ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ Модель реверсивного наставничества «Учи↔Учись»
проект

Вшивкова Александра Васильевна

         Проект направлен на переход от  классической методической модели наставничества к реверсивному наставничеству.

Реверсивное наставничество – нетрадиционная форма развития профессиональных отношений между субъектами образовательного процесса разного возраста. Обе стороны этой формы наставничества вынуждены выйти из зоны комфорта и научиться думать, работать и обучаться по-новому, толерантно воспринимать социальные, возрастные и коммуникативные особенности друг друга. Молодой специалист ощущает свою значимость в школьном учреждении, растёт его профессиональное мастерство и возможность остаться в школе. Реверсивное наставничество является источником дополнительной возможности восполнения дефицита ресурсов для реа­лизации собственных инициатив, образо­вательного дефицита.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovatelnyy_proekt_vshivkova_a.v.docx87.41 КБ

Предварительный просмотр:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ  ПРОЕКТ
«Педагог и наставник»

        

Номинация Конкурса

Молодые учителя

Наименование проекта

Модель реверсивного наставничества

«Учи↔Учись»

Автор  проекта

Вшивкова Александра Васильевна

671260, Прибайкальский район, с.Турунтаево ул.Спортивная д.5 «а»

89085966239

vshivkova.alex@mail.ru

География проекта

Прибайкальский район

Срок реализации проекта

1 год, с возможность циклического повторения

сентябрь 2022 г.

август 2023 г.

1. Краткая аннотация

         Проект направлен на переход от  классической методической модели наставничества к реверсивному наставничеству.

Реверсивное наставничество – нетрадиционная форма развития профессиональных отношений между субъектами образовательного процесса разного возраста. Обе стороны этой формы наставничества вынуждены выйти из зоны комфорта и научиться думать, работать и обучаться по-новому, толерантно воспринимать социальные, возрастные и коммуникативные особенности друг друга. Молодой специалист ощущает свою значимость в школьном учреждении, растёт его профессиональное мастерство и возможность остаться в школе. Реверсивное наставничество является источником дополнительной возможности восполнения дефицита ресурсов для реализации собственных инициатив, образовательного дефицита.

Такие модели являются нетрадиционными и имеют тенденции к существованию не только в нашем районе, но и по всей республике Бурятия.

2. Описание проблемы, решению/снижению остроты которой посвящен проект.

Актуальность проекта для молодежи (не более 1 страницы)

2023 год объявлен в Российской Федерации годом «Педагога и наставника». 

В настоящий момент в Прибайкальском районе работает 299 педагогов, их них молодых педагогов в возрасте до 35 лет – 88 человек. (Диаграмма 1) За каждым молодым педагогом закреплен наставник. В большинстве случаев это методисты с педагогическим стажем от 20 лет и выше, имеющие первую и высшую квалификационную категорию. 

На диаграмме  2 представлены данные МОУ «Турунтаевская районная гимназия». Всего –32. Из них молодых педагогов – 10.

Но в то же время, исследование компетенций педагогов показывает, что у педагогов-стажистов наблюдается тенденция, чем старше педагог, тем более вероятно то, что он не успевает за техническим информационным прогрессом, в отличие от молодых специалистов. (Диаграмма 3)

Молодые педагоги, в свою очередь, испытывают трудности в методическом становлении, в процессе организации урока, выборе форм и методов обучения.

 Анализируя эти данные, мы видим проблему, в том, что классическая система наставничества малоэффективна.  Требуются новые формы взаимодействия, которые позволят повысить уровень информационной компетентности «возрастных» педагогов и при этом будут способствовать росту профессионального мастерства молодых педагогов.

Решить данную проблему поможет изменение классического метода наставничестваи внедрение в школе модель реверсивного наставничества «Учи↔Учись». Переход от наставничества «Молодой←стажист» к «Молодой↔стажист».Молодой специалист  становится наставником опытного работника по вопросам внедрения информационно-коммуникационных технологий, а опытный педагог становится наставником молодого специалиста в вопросах методики преподавания и передаче накопленного педагогического опыта.

3. Основные целевые группы, на которые направлен проект

1.  Молодые педагоги в возрасте до 35 лет, стаж работы которых менее 5 лет

2.  Педагоги – стажисты, испытывающие педагогический голод в области IT- компетенций

4. Основная цель проекта

Организация работающей модели реверсивного наставничества «Учи-Учись»  в МОУ «Турунтаевская районная гимназия», обеспечивающего преодоление профессиональных трудностей в педагогической деятельности и мотивацию профессионального роста педагогов. 

5. Задачи проекта

  1. Вовлечь педагогов с устоявшимся мировоззрением в творческий процесс поиска инноваций в педагогической деятельности
  1. Повышение профессионального уровня молодых педагогов
  1. Развитие навыков командного взаимодействия и педагогического сотрудничества

6. Календарный план реализации проекта

(последовательное перечисление основных мероприятий проекта с приведением количественных показателей и периодов их осуществления)

NN п/п

Мероприятие

Сроки (мм.гг.)

Количественные показатели реализации

Организационные мероприятия

1.

Анализ теоретических материалов, оформление педагогического проекта

сентябрь 2022

SWOT-анализ педагогических кадров МОУ «Турунтаевская районная гимназия».

2.

выявить профессиональные дефициты и затруднения в педагогической практике

сентябрь 2022

Составление ИОМов педагогов, определение методических тем самообразования.

3    

Определение индивидуальных наставников в соответствии с категорией наставляемых

сентябрь 2022

Созданы группы реверсивного наставничества        

4.

Разработка детального Плана тематических мероприятий проекта (консультации, мастер – классы, взаимопосещение занятий и т.д.)

сентябрь -октябрь 2022

Увеличение количества проведенных тематических мероприятий с 1 в четверть, до 4 –в четверть

Тематические мероприятия

Методическое объединение  «Секреты мастерства»

ноябрь 2022

Увеличение количества открытых уроков с 1-2 в четверть до 4 в четверть.

Методические рекомендации к урокам от наставников.

2.

Мастер-класс «Работа с медиа-ресурсами»

декабрь 2022

Повышение уровня IT – компетенций с 10% до 30%

3.

Составление обучающих проектов для детей с использованием интерактивных технологий.

январь 2023

Продукт:  Образовательный проект - виртуальная экскурсия «Культурное наследие России»

4.

Практикум «Методика проведения совместных мероприятий и праздников»

февраль 2023

Организация и проведение тематической недели по русскому языку «Ехал Грека через реку»

молодым педагогом

5.

Педагогические мастерские «Работа с современными образовательными ресурсами»

март 2023

Поиск и применение коллекций электронных образовательных ресурсов в педагогическом процессе. Практикум по работе с интерактивной платформой «Сферум», Яндекс-Учебник.

Охват педагогов - 100%

6.

Неделя  молодого специалиста

апрель 2023

Самодиагностика профессиональной деятельности: рост профессионального мастерства.

7.

Квест – игра «Инновационные технологии в воспитательной работе»

май 2023

Охват участников – не менее 80%

8.

Фестиваль педагогов и наставников «Учи - Учись»

август 2023

Выпуск методического сборника.

Контрольно – оценочные мероприятия

1

Анализ результатов внедрения Программы наставничества

август 2023

Положительная динамика

2

Круглый стол

август 2023

Создание перспективного плана

3

Диссеминация педагогического опыта

сентябрь 2023

Не менее 2 публикаций в СМИ, не менее 3 видеороликов.

7. Ожидаемые результаты

  1. Создание работающей модели реверсивного наставничества «УчиУчись» 
  1. Повышение уровня освоения IT технологиями у педагогов
  1. Моральная и методическая поддержка молодых педагогов 
  2. Эффективная адаптация к изменяющимся условиям всех педагогов
  3. Личностный рост педагогов                                                                                      

8. Бюджет проекта

Стимулирование реализации Программы наставничества является инструментом мотивации и выполняет три функции – экономическую, социальную и моральную. Материальное (денежное) стимулирование предполагает возможность определить размеры выплат компенсационного характера, установленные работнику за реализацию наставнической деятельности; нематериальные способы стимулирования предполагают комплекс мероприятий, направленных на повышение общественного статуса наставников, публичное признание их деятельности и заслуг, рост репутации, улучшение психологического климата в коллективе, увеличение работоспособности педагогических работников.

9. Опыт реализованных проектов

1. https://nsportal.ru/node/5898447 

2. https://nsportal.ru/node/5900809 ; https://nsportal.ru/node/5900811 

Приложение 1


Диаграмма 1 «Возрастная градация педагогов Прибайкальского района»

Диаграмма 2 «Возрастная градация педагогов МОУ «Турунтаевская районная гимназия»

Диаграмма 3 «Уровень освоения ИКТ компетенций педагогов Турунтаевской районной гимназии»

Приложение 2

SWOT – анализ педагогических кадров МОУ «Турунтаевская районная гимназия»

C:\Users\DNS\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\SWOT-анализ.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные направления работы по формированию творчески активной личности в соответствии с концептуальной моделью выпускника школы

В работе представлены основные направления работы по формированию творчески активной личности в соответствии с концептуальной моделью выпускника школы. ...

Модель воспитательной системы класса

Структура модели воспитательной системы класса...

Модель "Портфолио" как системная оценка качества образования

 В Федеральной целевой программе развития образования одним из основных направлений реализации программных мероприятий по решению стратегических задач развития системы обеспечения качества образования...

«От модели выпускника ДОУ к модели выпускника НОШ»

Преемственность – двусторонний процесс. С одной стороны – дошкольная ступень, которая сохраняет самоценность дошкольного детства, формирует фундаментальные личностные качества ребенка, которые служат ...

«Логико-смысловые модели – универсальные образно-понятийные модели многомерного представления и анализа знаний».

Возможности использования инструментов многомерной-дидактической технологии в начальной школе....