Развивающие упражнения, игры для обогащения и активизации связной устной речи детей младшего школьного возраста
презентация к уроку по логопедии
В презентации раскрыты методы и приемы работы для обогащения и активизации связной устной речи детей младшего школьного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rzvivayushchie_igry_i_uprazhneniya.pptx | 2.92 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ 1. Развитие словаря: освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение 2. Воспитание звуковой культуры речи : развитие восприятие звуков родной речи и произношения 3. Формирование грамматического строя: Морфология (изменение слов по родам, числам, падежам) Синтаксис (освоение различных типов словосочетаний и предложений) Словообразование 4. Развитие связной речи. Диалогическая (разговорная) речь Монологическая речь (рассказывание) 6. Воспитание любви и интереса к художественному слову 5. Формирование элементарного осознания явлений языка и речи : различение звука и слова, нахождение места звука в слове
МЕТОДЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ Наглядные Словесные Практические Метод непосредственного наблюдения и его разновидности: наблюдение в природе, э кскурсии с последующим рассказыванием о приобретенном опыте. Опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность): рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам Обобщающая беседа Заучивание наизусть по мнемосхемам Игры-драматизации Дидактические игры Инсценировки Дидактические упражнения Рассказывание с опорой на наглядный материал Рассказывание без опоры на наглядный материал
Связная речь - смысловое развернутое высказывание ( ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание. С оциальные функции: -средство коммуникации, установление связи с окружающими людьми, регулирует поведение ребенка в социуме, что является решающим условием для становления его личности. решающее условие для становления личности ребенка
Диалогическая речь ( диалог) Собственно речевые умения Умения речевого этикета Умения общаться в паре, группе из 3-5 человек, в коллективе Умение общаться в совместных действиях, достижения результатов и их обсуждение, обсуждение определенной темы Невербальные (неречевые) умения Основная функция связной речи – коммуникативная, которая осуществляется в двух основных формах: монолог и диалог.
Монологическая речь (монолог) Логически последовательное высказывание Выражает мысль одного человека, Полная формулировка и развернутость Литературная лексика Длительное и предварительное обдумывание, Стимулируется внутренними мотивами Основная функция связной речи – коммуникативная, которая осуществляется в двух основных формах: монолог и диалог.
В зависимости от источника высказывания можно выделить монологи: 1 ) по игрушкам и предметам; 2 ) по картине; 3 ) из опыта; 4 ) творческие рассказы. 1. Приемы обучения детей рассказыванию по игрушкам и предметам - образец рассказа - совместное рассказывание . - план рассказа - моделирование - коллективный разбор плана . анализ образца рассказа
Повысить интерес к описательному рассказу помогают следующие приемы :
2.Методика обучения описанию картин. Рассказ по картине – это разновидность рассказа по восприятию. Но он сложнее предыдущего, так как при рассматривании картины ребенок вместо реального предмета или группы предметов, воспринимает зрительно отраженный образ предмета или сюжета.
3. Обучение детей рассказыванию по памяти (из опыта) Различают два вида рассказов из опыта: - рассказы из личного опыта («Как я помогаю маме дома», «Как я учился кататься на велосипеде» и т. п.; - рассказы из коллективного опыта («Как мы веселились у Новогодней елки», «О нашей экскурсии в детскую библиотеку», «О нашем кролике Яшке», «О смешном случае» и др.).
4. Обучение рассказыванию по воображению. Особенностью творческого рассказывания является преобразование имеющегося опыта на материале воображения .
Нетрадиционные методы и приемы развития связной речи младших школьников - Мнемотехника – это система различных приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. -Метод ТРИЗ (теории решения изобретательных задач) успешно помогает развить у школьников не только изобретательную смекалку, творческое воображение, но и связную речь . - Постановка проблемного вопроса - еще один эффективный приём для развития связной речи, т.к. учит детей рассуждать. - ИЗОСКАЗКА. В ходе рассказывания сказки педагог быстрыми движениями способом вытягивания лепит сама и предлагает детям лепить вместе с ней сказочных героев. Затем можно использовать в сочетании сказка-рисунок.
«Что бывает широкое, длинное , высокое, низкое, узкое? Цель: уточнить представления детей о величине предметов, учить находить сходства предметов. Дети сидят в кругу, воспитатель называет слова и просить перечислять какие предметы можно назвать этим одним словом. -длинный (день, поезд), широкая (дорога, речка) и т. д.
" Назови одним словом"
Игра «Скажи наоборот»
«Найди отличия»
Внимательно рассмотри рисунки. Скажи, что было сначала, а что потом.
Критерии определения уровня развития связной речи : 1. Соответствие высказывания теме. Раскрытие темы. 2. Наличие четкой структуры высказывания – начало, середина, конец; 3. Использование разнообразных средств связи между предложениями и частями высказывания; 4. Использование средств выразительности: в описаниях – определений, сравнений, метафор; в повествованиях – диалога героев, элементов описания и т. д . 5. Индивидуальность в выборе языковых средств (отсутствие речевых штампов и шаблонов).
Правила речи педагога, родителя: 1. Педагог, родитель должен придерживаться литературных норм произношения, устранять в своей речи различные акценты, влияние местных говоров, правильно ставить ударение в словах (порт - порты, торт - торты, крем - кремы, инженер - инженеры); 2. Помнить о содержательности своей речи (о чем и сколько говорит, что сообщается детям ); 3. Помнить о возрастной педагогической направленности речи (умеет ли говорить с детьми младшего возраста, может ли убежденно и доходчиво излагать сведения по вопросам педагогики взрослым – родителям, коллегам).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему: «Использование компьютерных технологий в коррекции речи детей младшего школьного возраста»
Доклад на тему:«Использование компьютерных технологий в коррекции речи детей младшего школьного возраста» Использование информационных технологий в логопедической работе соверше...
Консультация для родителей. Развитие речи детей младшего школьного возраста.
Овладение правильной речью необходимо для формирования полноценной личности. Человеку с хорошо развитой речью легко вступать в общение, он может понятно излагать свою точку зрения , задавать воп...
ПЕРЕСКАЗ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Основной задачей литературного и лингвистического образования в начальной школе является развитие речи. Это признают все или почти все, кто практически или теоретически разрабатывал вопросы начального...
Развитие диалогической речи детей младшего школьного возраста посредством элементов театрализованной деятельности
На нашем мастер – классе мы вместе постараемся по-новому взглянуть на развитие диалогической речи младших школьников, понять – для чего же необходимы элементы театрализованной деятельности в раз...
Значение игровой деятельности как средство активизации, социализации и адаптации детей младшего школьного возраста
Данный материал можно использовать на методическом объединении воспитателей и для подготовки и проведения родительского собрания...
ПЕРЕСКАЗ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Основной задачей литературного и лингвистического образования в начальной школе является развитие речи. Это признают все или почти все, кто практически или теоретически разрабатывал вопросы начального...
Влияние устного народного творчества на развитие речи детей младшего школьного возраста.
Речь является очень сложным психическим процессом, это так же и единственный в своем роде инструмент познания мира. Речь формируется у ребенка в процессе его развития.Каждый возрастной период развития...