Основные направления работы по формированию творчески активной личности в соответствии с концептуальной моделью выпускника школы
материал (4 класс) по теме

Новикова Елена Валентиновна
В работе представлены основные направления работы по формированию творчески активной личности в соответствии с концептуальной моделью выпускника школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Koncepciya_raboty_shkoly.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Основные направления работы по формированию творчески активной личности в соответствии с концептуальной моделью выпускника школы

Новикова Елена Валентиновна, НОУ СОШ №23 г. Альметьевск

(almetmama@yandex.ru)

Основными направлениями данной деятельности являются:

  1. Формирование позитивной «Я-концепции» всех участников образовательного процесса.
  2. Выявление способностей каждого учащегося и создание оптимальных условий для их развития.
  3. Работа с одарёнными детьми.
  • Разработка  адаптированных программ индивидуального обучения одарённых детей.

Работа с одарёнными детьми.

В работе с одарёнными детьми педагогический коллектив опирается на концепцию гуманистической школы в психологии (А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Фромм) которая выделяет творчество (креативность) как осуществление возможности самоактуализации личности. В соответствии с этой концепцией модель одарённости включает:

  1. способности выше среднего и таланты;
  2. креативность, как особенности поведения личности, выражающиеся в оригинальных способах получения продукта, достижения решения проблемы и т.д.
  3. настойчивость и усердие в удовлетворении не насыщаемой познавательной потребности.

Условно можно выделить три категории одаренных детей:

1. Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).

1.1.Дети с признаками специальной умственной одаренности – одаренности в определенной области науки (такие учащиеся чаще обнаруживаются в подростковом возрасте).

2. Дети с признаками специальной одаренности – одаренности в определенной области (спорт, музыка, изобразительной деятельности и т.д.)

3. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (возможности таких учащихся нередко раскрываются в старшем школьном возрасте).

В работе с одарёнными детьми коллектив школы руководствуется принципом индивидуализации обучения, главной целью реализации которого выступает разработка индивидуальных программ.

Этапы работы с одарёнными детьми

  1. Выявление способностей каждого учащегося.
  • Психологическую диагностику осуществляет психологи ППС.
  • Выявление специальных способностей осуществляют учителя предметных кафедр научно-методической службы и службы дополнительного образования.
  • Определение уровня актуального развития по картам динамического наблюдения (все службы школы).
  1. Формирования банка данных одарённых детей.
  2. Разработка  индивидуальных программ развития.

Профессиональные качества педагогов работающих с одарёнными детьми

Учителя работающего с одарёнными детьми характеризует:

  • Позитивная «Я-концепция»;
  • Социальная зрелость;
  • Эмоциональная стабильность;
  • Чувство юмора
  • Умение строить обучение в соответствии с результатами медико-психолого-педагогического обследования ребёнка.
  • Умение модифицировать учебные программы и создавать индивидуальные.
  • Умение стимулировать когнитивные способности учащихся, создавать атмосферу эмоциональной вовлечённости.
  • Умение консультировать учащегося и его родителей.

Учитель для одарённого ребёнка является личностью, продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам.

        Диагностика одарённости учащихся

Выделяются три категории одаренных детей:

1. Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).

1.1.Дети с признаками специальной умственной одаренности - одаренности в определенной области науки (такие учащиеся чаще обнаруживаются в подростковом возрасте).

2. Дети с признаками специальной одаренности - одаренности в определенной области (спорт, музыка, изобразительной деятельности и т.д.)

3. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (возможности таких учащихся нередко раскрываются в старшем школьном возрасте).

         Выявить способности учащихся позволяет целостная психологическая технология оптимизации обучения и развития школьников (ТООР) Л.А. Ясюковой. Четко определённые критерии данного диагностического комплекса позволяют получить углубленную индивидуальную характеристику интеллектуальных, личностных и нейродинамических особенностей учащихся с 1 по 11 классы, их творческого потенциала, а также выявить задатки способностей более чем к 20 направлениям профессиональной деятельности.

Основной комплекс включает в себя следующие методики:

  • Тест структуры интеллекта Амтхауэра.
  • Тест Тулуз – Пьерона для диагностики внимания и скорости переработки информации.
  • Задания Гилфорда для оценки воображения и творческого мышления.
  • Тест для оценки уровня речевого развития и мышления.
  • Личностный опросник Кеттела для определения личностных особенностей влияющих на обучение.
  • Тест Ясюковой для оценки гуманитарных способностей.

Тест Самойловой-Ясюковой для оценки физико-математических способностей и др.

Всего в диагностический комплект входят 12 основных и 9 дополнительных методик. Диагностический комплекс изготовлен государственным предприятием ИМАТОН, имеет сертификат пользователя  и соответствует утверждённым стандартам, обладает высокой диагностической надёжностью.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование и отбор содержания деятельности классного руководителя с детским коллективом с целью формирования социально активной личности.

Без предвидения и предвосхищения ситуации будущего трудно целенаправленно и эффективно управлять педагогическим процессом. Поэтому и появилось педагогическое планирование и соответствующе...

Организация работы учащихся во внеурочное время по формированию творческой активности.

В качестве основного критерия творчества часто рассматривается - оригинальность мышления - способность давать ответы далеко отклоняющиеся от обычных. Оригинальность выражает степень непохожести,...

СТАТЬЯ ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Одной из приоритетных социальных задач современного общества является создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей и реализацию их потенциальных возможностей. Поэтому неслучай...

Формирование творческой активности личности

Для формирования творческой личности необходима творческая среда....

«Основные направления работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни младших школьников»

laquo;Основные направления  работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни младших школьников»...

Статья «Интерактивные технологии обучения на уроках музыкального искусства как необходимое условие формирования творческой активности и самореализации личности»

        Интерактивное обучение на уроках музыкального искусства отчасти решает еще одну существенную проблему сегодняшнего времени – загруженности учащихся. Поток инфо...