Использование визуальной поддержки при обучении детей с РАС
статья (2 класс)
Для ребёнка с РАС посещение новых общественных мест часто является непростой задачей. У многих детей возникает состояние тревоги, которое проявляется в поведении ребёнка - он начинает кричать, закрывать уши руками, толкать или направлять взрослого к выходу. Для того, чтобы уменьшить состояние тревоги и устранить нежелательное поведение у ребёнка целесообразно применять зрительную поддержку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Визуальная поддержка | 24.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Для ребёнка с РАС посещение новых общественных мест часто является непростой задачей. У многих детей возникает состояние тревоги, которое проявляется в поведении ребёнка - он начинает кричать, закрывать уши руками, толкать или направлять взрослого к выходу. Для того, чтобы уменьшить состояние тревоги и устранить нежелательное поведение у ребёнка целесообразно применять зрительную поддержку.
Что такое «зрительная поддержка»?
Термин «зрительная поддержка» ( «визуальная поддержка») включает всё, что мы видим:
- Язык жестов: выражение лица, движение тела, направление в сторону объекта, контакт глаз, расстояние между людьми.
- Сигналы из окружения: расстановка мебели, печатные материалы, написанные сообщения, передвижения людей и предметов.
- Способы организации и подачи информации: календари, еженедельники, знаки, расписания, список покупок, инструкции для пользования.
Зрительная поддержка делает нашу повседневную жизнь проще и продуктивнее. Она помогает нам организовать наше мышление и напоминает нам о том, что нужно сделать. Благодаря зрительной поддержке дети достигают намеченных целей и выполняют свои обязанности в полной мере и с меньшим стрессом.
Зрительная поддержка - это способ предоставить детям с РАС информацию в более понятной форме, по с равнению с устной речью. Она помогает ученикам лучше понять, что именно происходит в их жизни, помогает, усвоит новые навыки.
Зрительная поддержка нужна как ученикам младших классов, так и старших классов, если им нужно справиться с переменами или разобраться в сложных социальных событиях.
Виды зрительной поддержки:
Социальные истории
Карточки PECS
Таблицы отсчёта
Визуальное расписание
Что такое расписание активностей?
«…набор карточек или слов, помогающий выполнить последовательность активностей».
(McClannahan&Krantz,1999,р.3)
Расписание начального уровня, обычно включают набор фотографий- стимулов, которые представляют последовательность активностей.
Для чего нужны расписания?
Расписания помогают справиться с нежелательным поведением
- Помогают делать определённые активности в определённое время
- Делают нашу жизнь более предсказуемой и позволяют планировать будущие активности
- Снижают уровень стресса
- Дают независимость
- Помогают выбору и следованию активностям
- Помогают социальным взаимодействиям
- Снижают поддержку взрослого
- Уменьшают стереотипы
Расписание помогает детям с РАС понять, что им ожидать от того или иного дня. Все виды деятельности обозначаются небольшой картинкой или фотографией и размещаются в расписании в определённой последовательности. Это хороший способ упорядочивания как домашней, так и школьной среды.
Форматы расписаний
- Альбом с картинками или словами на каждой странице
- Натуральные предметы
- Список того, что необходимо сделать, содержащий картинки или слова
- Написанные или напечатанные слова
- Планировщики
- Карманные компьютеры
- Аудиозаписи расписаний
Типы расписаний
Охват активностей
- Ежедневные
- Уроки
- На улице/спорт
- Независимость
- Игра, работа, сон, утро
Специфичные по активностям
- Активности во время еды
- Приготовление «перекусов»
- Накрывать на стол
- Готовить еду
- Домашние рутины
- Самообслуживание
- Отдых
Комбинированные
- Школьные расписания
- Примеры комбинаций расписаний в школе
- Ежедневники
- Различные уроки
- Несколько социальных взаимодействий
- Обед
- Игра
Расписание активностей после школы
- Социальное взаимодействие
- «Перекус» - расписание приготовления
- Домашнее задание
- Отдых, расписание отдыха
Материалы для начального расписания
- Подставка или доска, на которой выкладывается расписание
- Липучка
- Защита для листов
- Картинки или фотографии
- Контейнеры для материалов
Подготовка окружения
- Материалы всегда должны находиться в доступном месте( на полке или на полу в специальном месте)
- Расписание активностей всегда располагается на одном и том же месте, на рабочей поверхности
- Картинка с подкреплением на линейке в конце активностей
Выбор активностей
- Сортировка по форме
- Лото с картинками
- Пазлы
- Соответствие цветов
- Нанизывание бус
- Чашки-вкладыши
- Мозаики
- Аудиокниги
- Рисование по точкам
- Музыка на кассете
- Книжка с картинками
Как выбрать подкрепление
- Побеседуйте с родителями
- Понаблюдайте за ребёнком
- Определите, что ребёнку больше всего нравится
- Проведите оценку подкреплений
- Предлагайте ребёнку выбор из трёх предпочитаемых предметов до начала работы.
Последовательность следования расписанию
- Выложить на линейке расписание активностей
- Получить объект
- Выполнить активность
- Убрать объект на место
- Убрать карточку с активностью в контейнер
- Приступить к следующей активности
- После завершения последней активности указать на карточку с подкреплением
Зрительная поддержка определяется конкретной потребностью, она не зависит от возраста человека. По мере взросления учеников электронные носители становятся наиболее социально приемлемым способом для многих целей. В наше время для всего найдётся мобильное приложение.
Ссылки
- Hodgdon,L.(1995).Visual strategies for improving communication,Troy,MI:QuirkRoberts Publishing.
- Hodgdon,L.&Bryant,M.(2010)Practical communication tools for autism:Using visual strategies for lifelong success.Troy,MI:QuirkRoberts Publishing.
- Burke,Charron&Steinkamp(2011). The planner guide.Williamston,MI:The Planner Guide.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по теме Использование здоровьесберегающие технологий в обучении детей в классах с нарушениями ОДА и лёгкой умственной отсталостью.
Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образов...
Использование игровых моментов в обучении детей начальной школы
Использование игровых моментов в обучении детей начальной школы...
Использование здоровьесберегающих технологий в обучении детей с интеллектуальной недостаточностью.
Понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся. Здо...
Использование визуальной поддержки при обучении и воспитании детей с ТМНР
Визуальная поддержка – это способ предоставить детям с РАС информацию в более понятной, по сравнению с устной речью, форме....
«Использование песочной терапии при обучении детей с ОВЗ».
Нетрадиционные методы воздействия в работе учителя коррекционных классов становятся перспективным средством при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В качестве ведущих характер...
Использование визуального расписания в обучении детей с РАС и ТМНР
Статья о том, как использовать метод визуального расписания в обучении детей с РАС и ТМНР...
Использование визуальной поддержки в работе с обучающимися с РАС и ТМНР
Визуальная поддержка – это любые наглядные предметы, которые способствуют коммуникации или предоставляют нам информацию. Очень важно понять, что визуальная поддержка может быть использована для ...