"Использование инновационных технологий в работе с обучающимися с ОНР, как средство формирования положительной мотивации к учебной деятельности".
методическая разработка по логопедии на тему
На современном этапе ,система начальной школы строится на передачи обучающимися знаний,данная методика представляет разработку позволяющая развивать устную и письменную речь с помощью элементов ,методов и приёмов здоровьесберегающих технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
автор/ составитель комбинированной методики учитель-логопед Шуманкова Ольга Викторовна | 77.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Бюджетное общеобразовательное учреждение города Омска
«Средняя общеобразовательная школа № 160»
Методическая разработка
«Использование современных инновационных технологий в работе с обучающимися с общим недоразвитием речи, как средство формирования положительной мотивации
к учебной деятельности»
Автор/составитель комбинированной методики
учитель-логопед Шуманкова Ольга Викторовна
Омск - 2012
Пояснительная записка
Среди обучающихся массовых школ есть дети с теми или иными отклонениями в речевом развитии. Такие отклонения носят различный характер и по- разному сказываются на общем развитии ребёнка.
Дети с общим недоразвитием речи принадлежат к категории обучающихся, которые нуждаются в логопедической помощи в первую очередь. Вне такой помощи они не только испытывают затруднения в процессе общения, но и оказываются в числе стойко неуспевающих по родному языку и математике. Своевременная и системная помощь позволяет преодолеть общее недоразвитие речи и в определенной мере предотвратить обусловленные им отрицательные последствия.
Основная цель моей педагогической деятельности – своевременное выявление, предупреждение и преодоление нарушений устной и письменной речи у обучающихся начальных классов.
Актуальность проблемы заключается в том, что чем раньше начинается логопедическая коррекция, тем выше результативность устранения собственно речевых недостатков, не осложненных вторичными последствиями, а также сопутствующей им педагогической запущенности.
Большое значение имеет своевременное выявление обучающихся с речевой патологией, правильная квалификация имеющихся дефектов устной и письменной речи. Организация коррекционного обучения позволяет не только предупредить появление у таких детей нарушений письма и чтения, вторичных по отношению к устной речи, но и не допустить отставания в усвоении программного материала по русскому языку.
Современный уровень развития нейрофизиологии, психологии, логопедии даёт возможность более квалифицированно подходить к созданию системы коррекционного обучения с учётом речевого дефекта и психического развития школьника.
У обучающихся с общим недоразвитием речи имеются отклонения в формировании всех компонентов речевой системы: фонетико-фонематической стороны речи, лексики и грамматического строя. В связи с этим школьники с данной речевой патологией испытывают большие трудности в овладении образовательными программами по русскому языку и чтению, что впоследствии может привести к стойкой неуспеваемости и по остальным предметам.
Актуальность данной методики в том, что на современном этапе система начальной школы строится на передаче обучающимся знаний, а данная методика представляет разработку позволяющая развивать устную и письменную речь с помощью элементов методов и приёмов здоровьесберегающих технологий.
Основная цель методики: создание предпосылок для освоения языка как учебного предмета путём использования инновационных современных технологий и коррекции развития всех сторон устной и письменной речи у обучающихся.
Исходя из этого методика направлена на решение следующих задач:
1. Коррекция нарушений речи и обогащение речевой практики обучающихся с использованием кинезиологических упражнений и бионергопластики.
2. Развитие фонематического восприятия и навыков языкового анализа и синтеза с помощью приёмов и методов здоровьеберегащих технологий.
3. Развитие высших психических функций, лежащих в основе процессов письма и чтения: слухоречевого восприятия, зрительного внимания, памяти и мыслительных процессов, используя музыкотерапию, работу с пластилином, крупой.
Использование современных здоровьесберегающих логоритмических технологий в коррекционных процессах, направленных на предупреждение и исправление имеющихся речевых нарушений, а также недостатков в развитии психомоторики у лиц с речевой патологией с целью достижения максимально положительных результатов коррекционно-развивающего обучения.
Таким образом, сравнительный анализ результатов (Приложение) показал, что использование инновационных современных технологий в коррекционно-логопедической работе с обучающимися с общим недоразвитием речи позволило индивидуализировать процесс коррекции речи, способствовало положительному эмоциональному состоянию обучающихся в процессе занятий. У обучающихся повысилась работоспособность, снизилась утомляемость, активизировались мыслительные, психические процессы. Обучающиеся стали более открытыми, раскрепощенными, активными, уверенными в своих силах и возможностях. Они стали более коммуникабельными, учатся общаться, дружить и работать в коллективе.
Методика составлена для обучающихся начальной школы с общим недоразвитием речи (ОНР) /1 класс / и с нарушениями письма и чтения, обусловленными ОНР /2 класс/ с сохранным интеллектом.
Следует отметить, что данная методика может быть использована в работе с обучающимися с задержкой психического развития.
Теоретическая часть
«Ум ребенка находится
на кончиках его пальцев».
В.А. Сухомлинский
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Развитие речи – её звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя – одна из важнейших задач обучения детей в начальной школе. Вместе с тем, работа по развитию речи обучающихся - это составная часть логопедической работы, которая направлена на коррекцию речи детей.
В настоящее время у значительной части детей наблюдается слабость развития зрительно-двигательных и слуховых связей, недостаточное развитие мелкой моторики, графического навыка. Поэтому коррекционная работа включает в себя взаимосвязанные направления.
Важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у обучающихся является тесное взаимодействие учителя-логопеда, педагогов и родителей. Эффективность педагогической деятельности учителя-логопеда в работе с детьми младшего школьного возраста с речевыми нарушениями будет представлена полностью, если будет решена одна из наиболее сложных проблем – устранение различия в позициях педагогов и родителей по вопросам речевого развития детей.
Одним из актуальных направлений внедрения инновационных современных технологий в коррекционной работе являются элементы здоровьесберегающей технологии, кинезиологических упражнений, музыкотерапии, использование бионергопластики, технология проблемного изучения, мультимедийные презентационные технологии
В работе использую элементы музыкотерапии, автор Рушель Блаво- д.м.н, профессор, - который возглавляет Санкт-Петербургский Научно-исследовательский институт традиционной народной медицины и музыкальной терапии , является главным врачом клиники ROYALMED.
Термин “биоэнергопластика” состоит из двух слов: биоэнергия и пластика. По мнению И. В. Курис, автора методики психофизической саморегуляции биоэнергопластики, биоэнергия – это та энергия, которая находится внутри человека. Пластика – плавные, раскрепощённые движения тела, рук, которые являются основой биоэнергопластики. Для коррекционной работы учителей – логопедов наиболее значимым является соединение биоэнергопластики (движений кистей рук) с движениями органов артикуляционного аппарата. В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находится язык, нижняя челюсть или губы.
Биоэнергопластика направлена на совместные движения руки и артикуляционного аппарата, что способствует активизация естественного распределения биоэнергии в организме. У ребенка формируются пластичность, ощущение свободы, раскрепощенности, что активизирует естественное состояние организма, улучшается кровообращение. Формирует положительные личностные качества – уверенность в том, что он может донести себя и свои мысли до окружающих.
Рекомендации и методические разработки А.В.Ястребовой, О.И.Лазаренко, А.Л.Сиротюк помогли в подборе специальных движений кистей и пальцев рук на каждое артикуляционное упражнение.
Основная идея методики заключается в гармоничном соединении современных инновационных технологий с традиционными средствами развития обучающихся.
Наблюдения показали, что формирование речевого развития у обучающихся с ОНР можно рассматривать как средство формирования положительной мотивации у учебной деятельности.
Как и все учителя-логопеды в своей работе с успехом применяю артикуляционную гимнастику, включающую совокупность специфических упражнений, направленных на развитие основных движений органов артикуляции. Но ежедневные занятия гимнастикой, к сожалению, снижают интерес детей к этому процессу, что, в свою очередь, приводит к уменьшению эффективности выполнения артикуляционных упражнений. Поэтому моё обращение к нестандартному выполнению артикуляционной гимнастики с использованием биоэнергопластики вполне закономерно.
Технология проблемного обучения не нова: она получила распространение в 20-30 -х годах в советской и зарубежной школе. Проблемное обучение основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Д Дьюи (1859-1952 ), основавшего в 1894 году в Чикаго опытную школу в которой учебный план был заменён игровой и трудовой деятельностью. В современной педагогике различают 2 вида проблемных ситуаций: психологические и педагогические. Психологические касаются деятельности учеников, педагогические затрагивают организацию учебного процесса. Педагогическая проблемная ситуация создаётся с помощью активизирующих действий, вопросов учителя, подчёркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания.Создание психологической проблемной ситуации сугубо индивидуально. Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации - проблемной.
По степени проблемности различают три уровня проблемного обучения:
Проблемное изложение, при котором учитель ставит проблему и сам её разрешает.
Проблемное обучение, при котором учитель ставит проблему, а поиск её решения осуществляется совместно с учащимися.
Творческое обучение, предполагающее активное участие учащихся в формировании проблемы и ее поиске её решения.
Также в работе с обучающимися использовался аппликатор Ляпко «Малыш» который оказывает широкое воздействие на:
Рефлекторно-механическое воздействие аппликатора заключается в поверхностном множественном иглоукалывании определенных зон, биологически активных точек, микромассаже кожи, подкожных тканей с наибольшей активизацией центральных отделов. Определенные участки кожи, через рецепторы и нервные волокна связаны с соответствующими внутренними органами. Улучшающие процессы кровоснабжения, усиливающие обменные и восстановительные процессы. Осуществляется естественное оздоровление организма.
Гальвано-электрическое действие возникает на кончиках игл, покрытых различными металлами и между иглами из разных металлов, все это способствует улучшению обмена веществ, усиливает восстановительные процессы, оказывает рассасывающее действие, помогает выработке биологически активных веществ, улучшает проведение нервных импульсов, снижает болевую чувствительность, исключая причину боли.
Иммунологические реакции: стимуляция гуморального и тканевого звена иммунитета повышает уровень иммунной защиты и адаптации к болезнетворным воздействиям.
Использование презентационных инструментальных средств позволяет мне привнести эффект наглядности в занятия и помогает обучающемуся, нуждающемуся в коррекционном обучении, усвоить материал быстрее и в полном объеме. Презентации дают возможность подать в привлекательном виде тщательно подготовленную информацию. Наглядность – это ключевой аргумент использования мультимедийных презентаций.
Все презентации, дидактические игры и упражнения разрабатываю в программе PowerPoint в соответствии с перспективным планом по лексическим темам и задачам. (Л.Н. Ефименковой, И.Н. Садовниковой, А.В. Ястребовой, Т.В.Мазановой).
Деятельность логопеда состоит из нескольких направлений:
Диагностическая работа включает:
-своевременное выявление обучающихся, нуждающихся в коррекционной помощи;
-выявление его резервных возможностей;
-системный контроль за уровнем и динамикой и развития обучающихся;
-анализ успешности коррекционно-развивающейся работы.
Коррекционно-развивающая работа включает:
-коррекция и развитие высших психических функций, лежащих в основе процесса письма и чтения (слухоречевого восприятия, зрительного внимания, памяти и мыслительных процессов);
-коррекция недостатков развития фонематических и лексико-грамматических компонентов речи;
-развитие фонематического восприятия и навыков языкового анализа и синтеза.
Консультативная работа включает:
-рекомендации по основным направлениям коррекционной работы с обучающимися для участников образовательного процесса;
-консультативная помощь семье в вопросах выбора приёмов коррекционного обучения обучающихся.
Информационно-просветительная работа предусматривает:
-беседы, информационные стенды, направленные на разъяснение коррекционного процесса;
-проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий обучающихся.
Методическая часть
Рассмотрим методы и приёмы современных инновационных технологий, которые использую в коррекционной работе.
Первый этап занятия - организационный.
Цель - создание положительного настроя у обучающихся учебный процесс, пробуждение у них интереса к познанию, а также коррекция их психологических функций.
Результат – обучающиеся успешно адаптировались в образовательном
пространстве.
В организационный момент включаю релаксационные, мимические упражнения, например:
«Цепочка дружбы»:
- Встанем в круг! Настроимся на работу! Потрите ладони, почувствуйте тепло! Представьте, что между ладонями маленький шарик, покатаем его! А теперь поделимся теплом друг с другом: протяните ладони соседям! У нас получилась «цепочка дружбы»! Улыбнемся, пожелаем друг другу удачи!
Второй этап логопедического занятия работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата, которая проводится в форме артикуляционной логопедической гимнастики.
Цель – укрепление, развитие мышечной силы артикуляционного аппарата обучающихся,динамическая организация движений обучающихся.
Результат –у обучающиеся с нарушенными кинестетическими ощущениями более эффективно исправлялись дефектные звуки. Так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка.
При отборе материала для занятий соблюдается определённая последовательность: от простых упражнений к более сложным. Дети с удовольствием выполняют специально подобранные артикуляционные упражнения:
- Упражнение «Часики» сопровождает сжатая и опущенная вниз ладонь,
которая движется под счет влево - вправо.
- Упражнение «Качели»- движение ладони с сомкнутыми пальцами вверх вниз.
- Упражнение “Футбол” - ладонь сжата в кулак, указательный палец выдвинут вперед, под счет кисть руки поворачивается вправо – влево.
А статические упражнения, в свою очередь, способствуют развитию у обучающихся мышечной силы, динамической организации движения, помогают ребёнку принять правильную артикуляционную и пальчиковую позу:
- Упражнение “Улыбка” - пальчики расставлены в стороны, как лучики солнышка. Под счет 1 –пальчики расправляются и удерживаются одновременно с улыбкой 5 сек., на счет 2 –ладонь сворачивается в кулак.
- Упражнение “Хоботок” - ладонь собрана в щепоть, большой палец прижат к среднему.
- Упражнения “Жало”, “Змейка” - пальцы сжаты в кулак, указательный выдвинут вперед.
- Упражнение “Лопаточка” - большой палец прижат к ладони сбоку, сомкнутая, ненапряженная ладонь опущена вниз.
- Упражнение “Чашечка” - пальцы прижаты друг к другу, имитируя положение “чашечки”.
Таким образом, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме обучающихся. В результате этого усиливается кровообращение, укрепляются мышцы лица, развиваются гибкость отдельных частей речевого аппарата, развиваются координация движений и мелкая моторика рук. Сочетание движений речевого аппарата и кистей рук создает предпосылки к развитию координации движений и мелкой моторики, произвольности поведения, внимания, памяти, речи и других психических процессов, необходимых для становления полноценной учебной деятельности обучающихся.
Во время выполнения артикуляционной логопедической гимнастики звучит музыка, т.е. используется один из элементов арттерапии – это музыкотерапия.
Цель – создание положительного эмоционального фона реабилитации.
Результат - снимается фактор тревожности, стимулируются двигательные функции, происходит коррекция сенсорных процессов (ощущений, восприятия, представлений) и сенсорных способностей, развивается чувство ритма, темпа, развиваются мыслительные способности и фантазии, развиваются вербальные и невербальные коммуникативные навыки, а также нормализуется просодическая сторона речи.
Наблюдения показали, что включение элементов арттерапии в логопедическую гимнастику способствует более ясному выражению переживаний ребёнка, его внутренних противоречий с одной стороны, а также творческому самовыражению с другой.
Таким образом, одновременное выполнение логопедической гимнастики с использованием бионергопластики и музыкотерапии эффективно развивают познавательную активность, внимание, память, образное мышление, что крайне важно в работе с обучающимися с речевой патологией, с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью , с задержкой психического развития.
Все выше перечисленные упражнения по времени на одном занятии занимают от 3 до 5 минут.
С вялыми, паретичными детьми использую в работе мелодии с нарастающим ритмом:
*музыка вагнера;
* «Болеро» Равеля;
* «Каприз №24» Никколо Паганини.
Успокаивающее, уравновешивающее действие на нервную систему оказывают для гиперактивных детей.
*музыка Франсиса Гойи;
* «Времена года» Чайковского;
* «Лунная соната» бетховена;
*фонограмма пения птиц.
На каждом занятии обязательно присутствует физминутка, тесно связанная с темой занятия и являющаяся как бы переходным мостиком к следующей части занятия, где также возможно использование здоровье сберегающих технологий. Основные задачи физминутки – это снять усталость и напряжение, внести эмоциональный заряд, совершенствовать общую моторику, выработать координированные действия во взаимосвязи с речью.
В процессе проведения физкультминуток, во время которых движения сочетаются со словом, естественно и ненавязчиво воспитывается поведение детей, развивается мышечная активность, корригируются недостатки речи,
активизируется имеющийся словарный запас.
Кинезиологические методы влияют не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, они позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей человека и коррекции проблем в различных областях психики. В частности, применение данного метода позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю.
Кинезиология – это методика сохранения здоровья путём воздействия на мышцы тела, т.е. путём физической активности. Кинезиологические упражнения – комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие, развивать комиссуры (нервные волокна, осуществляющие взаимодействие между полушариями) как межполушарные интеграторы, через которые полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация работы полушарий.
Исследователи выявили, что в ходе систематических занятий по кинезиологическим программам у обучающихся исчезают явления дислексии, развиваются межполушарные связи, улучшается память и концентрация внимания. Кинезиологические упражнения дают возможность задействовать те участки мозга, которые раньше не участвовали в учении, и решить проблему не успешности ребёнка. Интересно отметить, что человек может мыслить, сидя неподвижно. Однако для закрепления мысли необходимо движение. И.П. Павлов считал, что любая мысль заканчивается движением. Именно поэтому многим людям легче мыслить при повторяющихся физических действиях, например ходьбе, покачивании ногой, постукивании карандашом по столу и др. На двигательной активности построены все нейропсихологические коррекционно – развивающие и формирующие программы. Вот почему следует помнить, что неподвижный ребёнок не обучается!
Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).
В результате использования комплексов упражнений усиливается кровообращение, укрепляются мышцы лица, развивается гибкость отдельных частей речевого аппарата, развивается координация движений и мелкая моторика, произвольность поведения, внимания, памяти, речи и других психических процессов, необходимых для становления полноценной учебной деятельности.
Для закрепления пройденного материала, используем теннисные шарики. Вращая шарик между пальцами, обучающиеся проговаривают в медленном темпе скороговорки, потешки, стихотворения, так как они создают богатую почву для размышления, вдохновения, делают человека мудрее.
Третий этап – определение темы урока.
На этом этапе занятия использую технологию проблемного обучения.
Цель – активизация мышления обучающихся, формирование интереса к изучаемому метериалу, создание под руководством логопеда проблемной ситуации и формирование активной самостоятельности обучающихся по их разрешению.
Результат – обучающиеся учатся овладевать навыками, умениями развития мыслительных способностей.
На данном этапе создаю проблемную ситуацию на уроке, предъявляю противоречивые факты. Проблемный метод, или озадачивание, сводится к следующему.
Ставится перед обучающимися проблема. Это можно сделать с помощью вопросов (может быть один вопрос, система вопросов, вопрос может касаться какой-либо детали изучаемого, вокруг которой выстраивается весь материал и т.д.). Проблема может быть поставлена с помощью загадки, ребуса, кроссворда, рисунков, фотографий. Работа обучающихся над проблемой является не менее, а часто более ценной, чем само решение. Обучающиеся помнят саму реакцию на проблему.
Работа над проблемой проходит успешно тогда, когда возникает проблемная ситуация, т.е. такое психическое состояние обучающегося, испытывающего интеллектуальное затруднение, которое направляет его мыслительную деятельность на решение проблемы. Постановка проблемы не всегда приводит к проблемной ситуации. Проблемы не интересны для обучающегося, если они не связаны с его жизнью, имеют общий характер. Не возникает проблемной ситуации и тогда, когда у обучающегося слишком низкий уровень знаний для решения данной проблемы или, наоборот, он быстро находит решение и ему не интересен дальнейший ход рассуждений.
Проблемное обучение возможно на всех этапах урока, при объяснении, закреплении, контроле знаний
Обучающиеся под моим руководством формулируют проблему, выдвигают гипотезы, а затем делают вывод.
В зависимости от целей и содержания логопедического занятия использую игровые технологии, помогающие проживать те или иные элементы учебного процесса в условно-игровом плане. Действие по игровым правилам трансформирует привычные позиции учителя в помощника, организатора, соучастника игрового действия.
Так для повышения упругости ручной мускулатуры использую игры с резиночками. Игры с кубиками, шнурками, карандашом, шишками обеспечивают хорошую тренировку пальцев. Игры с разноцветными прищепками стимулируют созревание клеток коры головного мозга путём механического сдавливания подушек пальцев (с помощью прищепок учащиеся выкладывают буквы, слоги, слова). Часто обучающимся предлагается выполнить задания с помощью спичек и палочек, заключающиеся в выкладывании букв, слов, предложений.
Такой приём способствует формированию у обучающихся действий пальчиков с мелкими деталями, учит обучающихся распределять предметы на листе бумаги в определённом порядке, развивает логическое мышление, фантазию.
Конструирование букв пальчиками с помощью мелких предметов оказывает влияние на мобилизацию внимания обучающихся, вызывает у обучающихся ярко выраженный интерес и эмоциональный настрой к занятиям. Так же конструирование и составление с помощью пальцев слов и предложений, помогает обыграть, почувствовать зашифрованное слово, предлог и посредством жестов как бы оживить предложение.
Таким образом, речь обучающихся активизируется, обогащается словарный запас, посредством проговаривания последовательности своей работы.
Аппликатор Ляпко "Малыш" также хорошо зарекомендовал себя в работе с детьми, имеющими нарушения речи.
Развивается мелкая моторика и тактильная чувствительность - это мощный стимул совершенствования восприятия, внимания, мышления, речи, координации, наблюдательности, воображения и памяти (зрительной и двигательной).
Обучающиеся с медленным проговариванием звуков, слогов, слов, словосочетаний, предложений, совершают легкое постукивание по аппликатору. Затем обучающимся то, что проговаривали в слух записывают в тетрадь. Даже самые слабые ученики выполняют работу без ошибок.
Гораздо эффективнее и интересней для детей систематическое выполнение предлагаемого ниже комплекса упражнений, особенно со стихотворным сопровождением. У мальчиков упражнения проводятся сначала на правой руке, затем на левой руке; у девочек - в обратном порядке.
При индивидуальном использовании аппликатор не нуждается в дезинфекции. Гигиенический уход за аппликатором предусматривает обработку моющим раствором (шампунь, жидкое мыло, средство для мытья посуды), промывание проточной водой и просушивание с разогревом потоком горячего воздуха (с помощью фена).
Важную роль в коррекционной работ играет использование на занятиях ИКТ: Дидактический материал подаётся посредством презентации, демонстрируется на мониторе компьютера или реализуется в виде компьютерной игры.
Цель - повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса.
Результат - слуховое восприятие обучающимися информации сочеталось с опорой на зрительный контроль, что позволило сохранить у обучающихся анализаторы и способствовало активизации у них компенсаторных механизмов.
Применение ИКТ позволяет расширить осведомленность родителей в вопросах воспитания и обучения обучающихся с недоразвитием речи. Одним из актуальных направлений внедрения информационных технологий в коррекционной работе являются мультимедийные презентационные технологии. Использование презентационных инструментальных средств позволяет мне привнести эффект наглядности в занятия и помогает обучающемуся, нуждающемуся в коррекционном обучении, усвоить материал быстрее и в полном объеме. Презентации дают возможность подать в привлекательном виде тщательно подготовленную информацию. Наглядность – это ключевой аргумент использования мультимедийных презентаций.
Появление компьютера в кабинете логопеда, активное применение его в учебной деятельности значительно экономит силы учителя при подготовке к уроку, ведь многие задания можно заранее выполнить на компьютере и в нужный момент продемонстрировать их для выполнения ученикам. Ранее приходилось готовить их в качестве раздаточного или демонстрационного материала для каждого ученика в отдельности. Кроме того, благодаря высокой скорости обновления дидактического материала на экране значительно экономится время на уроке и появляется возможность получить лучший результат.
Таким образом, использование информационных компьютерных технологий в коррекционно-логопедической работе с обучающимися с общим недоразвитием речи позволяет индивидуализировать процесс коррекции речи, способствует положительному эмоциональному состоянию детей, в процессе занятий обучающихся повысилась работоспособность, снизилась утомляемость, активизировались мыслительные, психические процессы. Обучающиеся стали более открытыми, раскрепощенными, активными, уверенными в своих силах и возможностях. Они становятся более коммуникабельными, учатся общаться, дружить и работать в коллективе.
Новую тему обучающиеся закрепляют дома с помощью пластилина.
Дж.Локк считал, что лучшей игрушкой для ребёнка будет та, которую он создал своими руками. Художественный ручной труд - это творческая работа с разными материалами, в процессе которой создаётся поделка. Он способствует становлению речи ребёнка, подготавливает кисти рук к письму, что не менее важно, повышает работоспособность коры головного мозга, стимулирующей развитие внимания, воображения, фантазии, воспитывает любовь ко всему лучшему, справедливому.
Способность учеников к лепке позволяет решить задачи развития двигательно-моторного праксиса, тонко дифференцированных движений рук и соответственно подготовки их к письму, сенсорики, пополнения и обогащения словарного запаса, умения построения предложений по демонстрации действий, отработки грамматических категорий, автоматизации звукопроизношения , развития связной речи. Работы учащихся логопедической группы опубликованы на сайте (свидетельство). Из гречневой крупы, гороха получаются замечательные творческие работы. «Источники творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок» - так говорил В.А.Сухомлинский. Анализ научно-методической или какой-то литературы показал, что исследователями (М.И.Кольцова, Е.И.Исениина, А.В.Антакова-Фомина и др.) уже доказано, а практикой подтверждено: развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении речи всех детей, в том числе с ОНР (Е.М.Мастюкова, Т.Б.Филичева).
Таким образом, можно сделать вывод, что использование ручной умелости, пальчиковой гимнастики, лепки в коррекционной работе, планомерная работа по развитию моторики рук на занятии и выполнение творческих работ в домашних условиях, дало положительную динамику.
В течение трех последних лет после оказанной логопедической помощи у большинства обучающихся отмечается повышение качества усвоения программного материала по русскому языку и литературному чтению.
Большое значение имеет своевременное выявление обучающихся с речевой патологией, правильная квалификация имеющихся дефектов устной и письменной речи.
Таким образом, сочетание нескольких методов и приёмов музыкотерапии, биоэнергопластики, кинезиологических упражнений, технологии проблемной ситуации использование ИКТ в коррекционном обучении позволило не только предупредить появление у таких детей нарушений письма и чтения, вторичных по отношению к устной речи, но и не допустить отставания в усвоении программного материала по русскому языку.
Апробация
Апробация представленной разработки проводилась при БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 108» и БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 160» с 2008 - 2009 г.г. по 2010 -2011г.г.(результаты в приложении)
Основной контингент обучающихся, составляющих логопедические группы это дети, имеющие хронические заболевания, псевдобульбарную форму дизартрии, мозжечковую дизартрию , обучающиеся с постнатальной энцефалопатии. Все эти дети при поступлении в группу имели низкий уровень речевого развития. Применение выше описанной комбинированной методики позволило обучающимся успешно овладеть общеобразовательной программой и они были выпущены из логопедического пункта.
Таким образом, к концу каждого учебного года на протяжении трёх лет прослеживалась положительная динамика:
- овладели графическими навыками 88 обучающихся (100%);
- грамматический строй сформировался у 79 обучающихся (89.7%) – это объясняется тем, что основной контингент учащихся, составляющих логопедические группы, это дети, имеющие хронические заболевания, а также логопедическое заключение ОНР, НВ ОНР;
-фонематические процессы сформировались у 82 обучающихся (93%);
-навыки звуко - буквенного анализа и синтеза сформировались у 88 обучающихся (100%);
-значительно снизилось количество дисграфических ошибок у 88 обучающихся (100%);
-чтение словами сформировалось у 76 обучающихся (83.3).
У обучающихся повысилась работоспособность, снизилась утомляемость, активизировались мыслительные, психические процессы. Обучающиеся стали более открытыми, раскрепощенными, активными, уверенными в своих силах и возможностях. Они становятся более коммуникабельными, учатся общаться, дружить и работать в коллективе.
Таким образом, вариативность использования в логопедической практике разнообразных методов и приемов коррекции речи, развития ручного праксиса и стимуляция систем соответствия речевых зон коры головного мозга, выявляет явные преимущества: сокращаются сроки коррекционной работы, повышается качество работы, снижаются энергетических затраты, налаживается преемственность в работе всех заинтересованных в коррекции речи детей.
Использование специальных комплексов в виде разнообразных игр и упражнений, наиболее способствуют активизации речевой деятельности.
Из выше сказанного следует, что работа с использованием комбинированной методики при школьном логопедическом пункте за три года проводилась эффективно. Уровень развития всех компонентов речевой системы существенно повысился, что подтверждается результатами итоговой диагностики.
Приложение 1
Результат коррекционной работы по преодолению нарушений письма и чтения у обучающихся
2 – классов МОУ «СОШ № 108 » г. Омска
за 2009– 2010 учебный год
Группа, Класс, Кол-во чел. | Письмо | Чтение | ||||||||
Кол- во дисгр. ошибок (всего) | Кол-во устраненных ошибок | % соотношение | Способ чтения | Кол-во ошибок | Понимание прочитанного | |||||
Начало года | Конец года | |||||||||
Нач. года | Конеццц года | Нач. года | Конец года | Нач. года | Конец года | |||||
VI группа: Нар. чтен. и пис., обус. ОНР. 2 класс, 4 человека | 42 | 20 | 22 | 52.,4 | смеш. тип чтен.(побукв и послог.) | 3чел. словами , 1-смеш. (послог. и словами) | 34 | 12 | поним. на уровне отдельн. предлож. | поним. на уров. текста |
VIIгруппа: Нар. чтен. и пис., обус. ОНР. 2 класс, 4 человека | 40 | 16 | 24 | 60% | 2чел.-смеш. тип чтен. .(побукв и послог.), 2чел.-слов. и послог. | смеш. тип чтен.(слов.и послог.) | 31 | 10 | 2-поним. , 2-поним. фрагмен. | поним. |
VIIIгруппа: Нар. чтен. и пис., обус. ОНР. 2 класс, 4 человека | 41 | 18 | 23 | 56,1 | смеш. тип чтен. .(побукв и послог.) | смеш. тип чтен. .(слов.и послог.) | 29 | 8 | поним. на уровне отдельн. предлож. | поним. на уров. текста |
IX группа: Нар. чтен. и пис., обус. ОНР. 2 класс, 4 человека | 35 | 8 | 27 | 77,1 | смеш. тип чтен. .(побукв и послог.) | смеш. тип чтен. .(слов.и послог.) | 26 | 8 | поним. на уровне отдельн. предлож. | поним. |
Приложение 2
Результат коррекционной работы по преодолению нарушений письма и чтения
у обучающихся 2 – классов МОУ «СОШ № 160» г. Омска
за 2010 – 2011 учебный год
Группа, Класс, Кол-во чел. | Письмо | Чтение | ||||||||
Кол- во дисгр. ошибок (всего) | Кол-во устраненных ошибок | % соотношение | Способ чтения | Кол-во ошибок | Понимание прочитанного | |||||
Начало года | Конец года | |||||||||
Нач. года | Конец года | Нач. года | Конец года | Нач. года | Конец года | |||||
VI группа: Нар. чтен. и пис., обус. ОНР. 2 класс, 5 человек | 44 | 19 | 25 | 56,8 | 3чел. послог. 2чел. смеш. тип чтен. | 5 чел. смеш тип чтен. .(слов.и послог.) | 34 | 9 | 3чел-поним. на уровне отдельн. предлож.,2чел-поним. | 3чел-поним.,2чел-поним. с неточн. |
VIIгруппа: Нар. чтен. и пис., обус. ОНР. 2 класс, 6 человек | 52 | 18 | 34 | 65,4 | смеш. тип чтен. .(побукв и послог.) | смеш. тип чтен. .(слов.и послог.) | 32 | 12 | 2-поним. , 4-поним. фрагмен. | 4чел-поним., 2- на уровне отдельн. предлож |
VIIIгруппа: Нар. чтен. и пис., обус. ОНР. 2 класс, 6 человек | 37 | 13 | 24 | 64,9 | смеш. тип чтен. .(побукв и послог.) | смеш. тип чтен. .(слов.и послог.) | 27 | 8 | поним. на уров. текста | поним. |
Приложение 3
Результат коррекционной работы по преодолению нарушений письма и чтения
у обучающихся 2 – БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 160»
за 2011– 2012 учебный год
Группа, Класс, Кол-во чел. | Письмо | Чтение | ||||||||
Кол-во дисгр. ошибок (всего) | Кол-во устран. ошибок | % соотношение | Способ чтения | Кол-во ошибок | Понимание | |||||
Начало года | Конец года | |||||||||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Нач.ало года | Конец года | |||||
VI группа: Нар. чтен. и письма, обус. ОНР. 2 класс, 3 человека | 28 | 4 | 24 | 85,7 | 2 чел. послог., 1чел. смеш.тип чтен. | 3чел. словами | 24 | 8 | 2-поним., 1-фрагм. | 2-поним. , 1-на уровне отдельн. предлож |
VII группа: Нар. чтен. и письма, обусл. ОНР. 2 класс, 3 человека. | 27 | 6 | 21 | 77,8 | 3чел. послог. | 3чел. смеш. тип чтен. .(слов.и послог.) | 20 | 7 | 2-поним., 1-фрагм. | 2-поним., 1-с неточ. |
Приложение 4
Результат коррекционной работы письменной речи у обучающихся 1 классов
МОУ «СОШ № 108» г. Омска
за 2009– 2010 учебный год
№ группы, кол-во чел. | Логопеди-ческое заключение | Уровень сфор- мированнос- ти навыков письма (кол-во дисгр. ошибок) | Кол-во устра- ненных ошибок | % соот- ноше- ние | Уровень сформированности навыков чтения | ||||||
Способ чтения | Кол-во ошибок | Понимание | |||||||||
январь | май | январь | май | январь | май | январь | май | ||||
I группа, 4 человека | ОНР | 36 | 12 | 24 | 66,7 | 2- побук., 2-послог. | 4-смеш.вид чтен. | 31 | 9 | 2-поним. с неточ., 2-фрагм. | 3-поним. на уровне отдельн. предлож, 1-поним. |
II группа, 4 человека | ОНР | 39 | 18 | 21 | 53,8 | 1-послог., 2- побук., 1- не чит. | 2- побук., 2-послог. | 34 | 10 | 2-с неточ., 2-не поним. | 3- поним. на удов. ур., 1-не поним. |
III группа, 4 человека | ОНР | 39 | 14 | 25 | 64,1 | 3-послог., 1- побук. | 3-смеш.вид чтен., 1- послог. | 29 | 8 | 3-поним., 1-с неточ. | поним. |
Приложение 5
Результат коррекционной работы письменной речи
у обучающихся 1 классов МОУ «СОШ № 160» г. Омска за 2010– 2011 учебный год
№ группы, кол-во чел. | Логопеди-ческое заключение | Уровень сфор- мированнос- ти навыков письма (кол-во дисгр. ошибок) | Кол-во устра- ненных ошибок | % соот- ноше- ние | Уровень сформированности навыков чтения | ||||||
Способ чтения | Кол-во ошибок | Понимание | |||||||||
январь | май | январь | май | январь | май | январь | май | ||||
I группа, 4 человека | ОНР | 40 | 14 | 26 | 65% | 2чел. не чит., 1-побук., 1 послог. | 2-смеш. тип чтен., 2- послог. | 24 | 9 | 2-не поним., 2-нет | 2-фрагм., 2-с неточн |
II группа, 4 человека | ОНР | 39 | 12 | 27 | 69,2 | 2-послог., 2- побук. | 4-послог. | 29 | 7 | 2-поним. , 2- нет | 3- поним., 1- уровне отдельн. предлож, |
Приложение 6
Результат коррекционной работы по преодолению нарушений письменной речи у обучающихся
1 класса БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 160»
за 2011 –2012учебный год
Группа, Кол-во чел. | Логопед . заключение | Уровень сформирован. навыков письма (кол-во дисгр. ошибок) | Кол-во устра- ненных ошибок | % соот- ноше- ние | Уровень сформированности навыков чтения | ||||||
Способ чтения | Кол-во ошибок | Понимание | |||||||||
январь | май | январь | май | январь | май | январь | май | ||||
III группа, 5 человек. | ОНР | 36 | 20 | 18 | 48% | . 3чел. не чит. | . 2чел. побук., 1чел. послог. | 30 | 16 | Не поним | ,1- фраг. 2-нет |
IV группа , 4 человека | ОНР | 38 | 23 | 17 | 43% | 4чел. не чит. | . 2чел. побук., 1чел. послог | 14 | 5 | Не поним | 1 фраг., 3-нет |
Комплекс упражнений
1-е упр. "Горка"
Прикладываем аппликатор горизонтально к основанию внутренней стороны ладони и "поднимаемся" вверх до кончиков пальцев по левой, а затем по правой стороне ладони.
2-е упр. "Скалы"
На внутренней стороне ладони, начиная от большого пальца, прикладываем аппликатор вертикально и слегка надавливая, считаем до десяти. Такой приём используем поочерёдно с каждым пальчиком, заканчивая мизинцем (приговаривая при этом: "отдыхай большак", "отдыхай указка", "отдыхай середняк", "отдыхай безымянный", "отдыхай мизинчик").
3-е упр. "Крокодильчик"
Согнув аппликатор "Малыш" пополам, начинаем массаж каждого пальчика игольчатой поверхностью. Массаж начинаем с большого пальца от первого сустава к кончику пальца, надавливая в каждой точке по счёту "три" 3 раза. Сначала массируем верхнюю и нижнюю поверхность пальцев, а затем боковую. Массаж делаем от большого пальца к мизинцу.
4-е упр. "Печатная машинка"
Аппликатор кладем на стол. Печатаем одним пальцем (произнося при этом "печатаем указательным пальцем" и т.д.), двумя, несколькими пальцами, проговаривая вслух слоги и слова по слогам. Слова нужно давать двух и трёх сложные, выставляя на доске, абаке, столе (перед каждым ребёнком или один набор на стол).
5-е упр. "Помощь идёт" (Работа в паре)
Аппликатор "Малыш" кладем на стол. Печатаем щепотью, т.е. теми пальцами, которые задействованы при письме (большой, указательный, средний).
Первый ребёнок печатает первый слог, произнося его вслух, а второй "домысливает" и печатает второй слог (слова даём двусложные).
6-е упр. "Уши, шея, голова"
Попеременно прикладываем аппликатор сначала к левому уху, слегка надавливая на него (счёт до десяти), затем к правому уху, затем к шее (первый позвонок), затем массажируем виски (левый, затем правый висок - точки по Уманской).
7-е упр. "Носики-курносики"
Аппликатор сгибаем пополам, т.е. "крокодильчиком" и слегка надавливаем на гайморовы пазухи игольчатой поверхностью (счёт до десяти).
8-е упр. "Ладушки"
Кладём аппликатор на правую ладонь игольчатой поверхностью вверх, а левой ладонью хлопаем по нему, приговаривая "ладушки" или любую детскую потешку. Затем меняем ладони. Потешку тоже можно поменять на другую.
1-е упр. "Горка"
Снег валится, снег валится,
Весело, задорно.
Поскорей берите санки
И бегом на горку.
Ой, как весело кататься
Ребятне проворной.
Пусть погуще снег валится -
Круче будут горки.
2-е упр. "Скалы"
В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому
Указательный и средний,
Безымянный и последний,
Сам мизинчик – малышок
Постучался на порог.
Вместе пальчики – друзья,
Друг без друга им нельзя.
3-е упр. "Крокодильчик"
Крокодильчик не ленится,
Не спеша идет к водице.
По песку ступают ножки,
Нелегка ходьба для крошки.
Наблюдает гордо мама,
А малыш такой упрямый.
Хоть пока и ходит плохо,
Не желает сдаться кроха.
4-е упр. "Дружба" ("Ладушки") Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинай считать опять.
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы закончили считать.
Кинезиологические упражнения
Упражнение "Ухо - нос"
Левая рука - взяться за кончик носа, правая рука - взяться за правое ухо. По команде отпустить ухо-нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук "с точностью наоборот".
Упражнение "Змейка"
Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, вывернуть руки к себе. 1 вариант: ребенок с закрытыми глазами называет палец и руку, к которым прикоснулся педагог. 2 вариант: точно и четко двигать пальцем, который называет педагог. Следить, чтобы остальные пальцы в движении не участвовали.
Упражнение "Колечки"
Поочередно соединить в кольцо большой палец от указательного к мизинцу ( прямая проба) и от мизинца к указательному ( обратная проба). Вначале упражнение выполнять каждой рукой отдельно, а затем двумя руками одновременно. Увеличивая скорость выполнения упражнения, следить за четкостью движений. Усложненный вариант: одновременно левая рука - выполняет прямую пробу, правая рука - выполняет обратную и наоборот.
Упражнение "Лезгинка"
Левая рука -сложить ладони в кулак и развернуть пальцами к себе, большой палец отставить в сторону. Правая рука - прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснуться к мизинцу левой руки. По команде одновременно сменить положение рук.
В последние годы увеличилось количество детей с трудностями в обучении и адаптации. Для преодоления имеющихся у них нарушений необходимо проведение комплексной психо-коррекционной работы. Одним из составляющих элементов такой работы является кинезиологическая коррекция.
Кинезиология — наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта.
Можно предложить детям следующие упражнения:
1. Кулак — ладонь. Обе руки лежат на столе или на коленях ладонями вниз, одна сжата в кулак. Одновременно кулак разжать, а другую ладонь сжать в кулак, поменять руки. Движения по мере усвоения можно ускорять, но следить за тем, чтобы сжатия-разжатия производились попеременно, не соскальзывая на одновременные.
Вот ладошка, вот кулак.
Всё быстрей делай так.
2. «Оладушки». Правая рука лежит на колене ладонью вниз, левая — на другом колене ладонью вверх. Одновременная смена: теперь правая — ладонью вверх, а левая — ладонью вниз. По мере усвоения — движения ускорять.
Мы играли в ладушки—
Жарили оладушки.
Так пожарим, повернем
И опять играть начнем.
3. "Ищет птичка". Поочередное соединение всех пальцев с большим (перебор пальцев). На каждый ударный слог пальцы одной руки соединяются с большим в следующем порядке: 1—2, 1—3, 1—4, 1—5, 1—5, 1—4, 1—3, 1—2. Затем смена рук.
Ищет птичка и в траве,
И на ветках, и в листве,
Смена рук.
И среди больших лугов
Мух, червей, слепней, жуков!
4. «Лягушка» (кулак — ребро — ладонь). Три положения руки на столе или на колене последовательно сменяют друг друга: кулак (ладонью вниз), ладонь ребром, ладонь вниз:
Лягушка (кулак) хочет (ребро) в пруд (ладонь),
Лягушке (кулак) скучно (ребро) тут (ладонь).
5. «Лезгинка». Левая ладонь повернута к себе, пальцы в кулак, а большой — в сторону. Правая рука прямой ладонью вниз прикасается к мизинцу левой. Потом — одновременная смена положений рук.
Вертишейки, вертихвостки
Не хотят носить обноски —
Им бы праздничные блестки
Да высокие прически!
Примеры артикуляционных упражнений с использованием биоэнергопластики:
«Птенчики» -Рот открыт – счет до пяти. Рот закрыт – счет до пяти. На счет – один – челюсть опускается на ширину двух пальцев, язык лежит свободно, кончик у нижних резцов, губы. На счет – два – фиксируем открытое положение рта. На счет – три – рот закрыт.
Показ кистью руки: Четыре сомкнутых пальца ладонью вниз, большой палец прижат к указательному. Когда рот открывается, большой палец опускается вниз, четыре пальца
“Часики” сопровождает сжатая и опущенная вниз ладонь, которая движется под счет влево - вправо.
“Качели” - движение ладони с сомкнутыми пальцами вверх вниз.
“Маляр” - сомкнутая ладонь поднята вверх, тыльной стороной от себя, четыре сомкнутых пальца медленно и плавно двигаются вперед - назад и влево - вправо.
“Футбол” - ладонь сжата в кулак, указательный палец выдвинут вперед, под счет кисть руки поворачивается вправо – влево.
“Улыбка” - пальчики расставлены в стороны, как лучики солнышка. Под счет 1 –пальчики расправляются и удерживаются одновременно с улыбкой 5 сек., на счет 2 –ладонь сворачивается в кулак. И так далее.
“Хоботок” - ладонь собрана в щепоть, большой палец прижат к среднему.
“Жало”, - пальцы сжаты в кулак, указательный выдвинут вперед.
“Лопаточка” - большой палец прижат к ладони сбоку, сомкнутая, ненапряженная ладонь опущена вниз.
“Чашечка” - пальцы прижаты друг к другу, имитируя положение “чашечки”.
“Парус” - сомкнутая ладонь поднята вверх.
“Горка” - согнутая ладонь опущена.
Литература
1.Акименко В.М. Новые педагогические технологии: учебно-метод. пособие .- Ростов н/Д; изд. Феникс, 2008.
2. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии.- Ростов н/Д; изд. Феникс, 2011.
3. Акименко В.М. Речевые нарушения у детей.- Ростов н/Д; изд. Феникс, 2008.
4. Баннов А. Учимся думать вместе: Материалы для тренинга учителей. — М.: ИНТУИТ.РУ, 2007.
5. Бахман Е. В. Синквейны на уроках химии. Школа: день за днем.
http://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=410
6.Башева .В. Развитие восприятия детей 3-7 лет. Ярославль,2001
7.Вольнова Л.Н. Движение-мысь-слово. Пермь,1999-63
8.Выготский л.С. история развития высших психических функций. М.,1986
9. Гин А. Приемы педагогической техники. – М.:Вита-Пресс, 2003
10. Душка Н. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников Журнал «Логопед», №5 (2005).
11. Терентьева Н. Синквейн по «Котловану». Литература. Журнал «Первое сентября», №4 (2006).
Электронные ресурсы:
12.Мордвинова Т. Синквейн на уроке литературы. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». http://festival.1september.ru/articles/518752
13. Ястребова А.В., Спирова Л.Ф., Бессонова Т.П. Учителю о детях с недостатками речи. / Изд.2-е. - М.: АРКТИ, 1997. - 131 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование современных инновационных технологий в работе с детьми с общим недоразвитием речи как средство формирования положительной мотивации к учебной деятельности».
Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины, логопедия использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям, наиболее эффективные, нет...
Психолого-педагогические подходы к проблеме формирования положительной мотивации к учебной деятельности младших школьников.
Формирование мотивационной сферы – это длительный, сложный процесс, состоящий в том, чтобы способствовать изменению уже имеющихся неустойчивых мотивов младшего школьника на начальных этапах его ...
Формирование положительной мотивации к учебной деятельности средствами бальной системы
Самообразование классного руководителя...
Статья : «Формирование у обучающихся положительной мотивации к учебной деятельности».
Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением ...
«Создание условий для формирования у обучающихся положительной мотивации к учебной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО»
В настоящее время формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем школы. Посмотрим на наших учеников с позиции нового заказа общества сис...
Тема Школьного Методического Объединения учителей начальных классов: «Практические пути использования игры как средства формирования положительной мотивации к обучению обучающихся с интеллектуальными нарушениями в начальной школе»
Тема Школьного Методического Объединения учителей начальных классов: «Практические пути использования игры как средства формирования положительной мотивации к обучению обучающихся с интеллектуал...