ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СКАЗОК КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ УСТНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛьНОГО ВОЗРАСТА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
материал по логопедии
Ключевые слова: младший школьный возраст, развитие речи, ребенок, сказки, легкая степень нарушения интеллекта
Ключевые слова на английском языке: primary school age, speech development, child, fairy tales, mild intellectual impairment
Актуальность: Современное общество ставит перед образованием задачу по формированию социально активной личности. Одной из важнейших характеристик такой личности являются умения, связанные с ясным и грамматически правильным построением своей речи, изложением собственных мыслей в свободной творческой интерпретации, как в устной, так и письменной форме. В свете этого на первый план выдвигается проблема развития связной речи у обучающихся. Стоит отметить, что эта проблема далеко не нова, но до сих пор не решена в полном объеме. Это связано с многими причинами, в частности, как отмечается в методической литературе, с отсутствием систематического подхода к ее решению.
Связная речь может быть как устной, так письменной. В свете нашего исследования мы будем говорить именно об устной связной речи, которая включает в себя монолог и диалог, и связана непосредственно с процессом общения. О значимости устной связной речи говорит и тот факт, что на ее основе развивается письменная речь. Проблемы, связанные с развитием устной речи, отражаются как на общем развитии ребенка, так и на его обучении, что ведет и к проблемам в социализации ребенка. Особенно ярко это проявляется у детей с умственной отсталостью.
Особенности детей с умственной отсталостью и возрастные особенности позволяют говорить, что в работе с такими детьми наиболее продуктивным является использование сказок. Об этом свидетельствуют работы, которые внесли огромный вклад в исследование и разработку данной проблемы.
Ценность сказок в развитии связной ясной речи обосновывается самим языковым ее оформлением и принадлежностью к устному творчеству. В тоже время мир сказки создает для ребенка чувство психологической защищенности, что благоприятно действует на эмоциональное состояние ребенка с интеллектуальными нарушениями. Однако вопросы, непосредственно связанные с проблемами формирования и развития связной устной речи у младших школьников с умственной отсталостью на основе использования сказок, на сегодняшний день недостаточно разработаны с позиции теоретического ее обоснования.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментальным путем выявить возможности использования сказок в работе по развитию связной устной речи младших школьников с умственной отсталостью.
Задачи исследования:
1 Проанализировать научную литературу по проблеме развития связной устной речи младших школьников.
2. Изучить особенности развития связной устной речи младших школьников с умственной отсталостью.
3. Рассмотреть возможности использования сказок в развитии связной устной речи младших школьников с умственной отсталостью.
4. Выявить уровень развития связной устной речи у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.
5. Разработать систему работы по развитию связной устной речи у младших школьников с умственной отсталостью, основанную на использовании сказок, и определить ее эффективность в опытно-экспериментальной работе.
Предмет исследования: использование сказок в работе по развитию связной устной речи младших школьников с умственной отсталостью.
Объект исследования: развитие связной устной речи у учащихся младшего школьного возраста с умственной отсталостью.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложения. Общий объём работы составляет 95 страниц.
В первой главе рассмотрены теоретические основы развития связной устной речи у младших школьников с умственной отсталостью на основе использования сказок.
Во второй главе проведено опытно-экспериментальное исследование по развитию связной устной речи у учащихся младшего школьного возраста с умственной отсталостью на основе использования сказок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
дипломная работа | 1.79 МБ |
автореферат | 107.44 КБ |
выступление | 25.34 КБ |
презентация | 2.62 МБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
ХАКАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Н.Ф. КАТАНОВА
(ФГБОУ ВО «ХГУ им. Н.Ф. Катанова»)
ИНСТИТУТ НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
кафедра дошкольного и специального образования
направление подготовки 44.03.03. Специальное (дефектологическое) образование
Профиль: Логопедия
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СКАЗОК КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ УСТНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА Студент Турлакова Дарья Павловна Научный руководитель Мальчевская Марина Леонидовна канд. пед. наук, доцент |
Абакан, 2022
Оглавление
Введение................................................................................................................. 3
Глава 1. Теоретические основы развития связной устной речи у младших школьников с умственной отсталостью на основе использования сказок.........................................................................................................................9
1.1. Проблема развития связной устной речи у младших школьников в научной литературе..................................................................................................................9
1.2. Особенности развития связной устной речи у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.......................................................................17
1.3. Сказка и особенности ее использования в развитии связной устной речи у детей младшего школьного возраста.....................................................................24
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию связной устной речи у учащихся младшего школьного возраста с умственной отсталостью на основе использования сказок.........................................................................34
2.1. Обследование связной устной речи у учащихся младшего школьного возраста на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы..........34
2.2. Организация работы по развитию связной устной речи младших школьников с умственной отсталостью на основе использования сказок……..50
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы на контрольном этапе опытно-экспериментальной работы……………………………………….68
Заключение…………………………………………………………………….....78
Библиографический список…………………………………………………….80
Приложение………………………………………………………………………86
Введение
Современное общество ставит перед образованием задачу по формированию социально активной личности. Одной из важнейших характеристик такой личности являются умения, связанные с ясным и грамматически правильным построением своей речи, изложением собственных мыслей в свободной творческой интерпретации, как в устной, так и письменной форме. В свете этого на первый план выдвигается проблема развития связной речи у обучающихся. Стоит отметить, что эта проблема далеко не нова, но до сих пор не решена в полном объеме. Это связано с многими причинами, в частности, как отмечается в методической литературе, с отсутствием систематического подхода к ее решению.
Говоря о связной речи, стоит рассматривать ее с позиции развернутого, законченного, композиционно и грамматически оформленного, смыслового и эмоционального высказывания, представляющего собой ряд логически связанных предложений, и выполняющего особую роль в речевой деятельности, психологическая природа которой рассматривалась Б.Г. Ананьевым, В.В. Богословским, Л.А. Венгером, Б.Ф. Ломовым, В.А. Крутецким, А.Н. Леонтьевым, А.Р. Лурия и другими. О важнейшей роли связной речи в интеллектуальном развитии ребенка свидетельствуют работы Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Л.В. Щерба, где подчеркивается, что формирование связной речи — это один из базовых компонентов в обучении и воспитании.
Связная речь может быть как устной, так письменной. В свете нашего исследования мы будем говорить именно об устной связной речи, которая включает в себя монолог и диалог, и связана непосредственно с процессом общения. О значимости устной связной речи говорит и тот факт, что на ее основе развивается письменная речь. Проблемы, связанные с развитием устной речи, отражаются как на общем развитии ребенка, так и на его обучении, что ведет и к проблемам в социализации ребенка. Особенно ярко это проявляется у детей с умственной отсталостью.
Особенности развития аномального развития детей с умственной недостаточностью рассматривались и рассматриваются в работах А.А. Власовой, Т.Н. Головиной, Г.М. Дульнева, В.Н. Мясищева, М.С. Певзнер, А.М. Щербаковой. Особенности речевого развития раскрыты в исследованиях Ю.Ф. Гаркуши, О.Е. Грибовой, Б.М. Гриншпун, Г.С. Гуменной, Л.Н. Ефименковой, Н.С. Жуковой, В.А. Ковшикова, Р.Е. Левиной, Е.М. Мастюковой, Л.Ф. Спировой, Т.Б. Филичевой, С.Н. Шаховской, А.В. Ястребовой и других. Анализ этих исследований позволяет выделить характерные особенности данной категории детей, главной из которых является отсутствие у них мотивации к общению, что связано с особенностями их психического развития и работы высшей нервной деятельности.
Кроме того, авторы отмечают и особенности речи детей с умственной усталостью в младшем школьном возрасте, которые и являются объектом нашего исследования, к которым относятся нарушения связи слов в предложениях, краткость, сжатость изложения, ограниченность доступных ребенку языковых средств, наличие особого звуко-жестового-мимического комплекса, фрагментарность, недоразвитие мотивационной стороны высказывания. Все это приводит, по мнению И.С. Кривояз, С.А. Мироновой, Л.Н. Мищерой, О.С. Павловой, Н.А. Чевелевой и других авторов работ, посвященных изучению детей данной категории, приводит не только отказу от общения ребенка вербальными средствами, но и к деформации личности, проявляющейся в робости, нерешительности, стеснительности, негативизму, раздражительности. Поэтому так важна при работе с такими детьми коррекционная работа, направленная на формирование связной устной речи. Однако, как показывает анализ практики, работа по формированию и развитию связной речи у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью как самостоятельная система не рассматривается ни в теории, ни в практике, что и обуславливает актуальность поднимаемой нами проблемы, которая связана с поиском новых путей повышения результативности логопедической работы в данном направлении.
Особенности детей с умственной отсталостью и возрастные особенности позволяют говорить, что в работе с такими детьми наиболее продуктивным является использование сказок. Об этом свидетельствуют работы, которые внесли огромный вклад в исследование и разработку данной проблемы. К их числу относятся работы Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой, А. В. Гнездилова, Т. М. Грабенко, О. В. Защиринской, Н. Погосовой, М. А. Поваляеой, Т. Сергеевой, Д. Ю. Соколова, Г. Г. Чебанян, С. А. Черняевой и других. Авторы отмечают особую значимость сказки, как в речевом развитии детей, так и в коррекционной работе в целом, считая ее наиболее универсальным, комплексным методом воздействия. Ценность сказок в развитии связной ясной речи обосновывается самим языковым ее оформлением и принадлежностью к устному творчеству. В тоже время мир сказки создает для ребенка чувство психологической защищенности, что благоприятно действует на эмоциональное состояние ребенка с интеллектуальными нарушениями. Однако вопросы, непосредственно связанные с проблемами формирования и развития связной устной речи у младших школьников с умственной отсталостью на основе использования сказок, на сегодняшний день недостаточно разработаны с позиции теоретического ее обоснования. Кроме того, в методической литературе мало разработок, позволяющих педагогам активно использовать сказки в речевом развитии детей данной категории. Все это актуализирует проблему, описанную нами выше, и позволяет сформулировать тему нашего исследования «Использование сказок как условие развития связной устной речи у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью».
Объект исследования: развитие связной устной речи у учащихся младшего школьного возраста с умственной отсталостью.
Предмет исследования: использование сказок в работе по развитию связной устной речи младших школьников с умственной отсталостью.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментальным путем выявить возможности использования сказок в работе по развитию связной устной речи младших школьников с умственной отсталостью.
Гипотеза исследования: использование сказок будет эффективным условием развития связной устной речи учащихся младшего школьного возраста с умственной отсталостью, если при ее использовании:
- включаются в работу разные виды представления сказки (чтение педагогом, проигрывание при помощи разного вида театра (пальчиковый, перчаточный, теневой и т.п.), использование при рассказывании игрушек и другого подручного материала);
- организуется работа над сказкой с использованием методов и приемов, направленных на обогащение речи детей новой лексикой и развитие связности (беседы по сказкам, организация игровой деятельности по следам сказки, пересказ прочитанного, совместное рассказывание сказки, инсценирование сказок, создание собственных сказок и т.п.).
Задачи исследования:
1. Проанализировать научную литературу по проблеме развития связной устной речи младших школьников.
2. Изучить особенности развития связной устной речи младших школьников с умственной отсталостью.
3. Рассмотреть возможности использования сказок в развитии связной устной речи младших школьников с умственной отсталостью.
4. Выявить уровень развития связной устной речи у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.
5. Разработать систему работы по развитию связной устной речи у младших школьников с умственной отсталостью, основанную на использовании сказок, и определить ее эффективность в опытно-экспериментальной работе.
Методологическая основа:
- концептуальные положения о психологической природе связной речи как высшей форме мыслительной деятельности, ее механизмах и особенностях развития у детей Т.В. Ахутиной, Л.С. Выготского, А.А.Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Л.В. Щербы и др.;
- теоретические положения о специфике речевого развития детей с нарушениями интеллекта Ю.Ф. Гаркуши, О.Е. Грибовой, Б.М. Гриншпуна, Г.С. Гуменной, Л.Н. Ефименковой, Н.С. Жуковой, Р.Е. Левиной, Е.М. Мастюковой, Л.Ф. Спировой, Т.Б. Филичевой, С.Н. Шаховской, А.В. Ястребовой;
- взгляды об особенностях использования сказок в работе с умственно отсталыми младшими школьниками Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой, А. В. Гнездилова, Т. М. Грабенко, О. В. Защиринской, Н. Погосовой, М. А. Поваляеой, Т. Сергеевой, Д. Ю. Соколова, Г. Г. Чебанян, С. А. Черняевой.
Методы исследования:
- теоретические: анализ научной литературы по изучаемой проблеме; анализ и обобщение экспериментальных данных, формулирование выводов и практических рекомендаций по теме исследования;
- эмпирические: педагогических эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этапы); педагогическая диагностика: Методика составления предложений по отдельным ситуационным картинкам О. Б. Иншакова; Методика П. И. Лалаевой по составлению рассказа по серии сюжетных картинок; Методика В.П. Глухова «Пересказ текста (знакомой сказки или короткого рассказа)»; Методика В.П. Глухова на составление описательного рассказа; Методика О.Б. Иншаковой «Продолжение рассказа по заданному началу (с использованием картинки»;
-интерпретационные: количественный и качественный анализ результатов опытно - экспериментального исследования.
Теоретическая значимость исследования: работа способствует систематизации и углублению научных знаний по проблеме развития связной устной речи у учащихся младшего школьного возраста с умственной отсталостью через использование сказок.
Практическая значимость: определяется возможностью использования в педагогической практике предложенных в работе методических материалов и рекомендаций по развитию связной устной речи у учащихся младшего школьного возраста с умственной отсталостью.
Опытно-экспериментальная база: Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №9» Красноярского края, г. Минусинск. Контрольная группа в количестве 5 человек, экспериментальная группа в количестве 5 человек. Всего в исследовании приняло участие 10 человек.
Апробация результатов исследования: подготовлена и опубликована статья по теме «Сказкотерапия как условие развития связной устной речи у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью» в сборнике I Международной научно-практической конференции школьников и студентов «От учебного задания - к научному поиску. От реферата - к открытию» г. Абакан, 14-16 апреля 2022г.
Структурные компоненты работы: введение, две главы, заключение, библиографический список, приложение. Общий объём работы – 95 страниц.
В первой главе рассмотрены теоретические основы развития связной устной речи у младших школьников с умственной отсталостью на основе использования сказок.
«Речь – это один из видов общения, которое необходимо людям в совместной деятельности, в общественной жизни, в обмене информацией, в познании мира, в образовании. Она духовно обогащает человека, служит предметом искусства. Речью называют общение с помощью языка – система знаков, которая была отшлифована веками и способна передать любые нюансы самой сложной мысли» [39, с.167].
Речь бывает внешняя, внутренняя, диалогическая и монологическая. Внешняя речь делится на устную и письменную.
«Связной называется такая речь, которую можно понять на основе собственного предметного содержания…» [58, с.148]. Связная речь представляет собой логическое сочетание предложений, обеспечивающих общность и взаимопонимание. Как считал Л.В. Щерба, «речь считается связной, если она организована по законам логики и грамматики, содержит в себе единое целое, имеет собственную тематику, обладает относительной автономностью, полнотой и делится на более или менее значимые части, связанные друг с другом» [68, с.385].
В современной методике развития речи, под авторством О.С. Ушакова, говорится, что «наиболее важной характеристикой связной речи является последовательность изложения мысли. Нарушение последовательности всегда отрицательно сказывается на согласованности передаваемой информации. Нарушения связности речи отражается на общем развитии ребенка, что особенно явно видно у детей с умственной отсталостью.
В последние годы динамика распространенности детей с нарушением интеллекта в России и за рубежом характеризуется направленностью к увеличению. Дети, которых часто называют слабоумными или детьми со сниженным интеллектом, с трудностями в обучении, с особыми нуждами и т.п. — одна из наиболее бесчисленных категорий детей, отклоняющихся в своем развитии от нормы.
Под нарушением интеллекта отечественными специалистами (Е.А. Ворсина, С. Я. Рубинштейн, и др.) понимается - «стойкое нарушение познавательной деятельности, возникающее вследствие органического поражения головного мозга (наследственного или приобретенного)». [57, с.251]. При этом эти нарушения носят необратимый характер и проявляются через «качественные изменения всей психики, всей личности в целом, явившиеся результатом перенесенных органических повреждений центральной нервной системы» [29, с.344].
По мнению Е.А. Ворсиной, «в младшем школьном возрасте у детей с легкой степени умственной отсталости отмечается недоразвитие речи, которое характеризуется нарушением всех ее сторон: смысловой, грамматической, звуковой, а также ограниченностью и бедностью словаря» [18, с.22].
Процесс формирования связной речи у детей с умственной отсталостью осуществляется замедленными темпами и характеризуется определенными качественными особенностями, другими словами они длительное время не могут самостоятельно связно высказываться, им требуется поддержка преподавателя в виде вопросов. Наиболее простыми для детей с нарушением интеллекта являются пересказы, впрочем, в них школьники допускают пробелы важных смысловых частей, привнесения (добавления), обнаруживают непонимание причинно-следственных, временных, пространственных отношений. Рассказы школьников бессвязны, дети не имеют возможности обнаружить сюжет, ограничиваются перечислением элементов ситуации. Речь детей монотонная, маловыразительная. Недостатки логического мышления детей, замедленный темп усвоения нового, своеобразие речевого развития обременяют овладение связной речью. Для обеспечения эффекта в работе по развитию связной речи одним из средств является сказка.
В работе с умственно отсталыми детьми сказка активизирует формирование активной речи и способности к подражанию. Сказка вырабатывает понимание речи. В сказке основательно излагается определенная схема поочередно объясняемых действий. Это очень важно для детей с умственной отсталостью, так как это способствует пониманию причинно-следственных связей в контексте произведения. Многочисленные сказки включают в свой текст маленькие песенки, потешки, прибаутки, воспроизведение которых помогает взаимодействовать с ребёнком, наладить контакт с ним, приучает слушать образную речь, содействует запоминанию маленьких литературных текстов. В связи с этим, нелегко отрицать важность сказок в формировании языковой культуры, креативного потенциала, фантазии, воображения, способности к словотворчеству.
Работа со сказками в логопедической практике представляет собой определенную методическую систему, которая состоит из 2-х этапов.
«Первый этап включает в себя следующие виды работы:
1. Чтение сказки педагогом;
2.Беседу по сказке на нравственно - духовную тематику, эмоциональное переживание;
3. Речевую зарядку (словарная работа, развитие фразовой речи, знакомство с фразеологическими оборотами, пословицами, поговорками);
4. Развитие мышления и воображения (вопросы по сказке, задания на преобразование сюжета, героев, обучение умению выражать свою позицию, оценку событиям и героям);
5. Арттерапия (развитие воображения, восприятия, формирования чувства красоты, мелкой моторики).
Второй этап включает следующие виды совместной деятельности:
1. Беседа по содержанию сказки;
2. Инсценирование эпизодов или всей сказки;
3. Психогимнастика;
4. Работу над выразительностью речи, тембром голоса, выражением настроения;
5. Психокоррекционная работа (снятие тревожности, замкнутости, страха и т.д.)» [24, с.25].
Таким образом, использование сказок в логопедической работе с детьми с умственной отсталостью позволяет решить следующие задачи: формирование культуры речи (правильность, выразительность, четкость); совершенствование фонематического восприятия, правильного произношения, грамматического строя речи; развитие монологической и диалогической формы речи, мыслительных навыков и творческой самостоятельности детей.
Вторая глава нашего исследования содержит описание опытно-экспериментальной работы по развитию связной устной речи у учащихся младшего школьного возраста с умственной отсталостью. Опытно-экспериментальная работа проводилась в три этапа и проходила в период с 11.10.2021 по 29.04.2022. Базой исследования стала Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №9» Красноярского края, г. Минусинск.
Всего в исследовании приняло участие 10 человек, имеющих диагноз умственная отсталость 1 степени. На основе случайной выборки обучающихся создана контрольная группа (в количестве 5 человек) и экспериментальная группа (в количестве 5 человек). Биологический возраст испытуемых на момент исследования был 8-9 лет.
Работа была проведена в период с 11.10.2021 по 29.04.2022.
Первым этапом опытно-экспериментальной работы стал констатирующий этап, целью которого является изучение уровня сформированности связной устной речи у младших школьников детей.
Для решения поставленных задач и достижения цели констатирующего этапа были подобраны следующие методики исследования связной речи младших школьников с умственной отсталостью:
- Методика «Составления предложений по отдельным ситуационным картинкам» (автор О. Б. Иншакова);
- Методика «Составление рассказа по серии сюжетных картинок» (автор П. И. Лалаева);
- Методика «Пересказ текста (знакомой сказки или короткого рассказа)» (автор В.П. Глухов);
- Методика «Составление описательного рассказа» (автор В.П. Глухов);
- Методика «Продолжение рассказа по заданному началу» (автор О.Б. Иншакова).
Выбор данного комплекса методик обусловлен их направленностью, которая позволяет оценить уровень развития связности речи с разных сторон.
Первым исследованием на констатирующем этапе стало изучение способности ребенка составлять адекватное законченное высказывание на уровне фразы (по изображенному на картинке действию). Для этого была использована Методика «Составление предложений по отдельным ситуационным картинкам» О.Б. Иншакова. Ее результаты представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Результаты исследования способности составлять адекватное законченное высказывание детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью 1 степени на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы
Классы Уровни | Экспериментальная группа | Контрольная группа | ||
Количество | % | Количество | % | |
Низкий | 0 | 0 | 0 | 0 |
Ниже среднего | 1 | 20 | 1 | 20 |
Средний | 1 | 20 | 1 | 20 |
Высокий | 3 | 60 | 3 | 60 |
Далее нами была проведена Методика «Составление рассказа по серии сюжетных картинок» Р.И. Лалаевой. Эта методика использовалась нами для выявления умений детей составлять рассказ по серии сюжетных картин, где события развиваются в определенной последовательности. Ее результаты представлены в таблице 2.
Таблица 2 - Результаты исследования умения составлять рассказ по серии сюжетных картин детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью 1 степени на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы
Классы Уровни | Экспериментальная группа | Контрольная группа | ||
Количество | % | Количество | % | |
Низкий | 1 | 20 | 0 | 0 |
Ниже среднего | 3 | 60 | 3 | 60 |
Средний | 1 | 20 | 2 | 40 |
Высокий | 0 | 0 | 0 | 0 |
Следующей методикой исследования стала Методика «Пересказ текста (знакомой сказки или короткого рассказа)» В.П. Глухова. Она предназначена для оценки умений строить связное высказывание по литературному образцу, пересказывать, сохраняя последовательность событий (Таблица 3)
Таблица 3 - Результаты исследования умения строить связное высказывание по литературному образцу у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью 1 степени на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы
Классы Уровни | Экспериментальная группа | Контрольная группа | ||
Количество | % | Количество | % | |
Низкий | 1 | 20 | 1 | 20 |
Ниже среднего | 2 | 40 | 1 | 20 |
Средний | 2 | 40 | 3 | 60 |
Высокий | 0 | 0 | 0 | 0 |
Далее нами была проведена оценка умений детей полно, точно и последовательно отображать основные свойства предмета и представлять содержание в языковой форме. Для этого была использована Методика «Составление описательного рассказа» В.П. Глухова. Результаты исследования по этому компоненту отражены в таблице 4.
Таблица 4 – Результаты исследования умения ребенка полно, точно и последовательно отображать основные свойства предмета и представлять содержание в языковой форме у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью 1 степени этапе опытно-экспериментальной работы
Классы Уровни | Экспериментальная группа | Контрольная группа | ||
Количество | % | Количество | % | |
Низкий | 1 | 20 | 0 | 0 |
Ниже среднего | 4 | 80 | 4 | 80 |
Средний | 0 | 0 | 1 | 20 |
Высокий | 0 | 0 | 0 | 0 |
В ходе проведения Методики «Продолжение рассказа по заданному началу» О.Б.Иншаковой с целью выявления возможности в решении поставленной речевой и творческой задачи, в умении использовать при составлении рассказа предложенный текстовой и наглядный материал у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью 1 степени, получены результаты, представленные в Таблице 5.
Таблица 5 - Результаты исследования умения выявления возможности детей в решении поставленной речевой и творческой задачи с умственной отсталостью 1 степени на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы
Классы Уровни | Экспериментальная группа | Контрольная группа | ||
Количество | % | Количество | % | |
Низкий | 4 | 80 | 3 | 60 |
Ниже среднего | 1 | 20 | 0 | 0 |
Средний | 0 | 0 | 2 | 40 |
Высокий | 0 | 0 | 0 | 0 |
Полученные результаты свидетельствовали о необходимости разработки и проведении работы по формированию связной устной речи у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью 1 степени, чему посвящен следующий параграф.
Формирующий этап нашей работы проводился с 11.10.2021 по 29.04.2022 и включал серию логопедических занятий с обучающимися экспериментальной группы.
Целью наших занятий стала работа по развитию устной связной речи младших школьников с умственными недостатками на основе использования сказок.
Занятия проводились три раза в неделю и продолжались в течение 30 -40 минут. Время занятий - после учебной деятельности. При выборе материала предусматривались конкретные особенности последовательной речи и возрастные, типологические и психофизиологические особенности данной категории детей.
В процессе работы были использованы авторские логосказки Э. А. Сизовой, Т. А. Шуйской, Б. Н. Сергуненкова. Кролме того, в качестве материала были использованы и литературные сказки таких авторов, как В. Берестов, Л. Яхтш, Б. Житков, Е. Чарушин, Ю. Дмитриев, К. Д. Ушинского.
Основными формами занятий были индивидуальные и групповые формы. Для того чтобы достичь максимальной эффективности в работе, мы старались найти индивидуальный подход к каждому ребенку. Этот фактор учитывался как при назначении индивидуальной помощи, так и при определении очередности и степени участия в коллективных формах работы, в заданиях на подбор лексем и словоформ, в упражнениях для активизации восприятия, внимания, памяти и другое.
Тематическое планирование наших занятий представлено в Таблице 6.
Таблица 6 - Тематическое планирование логопедических занятий с обучающимися экспериментальной группы по формированию связной устной речи.
дата | Тема занятия | Цели | формы, методы и приемы работы с детьми |
12.10 | В. Сутеев «Под грибом» | - учить детей пересказывать текст с наглядной опорой на серию предметных картинок; | Отгадывание загадок Чтение сказки Д/игры «Расскажи сказку по иллюстрациям» «Расскажи сказку по героям» |
14.10 | Русская народная сказка «Привередница». | Учить понимать образное содержание и идею сказки, передавать структуру сказки с помощью моделирования. Развивать творческое воображение. | Моделирование сказки Коллективная аппликация «Поспели яблоки в саду» Проигрывание при помощи конусного театра |
19.10 | Логосказка Б.Житков «Длинный и короткий» | - совершенствование связных высказываний. - развитие умения передавать образ через мимику, жест и движение; | Речевая игра «Едем, едем на тележке» Чтение сказки Творческая работа: «Нарисуй Длинного и Короткого» Д.И. «Какие они» Д.И. «Говори наоборот» |
21.10 | Русская народная сказка «Вершки и корешки» | - упражнять в умении составлять рассказ на основе наглядных моделей; - учить воспроизводить последовательность действий, используя простые модели сказок; | Д/игра «Отгадай-ка!» Чтение сказки Д/игры «Разрезные картинки» «Узнай сказку по нарисованному предмету» Словесно-дидактическая игра «Вершки-корешки» |
26.10 | Русская народная сказка «Гуси-лебеди». | Учить детей понимать образное содержание сказки, передавать структуру сказки с помощью моделирования. Развивать творческое воображение. Воспитывать сочувствие к сказочным персонажам, попавшим в беду. | Рассказывание русской народной сказки П/и «Гуси-лебеди» Речевая игра «Едем, едем на тележке» Проигрывание при помощи теневого театра |
28.10 | Логосказки Е.И. Чарушин «Курочка» | - учить детей пересказывать текст рассказа Е. Чарушина «Курочка»; - учить сравнивать объекты на картинках по величине, цвету, подбирать определения, антонимы, согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе; | Дыхательная гимнастика «Перо» Д.И. «Один – много» Чтение рассказа П.И. «Наседка и цыплята». Пальчиковая гимнастика «Цыплята» Рассказ по иллюстрации |
09.11 | Русская народная сказка «Рукавичка». | Обратить внимание на волшебное в сказке: как звери разговаривают, в обычную рукавичку помещается много зверей, она стала домиком. | Чтение Д/игры «Разрезные картинки», «Разукрась героя сказки» Пальчиковая игра «Рукавичка» |
11.11 | Русская народная сказка «Лиса и волк» | - Учить детей участвовать в беседе, понятно отвечать на вопросы полным ответом по тексту. - Учить детей пересказывать наиболее выразительные и динамичные отрывки из сказок. - Учить строить развёрнутые высказывания. | Д/игра «Отгадай-ка!» Чтение сказки Речевая игра «Волшебное колечко» Обыгрывание отрывка сказки. |
16.11 | Логосказка «Как назвать зайца?» | развивать умения передавать образ через мимику, жест и движение; развивать связную речь | Массаж «Тянем наши ушки» Д.И. «Чей? Чья? Чье?» Чтение сказки «Кого не стало?» Речевая игра «Какой зайка» Игра «Детёныши» «Кто, где живет?». Придумывание нового названия сказки. |
18.11 | Русская народная сказка «Лиса привередница» | - Учить детей пересказывать наиболее выразительные и динамичные отрывки из сказок. - Учить строить развёрнутые высказывания. | Чтение Д/игра «Кого не хватает? », Речевая игра «Лисичка подслушивает» Д.И. «Один начинает – другой продолжает» |
23.11 | Русская народная сказка «Петушок и бобовое зернышко» | - Учить детей участвовать в беседе, понятно отвечать на вопросы полным ответом по тексту. | Аудио прослушивание Русской народной сказки. Д.И. «Сложи из частей» Речевая игра «Дружная семья» Д.И. «Что сначала, что потом?» |
25.11 | Логосказка Т. Шуйская «Про посуду» | - Учить детей пересказывать наиболее выразительные и динамичные отрывки из сказок. - закрепить полученные знания по лексической теме «Посуда» | Отгадывание загадок Чтение сказки Д.И. «Чаепитие» Д.И. «Кто лишний? » Аппликация «Чайная пара» |
30.11 | Русская народная сказка в обработке А. Толстого «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». | Развивать умение замечать и использовать выразительные средства языка сказки (повторы, «сказочные слова», образные выражения). | Д.И. «Кого не хватает?» Просмотр мультфильма Д/игра «Знаешь ли ты?» Речевая игра «Молчанка» Д.И. «Один начинает – другой продолжает» |
02.12 | М.Горький «Про Иванушку – дурачка». | Учить понимать характеры и поступки героев, замечать и понимать образные выражения | Д/игра «Отгадай-ка!» Чтение сказки П.И. «Слушай хлопки» Д/игры «Расскажи сказку по иллюстрациям» |
07.12 | Логосказка Б. Сергуненков «Барашек» | Развивать связную речь через использование компонентов театрализованной деятельности. | Самомассаж лица. «Кто спрятался?» Чтение сказки Речевая игра «Что сделали животные?» Пальчиковая игра «Прищепки» «Что забыл нарисовать художник?» |
09.12 | Русская народная сказка «Три медведя». | - учить детей пересказывать текст с наглядной опорой на серию предметных картинок; | Беседа по литературному произведению Игра «Посуда медведей». П/и «У медведя во бору» |
14.12 | Русская народная сказка «Каша из топора». | - расширить словарь н на тему «Продукты»; - развивать диалогическое мышление. | Слушание аудио сказки Д.И. «Что лишнее?» Развивающая игра «Юный повар» Д/игры «Расскажи сказку по иллюстрациям» |
16.12 | Логосказка В.Берестов «Как найти дорожку» | -обучать детей пересказывать рассказ близко к тексту с помощью сюжетной картины. | Чтение стихотворения «Стоит березка зеленая…» Игра: «Где лежит лист, ветка». Чтение рассказа с последующим обсуждением. Речевая игра «Осенние листочки на ветках висят…» Игра « Подбери словечко» |
21.12 | В. Одоевский «Мороз Иванович» | закрепление у обучающихся навыков пересказывания и конструирования сказки «Мороз Иванович» с помощью наборов Lego-конструктора «Построй свою историю». | Д.И. «Угадай, из какой сказки эти предметы?» Чтение сказки Речевая игра «Мороз Иванович» Пальчиковая игра «Зимой» |
23.12 | Русская народная сказка «Снегурушка и лиса» | вырабатывать учебные навыки: отвечать на вопросы, уметь слушать ответ другого ребенка. | Видео просмотр русской народной сказки Д/игра «Эхо» Д.И. «Чудесный мешочек» Проигрывание отрывка сказки |
28.12 | Логосказка Т.А. Шуйская «Почему птицы не все на юг улетают, или отчего ворона вороной зовётся?» | Учить выразительно пересказывать сказку, используя слова и выражения из текста, схемы. | Дыхательное упражнение «Веточка». Речевая зарядка «О чем поют воробушки?» Чтение сказки Пальчиковая гимнастика «Стайка». Д.И. «Назови ласково». Д.И. «Закончи предложения» Д.И. «Как улетают птицы?» |
11.01 | Русская народная сказка «Петушок – золотой гребешок» | -учить воспринимать образное содержание произведения; -уточнить представление детей о характере героя; | «Какая сказка спряталась?» Показ настольного театра Д/и «Отгадай-ка!» Д.И. «Один начинает – другой продолжает» |
13.01 | Русская народная сказка «Лиса и Журавль» | Учить выразительно пересказывать сказку, используя слова и выражения из текста, схемы, активизировать употребление в речи глаголов (из текста сказки). | Отгадывание загадок Чтение сказки с показом иллюстраций худ. В. Лосина Д.И. «Лиса и Журавль» Драматизация сказки. |
18.01 | Логосказка «Баба-Яга». По мотивам сказки А. Афанасьева. | - Активизировать словарь ребенка, обозначающий название предметов, действий, признаков. - Закреплять навыки импровизации диалогов. | Угадай сказку и вставь словечко. Чтение сказки Д.И. «Верх, вниз» Д.И. «Доскажи словечко» Раскрашивание иллюстраций |
20.01 | Ш. Перро «Золушка» | Формирование умения строить пересказ по вопросам | Коммуникативная игра: «Здравствуйте мои друзья!» Д.И. «Скажи наоборот» Д.И. «Бесконечное предложение» Д.И. «Помоги Золушке» Д.И. «Решение противоречий в сказке» |
25.01 | Русская народная сказка «Хвосты» | Обучить детей связному последовательному пересказу достаточно большого по объему текста. | Отгадывание загадок « Кто живет в лесу?» Чтение сказки Д.И. «Чей хвост?». Д/игра: «Скажи наоборот» Речевая игра «Превращение» Д\ игра «Закончи предложение» Моделирование сказки |
27.01 | Логосказка «Как Дед Мороз парад принимал» | - Совершенствование грамматического строя речи; - Обогащение словаря прилагательными; | Д.И. «Услышь ошибку» Д.И. «Из чего игрушка» Д.И. «Один много» Мозаика «Дед Мороз» Драматизация сказки |
01.02 | Русская народная сказка «Зимовье». | Воспитывать эмоциональное восприятие содержания сказки, учить оценивать характеры героев, передавать интонацию голоса, подвести к пониманию образного содержания пословиц. | Проигрывание при помощи пальчикового театра Д/игра «Назови героев сказки» Д/игра «Кто где живёт» |
03.02 | Русская народная сказка «Кот, петух и лиса». | Развивать диалогическую речь, речемыслительную деятельность. | Слушание сказки Развивающая игра «Малыши» Отгадывание загадок Д/игра «Назови сказку по главному герою» |
08.02 | Логосказка К. Д. Ушинский. «Спор животных». | Создать необходимые условия для знакомства детей со сказками. Расширить представление детей о сказках. | Отгадывание загадок Чтение сказки Д.И. «Какой, какая?» Д.И. «Чей хвост?». Д.И. «Кто, где и с кем живет?» Д.И. «Скажи наоборот» Д.И. «Один начинает – другой продолжает» Раскрашивание иллюстраций |
10.02 | Анг.нар.сказка «Три поросенка» в обработке С.Михалкова. | Учить подбирать определения, сравнения к заданному слову; подводить детей к пониманию значения фразеологизмов, пословиц. | Психогимнастика «Шалтай-Болтай» Д/игры «Расскажи сказку по иллюстрациям» Аппликация «Украсим костюм поросенку» |
15.02 | Узбекская народная сказка «Хвастливый заяц» | - Продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением - Развивать у детей навык, описывать героя из произведения художественной литературы - развивать выразительность речи (интонация) | Чтение сказки Отгадывание загадки по содержанию сказки. Речевая игра «Какой зайка» Пальчиковая игра «Заинька» Д/игры «Разрезные картинки» Драматизация сказки |
17.02 | Логосказка. Э. А. Сизова «Шустрик у бабушки» | - закрепить умение составлять простые распространенные предложения; - учить составлять рассказ-описание по плану-схеме; | Игра – упражнение «Угадай животное» Чтение сказки Д.И. «Чья мама, чьи детки?» Речевая игра «Села кошка под кусточек...» Д.И. «Как домашние животные помогают людям?» Составление рассказа описания с опорой на схему |
22.02 | Русская народная сказка «Волк и козлята». | Развивать речемыслительную деятельность, расширять употребление в речи глагольной лексики. | Слушание сказки Д.И. «Кто как голос подает?», Д.И. «Назови ласково» Театрализация сказки на новый лад |
24.02 | Русская народная сказка «Жихарка» | - Воспитывать интерес к сказкам, способствовать созданию эмоционального отклика на увиденное - учить внимательно, слушать его, участвовать в беседе по содержанию сказки, обогащать и активизировать словарь | Отгадывание загадок Чтение русской народной сказки Д.И. «Лисичка подслушивает» Д.И. «Сложи из частей» |
01.03 | Логосказка Л. Яхтш «Капустный листок» | - выделять отличительные признаки с помощью опорных схем; - закрепить умение составлять простые распространенные предложения; - учить составлять рассказ-описание по плану-схеме; | Отгадывание загадок «Угадай животное» Чтение сказки Д.И. «Что человек получает от домашних животных?» Д.И. «Кто, где живет?» Д.И. «Чья мама, чьи детки?» Импровизация движений «Села кошка под кусточек...» Д.И. «Кто как голос подает?» Д.И. «Один начинает – другой продолжает» |
03.03 | Русская народная сказка «Пузырь, Соломинка и Лапоть» | Учить пересказывать короткую сказку, выразительно, передавать диалоги персонажей. Развивать связную речь, умение пересказывать текст без наводящих вопросов. | Д.И. «Узнай по контуру» Чтение сказки Д.И. «Хорошо-плохо» Д.И. «А если бы…» Изменение сюжета сказки путем добавления нового героя. |
10.03 | Русская народная сказка «Два жадных медвежонка». | формировать умение понимать образное содержание и идею сказки; стимулировать детей к коллективному пересказыванию сказки. | Чтение сказки Д.И. «Сложные слова» Д.И. «Подбери словечко» «Разукрась героя сказки» |
15.03 | Логосказка К. Ушинский. «Проказы старухи-зимы» | Обучать связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий. | Отгадывание загадок Д.И. «Что в коробочке?» Чтение сказки Импровизация движений «Снежинки-балеринки». Пересказ с помощью мнемотаблицы. |
17.03 | Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой». | Воспитывать эмоционально-образное восприятие содержания сказки; учить понимать и оценивать характер и поступки героев; подвести к пониманию жанровых особенностей сказки. | Психогимнастика «Лисенок боится», Аудио прослушивание сказки Д/игры «Расскажи сказку по иллюстрациям» Д.И. «Эхо» |
22.03 | Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и серый волк» | Учить детей отвечать на вопросы по содержанию распространенными предложениями. | Отгадывание загадок. Рассказывание сказки. Д.И. «Кто сумеет похвалить» Р.И. « А если бы…» Придумывание нового названия сказки. |
24.03 | Логосказка Т.А. Шуйская «Чудесный ручеек» | - Обобщить полученные ранее знания по теме; - Активизировать словарь по данной теме; - Развитие связной речи по теме. | Отгадывание загадок. Чтение сказки Д.И. «Съедобные и несъедобные» Д.И. «Части гриба» Д.И. «Посчитаем» Обыгрывание ситуации «За грибом» Д.И. «Грибник». Придумывание нового названия сказки. |
05.04 | Логосказка С.С.Фетисов «Как собака друга искала». | Формировать навыков самостоятельного связного пересказа достаточно большего по объему текста. Развивать умения анализировать содержание прослушанного текста. | Прослушивание аудио сказки Пальчиковая гимнастика «Любимые сказки» Д.И. «Что умеют делать звери» Д.И. «Какой, какая, какое?» Придумывание нового конца сказки. |
07.04 | Русская народная сказка «У страха глаза велики». | Учить понимать эмоционально-образное содержание произведения; подводить к пониманию значения пословиц их места и значения в речи. | Чтение сказки Беседа «Пословицы в нашей речи» Д.И. «Подбери картинку к выражению из сказки» Д.И. «Расскажи сказку по героям» Д.И. «Разрезные картинки» |
12.04 | Логосказка Б. Житков «Красавица» | Учить пересказывать короткую сказку, выразительно, передавать диалоги персонажей. Развивать связную речь, умение пересказывать текст без наводящих вопросов. | Д.И. «Черное – белое» Д.И. «Напиши слово» Отгадывание загадок Чтение сказки Д.И. «Про зверей» Д.И. «На что похоже» Д.И. «Угадай, кто!» Разрезные картинки «Узнай, кто спрятался» Составь рассказ о том кого нашли |
14.04 | Литовская сказка «Почему кот моется после еды» | - Учить детей передавать содержание текста полно, последовательно; - Учить детей отвечать на вопросы педагога связными высказываниями; | Стихотворение «Что задумал Васька рыжий?» Чтение сказки Речевая карта «Кот» Д.И. «Доскажи словечко» Д.И. «Расскажи сказку по героям» |
19.04 | Д.Н.Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост». | Формировать эстетическое восприятие художественных текстов; учить видеть характер героев, их поступки; развивать внимание, память. | Д.И. «Кто это?» Чтение сказки Объяснение непонятных выражений Д.И. «Какой заяц?» Д.И. «Скажи по- другому» Д.И. «На что похоже?» Рассматривание иллюстраций по теме. Придумывание другого конца сказки. |
21.04 | Логосказка Ю. Дмитриев. «Ландыши» | Совершенствование грамматического строя речи (учить детей употреблять глаголы в прошедшем времени; согласование существительных с числительными два и пять). | Пальчиковая гимнастика «Наши алые цветы» чтение сказки Д.И. «Назови части». Д.И. «Один — много». Д.И. «Машин или Колин?». Д.И. «А вчера?» Д.И. «Два-пять» Разрезные картинки |
25.04 | Русская народная сказка «Заюшкина избушка». | - закреплять словообразование и употребление относительных прилагательных, обозначающих материал; - обучать последовательному пересказу с опорой на предметные картинки; - упражнять в подборе слов-признаков, слов-действий; | Д.И. «Какой дом?» Чтение сказки Д.И. «Они какие?» Д.И. «Назови сказку по главному герою» Пересказ сказки по цепочке с опорой на предметные картинки. |
28.04 | Братья Гримм «Заяц и еж» | учить рассказывать услышанную сказку; рассказывать без пропусков и пауз; внимательно слушать пересказы других детей. | Д.И. «Отгадай загадку», Чтение сказки Д.И. «Найди пару» Д.И. «Волшебные слова», Д.И. «Волшебные предметы» Д.И. «Расскажи сказку по иллюстрациям» |
Работа по развитию связной устной речи проводилась в несколько этапов: подготовительный, основной и заключительный. Все эти этапы четко отслеживались на каждом занятии.
На первом этапе особое внимание было уделено способности детей слушать и понимать направленную на них речь, а также укреплению лексико-грамматических структур в речи детей. В работу включались разные виды представления сказки:
- Чтение педагогом;
- Проигрывание при помощи разного вида театра;
- Использование игровых упражнений;
- Использование сюжетных картинок по сказкам.
Перед знакомством с каждой новой сказкой нами обязательно проводились подготовительные упражнения. Для этого мы использовали такие приемы, как отгадать загадку о герое произведения; рассмотреть иллюстрации к сказке и предположить о ком мы сегодня будем читать. Также мы уточняли отдельные слова или словосочетания, содержащиеся в тексте, чтобы избежать непонимания смысла произведения, так как в сказках много слов из устаревшей лексики.
Тексты сказок читались детям дважды, в медленном темпе. При повторном чтении применялась методика завершения детьми отдельных предложений, не досказанных логопедом. Такой прием не только развивал речь ребенка, но и помогал активизировать внимание на последовательности событий в тексте.
На втором этапе большое внимание уделялось развитию интонационной и невербальной выразительности речи детей. Для этого использовались упражнения на развитие мимики, интонации, которые отрабатывались при помощи различных игровых упражнений.
Также проводились игры и упражнения на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию и речевую логику. Для этого мы использовали материалы сказок, на основе которых разыгрывались этюды на передачу эмоционального состояния героя, воспроизведение черт характера героя. Использование таких упражнений стало частью подготовки детей к драматизации сказки.
Так, в этих эпизодах через мимику, жест, позу дети учились передавать отдельные черты характера героев (жадность, замкнутость, трусость, смелость).
Речевые упражнения воздействуют на эмоционально-личностную сферу ребенка, развивают чистоту произношения, улучшают интонационную окраску речи, развивают умение пользоваться выразительными средствами голоса. Для выполнения этих упражнений мы сначала учим тексты. Упражнения могут быть групповыми или индивидуальными.
На третьем этапе особое внимание уделялось закреплению способности к связному, последовательному и выразительному повторению литературных произведений; значительное место отводилось упражнениям по составлению сказок. В работу с детьми входили следующие задания:
- Составление рассказа на основе зрительного восприятия.
- Придумывание другого конца сказки.
- Придумывание другого названия сказки.
Достаточно большое место занимало в нашей работе обучение детей пересказу текста, так как это одно из наиболее эффективных упражнений в развитии связной речи детей.
По окончании нашего формирующего этапа опытно-экспериментальной работы был проведен ее контрольный этап. На этом этапе нами были использованы методики, взятые на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы.
С целью выявления эффективности работы по формированию связной устной речи у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью 1 варианта в системе логопедической работы был проведен контрольный этап опытно-экспериментального исследования, в котором использовались те же методики, что и на констатирующем этапе.
В ходе проведения Методики «Составление предложений по отдельным ситуационным картинкам» О.Б. Иншакова с целью определения способности ребенка составлять адекватное законченное высказывание на уровне фразы детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью 1 варианта, на контрольном этапе были получены результаты, представленные в Таблице 7.
Таблица 7 - Результаты исследования способности составлять адекватное законченное высказывание детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью 1 варианта на контрольном этапе опытно-экспериментальной работы
Классы Уровни | Экспериментальная группа | Контрольная группа | ||
Количество | % | Количество | % | |
Низкий | 0 | 0 | 0 | 0 |
Ниже среднего | 0 | 0 | 1 | 20 |
Средний | 1 | 20 | 1 | 20 |
Высокий | 4 | 80 | 3 | 60 |
Далее, в ходе проведения Методики «Составление рассказа по серии сюжетных картинок» Р.И. Лалаевой, имеющей цель выявить умение составлять рассказ по серии сюжетных картин детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью 1 варианта на контрольном этапе, были получены результаты, представленные в Таблице 8.
Таблица 8 - Результаты исследования умения составлять рассказ по серии сюжетных картин детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью 1 варианта на контрольном этапе опытно-экспериментальной работы
Классы Уровни | Экспериментальная группа | Контрольная группа | ||
Количество | % | Количество | % | |
Низкий | 0 | 0 | 0 | 0 |
Ниже среднего | 2 | 40 | 2 | 40 |
Средний | 2 | 40 | 3 | 60 |
Высокий | 1 | 20 | 0 | 0 |
Далее, в ходе проведения Методики «Пересказ текста (знакомой сказки или короткого рассказа)» В.П. Глухова с целью выявления умений строить связное высказывание по литературному образцу, пересказывать, сохраняя последовательность событий у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью 1 варианта, на контрольном этапе получены результаты, представленные в Таблице 9.
Таблица 9 - Результаты исследования умения строить связное высказывание по литературному образцу у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью 1 варианта на контрольном этапе опытно-экспериментальной работы
Классы Уровни | Экспериментальная группа | Контрольная группа | ||
Количество | % | Количество | % | |
Низкий | 0 | 0 | 1 | 20 |
Ниже среднего | 1 | 20 | 1 | 20 |
Средний | 2 | 40 | 3 | 60 |
Высокий | 2 | 40 | 0 | 0 |
Далее, в ходе проведения Методики «Составление описательного рассказа» В.П. Глухова с целью выявления умений ребенка полно, точно и последовательно отображать основные свойства предмета и представлять содержание в языковой форме у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью 1 варианта, на контрольном этапе получены результаты, представленные в Таблице 10.
Таблица 10 - Результаты исследования умения ребенка полно, точно и последовательно отображать основные свойства предмета и представлять содержание в языковой форме у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью 1 варианта на контрольном этапе опытно-экспериментальной работы
Классы Уровни | Экспериментальная группа | Контрольная группа | ||
Количество | % | Количество | % | |
Низкий | 1 | 20 | 1 | 0 |
Ниже среднего | 3 | 60 | 3 | 60 |
Средний | 1 | 20 | 2 | 40 |
Высокий | 0 | 0 | 0 | 0 |
Далее, в ходе проведения Методики «Продолжение рассказа по заданному началу» О.Б.Иншаковой с целью выявления возможности в решении поставленной речевой и творческой задачи, в умении использовать при составлении рассказа предложенный текстовой и наглядный материал у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью 1 варианта, на контрольном этапе получены результаты, представленные в Таблице 11.
Таблица 11 - Результаты исследования умения выявления возможности детей в решении поставленной речевой и творческой задачи с умственной отсталостью 1 варианта на контрольном этапе опытно-экспериментальной работы
Классы Уровни | Экспериментальная группа | Контрольная группа | ||
Количество | % | Количество | % | |
Низкий | 1 | 20 | 1 | 0 |
Ниже среднего | 3 | 60 | 3 | 60 |
Средний | 1 | 20 | 2 | 40 |
Высокий | 0 | 0 | 0 | 0 |
Как показала динамика развития особенностей связной устной речи у детей с умственной отсталостью, выявленная на этапе контрольного эксперимента, правила, направления, приемы работы, разработанные нами с помощью сказки может обеспечить эффективное развитие связной речи у детей школьного возраста с умственной отсталостью.
Все вышеизложенное дает основания констатировать, что цель, поставленная в решении данной проблемы, достигнута, а выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение в анализируемых объективных данных.
Предварительный просмотр:
Слайд 1: Уважаемые члены государственной аттестационной комиссии. Вашему вниманию представляются результаты исследования на тему: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СКАЗОК КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ УСТНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ»
Слайд 2: Связная речь – это развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, представляющее собой ряд логически связанных предложений, и выполняющее особую роль в речевой деятельности. Проблемы, связанные с развитием связной речи, отражаются как на общем развитии ребенка, так и на его обучении, что ведет и к проблемам в социализации ребенка. Особенно ярко это проявляется у детей с умственной отсталостью. Поэтому так важна при работе с такими детьми коррекционная работа, направленная на формирование связной устной речи. Однако, как показывает анализ практики, работа по формированию и развитию связной речи у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью как самостоятельная система не рассматривается ни в теории, ни в практике.
Слайд 3. Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментальным путем выявить возможности использования сказок в работе по развитию связной устной речи младших школьников с умственной отсталостью. С учётом актуальности поставленной проблемы были определены тема, методологический аппарат, логика и содержание нашего исследования, представлены на слайдах 2-3.
Слайд 4. Позвольте, не зачитывая методологические характеристики данного исследования, с которыми можно ознакомиться на данном слайде и во введении автореферата и выпускной квалификационной работе, сразу перейти к представлению основного содержания.
Слайд 5. Первая глава посвящена теоретическому основанию развития связной устной речи у младших школьников с умственной отсталостью на основе использования сказок.
Главная задача педагога по развитию связной речи обучающихся в начальной школе заключается в том, чтобы научить детей свободно и верно формулировать собственные мысли.
Решение этой задачи осуществляется путем формирования у учащихся набора речевых навыков, которые дают возможность им понимать выражение, передавать его содержание и делать свои собственные. Однако эта задача у детей с умственной отсталостью сопряжена с определенными трудностями.
Умственная отсталость – это - «стойкое нарушение познавательной деятельности, возникающее вследствие органического поражения головного мозга (наследственного или приобретенного)».
Такое нарушение откладывает отпечаток на все психические функции ребёнка, расстраивая их.
Слайд 6. У детей с умственной отсталостью выделяются следующие особенности связной речи:
- недостаточно развиты экспрессивная и импрессивная формы речи;
- дети с трудом вступают в общение, затрудняются в переключении с позиции слушающего на позицию говорящего, и на оборот: не выражают заинтересованности в получении информации; наблюдается искажение логики и последовательности высказывания,;
- фрагментарность высказывания;
- , соскальзывание с темы, ведущее к образованию побочных ассоциаций,
- быстрая истощаемость внутренних побуждений к речи,
- бедность и шаблонность лексического и грамматического строя,
- наличие черт, присущих ситуативной речи,
- неоправданно большое количество местоимений,
- перескакивание с одного события на другое.
Слайд 7. Формирование связной речи у детей с умственной отсталостью осуществляется замедленными темпами и характеризуется определенными качественными особенностями: они длительное время не могут самостоятельно связно высказываться, им требуется поддержка преподавателя в виде вопросов. Одним из средств для развития связной устной речи является сказка.
«Народные сказки способствуют усвоению всех форм языка, которые дают возможность выработки у детей собственных речевых навыков при рассказывании» - так писал К.Д.Ушинский
Слайд 8. Вторая глава содержит описание проведенного опытно-экспериментального исследования по развитию связной устной речи у учащихся младшего школьного возраста с умственной отсталостью на основе использования сказок
Опытно-экспериментальная работа проводилась в три этапа и проходила в период с 11.10.2021 по 29.04.2022. Базой исследования стала МОБУ «СОШ № 9», Красноярского края, г. Минусинск.
Всего в исследовании приняло участие 10 человек, имеющих диагноз умственная отсталость 1 степени. На основе случайной выборки обучающихся создана контрольная группа (в количестве 5 человек) и экспериментальная группа (в количестве 5 человек). Биологический возраст испытуемых на момент исследования был 8-9 лет.
Работа проходила в 3 этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.
Первым этапом опытно-экспериментальной работы стал констатирующий этап, целью которого является изучение уровня сформированности связной устной речи у младших школьников детей.
Для решения поставленных задач и достижения цели констатирующего этапа были подобраны методики исследования связной речи младших школьников с умственной отсталостью которые указаны на слайде.
Выбор данного комплекса методик обусловлен их направленностью, которая позволяет оценить уровень развития связности речи с разных сторон.
(слайд 9) По результатам исследования уровня развития связной устной речи детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью видно, что как в экспериментальной группе детей, так и (слайд 10) в контрольной группе недостаточно сформирована связная речь. Это свидетельствует о необходимости коррекционно-развивающей работы по формированию связной устной речи.
При построении логопедической работы с детьми с умственной отсталостью мы использовали сказки. Нами был составлен тематический план логопедических занятий с обучающимися экспериментальной группы по формированию связной устной речи с использованием сказок.
Слайд 11. Формирующий этап нашей работы проводился с 11.10.2021 по 29.04.2022 и включал серию логопедических занятий с обучающимися экспериментальной группы. Занятия проводились три раза в неделю и продолжались в течение 30 -40 минут. Время занятий - после учебной деятельности. При выборе материала предусматривались конкретные особенности последовательной речи и возрастные, типологические и психофизиологические особенности данной категории детей.
В процессе работы были использованы авторские логосказки Э. А. Сизовой, Т. А. Шуйской, Б. Н. Сергуненкова.
Кроме того, в качестве материала были использованы и литературные сказки таких авторов, как В. Берестов, Л. Яхтш, Б. Житков, Е. Чарушин, Ю. Дмитриев, К. Д. Ушинский.
Основными формами занятий были индивидуальные и групповые формы.
Тематическое планирование представлено в автореферате.
Слайд 12. Работа по развитию связной устной речи проводилась в несколько этапов: подготовительный, основной и заключительный. Все эти этапы четко отслеживались на каждом занятии.
На первом этапе особое внимание было уделено способности детей слушать и понимать направленную на них речь, а также укреплению лексико-грамматических структур в речи детей. В работу включались разные виды представления сказки:
- Чтение педагогом;
- Проигрывание при помощи разного вида театра.
Слайд 13. Так, например, при помощи пальчикового театра нами была представлена сказка «Под грибом» В. Сутеева. Для знакомства со сказкой «Гуси-лебеди» мы использовали теневой театр.
Слайд 14. Прослушивание сказки с опорой на наглядность. (использование перчаточных кукол), помогает ребенку более наглядно представить действие героев сказки, что помогает ее лучшему восприятию, пониманию последовательность действий в сказке, что способствует развитию логичности построения высказывания.
- Слайд 15. Так же, использовались игровые упражнения, которые проводились с опорой на наглядность. Так для работы мы предлагали детям игрушки, различный подручный материал. При использовании игры с волшебным мешочком отрабатывались умения связного описания предметов. Для этого каждому ребенку надо было сначала подобрать прилагательные, которые он будет употреблять при описании предмета. Затем с этими прилагательными составить предложение, а только потом построить рассказ. Для тех, кому было трудно, мы задавали наводящие вопросы: Какой это предмет по форме? Цвету? Для чего он? И т.п.
(Слайд 16) Перед знакомством с каждой новой сказкой нами обязательно проводились подготовительные упражнения. Для этого мы использовали такие приемы, как отгадать загадку о герое произведения; рассмотреть иллюстрации к сказке и предположить о ком мы сегодня будем читать. Также мы уточняли отдельные слова или словосочетания, содержащиеся в тексте, чтобы избежать непонимания смысла произведения, так как в сказках много слов из устаревшей лексики.
Тексты сказок читались детям дважды, в медленном темпе. При повторном чтении применялась методика завершения детьми отдельных предложений, не досказанных логопедом. Такой прием не только развивал речь ребенка, но и помогал активизировать внимание на последовательности событий в тексте.
(Слайд17) На втором этапе большое внимание уделялось развитию интонационной и невербальной выразительности речи детей. Для этого использовались упражнения на развитие мимики, интонации, которые отрабатывались при помощи различных игровых упражнений.
(Слайд 18) Также проводились игры и упражнения на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию и речевую логику.
(Слайд 19) Речевые упражнения воздействуют на эмоционально-личностную сферу ребенка, развивают чистоту произношения, улучшают интонационную окраску речи, развивают умение пользоваться выразительными средствами голоса. Для выполнения этих упражнений мы сначала учим тексты.
(Слайд 20) На третьем этапе особое внимание уделялось закреплению способности к связному, последовательному и выразительному повторению литературных произведений; значительное место отводилось упражнениям по составлению сказок. В работу с детьми входили следующие задания: Составление рассказа на основе зрительного восприятия
(Слайд 21) Придумывание другого конца сказки. Такие упражнения направлены, прежде всего, на развитие творческого воображения детей, а также для формирования умений создавать собственные связные высказывания.
Придумывание другого названия сказки. Это задание направлено на умение определять главную мысль текста, что является одним из условий создания собственных речевых высказываний.
(слайд 22) Целью контрольного этапа исследования являлось выявление эффективности работы по формированию связной устной речи у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью в системе логопедической работы.
(слайд 23) Анализируя полученные данные в динамике, при проведении контрольного среза, ребята показали более высокие результаты в сравнении с констатирующим этапом. Позитивным на контрольном этапе эксперимента явилось то, что значительно уменьшилось количество детей в экспериментальной группе с низким уровнем.
(слайд 24) Таким образом, проведенные на контрольном этапе опытно-экспериментальной работы исследования показали, что работа в экспериментальном классе, которую мы провели в рамках формирующего этапа, доказывает эффективность использования сказок как условие развития связной устной речи в работе с младшими школьниками. Сравнение результатов контрольного этапа и констатирующего показало существенное изменение во всех показателях изучаемого уровня трудовой воспитанности у учащихся экспериментального класса. Изменения в показателях контрольного класса были менее существенными. Все это говорит о том, что цель, поставленная в решении данной проблемы, достигнута, а выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение в анализируемых объективных данных.
Слайд 25. Доклад окончен. Благодарю за внимание! Готова выслушать ваши вопросы.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Связная речь – это развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, представляющее собой ряд логически связанных предложений, и выполняющее особую роль в речевой деятельности. Проблемы, связанные с развитием связной речи, отражаются как на общем развитии ребенка, так и на его обучении, что ведет и к проблемам в социализации ребенка. Особенно ярко это проявляется у детей с умственной отсталостью. Поэтому так важна при работе с такими детьми коррекционная работа, направленная на формирование связной устной речи. Однако, как показывает анализ практики, работа по формированию и развитию связной речи у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью как самостоятельная система не рассматривается ни в теории, ни в практике 2
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментальным путем выявить возможности использования сказок в работе по развитию связной устной речи младших школьников с умственной отсталостью. Объект исследования: развитие связной устной речи у учащихся младшего школьного возраста с умственной отсталостью. Предмет исследования: использование сказок в работе по развитию связной устной речи младших школьников с умственной отсталостью. 3
Гипотеза исследования: использование сказок будет эффективным условием развития связной устной речи учащихся младшего школьного возраста с умственной отсталостью, если при ее использовании: включаются в работу разные виды представления сказки (чтение педагогом, проигрывание при помощи разного вида театра (пальчиковый, перчаточный, теневой и т.п.), использование при рассказывании игрушек и другого подручного материала); организуется работа над сказкой с использованием методов и приемов, направленных на обогащение речи детей новой лексикой и развитие связности (беседы по сказкам, организация игровой деятельности по следам сказки, пересказ прочитанного, совместное рассказывание сказки, инсценирование сказок, создание собственных сказок и т.п.). 4
Глава 1. Теоретические основы развития связной устной речи у младших школьников с умственной отсталостью на основе использования сказок. Главная задача педагога по развитию связной речи обучающихся в начальной школе заключается в том, чтобы научить детей свободно и верно формулировать собственные мысли. Решение этой задачи осуществляется путем формирования у учащихся набора речевых навыков, которые дают возможность им понимать выражение, передавать его содержание и делать свои собственные. Однако эта задача у детей с умственной отсталостью сопряжена с определенными трудностями. Умственная отсталость – это - «стойкое нарушение познавательной деятельности, возникающее вследствие органического поражения головного мозга (наследственного или приобретенного)». Такое нарушение откладывает отпечаток на все психические функции ребёнка, расстраивая их. 5
Особенности связной речи у детей с умственной отсталостью: недостаточно развиты экспрессивная и импрессивная формы речи; дети с трудом вступают в общение, затрудняются в переключении с позиции слушающего на позицию говорящего, и на оборот: не выражают заинтересованности в получении информации; наблюдается искажение логики и последовательности высказывания,; фрагментарность высказывания; , соскальзывание с темы, ведущее к образованию побочных ассоциаций, быстрая истощаемость внутренних побуждений к речи, бедность и шаблонность лексического и грамматического строя, наличие черт, присущих ситуативной речи, неоправданно большое количество местоимений, перескакивание с одного события на друг ое. 6
Формирование связной речи у детей с умственной отсталостью осуществляется замедленными темпами и характеризуется определенными качественными особенностями: они длительное время не могут самостоятельно связно высказываться, им требуется поддержка преподавателя в виде вопросов. Одним из средств для развития связной устной речи является сказка. « Народные сказки способствуют усвоению всех форм языка, которые дают возможность выработки у детей собственных речевых навыков при рассказывании » - так писал К.Д.Ушинский 7
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию связной устной речи у учащихся младшего школьного возраста с умственной отсталостью на основе использования сказок. Опытно-экспериментальная работа проводилась в три этапа и проходила в период с 11.10.2021 по 29.04.2022. Базой исследования стала МОБУ «СОШ № 9», Красноярского края, г. Минусинск. Всего в исследовании приняло участие 10 человек, имеющих диагноз умственная отсталость 1 степени. На основе случайной выборки обучающихся создана контрольная группа (в количестве 5 человек) и экспериментальная группа (в количестве 5 человек). Биологический возраст испытуемых на момент исследования был 8-9 лет. Работа проходила в 3 этапа: констатирующий, формирующий, контрольный. Первым этапом опытно-экспериментальной работы стал констатирующий этап , целью которого является изучение уровня сформированности связной устной речи у младших школьников детей. Для достижения цели констатирующего этапа были подобраны следующие методики исследования связной речи младших школьников с умственной отсталостью: Методика «Составления предложений по отдельным ситуационным картинкам» (автор О. Б. Иншакова). Методика «Составление рассказа по серии сюжетных картинок» (автор П. И. Лалаева ). Методика «Пересказ текста (знакомой сказки или короткого рассказа)» (автор В.П. Глухов ). Методика «Составление описательного рассказа» (автор В.П. Глухов ). Методика «Продолжение рассказа по заданному началу» (автор О.Б. Иншакова) 8
Обобщенные данные по результатам всех методик экспериментального класса на констатирующем этапе. 9
Обобщенные данные по результатам всех методик контрольного класса на констатирующем этапе. 10
Формирующий этап нашей работы проводился с 11.10.2021 по 29.04.2022 и включал серию логопедических занятий с обучающимися экспериментальной группы. Занятия проводились три раза в неделю и продолжались в течение 30 -40 минут. Время занятий - после учебной деятельности. При выборе материала предусматривались конкретные особенности последовательной речи и возрастные, типологические и психофизиологические особенности данной категории детей. В процессе работы были использованы авторские логосказки Э. А. Сизовой , Т. А. Шуйской, Б. Н. Сергуненкова . Кроме того, в качестве материала были использованы и литературные сказки таких авторов, как В. Берестов, Л. Яхтш , Б. Житков, Е. Чарушин , Ю. Дмитриев, К. Д. Ушинский. Основными формами занятий были индивидуальные и групповые формы. Формирующий этап 11
Работа по развитию связной устной речи проводилась в несколько этапов : подготовительный, основной и заключительный. Все эти этапы четко отслеживались на каждом занятии. На первом этапе особое внимание было уделено способности детей слушать и понимать направленную на них речь, а также укреплению лексико-грамматических структур в речи детей. В работу включались разные виды представления сказки: Чтение педагогом; Проигрывание при помощи разного вида театра. 12
Пальчиковый театр Теневой театр Первый этап - подготовительный 13
Кукольный театр Конусный театр 14
Игровые упражнения 15
Отгадай загадку о герое произведения Рассмотри иллюстрации к сказке П одготовительные упражнения 16
Развитие мимики и интонации Второй этап – основной 17
Этюды на воспроизведение черт характера. «Жадный пёс» Цель: Через мимику и жесты передавать черты характера (жадность). Ход: Педагог читает стихотворение В. Квитко . Дети имитируют состояние и действия, о которых говориться в стихотворении. «Жадный пёс дрова принёс, Воды наносил, тесто замесил, Пирогов напёк, спрятал в уголок, И съел сам – гам, гам, гам!» «Страшный зверь» Цель: Через пантомиму передавать черты характера и поведения персонажей (смелый, трусливый, глупый, осторожный). Ход: Педагог читает стихотворение В. Семерина «Страшный зверь». Дети, получившие роли, действуют по тексту. «Прямо в комнатную дверь, Проникает хищный зверь! У него торчат клыки И усы топорщатся- У него горят зрачки- Испугаться хочется! Может это львица? Может выть волчица? Глупый мальчик крикнул: - Рысь!! Храбрый мальчик крикнул: - Брысь!» 18
«Эхо» Цель: Менять интонационную окраску при чтении текста. Ход: «Мы бродили тёмным бором, Мы спросили дружно хором: - Дома ль бабушка Яга? Лес ответил нам: - Ага!» Текст повторяется, заменяется лишь наречие- как спросили? – «Дружно; тихо; грозно; трусливо; смело…» «Едем, едем на тележке» Цель: Развивать чистоту произношения, чувство ритма, выразительность. Ход: «Едем, едем на тележке, Собирать в лесу орешки, Скрип, скрип, скрип, Скрип, скрип, скрип. Листья шуршат - ш-ш-ш, Птички свистят – фить-пирью , фить-пирью , Белка на ветке Орешки всё грызёт - цок, цок, цок, цок, Рыжая лисичка зайчишку стережёт, (пауза) Долго-долго ехали, Наконец, приехали!» Речевые игры и упражнения. 19
Мнемотаблица к сказке «Заюшкина избушка» Иллюстрации сказки «Лисичка со скалочкой» Третий этап - заключительный 20
Упражнение «Придумай свой конец сказки» Цель: Развитие мышления и воображения Предложить детям изменить и сочинить свой конец сказок. Например: Логосказка С.С.Фетисов «Как собака друга искала». «Человек не согласился приютить собаку, а прогнал…» Д.Н.Мамин -Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост». « Заяц – хвастун не прыгнул со страха к верху, а побежал прочь ...». Упражнение «Придумай другого названия сказки » Цель: Развитие мышления и воображения, умения определять главную мысль текста. Предложить детям придумать новое название сказок. 21
Целью контрольного этапа исследования являлось выявление эффективности работы по формированию связной устной речи у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью в системе логопедической работы . 22
23
ВЫВОД: проведенные на контрольном этапе опытно-экспериментальной работы исследования показали, что работа в экспериментальном классе, которую мы провели в рамках формирующего этапа, доказывает эффективность использования сказок как условие развития связной устной речи в работе с младшими школьниками. Сравнение результатов контрольного этапа и констатирующего показало существенное изменение во всех показателях изучаемого уровня трудовой воспитанности у учащихся экспериментального класса. Изменения в показателях контрольного класса были менее существенными. Все это говорит о том, что цель, поставленная в решении данной проблемы, достигнута, а выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение в анализируемых объективных данных. 24
Спасибо за внимание! 25
использование СКАЗОК КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ УСТНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ Студент: Турлакова Дарья Павловна Научный руководитель : Мальчевская Марина Леонидовна канд. пед . наук, доцент
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи для детей среднего школьного возраста с умственной отсталостью, находящихся на индивидуально – дифференцированном обучении.
1.Формировать обобщающее понятие «Овощи»2.расширять знания детей по теме «Овощи»: где растут, как и когда собирают, что готовят. 3.Закреплять представления о «словах – признаках», «словах - дейст...
Развитие связной диалогической речи у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи
В данном материале представлены этапы работы с детьми имеющими ОНР...
Методические рекомендации по развитию речевой деятельности детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью и задержкой психического развития.
Методические рекомендации по формированию грамматического строя речи у детей с умственной отсталостью и задержкой психического развития....
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
Аннотация: В статье описаны особенности развития познавательного интереса у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью, представлены особенности восприятия, мышления, памяти, воображен...
Мастер-класс по теме: «Организационно-педагогические условия формирования коммуникативной компетентности детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью»
Актуальность проблемы формирования коммуникативной компетентности в младшем школьном возрасте подчеркивается ее теоретической, практической и социальной значимостью, необходимостью определения содержа...
Сказкотерапия как условие развития связной устной речи у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью
В наше время перед педагогами стоит задача по формированию социально активной личности. Одним из важнейших признаков такой личности являются ясная и правильная речь, изложение своих мыслей в свободной...
Особенности развития ловкости и чувства ритма у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью
Особенности развития ловкости и чувства ритма у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью...