Использование способов психолого-педагогической помощи детям с расстройствами аутистического спектра в целях достижения личностных результатов ФГОС
материал по теме
Ключевые слова: аутизм, личностные результаты, терапия средой, терапевтический коллектив, котерапевт.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_sposobov_psikhologo-pedagogicheskoy_pomoshchi.doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование способов психолого-педагогической помощи
детям с расстройствами аутистического спектра
в целях достижения личностных результатов ФГОС.
Их называют людьми с ограниченными возможностями. Эти возможности им дает общество. Но у них есть неограниченные способности. И.Хакамада.
Актуальность темы аутизма в последнее время существенно возросла, что нашло свое отражение в признании масштабов этого явления на международном уровне. Начиная с 2008 года Генеральной Ассамблеей ООН день 2 апреля объявлен «Всемирным днем распространения информации об аутизме».
И это не случайно. Количество аутистов во всем мире за последние десятилетия выросло почти в 10 раз. Встречается во всех расовых и социальных группах. В 4 раза более вероятен у мальчиков, чем у девочек. По мнению специалистов, поддерживаемых международным сообществом в США на сегодня аутизм встречается у 1 из 150 детей, что делает его сопоставимым с числом слепых и глухих вместе взятых.
Не фиксируясь на показателях статистики, хочется отметить, что за каждой такой цифрой скрывается бездна человеческой трагедии человека, отчужденного от общества.
Острой и трудноразрешимой проблемой современности остается вопрос успешной адаптации аутичного ребенка к жизни в нашем обществе. Суть проблемы – острый дефицит реабилитационной помощи таким детям, значительная часть которых все-таки обладает достаточными способностями для самореализации и дальнейшего развития.
Термин «аутизм» в России начал получать широкое распространение относительно недавно, 2-3 десятка лет назад и ранее был известен узкому кругу специалистов и членам семей, воспитывающих детей с таким диагнозом. Пользуясь простым языком, под этим понятием чаще всего подразумевают глубокую неконтактность и болезненную погруженность человека в свой внутренний мир.
Поведение аутиста необычно. Он часто не проявляет интереса к окружающему, может часами повторять одну и ту же фразу, бесконечно слушать определенные звуки, совершать различные и только ему понятные ритуальные действия. Жизнь, привычная для нас во всех отношениях, оказывается категорически неприемлемой для аутиста. Наша жизнь для него порой вероломно непредсказуема, полна рукотворного грома, пронзительного света и мучительных запахов. Мы слишком спешим, а у аутичного человека совершенной иной темп и способы познания жизни.
Единого мнения о причинах аутизма не существует, так же как и универсального лекарства от него. Ни один аутист не похож в точности на другого.
Филипп Риф, американский психиатр, высказал такую мысль: «Чтобы вылечить человека, нужно лишь вернуть его в его сообщество, или сконструировать новое».
Классическая традиция социальной теории давно признает, что благополучие индивидуума зависит от его полной принадлежности к обществу. И чем более сообщество мотивировано и структурировано с целью влияния на его членов, тем выше шансы на успех терапии. Кроме того исследования «терапевтических сообществ» в самом широком аспекте убедительно доказывают успешность использования социальной среды как главного инструмента динамики. Наиболее разработанной в этом отношении, с нашей точки зрения, является социальная теория Фромма, который для интерпретации сущности развития применил психологический метод.
При работе с аутичнными детьми оценка качества реабилитационного процесса во многом зависит от тех теоретических позиций и подходов, которых придерживается сам терапевтический коллектив. Концепция построения интегративной модели психотерапии, на которую мы в основном ориентированы, близка позиции представителей гуманистической психотерапии Роджерса, динамической психотерапии Амона и поведенческой терапии Вольпе.
В целом команду наших педагогов сближает понимание человека как единого целого со здоровыми и больными частями при безусловном присутствии здоровых потенциалов у каждого индивидуума, которые можно и нужно развивать.
Поэтому стратегией работы терапевтического коллектива является не устранение симптома как цели, а вхождение в контакт и активизация развития общего потенциала аутичного ребенка во всем поле социальных взаимодействий. Сам же терапевт при таком подходе выступает в роли своеобразного катализатора, запускающего и, впоследствии, наблюдающего и развивающего данный процесс. При подобном подходе тактикой психокоррекционного процесса становится создание и последующее расширение социально активной среды вокруг аутичного ребенка.
Обратной стороной этого процесса является терапия самой среды, которая включает в себя участие в ее процессе не только профессионалов, но и представителей рядового социума – детского и родительского коллективов. Основное значение при этом имеют не какие-то особые личностные параметры, а скорее уровень социальной зрелости людей, готовых к участию в работе с детьми-аутистами. При развитии такого партнерства предполагается, что аутичные дети способны строить адекватные отношения с окружающими, не испытывая при этом тревоги и дискомфорта.
Цель работы с данной категорией детей – терапия средой. Назначение ребенка-одноклассника – «котерапевт», то есть ближайший помощник психолога и учителя, который «со-терапирует» профессионалу, связуя мир аутиста с миром. При этом процесс терапии – двусторонний, изменения происходят как с ребенком-аутистом, так и его ближайшим социальным окружением.
Нами также принимается положение, согласно которому наиболее сильным в человеке является мотив максимального развития его собственного потенциала. Как и большинство гуманистически ориентированных терапевтов мы при работе с аутичными детьми придаем особую важность собственной воле индивидуума, то есть фактору его личностной активности.
Здесь можно выделить две основные, абсолютно полярные друг другу позиции, на основе которых строится общение и взаимодействие с аутичным ребенком. Это так называемые «консервация» и «провокация».
«Консервация» - сохранение и поддержание аутичной защиты, внутри которой находится нервный, испуганный ребенок, и использование защиты в качестве единственного способа борьбы с тревогами и страхами аутичного ребенка. Тщательно охранять и оберегать от любых, кажущихся разрушительными внешних воздействий, создавая для этого все условия.
«Провокация» - стимуляция ребенка выходить за пределы своей аутичной защиты, ограничивающей поступление сигналов из окружающего мира, с целью получения им нового позитивного опыта переживания, реагирования, взаимодействия, игры и общения, а также для дальнейшего использования полученных навыков в жизни.
Цель терапии всегда одна - это изменения. И наиболее успешна та терапия, в которой принимают участие все окружение ребенка. Когда изменяется не только он сам, но и вся система.
Требования нового стандарта — индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития — эмоциональной, познавательной, регулятивной. Но передача таким детям социального опыта, введение их в культуру, как мы все понимаем, особенно трудна. Установление эмоционального контакта и вовлечение ребенка в развивающее взаимодействие представляет главную задачу специальной психолого-педагогической помощи при аутизме.
Оценка эффективности терапевтического воздействия, клинико-психологических изменений можно оценить по следующим параметрам:
1. изменение характера общения и коммуникаций, как на вербальном, так и на невербальном уровнях;
2. изменение в характере и качестве стереотипных и защитных норм поведения (двигательные и речевые стереотипии, эхолалии в речи, манипулирование одним привычным предметом, ритуализация в еде, режиме, одежде);
3. динамика аналитико-синтетических способностей, возможности к суждениям и умозаключениям на основе нового социального опыта, изменение объема долговременной памяти;
4. изменение диапазона бытовых, двигательных и социальных навыков.
О.С. Никольской, была предложена концепция специального федерального государственного стандарта для детей с аутизмом. На наш взгляд, он не потерял своей актуальности.
Выдержка
Разрабатываемый раздел специального образовательного стандарта должен стать базовым инструментом реализации конституционных прав на образование граждан с аутизмом.
Так же как все другие дети с ОВЗ дети с аутизмом могут реализовать свой потенциал социального развития лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания – образования, обеспечивающего удовлетворение как общих с нормально развивающимися детьми, так и особых образовательных потребностей, заданных спецификой нарушения психического развития.
В настоящее время активно формируется успешный опыт интеграции ребенка с аутизмом в общую и специальную образовательную среду. Вместе с тем он до сих пор не получает массового распространения, поскольку не сформулированы принципы и не утверждены формы специальной психолого-педагогической поддержки такой интеграции, не обеспечены гарантии оказания ее каждому нуждающемуся в ней ребенку.
Широко практикуемое в настоящее время индивидуальное обучение на дому, как обсуждалось выше, не отвечает потребностям детей с аутизмом, более того, дефицит социальных впечатлений, ограничение контактов привычной домашней обстановкой способствует их вторичной аутизации. Даже в случаях наиболее выраженного аутизма такой ребенок к школьному возрасту для своего развития нуждается в дозированных, но регулярных выходах из дома в более сложно организованную социальную среду. Ребенок с аутизмом должен иметь возможность следовать образцам адекватного социального поведения других детей.
Особые образовательные потребности детей с аутизмом
Связь аутичного ребенка с близким человеком и с социумом в целом нарушена грубо, и иным образом, не так как у других детей с ОВЗ. Психическое развитие при аутизме определяется не просто как задержанное или нарушенное, а как искаженное. Искаженное, поскольку психические функции такого ребенка развиваются не в русле социального взаимодействия и решения реальных жизненных задач, а как средство аутостимуляции.
Особые образовательные потребности детей с аутизмом включают общие, свойственные всем детям с ОВЗ и специфические:
- в получении специальной помощи средствами образования сразу же после выявления первичного нарушения развития;
- в периоде индивидуальной подготовки к школьному обучению;
- в индивидуально дозированном введении в ситуацию обучения в группе детей;
- в специальной работе педагога по установлению и развитию эмоционального контакта с ребенком, позволяющего оказать ему помощь в осмыслении происходящего;
- в создании условий обучения, обеспечивающих сенсорный и эмоциональный комфорт ребенка, дозировать введение в его жизнь новизны;
- в специальной отработке форм адекватного учебного поведения ребенка, навыков коммуникации и взаимодействия с учителем;
- в особенно четкой и упорядоченной временно-пространственной структуре образовательной среды, поддерживающей учебную деятельность ребенка;
- в организации обучения с учетом специфики освоения навыков и усвоения информации при аутизме;
- в постоянной помощи ребенку в осмыслении усваиваемых знаний и умений, не допускающем их механического использования для аутостимуляции;
- во введении специальных разделов обучения, способствующих формированию представлений об окружающем, отработке средств коммуникации социально-бытовых навыков;
- в индивидуализации программы обучения, в том числе для использования в социальном развитии ребенка существующих у него избирательных способностей;
- в оценке достижений ребенка с учетом специфики шкалы простого и сложного при аутизме;
- в психологическом сопровождении, оптимизирующем взаимодействие ребенка с педагогами и соучениками;
- в психологическом сопровождении, отлаживающем взаимодействие семьи и образовательного учреждения;
- в индивидуально дозированном и постепенном расширении образовательного пространства ребенка за пределы образовательного учреждения.
Ожидаемые результаты овладение ребенком выделенных образовательных областей представляются на основе освоения им содержательных линий, в которых уже заложены оба компонента – «академический» и «жизненной компетенции».
Соня Шаталова, 17 лет, аутизм
Другая жизнь…
Вторая я…
Ваш мир мне видится иначе.
Вторая я у вас своя,
А первая в нем горько плачет.
Костер горел
И пламя пело
О солнце и о гордости людей,
И голова моя горела
От горечи прожитых дней.
Мне скоро 9 – это вечность
В сравнении с временем костра,
Но он согрел людей,
А я?...
Немая, неумелая,
От мира за стеной.
Зовется аутизмом недуг проклятый мой.
Неужто одиночество судьбой мне до конца?
И в пепел превращусь я, не согрев сердца?
Костер заплакал, догорая,
С поленьев капает смола.
И плачу я…
Ведь дорогая цена безмолвия…
Боже, дай слова!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Теоретические основы исследования зависимости коммуникативно-личностного развития детей с расстройствами аутистического спектра
Теоретические основы исследования зависимости коммуникативно-личностного развития детей с расстройствами аутистического спектра...
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Сегодня дети с расстройствами аутистического спектра (РАС) лишены возможности учиться с учетом своих особенностей, общаться и дружить со своими сверстниками, быть полноценными участниками общества. От...
Использование нетрадиционных техник работы с ребенком с расстройством аутистического спектра (РАС) в изобразительной деятельности
В рамках областной методической недели, семинар(декабрь 2021) по теме: «Современные коррекционно-развивающие технологии как условие эффективной организации образования детей с умственной о...
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с расстройствами аутистического спектра в образовательной организации
Расстройство аутистического спектра (РАС) — это расстройство нервной системы, которое характеризуется дефицитом в социальных взаимодействиях и коммуникацией с наличием стереотипий (пов...
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с расстройствами аутистического спектра в образовательной организации.
Расстройство аутистического спектра (РАС) — это расстройство нервной системы, которое характеризуется дефицитом в социальных взаимодействиях и коммуникацией с наличием стереотипий (пов...
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ВЫЯВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
В настоящее время выявляется тенденция увеличения числа детей с расстройствами аутистического спектра это обуславливает актуальность и выбор данной темы. Главное отличие таких детей заключается в несп...
«Психолого – педагогическая коррекция и обучение детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)»
laquo;Психолого – педагогическая коррекция и обучение детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)»...