Модель "Портфолио" как системная оценка качества образования
календарно-тематическое планирование (1,2,3,4 класс) по теме
В Федеральной целевой программе развития образования одним из основных направлений реализации программных мероприятий по решению стратегических задач развития системы обеспечения качества образования называется создание общероссийской системы оценки качества образования, согласованной по всем уровням и ступеням образования, что в итоге позволит обеспечить его качество и доступность. Становится необходимым создание форм оценивания, соответствующих современным технологиям обучения и образовательным ценностям. Одной из альтернативных форм оценивания, отвечающей этим требованиям, является портфолио.
Актуальность темы проекта обусловлена существенными недостатками традиционной системы оценивания: неполнота, ограниченность, игнорирование учета психофизиологических возможностей различных групп обучающихся. Вместе с тем в оценивании большее значение должно уделяться продуктивным методам, рассчитанным на самостоятельную поисковую деятельность. При этом важно использовать критерии анализа, самоанализа, развивать творческие способности учащихся. Одной из форм такого оценивания, способствующего повышению качества образования, и является портфолио.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Portfolio_proekt.doc | 126 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 21
Тема проекта:
МОДЕЛЬ "ПОРТФОЛИО"
КАК СИСТЕМНАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Сроки реализации проекта:
2008 –2010 уч. год
Автор проекта:
Пасынок Юлия Юрьевна,
заместитель директора по УВР
школы первой ступени и
инновационной работе,
учитель начальных классов
г. Южно-Сахалинск, 2008
Актуальность.
В Федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010 годы одним из основных направлений реализации программных мероприятий по решению стратегических задач развития системы обеспечения качества образования называется создание общероссийской системы оценки качества образования, согласованной по всем уровням и ступеням образования, что в итоге позволит обеспечить его качество и доступность. Становится необходимым создание форм оценивания, соответствующих современным технологиям обучения и образовательным ценностям. Одной из альтернативных форм оценивания, отвечающей этим требованиям, является портфолио.
Актуальность темы проекта обусловлена существенными недостатками традиционной системы оценивания: неполнота, ограниченность, игнорирование учета психофизиологических возможностей различных групп обучающихся. Вместе с тем в оценивании большее значение должно уделяться продуктивным методам, рассчитанным на самостоятельную поисковую деятельность. При этом важно использовать критерии анализа, самоанализа, развивать творческие способности учащихся. Одной из форм такого оценивания, способствующего повышению качества образования, и является портфолио.
Таким образом, в теории и практике организации работы по повышению качества образования сложилась ситуация, характеризующаяся ведущим противоречием: между необходимостью построения личностно ориентированных моделей образовательного процесса, обеспечивающих качественное образование, и отсутствием адекватной системы оценивания результатов обучения.
На основании выделенного противоречия, а также в результате изучения опыта других образовательных учреждений, анализа научно-методической, психолого-педагогической литературы, была выявлена и сформулирована актуальная проблема проекта, которая заключается в невозможности создать системную оценку качества образования без проектирования адекватной модели в ОУ, обеспечивающей этот процесс.
Выше изложенное обусловило выбор темы проекта: Модель “Портфолио” как системная оценка качества образования.
Цель исследования – теоретически обосновать и спроектировать модель “Портфолио” как системной оценки качества образования в МОУ СОШ № 21.
Объект исследования – качество образования.
Предмет исследования – “Портфолио” как системная оценка качества образования.
Гипотеза исследования: если теоретически обосновать, спроектировать и реализовать модель “Портфолио”, то у педагогов МОУ СОШ № 21 появится системная оценка качества образования в условиях массового обучения.
Задачи исследования:
- Изучить теоретические основы создания модели “Портфолио ”.
- Изучить теоретические основы и технологию моделирования образовательного процесса, направленного на повышение качества образования через создание системного оценивания данного процесса.
- Проанализировать состояние качества образования в МОУ СОШ № 21.
- Спроектировать модель “Портфолио” как системной оценки качества образования.
- Организовать реализацию проекта модели “Портфолио ” в МОУ СОШ № 21.
- Разработать методические рекомендации педагогам и учащимся, работающим в режиме “Портфолио”.
Поставленные задачи, выдвинутая гипотеза определили логику и этапы исследования:
1-й этап (подготовительный)
- изучение нормативно-правовых документов, философской и психолого-педагогической литературы по проблеме проекта;
- комплектование рабочей группы;
- анализ состояния качества образования в МОУ СОШ № 21 на начало эксперимента;
- уточнение целей и задач, основных направлений деятельности по реализации проекта;
- составление программы по реализации проекта;
2-й этап (основной или внедренческий)
- разработка модели и внедрение Портфолио ученика, Портфолио учителя, Портфолио ОУ как системной оценки качества образования;
- промежуточный контроль за реализацией проекта;
- проведение круглых столов, мастер – классов внутри школьного сообщества;
- проведение цикла семинаров по проблеме проекта.
3-й этап (заключительный или результатирующий)
- обобщение, распространение школьного педагогического опыта (публикации).
- обмен ценными методическими находками.
- проведение экспертно-аналитического семинара.
- подготовка и презентация аналитического доклада.
- распространение передового опыта, созданного внутри данного школьного коллектива (выпуск сборника статей по тематике проекта)
Модель “Портфолио” как системная оценка качества образования
(Проект).
1. Паспорт проекта.
Наименование проекта | “Модель “Портфолио” как системная оценка качества образования” (далее Проект) |
Основания для разработки | - Закон Российской федерации “Об образовании”. - Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года. - Типовое положение об образовательном учреждении. - Лицензия ОУ на право ведения образовательной деятельности. - Устав МОУ СОШ № 21. |
Координаторы проекта | Пасынок Юлия Юрьевна – заместитель директора по УВР школы первой ступени и инновационной работе, учитель начальных классов, высшая квалификационная категория. Рабочая группа. |
Исполнители проекта | Администрация, педагогический коллектив ОУ, психологическая служба школы, ученический коллектив, родительская общественность. |
Цель проекта | Разработать модель “Портфолио” как механизма повышения качества образования. |
Задачи проекта | Теоретические задачи: - анализ понятийного аппарата, используемого практиками в качестве опорных: образование, качество образования, оценка качества образования, портфолио, критерии, диагностика. - анализ проблемы использования портфолио с точки зрения оценивания процесса обучения и его результатов в современных научно-педагогических исследованиях; - проблемная экспертиза качества образования в школе: анализ результатов, условий, ресурсного обеспечения процесса; ранжирование проблем по степени значимости. Практические задачи: - выделение критериев оценки результативности образовательного процесса с точки зрения качества образования и условий его формирования; - разработка и внедрение “Портфолио ” как системной оценки качества образования в ОУ. Проектировочные задачи: - конструирование и развитие модели “Портфолио”; - планирование “Портфолио” на основе анализа и диагностирования результатов качества образования в ОУ; - создание условий реализации модели “Портфолио”: кадровые, программно-методические, информационные, материально-технические, финансовые ресурсы; наличие нормативно-правовой базы, социальное партнерство. - составление программы реализации проекта. |
Структура проекта | - Содержание проблемы, актуальность. - Цели и задачи проекта. - Основные направления работы, этапы и мероприятия по реализации проекта. - Обеспечение проекта: кадровое, программно-методическое, ресурсное, информационное. - Этапы и мероприятия по реализации проекта.
|
Сроки и этапы реализации | 1 этап (сентябрь 2008г. – апрель 2009г.) – подготовительный 2 этап (апрель 2009г. – май 2010г.) – основной 3 этап (июнь 2010г.– декабрь 2010г.) – результатирующий |
Ожидаемый конечный результат реализации проекта | Единая педагогическая стратегия и тактика организации работы по использованию системной оценки качества образования через модель “Портфолио”. |
Система организации контроля за исполнением проекта | Контроль в рамках проекта осуществляет заместитель директора по УВР и инновационной работе. Вопросы исполнения заслушиваются на заседаниях научно – методического совета, административных совещаниях и заседаниях методических объединений. Координаторы проекта составляют отчеты по завершению каждого этапа реализации проекта. |
2. Цели и задачи проекта.
По своему замыслу проект поможет разрешить выше обозначенную проблему, так как целью его является разработка модели “портфолио” как системной оценки качества образования в условиях массовой школы.
Задачи проекта:
Теоретические
- анализ понятийного аппарата, используемого практиками в качестве опорных: образование, качество образования, оценка качества образования, портфолио, критерии, диагностика.
- анализ проблемы использования портфолио с точки зрения оценивания процесса обучения и его результатов в современных научно-педагогических исследованиях;
- проблемная экспертиза качества образования в школе: анализ результатов, условий, ресурсного обеспечения процесса; ранжирование проблем по степени значимости.
Практические
- выделение критериев оценки результативности образовательного процесса с точки зрения качества образования и условий его формирования;
- разработка и внедрение “Портфолио” как системной оценки качества образования в ОУ.
Проектировочные
- конструирование и развитие модели “Портфолио”;
- планирование “Портфолио” на основе анализа и диагностирования результатов качества образования в ОУ;
- создание условий реализации модели “Портфолио”: кадровые, программно-методические, информационные, материально-технические, кадровые, финансовые ресурсы; наличие нормативно-правовой базы, социальное партнерство.
- составление программы реализации проекта.
3. Сроки реализации проекта:
- 1 этап (сентябрь 2008г. – апрель 2009г.) – подготовительный;
- 2 этап (апрель 2009г. – май 2010г.) – основной;
- 3 этап (июнь 2010г.– декабрь 2010г.) – результатирующий.
4. Условия, обеспечивающие реализацию проекта.
4.1. Кадровое обеспечение проекта.
Работа по повышению качества образования не является инновационной деятельностью для многих педагогов МОУ СОШ № 21, так как основной акцент в школе делается на личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании обучающихся, являющийся базовым для достижения выше обозначенного результата. Но вместе с тем требуется повышение квалификации педагогов в соответствии с планируемой спецификой.
Возможные направления методической работы
с педагогами, работающими в режиме “Портфолио”
- Оценка и эффективность обучения.
- Оценочная деятельность учителя.
- Портфолио или папка личных достижений ученика.
- Методические рекомендации по сопровождению работы с портфолио учащихся.
- Роль портфолио в учебном процессе: психолого-педагогический аспект.
- Портфель индивидуальных учебных достижений: нечто большее, чем просто альтернативный способ оценки.
- Папка индивидуальных учебных достижений “портфолио”: федеральные рекомендации и местный опыт.
- Портфолио: типичные ошибки и затруднения.
- Личностное портфолио старшеклассника.
- Презентация портфолио как альтернативная форма аттестации учителя.
4.2. Программно-методическое обеспечение проекта.
- Закон Российской федерации “Об образовании”.
- Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года.
- Типовое положение об образовательном учреждении.
- Лицензия ОУ на право ведения образовательной деятельности.
- Устав МОУ СОШ № 21.
- Управление качеством образования: Практикоориентированная монография и методическое пособие / Под ред. М.М. Поташника. – М.: Педагогическое общество России, 2004.
4.3. Ресурсное обеспечение проекта.
Анализ издержек традиционно включает в себя условно-постоянные (коммунальные услуги, накладные издержки и др.) и условно-переменные затраты. При организации экспериментальной площадки в МОУ СОШ № 21 условно-постоянные затраты, во-первых, находятся в прямой взаимосвязи с основными затратами, связанными с основной деятельностью образовательного учреждения, а во-вторых, не зависят от объема деятельности экспериментальной площадки. Условно-переменные затраты изменяются прямо пропорционально изменению объема деятельности экспериментальной площадки.
4.4. Информационное обеспечение.
Информационное обеспечение проекта осуществляется посредством:
- деятельности научно-методического совета и методических объединений педагогов МОУ СОШ № 21;
- информирования педагогов о существующих городских, российских и международных информационных ресурсах в области использования портфолио;
- собственной издательской деятельности в МОУ СОШ № 21;
- создания и пополнения банка данных о портфолио учащихся МОУ СОШ № 21;
- рекламы; осуществление рекламной деятельности планируется традиционно через средства массовой информации и собственную рекламную деятельность (дни открытых дверей, презентации проектов).
5. Этапы и мероприятия по реализации проекта.
Реализация проекта состоит из 3 этапов. На каждом этапе прописаны основные задачи и ключевые мероприятия.
1 этап. Подготовительный
(сентябрь 2008г. – апрель 2009г.)
Цель: научно-теоретическое обоснование проекта
Задачи:
- изучение нормативно-правовых документов, философской и психолого-педагогической литературы по проблеме проекта;
- комплектование рабочей группы;
- анализ состояния качества образования в МОУ СОШ № 21 на начало эксперимента;
- уточнение целей и задач, основных направлений деятельности по реализации проекта;
- составление программы по реализации проекта;
Планируемый результат: наличие проекта
“Ключевые” мероприятия 1 этапа:
Мероприятие | Сроки | Ответственные | Результат |
Создание творческой группы (лаборатории) | Сентябрь 2008 | Заместитель директора по УВР | Положение о работе творческой группы (лаборатории) |
Круглый стол по разработке темы проекта | Ноябрь 2008 | Заместитель директора по УВР | Программа реализации проекта на 2008-2009 уч. год |
Анализ состояния качества образования в МОУ СОШ № 21 | Январь 2009 | Заместитель директора по УВР | Аналитическая справка |
Начало разработки модели “Портфолио” | Февраль 2009 | Заместитель директора по УВР | Конкурс Портфолио ученика, Портфолио учителя |
Методический сборник “Научно-теоретическое обоснование проекта” (подготовка) | Март 2009 | Заместитель директора по УВР | Публикации |
Педсовет по итогам реализации 1 этапа проекта | Апрель 2009 | Заместитель директора по УВР | Утверждение плана работы по 2 этапу реализации проекта |
2 этап. Основной (внедренческий)
(апрель 2009г. – май 2010г.)
Цель: реализация проекта в ходе экспериментальной деятельности
Задачи:
- внедрение Портфолио ученика, Портфолио учителя, Портфолио ОУ как системной оценки качества образования;
- промежуточный контроль за реализацией проекта;
- проведение круглых столов, мастер-классов внутри школьного сообщества;
- проведение цикла семинаров по проблеме проекта.
Планируемый результат:
- повышение квалификации педагогов по проблеме “Портфолио” как системной оценки качества образования;
- обобщение опыта работы по теме проекта.
“Ключевые” мероприятия 2 этапа:
Название мероприятия | Сроки | Ответственные | Результат |
Промежуточный контроль по реализации 2 этапа проекта | Декабрь 2009г. | Заместитель директора по УВР, члены рабочей группы | Экспертный анализа |
Проведение консультаций | Весь период | Заместитель директора по УВР | Эффективная реализация проекта |
Выпуск школьной брошюры с разработанными методиками работы с Портфолио учащихся и Портфолио учителя как системной оценкой качества образования. | июнь 2009г. | Заместитель директора по УВР | Семинар для педагогов по внедрению методик. |
Методический сборник “Теория и технология “Портфолио” как системная оценка качества образования”. | август 2009 | Заместитель директора по УВР | Познакомить пед. общественность с ходом реализации проекта |
3 этап. Заключительный (результатирующий)
(июнь 2010 г. – декабрь 2010г.)
Цель: осуществление рефлексии деятельности участников проекта по результатам реализации экспериментальной деятельности.
Задачи:
- обобщение, распространение школьного педагогического опыта (публикации).
- обмен ценными методическими находками.
- проведение экспертно-аналитического семинара.
- подготовка и презентация аналитического доклада.
- распространение передового опыта, созданного внутри данного школьного коллектива (выпуск сборника статей по тематике проекта)
Планируемый результат:
- представление имеющегося опыта ОУ;
- презентация опыта ОУ по реализации проекта.
“Ключевые” мероприятия 3 этапа:
Название мероприятия | Сроки | Ответственные | Результат |
Проведение семинаров “Опыт реализации модели “Портфолио” как системной оценки качества образования”. | Ноябрь 2010 | Заместитель директора по УВР | Представление опыта |
Методический сборник “Опыт реализации модели “Портфолио” как системной оценки качества образования”. | Декабрь 2010 | Заместитель директора по УВР | Тиражирование опыта |
Экспертно-аналитический доклад | Октябрь 2010 | Заместитель директора по УВР | Ознакомление педагогической общественности с результатами реализации проекта |
6. Возможные риски.
Реализация данного проекта, может осуществляться по одному из 3 вариантов:
- оптимальному (А);
- расширенному (Б);
- антикризисному (В).
Оптимальный вариант (А) предусмотрен при прогнозе:
- отсутствие существенных изменений на рынке образовательных услуг;
- планомерный и пропорциональный рост контингента учащихся;
- стабильность финансового положения школы;
Расширенный вариант (Б) может быть осуществлен при оптимистичном прогнозе развития ситуации и успешном ходе реализации проекта, что характеризуется следующим:
- стабильностью положения на рынке образовательных услуг района и города;
- существенным ростом контингента учащихся;
- улучшением материально-технического и ресурсного обеспечения;
- увеличением объемов финансирования школы.
Антикризисный вариант (В) предусмотрен в условиях неблагоприятного развития ситуации и появления проблем в ходе реализации проекта. Это может быть в результате:
- нестабильности или ухудшения положения на рынке образовательных услуг;
- сокращение размеров финансирования школы;
- стабилизации или оттока учащихся.
Разработан предполагаемый бюджет финансирования реализации проекта, отражающий статьи расхода, с описанием их содержания и стоимости (см. Приложение).
7. Ожидаемый конечный результат реализации проекта.
Единая педагогическая стратегия и тактика организации работы по использованию системной оценки качества образования через модель “Портфолио”.
Формы предъявления результатов проекта:
- семинары;
- круглые столы и мастер-классы;
- выпуск методических рекомендаций, методических сборников;
- создание научно-методического раздела на школьном сайте;
- участие в педагогических чтениях; Российских и Международных педагогических форумах.
После реализации проекта “тиражированию” подлежит:
- Модель “Портфолио”;
- Портфолио ученика, Портфолио учителя, Портфолио ОУ как составляющие системной оценки качества образования;
- Опыт работы педагогического коллектива МОУ СОШ № 21 по изучению и реализации темы проекта.
Реализация данного проекта позволит использовать новую систему оценивания качества образования.
Библиографический список.
- Абдуллина О.А. Высшее образование в России// Мониторинг и стандарты в образовании. – № 3, 1998.
- Белова С.Н., Шамова Т.И., Ильина И.В. Современные средства оценивания результатов обучения в школе. – М.: Педагогическое общество России, 2007.
- Голубев Н.К., Битинас. Введение в диагностику воспитания. – М.: Педагогика, 1989.
- Демакова И.Д. Гуманизация пространства детства//Народное образование. – № 4, 2001
- Загвоздкин В.К. Роль портфолио в учебном процессе. Некоторые психолого – педагогические аспекты (на основе материалов зарубежной прессы)// Педагогическая психология. – №1, 2006
- Калмыкова И.Р. Портфолио как средство самоорганизации и саморазвития личности.// Педагогические технологии. – №5, 2002
- Лях Т.И. Удовлетворение образовательным процессом как одно из направлений педагогического мониторинга// Практический психолог. – № 4, 1998.
- Макарова Т.Н., Макаров В.А. Презентация портфолио как альтернативная форма аттестации учителя.// Заместитель директора школы по воспитательной работе. – №3, 2005
- Морозова Т.В. Диагностика успешности учителя (Сборник методических материалов для директоров и заместителей директора учебных заведений). – М.: ОЦ “Педагогический поиск”, 1998.
- Новикова Т.., Прутченков А., Пинская М. Портфолио учащихся в профильном обучении: философия, структура, методика работы.// Народное образование. – №1, 2007
- Новикова Т., Прутченков А., Пинская М. Портфолио в российской школе.// Народное образование. – №1, 2005
- Новикова Т., Прутченков А., Пинская М. Методические рекомендации по сопровождению работы с портфолио учащихся старшей профильной школы.// Народное образование. – №2, 2007
- Уилмс Д. Системы мониторинга и модель “вход-выход”// Директор школы. – № 1, 1995.
- Эверт Н. Критерии мастерства учителя.// Директор школы. – № 1(25), 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные подходы в оценке качества образования.
Система оценивания знаний это система оценивания качества освоения образовательных программ, важнейший элемент образовательного процесса....
Совершенствование качества образования посредством механизма школьной системы оценки качества образования
«Совершенствование качества образования посредством механизмашкольной системы оценки качества образования (ШСОКО)» ( выступление ...
МЦКО Результаты независимой оценки качества образования.
Структура знаний учащихся....
МЦКО Результаты независимой оценки качества образования.
Структура знаний учащихся....
Характеристика внутришкольной системы оценки качества образования
Система оценки качества образования школы...
Система оценки качества образования.
Приоритетной задачей государственной политики в области образования является обеспечение высокого качества образования, основанного на фундаментальности знаний и развитии творческих компетентностей об...
оценка качества образования припереходе с безотметочной системы на отметочную
Материал содержит выступление на региональной конференции по теме " Оценка качества образования при переходе с безотметочной системы на отметочную"....