ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ Модель реверсивного наставничества «Учи↔Учись»
проект
Проект направлен на переход от классической методической модели наставничества к реверсивному наставничеству. Реверсивное наставничество – нетрадиционная форма развития профессиональных отношений между субъектами образовательного процесса разного возраста. Обе стороны этой формы наставничества вынуждены выйти из зоны комфорта и научиться думать, работать и обучаться по-новому, толерантно воспринимать социальные, возрастные и коммуникативные особенности друг друга. Молодой специалист ощущает свою значимость в школьном учреждении, растёт его профессиональное мастерство и возможность остаться в школе. Реверсивное наставничество является источником дополнительной возможности восполнения дефицита ресурсов для реализации собственных инициатив, образовательного дефицита. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovatelnyy_proekt_vshivkova_a.v.docx | 87.41 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ |
Номинация Конкурса | Молодые учителя | |||
Наименование проекта | Модель реверсивного наставничества «Учи↔Учись» | |||
Автор проекта | Вшивкова Александра Васильевна | |||
671260, Прибайкальский район, с.Турунтаево ул.Спортивная д.5 «а» | ||||
89085966239 | ||||
vshivkova.alex@mail.ru | ||||
География проекта | Прибайкальский район | |||
Срок реализации проекта | 1 год, с возможность циклического повторения | |||
сентябрь 2022 г. | ||||
август 2023 г. | ||||
1. Краткая аннотация | Проект направлен на переход от классической методической модели наставничества к реверсивному наставничеству. Реверсивное наставничество – нетрадиционная форма развития профессиональных отношений между субъектами образовательного процесса разного возраста. Обе стороны этой формы наставничества вынуждены выйти из зоны комфорта и научиться думать, работать и обучаться по-новому, толерантно воспринимать социальные, возрастные и коммуникативные особенности друг друга. Молодой специалист ощущает свою значимость в школьном учреждении, растёт его профессиональное мастерство и возможность остаться в школе. Реверсивное наставничество является источником дополнительной возможности восполнения дефицита ресурсов для реализации собственных инициатив, образовательного дефицита. Такие модели являются нетрадиционными и имеют тенденции к существованию не только в нашем районе, но и по всей республике Бурятия. | |||
2. Описание проблемы, решению/снижению остроты которой посвящен проект. Актуальность проекта для молодежи (не более 1 страницы) | 2023 год объявлен в Российской Федерации годом «Педагога и наставника». В настоящий момент в Прибайкальском районе работает 299 педагогов, их них молодых педагогов в возрасте до 35 лет – 88 человек. (Диаграмма 1) За каждым молодым педагогом закреплен наставник. В большинстве случаев это методисты с педагогическим стажем от 20 лет и выше, имеющие первую и высшую квалификационную категорию. На диаграмме 2 представлены данные МОУ «Турунтаевская районная гимназия». Всего –32. Из них молодых педагогов – 10. Но в то же время, исследование компетенций педагогов показывает, что у педагогов-стажистов наблюдается тенденция, чем старше педагог, тем более вероятно то, что он не успевает за техническим информационным прогрессом, в отличие от молодых специалистов. (Диаграмма 3) Молодые педагоги, в свою очередь, испытывают трудности в методическом становлении, в процессе организации урока, выборе форм и методов обучения. Анализируя эти данные, мы видим проблему, в том, что классическая система наставничества малоэффективна. Требуются новые формы взаимодействия, которые позволят повысить уровень информационной компетентности «возрастных» педагогов и при этом будут способствовать росту профессионального мастерства молодых педагогов. Решить данную проблему поможет изменение классического метода наставничестваи внедрение в школе модель реверсивного наставничества «Учи↔Учись». Переход от наставничества «Молодой←стажист» к «Молодой↔стажист».Молодой специалист становится наставником опытного работника по вопросам внедрения информационно-коммуникационных технологий, а опытный педагог становится наставником молодого специалиста в вопросах методики преподавания и передаче накопленного педагогического опыта. | |||
3. Основные целевые группы, на которые направлен проект | 1. Молодые педагоги в возрасте до 35 лет, стаж работы которых менее 5 лет 2. Педагоги – стажисты, испытывающие педагогический голод в области IT- компетенций | |||
4. Основная цель проекта | Организация работающей модели реверсивного наставничества «Учи-Учись» в МОУ «Турунтаевская районная гимназия», обеспечивающего преодоление профессиональных трудностей в педагогической деятельности и мотивацию профессионального роста педагогов. | |||
5. Задачи проекта |
| |||
| ||||
| ||||
6. Календарный план реализации проекта | ||||
(последовательное перечисление основных мероприятий проекта с приведением количественных показателей и периодов их осуществления) | ||||
NN п/п | Мероприятие | Сроки (мм.гг.) | Количественные показатели реализации | |
Организационные мероприятия | ||||
1. | Анализ теоретических материалов, оформление педагогического проекта | сентябрь 2022 | SWOT-анализ педагогических кадров МОУ «Турунтаевская районная гимназия». | |
2. | выявить профессиональные дефициты и затруднения в педагогической практике | сентябрь 2022 | Составление ИОМов педагогов, определение методических тем самообразования. | |
3 | Определение индивидуальных наставников в соответствии с категорией наставляемых | сентябрь 2022 | Созданы группы реверсивного наставничества | |
4. | Разработка детального Плана тематических мероприятий проекта (консультации, мастер – классы, взаимопосещение занятий и т.д.) | сентябрь -октябрь 2022 | Увеличение количества проведенных тематических мероприятий с 1 в четверть, до 4 –в четверть | |
Тематические мероприятия | ||||
Методическое объединение «Секреты мастерства» | ноябрь 2022 | Увеличение количества открытых уроков с 1-2 в четверть до 4 в четверть. Методические рекомендации к урокам от наставников. | ||
2. | Мастер-класс «Работа с медиа-ресурсами» | декабрь 2022 | Повышение уровня IT – компетенций с 10% до 30% | |
3. | Составление обучающих проектов для детей с использованием интерактивных технологий. | январь 2023 | Продукт: Образовательный проект - виртуальная экскурсия «Культурное наследие России» | |
4. | Практикум «Методика проведения совместных мероприятий и праздников» | февраль 2023 | Организация и проведение тематической недели по русскому языку «Ехал Грека через реку» молодым педагогом | |
5. | Педагогические мастерские «Работа с современными образовательными ресурсами» | март 2023 | Поиск и применение коллекций электронных образовательных ресурсов в педагогическом процессе. Практикум по работе с интерактивной платформой «Сферум», Яндекс-Учебник. Охват педагогов - 100% | |
6. | Неделя молодого специалиста | апрель 2023 | Самодиагностика профессиональной деятельности: рост профессионального мастерства. | |
7. | Квест – игра «Инновационные технологии в воспитательной работе» | май 2023 | Охват участников – не менее 80% | |
8. | Фестиваль педагогов и наставников «Учи - Учись» | август 2023 | Выпуск методического сборника. | |
Контрольно – оценочные мероприятия | ||||
1 | Анализ результатов внедрения Программы наставничества | август 2023 | Положительная динамика | |
2 | Круглый стол | август 2023 | Создание перспективного плана | |
3 | Диссеминация педагогического опыта | сентябрь 2023 | Не менее 2 публикаций в СМИ, не менее 3 видеороликов. | |
7. Ожидаемые результаты | ||||
| ||||
8. Бюджет проекта Стимулирование реализации Программы наставничества является инструментом мотивации и выполняет три функции – экономическую, социальную и моральную. Материальное (денежное) стимулирование предполагает возможность определить размеры выплат компенсационного характера, установленные работнику за реализацию наставнической деятельности; нематериальные способы стимулирования предполагают комплекс мероприятий, направленных на повышение общественного статуса наставников, публичное признание их деятельности и заслуг, рост репутации, улучшение психологического климата в коллективе, увеличение работоспособности педагогических работников. | ||||
9. Опыт реализованных проектов 1. https://nsportal.ru/node/5898447 2. https://nsportal.ru/node/5900809 ; https://nsportal.ru/node/5900811 |
Приложение 1
Диаграмма 1 «Возрастная градация педагогов Прибайкальского района»
Диаграмма 2 «Возрастная градация педагогов МОУ «Турунтаевская районная гимназия»
Диаграмма 3 «Уровень освоения ИКТ компетенций педагогов Турунтаевской районной гимназии»
Приложение 2
SWOT – анализ педагогических кадров МОУ «Турунтаевская районная гимназия»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные направления работы по формированию творчески активной личности в соответствии с концептуальной моделью выпускника школы
В работе представлены основные направления работы по формированию творчески активной личности в соответствии с концептуальной моделью выпускника школы. ...
Модель воспитательной системы класса
Структура модели воспитательной системы класса...
Модель "Портфолио" как системная оценка качества образования
В Федеральной целевой программе развития образования одним из основных направлений реализации программных мероприятий по решению стратегических задач развития системы обеспечения качества образования...
Модель обучения на основе итоговых планируемых результатов на примере урока окружающего мира по теме «Природные зоны. Пустыни».
В данной работе разработана модель обучения на основе планируемых результатов....
Модель обучения на основе итоговых планируемых результатов на примере урока окружающего мира по теме «Природные зоны. Тундра».
Модель-конструктор урок окружающего мира в 4 классе....
Модель урока русского языка
Представлена модель урока русского языка во 2-ом классе по теме "Правописание слов с сочетаниями ЖИ-ШИ. Развитие орфографических умений учащихся"...
«От модели выпускника ДОУ к модели выпускника НОШ»
Преемственность – двусторонний процесс. С одной стороны – дошкольная ступень, которая сохраняет самоценность дошкольного детства, формирует фундаментальные личностные качества ребенка, которые служат ...