Рабочая программа по учебному предмету «Чтение» 1 класс
рабочая программа по чтению (1 класс)
Рабочая программа по учебному предмету «Чтение» 1 класс составлена в соответствии с ФГОС НОО для глухих детей на основе АООП НОО глухих детей (вариант 1.2).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_obucheniyu_gramote1_klass_-_kopiya.docx | 39.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Чтение» в 1а классе составлена в соответствии с ФГОС НОО для глухих детей на основе АООП НОО глухих детей (вариант 1.2).
Учебники: Зыкова Т.С. Чтение ФГОС ОВЗ 1 кл.– М: Просвещение, 2019
Цель учебного предмета «Чтение»: формирование первых умений и навыков чтения и письма у глухих детей в тесной взаимосвязи с развитием речи как средства общения.
Задачи:
- овладение глухими обучающимися грамотой, основными речевыми формами и правилами их применения;
- развитие у глухих обучающихся устной и письменной коммуникации, способности к осмысленному чтению и письму;
- овладение способностью пользоваться устной и письменной речью для решения соответствующих возрасту житейских задач;
- развитие у глухих обучающихся способности к словесному самовыражению на уровне, соответствующем их возрасту и развитию;
- развитие умений вступать в устную коммуникацию, слухозрительно воспринимать устную речь (с использованием слуховых аппаратов), говорить достаточно внятно и естественно, реализуя произносительные возможности.
Место учебного предмета в учебном плане.
В 1 классе на изучение учебного предмета «Чтение» отводится 3 часа в неделю, 102 часов в год.
Чтение является одним из основных средств обучения, воспитания и развития. Обучение чтению как виду речевой деятельности предполагает формирование потребности детей в чтении, усиление мотивации, обучение выделению смысла прочитанного, обработке и использованию полученной при чтении информации. Достижению этой цели служат не только уроки чтения, но и уроки ППО (чтение поручений, инструкций, текстов и др.). Дети учатся самостоятельному, сознательному чтению, а не изучению предлагаемых им рассказов, текстов и т. д. На уроках чтения отрабатывается и техническая сторона процесса чтения, его выразительность, формируется эмоциональное, эстетическое восприятие читаемого. Уроки чтения используются для развития языковой способности. Школьники обучаются улавливать смысл целого текста, основываясь на знакомом речевом материале, на понимании значения новых слов в контексте, на установлении аналогий в словоформах и конструкциях высказываний, на определении логики в развитии событий и др. Уроки чтения используются для речевого развития детей за счет общего развития, расширения, обогащения речи новыми словами, образцами фраз и синтаксических конструкций, обучения перифразу, ответам на вопросы, пересказу и т. д. Здесь же осуществляется работа по развитию разговорной и связной речи.
Повышению эффективности обучения чтению способствует целенаправленный подбор текстов, обеспечивающих общее и речевое развитие и одновременно вызывающих у детей интерес к этому виду речевой деятельности.
Тематика чтения (как и количество часов), указанная в программе, является примерной и может быть частично изменена с учетом региональных особенностей, условий обучения, личностных характеристик детей класса.
При обучении чтению реализуются общие принципы, характерные для формирования речевой деятельности (направленность на развитие учащихся, связь с деятельностью детей и особенно с ППД, усиление коммуникативной направленности обучения, целенаправленное формирование умственной деятельности, форм деятельности, реализация межпредметных и внутрипредметных связей, дифференцированный подход к учащимся).
Примерный ход работы над текстом складывается из самостоятельного чтения учащимися; передачи ими содержания прочитанного в виде зарисовок, составления аппликаций и макетов, ответов на вопросы, бесед и др.; разбора содержания прочитанного (путем сопоставления иллюстраций, сделанных рисунков, аппликаций с текстами; выборочного чтения и др.) с одновременной и последующей отработкой техники, выразительности чтения; пересказа прочитанного.
Программа определяет умения, которые необходимо формировать у школьников в определенные периоды обучения, тематику чтения (с примерным распределением учебных часов).
Обучение чтению на уроках дополняется внеклассным чтением школьников, где продолжает формироваться интерес к книгам, положительное отношение к самостоятельному чтению, осуществляется дальнейшее речевое и общее развитие детей.
В 1 классе внеклассное чтение проводится в часы занятий в интернате и организуется воспитателем с учетом требований, предъявляемых к работе по формированию читательской деятельности и изложенных в разделе «Чтение и развитие речи».
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Чтение» в 1 «А» классе:
Предметные результаты:
- понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознавание значения русского языка как государственного языка РФ, языка межнационального общения;
- практическое овладение языком, как средством общения (в условиях предметно практической деятельности) включая: владение: грамотой, основными речевыми формами и правилами их применения; умение выбрать адекватные средства и вербальной и невербальной коммуникации в зависимости от собеседника (слышащий, слабослышащий, глухой).
- сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи, стремление к улучшению качества собственной речи (на уровне индивидуальных возможностей обучающегося), интереса к чтению доступных, литературных произведений, наличие положительного читательского опыта и личных читательских предпочтений.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
- Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.
- Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).
- В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание).
- Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя).
- Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.
- Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
- Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.
Коммуникативные УУД:
- Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
- Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).
- Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.
- Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
Личностные результаты:
- Воспринимать объединяющую роль России как государства, территории проживания и общности языка. Соотносить понятия «родная природа» и «Родина».
- Проявлять уважение к своей семье, ценить взаимопомощь и взаимоподдержку членов семьи и друзей.
- Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика».
- Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков.
- Выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах.
- Внимательно относиться к красоте окружающего мира, произведениям искусства.
- Адекватно воспринимать оценку учителя.
Содержание учебного предмета
№ п/п | Раздел | Кол-во часов | Основные виды учебной деятельности | |
1 2 3 4 5 6 | Букварный период Зима. Весна. Праздник мам. Наши космонавты Скоро лето | 48 | Принимают учебную задачу урока. Осуществляют решение учебной задачи под руководством учителя Составляют рассказ по сюжетной картинке Ориентируются на букву гласного при чтении слогов-слияний с изменением буквы гласного. Составляют слоги-слияния из букв разрезной азбуки. Составляют рассказ по сюжетной картинке. Самостоятельно читают предложения Проговаривают слова так, как они написаны (орфографическое чтение Наблюдают употребление заглавной буквы в именах. Составляют устные высказывания по иллюстрациям. Объясняют смысл пословиц. Составляют предложения о любви к Родине. Читают предложения с паузами и интонацией в соответствии со знаками препинания. Воспроизводят сказку по серии рисунков. Определяют место изученной буквы на «ленте букв». Сравнивают, группируют и классифицируют все изученные буквы. Контролируют свои действия при решении познавательной задачи. Отвечают на итоговые вопросы урока и оценивают свои достижения на уроке. | |
21 | ||||
18 4 2 8 | на этапе предварительной "дотекстовой" работы: Просмотр видеоряда по теме произведения (документальные кадры о времени, в которое происходят описываемые события, отрывки из художественных фильмов и мультфильмов по теме литературного произведения и т. д.). Рассматривание выставки книг (автора или по тематике), прослушивание рассказа учителя о выставке. Прослушивание рассказа учителя или заранее подготовленных обучающихся по теме урока (биография автора, отрывки из ранее изученных произведений автора и т. д.). Чтение выписанных учителем из текста сложных для чтения или понимания слов. Чтение ключевых слов текста с построением предположений о теме или событиях произведения. Выполнение артикуляционных упражнений. Отгадывание загадок, обсуждение пословиц и поговорок, проговаривание чистоговорок. Виды деятельности обучающихся на этапе первичного знакомства с текстом:
Виды деятельности обучающихся на этапе детализированной работы с текстом: 1. Выборочное чтение отрывков по заданию. 17. Чтение текста и соотнесение представленных учителем рисунков с порядком событий, описанных в произведении. | |||
4 |
Учебно-методическое обеспечение
Дидактические средства | Наглядно-методическое пособие «Мир в картинках» М.: Мозаика-Синтез 2003 (Насекомые. Родная природа. Дикие и домашние животные. Птицы. Рыбы. Времена года. Правила поведения в общественных местах. Будь вежливым. Деревья. Цветы. Транспорт. Одежда. Мебель) |
Методическая литература | Рау Ф.Ф. Методика обучения глухих устной речи, М., Просвещение, 1976 г. Рау Ф.Ф. Формирование устной речи глухих детей, Просвещение, 1989 г. Новоселов Л.А. Практические работы на уроках чтения и развития речи в школе глухих. Быкова Л.М., Зыкова Т.С. Методика обучения русскому языку в школе для глухих детей, М., Просвещение, 1991, 303 с. Зикеев А.Г. Обучение учащихся подготовительного, I-IV классов школы глухих (русский язык и предметно-практическое обучение), М., Просвещение, 1984, 158 с. |
Электронные образовательные ресурсы:
http://www.school.edu.ru – документы МО РФ, законы, вспомогательные материалы (раздаточные материалы, иллюстрации), инфотека, электронная библиотека образовательных ресурсов
http://cor.edu.27.ru – единая коллекция ЦОР Хабаровского края
http://stranamasterov.ru/technics
http://openclass.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по учебному предмету "Чтение и развитие речи". 2 класс.
Рабочая учебная программа по чтению и развитию речи. 2 класс. Разработана на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В.В. Учебник Иль...
Рабочая программа по учебному предмету "Чтение и развитие речи" 4 класс
Рабочая программа по учебному предмету "Чтение и развитие речи" составлена для обучающихся 4 класса с умственной отсталостью....
Рабочая программа по учебному предмету Чтение. Работа с текстом для 4б класса
Пояснительная записка Рабочая программа по предмету «Чтение. Работа с текстом» 4б класса составлена на основе следующих документов и материалов: • примерной программы по учебному предмету «Чтение ...
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Чтение" для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 класс
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Чтение» разработана в соответствии с:· Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Ф...
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "ЧТЕНИЕ" для обучающейся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), получающей образование по индивидуальному плану на дому, 9 класс
Рабочая программа по предмету предназначена для обучающейся 9 класса, получающей образование по индивидуальному плану на дому и составлена с учётом индивидуальных и возрастных психофизиологическ...
Рабочая программа по учебному предмету "Чтение" (вариант 1) 1 (доп.) класс
Процессу обучения чтению детей с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) уделяется большое внимание. От того, как ученики овладеют навыками чтения, связной устной речью во многом...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Чтение» для обучающихся 1 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вариант 1 на 2023/2024 учебный год
Аннотация к рабочей программе учебного предмета, курса «Литературное чтение» 1-4 классы Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» составлена на основе требовани...