ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФРАЗОВОГО КОНСТРУКТОРА В РАБОТЕ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ТМНР
статья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_-_frazovyy_konstruktor.docx | 20.95 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФРАЗОВОГО КОНСТРУКТОРА В РАБОТЕ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ТМНР
Брягиня Татьяна Николаевна,
учитель
Государственное бюджетное общеобразовательное
учреждение школа №627 Невского района Санкт-Петербурга
Tatiana Briaginia
teacher
State Budgetary Educational Institution of
school No. 627 of the Nevsky district of St. Petersburg
Аннотация. В статье раскрываются особенности развития детей с интеллектуальными нарушениями и тяжелыми множественными нарушениями развития, специфика образовательных потребностей, система коррекционной работы по формированию фразовой речи с помощью дополнительных средств альтернативной коммуникации.
Статья адресована специалистам, работающим с обучающимися, имеющими умеренную, тяжелую или глубокую умственную отсталость, логопедам, дефектологам. Статья может быть полезна родителям, имеющим ребенка с ТМНР.
Ключевые слова: тяжелые и множественные нарушения развития, расстройства аутистического спектра, интеллектуальные нарушения, особые образовательные потребности, альтернативная коммуникация, фразовый конструктор.
Annotation. The article reveals the features of the development of children with intellectual disabilities and severe multiple developmental disorders, the specifics of educational needs, the system of correctional work on the formation of phrasal speech using additional means of alternative communication.
The article is addressed to specialists working with students with moderate, severe or profound mental retardation, speech therapists, and speech pathologists. The article may be useful to parents who have a child with disabilities.
Key words: severe and multiple developmental disorders, autism spectrum disorders, intellectual disabilities, special educational needs, alternative communication, phrase constructor.
Для обучающихся с тяжелыми, множественными нарушениями развития характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которое может сочетаться с локальными или системными нарушениями опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести. У некоторых детей выявляются текущие психические и соматические заболевания, которые значительно осложняют их индивидуальное развитие и обучение. Дети с глубокой умственной отсталостью часто не владеют речью, они постоянно нуждаются в уходе и присмотре. Интерес к какой-либо деятельности не имеет мотивационно-потребностных оснований и, как правило, носит кратковременный, неустойчивый характер [1]. Такие особенности и своеобразие психофизического развития детей с ТМНР определяют специфику их образовательных потребностей, необходимость использования специфических методов и средств обучения (например, использование предметных и графических алгоритмов, электронных средств коммуникации и т.д.) [5].
Одним из важных этапов коррекционной работы с детьми с ТМНР является формирование связной фразовой речи. Овладение ею является необходимым этапом в познавательном и социально-коммуникативном развитии ребенка. У детей с особыми образовательными потребностями фразовая речь не может быть сформирована без систематических и целенаправленных занятий. Необходимо проводить одновременную работу над пониманием обращенной речи, обогащением словаря, построением фразы [1]. В своей работе по развитию связной речи у детей с интеллектуальными нарушениями и ТМНР я использую фразовые конструкторы, которые помогают выстраивать предложение – фразу, опираясь на зрительные образы. Ценность этого средства состоит в том, что дети не только повторяют фразы, произнесенные педагогом, а конструируют предложения сами или по образцу педагога.
Основой для начала работы с фразовым конструктором послужило пособие для логопедов Т.Н. Новиковой-Иванцовой «От слов к фразе» [3].
Существует система коммуникации при помощи карточек PECS [4]. Это система коммуникации, при которой человек, не владеющий (или очень плохо владеющий) устной речью, использует картинку/карточку, для того чтобы выразить просьбу, прокомментировать событие, ответить на вопрос и т.д. В ГБОУ школе №627 Невского района Санкт-Петербурга была разработана собственная картотека графических символов, изображения из которой используются учителями и специалистами.
Во фразовом конструкторе графические изображения используются как средства дополнительной коммуникации и заменяют слова [2]. На начальном этапе применения конструктора обучающийся учить, повторяет, закрепляет слова, обозначающие названия, действия и признаки предметов (цвета, размер, форму). Это фраза (предложение) из 1 слова. Затем приступает к составлению более распространенных фраз.
Выделяются основные этапы работы с фразовым конструктором:
1. Перед началом работы с фразовым конструктором, необходимо обучить ребенка соотносить слова с игрушками и изображениями, то есть он должен понимать, о чем или о ком будет идти речь. Важно научить понимать смысл первых глаголов. И развить навык использования однословной фразы, так как именно она является отправным пунктом к расширению и структурированию фразовой речи.
2. Отработка простого двусоставного предложения на материале слов, доступных детям по звуко-слоговой структуре. Инструкция четкая и короткая, с использованием двух слов фразы. Это является программой правильного ответа ребенка. Работа строится в вопросно-ответной форме, используется сопряженная и отраженная речь. Бабушка сидит. Дед спит.
3. Работа по формированию трехсловных предложений. Девочка есть кашу. Дети гуляют в парке. Особое внимание уделяется работе по формированию у детей правильного употребления простых предлогов, обозначающих пространственные отношения (в, за, под, над).
4. Ввод в предложение определения. Это коричневый медведь.
Благодаря использованию фразового конструктора занятия по развитию речи перестают быть скучными, дети вовлекаются в деятельность по составлению фраз и простых предложений. Визуализация предложений помогает воспроизводить фразы даже по отдельным опорным карточкам, а также помогает развивать планирующую функцию речи при составлении аналогичных высказываний.
Библиографический список
- Баряева Л. Б., Бгажнокова И. М., Бойков Д. И., Зарин А. М., Комаров С. В. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы / под ред. И. М. Бгажноковой. – М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 181 с. – (Коррекционная педагогика)
- Баряева Л. Б., Логинова Е. Т., Лопатина Л. В. Я – говорю! Я – ребенок! И др.: Упражнения с пиктограммами. – Дрофа, 2007-2008.
- Новикова-Иванцова Т. Н. От слова к фразе. Методическое пособие для работы логопедов по формированию фразы у детей с тяжелой речевой патологией. В 3-х частях. - Москва, Специальная (коррекционная) начальная школа – детский сад V вида № 1708, 2011 г.
- Система PECS. Режим доступа: https://ppt-online.org/126427 (дата обращения: 11.03.2024).
- Танцюра С. Ю., Кононова С. И. Альтернативная коммуникация в обучении детей с ОВЗ: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2017. – 64с. - (Библиотека логопеда)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Использование инновационных технологий в работе с обучающимися с ОНР, как средство формирования положительной мотивации к учебной деятельности".
На современном этапе ,система начальной школы строится на передачи обучающимися знаний,данная методика представляет разработку позволяющая развивать устную и письменную речь с помощью элементов ...
"Использование здоровьесберегающих технологий в работе с обучающимися начальной школы на основе компетентностного подхода"
Охрана здоровья детей это приорететное направление ФГОС, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания....
Использование здоровьесберегающих технологий при работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья
В презентации описан опыт работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья....
План по воспитательной работе для обучающихся с ТМНР
План по воспитательной работе для обучающихся с умственной отсталостью в умеренной, глубокой или тяжелой степени, с тяжелыми и множественными нарушениями развития...
Использование визуальной поддержки в работе с обучающимися с РАС и ТМНР
Визуальная поддержка – это любые наглядные предметы, которые способствуют коммуникации или предоставляют нам информацию. Очень важно понять, что визуальная поддержка может быть использована для ...
Особенности работы с обучащимися с ТМНР
В статье дается краткая характеристика детей с ТМНР, знакомство с особенностями работы с данной категорией детей,публикуются некоторые практические приемы и методы....
Презентация на тему: "Мастер-класс «Использование головоломки «Танграм» в работе с обучающимися начальных классов»
Танграм – в переводе с китайского языка обозначает «семь дощечек мастерства», а ещё её называют бумажной головоломкой. Эта головоломка, состоящая из семи плоских фигур, которые...