Планирование дополнительных занятий по развитию связной устной речи обучающихся младших классов с интеллектуальными нарушениями с применением сказкотерапии
методическая разработка

Доступныйсный материал для педагогов, учителей начальных классов обучающихся с интеллектуальными нарушениями

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа № 499

Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка

Планирование дополнительных занятий по развитию связной устной речи обучающихся младших классов с интеллектуальными нарушениями с применением сказкотерапии.

Самохина Е.Б.

учитель начальных классов

Санкт-Петербург

2025 год

Тема занятия

Цели

Методы, приемы

Блок 1

(2 занятия)

Сказка «Репка»

Формировать грамматический строй речи, умение составлять разные словосочетания, использовать местоимения в речи, подбирать определения к предмету, явлениям; согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже.

Активизировать словарь.

Развивать мелкую моторику.

Активизировать творческое воображение и мышление.

Упражнять в решении творческих задач.

Воспитывать умение слушать друг друга, не перебивать

Рассказывание сказки.

Отгадывание загадок.

Дидактические игры: «Что умеют делать звери» «Какой, какая, какое?» «Кто сумеет похвалить» «От каждого по словечку»

Развивающая игра «А если бы...»

Придумывание нового названия

сказки.

Инсценировка сказки

Блок 2

(2 занятия)

Сказка «Колобок»

Систематизировать представление о значении слов.

Активизировать словарь.

Формировать грамматический строй речи, умения подбирать слова-названия качеств, действий, частей предметов; умение подбирать антонимы, синонимы, употреблять местоимения в речи, согласовывать прилагательные и существительные. Упражнять в решении творческих задач.

Развивать умение составлять связное высказывание.

Активизировать творческое воображение и мышление.

Чтение сказки.

Беседа.

Дидактические игры: «Напишем письмо герою» «Закончи предложение» «Кто знает другое слово»

Развивающие игры: «А если бы...» «Хорошо-плохо»

Сочинение загадок.

Пересказ эпизода сказки от имени героя.

Изменение сюжета сказки путем ввода нового героя.

Блок 3

(2 занятия)

Сказка «Теремок»

Продолжать формировать умения подбирать антонимы, прилагательные согласовывать с существительными в роде, числе, падеже; составлять словосочетания, подбирать слова-названия качеств, действий, частей предметов.

Активизировать словарь.

Продолжать развивать умение составлять связное высказывание.

Активизировать творческое воображение, мышление.

Упражнять в решении творческих задач.

Чтение сказки.

Пересказ с помощью иллюстрации.

Придумывание нового названия сказки.

Придумывание загадок.

Дидактические игры: «Дополни предложение» «Какой, какая, какое» «Задай вопрос герою» Развивающие игры: «А если бы...» «Хорошо-плохо»

Придумывание нового окончания сказки.

Инсценировка эпизодов сказки

Блок 4

(2 занятия)

Сказка «Гуси-лебеди»

Систематизировать представления о значении слов.

Активизировать словарь.

Формировать грамматический строй речи, умения подбирать слова-названия качеств, предметов, действий, частей предметов, глаголы, прилагательные; умение использовать суффиксы; умение продолжать и заканчивать высказывание, подбирать подходящее слово и согласовывать его с другими словами в предложении.

Активизировать творческое воображение, мышление. Упражнять в решении творческих задач.

Чтение сказки.

Беседа.

Дидактические игры: «Кто сумеет похвалить» «Назови ласково» «Задумай слово» «От каждого по словечку»

Развивающие игры: «А если бы...» «Хорошо-плохо»

Пересказ по цепочке с опорой на иллюстрацию.

Придумывание нового названия сказке. Придумывание нового окончания сказки.

Изменение сюжета сказки.

Блок 5

(2 занятия)

Сказка «Пузырь, Соломинка и Лапоть»

Формирование умений отбирать условные заместители для обозначения персонажей сказки; умения выделять части предметов, качества, действия; умения сравнивать, подбирать антонимы, синонимы.

Развивать умение использовать заместителей при пересказе конкретного эпизода сказки.

Активизировать словарь, творческое воображение и мышление.

Развивать умение строить связное высказывание.

Упражнять в решении творческих задач.

Чтение сказки.

Беседа.

Изображение героев геометрическими фигурами.

Рассказывание сказки по схеме.

Дидактическая игра «Скажи наоборот»

Придумывание истории.

Придумывание нового названия сказки.

Придумывание загадок. Придумывание другого конца сказки.

Развивающие игры: «Хорошо-плохо» «А если бы...»

Изменение сюжета сказки путем добавления нового героя.

Блок 6

(2 занятия)

Итоговый.

1 занятие.

Итоговое по пройденным сказкам.

Формировать грамматический строй речи, умения подбирать слово к заданному, объяснять смысловую связь между словами, обогащать словарь за счет слов, относящихся к разным частям речи; умения составлять связное высказывание с опорой на иллюстрацию; умение аргументировать.

Активизировать и развивать мышление и память.

Рассказ эпизода сказки по иллюстрации.

Дидактическая игра «Разные слова».

Самостоятельное составление рассказа о любимом герое.

Блок 6

(2 занятие).

Придумывание новой сказки

Активизировать знания и представления.

Формировать умение подбирать нужное слово, уточнять значение слов. Развивать творческое воображение и мышление.

Продолжать формирование умения составлять связное высказывание.

Дорисовывание кляксы на бумаге.

Дидактические игры: «Бывает - не бывает» «Речевые ситуации»

Придумывание сказочной истории про Кляксу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар. Выступление на тему "РАБОТА НАД РАЗВИТИЕМ СВЯЗНОЙ УСТНОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"

Речь в нашей жизни – это всегда самостоятельная деятельность каждого человека. Поэтому сколько бы ребенок ни читал, ни слушал правильную содержательную речь окружающих его взрослых, он не сможет...

Конспект открытого логопедического занятия по развитию связной устной и письменной речи Путешествие в мир сказок А.С.Пушкина.

В разработке представлен материал по творчеству и биографии А.С. Пушкина.Задания предназначены для учащихся 3 класса общеобразовательной школы,после прохождения  по литературе темы- "Творчес...

Развитие связной устной речи у младших школьников с нарушением интеллекта

Методическое пособие для  учителей-логопедов, работаюших с младшими школьниками  с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями....

Сказкотерапия как условие развития связной устной речи у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью

В наше время перед педагогами стоит задача по формированию социально активной личности. Одним из важнейших признаков такой личности являются ясная и правильная речь, изложение своих мыслей в свободной...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СКАЗОК КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ УСТНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛьНОГО ВОЗРАСТА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Ключевые слова: младший школьный возраст, развитие речи, ребенок, сказки, легкая степень нарушения интеллектаКлючевые слова на английском языке: primary school age, speech development, child, fairy ta...

Развитие устной речи обучающегося надомного обучения с интеллектуальными нарушениями через проектную деятельность

Доклад«Развитие устной речи обучающегося надомного обучения с интеллектуальными нарушениями через проектную деятельность».(из опыта работы) Речь является одним из главных, незаменимых...