Формирование устной и связной письменной речи у младших школьников.
статья по логопедии ( класс) по теме
Успешность формирования готовности к овладению навыками самостоятельной письменной речи зависит от состояния общей готовности к школьному обучению и уровня овладения навыками письма и чтения, которые, являясь самостоятельными совокупностями навыков, имеют соответствующее психологическое обеспечение. Статья знакомит с опытом работы в начальной школе по данному направлению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
текст статьи | 68 КБ |
презентация | 2.35 МБ |
Предварительный просмотр:
Формирование устной и письменной связной речи у младших школьников с нарушениями речи.
Харинова Р.А.
учитель-логопед
МБОУ «С(к)НШ-ДС № 2»
г. Нерюнгри
Проблема готовности к овладению самостоятельной письменной речью у младших школьников с нарушением речи – одна из самых актуальных для школьного обучения. Анализируя структуру готовности к овладению письменной речью, необходимо учитывать те виды деятельности и процессы, которые онтогенетически формируются раньше и на которых должно базироваться обучение построению письменного высказывания. Успешность формирования готовности к овладению навыками самостоятельной письменной речи зависит от состояния общей готовности к школьному обучению и уровня овладения навыками письма и чтения, которые, являясь самостоятельными совокупностями навыков, имеют соответствующее психологическое обеспечение. Одним из важнейших критериев готовности ребенка к школьному обучению является владение фонетически и грамматически правильной связной речью. В условиях неполноценного функционирования речевого механизма и лексико–грамматического недоразвития речи, а также психофункциональных наслоений большинство детей с нарушением речи не готовы к овладению программой общеобразовательной школы. Тесная связь формирования речевой деятельности с функционированием всей психики ребенка, с различными процессами, протекающими в интеллектуальной, сенсорной и аффективно – волевой сферах, раскрыта в исследованиях Р.Е.Левиной. У учащихся с нарушением речи самостоятельно, спонтанно, в процессе развития устной речи не формируется готовность к овладению грамотным письмом и чтением, поэтому возникает необходимость создания специальных условий для возникновения широких компенсаторных возможностей детского организма. Развитие языковых и психологических предпосылок письма и чтения обусловлены необходимостью полноценного состояния этих навыков при овладении такими свойствами письменной речи, как развернутость, связность и структурная сложность, что формирует у школьников умение преднамеренного изложения своей мысли, т.е. способствует произвольному и осознанному осуществлению речевой деятельности.
Для организации правильной работы над формированием письменной и совершенствованием устной речи младших школьников необходимо понимать различия в их психологических механизмах. Изложение своих мыслей в письменной форме является значительно более сложным процессом, чем устный рассказ.
Чтобы представить трудности учащихся при построении связного высказывания рассмотрим психологический механизм создания устного текста.
1 Этап – мотив.
2 Этап – замысел будущего высказывания.
3 Этап – формирование текста.
К перечисленным этапам и входящим в них операциям прибавляется активизация словарного запаса, сознательный выбор нужных речевых единиц. Процесс записи осложняется также требованиями орфографии и пунктуации. Для успешной реализации всех этих действий необходим достаточно развитый самоконтроль.
Трудности создания и записи связанного высказывания:
- Деление потока речи на слова и предложения (отдельные смысловые единицы).
- Трудности построения предложения.
- Трудности при создании связного письменного текста.
Наиболее распространённые ошибки в построении текста:
- Несоответствие содержания текста заявленной теме.
- Отсутствие сюжетного развития событий.
- Нарушение логической последовательности.
- Нарушение замкнутости смысловой системы, проникновение в неё посторонней информации.
- Лаконичное перечисление событий.
Всё перечисленное и определяет общую коррекционно-развивающую тактику обучения младших школьников письменной речи: сначала развить операционную систему речевых умений, довести до необходимого уровня дефицитные речевые функции и только затем применять эти умения на практике (писать сочинения, суждения, ответы и др.)
Работу по формированию связной речи у учащихся начальных классов проводим на групповых и индивидуальных занятиях. Во многом мы продолжаем работу, проведенную с детьми в дошкольном возрасте. Виды работ с предложением, с пересказом, рассказом схожи. Усложнение происходит в самом речевом материале:
- использование предложений сложных синтаксических конструкций;
- подбор текстов в соответствии с возрастом, отрабатываемой темой, с учетом требований начальной школы;
- со 2-го полугодия 2-го класса и в последующих классах включаем письменные виды работ по формированию связной речи:
- составление и запись плана текста;
- написание небольших сочинений, изложений (во 2-м классе – с помощью учителя-логопеда)
- работа с деформированными текстами;
- редактирование текстов.
В индивидуальной работе в зависимости от показаний используем следующие задания по формированию связной речи:
- исправление допущенных ошибок в предложениях, текстах;
- пересказы текстов, содержащих дифференцируемые звуки, буквы;
- составление рассказов по картинкам;
- работа с деформированными предложениями (вставить пропущенные слова);
- работа с деформированными текстами:
- с нарушением структуры слов
- с нарушением структуры предложения или всего высказывания
Данные задания используем:
на базе автоматизации звука; на базе дифференциации звуков, букв; на уровне грамматического строя речи.
Приемы и виды работ с учащимися.
- Используя 5-6 слов на дифференцируемые звуки, составить небольшой рассказ, т.е. попытаться связать слова в рассказ, не объединенных одной темой.
- Совместное составление плана, рассказа о путешествии, которое было на занятии.
- Прием подготавливающий детей к письменному изложению связных текстов. (Автор Калинина И.Л.)
В начале работы мы берем простые тексты с четко прослеживающимися причинно-следственными и временными связями. Каждое предложение рассказа записывается на отдельной полоске картона или бумаги письменными буквами. Ребенку предлагается прочитать разрозненные предложения и составить из них рассказ. Затем обучаемый читает его несколько раз (по орфографическим нормам, как написано), пересказывает и записывает по памяти в тетрадь. Правописание наиболее трудных слов, при необходимости, предварительно отрабатываем на черновике. Это задание требует максимальной концентрации внимания, памяти, а также применения всех раннее приобретенных умений в чтении и в письме.
- Еще один из используемых нами приемов (автор Е.Н. Российская) по восстановлению деформированного текста, направлен на усиление концентрации и устойчивости внимания, увеличение объема кратковременной памяти заключается в следующем: перед началом работы учащимся раздаем матрицы с перепутанными цепочками слов. Каждая из них начинается слева и заканчивается справа. Детям сообщаем задание: прочитать первую строчку слева направо, повторить внятно и четко и затем перейти ко второму предложению и т.д.
- Также используем упражнения, направленные на увеличение концентрации и устойчивости слухового внимания, развитие сукцессивных функций и кратковременной памяти – «наложение перцептивных полей». Условия выполнения данных упражнений следующие. Вслух читается небольшое предложение. Чтение сопровождается отстукиванием каждого слога в слове. Дети должны сосчитать число ударов, его запомнить, а затем записать предложение. Далее роль ведущего выполняет каждый из учащихся.
В заключении хочу ещё раз отметить, что для овладения такими свойствами письменной речи как развёрнутость, связность и структурная сложность необходимо полноценное состояние языковых и психологических предпосылок письма.
Список литературы:
- Типологические трудности овладения письменной речью//Мисаренко Г.Г., журнал «Логопед» №3, 2005.
- О некоторых приёмах формирования готовности к овладению самостоятельной письменной речью учащимися с тяжёлыми нарушениями речи Российская Е.Н., журнал «Дефектология » №2, 2000.
- Ястребова А.В. Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательной школы. – М., 1997.
- Логопедия в школе/Под ред. В.С. Кукушина. – М., 2004.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Направления логопедической работы при коррекции недостатков устной и письменной речи у младших школьников.
Направления логопедической работы при коррекции недостатков устной и письменной речи у младших школьников....
Методические рекомендации по формирования связной письменной речи у младших школьников с ОВЗ.
Методические рекомендации по формированию связной письменной речи у учащихся начальной школы как с ОВЗ, так и общеобразовательной....
Групповое занятие по коррекции устной и письменной речи у младших школьников.
Презентация многофункционального использования по коррекции дисграфии у младших школьников со стойким дефицитом внимания.Может быть использована как часть группового занятия или целое занятие. Направл...
Приемы формирования функциональной и операциональной готовности к овладению навыками связной письменной речи у младших школьников.
В материале даные методические рекомендации по подготовке детей к овладению навками самостоятельной письменной речи, приведены примеры развивающих упражнений и заданий....
"Проблемы в развитии устной и письменной речи у младших школьников"
В статье рассматриваются причины недоразвития устной и письменной речи младших школьников....
Презентация "Коррекция устной и письменной речи у младших школьников полиэтнической школы"
Цель:1)найти кратчайшие и эффективные пути обучения русскому языку как неродному;2)определить наиболее эффективные способы коррекции устной и письменной речи учащихся младших классов....
Развитие связной письменной речи у младших школьников по этапам обучения
В статье рассмотриваются основные аспекты письменной и устной речи младших школьников с задержкой психического развития по этапам обучения....