Создание благоприятной образовательной среды для обучающихся со сложным дефектом, обучающимся на дому
статья

В настоящее время одной из приоритетных задач современного специального (коррекционного) образования является создание единой  системы комплексной помощи детям, имеющим сложные нарушения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

В настоящее время одной из приоритетных задач современного специального (коррекционного) образования является создание единой  системы комплексной помощи детям, имеющим сложные нарушения.

Сложный дефект - любое сочетание психических и (или) физических недостатков, подтвержденных в установленном порядке у одного ребенка. Сложный дефект представляет собой не просто сочетание (сумму) двух и более первичных нарушений (дефектов) развития; он является качественно своеобразным и имеет особую структуру, отличную от составляющих его нарушений.

В качестве синонимов в литературе используются и другие термины: сложный дефект, сложные аномалии развития, сочетанные нарушения, комбинированные нарушения и, все более утверждающееся в последнее время корректная формулировка, - сложная структура нарушения или комплексное (множественное) нарушение. Таким образом, к детям со сложной структурой нарушения можно отнести детей, у которых отмечаются нарушения развития сенсорных и моторных функций в сочетании с недостатками интеллекта (задержка психического развития, умственная отсталость).

В обучении детей с особыми образовательными потребностями, в том числе и с имеющими сложные нарушения умственного и физического развития, приоритетное направление имеет компенсация нарушенных функций, что обеспечивает возможность обучения, воспитания и развития личности ребенка, в дальнейшем его социальная адаптация в обществе.

Воспитание детей с тяжелыми нарушениями развития, с одной стороны, имеет задачи, общие с задачами воспитания всех детей вообще, с другой стороны, эти задачи глубоко специфичны.

   Цель коррекционно-воспитательной работы со сложной структурой нарушения в конечном счете — их социальная адаптация, дальнейшее приспособление к условиям жизни в тех случаях, когда они бывают включены в окружающую их социальную среду. Необходимо, используя все познавательные возможности детей, развить у них жизненную компетенцию, чтобы, став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту и в специальных производственных условиях простую работу, жить по возможности в семье и находиться в трудовом коллективе.

   Достижение означенных целей обеспечивается решением следующих основных задач работы с детьми с комплексными нарушениями:

1. Развитие всех психических функций и познавательной деятельности детей в процессе обучения и коррекция их недостатков.

2. Воспитание детей, формирование у них правильного поведения. Эмоциональное и коммуникативное развитие детей.

3. Подготовка к посильным видам труда. Самообслуживание.

4. Бытовая ориентировка и социальная адаптация детей и подростков. Интеграция этих лиц в общество.

Надомное обучение - это один из вариантов индивидуального обучения детей со сложной структурой дефекта, которые по ряду причин не могут посещать школу. Школьные нагрузки нелегки и для здорового ребенка, а для тяжелобольного они порой просто невыносимы. Причем нагрузкой является не столько сама учеба, сколько время пребывания в школе: большой коллектив детей, система обучения, когда работают не с одним ребенком, а со всеми детьми сразу. С больным ребенком в общем режиме работать нельзя. Поэтому выделяются следующие плюсы надомного обучения: индивидуальный план и индивидуальный темп обучения, в котором может работать ребенок; индивидуальные нагрузки, которые можно легко дозировать не только в течение дня, но и всю неделю; если ребенок плохо чувствует себя, то необходимо отложить занятия с ребенком на несколько дней. Индивидуальная работа с ребенком позволяет учесть и его работоспособность, и его утомляемость, и особенности протекания болезни и психических процессов. Кроме того, это возможность рациональной организации режима дня.

Учитель надомного обучения приобретает у учащегося статус близкого человека. Система «учитель - ученик» становится доминирующей в жизни ребенка. Ее значение для развития личности состоит в том, что она впервые и по-настоящему включает детей в отношения «ребенок - общество», так как учитель воплощает в своей деятельности требования общества. Активная социализация ребенка также происходит через деятельность учителя. Поэтому учителю надомного обучения необходимо так организовать учебный процесс, чтобы ученик в любой момент смог вновь вернуться в школу.

   Оторванность от общества при надомном обучении школьников необходимо компенсировать, поэтому необходим поиск нового подхода к организации обучения и воспитания таких детей, который позволял бы создавать в процессе обучения оптимальные условия для развития и саморазвития потенциальных возможностей ученика-надомника.
        Главное требование к современному образованию - оно должно стать гуманистически ориентированным - рассматривать человека как основную ценность, быть направленным на развитие личности. При таком подходе любые формы, методы и технологии образования являются не самоцелью, а рассматриваются в контексте одной из основных задач образования - обеспечить максимально благоприятные условия для саморазвития личности ученика. Реализация принципа гуманизма при надомном обучении приобретает особую актуальность. Результаты обучения напрямую зависят от отношения учителя к ребенку и делу.

Диагностика при надомном обучении включает три этапа: начальный, сопровождающий процесс обучения и завершающий процесс обучения. Каждый этап диагностики преследует свои задачи. Начальный этап решает задачу овладения учителем той информацией, которая дает знания об особенностях болезни о его особенностях протекания и психических процессов (память, внимание, умственные операции, представление, воображение, ощущение и т. д.). Сопровождающая диагностика решает задачу отслеживания динамику изменений в когнитивной сфере. Заключительная диагностика дает возможность получить результаты обученности ученика-надомника.

Таким образом, обучающиеся со сложными нарушениями развития – это особая категория детей, имеющих свои специфические особенности,  учет которых даёт возможность развиваться школьникам во всей целостности. В результате своевременно начатой упорной образовательно-воспитательной и коррекционной работы, возможно преодоление негативных тенденций и постепенное вхождение воспитанников, имеющих сложные нарушения умственного и физического развития в социум. В разном темпе, с разной результативностью, но каждый обучающийся со сложным нарушением может постепенно продвигаться к все более сложному взаимодействию с людьми.

Это заложено и проекте ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья. В настоящее время разработаны Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения, проекты ФГОС для детей разных категорий (глухих, с расстройствами аутистического спектра, с задержкой психического развития). Задача ФГОС – ввести всех детей независимо от тяжести заболевания в образовательное пространство. ФГОС гарантирует детям со сложными нарушениями свой образовательный маршрут. Если ребенок не может освоить элементарную математику и русский язык, то содержание его образования будет обслуживание себя в бытовом плане.

 Опыт развития системы обучения и воспитания детей, имеющих сложные нарушения умственного и физического развития в нашей школе, показал, что ребенок с комплексными нарушениями овладевает действительно полезными для него академическими знаниями, достигает максимально доступного ему уровня жизненной компетенции, осваивает необходимые формы социального поведени/

ОКОУ «Курская школа «СТУПЕНИ»»

МО учителей надомного обучения

Доклад

«Создание благоприятной образовательной среды для обучающихся со сложным дефектом, обучающимся на дому»

Подготовил:

Шустова И.П.

Курск-2019


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модифицированная программа по предмету чтение для 4-го специального класса для обучающихся со сложным дефектом, расстройством аутистического спектра

     Отбор содержания произведён с учётом динамики  индивидуального развития учащихся,  на основе дифференцированного и индивидуального подхода для дальнейшего развития...

модифицированная программа по предмету "письмо" для 4-го специального класса для обучающихся со сложным дефектом, расстройством аутистического спектра

     Обучение чтению и письму ведется параллельно. В ходе обучения письму осуществляется межпредметная связь с занятиями по рисованию, лепке: выкладывание букв из цветных палочек...

«Создание благоприятной образовательной среды, способствующей раскрытию индивидуальных особенностей обучающихся, обеспечивающей возможности их самоопределения и самореализации и укрепление здоровья школьников».

         «Воспитание – великое дело: им решается участь человека». Эти хорошо известные слова В. Г. Белинского не только не теряют своей актуальности, но и приобретают ...

Рабочая программа по математике 4 класс, для обучающихся имеющих сложный дефект

Рабочая программа по математике 4 класс, для обучающихся имеющих сложный дефект.Обучение в классах для обучающихся, имеющих сложный дефект, в  МКОУ С(К)ОШИ VIII вида имеет коррекционно-направленн...

«Создание благоприятной воспитательной среды как фактора развития успешности каждого обучающегося класса»

Педагогический проект содержит пограмму внеурочной деятельности "Дружный класс" для учащихся 3 класса...

Рабочая программа по предмету РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА 4 класс, для обучающихся имеющих сложный дефект

Рабочая программа по предмету «Речевая практика»  в 4 классе, для обучающегося имеющего сложный дефект, составлена  на основе  Программ специальных (коррекционных) общеобразовательных у...

«Создание инклюзивной образовательной среды для обучающихся с РАС»

Материал содержит опыт формирования инклюзивного пространства для детей с расстройством аутистического спектра в рамках работы ресурсного класса – класса для детей с расстройствами аутистическог...