Семинар. Выступление на тему "РАБОТА НАД РАЗВИТИЕМ СВЯЗНОЙ УСТНОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"
материал
Речь в нашей жизни – это всегда самостоятельная деятельность каждого человека. Поэтому сколько бы ребенок ни читал, ни слушал правильную содержательную речь окружающих его взрослых, он не сможет ею овладеть без собственного речевого опыта. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_rabota_nad_razvitiem_svyaznoy_ustnoy_rechi_u_ml.shk_.docx | 21.18 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОТА НАД РАЗВИТИЕМ СВЯЗНОЙ УСТНОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Введение
«Родная Речь! Бунтующий глагол,
Протяжная певучесть междометий,
Наречий дерзость – воедино свел
В них кто-то все, что есть на этом свете.
Дал сущему названья на века.
Невидимое смог он обозначить.
Он дал душе язык! Без языка
Душа живая ничего не значит».
Лариса Романенко
Языковое образование и речевое развитие школьников – одна из основных проблем современной начальной школы. Образная, яркая, правильно построенная речь – показатель интеллектуального развития ребенка.
Психолог Жинкин писал: «Речь – это канал развития интеллекта… чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания». (Речевое развитие способствует развитию мышления)
Речь в нашей жизни – это всегда самостоятельная деятельность каждого человека. Поэтому сколько бы ребенок ни читал, ни слушал правильную содержательную речь окружающих его взрослых, он не сможет ею овладеть без собственного речевого опыта. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей.
Каковы же условия успешного развития речи, формирования речевых умений и навыков?
Речевая деятельность возможна при наличии трех условий:
- Потребность в речевом общении (мотивационная сторона)
Чтобы первоклассники заговорили: «Надо создать такую ситуацию в классе – говорил Л.В. Занков, - чтобы ребенок доверял вам свои мысли». Те мысли, которые ему пришли в голову в данной речевой ситуации. Они не всегда могут совпадать с ожидаемым ответом. Поэтому на первых порах старайтесь не перебивать его высказывание постоянными исправлениями. Почувствуйте ту границу, после которой он не захочет общаться с вами, с классом.
- Содержательность речи
Активную речь ребенка, а тем самым и активное привлечение различных средств языка стимулируют богатое содержание образования (представление ребенку широкой целостной картины мира средствами науки, литературы, искусства и непосредственного познания, самостоятельный поиск информации, осуждение актуальных для детей проблем, а также поиск решения проблем на всех учебных предметах (диалогическая форма общения).
- Правильность речи
Она обеспечивается знанием системы языка и опытом ее применения в речи. Система языка функционирует только в речи, речь невозможна без системы языка. В нашем подходе к преподаванию русского языка развитие речи является сквозной темой, пронизывающей все другие темы, кроме того, ей посвящаются отдельные главы и параграфы.
Развитие речи ребенка не стихийный процесс. Оно требует постоянного педагогического руководства и должно проходить в соответствии с требованиями.
Какую же речь можно считать хорошей, к чему следует стремиться учителю, ученику?
Теоретик словесности Филонов писал: «Слово имеет три стороны: слово есть выражение мысли (сторона внутренняя), слово есть звук или ряд звуков (сторона внешняя), слово есть образ предмета (сторона художественная). Со стороны внутренней требуется, чтобы слово было полнейшим выражением мысли, а чтобы слово выражало мысль, для этого нужна речь правильная, речь ясная, речь чистая, речь точная».
Требования к речи младшего школьника:
- Содержательность;
- Логичность;
- Точность;
- Выразительность;
- Ясность;
- Произносительная сторона речи;
- Чистота;
- Правильность.
Первые два требования касаются содержания и структуры речи; последующие требования относятся к речевому оформлению устных сообщений и письменных сочинений.
Хорошая речь может быть получена только при соблюдении всего комплекса требований.
Оценивая выполнение речевых упражнений учащимися, следует учитывать все перечисленные требования как критерии овладения речью.
Выразительность речи
Остановимся на одном из требований.
Речь только тогда воздействует на читателя, слушателя с нужной силой, когда она выразительна.
Выразительность речи – это умение ярко, убедительно, сжато передать мысли, это способность воздействовать на людей интонациями, отбором фактов, построением фразы, выбором слов, настроением рассказа.
Для формирования умения подбирать подходящие к данному высказыванию тон, громкость, темп, умение выразительно (адекватным тоном, темпом, с соответствующей громкостью, используя логические ударения, мимику и жесты) прочитать стихотворение, пересказать текст, рассказать сказку, невыдуманные и выдуманные истории и так далее. Для этого использую пособие «Ромашка-интонация». Она всегда перед глазами и мы постоянно обращаемся к ней. На лепестках ромашки показаны интонационные средства выразительности (громкость, тон, ритм, мелодика, темп, логическое ударение).
Средства выразительности устной речи:
- Мимика;
- Жесты;
- Движения;
- Интонация;
- Темп;
- Тембр;
- Грамотность.
Эти средства играют большую роль в речевом общении людей. Выбор тех или иных средств зависит от содержания и основной мысли высказывания.
- Основная часть
В развитии речи выделяются три линии:
- Работа над словом;
- Работа над словосочетанием и предложением;
- Работа над связной речью.
Все эти три линии развиваются параллельно, хотя они находятся в тоже время и в подчинительных отношениях: словарная работа дает материал для предложений, для связной речи; при подготовке к рассказу, сочинению проводится работа над словом и предложением.
Однако такие упражнения в связной устной речи как рассказы, пересказы, устные сочинения и так далее, представляют собой высшую ступень в сложной системе речевых упражнений, в них сливаются все умения – и в области словаря, и на уровне предложения, и по логике и композиции текста, и умения накапливать материал, и графико-орфографические умения.
Каковы же требования к речевым упражнениям?
Требования к речевым упражнениям:
- Систематичность;
- Цель каждого речевого упражнения;
- Разнообразие видов упражнений.
Важнейшее требование, предъявляемое к речевым упражнениям – систематичность (это последовательность, перспективность, взаимосвязь разнообразных упражнений, умение подчинить их единой цели). Причем каждое новое упражнение, будучи связано с предыдущим, в то же время должно вносить что-то новое, хотя бы небольшой элемент нового.
Важно предусмотреть определенную, конкретную цель каждого речевого упражнения. Это значит определить, какое новое умение, по сравнению с уже усвоенными, сформирует это упражнение.
Необходимо так же разнообразие видов упражнений.
Одно из требований систематичности состоит в том, чтобы в процессе обучения были более или менее равномерно представлены все доступные возрасту виды работ.
Речевые упражнения должны быть расположены в порядке возрастающей сложности (с постепенным убыванием наглядности и «свертыванием» плана высказывания).
Виды речевых упражнений:
- Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде одной сюжетной картины;
- Составление плана текста;
Виды плана:
- Вопросный;
- Назывной;
- Тезисный;
- План – опорная схема;
- Комбинированный.
- Пересказ;
Пересказ – воспроизведение по памяти и изложение своими словами содержания устного или письменного текста.
Виды пересказа:
- Подробный;
- Краткий;
- Выборочный;
- Творческий.
- Ведение дневников;
Виды дневников:
- Читательский дневник;
- Дневник каникул;
- Дневник наблюдений;
- Личный дневник.
- Составление рассказа по серии картинок с использованием картинно-символического плана.
Речевые упражнения, как правило, не дают заметного эффекта за короткий срок. В развитии речи нужна долгая, кропотливая работа учащихся и учителей. Временные неудачи, срывы не должны пугать ни тех, ни других. Систематическая работа по развитию речи обязательно приведет к успеху. Чем больше разнообразие, тем больше оснований для разработки системы развития связной речи.
Заключение
Конечный результат обучения связной речи определяется умением правильно и адекватно, воспринимая и используя языковые единицы всех уровней, получить или передать логически последовательно информацию.
Речь для ученика не должна быть всего лишь учебным упражнением, за которое могут поставить тройку или пятерку: речь должна стать для него средством самовыражения, предметом радости и гордости.
Успех в развитии речи придет только тогда, когда у учащихся появятся мотивы для выступлений, когда у них будет потребность говорить и писать.
Чем раньше мы начнем развивать у детей уникальный человеческий дар – дар слова, чем раньше сделаем все, чтобы, по выражению советского языковеда Чернышева «открыть уста детей», тем скорее добьемся желаемых результатов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование устной и связной письменной речи у младших школьников.
Успешность формирования готовности к овладению навыками самостоятельной письменной речи зависит от состояния общей готовности к школьному обучению и уровня овладения навыкам...
Стенды по развитию связной устной речи "Времена года".
Материал "Времена года" предназначен для оформления стендов по развитию устной связной речи в кабинете логопеда. Стенды мобильные, предполагают дополнение наглядным материалом. Серия включае...
Развитие связной устной речи на уроках обучения грамоте
Речевая деятельность - это активный, целенаправленный процесс создания и восприятия высказываний, осуществляемый с помощью языковых средств, процесс взаимодействия людей в различных ситуациях общения....
Развитие связной письменной речи у младших школьников по этапам обучения
В статье рассмотриваются основные аспекты письменной и устной речи младших школьников с задержкой психического развития по этапам обучения....
Развитие связной устной речи у младших школьников с нарушением интеллекта
Методическое пособие для учителей-логопедов, работаюших с младшими школьниками с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями....
Сказкотерапия как условие развития связной устной речи у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью
В наше время перед педагогами стоит задача по формированию социально активной личности. Одним из важнейших признаков такой личности являются ясная и правильная речь, изложение своих мыслей в свободной...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СКАЗОК КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ УСТНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛьНОГО ВОЗРАСТА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
Ключевые слова: младший школьный возраст, развитие речи, ребенок, сказки, легкая степень нарушения интеллектаКлючевые слова на английском языке: primary school age, speech development, child, fairy ta...