Расстройства аутистического спектра.
материал

Доклад на МО учителей коррекционной школы-интерната.Тема: «Расстройства аутистического спектра».В докладе дается представление о  видах РАС и основных коррекционным методиках. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_ras.docx20.76 КБ

Предварительный просмотр:

Описание.

Предлагаю доклад на МО учителей коррекционной школы-интерната.

Информация, содержащаяся в докладе, будет полезна логопедам, учителям - дефектологам, студентам дефектологических вузов.

Тема: «Расстройства аутистического спектра».
Цель:
дать представление о РАС .
Задачи: 

-рассказать о  видах РАС;        
-познакомить с основными коррекционными методиками

Расстройства аутистического спектра.

          Обращаясь к логопеду по поводу задержки речевого развития, мамы нередко говорят и об особенностях поведения ребенка таких как, истерики, неусидчивость, плохой сон, избирательность в еде. Такие дети направляются на консультацию к психиатру, невропатологу, психологу. Часто в этих случаях ставится диагноз – РАС.
Расстройства аутистического спектра (РАС) – это комплексные нарушения психического развития, которые характеризуются социальной дезадаптацией и неспособностью к социальному взаимодействию, общению и стереотипностью поведения (многократные повторения однообразных действий).
        Существует несколько гипотез причин возникновения аутизма:
-генетической предрасположенности;
- нарушения развития нервной системы (у детей с подобным диагнозом часто изменены или уменьшены лобные отделы коры головного мозга, мозжечок, гиппокамп, срединная височная доля);
- инфекции, химические воздействия на организм матери в период беременности, родовые травмы, врожденные нарушения обмена веществ, влияние некоторых лекарственных средств, промышленные токсины.
        Родителей должны насторожить:
- необычное для данного возраста поведение ребенка;
- избегание тактильного, зрительного контакта, эмоционального контактов;
- не адекватное использование игрушек;
- избирательность в еде;
- нарушение поведения самосохранения;
- в раннем возрасте отсутствие или слабое гуление и лепет;
- после года ребенок не использует речь для общения со взрослыми, не отзывается на имя, не выполняет речевые инструкции;
- в 2 года очень маленький словарный запас;
- в 3 года не строит фразы или предложения;
- отсутствие развития речи;
- нарушение коммуникации;
- регресс ранее приобретенных навыков речи;
- выраженная моторная неловкость;
- нарушение восприятия, концентрации внимания;
- избирательность памяти;
- конкретность мышления;
- негативизм, агрессия.
Для диагностики аутизма специалисты используют три основных критерия:
- нарушение социальной адаптации;
- нарушения в коммуникативной сфере;
- стереотипность поведения.
Рассмотрим часто встречающиеся виды РАС.
Синдром Каннера( Ранний детский аутизм)
Основные признаки:
- дети не могут установить контакт с внешним миром;
- стереотипность поведения;
-нарушение коммуникативных функций речевого развития;

- раннее появление(до 2, 5 лет) вышеперечисленных симптомов.
Данный синдром может проявляться в 4-х степенях.
1. Отрешенность от внешнего мира, отсутствие речи.
2. Неприятие части мира, избирательность в еде, одежде, общении с людьми.
3. Образование сверхценных пристрастий, взгляд направлен «сквозь человека»
4. Повышенная ранимость, возможен глазной контакт.
Синдром Аспергера.
Этот синдром формируются с рождения. Умственное развитие у таких детей в норме. Для них характерно раннее речевое развитие, богатый словарный запас. Плохо развита коммуникативная сторона речи; наблюдаются беседы с самим собой. Не способны к эмпатии.
Синдром Ретта.
Синдром характеризуется распадом приобретенных речевых, двигательных, предметно-ролевых навыков после 1-1, 5 лет. Встречается в основном у девочек. Особенность: стереотипные однообразные движения рук.
Детский психоз.
Раннее проявление симптомов (до 3 лет). Речь неясная, часто просто набор бессвязных слов. Нарушение в приеме пищи. Страдает социальное поведение. Характерны стереотипные движения.
Атипичный аутизм.
Характеризуется отсутствием одного из основных критерия:
- нарушение социальной адаптации;
- нарушения в коммуникативной сфере;
- стереотипность поведения.
Аутизм — особое нарушение, отличающееся от нормы, и отличающееся от других нарушений. У аутизма огромная вариативность проявлений — спектр нарушений. Исходя из этого, аутизм легко распознать, когда его проявления находятся в средней точке спектра .Если же они находятся на одном из концов спектра, то это представляет диагностическую проблему.
Рассмотрим некоторые диагностические категории, которые могут образовывать границу аутизма.
1. Семантико-прагматическое нарушение
Семантико-прагматическое нарушение, впервые рассмотренное Rapin и Allen У таких детей встречались трудности понимания, эхолалии, бедность словаря неспособность пользоваться невербальными средствами общения (жестами, мимикой) неадекватное поведение, символическая игра.
2. Правополушарные когнитивные нарушения
При таком виде нарушения имеет место нарушение социального взаимодействия, моторной сферы и дефицит зрительно-пространственных представлений, неуклюжесть речи, затруднения с жестикуляцией и мимической экспрессией.
3. Шизоидное личностное расстройство, шизофрения детского возраста.
Такие дети гиперчувствительны, эмоционально отчуждены, одиноки, с ригидными навязчивостями, у них отсутствует эмпатия и имеется склонность к необычным рассуждениям.
Коррекционная работа с детьми, у которых стоит данный диагноз, включает в себя психологическую коррекцию, нейропсихологическую коррекцию, логопедическую коррекцию, психосоциальную терапию, медикаментозную коррекцию.
Нарушение речевого развития является одним из проявлений РАС. Логопедическая коррекция направлена на формирование словарного запаса, развитие понимания речи, слухового внимания, фонетического слуха.
Существуют 4 основные методики, ориентированные на детей с отклонениями в развитии: ТЕАССН, АВА, Son-rise, предметотерапия (сенсорная интеграция и стимуляция).
ТЕАССН
Методика разрабатывалась в 70-е годы прошлого века доктором Eric Schopler в США. Сейчас используется в качестве государственной программы обучения аутичных детей в Бельгии, Дании и некоторых штатах США.
В основу методики положены три основных принципа:
• Исследование, ориентированное на психологическое развитие.
• Разработка стратегий развития ребенка.
• Индивидуальные программы развития.
Цель методики: формирование и развитие у детей навыков и умений:
• Имитация
• Восприятие
• Крупная моторика
• Тонкая моторика
• Координация глаз и рук
• Элементарная познавательная деятельность
• Речь
• Самообслуживание
• Социальные отношения
Для ребенка создается комфортная среда и уже в этой среде вырабатываются последовательно навыки и умения.
Все упражнения разделены по степени сложности. Первый уровень содержит задания для детей, чей общий результат развития соответствует возрасту от 0 до 2-х лет; второй уровень - от 2-х до 4-х лет, третий - от 4-х до 6-ти.
Упражнения подбираются так, чтобы, формируя один навык, например, сортировка, параллельно развивались и другие сферы: зрительное восприятие, понимание речи, координация движений.
Плюсы методики
Это действенная система для детей с ограниченными умственными способностями и тяжелыми нарушениями речи.
Минусы методики.
Методика не направлена на адаптацию ребенка в обществе.
АВА (методика модификации поведения).
Разработана в США доктором Іvar Lovaas в 60.х годах прошлого века.
Методика директивная. Ребенок – всегда ведомый. Модель методики: «стимул – реакция – результат». Стимулы могут быть как положительные, если ребенок верно выполняет задание, так и отрицательные, если задание выполнено неверно. Причем не исключается и физическое воздействие. Например. Если ребенок тянется к газовой плите, он получает укол острым предметом. У него формируется установка: тянусь к плите - больно. Не тянусь- не больно.
Все сложные навыки и умения, включая речь, разбиваются на отдельные действия. Правильные действия доводятся до автоматизма.
Эта методика подходит для тяжелой степени аутизма.
Среди программ АВА вербальная и невербальная имитация, общая и мелкая моторика, понимание речи, называние предметов и действий, употребление местоимений, классификация предметов. Например: «Покажи как ты кушаешь, спишь, чистишь обувь, надеваешь куртку»
Методика АВА заставляет ребенка общаться, даже помимо его воли. В рамках этой системы могут применяться абсолютно разные методы работы. Например, используется методика облегченной коммуникации.
У детей с нарушением коммуникации, как правило, проблемы с речевой деятельностью. Эта методика позволяет использовать жесты, планшеты, карточки, компьютер.
Плюсы методики АВА
Методика приносит действенные результаты. Данная методика позволяет освоить речь, даже детям с тяжелыми нарушениями речи.
Подражательная деятельность доводится до автоматизма, осваиваются подражательные артикуляционные движения, в последствии эти движения озвучиваются. Паретичные артикуляционные мышцы разрабатываются с использованием также логопедического массажа, дыхательной гимнастики.
Минусы методики АВА
Методика не работает, если у ребёнка имеется страх чужих людей, и наблюдается сильная привязанность к матери.
Методика Son-Rise
Методика создана супругами Барри и Самарией Кауфманами. Её принцип: обучение через игру, присоединение к миру аутистичного ребенка, опора на мотивацию ребенка.
Плюсы методики
Методика является социально направленной.
Минусы методики
Не подходит для детей с глубокой умственной отсталостью, агрессивностью. В методике не разработаны схемы работы над конкретными навыками. Эта методика не дает ребенку правильной модели вступления в контакт с окружающими.
Методика сенсорная интеграции и стимуляции (Методика СИС, предметотерапия)
Сенсорная интеграция и стимуляция разработаны трудотерапевтом Jean Ayres, США. В России эта методика известна, как «предметотерапия».
Методика включает упражнения на все основные виды восприятия: тактильное , зрительное, обонятельное, вестибулярное, вкусовое, проприочувствительность.
Плюсы методики
Ребенок постепенно учится интерпретировать сенсорные отклики и адаптироваться на новых и новых, более совершенных уровнях. Развитие сенсорики даёт ребёнку механизм познания мира.
Минусы методики
Не включены глубокие интеллектуальные нагрузки.
В заключение хочется сказать, что аутизм - это не приговор. Коррекционная работа с детьми, у которых поставлен этот диагноз, дает свои положительные результаты: дети социализируются, избавляются от стереотипий, наблюдаются улучшения в коммуникативной сфере.

Литература
1. Франческа Аппе Введение в психологическую теорию аутизма Электронное издание. Москва «Теревинф» 2016.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование способов психолого-педагогической помощи детям с расстройствами аутистического спектра в целях достижения личностных результатов ФГОС

Ключевые слова: аутизм, личностные результаты, терапия средой, терапевтический коллектив, котерапевт....

Причины расстройств аутистического спектра, пути преодоления нарушений

В работе систематизированы сведения о причинах расстройств аутистического спектра. К ним относятся как биологические факторы (генетические факторы, влияние нейротоксинов, перинатальное повреждение, ви...

Модифицированная программа по предмету "Лепка,рисование,ручное творчество" для учащихся 4-специального класса со сложным дефектом, расстройством аутистического спектра

     Программа направлена на обучение доступным приёмам труда, развитие творческих способностей обучающихся, формирование умения работать в коллективе....

Модифицированная программа по предмету "Живой мир" для учащихся 4-специального класса со сложным дефектом, расстройством аутистического спектра

     Изучаемый материал приведен в соответствие с учебным планом школы и максимально допустимой недельной нагрузкой учащихся 4 класса со сложным дефектом, расстройством аутистиче...

Модифицированная программа по предмету чтение для 4-го специального класса для обучающихся со сложным дефектом, расстройством аутистического спектра

     Отбор содержания произведён с учётом динамики  индивидуального развития учащихся,  на основе дифференцированного и индивидуального подхода для дальнейшего развития...

модифицированная программа по предмету "письмо" для 4-го специального класса для обучающихся со сложным дефектом, расстройством аутистического спектра

     Обучение чтению и письму ведется параллельно. В ходе обучения письму осуществляется межпредметная связь с занятиями по рисованию, лепке: выкладывание букв из цветных палочек...