«Создание благоприятной воспитательной среды как фактора развития успешности каждого обучающегося класса»
рабочая программа (3 класс) на тему

Педагогический проект содержит пограмму внеурочной деятельности "Дружный класс" для учащихся 3 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_proekt_kursy.docx30.69 КБ

Предварительный просмотр:

                                 Педагогический проект на тему  :                                        «Создание благоприятной  воспитательной среды  как фактора развития успешности каждого обучающегося класса»

1.Анализ ситуации

"Ребенок - импульсивное существо, ему трудно понять нас.

Это мы, воспитатели, обязаны понимать ребенка

и строить  наши воспитательные планы

с учетом движений его души"

(по Ш.А. Амонашвили).

    Актуальность и новизна исследуемой проблемы обусловлена  концепцией духовно-нравственного  воспитания российских школьников, а также введением ФГОС, где большое внимание уделяется внеурочной и внешкольной деятельности учащихся, приведена система базовых национальных ценностей. Одна из главных целей образования в 21веке: формирование понятия, что жизнь- это драгоценный дар, что познание и творчество - источник радости, что радостный человек - путь к здоровью и долголетию.

    Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. Недостатки и просчеты нравственного воспитания обусловлены обострившимися жизненными противоречиями. Кто как не учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности. Именно поэтому школа, а в частности учитель, решая задачи воспитания, должны опереться на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности. Этому поможет создание благоприятной воспитательной среды, органически вплетенное в учебно-воспитательный процесс и составляющее его неотъемлемую часть.

 Размышляя о среде, воспитывающей личность, прежде всего, надо думать о создании среды заботы, где почувствует себя успешным каждый ученик.

Этими вопросами пронизана вся наша деятельность в школе и вся наша жизнь, поскольку мы, взрослые живем заботой о детях, живем ради детей, живем для детей. И сталкиваемся с вопросом «Как же надо жить?» тогда, когда наши представления об этой жизни расходятся с реальной действительностью.

Ответить «делай так» и «думай так» на эти образующие смысл жизни вопросы невозможно, поскольку это личностные проблемы человека, это сугубо внутренние проблемы каждой школы, класса, и решать их должен каждый индивидуально. Можно лишь определить наиболее общие направления поисков создания МИРА ЗАБОТЫ и ЗАБОТЫ о МИРЕ в нашем общем доме – в школе, в классе.

Попадая в школьную среду ребенок погружается в атмосферу той культурной среды, ценностные ориентиры которой проявляются в традициях и устоях, нормах, правилах поведения и т.д.

Есть красивая поговорка: «Работы без заботы нет, а забота и без работы живет».

Поэтому ЗАБОТА о воспитании строится с понимания смыслов, установления целей и определения содержания и форм деятельности.

Воспитание как педагогическое явление. Школьные годы по праву считают самым динамичным, интенсивным периодом развития человека. За эти годы происходят коренные изменения в физическом, психическом и социальном развитии личности человека.

 В докладе ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»  сформулированы основные цели социализации школьников на основе компетентностного (деятельностного) подхода: научить учиться, научить жить, научить жить вместе, научить работать и зарабатывать.

В условиях решения этих стратегических задач важнейшими  качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в  течение всей жизни. 

Развитие человека как личности и субъекта деятельности обязательно включает в себя развитие: интеллекта, эмоциональной сферы, устойчивости к стрессам,  уверенности в себе и принятия себя, позитивного отношения к миру и приятия других, самостоятельности, автономности, мотивации самоактуализации, самосовершенствования (включая мотивацию учения как важнейший элемент саморазвития).

Принципы воспитания:

  • принцип самоактуализации: побудить и поддержать стремление учащихся к проявлению и развитию своих природных и приобретённых возможностей.
  • принцип индивидуальности: создание условий для формирования индивидуальности личности учащихся.         принцип  субъектности: помочь учащемуся стать подлинным объектом жизнедеятельности в классе.
  • принцип выбора: целесообразно, чтобы ученик жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности в классе .
  • принцип творчества и успеха: развивать индивидуальные особенности учащегося и его уникальность.
  • принцип доверия и поддержки: работать с верой в ребенка, с доверием к нему, поддерживать его устремления к самореализации и самоутверждению.

Главными элементами механизма воспитательной системы выступают формы (организационная сторона педагогической деятельности) и приемы(конкретные операции взаимодействия воспитателя и воспитуемого) поддержки личностного саморазвития, среди которых особо можно выделить создание «ситуации успеха» и рефлексию.

Цель проекта: создание условий для социально-личностного развития детей.

Задачи проекта: 1. Рассмотреть с детьми разные стили поведения .

2. Создать мотивационные условия для личностного роста младшего школьника.

Участниками проекта являются учащиеся 3 класса, учитель и родители.

2 .Планируемые результаты: Внедрение в воспитательный процесс современных технологий: технологии учебного диалога и технологии проектного обучения.

3. Система работы.

Для реализации данного педагогического проекта я составила рабочую программу по внеурочной деятельности «Дружный класс».

                              Пояснительная записка.

Рабочая программа к курсу «Дружный класс» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования на основе программы «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор.»

Курс введён в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках социального направления.

Актуальность выбора определена следующими факторами: у учащихся часто возникают конфликтные ситуации,  дети болезненно переживают неудачи и поражения.

Цель программы: : создание условий для социально-личностного развития детей.

 Задачи программы: 1 Рассмотреть с детьми разные стили поведения .

2. Создать мотивационные условия для личностного роста младшего школьника.

Сегодня уже не надо доказывать, что существует особый тип результатов образования, связанный с социализацией учащихся.

Социализацию учащихся можно трактовать по-разному. Наиболее принципиальное различие связано с пониманием социализации либо как адаптации к существующим социальным условиям, либо как обеспечения возможности эффективной преобразующей деятельности в условиях меняющегося социума.

Основным содержанием второго понимания социализации является перевод ребёнка в позицию активного члена гражданского общества, способного самоопределяться на основе ценностей, вырабатывать собственное понимание и цели, разрабатывать проекты преобразования общества и отдельных его институтов, реализовывать данные проекты. Иными словами, речь идёт о формировании юного субъекта социального творчества.

Социальное творчество- высшая форма социальной деятельности; созидательный процесс, направленный на преобразование и созидание качественно новых форм социальных отношений.

Социальное творчество школьников- это добровольное посильное участие детей в улучшении, совершенствовании общественных отношений преобразовании ситуации , складывающейся в окружающем их социуме. Такая деятельность всегда сопряжена с личной инициативой школьника, поиском им нестандартных решений, риском выбора, персональной ответственностью перед группой сверстников, педагогом, общественностью.

                Ценностные ориентиры содержания курса.

Ценность истины- это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности- осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма- одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.

                                                                                                                                                                               Особенности организации учебного процесса.        

Материал каждого занятия рассчитан на 40  минут. Во время занятий у ребёнка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок во внеурочной деятельности снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов и решений. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как средству развития своей личности. Данный курс состоит из системы тренинговых упражнений , бесед, специальных заданий, ролевых и развивающих  игр , диспутов, читательских конференций. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, ребусы, кроссворды и т.д. , что привлекательно для младших школьников.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса.

Личностными результатами является формирование следующих умений: определять и высказывать общие для всех людей правила поведения при взаимодействии и сотрудничестве.

В предложенных педагогом   или возникающих в реальной жизни ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех правила поведения и при поддержке участников группы и педагога , делать выбор, как поступить.

Нести личную ответственность за свои поступки, в том числе и в информационной деятельности. На основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

 Сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, уметь избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметными результатами является формирование следующих умений: уметь планировать, контролировать и оценивать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Уметь понимать причины успеха\ неуспеха своей деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

Овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации,  устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждения.

Уметь слушать собеседника и вести диалог;  признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.  

Определять общую цель и пути её достижения; уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать своё поведение и поведение окружающих.

Уметь конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Предметными результатами является формирование следующих умений:

Ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний.

Овладеть первоначальными представлениями о нормах русского языка и правилах речевого этикета.

Осознать значимость чтения для личного развития.

Для проведения занятий используется рабочая тетрадь для учащихся «Учусь понимать других», авторы пособия М.М. Безруких, А.Г. Макеева, Т.А. Филиппова.

Задания, представленные в данной тетради помогут детям приобрести опыт поведения в окружающем мире, общения с другими людьми- сверстниками и взрослыми; приобщиться к здоровому образу жизни.

Предлагаемые игровые ситуации побуждают ребёнка делать выбор между «плохим и хорошим, проявлять сильные стороны характера, а также понимать себя и других, сочувствовать, сопереживать. Исподволь формируя ценностные ориентации и умение сопротивляться негативному влиянию и при необходимость говорить «нет».

                      Учебно-тематический план (34 часа).

№ занят

                           Содержание занятия

Колич. часов

1

Что изменилось за год. Проведение диагностических методик изучения детского коллектива.

1

2-4

Как научиться разговаривать с людьми. Проведение диагностических методик изучения личности школьника.

3

5

Первое впечатление-какое оно?

1

6

Что такое интонация.

1

7

Как научиться преодолевать трудности вместе.

1

8

Игра «Поддержка», игра «Просьба», игра « Отказ»

1

9

Игра « Сделаем вместе», игра « Поймай мяч»,игра «Подарок»

1

10

Как понять друг друга без слов.

1

11-12

Для чего нужна улыбка.

2

13

Где настоящее твоё лицо?

1

14

Умеешь ли ты дружить.

1

15

Дружба в литературных произведениях.

1

16-17

Читательская конференция «Будь человеком» ( по произведениям С. Михалкова.

2

18

Шестое чувство.

1

19

Болезнь здоровых.

1

20

Быть среди людей. Проведение диагностических методик.

1

21

Вежливость королей.

1

22

От чего прибавляется счастья?

1

23

Никто не лучше никого.

1

24

Сорока стрекочет- гостей пророчит.

1

25

С днём рождения!

1

26

Семь бед – один ответ, или битва с пищей.

1

27

Побеседуем о беседе.

1

28

А ну, без « ну» !

1

29

Шутка в нашей жизни.

1

30

Ты у себя дома.

1

31

Хищные вещи века

1

32

Мода? Мода. Мода!

1

33

Конкурс знатоков.

1

34

Как я проведу лето. Проведение диагностических методик.

4. Средства реализации образовательного проекта:  технология учебных ситуаций, технология учебного диалога и технология проектного обучения.

5. Этапы реализации проекта.

Этапы реализации     проекта

                  Содержание работы

Подготовительный

  1. Изучение психолого-педагогической и методической литературы, освещающей построение воспитательного процесса в рамках современных требований ФГОС.
  2. Проведение родительского собрания на тему:

« Создание благоприятной воспитательной среды в школе в сотрудничестве с семьёй».

  1. Создание рабочей программы по внеурочной деятельности « Дружный класс».

Основной

  Реализация программы «Дружный класс»  с        учащимися 3 класса.

Заключительный

1.Анализ диагностических методик изучения личности младшего школьника  и выявление положительной динамики  в межличностных отношениях.

2. Составление программы  по внеурочной деятельности « Дружный класс» для учащихся 4 класса.

6. Диагностика.

Основные  результаты данного направления внеурочной деятельности оцениваются в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами являются: анонимные анкеты , различные тестовые инструменты, созданные с учётом возраста, самооценочные суждения детей.

Время проведения диагностики

                    Задачи

Форма диагностики

сентябрь

Выявить некоторые ценностные характеристики личности, которые помогут грамотно организовать взаимодействие с детьми

Диагностическая программа изучения уровней проявления воспитанности младшего школьника

январь-февраль

Выявить особенности самооценки и уровня притязаний каждого ребёнка, его положения в системе личных взаимоотношений класса, а также характер его отношения  к школе.

Анкетирование

май

Изучение самооценки детей младшего школьного возраста

Методика «  Оцени себя».

  1. Условия, обеспечивающие достижение новых образовательных результатов.

Для работы в рамках данного педагогического проекта имеются следующие ресурсы: информационные (Интернет, учебная и методическая литература), кадровые (учитель), технические                           ( ученические ноутбуки)

  1. Список используемых источников.

               .                                                                                                                        1.      Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. Внеурочная деятельность школьников.       Методический конструктор. Пособие для учителей .- М. Просвещение 2010 г

  1. С.В. Анащенкова и др. Сборник рабочих программ « Школа России» . Пособие для учителей .-  М. Просвещение 2011 г
  2. Н.И.Дереклеева .Справочник классного руководителя . Универсальное методическое руководство для учителей начальной школы.- М, ВАКО, 2009 г.
  3. Ирина Они. Спасибо, пожалуйста, здравствуйте. Лениздат. Социально-коммерческая фирма «Человек» 2009г
  4. М.М. Безруких, А.Г. Макеева, Т.А. Филиппова. Учусь понимать других. Рабочая тетрадь для учащихся 3класса. М. Вентана –Граф 2013г
  5. Кашина М. В. Нестеренко Л.П. и др Духовно-нравственное развитие и воспитание на ступени начального общего образования. Самара, 2012г

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание условий для развития духовно-богатой, творчески мыслящей личности, выявление и развитие способностей каждого ребенка.

оздание условий для развития духовно-богатой, творчески мыслящей личности, выявление и развитие способностей каждого ребенка.Высокий интеллектуально-творческий потенциал — гарантия подлинной личной св...

Использование воспитательного потенциала учебных занятий как фактор успешной социализации обучающихся.

Приоритетной целью образования в современной школе становится развитие личности, готовой к саморазвитию, саморазвитию и правильному взаимодействию с окружающим миром. Чтобы помочь ребенку, необходимо ...

4. Деятельность учителя по созданию условий без-опасной и психологически комфортной образовательной среды, поддерживающей эмоциональное и физическое благополучие каждого обучающегося

4.2. Деятельность учителя по созданию условий безопасной и психологически комфортной образовательной среды, поддерживающей эмоциональное и физическое благополучие каждого обучающегося...

Овладение связной речью, как важнейший фактор успешной социализации обучающихся с ТНР

Рекомендации учителям - логопедам по коррекционной работе с обучающимися с ОНР (ТНР)...

Статья " Методическая система работы по творческому развитию ребенка как фактор его успешности"

Цель педагогической деятельности – развитие ребенка как творческой личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, лично...

Методическая система работы по творческому развитию ребенка как фактор его успешности

Методическая система работы по творческому развитию ребенка как фактор его успешности...