Основные направления работы по формированию творчески активной личности в соответствии с концептуальной моделью выпускника школы
материал (4 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Koncepciya_raboty_shkoly.doc | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
Основные направления работы по формированию творчески активной личности в соответствии с концептуальной моделью выпускника школы
Новикова Елена Валентиновна, НОУ СОШ №23 г. Альметьевск
Основными направлениями данной деятельности являются:
- Формирование позитивной «Я-концепции» всех участников образовательного процесса.
- Выявление способностей каждого учащегося и создание оптимальных условий для их развития.
- Работа с одарёнными детьми.
- Разработка адаптированных программ индивидуального обучения одарённых детей.
Работа с одарёнными детьми.
В работе с одарёнными детьми педагогический коллектив опирается на концепцию гуманистической школы в психологии (А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Фромм) которая выделяет творчество (креативность) как осуществление возможности самоактуализации личности. В соответствии с этой концепцией модель одарённости включает:
- способности выше среднего и таланты;
- креативность, как особенности поведения личности, выражающиеся в оригинальных способах получения продукта, достижения решения проблемы и т.д.
- настойчивость и усердие в удовлетворении не насыщаемой познавательной потребности.
Условно можно выделить три категории одаренных детей:
1. Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).
1.1.Дети с признаками специальной умственной одаренности – одаренности в определенной области науки (такие учащиеся чаще обнаруживаются в подростковом возрасте).
2. Дети с признаками специальной одаренности – одаренности в определенной области (спорт, музыка, изобразительной деятельности и т.д.)
3. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (возможности таких учащихся нередко раскрываются в старшем школьном возрасте).
В работе с одарёнными детьми коллектив школы руководствуется принципом индивидуализации обучения, главной целью реализации которого выступает разработка индивидуальных программ.
Этапы работы с одарёнными детьми
- Выявление способностей каждого учащегося.
- Психологическую диагностику осуществляет психологи ППС.
- Выявление специальных способностей осуществляют учителя предметных кафедр научно-методической службы и службы дополнительного образования.
- Определение уровня актуального развития по картам динамического наблюдения (все службы школы).
- Формирования банка данных одарённых детей.
- Разработка индивидуальных программ развития.
Профессиональные качества педагогов работающих с одарёнными детьми
Учителя работающего с одарёнными детьми характеризует:
- Позитивная «Я-концепция»;
- Социальная зрелость;
- Эмоциональная стабильность;
- Чувство юмора
- Умение строить обучение в соответствии с результатами медико-психолого-педагогического обследования ребёнка.
- Умение модифицировать учебные программы и создавать индивидуальные.
- Умение стимулировать когнитивные способности учащихся, создавать атмосферу эмоциональной вовлечённости.
- Умение консультировать учащегося и его родителей.
Учитель для одарённого ребёнка является личностью, продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам.
Диагностика одарённости учащихся
Выделяются три категории одаренных детей:
1. Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).
1.1.Дети с признаками специальной умственной одаренности - одаренности в определенной области науки (такие учащиеся чаще обнаруживаются в подростковом возрасте).
2. Дети с признаками специальной одаренности - одаренности в определенной области (спорт, музыка, изобразительной деятельности и т.д.)
3. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (возможности таких учащихся нередко раскрываются в старшем школьном возрасте).
Выявить способности учащихся позволяет целостная психологическая технология оптимизации обучения и развития школьников (ТООР) Л.А. Ясюковой. Четко определённые критерии данного диагностического комплекса позволяют получить углубленную индивидуальную характеристику интеллектуальных, личностных и нейродинамических особенностей учащихся с 1 по 11 классы, их творческого потенциала, а также выявить задатки способностей более чем к 20 направлениям профессиональной деятельности.
Основной комплекс включает в себя следующие методики:
- Тест структуры интеллекта Амтхауэра.
- Тест Тулуз – Пьерона для диагностики внимания и скорости переработки информации.
- Задания Гилфорда для оценки воображения и творческого мышления.
- Тест для оценки уровня речевого развития и мышления.
- Личностный опросник Кеттела для определения личностных особенностей влияющих на обучение.
- Тест Ясюковой для оценки гуманитарных способностей.
Тест Самойловой-Ясюковой для оценки физико-математических способностей и др.
Всего в диагностический комплект входят 12 основных и 9 дополнительных методик. Диагностический комплекс изготовлен государственным предприятием ИМАТОН, имеет сертификат пользователя и соответствует утверждённым стандартам, обладает высокой диагностической надёжностью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Планирование и отбор содержания деятельности классного руководителя с детским коллективом с целью формирования социально активной личности.
Без предвидения и предвосхищения ситуации будущего трудно целенаправленно и эффективно управлять педагогическим процессом. Поэтому и появилось педагогическое планирование и соответствующе...
Организация работы учащихся во внеурочное время по формированию творческой активности.
В качестве основного критерия творчества часто рассматривается - оригинальность мышления - способность давать ответы далеко отклоняющиеся от обычных. Оригинальность выражает степень непохожести,...
СТАТЬЯ ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Одной из приоритетных социальных задач современного общества является создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей и реализацию их потенциальных возможностей. Поэтому неслучай...
Формирование творческой активности личности
Для формирования творческой личности необходима творческая среда....
«Основные направления работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни младших школьников»
laquo;Основные направления работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни младших школьников»...
Статья «Интерактивные технологии обучения на уроках музыкального искусства как необходимое условие формирования творческой активности и самореализации личности»
Интерактивное обучение на уроках музыкального искусства отчасти решает еще одну существенную проблему сегодняшнего времени – загруженности учащихся. Поток инфо...