Рабочая программа по учебному предмету "Чтение и развитие речи". 2 класс.
рабочая программа по чтению (2 класс)

Рабочая учебная программа по чтению и развитию речи. 2 класс. Разработана на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В.В. Учебник Ильиной С.Ю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_4.docx24.52 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая учебная программа по чтению и развитию речи

2 класс

Пояснительная записка.

Рабочая  программа по чтению и развитию речи  для  2 класса  разработана  на основе:

1. Закона РФ “Об образовании» от 10.07.1992г.

2.Постановления Правительства РФ от 18.07.1996г. № 861 (с изменениями на 1 февраля 2005 г.) «Об утверждении Порядка воспитания и обучения  детей- инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях».

3.Приказа Министерства образования РФ от 10.04.02г. № 29/2065 “Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».

4.Письма Министерства образования и науки РФ от 07.07.2005г. «03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».

5.Базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, утверждённого приказом Минобразования РФ от 10.04.2002 г. №29/2065-П «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».

6.Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 1-4 классов, под редакцией В. В. Воронковой по предмету «Чтение и развитие речи». М.: «Просвещение», 2010г.

7 Учебного плана муниципального специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №11 VIII вида».

8.Приказа Министерства образования и науки от 24.12.2010г. №2080 «Об утверждении федеральных перечней учебников, образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011-2012учебный год».

9.Писем департамента образования и науки Кемеровской области:

- от 12.08.1999 г. № 2325/03 «Об изучении регионального компонента содержания  образования в рамках общеобразовательных предметов».

10.Санитарных правил от 16.03.1986 г. №4076-86 «Санитарные правила устройства оборудования, содержания и режима специальных общеобразовательных школ-интернатов для детей, имеющих недостатки в физическом и умственном развитии».

Структура документа.

Программа включает три раздела:

1.        Пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место предмета в учебном
плане, цели изучения.

2.        Основное содержание с распределением учебных часов по отдельным темам.

3.        Требования к знаниям и умениям учащихся во 2 классе.

Общая характеристика учебного предмета.

Чтение и развитие речи как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Главная цель предмета:

-        повышение уровня общего и речевого развития учащихся;

- обучение последовательно и правильно излагать свои мысли;

-        социальная адаптация и реабилитация.

Задачи обучения чтению во 2 классе:

- научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя;

- осмысленно воспринимать прочитанное;

- формировать навык сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения;

- выработка умения правильно строить предложения;

- формировать нравственные качества.

Наряду с выше указанными задачами на уроках  решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.  

Основные направления коррекционной работы:

  1. развитие зрительного восприятия и узнавания;
  2. развитие пространственных представлений и ориентации;
  3. развитие основных мыслительных операций;
  4. развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
  5. коррекция нарушений  эмоционально-личностной сферы;
  6. обогащение словаря;
  7. коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.    

       Основной формой организации процесса обучения чтению и обучению речи является урок. Ведущей формой работы учителя с учащимися на уроке является фронтальная  работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода. Учащиеся, нуждающиеся в дифференцированной помощи со стороны учителя, участвуют во фронтальной работе со всем классом, а самостоятельно читают более облегчённые тексты, пересказывают по наводящим вопросам учителя или повторяют ответы сильных учащихся.   Осуществляется повседневный и текущий контроль. Обобщающий урок проводится после каждого раздела..

       Ведущие приёмы и методы обучения чтению и обучению речи: беседа, рассказ,  работа  с учебником, работа с иллюстрациями. Наряду с вышеназванными ведущими методами используются и другие: экскурсии,  демонстрация, наблюдение, нахождение сходства и различия, выделение существенных признаков, классификация и дифференциация, усыновление причинно - следственных связей между понятиями,  самостоятельная работа и др.

              Большое внимание на уроках чтении уделяется развитию связной устной речи. Учащиеся овладевают правильным, полным и последовательным пересказом в процессе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному построению предложений, и в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного. С этой целью в  зависимости от сложности текста используются вопросы, готовый или коллективно составленный план, картинный план.

   Использование наглядных пособий, дидактических игр, игровых приёмов, занима-
тельных упражнений необходимо для пробуждения у учащихся интереса к чтению.

Учебно-тематический план.

(170 часов, 5 часов в неделю)

Тема

Количество

часов

Контрольные

вопросы и задания

1

Зазвенел звонок - начался урок.

18

1

2

Осенние страницы.

16

1

3

Сказка за сказкой

8

1

4

Мир животных.

20

1

5

Птицы наши друзья.

9

1

6

Зимние страницы.

18

1

7

Все мы делаем своими руками.

18

1

8

Буду делать хорошо и не буду плохо.

11

1

9

Ежели вы вежливы…

7

1

10

Весенние страницы.

19

1

11

Посмеёмся, улыбнемся.

10

1

12

Летние страницы.

8

1

13

Как хорошо уметь читать.

8

1

Содержание программы.

ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ:

- составление и чтение слов со сходными по звучанию и артикуляции звуками, со стечением согласных, с разделительными ь и ъ знаками.

- осознанное, правильное плавное чтение  по слогам без искажения звукового состава слов и предложений, текстов, которые даны в послоговой разбивке.  Постепенный переход к чтению целыми словами.

- соблюдение при чтении интонации в соответствии со знаками препинания.

ПОНИМАНИЕ ЧИТАЕМОГО:

- ответы на вопросы по содержанию текста,  в связи с рассматриванием иллюстраций к тексту, картин

- нахождение в тексте предложений для ответа на вопросы

- элементарная оценка прочитанного.

развитие устной речи:

     -  развитие связной устной речи

     -  пересказ  содержания прочитанного по вопросам учителя

     -  обогащение и уточнение словарного запаса,

     -- обучение правильному построению предложений, и в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного, с  этой целью во 2  классе в зависимости от сложности текста и индивидуальных особенностей детей  используются вопросы

Разучивание по учебнику или с голоса учителя коротких стихотворении,  чтение их перед классом.

Тексты для заучивания:

Сеф Р. «Я могу считать до ста…»

Школьные  загадки.

Осенние загадки.

Загадки о животных

Птичьи загадки Зимние загадки.

Загадки о наших питомцах

Красильников Н. Доброе утро.

МодзалевскийЛ. Появление весны.

Весенние загадки.

Летние загадки

Книжкины загадки.

Внеклассное чтение.

- Чтение детских книг с рассматриванием иллюстраций.

- Запоминание названия книги, её автора и основного содержания.

- Мотивация самостоятельного чтения:

предоставление выбора книги по желанию ученика,

драматизация прочитанного,

иллюстрирование прочитанного.

 Произведения для внеклассного чтения.

Ушинский К. Четыре желания.

Козлов С. Осенние корабли.

Петушок - золотой гребешок.

Маша и медведь.

Паустовский К. Кот-ворюга. Рассказы.

Стихи Агнии Барто (Сторож, Уехали)

Соколов - Микитов И. Листопадничек.

Маршак С. Про всё на свете.

Чаплина В. Птицы под нашим окном.

Горький М. Воробьишко.

Козлов С. Снег пошёл.

Успенский Э.Каникулы в Простоквашино.

Житков Б. Рассказы про животных.

Пермяк Е. Маленькие лукавинки. Торопливый ножик.

Носов Н. Весёлая семейка.

Зощенко М. Самое главное.

Воронкова Л. Бабушкины дела.

Артюхова Н. Саша – дразнилка.

Заходер Б. Очень вежливый индюк.

Емельянова Мамины руки.

Михалков С. Басни.

Сладков Н. Лесные сказки.

Аким Я. Весна, весною, о весне.

Пришвин М. Этажи леса.

Твои защитники. Рассказы о войне.

Остер Г. Котёнок примени Гав.

Пантелеев Л. Большая стирка.

Катаев В. Дудочка и кувшинчик.

Цыферов Г. Разноцветный жираф.

Берестов В. Как хорошо уметь читать. Стихи.        

Характеристика обучающихся класса по возможностям обучения.

1-й уровень. Обучающиеся наиболее успешно овладевающие программным материалом в процессе фронтального обучения. Все задания ими, как правило, выполняются самостоятельно. Они не испытывают больших затруднений при выполнении измененного задания, в основном правильно используют имеющийся опыт, выполняя новую работу. Умение объяснять свои действия словами свидетельствует о сознательном усвоении этими учащимися программного материала. Им доступен некоторый уровень обобщения. Полученные знания и умения такие ученики успешнее остальных применяют на практике. При выполнении сравнительно сложных заданий им нужна незначительная активизирующая помощь взрослого.

2-й уровень. В ходе обучения эти дети испытывают несколько большие трудности, чем ученики I группы. Они в основном понимают фронтальное объяснение учителя, неплохо запоминают изучаемый материл, но без помощи сделать элементарные выводы и обобщения не в состоянии. Их отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ, они нуждаются в помощи учителя, как активизирующей, так и организующей. Перенос знаний в новые условия их в основном не затрудняет. Но при этом ученики снижают темп работы, допускают ошибки, которые могут быть исправлены с незначительной помощью. Объяснения своих действий у учащихся II группы недостаточно точны, даются в развернутом плане с меньшей степенью обобщенности.

Отнесенность школьников к той или иной группе не является стабильной. Под влиянием корригирующего обучения учащиеся развиваются и могут переходить в группу выше или занять более благополучное положение внутри группы.

.Предполагаемые конечные  результаты.

1-й уровень

Учащиеся должны знать

наизусть 3-5 небольших стихотворений.

Отчетливо читать их перед классом

Учащиеся должны уметь:

 - читать плавно по слогам короткие тексты с переходом на чтение целым словом двусложных слов, простых по семантике и структуре;

- слушать небольшую сказку, рассказ, стихотворение, загадку;

- пересказывать по  вопросам учителя   и по иллюстрациям рассказывать, о чем читали или слушали.

2-й уровень.

Учащиеся должны знать

наизусть 2-3 коротких стихотворения..

Учащиеся должны уметь:

- читать по слогам короткие тексты;

- слушать небольшую сказку, рассказ, стихотворение, загадку и отвечать на вопросы с помощью учителя или с опорой на картинку;

- соотносить прочитанный текст с иллюстрацией.

 Литература для учителя.

1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для

1-4 классов, под редакцией доктора педагогических наук В. В. Воронковой по предмету

«Чтение и развитие речи». М.: «Просвещение», 2010,  г.

2 Ильина С.Ю.Чтение: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений Y III вида.  2 класс. СПб.: филиал изд-ва  «Просвещение», 2008 г.

3. Книги для внеклассного чтения.

4.Занимательное азбуковедение. Авт.- сост. В. В. Волина. – М. Просвещение, 1994г.

5. Волина В.В. Игры в рифмы.- С.-Пб: изд-во Дидактика Плюс, 1997г.

6. Успенская Л.П., Успенский М.Б. Учитесь правильно говорить.- М.: Просвещение, 1991г

7. Очерки о детских писателях. Справочник для учителей начальных классов.- М.: Баласс, 1999г.

8. Лободина Н.В. Чтение. Тексты для проверки техники и выразительности чтения. -Волгоград: Учитель, 2011г

9. Городилова В.И., Кудрявцева М.З. Чтение и письмо. -М.: Аквариум, СПб.Дельта,1996г

Литература для учащихся.

1 Ильина С.Ю.Чтение: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений Y III вида.  2 класс. СПб.: филиал изд-ва  «Просвещение», 2008 г.

2. Книги для внеклассного чтения.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку и развитию речи 3 класс VIII вид.

Рабочая программа по  русскому языку  для 3 класса составлена на основе программы специальных (коррекционных) общеобразовательных...

Рабочая программа по грамматике , правописанию и развитию речи адаптированная для учащихся с ОВЗ 3 класс

Пояснительная запискаРабочая программа разработана на основе нормативных документов и материалов Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого п...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Школа развития речи" для 3 класса.

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Школа развития речи" для 3 класса составлена в соответствии с ФГОС НОО....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Школа развития речи". Автор комплекта учебно-методических пособий курса «Речь» Т.Н.Соколова.

Программа курса  «Речь. Техника и выразительность речи» изучается в течение всего обучения с 1-4 класс по 1 ч. в неделю.Требования к уровню подготовки обучающихся. К окончанию курса «Речь. Школа ...

Рабочая программа по предмету «Чтение и развитие речи» 3 класс

Программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук  В.В.Воронковой.Предлагаемая программа орие...

Рабочая программа надомного обучения "Письмо и развитие речи" 2 класс

Программа надомного обучения для ученика с РАС 2 класса букварный период...