Проектная деятельность на внеурочных занятиях в начальной школе
опыты и эксперименты (1, 2, 3, 4 класс)

Павлова Ирина Владимировна

Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею. Включение младших школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку.Конечно, младший школьный возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности, однако, начинать вовлекать учащихся начальных классов в проектную деятельность нужно обязательно. Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Следует лишь помнить, что при организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные, психолого-физиологические и гигиенические особенности младших школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опыт работы учителя по внеурочной деятельности учащихся начальных классов

     Сегодня я хочу представить вам опыт своей работы по применению технологии проектной деятельности в начальной школе. Технология проектной деятельности может быть использована практически на каждом уроке, в том числе и на внеурочных занятиях.Говоря об эффективности проектной деятельности, можно привести китайскую пословицу: «Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, вовлеки меня, и я научусь».

Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею. Включение младших школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку.Конечно, младший школьный возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности, однако, начинать вовлекать учащихся начальных классов в проектную деятельность нужно обязательно. Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Следует лишь помнить, что при организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные, психолого-физиологические и гигиенические особенности младших школьников.

С введением в 2011 году ФГОС в процессе обучения стала необходимой работа над проектами.

В педагогической теории это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, которая имеет общую цель, методы, способы и направлена на достижение общего результата.

Несмотря на такое скучное определение, сама работа над проектами куда более увлекательна. Она формирует необходимые исследовательские и практические навыки: дети учатся решать важную для себя проблему, выполняя определенные шаги, а на выходе получают конкретный продукт.

 На самом деле, грамотно организовать такой сложный вид работы, как создание проектов с учащимися, довольно сложно. Эта работа требует много сил и времени и от учителя, и от ученика, и от родителей. На мой взгляд, очень важно дать первые умения по созданию проекта и исследовательской работы именно младшему школьнику.

Сейчас я имею некоторый опыт работы, который предполагает использование метода проектов в образовательном и воспитательном процессе. Для себя я выбрала следующие принципы организации проектной деятельности:

Принципы организации проектной деятельности:

- Проект должен быть посильным для выполнения;

- Создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов - Вести подготовку учащихся к выполнению проектов

- Обеспечить руководство проектом со стороны педагогов — обсуждение выбранной темы, плана работы и ведение дневника, в котором учащийся делает соответствующие записи своих мыслей, идей, ощущений — рефлексия. Дневник должен помочь учащемуся при составлении отчета в том случае, если проект не представляет собой письменную работу. Учащийся прибегает к помощи дневника во время собеседований с руководителем проекта.

- В том случае, если проект групповой каждый учащийся должен четко показать свой вклад в выполнение проекта, т.к. каждый участник проекта получает индивидуальную оценку.

- Обязательная презентация результатов работы по проекту в той или иной форме.

Следует остановиться и на общих подходах к этапам проекта:

1. Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.

2. Далее учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.

3. Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.

4. Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.

5. Промежуточные обсуждения полученных данных в группах

6. Защита проектов.

7. Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы.

ТИПЫ ПРОЕКТОВ

 По доминирующему в проекте методу:

1. Исследовательские. 2. Информационные. 3. Творческие. 4. Игровые. 5. Практические.

По количеству участников проектов, можно выделить проекты:

  Личностные; парные; групповые.

И, наконец, по продолжительности проведения проекты могут быть:

краткосрочными; средней продолжительности; долгосрочные.

  Стадии работы над проектом — это «пять П»

  Проблема — Проектирование (планирование) —-Поиск информации — Продукт — Презентация.

Шестое «П» проекта — его Портфолио, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, планы, отчеты, результаты исследований и анализа , схемы, рисунки, фотографии, электронный вариант учебного проекта для презентации; список литературы в алфавитном порядке и т.д.

  Требования к учебному проекту — совершенно особые.

Требования, в общем простые, и главное из них – «исходи из ребёнка». Все темы должны быть посильны пониманию ученика. Чем меньше ребёнок – тем проще проект. Маленькие дети способны выполнять только незамысловатые проекты.

Для направления деятельности учеников была разработана памятка.

Памятка начинающему исследователю.

  Выбери тему исследования

  Подумай, на какие вопросы по этой теме ты бы хотел найти ответы.

  Продумай варианты своих ответов на поставленные вопросы.

  Реши, где ты будешь искать ответы на поставленные вопросы.

  Поработай с источниками информации, найди ответы на свои вопросы.

  Сделай выводы.

  Оформи результаты своей работы.

  Подготовь краткое выступление по представлению своего исследования.

Выбор формы продукта проектной деятельности — важная организационная задача участников проекта.

  Приведем перечень (далеко не полный!) возможных выходов проектной деятельности:

  — Атрибуты несуществующего государства;

  — Бизнес-план;

  — Видеофильм;

  — Выставка;

  — Газета;

  — Журнал;

  — Законопроект;

  — Праздник — Статья;

  — Сценарий;

  — Учебное пособие;

  — Чертеж;

 

 Паспорт проектной работы

  Как правило, паспорт проектной работы состоит из следующих пунктов:

  1)Название проекта.

  2) Руководитель проекта.

  3) Учебные ДИСЦИПЛИНЫ, близкие к теме проекта.

  4) Состав проектной группы (Ф.И. учащихся, класс).

  5) Тип проекта

  6)Заказчик проекта.

  7) Цель проекта(практическая и педагогическая цели).

  8) Задачи проекта

  9) Необходимое оборудование.

  10) Аннотация

  11) Предполагаемые продукт(ы) проекта.

  12) Этапы работы над проектом

Виды презентаций проектов могут быть различными, например:

— Игра с залом.

— Научный доклад.

— Отчет исследовательской экспедиции.

— Пресс-конференция.

— Путешествие.

— Реклама.

«Подводные камни» проектного метода

1)Всегда существует опасность переоценить результат проекта и недооценить его процесс.

2) Главная опасность при выполнении исследовательского проекта — его превращение в реферат.

3) При организации системы проектов в школе не всегда удается обеспечить содержательное единство тем.

Проектное обучение даёт ему возможность поиска, воспитания и обучения талантливых, одарённых и творчески - развитых детей, является условием развития индивидуальных способностей учащихся, формирует у них навыки «всегда быть успешными».

Вывод: проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность на уроках технологии в начальной школе и её роль в формировании УУД.

Краткий экскурс в историю вопроса, современный взгляд на проектную деятельность на уроках технологии....

Статья Проектно-исследовательская деятельность на уроках и внеурочных занятиях в начальной школе

В статье представлены приемы работы по организациитворческой деятельности учащихся в проектах....

Проектная деятельность во внеурочное время в начальных классах

                   В основе стандартов второго поколения, на которые переходит сегодня вся     система    об...

Проектная деятельность во внеурочной работе в начальной школе

Проект "Театр-музей народной игрушки" реализован во внеурочной деятельности во 2 классе...

«Проектная деятельность во внеурочное время в начальной школе»

Главная проблема в начальной школе - это отсутствие у детей навыков поисковой деятельности, а совместная работа учителя и детей решает возникшую проблему, проблемную ситуацию. Авторитет современного и...

«Проектная деятельность во внеурочное время в начальной школе»

Главная проблема в начальной школе - это отсутствие у детей навыков поисковой деятельности, а совместная работа учителя и детей решает возникшую проблему, проблемную ситуацию. Авторитет современного и...