Рабочая программа по учебному предмету "Чтение и развитие речи". 2 класс.
рабочая программа по чтению (2 класс)
Рабочая учебная программа по чтению и развитию речи. 2 класс. Разработана на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В.В. Учебник Ильиной С.Ю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word_4.docx | 24.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая учебная программа по чтению и развитию речи
2 класс
Пояснительная записка.
Рабочая программа по чтению и развитию речи для 2 класса разработана на основе:
1. Закона РФ “Об образовании» от 10.07.1992г.
2.Постановления Правительства РФ от 18.07.1996г. № 861 (с изменениями на 1 февраля 2005 г.) «Об утверждении Порядка воспитания и обучения детей- инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях».
3.Приказа Министерства образования РФ от 10.04.02г. № 29/2065 “Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».
4.Письма Министерства образования и науки РФ от 07.07.2005г. «03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».
5.Базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, утверждённого приказом Минобразования РФ от 10.04.2002 г. №29/2065-П «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».
6.Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 1-4 классов, под редакцией В. В. Воронковой по предмету «Чтение и развитие речи». М.: «Просвещение», 2010г.
7 Учебного плана муниципального специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №11 VIII вида».
8.Приказа Министерства образования и науки от 24.12.2010г. №2080 «Об утверждении федеральных перечней учебников, образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011-2012учебный год».
9.Писем департамента образования и науки Кемеровской области:
- от 12.08.1999 г. № 2325/03 «Об изучении регионального компонента содержания образования в рамках общеобразовательных предметов».
10.Санитарных правил от 16.03.1986 г. №4076-86 «Санитарные правила устройства оборудования, содержания и режима специальных общеобразовательных школ-интернатов для детей, имеющих недостатки в физическом и умственном развитии».
Структура документа.
Программа включает три раздела:
1. Пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место предмета в учебном
плане, цели изучения.
2. Основное содержание с распределением учебных часов по отдельным темам.
3. Требования к знаниям и умениям учащихся во 2 классе.
Общая характеристика учебного предмета.
Чтение и развитие речи как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Главная цель предмета:
- повышение уровня общего и речевого развития учащихся;
- обучение последовательно и правильно излагать свои мысли;
- социальная адаптация и реабилитация.
Задачи обучения чтению во 2 классе:
- научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя;
- осмысленно воспринимать прочитанное;
- формировать навык сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения;
- выработка умения правильно строить предложения;
- формировать нравственные качества.
Наряду с выше указанными задачами на уроках решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.
Основные направления коррекционной работы:
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие пространственных представлений и ориентации;
- развитие основных мыслительных операций;
- развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
- коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
- обогащение словаря;
- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Основной формой организации процесса обучения чтению и обучению речи является урок. Ведущей формой работы учителя с учащимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода. Учащиеся, нуждающиеся в дифференцированной помощи со стороны учителя, участвуют во фронтальной работе со всем классом, а самостоятельно читают более облегчённые тексты, пересказывают по наводящим вопросам учителя или повторяют ответы сильных учащихся. Осуществляется повседневный и текущий контроль. Обобщающий урок проводится после каждого раздела..
Ведущие приёмы и методы обучения чтению и обучению речи: беседа, рассказ, работа с учебником, работа с иллюстрациями. Наряду с вышеназванными ведущими методами используются и другие: экскурсии, демонстрация, наблюдение, нахождение сходства и различия, выделение существенных признаков, классификация и дифференциация, усыновление причинно - следственных связей между понятиями, самостоятельная работа и др.
Большое внимание на уроках чтении уделяется развитию связной устной речи. Учащиеся овладевают правильным, полным и последовательным пересказом в процессе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному построению предложений, и в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного. С этой целью в зависимости от сложности текста используются вопросы, готовый или коллективно составленный план, картинный план.
Использование наглядных пособий, дидактических игр, игровых приёмов, занима-
тельных упражнений необходимо для пробуждения у учащихся интереса к чтению.
Учебно-тематический план.
(170 часов, 5 часов в неделю)
№ | Тема | Количество часов | Контрольные вопросы и задания |
1 | Зазвенел звонок - начался урок. | 18 | 1 |
2 | Осенние страницы. | 16 | 1 |
3 | Сказка за сказкой | 8 | 1 |
4 | Мир животных. | 20 | 1 |
5 | Птицы наши друзья. | 9 | 1 |
6 | Зимние страницы. | 18 | 1 |
7 | Все мы делаем своими руками. | 18 | 1 |
8 | Буду делать хорошо и не буду плохо. | 11 | 1 |
9 | Ежели вы вежливы… | 7 | 1 |
10 | Весенние страницы. | 19 | 1 |
11 | Посмеёмся, улыбнемся. | 10 | 1 |
12 | Летние страницы. | 8 | 1 |
13 | Как хорошо уметь читать. | 8 | 1 |
Содержание программы.
ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ:
- составление и чтение слов со сходными по звучанию и артикуляции звуками, со стечением согласных, с разделительными ь и ъ знаками.
- осознанное, правильное плавное чтение по слогам без искажения звукового состава слов и предложений, текстов, которые даны в послоговой разбивке. Постепенный переход к чтению целыми словами.
- соблюдение при чтении интонации в соответствии со знаками препинания.
ПОНИМАНИЕ ЧИТАЕМОГО:
- ответы на вопросы по содержанию текста, в связи с рассматриванием иллюстраций к тексту, картин
- нахождение в тексте предложений для ответа на вопросы
- элементарная оценка прочитанного.
развитие устной речи:
- развитие связной устной речи
- пересказ содержания прочитанного по вопросам учителя
- обогащение и уточнение словарного запаса,
-- обучение правильному построению предложений, и в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного, с этой целью во 2 классе в зависимости от сложности текста и индивидуальных особенностей детей используются вопросы
Разучивание по учебнику или с голоса учителя коротких стихотворении, чтение их перед классом.
Тексты для заучивания:
Сеф Р. «Я могу считать до ста…»
Школьные загадки.
Осенние загадки.
Загадки о животных
Птичьи загадки Зимние загадки.
Загадки о наших питомцах
Красильников Н. Доброе утро.
МодзалевскийЛ. Появление весны.
Весенние загадки.
Летние загадки
Книжкины загадки.
Внеклассное чтение.
- Чтение детских книг с рассматриванием иллюстраций.
- Запоминание названия книги, её автора и основного содержания.
- Мотивация самостоятельного чтения:
предоставление выбора книги по желанию ученика,
драматизация прочитанного,
иллюстрирование прочитанного.
Произведения для внеклассного чтения.
Ушинский К. Четыре желания.
Козлов С. Осенние корабли.
Петушок - золотой гребешок.
Маша и медведь.
Паустовский К. Кот-ворюга. Рассказы.
Стихи Агнии Барто (Сторож, Уехали)
Соколов - Микитов И. Листопадничек.
Маршак С. Про всё на свете.
Чаплина В. Птицы под нашим окном.
Горький М. Воробьишко.
Козлов С. Снег пошёл.
Успенский Э.Каникулы в Простоквашино.
Житков Б. Рассказы про животных.
Пермяк Е. Маленькие лукавинки. Торопливый ножик.
Носов Н. Весёлая семейка.
Зощенко М. Самое главное.
Воронкова Л. Бабушкины дела.
Артюхова Н. Саша – дразнилка.
Заходер Б. Очень вежливый индюк.
Емельянова Мамины руки.
Михалков С. Басни.
Сладков Н. Лесные сказки.
Аким Я. Весна, весною, о весне.
Пришвин М. Этажи леса.
Твои защитники. Рассказы о войне.
Остер Г. Котёнок примени Гав.
Пантелеев Л. Большая стирка.
Катаев В. Дудочка и кувшинчик.
Цыферов Г. Разноцветный жираф.
Берестов В. Как хорошо уметь читать. Стихи.
Характеристика обучающихся класса по возможностям обучения.
1-й уровень. Обучающиеся наиболее успешно овладевающие программным материалом в процессе фронтального обучения. Все задания ими, как правило, выполняются самостоятельно. Они не испытывают больших затруднений при выполнении измененного задания, в основном правильно используют имеющийся опыт, выполняя новую работу. Умение объяснять свои действия словами свидетельствует о сознательном усвоении этими учащимися программного материала. Им доступен некоторый уровень обобщения. Полученные знания и умения такие ученики успешнее остальных применяют на практике. При выполнении сравнительно сложных заданий им нужна незначительная активизирующая помощь взрослого.
2-й уровень. В ходе обучения эти дети испытывают несколько большие трудности, чем ученики I группы. Они в основном понимают фронтальное объяснение учителя, неплохо запоминают изучаемый материл, но без помощи сделать элементарные выводы и обобщения не в состоянии. Их отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ, они нуждаются в помощи учителя, как активизирующей, так и организующей. Перенос знаний в новые условия их в основном не затрудняет. Но при этом ученики снижают темп работы, допускают ошибки, которые могут быть исправлены с незначительной помощью. Объяснения своих действий у учащихся II группы недостаточно точны, даются в развернутом плане с меньшей степенью обобщенности.
Отнесенность школьников к той или иной группе не является стабильной. Под влиянием корригирующего обучения учащиеся развиваются и могут переходить в группу выше или занять более благополучное положение внутри группы.
.Предполагаемые конечные результаты.
1-й уровень
Учащиеся должны знать
наизусть 3-5 небольших стихотворений.
Отчетливо читать их перед классом
Учащиеся должны уметь:
- читать плавно по слогам короткие тексты с переходом на чтение целым словом двусложных слов, простых по семантике и структуре;
- слушать небольшую сказку, рассказ, стихотворение, загадку;
- пересказывать по вопросам учителя и по иллюстрациям рассказывать, о чем читали или слушали.
2-й уровень.
Учащиеся должны знать
наизусть 2-3 коротких стихотворения..
Учащиеся должны уметь:
- читать по слогам короткие тексты;
- слушать небольшую сказку, рассказ, стихотворение, загадку и отвечать на вопросы с помощью учителя или с опорой на картинку;
- соотносить прочитанный текст с иллюстрацией.
Литература для учителя.
1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для
1-4 классов, под редакцией доктора педагогических наук В. В. Воронковой по предмету
«Чтение и развитие речи». М.: «Просвещение», 2010, г.
2 Ильина С.Ю.Чтение: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений Y III вида. 2 класс. СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2008 г.
3. Книги для внеклассного чтения.
4.Занимательное азбуковедение. Авт.- сост. В. В. Волина. – М. Просвещение, 1994г.
5. Волина В.В. Игры в рифмы.- С.-Пб: изд-во Дидактика Плюс, 1997г.
6. Успенская Л.П., Успенский М.Б. Учитесь правильно говорить.- М.: Просвещение, 1991г
7. Очерки о детских писателях. Справочник для учителей начальных классов.- М.: Баласс, 1999г.
8. Лободина Н.В. Чтение. Тексты для проверки техники и выразительности чтения. -Волгоград: Учитель, 2011г
9. Городилова В.И., Кудрявцева М.З. Чтение и письмо. -М.: Аквариум, СПб.Дельта,1996г
Литература для учащихся.
1 Ильина С.Ю.Чтение: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений Y III вида. 2 класс. СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2008 г.
2. Книги для внеклассного чтения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку и развитию речи 3 класс VIII вид.
Рабочая программа по русскому языку для 3 класса составлена на основе программы специальных (коррекционных) общеобразовательных...
Рабочая программа по грамматике , правописанию и развитию речи адаптированная для учащихся с ОВЗ 3 класс
Пояснительная запискаРабочая программа разработана на основе нормативных документов и материалов Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого п...
Рабочие программы курса внеурочной деятельности.Школа развития речи 4 класс.
Разработка программы....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Школа развития речи" для 3 класса.
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Школа развития речи" для 3 класса составлена в соответствии с ФГОС НОО....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Школа развития речи". Автор комплекта учебно-методических пособий курса «Речь» Т.Н.Соколова.
Программа курса «Речь. Техника и выразительность речи» изучается в течение всего обучения с 1-4 класс по 1 ч. в неделю.Требования к уровню подготовки обучающихся. К окончанию курса «Речь. Школа ...
Рабочая программа по предмету «Чтение и развитие речи» 3 класс
Программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой.Предлагаемая программа орие...
Рабочая программа надомного обучения "Письмо и развитие речи" 2 класс
Программа надомного обучения для ученика с РАС 2 класса букварный период...