«Создание благоприятной воспитательной среды как фактора развития успешности каждого обучающегося класса»
рабочая программа (3 класс) на тему
Педагогический проект содержит пограмму внеурочной деятельности "Дружный класс" для учащихся 3 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_proekt_kursy.docx | 30.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический проект на тему : «Создание благоприятной воспитательной среды как фактора развития успешности каждого обучающегося класса»
1.Анализ ситуации
"Ребенок - импульсивное существо, ему трудно понять нас.
Это мы, воспитатели, обязаны понимать ребенка
и строить наши воспитательные планы
с учетом движений его души"
(по Ш.А. Амонашвили).
Актуальность и новизна исследуемой проблемы обусловлена концепцией духовно-нравственного воспитания российских школьников, а также введением ФГОС, где большое внимание уделяется внеурочной и внешкольной деятельности учащихся, приведена система базовых национальных ценностей. Одна из главных целей образования в 21веке: формирование понятия, что жизнь- это драгоценный дар, что познание и творчество - источник радости, что радостный человек - путь к здоровью и долголетию.
Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. Недостатки и просчеты нравственного воспитания обусловлены обострившимися жизненными противоречиями. Кто как не учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности. Именно поэтому школа, а в частности учитель, решая задачи воспитания, должны опереться на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности. Этому поможет создание благоприятной воспитательной среды, органически вплетенное в учебно-воспитательный процесс и составляющее его неотъемлемую часть.
Размышляя о среде, воспитывающей личность, прежде всего, надо думать о создании среды заботы, где почувствует себя успешным каждый ученик.
Этими вопросами пронизана вся наша деятельность в школе и вся наша жизнь, поскольку мы, взрослые живем заботой о детях, живем ради детей, живем для детей. И сталкиваемся с вопросом «Как же надо жить?» тогда, когда наши представления об этой жизни расходятся с реальной действительностью.
Ответить «делай так» и «думай так» на эти образующие смысл жизни вопросы невозможно, поскольку это личностные проблемы человека, это сугубо внутренние проблемы каждой школы, класса, и решать их должен каждый индивидуально. Можно лишь определить наиболее общие направления поисков создания МИРА ЗАБОТЫ и ЗАБОТЫ о МИРЕ в нашем общем доме – в школе, в классе.
Попадая в школьную среду ребенок погружается в атмосферу той культурной среды, ценностные ориентиры которой проявляются в традициях и устоях, нормах, правилах поведения и т.д.
Есть красивая поговорка: «Работы без заботы нет, а забота и без работы живет».
Поэтому ЗАБОТА о воспитании строится с понимания смыслов, установления целей и определения содержания и форм деятельности.
Воспитание как педагогическое явление. Школьные годы по праву считают самым динамичным, интенсивным периодом развития человека. За эти годы происходят коренные изменения в физическом, психическом и социальном развитии личности человека.
В докладе ЮНЕСКО «В новое тысячелетие» сформулированы основные цели социализации школьников на основе компетентностного (деятельностного) подхода: научить учиться, научить жить, научить жить вместе, научить работать и зарабатывать.
В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни.
Развитие человека как личности и субъекта деятельности обязательно включает в себя развитие: интеллекта, эмоциональной сферы, устойчивости к стрессам, уверенности в себе и принятия себя, позитивного отношения к миру и приятия других, самостоятельности, автономности, мотивации самоактуализации, самосовершенствования (включая мотивацию учения как важнейший элемент саморазвития).
Принципы воспитания:
- принцип самоактуализации: побудить и поддержать стремление учащихся к проявлению и развитию своих природных и приобретённых возможностей.
- принцип индивидуальности: создание условий для формирования индивидуальности личности учащихся. принцип субъектности: помочь учащемуся стать подлинным объектом жизнедеятельности в классе.
- принцип выбора: целесообразно, чтобы ученик жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности в классе .
- принцип творчества и успеха: развивать индивидуальные особенности учащегося и его уникальность.
- принцип доверия и поддержки: работать с верой в ребенка, с доверием к нему, поддерживать его устремления к самореализации и самоутверждению.
Главными элементами механизма воспитательной системы выступают формы (организационная сторона педагогической деятельности) и приемы(конкретные операции взаимодействия воспитателя и воспитуемого) поддержки личностного саморазвития, среди которых особо можно выделить создание «ситуации успеха» и рефлексию.
Цель проекта: создание условий для социально-личностного развития детей.
Задачи проекта: 1. Рассмотреть с детьми разные стили поведения .
2. Создать мотивационные условия для личностного роста младшего школьника.
Участниками проекта являются учащиеся 3 класса, учитель и родители.
2 .Планируемые результаты: Внедрение в воспитательный процесс современных технологий: технологии учебного диалога и технологии проектного обучения.
3. Система работы.
Для реализации данного педагогического проекта я составила рабочую программу по внеурочной деятельности «Дружный класс».
Пояснительная записка.
Рабочая программа к курсу «Дружный класс» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования на основе программы «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор.»
Курс введён в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках социального направления.
Актуальность выбора определена следующими факторами: у учащихся часто возникают конфликтные ситуации, дети болезненно переживают неудачи и поражения.
Цель программы: : создание условий для социально-личностного развития детей.
Задачи программы: 1 Рассмотреть с детьми разные стили поведения .
2. Создать мотивационные условия для личностного роста младшего школьника.
Сегодня уже не надо доказывать, что существует особый тип результатов образования, связанный с социализацией учащихся.
Социализацию учащихся можно трактовать по-разному. Наиболее принципиальное различие связано с пониманием социализации либо как адаптации к существующим социальным условиям, либо как обеспечения возможности эффективной преобразующей деятельности в условиях меняющегося социума.
Основным содержанием второго понимания социализации является перевод ребёнка в позицию активного члена гражданского общества, способного самоопределяться на основе ценностей, вырабатывать собственное понимание и цели, разрабатывать проекты преобразования общества и отдельных его институтов, реализовывать данные проекты. Иными словами, речь идёт о формировании юного субъекта социального творчества.
Социальное творчество- высшая форма социальной деятельности; созидательный процесс, направленный на преобразование и созидание качественно новых форм социальных отношений.
Социальное творчество школьников- это добровольное посильное участие детей в улучшении, совершенствовании общественных отношений преобразовании ситуации , складывающейся в окружающем их социуме. Такая деятельность всегда сопряжена с личной инициативой школьника, поиском им нестандартных решений, риском выбора, персональной ответственностью перед группой сверстников, педагогом, общественностью.
Ценностные ориентиры содержания курса.
Ценность истины- это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности- осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма- одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
Особенности организации учебного процесса.
Материал каждого занятия рассчитан на 40 минут. Во время занятий у ребёнка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок во внеурочной деятельности снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов и решений. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как средству развития своей личности. Данный курс состоит из системы тренинговых упражнений , бесед, специальных заданий, ролевых и развивающих игр , диспутов, читательских конференций. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, ребусы, кроссворды и т.д. , что привлекательно для младших школьников.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса.
Личностными результатами является формирование следующих умений: определять и высказывать общие для всех людей правила поведения при взаимодействии и сотрудничестве.
В предложенных педагогом или возникающих в реальной жизни ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех правила поведения и при поддержке участников группы и педагога , делать выбор, как поступить.
Нести личную ответственность за свои поступки, в том числе и в информационной деятельности. На основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, уметь избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметными результатами является формирование следующих умений: уметь планировать, контролировать и оценивать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Уметь понимать причины успеха\ неуспеха своей деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждения.
Уметь слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Определять общую цель и пути её достижения; уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать своё поведение и поведение окружающих.
Уметь конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметными результатами является формирование следующих умений:
Ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний.
Овладеть первоначальными представлениями о нормах русского языка и правилах речевого этикета.
Осознать значимость чтения для личного развития.
Для проведения занятий используется рабочая тетрадь для учащихся «Учусь понимать других», авторы пособия М.М. Безруких, А.Г. Макеева, Т.А. Филиппова.
Задания, представленные в данной тетради помогут детям приобрести опыт поведения в окружающем мире, общения с другими людьми- сверстниками и взрослыми; приобщиться к здоровому образу жизни.
Предлагаемые игровые ситуации побуждают ребёнка делать выбор между «плохим и хорошим, проявлять сильные стороны характера, а также понимать себя и других, сочувствовать, сопереживать. Исподволь формируя ценностные ориентации и умение сопротивляться негативному влиянию и при необходимость говорить «нет».
Учебно-тематический план (34 часа).
№ занят | Содержание занятия | Колич. часов |
1 | Что изменилось за год. Проведение диагностических методик изучения детского коллектива. | 1 |
2-4 | Как научиться разговаривать с людьми. Проведение диагностических методик изучения личности школьника. | 3 |
5 | Первое впечатление-какое оно? | 1 |
6 | Что такое интонация. | 1 |
7 | Как научиться преодолевать трудности вместе. | 1 |
8 | Игра «Поддержка», игра «Просьба», игра « Отказ» | 1 |
9 | Игра « Сделаем вместе», игра « Поймай мяч»,игра «Подарок» | 1 |
10 | Как понять друг друга без слов. | 1 |
11-12 | Для чего нужна улыбка. | 2 |
13 | Где настоящее твоё лицо? | 1 |
14 | Умеешь ли ты дружить. | 1 |
15 | Дружба в литературных произведениях. | 1 |
16-17 | Читательская конференция «Будь человеком» ( по произведениям С. Михалкова. | 2 |
18 | Шестое чувство. | 1 |
19 | Болезнь здоровых. | 1 |
20 | Быть среди людей. Проведение диагностических методик. | 1 |
21 | Вежливость королей. | 1 |
22 | От чего прибавляется счастья? | 1 |
23 | Никто не лучше никого. | 1 |
24 | Сорока стрекочет- гостей пророчит. | 1 |
25 | С днём рождения! | 1 |
26 | Семь бед – один ответ, или битва с пищей. | 1 |
27 | Побеседуем о беседе. | 1 |
28 | А ну, без « ну» ! | 1 |
29 | Шутка в нашей жизни. | 1 |
30 | Ты у себя дома. | 1 |
31 | Хищные вещи века | 1 |
32 | Мода? Мода. Мода! | 1 |
33 | Конкурс знатоков. | 1 |
34 | Как я проведу лето. Проведение диагностических методик. |
4. Средства реализации образовательного проекта: технология учебных ситуаций, технология учебного диалога и технология проектного обучения.
5. Этапы реализации проекта.
Этапы реализации проекта | Содержание работы |
Подготовительный |
« Создание благоприятной воспитательной среды в школе в сотрудничестве с семьёй».
|
Основной | Реализация программы «Дружный класс» с учащимися 3 класса. |
Заключительный | 1.Анализ диагностических методик изучения личности младшего школьника и выявление положительной динамики в межличностных отношениях. 2. Составление программы по внеурочной деятельности « Дружный класс» для учащихся 4 класса. |
6. Диагностика.
Основные результаты данного направления внеурочной деятельности оцениваются в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами являются: анонимные анкеты , различные тестовые инструменты, созданные с учётом возраста, самооценочные суждения детей.
Время проведения диагностики | Задачи | Форма диагностики |
сентябрь | Выявить некоторые ценностные характеристики личности, которые помогут грамотно организовать взаимодействие с детьми | Диагностическая программа изучения уровней проявления воспитанности младшего школьника |
январь-февраль | Выявить особенности самооценки и уровня притязаний каждого ребёнка, его положения в системе личных взаимоотношений класса, а также характер его отношения к школе. | Анкетирование |
май | Изучение самооценки детей младшего школьного возраста | Методика « Оцени себя». |
- Условия, обеспечивающие достижение новых образовательных результатов.
Для работы в рамках данного педагогического проекта имеются следующие ресурсы: информационные (Интернет, учебная и методическая литература), кадровые (учитель), технические ( ученические ноутбуки)
- Список используемых источников.
. 1. Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Пособие для учителей .- М. Просвещение 2010 г
- С.В. Анащенкова и др. Сборник рабочих программ « Школа России» . Пособие для учителей .- М. Просвещение 2011 г
- Н.И.Дереклеева .Справочник классного руководителя . Универсальное методическое руководство для учителей начальной школы.- М, ВАКО, 2009 г.
- Ирина Они. Спасибо, пожалуйста, здравствуйте. Лениздат. Социально-коммерческая фирма «Человек» 2009г
- М.М. Безруких, А.Г. Макеева, Т.А. Филиппова. Учусь понимать других. Рабочая тетрадь для учащихся 3класса. М. Вентана –Граф 2013г
- Кашина М. В. Нестеренко Л.П. и др Духовно-нравственное развитие и воспитание на ступени начального общего образования. Самара, 2012г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание условий для развития духовно-богатой, творчески мыслящей личности, выявление и развитие способностей каждого ребенка.
оздание условий для развития духовно-богатой, творчески мыслящей личности, выявление и развитие способностей каждого ребенка.Высокий интеллектуально-творческий потенциал — гарантия подлинной личной св...
Использование воспитательного потенциала учебных занятий как фактор успешной социализации обучающихся.
Приоритетной целью образования в современной школе становится развитие личности, готовой к саморазвитию, саморазвитию и правильному взаимодействию с окружающим миром. Чтобы помочь ребенку, необходимо ...
4. Деятельность учителя по созданию условий без-опасной и психологически комфортной образовательной среды, поддерживающей эмоциональное и физическое благополучие каждого обучающегося
4.2. Деятельность учителя по созданию условий безопасной и психологически комфортной образовательной среды, поддерживающей эмоциональное и физическое благополучие каждого обучающегося...
Овладение связной речью, как важнейший фактор успешной социализации обучающихся с ТНР
Рекомендации учителям - логопедам по коррекционной работе с обучающимися с ОНР (ТНР)...
«Сенсорное развитие детей младшего школьного возраста как фактор их успешности в обучении. Сенсорная коробка»
Всякое познание должно начинаться с чувственного восприятия...
Статья " Методическая система работы по творческому развитию ребенка как фактор его успешности"
Цель педагогической деятельности – развитие ребенка как творческой личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, лично...
Методическая система работы по творческому развитию ребенка как фактор его успешности
Методическая система работы по творческому развитию ребенка как фактор его успешности...