Использование визуальной поддержки в работе с обучающимися с РАС и ТМНР
методическая разработка
Визуальная поддержка – это любые наглядные предметы, которые способствуют коммуникации или предоставляют нам информацию. Очень важно понять, что визуальная поддержка может быть использована для достижения самых разных целей. Она помогает ученикам лучше понять, что именно происходит в их жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vizualnaya_podderzhka.docx | 29.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования, науки и молодежной политики Нижегородской области
Государственное казенное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат № 39»
ул. Ильинская, д. 22, г. Нижний Новгород, 603109
тел. +7 (831) 433-78-89, e-mail: school-internat39@yandex.ru
Доклад на тему:
Использование визуальной поддержки
обучающимися с РАС и ТМНР в учебном процессе
общеобразовательного учреждения
Подготовила:
учитель первой категории
Каримова Раушания Рашидовна
Важность использования визуальной поддержки.
Визуальная поддержка – это любые наглядные предметы, которые способствуют коммуникации или предоставляют нам информацию. Очень важно понять, что визуальная поддержка может быть использована для достижения самых разных целей. Она помогает ученикам лучше понять, что именно происходит в их жизни.
Визуальные инструменты помогают усваивать новые навыки. Они предоставляют поддержку ученикам как младших, так и старших классов, если им нужно справиться с переменами или разобраться в сложных социальных событиях. Визуальные инструменты предоставляют информацию, поддерживают запоминание и способствуют организации мышления. Взрослым людям нужны визуальные инструменты для достижения независимости и расширения своих “жизненных” возможностей. Визуальная поддержка помогает нам организовать наше мышление и напоминает нам о том, что нужно сделать. Благодаря визуальной поддержке мы достигаем намеченных целей и выполняем свои обязательства в полной мере и с меньшим стрессом. Просто, когда мы пользуемся ею, мы не называем это визуальной поддержкой. Мы все пользуемся визуальными инструментами для того, чтобы стать лучше организованными.
Наши ученики с нарушениями коммуникации и обучения могут использовать те же инструменты, что и мы, – за исключением того, что они нуждаются в большей визуальной поддержке. Именно поэтому мы создаем для них специальные инструменты – расписание на день, выбор, предоставление какой-либо информации, инструкции, правила, обучение навыкам, поддержка в социальных ситуациях. Фотографии, линейные рисунки, компьютерные картинки, изображения из журналов, наклейки с продуктов, знаки, логотипы, реальные предметы и письменный язык – всё это можно использовать для улучшения коммуникации. Визуальные стратегии – это не просто маленькие картинки. Всё, что вы ВИДИТЕ, – можно превратить в инструмент для коммуникации.
Цель – использовать такую визуальную поддержку, которая понятна ученикам.
В первую очередь, необходимость введения расписания связано с тем, что различные явления окружающего мира и события, происходящие с ребенком, часто в его сознании не связаны с определенными временными рамками. У ребенка с расстройством аутистического спектра с трудом формируется структура времени. В результате, оказывается несформированным понимание последовательности событий. Ребенок не знает когда и что можно делать, не может самостоятельно планировать собственное время, что часто приводит к нарушениям поведения.
Так же важно помнить, что склонность к стереотипам обеспечивает определенную безопасность ученику с расстройством аутистического спектра. Именно для этой цели служит создание расписания, которое должно иметь определённую последовательность и повторяемость. Тогда картина мира в сознании ребёнка становится более упорядоченной, предсказуемой, а спланированная жизнь поможет структурировать его поведение и избежать многих страхов, аффективных срывов. Расписание позволяют ребенку успешнее:
следовать распорядку дня. Учащийся знает, что он должен сделать сегодня, и ему не нужны словесные инструкции или подсказки. Таким образом повышается самостоятельность ребенка;
справляться с тревогой, устраняют постоянные вопросы о событиях дня, снижая, таким образом, беспокойство учащегося и придавая ему чувство уверенности и безопасности;
позволяют избежать конфронтаций со взрослыми. Когда приходит время занятия, которым ребенок не любит заниматься, то взрослым следует ссылаться на расписание: «Расписание говорит, что мы будем …»;
позволяют усвоить наиболее важные алгоритмы учебных действий;
позволяют учащимся быть готовыми к переменам;
позволяют связывать ожидаемое поведение с занятиями в расписании;
дают возможность учащемуся получить ощущение того, что что-то достигнуто.
Лучше всего, если расписание будет размещено в центре классной комнаты, чтобы его мог видеть весь класс. Учитель должен «пройти» с ребенком по расписанию либо на весь день, либо только осветив предстоящее занятие в зависимости от способности ребенка или класса воспринимать данную информацию. В период обучения с использованием расписания необходимо помнить, о том, что расписание неизменно, и все пункты, внесенные в него, должны быть выполнены. Недопустимо изменение расписания без уважительной причины.
Помимо расписания школьного дня, очень важно четко планировать деятельность ученика с расстройством аутистического спектра в течение урока. Введение подобного расписания поможет учителю:
- упорядочить деятельность на уроке,
- уменьшить беспокойство,
- установить определенные правила поведения,
- обеспечить видимое средство ожидания смены деятельности.
Расписание деятельности на уроке может располагаться сбоку от доски при фронтальной работе. При индивидуальной работе учащихся расписание деятельности на уроке раскладывается на парте непосредственно перед учащимся, где он, сделав задание, убирает его в контейнер.
Составление плана урока сугубо индивидуально и зависит от особенностей ребенка.
Некоторые дети не могут выполнить сразу несколько заданий и им требуется поощрение после каждого выполненного задания. Поэтому расписание составляется из двух наименований – «СНАЧАЛА», «ПОТОМ». То есть, сначала выполняется задание, а затем стимулируется подкреплением для развития мотивации к учебе и профилактике нежелательного поведения.
Затем можно выставлять по 2 задания, а затем давать подкрепление, и так, по возможности, выставлять все задания урока, а затем, при условии их выполнения, давать подкрепление.
Для изготовления плана урока используются различные виды расписания:
- предметное расписание,
- расписание, состоящее из фотографий,
- расписание из картинок
- расписание из картинок с соответствующей подписью
- расписание с напечатанными заданиями.
Визуализация плана урока дает следующие преимущества:
позволяет следовать плану урока. Ученик знает, что он должен делать на уроке, и ему не нужны дополнительные словесные инструкции или подсказки;
использование визуального плана урока повышает уровень самостоятельности ребенка и позволяет ученику подготовиться к смене деятельности;
заранее прописанный план позволяет избежать конфронтации с учителем, когда приходит время определенного, пусть даже сложного задания, которым ребенок не любит заниматься, то учитель может сослаться на расписание;
постоянное использование планов урока позволяет усвоить основные заведенные действия на том или ином уроке;
так же вычеркивание заданий из плана урока дает возможность учащемуся получить ощущение того, что что-то достигнуто.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Использование инновационных технологий в работе с обучающимися с ОНР, как средство формирования положительной мотивации к учебной деятельности".
На современном этапе ,система начальной школы строится на передачи обучающимися знаний,данная методика представляет разработку позволяющая развивать устную и письменную речь с помощью элементов ...
"Использование здоровьесберегающих технологий в работе с обучающимися начальной школы на основе компетентностного подхода"
Охрана здоровья детей это приорететное направление ФГОС, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания....
Использование здоровьесберегающих технологий при работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья
В презентации описан опыт работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья....
Методическая разработка «Использование визуального расписания в работе логопеда с детьми с ТМНР»
Визуальное расписание является одним из методов альтернативной коммуникации. Данный метод применяется при обучении детей с расстройствами аутистического спектра, а также при обучении детей с умеренной...
Использование визуальной поддержки при обучении и воспитании детей с ТМНР
Визуальная поддержка – это способ предоставить детям с РАС информацию в более понятной, по сравнению с устной речью, форме....
Использование визуальной поддержки при обучении детей с РАС
Для ребёнка с РАС посещение новых общественных мест часто является непростой задачей. У многих детей возникает состояние тревоги, которое проявляется в поведении ребёнка - он начинает кричать, з...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФРАЗОВОГО КОНСТРУКТОРА В РАБОТЕ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ТМНР
Аннотация. В статье раскрываются особенности развития детей с интеллектуальными нарушениями и тяжелыми множественными нарушениями развития, специфика образовательных потребностей, система коррекцион...