"Городской сборник по инновационной деятельности в образовательных учреждениях г. Нижнего Новгорода" статья по теме "Из опыта работы в коррекционном учреждении с детьми с расстройствами аутистического спектра"
опыты и эксперименты по теме

Соловьева Ирина Юрьевна

Этот материал поможет учителям в своей работе с детьми с растройствами аутистического спектра.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_-_iz_opyta_raboty.docx34 КБ

Предварительный просмотр:

Автор:

учитель начальных классов

Ирина Юрьевна Соловьева

.

Из опыта работы

в коррекционном учреждении

 с детьми с расстройствами аутичного спектра

Помощь аутичному ребенку «...растягивается на много лет, в течение которых эффекты дней, недель и месяцев могут казаться удручающе малыми или вовсе отсутствующими. Но каждый — пусть даже самый малый — шаг прогресса драгоценен: из этих, неуклюжих поначалу, шажков и шагов складывается общий путь улучшения и приспособления к жизни. Да, далеко не у каждого ребенка этот путь окажется так велик, как того хотелось бы. Но обретенное на этом пути ребенком останется с ним и будет помогать ему жить более самостоятельно и уверенно». (В.Е.Каган).

            Я благодарна судьбе, что работаю в специальной коррекционной школе – интернате № 95, с такими прекрасными  педагогами – специалистами в области образования, а самое главное с квалифицированной  администрацией, которая всегда идет в ногу со временем и помогает учителям расти профессионально.                                                      Наша школа находиться в историческом месте по соседству со Староярмарочным собором и, в настоящее время, переименована в муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Специальную (коррекционную) общеобразовательную школу - интернат VIII вида № 95", директором которой является Людмила Алексеевна Гундерчук.

 Само соседство с Храмом просто обязывает помогать людям, учить жизни детей, которые поступают в данную школу.

В 2009 году Департамент образования города Нижнего Новгорода организовал курсы повышения квалификации специалистов образовательных учреждений, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья, с участием специалистов, а именно Ингер Лилья, международной благотворительной организации «Звезда надежды» (Швеция). На такие курсы администрацией школы – интерната были направлены педагоги нашей школы: 2009 г. - Кошелева Т.И. и 2010-2013 году Соловьева И.Ю.

Формы проведения данных курсов были разнообразны и рассматривали, в непринужденной рабочей обстановке, множество интересных и нужных тем и вопросов для работы с детьми. Это были:

  • Семинарские занятия «Совершенствование работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»;
  • Практикум «Адаптация методов и приемов, изученных на международном семинаре в работе с детьми с аутистическим спектром расстройств»;
  • Круглый стол «Моделирование индивидуальных программ по формированию коммуникативных способностей детей со сложной структурой нарушений с использованием альтернативных средств коммуникации»;
  • Круглый стол по моделированию индивидуальных программ психологопедагогического сопровождения детей с ОВЗ;
  • Создание видеотеки методов и приемов формирования альтернативной коммуникации, а также  подбора и изготовление наглядно – методического материала.

Благодаря  полученным знаниям, на этих  курсах,  и работе в творческой группе преставилась возможность работать намного легче, в плане индивидуального подхода к детям, имеющим умственную отсталость с аутистическими чертами.

В соответствии с Международной классификацией болезней 10-го пересмотра (МКБ-10), принятой в нашей стране, аутизм отнесен к группе расстройств, характеризуемой качественными аномалиями в социальном взаимодействии и общении и ограниченным, стереотипным, повторяющимся набором интересов и деятельности. Раньше в специализированные образовательные учреждения поступали единицы детей с такими признаками, так как в нашей стране, до недавнего времени, не было такого понятия как аутизм, эта проблема замалчивалась и таких детей признавали необучаемыми. Сейчас ситуация изменилась. Все больше детей с таким диагнозом стали поступать в нашу школу. Они обучаются инклюзивно, в общей группе детей, но в основном по индивидуальной программе. Несмотря на успехи по образовательным дисциплинам, главной целью остаются подготовить их к самостоятельной жизни в современном обществе.

        В данной статье я хотела бы поделиться опытом работы с ребенком, имеющим черты расстройства аутичного спектра, используя полученные знания на курсах.

        Основываясь на своем опыте, в 2010 году в мой класс поступил ребенок с признаками аутизма из детского сада, назовем его Миша. Когда ребенок попал в 1 класс специальной – коррекционной школы VIII вида, он знал буквы, умел складывать слоги, считать до 10, но в тоже время социально не адаптирован. Временные и пространственные отношения не сформированы, не мог ориентироваться в помещении, боялся незнакомой обстановки, одевался и раздевался с помощью взрослого человека, может вести разговор, не интересуясь, слушают ли его. Контакту доступен с трудом. Ответы краткие, односложные. Внимание  неустойчивое, быстро истощается. Объем внимания, концентрация на задание снижены.  Способен к длительному сосредоточению внимания. Переключение  в очень медленном темпе, распределение затруднено. Произвольные процессы памяти слабо сформированы. При заучивании преобладает механический способ запоминания. Предметы по основным признакам дифференцирует с помощью педагога. При сравнении находит сходство, различия – с трудом. Причинно – следственные связи устанавливает с прямой подсказки.

Мышление наглядно - действенное. Волевые усилия для решения поставленной задачи прилагает слабо. Нуждается в контроле со стороны взрослых во всех видах деятельности. Ребёнок отличается незрелостью эмоционально-волевой сферы: вспыльчив, часты сильные эмоциональные вспышки по незначительному поводу.  На уроке  может прекратить работу. Реакция на замечания неадекватна (прекращает выполнять задания, замыкается в себе). Свое поведение и эмоции контролировать не может.

        После трех месяцев обучения  и наблюдения за ребенком не только учителя, но и других специалистов данного учреждения, а именно психолога, логопеда, а самое главное – родителей, был составлен мониторинг усвоения программы. Данный мониторинг основывался на диагностике по следующим показателям:

  1. Самообслуживание.
  2. Бытовой  труд.
  3. Общественно-полезный  труд и сельскохозяйственный  труд.
  4. Продуктивные  виды  деятельности.
  5. Учебная деятельность.
  6. Игровая   деятельность.
  7. Адаптивное  поведение  в  различных  социумах.
  8. Невербальные  коммуникативные  навыки.
  9. Вербальные  коммуникативные  навыки.

  Каждый показатель оценивается по шкале:

     0 – отсутствие навыка, умения.

     1 – начальное овладение навыком, умением, выполнение с помощью педагога.

     2 – частичное овладение навыком, умением.               

     3 – самостоятельное выполнение навыка, умения.

                                      Мониторинг прохождения программы

            Из мониторинга мы видим, что по всем показателям, происходит прогресс приобретения знаний и умений  в развитии данного обучающегося, воспитанника. Коррекционная работа проводилась комплексно, группой специалистов: учителем, воспитателем, психологом, логопедом, музыкальным работником и родителями.

Мониторинг знаний, умений, уровня воспитанности обучающихся, воспитанников является одновременно диагностикой профессионального мастерства педагогов. В ходе мониторинга поступает обширная диагностическая информация о результатах учебной деятельности педагога  и специалистов. 

        Мониторинг, по сути, основанный на диагностики сформированности жизненно – важных компетенций, позволил нам сделать вывод, что данный ребенок имеет черты расстройства аутичного спектра. Учителем и специалистами школы – интерната была составлена программа обучающегося, воспитанника с последующим прогнозированием ожидаемого результата.

Данная программа была нацелена на решение следующих проблем по направлениям:

- восприятие (слуховое, зрительное);

- двигательное (действие с предметами);

- речевое;

- эмоциональное реагирование;

-коммуникативное отношение.

Особое значение, в работе с ребенком, уделялось взаимодействие с  родителями, которые автоматизировали полученные навыки в домашней обстановке.

        Данная программа не является догмой, в течение года программа корректировалась в соответствии психофизическим возможностям ребенка, что позволила определять эффективность избранных приемов наиболее оптимальных в тех или иных условиях. В рамках прохождения данной программы было составлено определенное расписание.  

В 1 классе дневное расписание Миши представляло собой вертикальный ряд карточек, на которых прикреплены небольшие карточки, обозначающие соответствующую деятельность. Главной задачей являлось вовлечь ребенка в индивидуальную и совместную деятельность, для дальнейшей его адаптации в обществе. Миша видит смысл деятельности только тогда, когда она четко алгоритмизирована. С этой целью я использовала пооперационные карты. Однако не достаточно их просто составить, необходимо как можно чаще «путешествовать» с ребенком по ним, узнавая и называя предметы (на первых этапах, если ребенок не захочет повторять названия, педагог может делать это сам).

Время от времени я старалась привлекать внимание Миши к его отражению в зеркале. Этот прием также дает положительный результат. Мальчику требовалась физическая помощь в организации действия: взрослый в буквальном смысле «работает» руками ребенка, пишет, рисует и т.д. Снижению уровня тревожности способствовали: телесные контакты, релаксационные игры, так же можно использовать здесь и пальчиковые игры, артикуляционные зарядки. Очень важна частая смена деятельности, так как ребенок  психически пресыщаем, он быстро истощается физически. Каждый вид деятельности должен занимать по времени не более 10 минут. Ему очень нравиться рисовать красками (кисточками, тряпочкой и особенно пальцами), что помогает снятию излишнего мышечного напряжения, и развивает мелкую моторику пальцев. С этой целью полезна так же работа с песком, глиной, пшеном, водой.

Все вышеперечисленные приемы относятся к сенсорным играм, как возможности установления контакта. Сенсорный компонент мира приобретает для такого ребенка особую значимость. Поэтому проведение сенсорных игр является своеобразным «соблазнением» ребенка. А если Вам, как и мне удастся приятное переживание при получении нового сенсорного ощущения, то ребенок проникнется к вам доверием, и именно в этом случае можно говорить об установлении эмоционального контакта. Виды сенсорных игр разнообразны. Как я уже называла это игры с красками «Цветная вода».

При выборе игр с пластичным материалом (пластилином, глиной) может быть осложнено его повышенной брезгливостью. И все же, опыт показывает, что если пробовать, предлагая ребенку различные материалы и разные виды одного и того же материала, удается найти такой, который ему понравиться. Мише очень нравился пластилин, на уроках трудового обучения лепили угощения для кукол, предметы быта и т.д.

Учитывая все эти правила можно добиться хороших результатов, и расположения ребенка.

Установив эмоциональный контакт, уже можно работать над его обучением, поведением. Если же он все делал правильно, то обязательно хвалила его. Очень положительным, казалось, наглядное предоставление поощрения. Например, разноцветные кружочки, его очень радовали. Он так же научился навыкам самообслуживания: одеваться, умываться и т.д.

Используя в своей работе с Мишей все вышеперечисленные приемы, я добилась следующих результатов:

- мы установили контакт «глаза в глаза»;

- наладили эмоциональный контакт с ребенком;

- научили его некоторым навыкам по самообслуживанию;

- заметно повысился психический тонус;

- у него появился интерес к выполнению заданий;

- увеличился набор выражаемых им чувств.

Приятные и легкие задания, чередования заданий с развлечениями помогли ослабить негативизм ребенка к учебной ситуации. Самое главное в работе - важен ритм занятия. Уменьшению тревожности, упорядочиванию поведения аутичного ребенка способствует и временная организация его жизни. Существование четкого распорядка дня, семейных привычек и традиций, если последовательность событий предсказуема, они неукоснительно должны соблюдаться, повторяясь изо дня в день (прогулка, еда, сон, занятия и т.д.).

Некоторые операции, которые особенно трудны для ребенка, можно вставлять в игровой сюжет, интересный ребенку, чтобы дать ему возможность попрактиковаться вне учебной ситуации. Сочетание четкой пространственной организации, расписаний и игровых моментов может заметно облегчить обучение аутичного ребенка навыкам бытового поведения.

Все вышеперечисленные методики были использованы мною на практике. И благодаря именно поведенческой терапии мы достигли хороших результатов в адаптации ребенка, хотя бы на уровне класса, среди остальных детей.

Несомненно, решение задач в области развития жизненно – важных компетенций лежит в плоскости обеспечения специальной поддержкой такого ребенка.

И делая вывод из всей проделанной коррекционной работы с ребенком, в данном случае с Мишей, следует выделить ряд положений:

-  На этапе налаживания контакта с ребенком не рекомендуется настаивать на проведении конкретных игр, выполнении определенных заданий. Будьте более чутки к реакциям ребенка, действуйте в зависимости от ситуации, его желаний и настроения. Часто он сам предлагает ту форму взаимодействия, которая в данный момент для него наиболее комфортна. Иногда, особенно на начальных этапах работы, стоит принять такое предложение ребенка (не забывая конечно о целях работы).

- Все, что происходит на уроках, занятиях должно сопровождаться эмоциональным комментарием, в ходе которого взрослый проговаривает все действия и ситуации.

-  Не стоит забывать, что поведение ребенка во время уроков, занятий может быть самым разным. Если он вышел из состояния равновесия, следует сохранять спокойствие, не ругать, а понять, чего ребенок хочет в данный момент и постараться помочь выйти ему из состояния дискомфорта.

Несомненно, дальнейшая систематическая коррекционная работа с Мишей, при ее целостном подходе, а так же при помощи родителей и педагогов будет продолжена, и мы достигнем еще более качественных результатов, что в дальнейшем пригодиться ему в нелегкой жизни…

        Целенаправленная и напряженная работа педагогов нашей школы в деятельности Международной благотворительной организации «Звезда надежды» (Швеция), «Верас», фонда «Обнаженные сердца» позволила придти к пониманию необходимости обеспечения следующих позиций:

Доступность образования всех детей независимо от нарушений в развитии.

Повышение качества образования, в целом, благодаря широкому освоению методик и форм с детьми,  различного уровня развития.

Формирование  толерантного отношения на всех уровнях взаимодействия.

Как результат проделанной работы,  в школе  - интернате № 95 в 2013- 2014 учебном году открывается класс,  где будут учиться  дети, с расстройствами аутичного спектра.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Альтернативная и дополнительная коммуникация в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра

Альтернативная и дополнительная коммуникация в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра...

Опыт работы муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Малоатлымская средняя общеобразовательная школа» с детьми с расстройствами аутистического спектра.

Инклюзивное образование – это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.Ребенок с рас...

Особенности работы воспитателя группы продленного дня с детьми с расстройством аутистического спектра

В статье рассматриваются особенности работы воспитателя группы продленного дня с детьми с расстройством аутистического спектра...

Коррекционные методики, которые можно использовать в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра.

Коррекционные методики, которые можно использовать в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра....

Практические методы работы с детьми с расстройствами аутистического спектра (РАС) из опыта работы учителя – логопеда Асеевой И.И.

В последнее время контингент общеобразовательных школ претерпел значительные изменения. Учителям все чаще приходиться сталкиваться с проблемой разрозненности состава класса. В одном классе учатся дети...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА 4 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА...

Коррекционная работа с неговорящими детьми с расстройством аутистического спектра (РАС)

Коррекционная работа с неговорящими детьми с расстройством аутистического спектра (РАС)...