«Логико-смысловые модели – универсальные образно-понятийные модели многомерного представления и анализа знаний».
методическая разработка

Бриурош Светлана Николаевна

Возможности использования инструментов многомерной-дидактической технологии в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл briurosh_s.n._sosh_1_lsm.docx33.77 КБ

Предварительный просмотр:

Бриурош С.Н., учитель начальных классов  

МОУ «СОШ №1» ЭМР Саратовской области

                 

«Логико-смысловые модели – универсальные образно-понятийные модели многомерного представления и анализа знаний».

Слайд  2

       Хочу начать своё выступление с притчи о том, как слепые анализировали слона.

      Один, потрогав хвост, сказал: – “Это веревка”, другой, потрогав бивни, сказал: – “Это палка”. “Это - шершавая колонна” -  сказал третий, трогая ногу. “Нет, - это стена”, сказал четвертый, трогая спину слона...

     В чем их ошибка? Они анализировали большую систему по частям, это правильно, но они мыслили предметно, не системно, каждый делал свой вывод обо всей системе только по одной части. Они приписывали свойства частей всей системе.

     Приведу несколько всем известных примеров несистемного подхода или несистемного мышления.

  • Катастрофическое обмеление Аральского озера это пример бессистемного подхода.
  • Неудачи крупномасштабных мероприятий, таких как мелиорация, осушение  болот, химизация, вырубание лесов, распахивание степей, являются системными ошибками.
  • Строительство атомных электростанций без решения проблемы захоронения отходов - пример преступного несистемного подхода.
  • ( и уровень начальной школы) Примороженный в проруби хвост волка - тоже результат незнания системного анализа.

       Согласитесь, возможно, что многих ошибок и не было бы, если бы люди в детстве освоили системное мышление.

        Сегодня от выпускников требуется гибкая адаптация к быстро изменяющимся условиям, умения выбирать, критически мыслить, генерировать идеи, учиться целенаправленно, оперировать постоянно растущими объемами информации. Поэтому речь о необходимости развития системного мышления не стоит.  

         Системное мышление - это  мышление, строго учитывающее все положения системного подхода - всесторонность, взаимоувязанность, целостность, многоаспектность, учитывающее влияние всех значимых для данного рассмотрения систем и связей в отличие от детского, нерасчлененного, синкретического мышления.

      С целью развития системного мышления у своих учеников я для себя нашла такой инструмент как логико-смысловые модели – это универсальные образно понятийные модели для многомерного представления и анализа знаний и учебной деятельности. Такие инструменты используются в качестве основных в дидактической многомерной технологии д.п.н. Валерия Штейнберга (Россия).

(слайд №3)

         Они «предназначены для того, чтобы представлять и анализировать знания, поддерживать проектирование учебного материала, учебного процесса и учебной деятельности». Позволяют представить знания в свернутой и развернутой форме и управлять деятельностью учащихся по их усвоению, переработке и использованию, позволяет преодолеть стереотип одномерности при использовании традиционных форм представления учебного материала (текст, речь, схемы и т. д.) и включить учащихся в активную познавательную деятельность по усвоению и переработке знаний как для понимания и запоминания учебной информации, так для развития мышления, памяти и эффективных способов интеллектуальной деятельности.

     

 Тем более, всем известна прямая связь процента усвоения нового материала от вида и степени деятельности обучаемого.

 (слайд №4)

      Я хочу вам представить дидактический биплан – это красивая визуальная метафора, инструмент для «полёта разума». А вы попробуйте догадаться, о чём идёт речь.

(слайд №5)

       Он имеет две пары крыльев – внешнего и внутреннего планов деятельности. Правые части крыльев – это предметная деятельность и мысли – образы. Левые части крыльев – это речевая деятельность и мысли - слова. Верхние и нижние части крыльев связывают первая и вторая сигнальные системы. А двигатель  – это «солярный (многолучевой) мотор», т.е.  наши многомерные дидактические инструменты.

        Может кто-то уже догадался, что иллюстрирует собой этот дидактический биплан? Он иллюстрирует человеческий мозг и преобладающие в его полушариях процессы. У левополушарных людей преобладает логическое мышление, у правополушарных – образное. В идеале добиться гармонии деятельности двух полушарий. В этом и могут помочь многомерные дидактические инструменты.

         По структуре ЛСМ могут быть  «солярные» (многолучевые), «сеточные» (матричные) или каркасно-матричные, для начальной школы можно ещё использовать более простую модель – «карта памяти».

(слайды №6 - №9)

         

Слайд 10.

У вас на столе лежит каркас многолучевой модели по теме нашего мастер-класса. Я предлагаю по ходу моего выступления заполнять эту модель. В центре находится тема. Шесть лучей – основные вопросы для изучения. На каждом векторе точка – это опорный узел или изучаемое понятие. И так, начнём. Первый луч. Мы рассмотрели виды ЛСМ. Зафиксируйте их названия на векторе в опорных узлах. Двигаемся дальше

Рассмотрим основные понятия ЛСМ.

 (слайд №11)

Многомерность – это ведущее понятие в данной технологии. Это развернутое представление, какого – либо понятия или явления.

Логико-смысловая модель – инструмент МДТ. Каркас модели вы видите перед собой. Эти модели предназначены  для того, чтобы представлять и анализировать знания, поддерживать проектирование учебного материала, учебного процесса и учебной деятельности.                                        

Координаты - круг вопросов расположенных на векторе.

Опорный узел – это точка на координате.                           

Ключевое слово – это слово, которое находится у опорного узла.

Ключевая фраза – развёрнутое понятие.

 «Смысловая гранула» - значимая порция информации, которую помещают в опорный узел модели.

 При использовании ЛСМ реализуется ряд принципов.

(слайд №12)

  1. Многомерности (многоаспектности), или объединение разнородных элементов знаний в систему, удобную для познавательной, аналитической и проектной деятельности.
  2. Расщепления  неструктурированное пространство знаний разделяется на отдельные группы, части, понятия, узлы; устанавливаются между ними связи.
  3. Биканальности деятельности- воздействие на различные каналы восприятия информации.
  4. Аутодиалогичности (полилога внутреннего и внешнего планов)- происходит внутренний диалог с целью осмысления информации, т.е. переотражение информации из образной в вербальную форму.
  5. Функциональной полноты знаний - установление связей и отношений между частями целого, а также с внешней средой, т.е. формирование представлений у учащихся места знаний в общей картине мира.
  6. Универсальности - возможность использования многомерных дидактических инструментов на различных предметах, этапах, формах обучения, в различных возрастных группах.
  7. Программируемости и повторяемости основных операций, выполняемых при представлении и анализе знаний.
  8.  Опорности мышления - опора на модели эталонного или обобщённого характера по отношению к проектируемому объекту.
  9.   Совместности свойств образа и модели - это вербальное «зеркало» сознания.
  10.  Квазифрактальности развёртывания многомерных моделей представления знаний, основанной на повторении ограниченного числа операций.

       Как же конструируется ЛСМ?

 (слайд №13)

       Вначале изучаемая тема представляет собой неструктурированное пространство знаний, и первое преобразование заключается в том, чтобы его расщепить на смысловые группы; потом смысловые группы расщепить по за данному признаку на части, а части смысловых групп преобразовать в опорные узлы, главную мысль каждой смысловой группы записать возле номера соответствующего опорного узла ключевыми словами,  выявить связи и отношения между смысловыми группами.

        В центре логико-смысловой модели всегда тема или объект изучения, подлежащие раскрытию понятие или явление.

       Следующий шаг - определение набора координат или круга вопросов по теме        (своеобразный план изучения темы или вопроса). Смысл координат ранжируется и располагается в определенном порядке – К1, К2 и так далее, по часовой стрелке.

        Набор опорных узлов на каждой координатной оси определяется путем логического выявления главных элементов содержания, т. е. ключевых факторов изучаемой проблемы.

       Опорные узлы тоже ранжируются и располагаются в определенном логическом порядке на осях. При этом развернутые информационные блоки заменяются ключевыми словами, словосочетаниями, формулами, аббревиатурой и т. п.          

        В узлах на координатной оси записываются именно ключевые слова,     т. е. информация в сжатом виде.  Здесь логика - в порядке расстановки координат и опорных узлов, а смысл – в виде содержания координат и узлов представленных ключевыми словами.  Отсюда и название – логико-смысловая модель.

      Алгоритм освоения ЛСМ.

 (слайд №14)

  1. Изучение теории. ЛСМ – это авторский дидактический инструмент многомерной дидактической технологии д.п.н. Валерия Штейнберга. Изучить материал можно по книге «Теория и практика многомерной дидактической технологии», Москва: Народное образование ,2015 г. или «Дидактические многомерные инструменты: теория, методика и практика. Москва: Народное образование, 2002 г.
  2. Составление ЛСМ учителем.
  3. Составление с учениками и самостоятельно учениками.
  4. Применение ЛСМ в педагогической деятельности.

 

   Где можно использовать ЛСМ.

 (слайд №15)

    Можно использовать не только в рамках урока. Но и во внеклассной, методической работе, подготовке и проведении педсоветов и т.д.  Сегодня я представила материал своего выступления тоже в форме ЛСМ.

  

 Возможности ЛСМ.

 (слайд №16)

    Составление и использование логико - смысловых моделей создают условия для развития системного мышления у учащихся.

    Так как построение логико - смысловой модели позволяют учащимся:

- воспринимать объекты как целостные образы, содержащие ключевые слова;

- легко анализировать и воспроизводить информацию за счет удобной каркасной формы модели;

- повысить эффективность познавательной деятельности в процессе выполнения типовых операций переработки и усвоения знаний, таких, как, выделение узловых элементов, их ранжирование, систематизация, установление смысловых связей, свертывание с помощью переформулирования и т. п.;

- инициировать мышление как на достраивание недостающих фрагментов представляемого знания, так и на исключение избыточных;

-  значительно облегчить сравнение различных объектов, поскольку на логико - смысловой модели четко выделена система ключевых слов;

- с помощью логико - смысловых моделей учащиеся учатся логически располагать, структуировать и усваивать материал на высоком уровне обобщения и полноты, что в свою очередь ведет к качественно иному уровню образования.  

- добавлять межпредметные связи, включаемые в качестве элементов знаний в ЛСМ.

         Результатом урока при использовании многомерной дидактической технологии во всех случаях будет некий пучок знаний по теме в виде свернутого образа, способного к разворачиванию.

       Работа по составлению и прочтению ЛСМ включает первую и вторую сигнальные системы человека, правое и левое полушария мозга, дает возможность увидеть всю тему целиком и каждый ее элемент в отдельности, позволяет сравнивать объекты и явления, устанавливать и объяснять связи, находить сферы применения;  и как результат – активно развивать системное мышление как педагога, так и учащихся.

       

Слайды 17-20…

Приведу примеры ЛСМ, которые мы с ребятами составляли на уроках.

Слайд 21

Практическая часть.

Рассмотрим, как работать по такой модели. На примере темы «Имя существительное».

Возьмите каркас лучевой логико-смысловой модели.

  • В центре запишите тему, т.е. объект изучения.
  • Определяем набор координат или круг вопросов по теме. Ранжируем и определяем порядок изучения, распределяя на лучах по часовой стрелке.
  • Теперь на каждой координатной оси располагаем набор опорных узлов, смысловых гранул. Опорные узлы так же ранжируются и располагаются в определенном логическом порядке на оси. Развёрнутые информационные блоки заменяются ключевыми словами, формулами, аббревиатурой и т.д.
  • Между опорными узлами устанавливается и фиксируется связь.

Пробуем…..

Такую модель мы с ребятами строим не за один урок, а на протяжении изучения всей темы. «На выходе» у нас получается отличная опора для воспроизведения всей изученной информации по теме.

Выводы.

Логико-смысловая модель - это инструмент представления знаний на естественном языке в виде образа - модели. Они позволяют резко уплотнить информацию. Они предназначены для того, чтобы представлять и анализировать знания, поддерживать проектирование учебного материала, учебного процесса и учебной деятельности. Моделирование с помощью логико-смысловых инструментов является эффективным способом развития системного мышления учащихся.

Возможность представить большие массивы учебного материала в виде наглядной и компактной логико-смысловой модели, где логическая структура определяется содержанием и порядком расстановки координат и узлов, дает двойной результат: во-первых, высвобождается время для отработки умений и навыков учащихся, а во-вторых, постоянное использование логико-смысловой модели в процессе обучения формирует у учеников логическое представление об изученной теме, разделе или курсе в целом.

Использование логико-смысловых моделей создаёт условия для развития критического мышления учащихся, для формирования опыта и инструментария учебно-исследовательской деятельности, ролевого и имитационного моделирования, для творческого освоения нового опыта, поиска и определения учащимися собственных личностных смыслов и ценностных отношений.

Интеграция многомерной дидактической технологии с информационными технологиями значительно повышает технологическую оснащенность процесса обучения и качество знаний учащихся.

Многомерная дидактическая технология - это технология самообразования и саморазвития, технология управления и индивидуализации процесса обучения.

Литература:

  1. Штейнберг В.Э. Дидактические многомерные инструменты//Образование в современной школе - 2000 - № 7.
  2. Штейнберг В.Э. Дидактические многомерные инструменты: теория, методика, практика (монография). – М.: Народное образование, 2002 г.
  3. Штейнберг В.Э. Теория и практика многомерной дидактической технологии -  М.: Народное образование , 2015 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Описание авторской модели универсального пособия по русскому языку для начальной школы "Звуковой светофор "

Звуковой светофор можно разбить на 2 сектора: 1- цветной сектор 2- обозначения орфограмм. для крепления можно использовать гайку и винтик из школьного конструктора. Чтобы светофор прослужил дольше, мо...

«Схемознаковые модели в представлении учебного материала»

Работа представляет анализ внедрения в образовательный процесс опорных схем, ментальных карт и кластеров...

Развитие системного мышления посредством использования логико-смысловых моделей.

Мастер- класс по использованию логико-смысловых моделей, инструментов многомерной дидактической технологии, с целью развития системного мышления при обучении младшиих школьников....

Презентация к уроку русского языка Представление памятки анализа имени существительного и имени прилагательного как части речи

Презентация к уроку русского языка Представление памятки анализа имени существительного и имени прилагательного как части речи...

«Применение динамической модели звукобуквенного и слогового анализа слова через технологию "Логоладошки"

Технология, с которой я вас хочу познакомить сегодня называется «Логоладошки». Разработана она логопедом высшей категории Атамановой Натальей Борисовной.Технология применяется в процессе о...

Мастер-класс "Логико-смысловые модели при обобщении учебного материала"

Система опорно-узловых координат предназначена для наглядного представления различных объектов. Прототипом предлагаемой системы является геометрическая декартова система. В представлении своего опыта ...