"Структурирование дня с использованием средств альтернативной коммуникации в классах"Особый ребенок ".
статья
Скачать:
Предварительный просмотр:
Человеческое общение осуществляется либо через вербальную речь, либо при помощи жестов и мимики, либо с использованием картинок и символов.
Часто речь ребенка с умеренной или тяжелой умственной отсталостью может полностью отсутствовать в вербальной форме, либо сформирована недостаточно для продуктивного общения. Непонимание окружающими обращений со стороны таких людей, вызывает состояние фрустрации и агрессии.
Систематическая и целенаправленная коррекционная работа по развитию коммуникативной сферы у лиц с умеренной и тяжелой умственной отсталостью приводит к положительным результатам – улучшает вербальное и невербальное общение, развивает межличностные отношения со взрослыми и сверстниками, усиливает активность и самостоятельность.
Если одно из средств общения по какой-либо причине не доступно, то оставшиеся получают дополнительную нагрузку как носители процесса взаимопонимания. Язык, жесты и символы сменяют друг друга либо используются одновременно.
Для большинства лиц с умеренными и тяжелыми нарушениями интеллекта и комплексными умственными и физическими недостатками в качестве средства общения может быть использована пиктография. Системы пиктограмм применяются в соответствии с возможностью человека понимать. Он может найти соответствующий символ и передать его, либо только указать на символ.
Начинать применение такой системы нужно как можно раньше, так как воспитанники начинают спонтанно произносить звуки и даже проговаривают отдельные слова, если они работают с символами.
Ежедневно повторяющиеся ситуации дают повод для введения символов. Для усвоения определенного понятия должны быть использованы конкретные ситуации, примеры, предметы, фотографии и картинки. Во время демонстрации символа, обязательно следует произносить в этот момент слово, сопровождать его жестами и мимикой.
В системе формирования средств общения детей с МНР важное место занимает календарь и расписания. В течение дня дети занимаются различными видами деятельности, соответствующими режимным моментам. Четкий алгоритм учит детей прогнозировать свою деятельность и обозначать ее с помощью доступных средств общения. С помощью формирования календаря, и ежедневных расписаний решаются следующие задачи:
- формирование доступных средств общения, обозначающих предметы и деятельность, которая производится с их помощью;
- организация общения с использованием этих средств;
- организация самой деятельности в разные по длительности промежутки времени.
Ежедневное составление календаря в течение первого урока, который проходит в форме утреннего круга, позволяет наиболее продуктивно освоить такие понятия как время года и месяцы, дни недели и части суток.
Ученики осваивают глобальное чтение за счет ассоциаций напечатанного слова с символом. Ученики обозначают время года, выбирая нужную пиктограмму, с помощью учителя определяют месяц и дату.
В процессе обучения развивается навык следования наглядному расписанию. После того как ученик сможет выполнять 6 – 8 отдельных инструкций на карточках (школьные виды деятельности), следующим шагом становится объединение карточек в расписание. Пиктограммы сопоставляются с карточками с напечатанными словами (глобальное чтение)
Учитель проговаривает последовательность уроков на текущий день, а ученик составляет графическое расписание.
В процессе обучения развивается навык следования наглядному расписанию. После того как ученик сможет выполнять 6 – 8 отдельных инструкций на карточках (школьные виды деятельности), следующим шагом становится объединение карточек в расписание. Пиктограммы сопоставляются с карточками с напечатанными словами (глобальное чтение)
Учитель проговаривает последовательность уроков на текущий день, а ученик составляет графическое расписание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С УМЕРЕННОЙ И ТЯЖЕЛОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ В ИНТЕРАКТИВНОЙ ИГРОВОЙ СРЕДЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ
За последнее время в современном обществе произошли большие изменения в отношении к детям с ментальными нарушениями. Многие специалисты считают, что, возможности успешной социальной адаптации детей с ...
Слушание и выполнение действий русской народной сказки «Маша и медведь» с использованием средств альтернативной и дополнительной коммуникации (программа «Макатон»)
Формирование понимания сказочного сюжета с использованием средств вербальной и альтернативной коммуникации...
Использование средств альтернативной и дополнительной коммуникации на уроках домоводства
В последнее время наблюдается рост числа обучающихся с умеренной (глубокой) умственной отсталостью. Дети поступают в школу с тяжелыми множественными нарушениями развития (далее - ТМНР): многие из них ...
Статья «Использование игр и игровых упражнений с песком в коррекционной работе с детьми с ТМНР с использованием средств альтернативной коммуникации»
laquo;Использование игр и игровых упражнений с песком в коррекционной работе с детьми с ТМНР с использованием средств альтернативной коммуникации»...
Календарно-тематическое планирование по предмету "Речь и альтернативная коммуникация, "Альтернативная коммуникация" 4 класс
Календарно-тематическое планирование по предметам :" Альтернативная коммуникация ", "Речь и альтернативная коммуникация"...
Календарно-тематическое планирование по предмету "Речь и альтернативная коммуникация, "Альтернативная коммуникация" 3 класс
КТП по предмету :"Речь и альтернативная коммуникация " 3 класс...
Конспект логопедического занятия с использованием средств альтернативной и дополнительной коммуникации Лексическая тема: «Семья»
Конспект логопедического занятия с использованием средств альтернативной и дополнительной коммуникацииЛексическая тема:«Семья»...