитие слухового восприятия и речевого слуха. Развитие зрительного восприятия. Анализировать слова по звуковому составу.

Комбинированный урок

Работа с книгой

паровоз барабан

69

05.03

Звук и буква Дд.

Учить читать слова с протяжным произношением. Развитие слухового восприятия и речевого слуха. Развитие зрительного восприятия. Анализировать слова по звуковому составу.

Урок изучения новых знаний

Выделение звука в слове.

Обозначение звука графически

дятел

70

11.03

Дифференциация звуков (Д) и (Т). Чтение слогов, слов и предложений с изученными буквами.

Учить читать слова с протяжным произношением. Развитие слухового восприятия и речевого слуха. Развитие зрительного восприятия. Анализировать слова по звуковому составу.

Комбинированный урок

Работа с книгой

прут будка

71

12.03

Чтение текста с изученными слоговыми структурами.

Учить плавно читать по слогам слова, предложения, текст. Учить отвечать на вопросы по содержанию прочитанного с опорой на иллюстрации текста.

Комбинированный урок

Выделение звука в слове.

Обозначение звука графически

профессия

72

15.03

Звук и буква Гг.

Учить выделять и четко произносить звук в слове Развитие слухового восприятия и речевого слуха. Развитие зрительного восприятия.

Урок изучения новых знаний

Работа с кассой букв и иллюстрациями.

дог

73

18.03

Дифференциация звуков (Г) и (К). Чтение слогов, слов и предложений с изученными буквами.

Учить читать слоги с протяжным произношением. Развитие слухового восприятия и речевого слуха. Развитие зрительного восприятия.

Комбинированный урок

Дифференциация звуков и букв

гамак гитара носорог

74

19.03

Буква Ь.

Учить читать слова с мягкими согласными на конце слова.  Развитие слухового восприятия и речевого слуха. Развитие зрительного восприятия.

Урок изучения новых знаний

Словесные.

Наглядные.

Работа с книгой

конь

75

22.03

Чтение слов с Ь 

  Учить читать слова с мягкими согласными в середине слова. Формирование речевых навыков. Формирование фонематического восприятия и речевого слуха. Развитие зрительного восприятия.

Урок изучения новых знаний

Дифференциация звуков и букв. Упражнения

васильки

76

24.03

Чтение слов со стечением согласных. Закрепление пройденного материала. Техника чтения.

Учить плавно читать по слогам слова, предложения, текст. Учить отвечать на вопросы по содержанию прочитанного с опорой на иллюстрации текста.

Комбинированный урок

Выделение звука в слове.

Обозначение звука графически

зоопарк

77

25.03

Звук и буква Ее.

Учить выделять и четко произносить звук в слове Развитие слухового восприятия и речевого слуха. Развитие зрительного восприятия.

Урок изучения новых знаний

Работа с кассой букв иллюстрациями

ель

енот

4 четверть – 22 ч.

78

05.04

Закрепление пройденного материала. Чтение изученных слоговых структур.

 Учить выделять и четко произносить звук в слове. Развитие слухового восприятия и речевого слуха. Развитие зрительного восприятия. Анализировать слова по звуковому составу.

Комбинированный урок

Работа с иллюстрациями. Работа с кассой букв

бережок крутой

79

08.04

Звук и буква Яя.

Учить выделять и четко произносить звук в слове Развитие слухового восприятия и речевого слуха. Развитие зрительного восприятия.

Урок изучения новых знаний

Работа с кассой слов и слогов,

с иллюстрациями по предложенной теме.

Работа с книгой.

герои сказки

80

09.04

Закрепление пройденного материала. Чтение изученных слоговых структур. Дифференциация А и Я.

Учить читать слова с протяжным произношением. Развитие слухового восприятия и речевого слуха. Развитие зрительного восприятия. Анализировать слова по звуковому составу.

Комбинированный урок

Беседа.

Работа с книгой

ягнята телята жеребята

81

12.04

Звук и буква Юю.

Учить выделять и четко произносить звук в слове Развитие слухового восприятия и речевого слуха. Развитие зрительного восприятия.

Урок изучения новых знаний

Работа с кассой слов и слогов,

с иллюстрациями по предложенной теме.

Работа с книгой

лютик клюшка люк

82

15.04

Закрепление пройденного материала. Чтение изученных слоговых структур. Дифференциация У и Ю.

Учить дифференцировать звук в слове Развитие слухового восприятия и речевого слуха. Развитие зрительного восприятия.

Комбинированный урок

Работа с книгой, с кассой букв и слоговыми таблицами

притаился

83

16.04

Звук и буква Ёё.

Учить выделять и четко произносить звук в слове Развитие слухового восприятия и речевого слуха. Развитие зрительного восприятия.

Урок изучения новых знаний

Работа с книгой. Работа с кассой букв

уколола

84

19.04

Закрепление пройденного материала. Чтение изученных слоговых структур.

Учить выделять и четко произносить звук в слове Развитие слухового восприятия и речевого слуха. Развитие зрительного восприятия.

Урок изучения новых знаний

Работа с книгой. Работа с кассой букв.

Пересказ

сачок крючок

85

22.04

Звук и буква Чч.  

Учить плавно читать по слогам слова, предложения, текст. Развитие слухового восприятия и речевого слуха.

Урок изучения новых знаний

Работа с книгой и иллюстрациями. Чтение по слоговой таблице

снежный ком

86

23.04

Закрепление пройденного материала. Чтение изученных слоговых структур. Практические упражнения в чтении слов с ЧА и ЧУ.

Учить читать слова с протяжным произношением. Развитие зрительного восприятия. Анализировать слова по звуковому составу.

Комбинированный урок

Беседа.

Работа с книгой

противный

87

26.04

Звук и буква Фф.

 

Учить плавно читать по слогам слова, предложения, текст. Учить отвечать на вопросы по содержанию прочитанного с опорой на иллюстрации текста.

Урок изучения новых знаний

Работа с книгой. Работа с кассой букв

цапля

88

29.04

Закрепление пройденного материала. Чтение изученных слоговых структур. Дифференциация В и Ф.

Учить выделять и четко произносить звук в слове Развитие слухового восприятия и речевого слуха. Развитие зрительного восприятия.

Комбинированный урок

Работа с книгой. Работа с кассой букв

столица родина Россия

89

30.04

Административный контроль.

Проверка техники чтения.

Чтение текста «Чучело».

Получение объективной и достоверной информации о состоянии образования в школе для контроля уровня сформированности учебных навыков.

Урок проверки знаний

Работа с книгой.

Сравнение слоговых таблиц.

Пересказ

90

06.05

Звук и буква Цц.

Учить плавно читать по слогам слова, предложения, текст. Учить отвечать на вопросы по содержанию прочитанного с опорой на иллюстрации текста.

Урок изучения новых знаний

Работа с книгой. Работа с кассой букв

цапля

91

07.07

Закрепление пройденного материала. Чтение изученных слоговых структур. Диффе-ренциация С и Ц.

Учить выделять и четко произносить звук в слове Развитие слухового восприятия и речевого слуха. Развитие зрительного восприятия.

Комбинированный урок

Работа с книгой. Работа с кассой букв

92

13.05

Закрепление пройденного материала. Чтение изученных слоговых структур.

Обобщить и закрепить выделять и четко произносить звук в слове Развитие слухового восприятия и речевого слуха. Развитие зрительного восприятия.

Комбинированный урок

93

14.05

Звук и буква Ээ.

Учить выделять и четко произносить звук в слове Развитие слухового восприятия и речевого слуха. Развитие зрительного восприятия.

Урок изучения новых знаний

Работа с книгой. Работа с кассой букв

эстафета экран поэт

94

17.05

Закрепление пройденного материала. Чтение изученных слоговых структур.

Обобщить и закрепить выделять и четко произносить звук в слове Развитие слухового восприятия и речевого слуха. Развитие зрительного восприятия.

Комбинированный урок

95

20.05

Звук и буква Щщ.

Учить выделять и четко произносить звук в слове Развитие слухового восприятия и речевого слуха. Развитие зрительного восприятия.

Урок изучения новых знаний

Работа с книгой. Работа с кассой букв

щётка пища

96

21.05

Закрепление пройденного материала. Чтение изученных букв, слогов, слов. Практические упражнения в чтении слов с ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ.

Обобщить и закрепить выделять и четко произносить звук в слове Развитие слухового восприятия и речевого слуха. Развитие зрительного восприятия.

Комбинированный урок

97

24.05

Буква Ъ.

Учить плавно читать по слогам слова, предложения, текст. Учить отвечать на вопросы по содержанию прочитанного с опорой на иллюстрации текста.

Урок изучения новых знаний

Работа с книгой. Работа с кассой букв

объявление

98

27.05

Чтение и дифференциация слов с Ь и Ъ знаками.

Формировать умения дифференцировать слова с Ь и Ъ знаками. Развитие зрительного восприятия.

Комбинированный урок

99

28.05

Закрепление пройденного Чтение текстов.

Учить читать слова с протяжным произношением. Развитие зрительного восприятия.

Урок повторения

Работа с книгой.

невидимка

Список литературы

Основная:

  • Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы / А.К. Аксёнова, Т.Н. Бугаева, И.А. Буравлёва и др.; под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Просвещение, 2013. – 239 с.
  • Учебник: Букварь 1 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В 2 ч.

Ч.1/ А.К.Аксенова, С.В.Комарова, С.В. Шишкова.  – М.: «Просвещение», 2020г. – 112 с.

Ч.2/ А.К.Аксенова, С.В.Комарова, С.В. Шишкова. – М.: «Просвещение», 2020г. – 111 с.

Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа духовно-нравственного развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для 3 класса "Ступеньки радости"

Предложенный материал представляет собой программу духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся коррекционной школы 8 вида....

Адаптированная основная общеобразовательная программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Пояснительная запискаЦель коррекционной работы Целью программы коррекционной работы является обеспечение успешности освоения АООП обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными наруше...

«Развитие коммуникативных базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) посредством использования элементов игротерапии во внеурочной деятельности».

Внеурочная деятельность в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее ФГОС образо...

Адаптированная рабочая программа по ИЗО для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 класс

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» разработана в соответствии с:· Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образов...

Адаптированная рабочая программа «Человек» для детей с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (АООП, вариант 2)

Рабочая программа учебного предмета «Человек» разработана на основе:1. Федерального закона РФ от 29 декабря 2012г №273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».2. Ф...